Егэ по географии: к чему готовиться и как сдавать

Какие задания самые трудные

Вся сложность ЕГЭ по географии — в первых 25 заданиях, потому что никто не знает, какие вопросы попадутся. Для ученика, который готовился и знаком с форматом экзамена, вторая часть более предсказуема, и с ней обычно меньше проблем.

Выпускникам бывает сложно отметить верные утверждения в заданиях 3 и 15, ведь не сказано, сколько их должно быть. С заданиями 5, 7, 8, 9, 12 и 13 будет непросто, если ученик плохо ориентируется по карте, не помнит плотность населения и распространённые сельскохозяйственные культуры. Атласом пользоваться нельзя, так что вся надежда на собственные знания. Единственный способ справиться с такими вопросами — прочно заучить материал.

Пример задания 5 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Школьники часто допускают ошибки в вопросе 19 про энергетику и природные ископаемые. Например, выпускники не знают, в каких странах мира, регионах и городах России расположены ГЭС, ТЭС и АЭС. Нужно мыслить логически: если много рек, значит строят гидроэлектростанции, если имеются залежи угля — теплоэлектростанции, а если ничего нет, но территория развитая, то атомные. Для атомных электростанций нужны квалифицированные работники, поэтому такие станции строят во Франции, Бельгии, Словакии. При этом в Японии и Германии собираются закрывать существующие АЭС и переходить на возобновляемые источники.

Непросто выбрать, какие страны, например, экспортируют чугун и сталь. Здесь тоже поможет логика: китайцы вряд ли что-то продают за рубеж, им самим всё нужно. Если среди вариантов будут крошечная Дания и туристический Таиланд — их тоже смело можно вычеркнуть.

Пример задания 19 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Задание 22 не представляет трудности для тех, кто знает формулы расчёта ресурсообеспеченности для возобновимых и невозобновимых ресурсов. В первом случае объём запасов делится на количество жителей, а во втором — на объём добычи.

Пример задания 22 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 23 выпускники ошибаются по невнимательности — указывают периоды геологической истории Земли не в том порядке. Кстати, чтобы их запомнить, можно использовать мнемонический приём — фразу, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий хронологических периодов: «Каждый отличный студент должен кушать пончики. Ты, Юра, мал — принеси нам чебурек». Названия периодов: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь, триас, юра, мел, палеоген, неоген, четвертичный.

Как выполнять простые задания

Вопрос о столицах стран или субъектов РФ в задании 18 будет обязательно, поэтому выучить столицы 60 стран просто необходимо. Никто не требует запоминать экзотические государства вроде Вануаты или Буркина-Фасо, а только те, что встречаются в пробных и демовариантах.

В составе Российской Федерации 85 субъектов, но выучить нужно только столицы республик и автономных округов. Дело в том, что полсотни краёв и областей носят название главного города: Красноярский край с административным центром в Красноярске, Брянская область — Брянск и т.д.

Вопрос про часовые пояса в задании 20 проверяет способность логически мыслить и выполнять арифметические вычисления. Здесь не требуется знаний по географии, поскольку вся информация для расчётов уже дана.

Пример задания 20 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 21 нужно вычесть количество выбывших из количества прибывших

При этом важно помнить, что прирост бывает отрицательным

Пример задания 21 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Раньше карты на экзамене не выдавались и задания 24–25 вызывали затруднения у выпускников. Сейчас с помощью карт России и мира несложно определить страну и регион РФ по описанию.

В задании 30, например, важно отметить, что в обоих центрах атмосферу загрязняют ТЭС. При этом в центре «А» действует металлургическое предприятие полного цикла, а сам город окружён горами

Источников загрязнения в пункте «А» два, а горы мешают ветрам уносить опасные частицы.

Пример задания 30 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 31 требуется сравнить долю сельскохозяйственного населения двух стран

Важно помнить, что всё относительно. Если в Алжире 9,8 млн человек, а в Армении 1,1 млн, надо вычислить, что для Армении это чуть больше 30% от общего количества жителей, а в Алжире чуть больше 25%

Заодно нужно понять, что в Армении доля сельского хозяйства в экономике составляет 22%, а в Алжире только 10%. Таким образом, в экономике Армении 2014 года сельское хозяйство играло большую роль, чем в Алжире.

Пример задания 31 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В заданиях 33 и 34 трудно ошибиться, если понимаешь схему решения. В задании 33 нужно значение показателя прироста в 2016 году разделить на среднегодовую численность. Поскольку ответ требуется дать в промилле, результат вычислений следует умножить на 1000.

3298 : 4 069 018 × 1000 = 0,810514969

или 3298 : 4 069 018 × 1000 ≈ 0,8

Ответ: 0,8‰

Задание 34 выполняется в два действия: в начале вычитаем из численности постоянного населения 2017 аналогичный показатель за 2016.

4 066 972 − 4 071 064 = −4092

Значит, в 2016 году численность населения Республики Башкортостан уменьшилась на 4092 человека.

Теперь из полученного числа вычтем значение показателя естественного прироста:

2) −4092 − 3298 = −7390

Миграционный прирост населения составил −7390 человек.

Пример заданий 33 и 34 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Как готовиться

Сдайте экзамен заранее

В большинстве школ курс географии завершается в 10 классе, поэтому вы можете разгрузить себя, сдав экзамен заранее. Помните: сдать географию можно только один раз, либо в 10, либо в 11 классе.

Решайте демоварианты в школе

Почти половина тем экзамена изучается в 10 классе, так что нужно внимательно слушать на уроках. Полезные сведения можно почерпнуть в учебнике В. П. Максаковского. Однако главное в подготовке — практика. Необходимо решать как можно больше пробников, случайных заданий на сайте ФИПИ, а если попадаются сложные — обязательно разбираться, гуглить ответы. На сайте ФИПИ доступен один демовариант, а в школы в течение года присылают 3–4 экземпляра. Нужно вникать в спорные вопросы и пытаться понять, чего ждут разработчики заданий.

Пишите пробные ЕГЭ

Заковыристые задания в пробниках помогают глубже разобраться в предмете. Недавно одно задание поставило меня в тупик. Из шести стран нужно было выбрать три, где доминируют атомные электростанции (АЭС). Я сразу откинул варианты, где преобладают гидроэлектростанции. Точно знал, что АЭС — основа энергетики Франции, но между Бельгией и Словакией выбрать не мог. Кто вообще знает о европейской стране размером с Московскую область? Будь это настоящий экзамен, я бы подал на апелляцию, но в пробном встречаются такие спорные вопросы. Теперь я крепко запомнил, что в Словакии доминируют АЭС, и всем ученикам об этом рассказываю.

Штудируйте справочники

Если предмет интересен, то можно даже в «Википедии» изучать особенности зарубежных стран

Особое внимание следует уделить данным об энергетике и населении. Например, в учебнике про демографию и электростанции Португалии не написано, а на экзамене могут спросить

Подготовиться к таким вопросам можно только самостоятельно.

Следите за периодикой

Полезно подписаться на журнал National Geographic, где публикуют интересные статьи, в том числе о проблемах энергетики. В 2015 году NatGeo рассказал о планах Германии отказаться от ТЭЦ и АЭС в пользу альтернативных источников энергии. Малоизвестная информация, а на экзамене может пригодиться.

Занимайтесь с преподавателем

Первая часть ЕГЭ полна сюрпризов — не известно, какой вопрос встретится в задании: о России или о зарубежной стране, о производстве аллюминия или выращивании риса. Ко второй можно хорошо подготовиться, если усвоить алгоритмы и формулы. Опытный преподаватель может научить выполнять задания 28–34 оптимальным способом и подсказать, как избежать типичных ошибок.

Почему стоит начать со второй части

К концу первой части задания становятся предсказуемыми:

  • в задании 28 школьнику предстоит построить профиль рельефа местности;
  • в 29 — дать развёрнутый комментарий на основе анализа данных;
  • в 30 — сравнить факторы загрязнения атмосферы;
  • в 31 — определить значимость сельского хозяйства;
  • в 32 — выбрать точки на карте или указать время восхода, а для этого лучше повторить материал шестого класса о взаимном положении Солнца и Земли;
  • в 33 и 34 применить формулы расчёта.

Выпускники, которые уверенно выполняют задания с развёрнутым ответом, сразу принимаются за вторую часть экзамена. Во второй части нужно продемонстрировать умения, которые ученик приобрёл и закрепил сам или на курсах. Если в первой части может не повезти со сложным вопросом, то во второй всё зависит только от ученика.

Я знаю школьника, который большое внимание уделял заданиям второй части, но не стремился расширять кругозор. В результате он отлично справился с заданиями 28–34, но срезался на вопросах из первой части и набрал 71 балл

Поэтому не стоит думать, что последние задания сложнее. Возможно, именно с них стоит начать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector