Профориентация в школе

2. Выбирают за вас друзья, приятели

«Куда все пошли — туда и я пошел». Не факт, совсем не факт, что вы окажетесь в плохом месте. Но вы можете оказаться в неподходящем для вас месте.

Потому что, как ни крути, а все же вы особенный. Они, может быть, могут такое, чего не можете вы. А вы можете такое, чего не могут они. Например, вам работать с людьми лучше, чем с техникой, они вам понятнее. А им ничего не стоит разобраться в двигателе внутреннего сгорания. Они даже не знают, откуда они его знают, этот двигатель автомобильный. Они знают. А вы нет. С трудом что-то вы вспоминаете из учебника физики. В общем, все люди разные, даже если они дети одних родителей. И надо торить свою дорогу, как вода в песке торит свой путь. Если вы не любите физику или химию — в этом нет ничего постыдного. Надо только понять, с каким материалом или предметом вам радостнее работать.

Интернет-ресурсы по профориентации

https://prof-test24.ru — предлагает пройти онлайн-тест, помогающий определить твои сильные и слабые стороны, подходящие направления и специальности. Мы уже слышим, как ты говоришь: “Ага, прохожу тест, а в конце они скажут давай деньги, если хочешь узнать результаты. Плавали, знаем”. Спешим тебя порадовать: есть и бесплатный вариант теста (покажет только лучшую для тебя профессию).

https://psyfactor.org — сайт, на котором много инфы не только по профориентации, но и по психологии, а также другим аспектам жизни. Найдешь там множество тестов самой разной направленности, плюс интересные статьи. 

http://smart-course.ru — компания, занимающаяся помощью в выборе профессии, предлагающая разный формат предоставления услуг

Если ты ищешь профессионалов, оказывающих платные качественные услуги в области профессиональной ориентации, то обрати внимание на “смарт-курс”

https://moeobrazovanie.ru/partners_proforientacionnie_centri.htm — здесь собран перечень профориентационных центров с кратким описанием каждого.

Старая система умерла и уже не воскреснет

Профориентацию начали внедрять в СССР в условиях, когда перед государством стояли прагматические цели. Главная задача состояла в рациональном распределении рабочей силы. Необходимы были эффективные работники, чтобы выполнять планы, снижать аварийность, увеличивать выработку

Перед Институтом Труда были конкретные цели, и научные сотрудники были мотивированы осознанием важности задач. Поэтому разрабатывались адекватные времени методики, поэтому профориентационные мероприятия оказывали какое-то влияние

Сейчас уже нет плановой экономики, нет идеологии, нет общей цели. Большинство предприятий развалились. Россия больше не индустриальная страна. Весь мир переходит к постиндустриальной экономике. Новых методик профориентации не изобретено. По инерции в школах и центрах занятости продолжают использовать оставшиеся в наследство, теперь уже малополезные, советские разработки. От системы профориентации осталась только имитация деятельности для сдачи отчётности.

Важность профориентации

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений. Ещё хуже, когда под давлением необходимости определения с необходимыми ЕГЭ основными помощниками в решении проблемы профессиональной ориентации отдельного человека становятся желания окружающих (например, друзей или родителей), настроение или впечатления от недавно увиденной профессии без осознания всех предъявляемых ею требований и слабым представлением о специальности в целом. Подавляющее большинство ошибок при выборе профессии с подробным описанием и путями их решения разобраны в нашем материале «Типичные ошибки выбора профессии», а сейчас давайте сосредоточимся на вопросе актуальности профориентации в целом.

На самом деле проблема выбора профессии и профориентация как таковая возникли относительно недавно. На протяжении многих веков у детей практически не было другого выбора, кроме как продолжать ремесло родителей за исключением, может быть, службы в армии, внезапно сложившихся обстоятельств или социальных потрясений, которые значительно изменяли структуру общества и делали часть профессий устаревшими и ненужными. Классовое и сословное разделение загоняли подавляющую часть населения в узкие рамки, практически не оставляя выбора. Тот факт, что множество родителей стараются сделать выбор за своих детей и сделать их продолжателями своего ремесла, является, вместе с искренним желанием помочь, небольшим отголоском тех времён.

Современное определение профориентации состоит из четырёх основных направлений:

Профессиональная ориентация как источник информации о рынке труда, настоящем и планируемым спросе на те или иные профессии, их требования к знаниям, навыкам и физическим возможностям человека. Сюда же относится информирования о различных программах обучения в средне специальных и высших учебных заведениях.

Профессиональное ориентирование и консультирование, где с использованием обширного инструментария (профориентационные тесты, литература, наблюдение, консультация и прочие) диагностируются наиболее развитые навыки и интересы каждого конкретного человека и сопоставляются с предъявляемыми требованиями к профессиям. Происходит выработка рекомендаций и возможных путей получения подходящего образования и наиболее полной самореализации в трудовой деятельности.

Профессиональный отбор делает окончательные выводы о возможности человека работать на той или иной специальности и его пригодности к осуществлению трудовой деятельности в разных направлениях.

Профессиональная адаптация, в свою очередь, занимается процессами приспособления человека к условиям, требованиям и содержанию выбранной им профессии.

Более подробно о том, что такое профориентация в целом, её функции, виды и краткую историю развития профориентационной работы в России можно ознакомиться в материале «Что такое профориентация».

Основные правила работы с методикой

Вопросов в тесте всего 174. Каждый из них отвечает той или иной сфере деятельности, по 6 вопросов на каждую. Начинаются вопросы фразами «Нравится ли вам..?», «Любите ли вы..?», «Хотели бы вы..?».

Приблизительный перечень вопросов приведен ниже:

  • заниматься изучением иностранных языков;
  • изучать аспекты жизни животных и растений;
  • читать журналы технического характера;
  • изучать строение тела человека, работу его внутренних органов;
  • посещать уроки географии, читать соответствующие книги;
  • читать литературу о жизни известных физиков и их открытиях;
  • следить за порядком в вещах, за опрятным видом помещения;
  • читать литературу про геологические экспедиции;
  • заниматься домоводством, посещать уроки домоводства;
  • читать публикации об электротехнике и электронике;
  • изучать биографии талантливых художников, знакомиться с историей развития искусства рисования.

Испытуемый получает бланк с номерами вопросов и полями для ответа. Можно обойтись и без бланка, ставя ответ напротив того или иного вопроса.

Необходимо проставлять знак +, если ответ положительный, знак -, если ответ отрицательный, и 0, если испытуемый не знает либо же затрудняется ответить.

Важно хорошо подумать, прежде чем ответить, чтобы получить наиболее точный результат. В случае, если за свою жизнь испытуемый убедился, что ему нравится та или иная сфера, необходимо проставить знак + +, а если точно не нравится, тогда нужно поставить — —

В случае, если за свою жизнь испытуемый убедился, что ему нравится та или иная сфера, необходимо проставить знак + +, а если точно не нравится, тогда нужно поставить — -.

Как выбрать профессию

Довольно часто процесс профессионального поиска себя связан со стереотипами. И многие из них заложены в наши головы с детства. «Выбирать надо практичное дело, где ты деньги зарабатывать сможешь», — говорят родители

Денежная мотивация — это, несомненно, очень важно, но престижность и практичность профессии не определяются только размером зарплаты. 

«Маркетолог — это кто такой вообще? Вот слесарь — это профессия, я понимаю». Рынок труда не отстает от прогресса, и на нем постоянно появляются новые востребованные профессии и должности. Не всегда это понятно нашим родителям, учителям и даже друзьям. С этим нужно смириться и уметь отстаивать свое право на выбранную профессию. 

Ниже приведем несколько основных советов на случай, если вы ищете свою профессию прямо сейчас. 

Читайте как можно больше. Не только художественные книги, разумеется (хотя и они неплохо расширяют представления о профессиональном мире). Читайте статьи, смотрите интервью и репортажи, изучайте мемуары в любой профессиональной сфере, какая попадется. 

Заводите знакомства среди людей разных профессий. Попросите родителей познакомить вас с коллегами, расспросите своих старших товарищей, которые уже нашли работу. Где и как они учились? Что делают на работе? Насколько им легко или сложно? Не упускайте возможность узнать как можно больше.

Будьте объективны. Не ассоциируйте профессию только с одним конкретным человеком и не слушайте распространенные слухи и стереотипы

Во всем лучше убеждаться лично и смотреть на ситуацию с разных сторон. 

Уделите внимание психологии. Независимо от того, проходили вы когда-нибудь профориентационные тесты или нет, полезные статьи и книги в этой области помогут разобраться в своих талантах и склонностях.

И наконец, не спешите

У каждого свой темп жизни и развития, и вы вольны определиться с новым этапом своего пути, например, гораздо позже своих одноклассников или одногруппников. Это не хорошо и не плохо — это решение, которое должно подходить именно вам. 

Профессиональная консультация

Включает в себя целый ряд мероприятий по психологическому исследованию личности для того, чтобы помочь в выборе профессиональной сферы. Исследуются психологические и психофизические особенности личности, ее поведение в различных условиях. Главными функциями профконсультирования является информирование, диагностика и коррекция. Информационная функция предполагает сообщение о конкретных особенностях профессии, о том, как можно реализовать свои профессиональные планы. Диагностическая функция предполагает обследование состояния здоровья и уровня развития психологических свойств личности, необходимых в конкретной профессиональной среде. Коррекционная функция заключается в рекомендациях человеку, перед которым стоит выбор профессии, подходящей ему формы профессиональной деятельности, коррекции профессиональных планов в случае, когда происходит рассогласование профессиональных требований и личностных свойств. Человек, который выбирает профессию, является оптантом.

Работа профконсультанта включает в себя несколько этапов:

Этап коммуникации – установление доверительных отношений с оптантом. Человек должен испытывать положительное отношение к консультированию. Здесь важны и установки школьников, пришедших на консультацию, и коммуникативные способности консультанта;
Этап психодиагностики – исследование степени выраженности психологических и психофизических характеристик субъекта. Изучаются мотивации, интересы, ценностные ориентиры, связанные с выбором профессии, степень их глубины и устойчивости
Уделяется внимание способностям субъекта и особенностям личности. Как выражены основные психические свойства: память, внимание, мышление
Степень развитости психомоторных качеств. Акцентируется внимание на уровне подготовленности личности: знания, умения, навыки в конкретных областях. Насколько знания могут применяться человеком на практике. Проводится исследование самооценки и особенностей формирования профессиональных планов;
Этап коррекции – проводится работа с оптантом по нахождению ему профессиональной сферы

Здесь важно соблюдать принцип активности, который заключается в том, что решение должно быть принято самим оптантом. Задача профориентационного психолога подвести его к этому решению

Здесь очень поможет классификационная схема профессий.

Проект «Билет в будущее» (ЦАО)

Адрес: м. Сретенский бульвар, Тургеневская пл., 2Сайт: http://bilet-help.worldskills.ruТелефон: ​​​+7 (495) 777-97-20Стоимость: бесплатно, необходимо зарегистрироваться

Проект по ранней профессиональной ориентации школьников 6−11 классов. Кампания проходит с июля по ноябрь. Родителю и ребенку нужно пройти регистрацию на Платформе проекта.

Онлайн-диагностика: в личном кабинете более 60 тестов. Чем больше тестов проходит участник, тем точнее система определяет его интересы и подбирает подходящие практические мероприятия и рекомендации. Результаты тестов становятся частью цифрового профиля участника.

Практические мероприятия — это профессиональные пробы, где участники под руководством наставника знакомятся с интересующей их компетенцией, и выполняют задания из реальной профессиональной деятельности. Например вытачивают деталь на станке, печатают макет на 3D-принтере, пишут код, готовят сладкий десерт и так далее.

Мероприятия могут быть разного уровня сложности и длительности, при этом доступны каждому ребенку без предварительной подготовки и специальных знаний. Родители получают уведомления, на какие мероприятия записался их ребенок, и согласовывают его участие.

Рекомендации по построению индивидуального учебного плана — это итог участия в проекте. Результаты онлайн-диагностики появляются в личном кабинете сразу после прохождения, рекомендации о дальнейших шагах — после прохождения профессиональных проб.

Состояние системы профориентации в школах РФ

Многим родителям хорошо знакома ситуация, когда ребенок постоянно меняет свое мнение о том, кем он хочет стать: сегодня малыш хочет быть клоуном, завтра космонавтом, а послезавтра продавцом мороженого. Такое непостоянство объясняется просто: у детей разные мечты, но они не могут логически объяснить и идентифицировать свои интересы. Понято, что они интересуются всем тем, что их окружает и вызывает приятные эмоции (например, клоуном ребенок хочет стать после посещения цирка, а продавцом мороженого – после семейного похода в парк), но умы их слишком незрелые, чтобы определить какую именно профессию они предпочтут в будущем.

Статистика говорит о том, что 30% учеников покидают школу, имея лишь смутное представление о возможностях трудоустройства, плохо оценивая свои способности и интересы относительно подходящей карьеры. Многие поступают в высшие учебные заведения независимо от того к какой специальности они наиболее подготовлены или имеют природную склонность. Соответственно, неправильный выбор ВУЗа и направления обучения чаще всего приводит к зря потраченным годам. То есть молодые люди обучаются в той предметной области, в которой заведомо никогда не будут работать.

Специалисты отмечают, что на сегодняшний день среди учащихся школ зафиксирована очень низкая осведомленность о карьерных перспективах. Несмотря на то, что тестирование на выявление профессиональных интересов прошел каждый второй старшеклассник, каждый пятый школьник говорит о том, что школа никак не помогает ему определиться с будущей профессией. При этом ученики отмечают, что уроки профориентации в большинстве своем скучные, абсолютно не вызывают интереса и в лучшем случае ограничиваются парой экскурсий на предприятия города, носящие исключительно формальный характер.

А вместе с тем профориентация – это процесс развития, который должен облегчить для школьников приобретение профессиональных навыков, знаний и отношений. Инструменты профориентации должны способствовать самопознанию учащихся и помогать им серьезно взглянуть на свое будущее, исследуя разные варианты профессий. Именно такой формат профориентации в конечном итоге приведет к принятию ребятами обоснованных решений с заранее разработанными планами по достижению карьерных высот.

Отметим, что системным подходом к вопросу профориентации школьников на данном этапе занялись только экологи. Именно при их активном участии в России был реализован социальный проект «Зеленая кисточка», направленный не только на развитие детской профориентации, но и на формирование экологического сознания и культуры у подрастающего поколения.

Благодаря «Зеленой кисточке» любой школьник из любого региона РФ, принимающий участие в проекте в течение шести месяцев, имеет возможность познакомиться с прикладными аспектами таких профессий как инженер-эколог и специалист по охране труда. При этом дети учатся ответственно относиться к сохранению окружающей среды и ценить как собственную безопасность, так и безопасность других людей.

Остается только сожалеть, что представители других отраслей до сих пор не оценили всю важность профориентации школьников и не прислушались к мнению Владимира Путина. А он не один раз заявлял о том, что современной России жизненно необходимо выстроить современную систему профориентации школьников, в которой активными участниками должны стать не только университеты и научные коллективы, но и успешные российские компании и предприятия

Gurutestov.ru

Методика “Профиль” (”Карта интересов” А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной)

Шкалы: интересы — физика и математика, химия и биология, радиотехника и электроника, механика и конструирование, география и геология, литература и искусство, история и политика, педагогика и медицина, предпринимательство и домоводство, спорт и военное дело

Назначение теста

Исследование профессиональных интересов респондентов. Инструкция к тесту Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится – минус.

Тест

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики. 2. Смотреть передачи о жизни растений и животных. 3. Выяснять устройство электроприборов. 4. Читать научно-популярные технические журналы. 5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах. 6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях. 7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом. 8. Наблюдать за работой медсестры, врача. 9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе. 10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях. 11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями. 12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии. 13. Ремонтировать бытовые электроприборы. 14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники. 15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах. 16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах. 17. Участвовать в общественной жизни школы, города. 18. Объяснять одноклассникам учебный материал. 19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству. 20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни. 21. Проводить опыты по физике. 22. Ухаживать за животными растениями. 23. Читать статьи об электронике и радиотехнике. 24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды. 25. Коллекционировать камни, минералы. 26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы. 27. Читать биографии известных политиков, книги по истории. 28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим. 29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов. 30. Участвовать в военных играх, походах. 31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы. 32. Замечать и объяснять природные явления. 33. Собирать и ремонтировать компьютеры. 34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере. 35. Участвовать в географических, геологических экспедициях. 36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях. 37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом 38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели. 39. Искать и находить способы зарабатывания денег. 40. Заниматься физической культурой и спортом. 41. Участвовать в физико-математических олимпиадах. 42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии. 43. Разбираться в принципах работы электроприборов. 44. Разбираться в принципах работы различных механизмов. 45. “Читать” географические и геологические карты. 46. Участвовать в спектаклях, концертах. 47. Изучать политику и экономику других стран. 48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма. 49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет. 50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка и интерпретация результатов теста

Сфера интересов № Вопросов Физика и математика 1 11 21 31 41 Химия и биология 2 12 22 32 42 Радиотехника и электроника 3 13 23 33 43 Механика и конструирование 4 14 24 34 44 География и геология 5 15 25 35 45 Литература и искусство 6 16 26 36 46 История и политика 7 17 27 37 47 Педагогика и медицина 8 18 28 38 48 Предпринимательство и домоводство 9 19 29 39 49 Спорт и военное дело 10 20 30 40 50 Подсчитайте число плюсов в каждой строке. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии

Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества. Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены

Какой станет современная профориентация?

Приведу 5 пунктов, необходимость которых понятна даже при поверхностном взгляде на характер изменений в мире.

Профориентация перестанет быть отдельным эпизодическим мероприятием в школе и будет встроена в процесс учебы. После прохождения начальной школьной программы, будет организовано получение конкретных знаний и навыков для адаптации в жизни. Подготовка будет строиться через решение прикладных задач — от социально-бытовых в младшем возрасте, до профессиональных в старшем. Обучение должно стать интересным для учеников и содержать механизмы стимулирования и психологического поощрения

Конкурентность обучающей системы будет определяться способностью удерживать внимание и «вести за руку» до результата. 
Вместо устаревших советских опросников, будут использоваться современные методы диагностики склонностей и способностей. Необходимо создание свежих методик психодиагностики с учетом современных разработок в психологии и новых технических возможностей

Исследователям станет доступно длительное наблюдения за клиентами диагностических услуг при помощи онлайн-сервисов самоотчета (расширенный вариант резюме). Пользователи будут мотивированы заполнять их в обмен на информацию о рынке труда, обучения и саморазвития.
Уже сегодня трудно составить полную базу профессий, а в будущем ее создание станет невозможным в принципе. Названия профессий, под которыми понимается конкретный функционал, утрачивают смысл. Для работодателей и партнеров важны не названия занимаемых в прошлом должностей, а список проверенных навыков. База всех востребованных навыков и система их подтверждения будут только у крупных HR-порталов. Зарегистрированным соискателям будут автоматически подбираться доступные места работы с учетом их умений, а также рекомендации по дополнительному образованию, чтобы повысить востребованность на рынке труда. Будет расти спрос на «универсальных солдат» со знаниями и опытом в нескольких областях. 
Профориентационное сопровождение будет нужно всю жизнь. За 10-12 лет профессия может значительно поменяться по содержанию или исчезнуть. Люди будут непрерывно продолжать образование, чтобы квалификация соответствовала изменениям потребностей рынка. Станет актуально долгосрочное планирование развития личности для сохранения деловой активности.
Растущий спрос на людей с творческой мотивацией приведет к финансированию разработок и созданию инструментов раннего определения талантов. Корпорации будут заключать контракты с детьми и вкладываться в их образование, так же как работает система отбора футболистов в именитых клубах. «Производство» кадров станет крупным бизнесом.

Все что я описал, уже происходит, поэтому не стоит воспринимать это как далекое будущее

Важно понять, что никто не сделает что-то для вас и для ваших детей. Сегодня нужно самостоятельно находить способы узнать свои способности, искать информацию о подходящих видах деятельности, планировать развитие навыков

Нужно следить за трендами и прилагать усилия, чтобы встраиваться в перспективные направления бизнеса.

Для успешной жизни в 21 веке нужна любовь к учебе, творческая мотивация и разнообразный уникальный опыт. Если вы не обладаете выдающимися способностями, это не значит, что не сможете найти место в новом мире. Планируйте будущее в растущих сферах экономики и все сложится. Чем раньше займетесь самопознанием и познанием мира, в котором предстоит жить, тем больше шансов на благополучие.

Подробную инструкцию для поиска своего дела читайте в книге «Современная профориентация: как искать дело жизни».

Профориентация взрослых

Старше 14 лет

Если вам около 20 лет

Если вам около 30 лет

Если вам около 40 лет

Большой тест на профориентацию – ПрофГид

Большой тест на профориентацию содержит 285 вопросов, на которые дается 45 минут.

В результате тестируемый получит следующие данные:

  • перечень профессий и областей деятельности, которые больше всего соответствуют способностям и интересам;
  • описание специальностей, ответы и пояснения на возможные вопросы;
  • предметы для сдачи экзаменов для поступления в вуз по выбранному направлению;
  • личностную характеристику и определение интересов;
  • описание интеллектуальных возможностей и профессиональных способностей.

Краткую версию можно пройти бесплатно, но в результате не будет полного отчета. Стоимость полной версии – 349 руб. В качестве бонуса бесплатно предлагается пройти еще 6 онлайн-опросников.

Другие предложения от ПрофГид:

  • Тест на профориентацию по методике Е. А. Климова
  • Тест Дж. Голланда на определение профессионального типа
  • Карта интересов
  • Выбор профессии по интересу к школьным предметам или ЕГЭ

Шаг третий. Исключаем ошибки

Очень часто молодые люди руководствуется не своими личными желаниями и пристрастиями, а советами родных и близких. При выборе своей будущей профессии исключите такие ошибки, как:

Советы родителей.

Конечно, все родители хотят только добра и счастья своим детям. Они желают видеть свое чадо успешным и финансово независимым, потому и навязывают свое мнение. Не соглашайтесь с ними, если это противоречит вашим внутренним убеждениям или интересам. Выбирать свое призвание вы должны самостоятельно!  Жизнь ваша – и выбор тоже ваш.

«За компанию».

Немного страшновато вступать во взрослую жизнь в одиночку. Куда легче и веселее с другом. Но не забывайте, что выбор друга – это его личное мнение. А вы, если получите нелюбимую, абсолютно ненужную вам специальность, всю жизнь будете жалеть о том, что не реализовали свою мечту стать инструктором по фитнесу.

Престижность профессии.

Есть специальности, которые считаются «престижными». Они внешне очень привлекательны и создают впечатление легкости и доступности. Но, по закону природы, то, что востребовано сегодня, совсем не обязательно будет востребовано завтра. Ещё несколько лет назад «престижной» была профессия юриста и бухгалтера. Многие ринулись получать «нужную» профессию и сейчас довольно много работающих не по специальности юристов и бухгалтеров.

Хочу быть, как ..

Еще одна распространенная ошибка – получить профессию, как у человека, которым восхищаешься. Но там, где ваш кумир достиг высот, вы, вполне вероятно, так и останетесь у подножья. Не нужно быть похожим на какого-то, пусть другие будут похожи на вас.

Это самые распространенные ошибки при выборе будущей профессии. Обязательно задайте себе вопросы:

Это действительно мое желание?
 
Что мной движет при выборе именно этой специальности?

Современные проблемы профориентации в России

Отсутствие общепринятых, однозначных образов профессионального успеха
Неопределённые цели самоопределения в профессиональном плане
Практически отсутствующее или очень слабое взаимодействие государства, органов образования, образовательных учреждений с профориентационной наукой.
Катастрофически недостаточное количество выделенного времени в школах и детских садах на знакомство детей с миром профессий, рынком труда, приучения к труду.

Отсутствие желания родителей и других заинтересованных лиц заниматься профориентацией детей на всём протяжении обучения.
Малое внимание от различных социальных институтов к профориентации и её проблемам.
Возникшие противоречия между общегосударственной установкой технологического и научного производства недостаточные усилия системы образования на освоение соответствующих профессий в их наиболее актуальном и не устаревшем виде. В результате половина выпускников ВУЗов работают не по полученной специальности.
Требуется системная организация профориентационной работы, профессионального и психолого-педагогического сопровождения человека на пути самоопределения

На практике же всё держится на плечах отдельных заинтересованных людей, которые при всём желании не могут кардинально повлиять на ситуацию в целом.
Необходимо делать упор на лучшие международные и отечественные практики и научный подход к профессиональной ориентации с учётом местных реалий и особенностей.
Отсутствие профильного образования у людей, занимающихся профориентацией. Большое количество дилетантов, работающих для галочки.
Непонимание большого влияния и значимости профориентации для общества в целом и для конкретного человека в частности.
Актуальность профориентации серьёзно недооценена, что влияет на недостаточность выделенной на неё времени и слабую подготовку психологов-профконсультантов.
Необходимость помочь личности сделать осознанный, самостоятельный выбор будущей профессии с учётом всех индивидуальных умственных, физических, моральных возможностей с одной стороны и имеющаяся потребность в определённых профессиях с другой стороны, вызывают конфликт интересов.

Решение этих и других проблем профессионального самоопределения постепенно становится важной задачей, а актуальность профориентации становится очевидной и в России. Одним из наиболее важных условий успешного решения вышеперечисленных проблем должно стать совершенствование кадровой политики государства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector