Как бороться с невнимательностью ребёнка в школе

Возрастные нормы формирования памяти в 6-7 лет

В этот промежуток времени ребёнок начинает обучение в школе. Из дошкольника он превращается в ученика. По-прежнему ведущую роль играет наглядно-образная память, но уже идёт формирование вербальной мыслительной деятельности.

Развивается произвольная память, и младший школьник может запомнить информацию целенаправленно. К 6-7 годам у детей повышается навык самоконтроля. Для перехода знаний из кратковременного хранилища в долгосрочный архив памяти ребёнку требуется повторение заученных сведений.

В силу возраста детям сложно структурировать учебный материал и разбивать его на блоки. У них только начинает формироваться логическое мышление. Мальчики лучше девочек запоминают цифры, но хуже слова. Им легче даётся решение кроссвордов, построение ассоциативных связей.

Простые упражнения развития памяти

Ответ на вопрос о том, как развить память у взрослого человека, лежит в области постоянного ее совершенствования. Это же касается внимания и интеллекта. В основе тренировок памяти лежат следующие закономерности:

  • интерес к запоминаемому объекту и его значимость;
  • погружение в информацию, сосредоточенность и концентрация внимания;
  • последовательное воспроизведение, постепенное запоминание.

Неоценимую помощь в развитии памяти оказывают интеллектуальные игровые задания для взрослых

Выполнять их несложно, важно делать это регулярно, а не от случая к случаю. Вот некоторые из них

  1. Назовите пару слов, к каждому из них должны подходить, например, такие прилагательные: съедобный, белый, мягкий.
  2. Выложите на поверхность стола несколько костяшек домино. Внимательно в продолжение 10 секунд посмотрите на них. Отвернитесь и назовите общую сумму на костяшках.
  3. Человек обычно сам в состоянии придумывать упражнения по развитию памяти и тесно связанного с ней внимания. Например, понюхайте разные вещи: духи, цветы, блюда или другие предметы. Сравните запахи между собой, постарайтесь описать их словами.
  4. Во время приема пищи не торопитесь. Посмакуйте любимое блюдо или напиток, ощутите вкус. Если делать это постоянно, то происходит запоминание того, что ешь. Память сохранит вкус употребляемых продуктов и это впоследствии станет одним из многочисленных воспоминаний. Эффективным упражнением является дегустация вин, однако усердствовать в его выполнении не стоит.
  5. Прислушайтесь к окружающим звукам, постарайтесь проанализировать их. К примеру, можно определять музыкальные инструменты, слушая симфонический или духовой оркестр. Если услышите вдалеке звучание песни, то постарайтесь разобрать доносящиеся слова.
  6. Тренируйте память, запоминая человеческие лица, часто встречающиеся на пути. При рассматривании отмечайте нечто особенное, доминирующее во внешности: губы, нос, глаза, пышную шевелюру и т. д. Однако делайте это ненавязчиво, не привлекая внимания человека.
  7. Находясь в дороге, наблюдайте за происходящим, не цепляясь на посторонние мысли. После этого, закрыв глаза, постарайтесь припомнить то, что увидели и услышали.
  8. Заучивайте любимые стихотворения, крылатые выражения, медленно читая, выделяя в них значимые слова, воссоздавая образы в своем сознании.
  9. Запоминайте номера телефонов, тренируя память на цифры. Добавьте сюда образное мышление, ассоциируя цифру с чем-то: 1 – со спичкой, 2 – с лебедем и так далее.
  10. Закройте глаза и мысленно воспроизведите страничку рабочего блокнота, не забывая о сокращениях и помарках. Спустя неделю можно порадоваться успехам своей памяти.

Отличная память — большое преимущество человека любого возраста, помогающее и в повседневной жизни, и в успешной работе. Однако развивать ее взрослым людям нужно постоянно.

Дополнительные рекомендации

Каждая методика развития памяти у подростков позволит добиться нужного результата. Но ускорить достижение цели можно с помощью простых рекомендаций на каждый день. За их реализацию должны взяться сами подростки, т.к. все советы касаются повседневной жизни.

Рекомендации:

  1. При запоминании новой информации нужно представлять ее образно.
  2. Все новые данные следует ассоциировать с чем-то знакомым.
  3. После просмотра фильма или прочтения книги следует кратко пересказать сюжет.
  4. Если появляется возможность задействовать мозг, то следует ею воспользоваться.
  5. Нужно регулярно высыпаться, посвящая сну не менее 7-8 часов каждую ночь.

Выполнения таких простых советов достаточно, чтобы повысить эффективность своих тренировок по развитию памяти. Если рекомендации не совсем понятны ребенку, то их следует обязательно разъяснить.

Какая бывает память у детей?

Прежде чем приступать к развитию памяти у малыша, следует понять, какие бывают виды детской памяти:

Произвольная память, при которой для запоминания используется воля. Непроизвольная память включается бессознательно.
Непосредственная (механическая) – примером можно назвать заучивание стихов в том случае, когда ребенок не знает значений каких либо слов. Опосредованная же означает предварительное осмысление ребенком информации.
Кратковременная и долговременная

У дошкольников очень часто можно наблюдать такую ситуацию, когда они помнят что-то очень важное буквально 5 минут, а затем забывают. Так, например, лучшие друзья в детском саду за день могут несколько раз поссориться и помириться, но при этом даже забыть, из-за чего же был спор

Позже, к школьному возрасту, более развитой становится долговременная память.

Память у ребенка также делится на слуховую, зрительную, тактильную, кинетическую.

Прием медицинских препаратов

Добиться положительного результата в развитии памяти у подростков получится с помощью применения медицинских средств. В большинстве случаев можно обойтись без них, но для усиления эффекта тренировок рекомендуется воспользоваться наиболее безопасными медикаментами.

Самые популярные средства:

  • «Глицин» – повышает работоспособность, успокаивает нервную систему, нормализует работу мозга;
  • «Пирацетам» – стимулирует обменные процессы внутри мозга, улучшает усвоение нового материала, помогает запоминать даже неинтересную информацию;
  • «Фенибут» – улучшает мозговое кровообращение, повышает работоспособность, обеспечивает подростка крепкой памятью.

Дополнительно можно принимать:

  • «Биотредин»;
  • «Аминалон»;
  • «Пантогам»;
  • «Тенотен»;
  • «Нобен»;
  • «Билобил»;
  • «Интеллан»;
  • «Фезам».

Полезно будет приобрести и витаминные комплексы. Они положительно влияют на работу мозга и укрепляют человеческую память. Хороший эффект приносят витамин B и C.

Виды памяти

Память человека – это отражение его опыта, мыслей, эмоций. Практически любое событие или символ вызывает какой-то отклик в сознании. Принято делить память на ряд видов:

  • По форме напряжения психологических операций (память, основанная на движениях, эмоциях, словах и зрении)
  • По виду усвоения (произвольная и непроизвольная)
  • По длительности хранения (долго хранится, недолго или оперативно).

Память можно разделить на три взаимосвязанных процесса:

  • Запоминание материала;
  • Сохранение;
  • Воспроизведение.

Первый процесс – это возникновение и фиксация в коре мозга нервных импульсов, которые переходят по цепочке от одной клетки к другой. Создаются новые связи – энграммы, которые в дальнейшем создают сложные структуры, выстраиваются в ассоциативные связи.

Человек запоминает любой материал двумя методами – произвольным и непроизвольным.

На непроизвольное усвоение повлиять крайне сложно, так как малыш отмечает объекты и факты, которые увидел, услышал или потрогал. Но не весь материал хранится в коре головного мозга долго. Большую роль играет эмоциональная вовлеченность. Например, ваш ребенок очень быстро забудет, что он ел позавчера вечером, однако, до конца жизни будет помнить, что погладить пчелу – не самая лучшая идея.

К произвольной памяти относится «заучивание» информации – целенаправленное запоминание стихов, правил дорожного движения, а также любой другой информации, полезной в обществе. Поскольку произвольное усвоение – процесс осознанный, стимул имеет в нем важную роль. Раз у ребенка имеется достаточный мотив, то и усвоение материала идет легче.

Затем информация сохраняется. Эта процедура может быть динамической и статической. В динамической памяти (с кратким сроком хранения) информация хранится недолго. Статическое хранение имеет отношение к долгому сроку хранения. Эта схема важна для учёбы, так как ученику, запомнившему материал, потом свойственно вернуться к нему снова. Дальше он может изменять информацию и дополнять её. Именно так действует механизм приобретения данных, который помогает ребенку учиться.

Третий важный процесс – воспроизведение. Это воссоздание в голове ранее полученного материала, повтор выученных действий.

Методы развития памяти

Способов и методик развить память у ребенка 5 лет довольно много

Они включают разные упражнения и задания, которые облегчают запоминание, помогают концентрировать внимание, увеличивают объем памяти

Методика Домана. Она предполагает изучение карточек, на которых есть яркие изображения на белом фоне, а под ними – надпись. Когда ребенку показывается карточка, одновременно произносится название предмета или явления. На просмотр одной карточки тратится всего 1 секунда. Сначала дети просто изучают новые карточки, начиная от 5 штук за одно занятие, а позже можно проводить по ним игры, например, объединять изображения по цвету или форме, искать среди них лишнее.

Советы психолога

Установите чёткий распорядок дня. Не забывайте о прогулках. Получение достаточного количества кислорода улучшает мозговые процессы. Полноценный сон помогает снять нервное напряжение и восстановиться. Обязательно запишите ребёнка в спортивную секцию. Физическая нагрузка развивает мыслительную деятельность, помогает удерживать в мозге большой объём информации.

Никогда не заставляйте ребёнка заниматься через силу. Такие тренировки не принесут никакой пользы. Младшие школьники быстро утомляются, поэтому нужно завершить работу над упражнениями до наступления усталости. Оптимальная длительность занятия – 20 минут.

Упражнения для развития памяти у ребенка приведены далее.

С какого возраста необходимо ее развивать

Развивать память детям необходимо как можно раньше. Следует помнить об особенностях формирования психических процессов в детском возрасте и учитывать их во время занятий. До годовалого возраста активно развивается двигательная и эмоциональная память, в этот момент формируется привязанность к близким людям. С развитием речи начинает проявляться логическая память.

У малыша 6 лет появляется способность к концентрации внимания от 15 до 30 минут. Чем более заинтересован ребенок, тем усидчивее он будет заниматься. Дольше этого времени проводить занятия не стоит, так как утомление не позволит продуктивно усвоить информацию.

Развитие детей раннего возраста проходит в процессе игр, которые способны заинтересовать малыша.

В 5 лет интенсивно развивает память заучивание наизусть стихотворений – когда взрослые читают детям стихи с интонацией и выразительно, у малыша возникает желание повторить их. Учить нужно произведения с мелодичной рифмой, хороший результат дают занятия перед сном.

Тренировать зрительную память у детей с 6 лет можно с использованием карточек, на которых нарисованы предметы. Ребенок должен после удаления некоторых картинок определить, каких изображений недостает.

Для улучшения памяти в школьном возрасте в сложных случаях допустимо использовать витамины для детей, улучшающие процессы запоминания.

Во время развития всех видов памяти у детей в младшем школьном возрасте могут возникнуть трудности, связанные с 7 летним кризисом. Ход развития психических процессов, а в том числе и памяти у ребенка в 7 лет должно сопровождаться строгим режимом дня с чередованием труда и отдыха. Слишком много информации может вызвать у малыша стресс. Чтобы активно функционировала долговременная память в 8 лет, выученный материал необходимо повторять через определенный промежуток времени. Для формирования зрительных ассоциаций лучше использовать детские книжки с иллюстрациями.

Начиная в 12 летнего возраста, ребенок проводит логические и смысловые параллели. Механическое заучивание не даст желаемого эффекта, чтобы материал сохранился в памяти, его необходимо осмыслить и понять.

Память – психический процесс, над развитием которого потребуется работать всю жизнь. Без тренировки эта способность мозга слабеет и неуклонно снижается. Навыки улучшения памяти, привитые малышу с детства, помогут ему трудиться над своим развитием постоянно и долго сохранять гибкий ум.

Зрительная память

Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

Цветные картинки

Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

Геометрические фигуры

Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь

При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено

Опиши картинку

Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

Классификация

Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

  1. Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
  2. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

  1. Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
  2. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

  1. Образная. Запоминание всего, что человек видел.
  2. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
  3. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
  4. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.

Можно ли улучшить память

Память –
способность извлекать нужную информацию о чем-либо по прошествии некоторого
времени после ее получения. Это умение воспроизводить и использовать полученные
навыки, умения, знания. С возрастом или из-за болезни она ухудшается.

Память можно улучшить путем ежедневных тренировок. Границы
человеческих возможностей очень широки, поэтому в этом вопросе главное –
упорство.

По многолетним наблюдениям ученых, риск приобрести проблемы
с памятью ниже у тех, кто:

  • много учится;
  • имеет высшее образование;
  • постоянно проходи повышение квалификации;
  • работает в умственной сфере деятельности;
  • уделяет много внимания саморазвитию;
  • общается с образованными людьми;
  • читает разнообразную литературу;
  • смотрит документальные, научно-популярные фильмы;
  • запоминает большие объемы информации.

Возрастные особенности

Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст. Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию. Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

До 2 лет

Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода. Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее. Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

От 2 до 6 лет

Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят. Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной. Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

От 6 до 12 лет

Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия. Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей

Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов

От 12 лет

После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Как проходит запоминание

Запоминание любого объема информации сопровождается образованием в нервных клетках межнейронных связей.

Память как психическая функция включает такие этапы:

  1. Запоминание.
  2. Хранение нужных сведений.
  3. Воспроизведение потребовавшейся информации.

Сохранения информации в мозговых структурах называется энграммой. Хорошее развитие мыслительного процесса сопровождается успешным извлечением необходимых сведений при возникновении необходимости. В результате тренировки каждый здоровый ребенок может успешно запоминать необходимый объем информации и пользоваться этими сведениями на протяжении жизни.

Виды детской памяти

Человеческая память – это интеллектуальная способность со сложной структурой, имеющая множество классификаций. Так специалисты выделяют следующие виды памяти у детей и взрослых:

  • по способу восприятия: слуховая, зрительная, моторная, тактильная, вкусовая, обонятельная, эмоциональная и другие. Для продуктивного обучения нужно делать акцент на зрительной и слуховой памяти, так как именно через эти способы запоминания ребенок усваивает большую часть информации в школе.
  • по цели деятельности: произвольная, когда человек делает над собой усилие, чтобы запомнить информацию, и непроизвольная, когда знания усваиваются в автономном режиме. Тренировать необходимо именно произвольную память, чтобы малыш мог вовремя сосредоточиться и хорошо запомнить нужные данные.
  • по продолжительности хранения информации: долговременная и кратковременная. Обучение предполагает, что получаемые знания ребенок будет помнить продолжительное время, так как они необходимы для образовательного процесса в дальнейшем. Поэтому именно долговременная память нуждается в тренировке.

Отдельно стоит отметить важность развития внимания, так как эта способность напрямую отражается на качестве усвоения материала. Если ребенок может сохранять концентрацию внимания длительное время, то ему намного легче сосредоточиться на занятиях

Поэтому развитие памяти у детей дошкольного и школьного возраста должно проходить одновременно с тренировкой внимательности. Только так удастся сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поговорим о том, как правильно развивать эти способности в зависимости от возраста детей.

Какие упражнения улучшают память

Память нужно тренировать. Для этого существуют
специальные упражнения, направленные
на запоминание слов. Начинают с малого количества, затем их число постепенно увеличивают.

Отличный способ развить и укрепить память – заучивать стихи или песни. Попробуйте запомнить 3 четверостишья и повторить их через час,
затем через 3 и 6 часов. Потом – на следующий день. Далее прибавьте еще 2
четверостишья, повторяйте по тому же принципу.

Еще вариант – учить иностранный язык. Новые слова, правила
произношения и написания укрепят память,
улучшат функцию запоминания.

Другой метод – проговаривать слова наоборот. Это развивает память и мышление. Старайтесь начать с простого – по 1–2 слова, затем можно перейти на
целые предложения или на другой язык.

Интересные факты о памяти

  • Многочисленные исследования ученых показали, что уже на 20-й неделе беременности эмбрион начинает запоминать определенные события.
  • Чтобы улучшить долговременную память, нужно время от времени наслаждаться ароматом розмарина.
  • Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека. Вся разница лишь в том, что она пока не развита.
  • Род деятельности и профессия оказывают влияние на память. Лучше других она сохраняется у артистов (благодаря постоянным тренировкам – заучиванию текста роли), ученых (усиленно работают все отделы мозга), и пчеловодов (в случае употребления ими продуктов пчеловодства, которые богаты микроэлементами, способствующими улучшению памяти).

Тренировка памяти и внимания

Умение концентрироваться и удерживать внимание очень важно для развития памяти. Ведь именно так воспоминания переносятся из краткосрочной памяти в долгосрочную. 

Начать стоит с того, чтобы максимально концентрировать внимание на одном виде деятельности

Когда работаете над какой-либо задачей, не отвлекайтесь на другие дела или соцсети. 

Начать стоит с того, чтобы максимально концентрировать внимание на одном виде деятельности. Когда работаете над какой-либо задачей, не отвлекайтесь на другие дела или соцсети. . Также можно выполнять упражнения, которые помогут развить как внимание, так и память

Для этого хорошо подходят упражнения для скорочтения. Например, таблицы Шульте. Их суть – последовательно находить числа за как можно меньшее количество времени. Когда вы ищете числа в таблице, зрение сразу фиксирует несколько ячеек. Таким образом вы запоминаете место нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами. Таблицы тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность

Также можно выполнять упражнения, которые помогут развить как внимание, так и память. Для этого хорошо подходят упражнения для скорочтения

Например, таблицы Шульте. Их суть – последовательно находить числа за как можно меньшее количество времени. Когда вы ищете числа в таблице, зрение сразу фиксирует несколько ячеек. Таким образом вы запоминаете место нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами. Таблицы тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность.

Также подойдет тест Струпа. Он хорошо тренирует как зрительную память, так и внимательность. Его суть заключается в том, чтобы назвать вслух цвет слов как можно быстрее. Главная ошибка – соблазн прочитать само слово, а не цвет, которым оно написано. Если вы ошибаетесь, надо назвать цвет еще раз. 

Рекомендации

Если у ребенка плохая память, его можно записать в детские группы развития

В них работают опытные педагоги, которые знают, что делать при проблемах с памятью или вниманием. Однако тренировать память можно и в домашних условиях, создав спокойную обстановку и подготовив интересные задания

Помните, что для достижения значительных результатов тренировать память следует систематически. Занятия должны быть регулярными, тогда и эффект будет максимальным. Кроме того, постарайтесь равномерно воздействовать на разные виды памяти. И непременно учитывайте, что в 5-летнем возрасте основной развивающей деятельностью для ребенка является игровая.

Например, если ребенок ходит в детский сад, вечером спрашивайте его, как прошел день, как зовут его друзей, какие были занятия, что давали на завтрак и на обед и так далее. Это не только развивает память, но и стимулирует речь малыша.

Организовывая занятия, возьмите во внимание такие факты:

дети лучше запоминают то, что им интересно и понятно;
улучшению памяти способствует дополнительная мотивация, например, вы можете устроить соревнование или придумать интересное поощрение;
у детей отлично откладываются в памяти события и действия, которые вызвали яркие впечатления;
если информация будет использоваться малышом в деятельности, ее запоминание будет более продуктивным;
так как середина рассказа усваивается хуже концовки и начала, уделите ей пристальное внимание.

Немаловажно также обеспечить качественную подпитку мозга, чтобы он мог развиваться и хорошо выполнять свои функции. Больше кислорода ребенок будет получать во время активных прогулок, а питательные вещества – из полноценного рациона

Такие продукты богаты витаминами, жирными кислотами и микроэлементами, которые очень важны для нормального состояния нервной системы.

Выучить с ребенком месяцы вы сможете, посмотрев следующее видео.

Поиграйте в игры кинезиологии.

Способы «тренировки»

Улучшение памяти — не совсем подходящий термин, если речь идет о ребенке. Плохой память у здоровых детей практически никогда не бывает, она может быть недостаточно развитой, и над этим предстоит потрудиться родителям.

Есть несколько простых способов развить память малыша, которые будут полезны и его родителям, поскольку их память будет тоже тренироваться:

  • Что ты делал? Возьмите за правило рассказывать ребенку, как прошел ваше день, описывайте все подробности, а потом просите чадо сделать то же самое.
  • Книга — лучший друг. Читайте ему книги каждый день, пусть даже в силу нехватки времени, это будет 1-2 страницы, но чтение должно стать ежедневной традицией.
  • Игра поможет. Каждый день играйте с ребенком в слова. Это можно делать дома, можно по дороге в детский сад. Назовите ему 10 слов, и попросите назвать те из них, которые он может видеть вокруг себя (улицы, фонарь, автобус, люди, магазин, собака, лужа). Зрительную память хорошо тренировать с помощью картинок. Положите несколько изображений, обсудите их, опишите, а потом уберите 2-3 картинки и попросите чадо сказать, чего или кого не хватает. Тренировать внимательность помогут задания с одинаковыми картинками, в которых нужно найти отличия, их для любого возраста можно найти в интернете.
  • Стройте ассоциации. Чтобы малыш лучше запоминал, помогите ему подобрать к слову или явлению понятную для него ассоциацию. Он довольно быстро начнет оперировать этим навыком.
  • Музыка и иностранные языки. Очень хорошо тренируют память занятия на музыкальных инструментах, пение, а также изучение иностранного языка.
  • Гаджетам — бой. Интернет, развитие компьютерных технологий уже сейчас отрицательно сказываются на памяти людей, она стремительно ухудшается, ведь нет необходимости запоминать информацию, если ее всегда можно найти в поисковой системе. Это не призыв отказаться от использования гаджетов, но родители, которые хотят тренировать память своего ребенка, должны как можно меньше давать ему общаться с и компьютером, и как можно больше общаться с ним лично.

Почему ухудшается память

Причины, приводящие к снижению возможности запоминать и сохранять информацию,
связаны с негативным воздействием на мозг.
В основе лежит нарушение кровоснабжения, нервная ткань гибнет без кислорода за
5 минут. Это могут быть:

  1. Сосудистые нарушения. Атеросклероз артерий головного мозга или шеи, приводящий
    к ухудшению кровоснабжения. Возникает кислородное голодание, страдает память. Меняет сосудистую стенку и
    сахарный диабет.
  2. Воспалительные процессы. Менингит, энцефалит, и прочие инфекционные болезни, влияющие на работу
    мозга.
  3. Отек. Возникает вследствие травмы, опухоли, метастазов, ведет к сдавливанию мозгового вещества. 
  4. Аутоиммунные патологии. Рассеянный склероз, различные васкулиты, болезнь Паркинсона, Пика. Приводят к разрушению отдельных структур мозга.
  5. Прочие заболевания и состояния. Анемия, стресс, нехватка сна, авитаминоз, малая физическая активность.
  6. Вредные привычки. Курение, алкоголь, наркотические вещества отравляют нервную систему, вызывают гибель ее клеток. Ухудшают состояние сосудов, это снижает кровоток.
  7. Продукты питания – копченые, соленые, консервы, жирное мясо.

Тренируем слуховую память

Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.

Добавь свое

Это упражнение хорошо отрабатывать группой. Здесь принцип такой. Взрослый предлагает нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начинает так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу». Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши». Второй участник занятий снова повторяет все сначала (фраза уже длиннее) и добавляет свое.

Запомни ритм

Карандашом или палочкой вы постукиваете по столу в определенном ритме и предлагаете ребенку его повторить. Начинать нужно с простых звуков, по мере того, как школьник справляется, ритм можно усложнять.

Поем песенки

Для развития слуховой памяти эффективно помогает такой простой прием, как пение песенок голосами знакомых персонажей мультфильмов, например. Для того чтобы изобразить чужой голос, ребенку придется вспомнить его тембр, громкость, интонацию и ритм.

Ищем пару

Тренировка состоит из двух этапов. На первом этапе вы читаете пары слов. Например: цветок – ваза, школа – ученик, заяц – лес, река – берег. На втором этапе вы называете одно слово из зачитанной пары и предлагаете малышу назвать второе. Если ваш ученик справляется, значит у него все в порядке и с памятью, и с логикой.

Играем в ассоциации

Это более сложное упражнение, хотя вашему ребенку точно понравится. Подготовьте несколько карточек, на которых изобразите предметы, животных. Например, лиса, свитер, солнце, автобус. Разложите карточки перед ребенком. Поставьте задачу: вы называете слова, а ребенок подбирает к ним картинку. Слова могут быть такими: лес, одежда, погода, гараж.

Виды памяти

Начнем с того, что существуют несколько видов памяти и их можно тренировать.

В зависимости от срока запоминания материала память бывает долговременная, то есть даже если человек не использует данные, он в любой момент воспроизведет информацию, и кратковременная, когда информация запоминается быстро, но также быстро и забывается.  

Память бывает зрительная – это все, что мы видим: картинки, люди, пейзажи. За все, что мы слышим, отвечает слуховая память. Движения в танце запоминаются с помощью моторной памяти. Ощущения и настроения помнит эмоциональная память.

Если процесс запоминания требует усилия воли, в работу включается произвольная память. За неосознанное запоминание информации отвечает непроизвольная память.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector