Образование в казахстане: этапы обучения

Содержание:

Узбекистан

Международный Вестминстерский университет в Ташкенте WIUT

Первый международный англоязычный университет в Узбекистане. Основан в 2002 году. Предлагает образование в западном стиле с британской квалификацией.

Вуз создан для подготовки в Узбекистане квалифицированных кадров в соответствии с требованиями мировых образовательных стандартов и создания условий для поддержки потенциала одаренной молодежи.

Обучение проводится по грантам университета и на платной основе. Образовательные стандарты, учебные планы и программы бакалавриата и магистратуры WIUT соответствуют принятым в Вестминстерском университете Лондона.

Университет Инха в городе Ташкент IUT

Один из ведущих университетов Узбекистана по подготовке специалистов в сфере информационных технологий и логистики.

Университет Инха в Ташкенте создан в 2014 году как результат сотрудничества между Университетом Инха Южной Кореи и Правительством Республики Узбекистан. Основная цель IUT — подготовить лидеров будущего в области технологий, промышленности, бизнеса и других профессий, которые будут способствовать развитию нации и общества.

Выпускники вуза получают два диплома: образца Университета Инха в Республике Корея и диплом Университета Инха в городе Ташкент. Дипломы, выданные выпускникам ташкентского вуза, полностью идентичны дипломам в Корее и дают право на трудоустройство и дальнейшее обучение во всех странах мира.

Технический институт Ёджу в городе Ташкент

Источник фотографии: pv.uz

Вуз создан в 2017 году в рамках корейско-узбекского бизнес-форума, посвященного визиту президента Узбекистана в Республику Корея.

Основная задача института Ёджув Ташкенте — подготовка высококвалифицированных кадров и специалистов с современными профессиональными навыками, востребованными на рынке труда.

Профессорско-преподавательский состав института в основном представлен международными профессорами из Великобритании, США, Бельгии, Южной Кореи и Саудовской Аравии.

Не хватает преподавателей для работы со студентами-инвалидами

В Казахстане пытаются развивать инклюзивное образование. В 2018 году выпускникам спецшкол разрешили поступать в колледжи, этим правом воспользовались почти три тысячи человек. Но, как оказалось, сами организации ТиПО ещё не готовы к этому – нет педагогических кадров, имеющих навыки работы с такими студентами, а именно:

  • тифлопедагоги;
  • сурдопереводчики;
  • дефектологи.

«Слабо налажена работа по выстраиванию психолого-медико-педагогической поддержки студентов с особыми потребностями. В колледжах необходимо ввести штатную единицу таких специалистов. Кроме того, в учебных заведениях ТиПО существует дефицит в специальном оборудовании, предназначенным для их обучения. Вызовом также является обеспечение условий для дальнейшего трудоустройства лиц с особыми образовательными потребностями», – сказано в докладе.

Наибольшая доля студентов с ограниченными потребностями приходится на людей с нарушением слуха и зрения.

Дайаана Портнягина, 19 лет, родной город — Якутск, Россия, студентка Университета имени Сулеймана Демиреля

О поступлении

Я хотела получить высшее образование в другой стране. Изначально рассматривала Европу и Китай, но эти варианты отпали. В то время меня заинтересовали творческие люди из Казахстана, страна была на устах. И я решила попробовать себя в Казахстане — набраться опыта, повысить самостоятельность и выучить английский язык.

Я выяснила, что лучшим университетом в Казахстане считается КазНУ имени Аль-Фараби. Я поступила туда, но после первого курса перевелась в СДУ. 

Об особенностях обучения

Я была готова к сложностям, поэтому воспринимала их как вызов и опыт. Многие люди думали, что я казашка, и часто отвечали на казахском. Благодаря этому я быстро выучила язык.

В Казахстане перспективная молодежь. Выпускники НИШ и БІЛ поступают в топовые университеты мира.

Новшества в обучении

Сейчас есть возможность получения образования новым способом — дистанционно. Вам необходимо для этого иметь под рукой компьютер, ноутбук, подключение к интернету. Современные технологии дают возможность передать знания и проконтролировать результаты обучения студента по необходимым предметам. Для студента эта форма хороша тем, что отсутствует привязка ко времени, обучаемый гораздо легче находит по интернету нужные учебные материалы, способен пересдавать какой-либо материал, не бегая за преподавателем. А педагоги могут провести лекции как в режиме онлайн (вживую), так и в более удобной форме офлайн (в записи).

Правда, экзамены государственного образца, дипломные работы и их защита проводятся на базе вуза.

Две формы обучения

Знания в вузах Казахстана получают по традиционным формам: очная и заочная.

Предпочтение, конечно же, отдается очной форме обучения. Глубокие, расширенные знания можно получить при постоянных и систематических занятиях на факультетах при контроле со стороны педагогов и преподавателей. Тем более весь учебный процесс структурирован, дозирован для студентов, что, конечно, облегчает процесс обучения и настраивает студента на получение большего объема знаний.

Заочная форма имеет ряд преимуществ: свободное время для обучения, использование дополнительного опыта. Но есть и отрицательные моменты: заставить себя заниматься системно и ежедневно не каждому под силу. Тем более не практикуют такую форму обучения медицинские вузы Казахстана. Это и понятно, самое дорогое у человека – его здоровье, и как поручить такую драгоценность специалисту, который освоил программу не полностью, а лишь поверхностно?

Похожие термины:

  • совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления обра

  • совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждени

  • составная часть системы образования страны, объединяющая в единый учебно-воспитательный и научный комплекс высшие учебные заведения и органы управления ими.

  • в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образ

  • сеть учреждений и совокупность оказываемых ими образовательных услуг для людей, которые: по своему возрасту перешли границу общепринятых (на данном этапе) временных стандартов получения образов

  • система основных исходных требований, отражающих политику государства в области образования.

  • это параллельное обучение в образовательном учреждении, и на производстве. «Дуальность» означает «двуединство, двойственность», «единое организационное целое. В основу обучения заложен принцип

  • credit-based system) — предметно-курсовая система образования, построенная на требовании выполнения определенного объема (определенной трудоемкости) учебной работы, выраженного в условных (кредитных) ча

  • элементы (компоненты) системы образования.

  • участники образовательного процесса при реализации образовательных программ; — образовательные программы; — учреждения образования; — организации, реализующие образовательные программы послеву

  • система управления образовательной, учебно-производственной и сбытовой деятельностью образовательного учреждения, выявляющая потребности в образовательных программах и др. образовательных ус

  • это образование в течение всей жизни человека, в рамках которого он может осуществлять выбор образовательных траекторий в соответствии с его индивидуальными потребностями и особенностями, а так

  • действия федеральных органов государственной власти и органов управления образованием, направленные на определение и осуществление политики в области образования, на правовое регулирование от

  • (The adequacy of the education system) соответствие системы образования требованиям современного общества и тенденциям его развития. В динамично развивающемся обществе решающее значение имеет способность сис

Особенности современного образования в Казахстане

На сегодняшний день в Казахстане осуществляется три основных уровня обучения: дошкольный, средний и высший.

Дошкольный уровень образования

Главный упор в дошкольной образовательной деятельности делается на развитие у казахских детей самостоятельности мышления и поступков. По мнению специалистов, это закладывает в них фундамент на будущее и помогает при окончании средней школы осознанно выбирать профессию. Конечно, в детских садах Казахстана нет специальных дисциплин, но, согласно образовательному стандарту, развитие способностей у детей происходит за счёт игр, которые проводятся в виде творческих заданий.

Образование в средних школах

Средние школы в Казахстане имеют такую же структуру, как и в России: они состоят из одиннадцати классов и поделены на начальный, основной и старший этапы школьного обучения. Сегодня казахстанским правительством разрабатывается законопроект о переходе на двенадцатилетнюю систему школьного образования.

Большая часть школ Казахстана ведёт обучение на казахском языке. Примерно треть – на русском и казахском одновременно, несколько школ – на узбекском и таджикском. Также есть одна школа, которая обеспечивает образование на немецком языке. Около 3 % казахских школ относятся к учреждениям нового типа – гимназиям и лицеям.

Профессиональное образование

По окончании 9 класса казахские школьники могут продолжить учиться, поступив в гуманитарные или технические средние школы (гимназии), в профессиональные училища и техникумы либо остаться в своей школе, чтобы закончить 10 и 11 классы.

Получив среднее общее образование, многие казахские выпускники предпочитают продолжить учёбу в высших учебных заведениях. В Казахстане успешно действует Болонская система, которая делит высшее образование на две ступени. Так, казахские и иностранные жители могут получить в вузах Республики степень бакалавра и магистра. Тем не менее, высшее образование в Казахстане, как и в России, не дотягивает до образцового европейского уровня. Дело в том, что в Республике всё еще существуют программы специалитета, которые так и не были переформированы по европейскому стандарту. Это очевидный минус: диплом специалиста в странах Европы не котируется.

Среднее образование в республике (Казахстане)

Все граждане страны должны в обязательном порядке получить среднее образование. При этом также есть несколько уровней. В понятие среднего образования включают общее, начальное профессиональное и среднетехническое (или среднее профессиональное). В школу детей принимают с шести-семи лет. У среднего образования есть три ступени: начальная школа (с первого по четвертый класс), основная (с пятого по девятый класс) и старшая (десятый и одиннадцатый классы). Самые одаренные учащиеся могут учиться по специальным программам в учебных заведениях, рассчитанных на одаренных детей, где те могут наиболее полно раскрыть свой потенциал.

Что касается начального профессионального образования, то срок его получения длится, как правило, от двух до трех лет, а получают его молодые люди в профессиональном лицее или школе (уже на основе общего среднего). Колледжи и училища рассчитаны на три-четыре курса.

Рейтинг вузов

Национальный рейтинг вузов Казахстана был составлен с учетом следующих критериев:

  1. Оценка академической деятельности вуза. Информация при этом запрашивается из нескольких источников.
  2. Репутационная оценка учебного заведения экспертами.
  3. Определение престижа вуза у работодателей, в том числе региональных и государственных органов.

По состоянию на 2017 год места разделились таким образом:

  1. Казахский университет аль-Фараби. Университет, кстати, попал и в международный рейтинг лучших вузов. Специальностей очень много: экономика, технические профессии, гуманитарные направления.
  2. Евразийский национальный имени Л.Н. Гумилева. В вузе учатся около 12 тысяч талантливых студентов как из Казахстана, так и из-за рубежа.
  3. Южно-Казахстанский университет им. М. О. Ауэзова. Студенты могут изучать сельскохозяйственные науки, текстильную и пищевую инженерию, информационные технологии, энергетику, механику, нефтегазовое дело, строительство и транспорт, педагогику и культуру.
  4. Карагандинский университет им. Е. А. Букетова. Обучаться можно на факультете биологии, иностранных языков, истории, математики и информационных технологий, педагогики, философии и некоторых других.
  5. Павлодарский университет им. С. Торайгырова.

Все перечисленные учебные заведения — многопрофильные вузы.

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Образовательное учреждение было создано в 1944 году. Общее количество студентов, которые получают высшее образование на всех ступенях и программах, равняется 1000 человек. В число преподавателей вуза Казахстана входит более 290 человек. В рейтинге вузов страны занимает 43 позицию. В число факультетов консерватории входят:

  • инструментального исполнительства;
  • музыкального образования и менеджмента;
  • народной музыки;
  • музыкознания и исполнительского искусства.

На базе факультетов работают следующие кафедры:

  • ансамблевого искусства;
  • дирижирования;
  • арт-менеджмента;
  • вокального искусства;
  • социально-гуманитарных дисциплин;
  • музыковедения и композиции, и другие.

В последние годы консерватория переходит на внедрение образовательных программ бакалавриата и магистратуры.

Центр дистанционного обучения Postupi.kz

Postupi.kz – лицензированный представитель вузов и региональная приемная комиссия. Мы стремимся сделать дистанционное образование в лучших высших учебных заведениях доступным, интересным, простым для любого, кто хочет учиться.

Список вузов дистанционного обучения Postupi.kz:

  • Московский международный университет
  • Тульский государственный университет
  • Московский институт психоанализа
  • Тольяттинский государственный университет
  • Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
  • Московская международная академия
  • Белорусский национальный технический университет

Стоимость образования. Миллион – это много или мало?

В 2018 году около 100 тысяч выпускников в Казахстане сдали ЕНТ. Около 40 тысяч из них не поступили в отечественные вузы (уехали за рубеж, получают военное образование, служат в армии). Из 100 тысяч примерно две трети получили гранты. Но это не значит, что они учатся совершенно бесплатно. За их обучение платят налогоплательщики.

«Если разобраться детально, то больше страдают те вузы, которые дают качественное и дорогое образование. Посчитайте сами, государство платит вузу в качестве гранта от 340 до 600 тысяч тенге. Вузам приходится исчерпывать внутренний капитал (давая знания, которые стоят в 2-3 раза дороже), это приведёт к тому, что мы откажемся от государственного гранта», – прогнозирует ректор СДУ Канат Кожахмет.

Эндрю Вахтель считает, что хорошие знания должны иметь соответствующую стоимость.

«Образование, отвечающее международному стандарту в Казахстане, по местным расценкам, будет стоить полтора миллиона тенге в год. Однако проблема кроется в том, что экономика Казахстана не может платить высокую зарплату тем студентам, которые получат конкурентоспособные знания. Вместе с тем меньше чем за 900 тысяч невозможно дать студенту хорошие знания, которыми он мог бы воспользоваться в жизни», – уверен Эндрю Вахтель.

Алина Габдрахманова, 20 лет, родной город — Челябинск, Россия, студентка Евразийского национального университета им Л. Н. Гумилева

О поступлении​

Когда я училась в младших классах, мы с родителями переехали из России в Казахстан. 

После окончания школы я долго думала, куда поступить — в Челябинск или в университет в Казахстане. По рекомендациям друзей и родителей решила продолжить образование в Казахстане. Рассматривала варианты поступления в КарГУ либо в ЕНУ. В итоге поступила в Евразийский национальный университет, потому что посчитала, что он один из перспективных вузов Центральной Азии. 

Об особенностях обучения

У меня были сложности с изучением казахского языка и с предметами, связанными с законодательством страны. История Казахстана далась легко, было интересно.

На втором курсе по программе академической мобильности для студентов ЕНУ я съездила по обмену в Челябинский университет. Заметила, что в ЕНУ дают больше теории, оказывают более строгий контроль знаний. В России оказалось больше практики, поэтому учиться тоже было достаточно интересно.

Студенческая жизнь в ЕНУ яркая и интересная. Каждый праздник на факультете отмечают концертами и культурными мероприятиями. Мне нравится, что кроме основных предметов у нас появились такие интересные предметы, как «Фэшн-журналистика».

О Казахстане 

Казахстан гостеприимный. Мне нравится традиционная казахская кухня, нравится, что здесь много орехов, фруктов и молочных продуктов. Обожаю бешбармак, куырдак и баурсаки.

Обязательно ли учиться на дневном отделении?

В зависимости от ритма вашей жизни, от образования, полученного ранее, от перспектив, вы имеете полное право выбрать именно тот формат обучения, который вам будет наиболее близок. Допустим, если вы закончили школу, и не планируете идти сразу же работать (да и никакого образования еще для этого нет), то лучше выбрать очное обучение. Если же, допустим, у вас уже есть среднее специальное образование, то можно выбрать для себя другой формат обучения — систему part-time обучения, которую постепенно внедряют в Казахстане, и которая приходит на смену заочному обучению, про что мы писали в нашем материале про отмену заочного образования.  

Многие задумаются, а нужно ли мне вообще высшее образование? Здесь тоже важно ответить на этот вопрос в глубине души честно. Если вы понимаете, что сами не готовы потратить несколько лет своей жизни на регулярное обучение, а внутри вас возникает желание уже сейчас заняться какой-то практической деятельностью, то, возможно, стоит пойти на курсы или в среднее специальное учреждение, потратив деньги и время с большей пользой

В любом случае, каким бы ни был ваш выбор — он всегда будет правильным. Главное всегда прислушиваться к себе. 

Правила поступления в университеты Казахстана в 2020 году

Уже ближе к окончанию школы, все начинают интересоваться, что нужно для поступления в университет. Условия поступления для тех, кто поступает в университет после школы, и для тех, кто поступает после колледжа, будут разниться: и экзаменами, и подготовкой. 

Поступление в университеты Казахстана после школы 

Для того чтобы поступить в ВУЗ в Казахстане, абитуриенту необходимо: 

  • иметь полное среднее образование, которое подтверждается аттестатом;
  • иметь среднее специальное образование (например, окончить колледж);
  • можно иметь ранее полученное высшее образование. 

Конечно же, чаще всего в университет поступают те, кто только окончил школу, а значит, получил полное среднее образование. После окончания 11 класса, бывший школьник должен сдать экзамен ЕНТ — единое национальное тестирование. На основе полученных баллов будет понятно, может ли абитуриент претендовать на бюджетное место в ВУЗе (полученное благодаря гранту), или же придется обучаться за собственные средства (платно). Обычно, когда начинаются вступительные экзамены в ВУЗы, все начинают активно заниматься с репетиторами, готовиться, повторять материал. Хотя мы рекомендуем это делать задолго до старта вступительной кампании, чтобы хорошо подготовиться. 

На ЕНТ абитуриент должен сдать 5 предметов, среди которых 3 обязательных и 2 профильных. К обязательным относят: 

  • математическую грамотность;
  • грамотность чтения;
  • историю Казахстана. 

Профильные предметы выбираются в зависимости от специализации, на которую планирует поступать абитуриент.

Следует отметить, что если ЕНТ удачно сдать не получилось, есть возможность его пересдать в одну из сессий: в январе, в марте и в августе. Правда, в августе сдать экзамен могут только те, кто планирует обучаться на платной основе. 

Что ж, ЕНТ сдали, а что делать дальше? Дальше следует определиться с ВУЗом, и разузнать, как поступать в университет. В 2020 году ЕНТ проходило с 21 июня по 1 июля для абитуриентов, которые окончили среднюю школу. После получения результатов, необходимо собрать перечень документов для поступления в университет (с 10 по 25 августа) и предоставить его в приемную комиссию: 

  • заявление о приеме в ВУЗ;
  • аттестат о среднем образовании;
  • медицинская справка 086-У;
  • сертификаты ЕНТ;
  • 6 шт. фотографий 3 на 4 см;
  • если присужден грант — приложить грант. 

Вот в таком порядке происходит процесс поступления в университет. Больше подробной информации лучше всего находить на сайте университета, куда вы планируете поступать. Обычно там размещены все свежие новости, более точные сроки, и любые изменения, о которых должны узнать абитуриенты. 

Как происходит поступление в университет после колледжа в Казахстане? 

Чем же отличается поступление в университет после колледжа? Казахстан имеет некоторые отличия в сдаче экзаменов для тех абитуриентов, которые только окончили школу, и тех, кто закончил колледж. Вторая категория сдает вместо ЕНТ экзамен КТА — комплексное тестирование абитуриента. КТА отличается тем, что в тесте учитывается не школьная программа, а программа, которую изучал абитуриент в колледже (она отличается от школьной). 

Что необходимо для того, чтобы сдать КТА? Необходимо совершить процедуру в несколько этапов:

  1. В том ВУЗе, куда вы хотите поступать, необходимо узнать, какие документы нужны для поступления в университет. Обычно это такой перечень: диплом о полученном среднем специальном образовании, заявление, которое вы заполните по форме в университете, медицинскую справку 086-у, копию паспорта, 2 фотографии размера 3 на 4. Документы необходимо подать в период с 20.06 по 09.07.
  2. После того, как вы сформировали весь необходимый список документов, вас допускают к участию в тестировании. Оно проводится приемной комиссией с период с 17 по 23 июля. Абитуриент должен подтвердить свои знания по таким предметам: 
  • математика;
  • история Казахстана;
  • язык (русский или казахский, в зависимости от того, какой учил);
  • предмет на выбор (профильный). 

Стоит отметить, что КТА — это платный экзамен. Поэтому перед тем, как сдать его, вы должны предоставить квитанцию об оплате. 

Процедура подачи документов для поступления ничем не отличается от того, который предусмотрен после прохождения ЕНТ. 

Основные проблемы системы образования в Казахстане

Проблемное место в образовательной системе Казахстана – это его высшее образование. Проблема внешних экономических связей в Республике тесно связана с недостатком специалистов мирового уровня. Ведь экономика, которая обладает повышенной преемственностью  к мировым стандартам, может быть обеспечена только в том государстве, где есть большая масса успешных специалистов.

Чтобы в сферу высшего образования и науки приходило больше способных и одарённых кадров, казахам необходимо постепенно повышать уровень престижности и респектабельности ученых и преподавателей. Даже сегодня, в эпоху глобализации, общество Казахстана не может похвастать высоким престижем преподавателей и ученых. Тем не менее, казахи работают над этим вопросом, и решают они его с помощью ряда практических способов. Чтобы повысить престиж научных профессий, казахстанское правительство:

  • постепенно повышает уровень оплаты труда в своих вузах;
  • обеспечивает высокую социальную защищенность ученых и академиков;
  • облегчает академикам практическое использование их интеллектуальных особенностей, то есть увеличивает количество стимулирующих условий труда;
  • работают над устранением дискриминации казахстанских учёных на мировом уровне.

Также сегодня казахские академики часто уходят из сферы образования из-за слишком высокой преподавательской нагрузки, которая мешает им успешно заниматься наукой.

Но главная причина низкого уровня образования в Казахстане – это маленькая зарплата преподавателей и ученых. Из-за этого они зачастую подрабатывают на одной, а то и двух сторонних работах.

Кыргызстан

Американский университет в Центральной Азии AUCA

Основан в 1993 году. АУЦА — первый университет в Центральной Азии, выдающий аккредитованные степени США в сфере гуманитарных наук через партнерство с Бард-колледжем в Соединенных Штатах Америки. Это международное мультидисциплинарное сообщество.

Миссия АУЦА — подготовка новых, образованных, руководящих кадров в лучших традициях американского гуманитарного образования для осуществления преобразований в Центральной Азии.

В вузе учатся студенты и работают профессора из 25 различных стран: Афганистан, Китай, Голландия, Германия, Пакистан, Россия, Южная Корея, Соединенные Штаты и все центральноазиатские страны.

В рейтинге лучших университетов развивающихся стран Европы и Центральной Азии, который составила британская национальная компания Quacquarelli Symonds, в конце 2019 года АУЦА занял 163 место.

Международный университет Кыргызстана

Вуз с международным статусом, действует как интеллектуальный центр Кыргызстана, генерирует новые знания и внедряет новые технологии.

В университете создана организационная структура, в основе которой евроамериканская структура университетов. Университет стремится к международному сотрудничеству, развивает тенденцию глобализации образования, расширяет сотрудничество с университетами и организациями разных стран.

В 2002 году МУК первым в Центрально-Азиатском регионе подписал Великую университетскую хартию, что означает вхождение в Болонский процесс. Выпускники вуза наряду с дипломом о высшем образовании государственного образца получают Diploma Supplement — приложение к диплому европейского образца.

Высшее образование в Казахстане

Для получения высшего образования необходимо сначала окончить школу, колледж или училище. Поступают абитуриенты после сдачи выпускных и вступительных экзаменов в форме единого стандартизированного тестирования, которое получило название ЕНТ. Те, кто получил среднее образование до нововведения, могут написать другую работу. В их случае необходимо сдавать комплексное тестирование. Граждане республики могут получать после успешного прохождения конкурса международную стипендию под названием «Болашак», которая открывает возможность получить образование за границей. Когда студент оканчивает вуз, он становится бакалавром (бакалавриат подразумевает четыре года обучения), специалистом (пять лет) или же магистром (шесть лет). Второе высшее образование в Казахстане можно получить только на основе контракта. При этом обучение проходит в ускоренном темпе, за два-три года.

Ведущими вузами признаны Евразийский национальный университет, КазНУ им. Аль-Фараби, Карагандинский государственный университет и мн. др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector