Как успешно сдать огэ и егэ по литературе

Содержание:

Структура экзамена

Первая часть

Структура КИМа по литературе представляет собой условно разделённые три части. Часть первая – работа с произведением «большой формы»: романом, рассказом, пьесой, поэмой. Это семь заданий в виде теста и два мини-сочинения. Одно проверяет умение анализировать отрывок текста, второе – знание системных связей между произведениями. Для успешной подготовки к этому заданию надо знать, в каких произведениях из кодификатора (списка литературы, обязательного к прочтению) есть дуэли, сны, герои-бунтари и так далее.

Чтобы справиться с таким заданием, нужно системно подходить к изучению литературы и перечитывать произведения программы с седьмого по одиннадцатый класс. Понятно, что за год до экзамена это сделать трудно, поэтому лучше всего начать готовиться к ЕГЭ по литературе заранее, минимум с десятого класса. Если вы только в одиннадцатом классе осознали, что вам необходимо сдавать этот предмет, постарайтесь найти себе проводника по миру русской классики. Это может быть школьный учитель, репетитор или хорошее пособие для подготовки.

Третья часть

Третья часть экзамена представляет собой большое сочинение, которое должно содержать минимум 150 слов. Меньшее количество слов не подлежит проверке. Его просто оценивают нулем баллов, а выпускник теряет 14 первичных балов. С другой стороны, даже рекомендованный объём в 250 слов не гарантирует высшей оценки по критериям сочинения.

Кратко о критериях оценивания и особенностях подготовки

На сайте ФИПИ вы с лёгкостью найдёте документ под названием «Методические рекомендации для руководителей предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом». Его можно досконально изучить, чтобы иметь точное представление о всех ловушках, которые надо учитывать при написании экзамена. Правда, это сложный и длинный документ, который хотя и находится в открытом доступе, но освоить его не так-то просто. В целом для эффективной подготовки необходимо уметь:

  • Выстраивать связь между произведениями. Для этого нужно изучить произведения кодификатора и определить общие темы.
  • Анализировать текст сочинения на предмет верного содержания и структурного оформления. Один из самых важных критериев – К1, критерий, отвечающий за глубину раскрытия темы. Чтобы хорошо раскрыть тему, необходимо тщательно изучить критическую литературу, учебники и методические пособия. Аккуратно относитесь к выбору источников: их лучше заранее узнать у преподавателя или репетитора.
  • Выявлять значимые детали, эпизоды, подробности, которые необходимы для полноценного письменного ответа на задание. Тут требуется умение работать с текстом. Этот навык прокачивается с помощью сочинений и активной работы на уроке.

Как распределить время на экзамене

Самая распространённая проблема сдающих ЕГЭ по литературе – катастрофическая нехватка времени, ведь вам предстоит писать несколько сочинений. Есть несколько полезных советов по распределению времени на экзамене.

Начинайте с сочинений

Если всё делать согласно объёму заданий с развернутым ответом, то придется брать дополнительные бланки. Иногда выдача этих бланков происходит не сразу, а с пяти-десяти минутной задержкой. Такой бланк может понадобиться не один. Время экзамена при этом не продляется. Вместо того, чтобы нервничать, что бланки задерживают, спокойно решайте в этот промежуток тестовую часть.

Засекайте время на выполнение заданий при подготовке

Очень неплохо на экзамене по литературе работает следующий расчет: 30 минут на каждое мини-сочинение, от 20 до 40 минут на тестовую часть, включая перенос ответов в соответствующий бланк, все остальное время должно быть посвящено сочинению задания 17.

Тренируйте память

На экзамене вам не дадут текстов, всё должно быть в памяти. Учите стихотворения, пишите сочинения, ведите отдельную тетрадь с цитатами, составляйте планы произведений. Это поможет вам в нужный момент подобрать убедительные аргументы и подкрепить их примером.

Как готовиться

Есть два пути подготовки. Первый – обратиться к репетитору, который даст обратную связь по сочинениям, поможет увидеть общие мотивы в произведениях и подскажет полезную литературу. Второй – готовиться самостоятельно. В таком случае от выпускника требуется много самодисциплины и организованности, а также сильная мотивация. Вы всегда можете получить бесплатную консультацию с преподавателем у нас на вводном занятии.

Литература – такой экзамен, который не сдать наудачу, поэтому готовиться к нему надо основательно и заранее. Желаю вам удачи!

Как сдать ЕГЭ по «инязу» на 100 баллов

Напомним, ЕГЭ по иностранным языкам — английскому, немецкому, французскому, испанскому и китайскому — в этом году сдавали более 19 тысяч столичных выпускников. И почти половина из них показали высокие результаты, набрав от 81 до 99 баллов. А 18 москвичей получили по 100 баллов. Впервые в этом году появились два «стобалльника» по французскому, есть максимальные баллы по китайскому и немецкому языкам.

Элина Карасева, выпускница школы № 1265:

— У меня была глобальная цель — достойно сдать ЕГЭ. И 100 баллов по французскому языку — это результат разносторонней подготовки. Лучше всего начинать готовиться к ЕГЭ с первого класса. Хотя практика показывает, что активная подготовка начинается гораздо позже. Я стала готовиться с конца 10-го класса, не хотелось перегружаться раньше времени. Но зато, когда начала, то полностью погрузилась в этот процесс.

Читала художественную и публицистическую литературу на иностранном языке каждый день. На зубок знала формат ответа на устную и письменную часть, грамматику и орфографию, начиная даже с уровня первого класса.

Дистанционное обучение, на которое мы перешли весной, позволило грамотно использовать время дома, которого хватило и на онлайн-уроки, и на выполнение домашних заданий, и на консультации с педагогами, и на самостоятельную подготовку к ЕГЭ. Педагоги выступили в роли наставников. Помогали понять и разобрать ошибки, поддерживали, когда сил на подготовку, казалось, уже не было.

Вообще, самое большое открытие перед экзаменами — это совместная подготовка к ЕГЭ: с друзьями, учителем или всем вместе. Такое полезное времяпрепровождение, пусть и с периодическими отклонениями от темы, и к экзаменам поможет подготовиться, и от них же отвлечет на некоторое время.

Мои лайфхаки успешной сдачи ЕГЭ таковы: знать формат экзамена, больше внимания уделять изучению самого предмета, беречь себя и свою нервную систему для жизни после ЕГЭ.

Елизавета Ефанова, выпускница школы № 1329:

— Мой 100-балльный результат на ЕГЭ по немецкому языку — планомерная работа многих лет. Для успешной сдачи любого языкового экзамена недостаточно только привыкнуть к формату и отработать его. Нужно комплексно изучать иностранный язык.

Хотя мне всегда хорошо давался немецкий, решение сдавать этот ЕГЭ было несколько спонтанным, и интенсивно готовилась к нему я только две недели!

Экзамен показался не сложным с точки зрения понимания заданий, но для успешного выполнения некоторых мне понадобилось не только знание языка, но и логика, языковая интуиция. Больше всего я переживала за устную часть, хотя с удовольствием говорю на немецком и использую этот язык каждый день.

Я благодарна своему школьному учителю Ольге Гридасовой, которая на протяжении всех семи лет его изучения поддерживала меня, переживала за мои результаты и радовалась вместе со мной каждому успеху. Эти 100 баллов — достойный результат нашей совместной многолетней работы. И, конечно же, в этой победе есть вклад тренеров сборной команды Москвы по немецкому языку, учителей из других школ, которые готовили нас к Всероссийской олимпиаде школьников.

Тем, кто собирается сдавать экзамен по иностранному языку, советую уделять внимание каждому аспекту, например, письменной и устной речи, а не только тому, что дается легче. Гао Юйщюань, выпускница школы №1948 «Лингвист-М»:

Гао Юйщюань, выпускница школы №1948 «Лингвист-М»:

— Если накопленных знаний достаточно, то сдать ЕГЭ по китайскому языку на 100 баллов — не проблема. Главное — это уверенность. Думаю, что такого хорошего результата я смогла достичь именно благодаря усердной работе на протяжении многих лет. Лично для меня самыми сложными вопросами на экзамене были те, где требовался ответ «да» или «нет».

Хочу поблагодарить учителей китайского языка школы № 1948, где я училась с первого класса, которые помогали мне с подготовкой. Сейчас поступаю на филологические факультеты в несколько ведущих университетов Москвы, хочу связать свою жизнь с языком.

Кстати

По данным международного исследования PISA, Москва — один из ведущих мегаполисов мира с высоким качеством образования. Не удивительно, что иностранные языки московские школьники знают отлично. По читательской грамотности московские школьники занимают третье место в мире, обойдя Канаду, Финляндию и Ирландию. По навыкам работы с информацией 15-летних москвичей опережают только школьники из Сингапура и четырех китайских провинций (Пекин, Шанхай, Цзянсу и Гуандун). По математической грамотности Москва попала в пятерку мировых лидеров, опередив Японию, Нидерланды, Финляндию и Канаду. По естественнонаучной грамотности Москва заняла шестое место, обойдя Финляндию, Республику Корея, Канаду, Тайвань и Великобританию.

Как я сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов

Когда я выбрала литературу, я решила во что бы то ни стало сдать экзамен на 100 баллов. Для этого нужен был чёткий план, ведь предстояло прочесть гору книг, решить сотни тестов и выучить сюжеты и имена героев, как минимум, из всех произведений из кодификатора. Как максимум — из всех произведений для дополнительного чтения.

Я решила готовиться по следующей схеме:

1. Разделить произведения из кодификатора на группы:

  • Те, в которых я хорошо помню сюжет и героев. Их можно не перечитывать.
  • Те, в которых я не помню часть композиции, не могу пересказать основную идею произведения. Можно прочесть краткое содержание и анализ.
  • Те, которые я не читала/не помню. Их читать полностью, выписывая героев, составляя характеристики.

2. Два-три раза в неделю учить стихотворения по составленному графику.

Маленькие — целиком, большие — частично, чтобы хватило для цитат. Раз в неделю, например, в выходные, писать сочинение №17. Как можно чаще решать КИМы, устно отвечать на задания №8, 9, 15, 16. Регулярно писать маленькие сочинения, отрабатывать клише.

Когда тема звучала как вопрос, я старалась сразу дать на него ответ во введении, а остальное место в сочинении уделяла пояснению этого ответа. Единственная проблема, с которой я сталкивалась — недостаток слов. Дайте дорогу своему красноречию!

4. Найти наставника, который поможет подготовиться.

Огромную роль в подготовке к экзамену сыграл мой учитель литературы. Она выходила на работу в свои выходные и даже в праздники, поддерживала нас, кормила бутербродами, поила чаем и приглашала в театр. Найдите себе наставника! Отличным решением станет Тетрика, где вам подберут преподавателя, исходя из ваших целей обучения.

Лайфхаки для подготовки

За время тренировочных экзаменов я выработала несколько лайфхаков, которые, я уверена, прибавили мне несколько баллов.

Попробуйте влюбиться в предмет

Читайте не потому, что так надо, а потому, что вам интересен роман с литературной точки зрения. Учите только понравившиеся стихотворения, которые нашли отклик в вашей душе. Так подготовка не будет тяжелой ношей.

Составляйте ментальную карту произведений

Я оформляла название, делала выписки из сюжета, визуализировала героев. Это хорошо работало с лирикой. Я выписывала цитаты или приклеивала стихотворения, а рядом писала факты из жизни поэта. Поэтому при работе с 15 и 16 сочинениями у меня уже был готовый материал.

Читайте примеры хороших сочинений и пишите свои

Изучите критерии оценивания. В этом вам может помочь книга «100 золотых сочинений». В ней собраны работы учеников, которые занимали призовые места на российских олимпиадах

Обращайте внимание на структуру. 

Ходите в театры вместо кино

Пьесы в основном написаны литературным языком, поэтому их просмотр расширяет словарный запас. Кроме того, часто основой для них служат литературные романы.

Найдите компанию для подготовки

По вечерам мы собирались компанией и вместе решали КИМы. Когда кто-то не знал ответа на вопрос, ему помогали — так подготовка шла быстрее. Возникали споры, в которых рождалась истина. Благодаря этим посиделкам я набрала 1/3 готовых сочинений. Потом перечитывала их и использовала в пробных экзаменах.

Выспитесь перед экзаменом

За день до ЕГЭ по литературе устройте себе день отдыха, расслабьтесь и настройте себя на хорошее. На экзамен обязательно возьмите воды. Перед выходом из дома проверьте, не забыли ли вы что-нибудь, а по дороге повторяйте стихотворения или имена героев.

Не переживайте и учитесь самоконтролю

На экзамене одно из сочинений вогнало меня в ступор. Я даже почти заплакала и начала винить себя в том, что недостаточно готовилась. Правильным решением было успокоиться, отдохнуть и на время перейти к другому заданию. Станьте себе лучшим другом, строгим учителем и дружелюбным напарником. Это поможет вам как на экзамене, так и в жизни.

Многие боятся плохо написать ЕГЭ по литературе или не сдать его вовсе. При этом все ребята, с которыми я сдавала, справились с экзаменом и поступили в желаемые вузы. Бояться не нужно. Не упускайте возможность лишний раз попрактиковаться или узнать что-то новое. Чтобы не терять время зря, присоединяйтесь к школе Тетрика, чтобы найти того самого наставника, который прольёт свет на вашу подготовку. Помните: через тернии к звёздам! Облегчить путь к звёздам поможет наш подарок — промокод blog20, который дарит +1 занятие при покупке пакета. Не забудьте активировать его после пробного урока. Желаем успехов!

Как успеть за 4 часа написать 5 сочинений? Ребята говорят, что это сложно, но реально.

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— На тестовую часть стоит отвести не более 3–4 минут. На мини-сочинения я уделяла полчаса: 20 минут для написания в черновик, 10 на переписывание в бланк и проверку. На самом экзамене не везде получалось так, поэтому иногда я писала часть сразу в чистовик, что-то набрасывала на черновик. Все оставшееся время у меня ушло на 17 сочинения и на прогулку по коридору для «проветривания» мозгов, которая длилась минуты две.

Артем Князьков, 100 баллов:

— На экзамене по литературе катастрофически мало времени, поэтому его придётся экономить. Всё, кроме семнадцатого, пишется сразу в чистовик. У меня была система, по которой я должен был потратить 25–30 минут на 8,9,15,16 и час на 17. Ещё час остаётся на проверку и форс-мажоры. Если следовать этому плану, то времени окажется предостаточно.

Как получить высокий балл на ЕГЭ по литературе?

Формула успеха простая: теоретическая база + знание структуры экзамена. Когда-то она помогла набрать мне 98 баллов, а теперь помогает готовить учеников, которые, как и вы, мечтают поступить на бюджет в лучшие вузы страны.

Задания с коротким ответом

Главное — знать как и к чему готовиться. Например, роман-эпопею «Война и мир» из 4 томов боятся все ученики, но на экзамене из него встретятся только 4 темы. Мы это знаем благодаря нашему отделу исследований и разработок. Он проанализировал все варианты по литературе с момента существования ЕГЭ! И мы с удовольствием делимся такими секретами, ведь подобной информацией обладает не каждый репетитор. На онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ мы не только рассказываем необходимую информацию, но и учим применять ее на практике.

Один человек не справится с таким глубоким погружением в аналитику — у нас этим занимаются 200 человек. Благодаря аналитике мы смогли выявить и упрощающие методы решения заданий

Например, в заданиях с кратким ответом достаточно обратить внимание на ключевые слова и тут же записать верный ответ. На экзамене встречается не весь объем литературных терминов, а определенный (и достаточно небольшой) перечень, который необходимо заучить

Сочинения

За 4 года практики я видела много учеников с хорошим художественным слогом. Но при подготовке их часто обходили не столь талантливые, но разбирающиеся в критериях ребята. Дело в том, что проверяющий эксперт выступает в роли такого же компьютера — и оценивает сочинения по четко установленным требованиям. Если вы эти требования хорошо знаете и выполняете — успех гарантирован.

Правда, если вы попробуете ознакомиться с критериями оценивания, то вряд ли что-то поймете. Все это нужно переводить на более простой «ученический» язык. В этом поможет хороший специалист, который сам работает с критериями, ведь хорошее знание предмета и экзамен — далеко не одно и то же. Это отличное преимущество для тех, кто не очень уверен в своих знаниях! При постоянной работе с форматом экзамена — пониманием структуры, типичных ошибок, критериев — можно обойти даже тех, кто способен перечислить крестьян Коробочки по именам!

Сложно ли сдавать ЕГЭ — покажет статистика

Каждый год ФИПИ публикует аналитический материал и статистику сдачи ЕГЭ. В этом году единый госэкзамен сдавали примерно 750 тысяч человек — довольно много людей, чтобы делать показательные выводы.

Предмет Средний балл 2018 Средний балл 2019
Русский язык 70,93 69,5
Математика (профиль) 49,8 56,5
Обществознание 55,7 54,9
Физика 53,2 54,4
История 55,1 55,3
Биология 51,7 52,2
Химия 55,1 56,7
Английский
язык
69,2 73,8
Информатика 58,4 62,4
Литература 62,7 63,4
География 56,6 57,2

Результаты ЕГЭ показали, что средний балл практически по всем предметам, кроме русского языка и обществознания, вырос, правда, незначительно.

1-7

Анализ ЕГЭ по литературе начинается с первых заданий – самых простых в списке. Они очень похожи между собой, даже оцениваются одинаково (1 балл), поэтому Многомудрый Литрекон рассматривает их все вместе. Они представляют собой краткий ответ из слова, словосочетания или последовательности цифр. Темы заданий – прозаические произведения.

Создатели литературного ЕГЭ в официальном документе сформулировали те навыки, которыми нужно обладать, чтобы выполнить поставленные задачи:

Ваша подготовка по заданиям должна начаться именно с освоения данных умений. Подразумевается, что к 11 классу выпускники уже владеют ими. Если же Вы готовитесь с нуля, то вот простые советы, как быстро подготовиться по этим направлениям:

  1. Сделайте шпаргалку с жанрами (роман, повесть, рассказ, новелла и т.д.) и родами литературы (эпос, лирика, драма). Определяйте каждую книгу из кодификатора (списка нужных для ЕГЭ произведений), применяя данную шпаргалку. В конце концов, Вы все запомните.
  2. Сделайте план анализа текста (вот пример) и разбирайте сначала маленькие тексты (так проще набить руку), а потом переходите к большим. Если возникают вопросы в ходе анализа, пишите нам в группу, отвечаем оперативно. Кроме того, на нашем сайте Вы можете найти подробные и качественные разборы нужных книг.
  3. Сделайте памятку с основными тропами и сверяйтесь с ней, когда ищете средства художественной выразительности. Постепенно доведете навык до автоматизма и поймете, что, по логике, роль тропов везде заключается в одном свойстве: передаче эмоций и скрытых смыслов от автора к читателю.
  4. Читайте книги, подмечая те моменты, которые пригодятся в анализе: герои, конфликт, проблематика, идея (полный перечень необходимостей Вы найдете в кодификаторе)

Многомудрый Литрекон неслучайно пишет не «выучить», а «сделать». Только практика дает устойчивые и полезные знания, а не зубрежку, которую Вы забудете на первой минуте экзамена.

Разобравшись с фронтом работ, обратим внимание на пример заданий 1-7 из демонстрационной версии на ФИПИ:

Как решить 1-3 задания? Уместен логических подход. Итак, большое произведение в прозе с большим количеством героев – точно роман. Базаров – нигилист, это слово Вы мусолили целую четверть, и другого такого точно не проходили. Даже не зная его значения, можно поковыряться в памяти и вспомнить его. Из критиков в школе тоже проходятся считанные единицы, и самый известный – В. Г. Белинский. Его и стоит написать в ответе. Таким образом, очевидно, что все ответы можно найти методом исключения, если Вы посетили хотя бы половину уроков литературы. Едем дальше.

4 задание посвящено поиску соответствий. В данном примере это очень просто, если Вы помните хотя бы примерно, что происходило в романе. Даже если не помните, ищите подсказки в представленном фрагменте. Там Вы можете узнать, что Николай – отец Аркадия, Павел – его дядя, а Евгений – друг, который приехал погостить. Конфликт назревает уже в представленном отрывке: руки Павел гостю не подал. Значит, дуэль была между ними. Павел намного старше и долго сидел без дела, значит, он и получил ранение. Остается выбор, в котором должны помочь хоть какие-то знания о сюжете. Николай все время жил дома, не отлучаясь, поэтому жениться он мог только на Фенечке – обитательнице его имения, которую зовут по имени, потому что она — простолюдинка. К дворянке Одинцовой старику пришлось бы ехать, что никак не вяжется с его возрастом и нравом. Евгений – трагический герой, и на его долю остается лишь смерть. Таким образом, даже не помня точного сюжета, можно выполнить задание, полагаясь на здравый смысл и обрывки знаний.

5-7 – азы литературоведения, первая часть кодификатора. 5 задание тоже можно решить методом исключения, примерно зная основные термины из кодификатора. Остальные (портрет, пейзаж и пр.) просто не подходят, остается только художественная деталь. 6 задание — тоже довольно простое, ведь ответ на него можно получить, вспомнив приставку, означающую «против» — «анти». Только одно слово из литературоведения подходит к нашему случаю – это антитеза. Ну и 7 – психологизм, ведь иных подходящих по смыслу вариантов в кодификаторе просто нет. Значит, чтобы сделать эти задания, нужно всего лишь примерно представлять себе значение описанных в кодификаторе терминов.

Таким образом, даже не имея всех тех навыков, о которых нам поведали создатели ЕГЭ по литературе, можно справиться с данными заданиями, имея в распоряжении поверхностное знание содержания кодификатора и орудуя методом Шерлока Холмса.

Критерии оценки

Как уже было отмечено, выпускникам, сдающим экзамен по литературе, просто необходимо точно знать, как именно оценивается ЕГЭ по литературе. На самом деле, все очень просто и не так страшно, как кажется на первый взгляд.

При выполнении 8 и 15 заданий, требующих развёрнутого ответа в 5-10 предложений, надо дать прямой и лаконичный ответ на вопрос. Пример задания 15 на ЕГЭ по литературе есть у нас на сайте. Старайтесь не отходить от темы, не использовать пространных рассуждений, следуйте простой схеме – тезис, доказательства

Ничего сверхсложного от вас не требуется, важно внимательно прочитать отрывок из приведённого художественного произведения, проанализировать его и дать краткий, но четкий ответ на вопрос, приводя в пример доказательства из текста. Критериями являются:

  1. глубина приводимых суждений
  2. убедительность аргументов
  3. следование нормам речи.

Всего за 8 и 15 задания можно получить 4 балла за каждое (не забывайте, что набранные вами первичные баллы переводятся в стобалльную систему, и даже 1 допущенная вами ошибка может стоить 4 тестовых балла, так что будьте внимательны).

В 9 и 16 вопросах от вас требуется сопоставить предложенный отрывок из литературного произведения с двумя другими текстами. Пример задания 16 на ЕГЭ вы можете посмотреть на сайте. Здесь самым важным является убедительное обоснование, почему вы считаете приведённые вами примеры из художественных произведений подходящими и в чем именно вы находите их сходство. Не стоит забывать, что нужно правильно указать названия произведений и их авторов. Критерии, по которым будут оцениваться ваши ответы:

  1. включение произведения в литературный контекст
  2. убедительность аргументов

Так как экзамен всегда является для выпускников стрессовой ситуацией, мы советуем вам заранее продумать примеры произведений под различные тематики, удобнее это сделать в таблице. Разделить ее на конкретные темы, к примеру, война, безответная любовь и т.д. (брать их можно из примерных КИМов), и подбирать тексты, в которых встречаются эти проблемы. Так в час икс вам будет гораздо легче, и вы сможете набрать высший балл за это задание.

И, наконец, последнее задание – написание большого эссе на одну из трех предложенных тем. Пример сочинения на ЕГЭ по литературе вы можете посмотреть на сайте. Здесь вы должны показать:

  1. знание художественного текста
  2. владение литературоведческими терминами
  3. литературный кругозор

Проверяющий будет оценивать:

  1. глубину понимания темы
  2. убедительность приводимых в качестве аргументов суждений
  3. уровень владения теоретико-литературными знаниями
  4. обоснованность привлечения текста произведения
  5. композиционную цельность
  6. логичность изложения
  7. следование нормам речи.

Единственный совет, который мы можем вам дать при написании этого сочинения, – это подготовиться к нему. Вы должны знать все критерии оценки и, следуя им, написать цельную работу, которая будет отражать глубину ваших знаний и осмысленность приводимых вами аргументов.

10-14

10-14 задания – это краткие ответы на вопросы (слово, словосочетание, последовательность цифр), но относящиеся к лирике. Чтобы их сделать, нужно владеть тем же арсеналом умений, который Многомудрый Литрекон уже описал в первом параграфе для заданий 1-7. Но вот специфические советы по подготовке конкретно для этой группы вопросов:

  1. Сделайте шпаргалки тропов, жанров, течений и размеров стихотворений. Анализируйте произведения русских поэтов, используя эти памятки. Со временем Вы все запомните.
  2. Время от времени полезно почитать анализы известных стихотворений, и в этом плане Вам поможет Многомудрый Литрекон, так как он еженедельно выпускает новые работы, посвященные разбору стихов.

Самое время встретить по одежке сами задания, вот примеры из демоверсии:

Таким образом, чтобы быстро и качественно выполнять эти задания из ЕГЭ по литературе, нужно освоить термины из кодификатора и получить в ходе практических занятий навыки анализа лирических текстов.

Новости

В октябре 2021 г. стартует долгожданный пропедевтический курс для абитуриентов МГПУ «Как читать между строк» или как сдать литературу на 100 баллов».

Автор и ведущая курса — кандидат филологических наук, доцент департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств ИКИ МГПУ Ирина Мурзак

Ирина Ивановна — автор учебников и учебных пособий, более 100 статей по теории литературы и проблемам культурологии, учебных курсов «Роман как форма художественного сознания», «Отражение социальных моделей в языке и культуре», «Практики комментирования художественных текстов», «Современная зарубежная литература в проблемном изучении», «Современный театр и кино» и др.

Подготовительный онлайн-курс «Как читать между строк» Ирины Мурзак рассчитан на абитуриентов творческих вузов, на тех, кто хочет понять, как знание литературы помогает человеку стать успешным. Слушатели курса узнают, как литература помогла Нилу Гейману и Иосифу Бродскому стать знаменитыми писателями. Ведь для того, чтобы лучше понимать современных авторов, нужно сначала попробовать понять писателей прошлого.Многие относятся к гуманитарным предметам с некоторым снисхождением: век IT-технологий, дискретность знаний, прагматичный подход к образованию, зачем литература? Гуманитарные дисциплины требуют сложных структурированных построений, для которых нужна серьезная культура логического мышления. Но именно знание художественных произведений помогает нам прогнозировать исход трудной жизненной ситуации. А значит, обезопасить себя от ошибок. А знание теории литературы позволяет нам быть успешными в профессии гуманитарного профиля.Онлайн-курс будет состоять из лекций-кейсов и тренингов. На тренинге в конце каждого занятия будет делаться разбортиповых ошибок методом «французской мастерской». Учиться легко и интересно — наша цель!

Проблемные зоны заданий. Анализ нового формата экзамена

Необъективные критерии. Как их использовать для своей выгоды?

Критерии ЕГЭ по литературе сформулированы расплывчато. Среднестатистический школьник смутно себе представляет, что такое «глубина суждений» и как убедительно сопоставить три произведения. Оценка зависит от субъективного мнения эксперта.

Как понравиться эксперту?

Эксперт может не разглядеть глубину понимания произведения. Очень часто случаются расхождения в баллах. Например, первый проверяющий ставит за сочинение 12 баллов, второй — 7. Сочинение отправляется на третью проверку, и третий эксперт решает поставить 10 баллов. Это общая проблема для гуманитарных предметов на ЕГЭ.

Нет места для личного мнения. Как убедить эксперта и избежать недостаточность аргументации?

Чтобы сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов, надо обладать навыками телепатии. Как еще согласовать свой ответ с тем, что написано в критериях. А разойтись с ними рискованно. Вдруг убедительность приводимых суждений окажется недостаточной?

Вместо анализа — зубрежка

Это проблема заданий с кратким ответом. Как научиться запоминать?

Регистрация на 1 занятие

2 занятие — 21 октября с 16:40 до 18:15

Ловушки в задании. Как их избежать?

  • Как работать с кодификатором и готовыми ответами на задание
  • Как отвечать на вопросы текста, если вы его не читали
  • Как избежать расхождения в определении научных терминов
  • Как определить закономерность и частотность теоретических заданий
  • Как избежать стилистических ошибок в развернутом ответе

Регистрация на 2 занятие

Сочинение, которое обязательно понравится эксперту


Подавляющее большинство экзаменуемых предпочитает писать сочинения по произведениям второй половины XIX века. Узнаем, как уйти от стереотипного выбора и стать интересным собеседником для эксперта. Разберем, на каких сайтах находить материал для подготовки.

  • Как выбрать текст для анализа, который заинтересует эксперта
  • Как уместить аргументы в 250 слов коротких сочинений
  • Как готовиться к сопоставительным заданиям (сравнить образ, сопоставить тему и пр.)
  • Как писать сочинение по лирике
  • Как избежать пересказа и перейти к анализу
  • Чем отличается сочинение по русскому языку от сочинения по литературе
  • Как апеллировать замечания эксперта

Регистрация на 3 занятиеТренинг в конце каждого занятия предполагает разбор типовых ошибок.

Запись на курс и ссылки на регистрацию — скоро на официальной странице Института культуры и искусств МГПУ и в наших соцсетях Вконтакте, Facebook, Instagram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector