Как сдать огэ по географии
Содержание:
Как избежать ошибок
Перечитывать задание перед ответом
Типичные ошибки ученики допускают в спешке и по невнимательности. Например, в задании 26 требуется перечислить породы, начиная от более древних, а школьник указывает в обратном порядке. Другой случай: в задании 24 школьник прекрасно понимает, что первыми Новый год встречают жители Чукотки и Камчатки, а в ответе всё перепутает. Поэтому задание следует читать внимательно и перечитывать его снова перед тем, как записать ответ.
Пример задания 24 из демоварианта 2019 года
Давать полный, развёрнутый ответ
В задании 20 требуется показать, что ученик умеет читать карту. Здесь нужно не полениться и описать каждый из приведённых участков, иначе ответ будет неполным.
Например, в задании к данной карте фермеру нужно выбрать участок, где рано сходит снег, а летом больше солнечного света. Также с него должно быть удобно увозить урожай на консервный завод. В поддержку своего варианта ответа школьнику необходимо привести два довода.
В хорошем ответе ученик напишет, что участок № 3 находится на южном склоне, но слишком далеко от дороги, а участок № 1 расположен близко к дороге, но на северном склоне, поэтому ни один из них не отвечает требованиям фермера в полной мере. Участок № 2 находится на южном склоне горы, и рядом проходит шоссе, так что растения получат достаточно света, а фермер сможет увезти урожай.
Как выполнять задания
Рассмотрим задание 4 из демоварианта. Нужно определить, в каком регионе снежные лавины представляют особую угрозу. В первую очередь обратимся к здравому смыслу и сообразим, что для схода лавин нужны горы и снег. Теперь с помощью карты осадков, физической и административной карты России определяем, что самые высокие горы и снегопады встречаются в Алании — ответ № 2.
Пример задания № 4 из демоварианта 2019 года
Задания 10 и 11 выполняются на основе предложенной метеорологической карты. Школьнику нужно знать, что буквой «Н» обозначают циклон, а «В» — антициклон. Остальные условные обозначения подписаны, например, выпуклости — тёплый атмосферный фронт, зазубринки — холодный.
Пример метеорологической карты к заданиям 10 и 11
Предположим, в задании 10 требуется определить, какой из городов (Новороссийск, Салехард, Тюмень или Благовещенск) находится в зоне действия циклона. На карте чётко видно, что тёплый атмосферный фронт подошёл вплотную к Благовещенску. Остальные города расположены слишком далеко от зоны циклона.
Пример задания 11 из демоварианта 2019 года
Поскольку на Благовещенск надвигается тёплый атмосферный фронт, этот город следует выбрать в качестве ответа на задание 11. Проверим другие варианты: к Петрозаводску подходит холодный фронт, а Элиста и Абакан расположены далеко от зоны действия циклона.
В задании 26 нужно знать, что чем глубже залегает порода, тем она древнее, чем ближе к поверхности, тем моложе. В данном примере верный ответ «2|1|3».
Пример задания 26 из демоварианта 2019 года
Вопрос, в котором пригодится географическое мышление, встретится в задании 27. Даны 4 точки, как правило, две на севере и две на юге. Необходимо разобраться, к какому городу относится климатограмма. Советую действовать по алгоритму:
1. Определяем, в каком полушарии находится искомый город. Если тепло в январе, а холодно в июле, значит, в южном, если наоборот — в северном.
Фрагмент задания 27 из демоварианта 2019 года
2. Смотрим, сколько выпадает осадков. Я предлагаю ученикам ориентироваться на показатель 600 мм в год для Москвы и сравнивать данные с этим количеством.
Фрагмент задания 27 из демоварианта 2019 года
В нашем примере самые тёплые месяцы обозначены буквой «и» — июнь и июль, значит, город в северном полушарии, отсекаем точки C и D. Число 760 указывает на количество осадков. В данном случае — не намного больше, чем в Москве, так что вряд ли город расположен у океана. Таким образом между A и B выбираем второй вариант, расположенный в глубине материка.