Система образования в казахстане

Историческая справка

Год образования Казахстана как отдельного государства стал отправной точкой в начале реформирования образовательной системы в стране.

В начале 20 столетия большая часть детей учились в медресе, где учеба касалась лишь религиозных вопросов и была достаточно ограниченной. До революции 1917 года здесь было только несколько школ с казахским и русским языками обучения. В советское время ситуация изменилась. Год образования республики Казахстан уже в качестве независимого государства положил начало основательным реформам в данной сфере.

В начале 90-х годов в стране было около 8,5 тысячи средних школ, в которых обучалось более 3 млн детей. В то же время около 272 000 студентов занимались в 61 высшем учебном заведении Казахстана (из них примерно 54 процента – казахи, а 31 процент – русские).

В 1995 году, в соответствии с Конституцией государства, среднее образование стало официально обязательным. Высшие учебные заведения стали принимать абитуриентов на основе конкурса.

Казахстан входит в топ-10 стран по экспорту студентов

Немало казахстанцев выбирают зарубежные университеты для получения высшего образования. Исследование показало, что в нашей стране общее количество выезжающих студентов в четыре раза больше въезжающих. Казахстан входит в топ-10 стран по экспорту студентов, предпочитающих учиться за рубежом, после Китая, Индии, Германии, Южной Кореи и Франции. В 2018 году эмигрировали за границу для обучения в основном студенты из северного, восточного Казахстана и из Алматы, меньше всего – с юга и запада страны.

«Страны, лидирующие в экспорте студентов, не в силах привлечь равнозначное количество иностранных студентов. Только двум странам удаётся привлечь больше иностранных студентов – Франции (+154,6 тысячи) и Германии (+125,5 тысячи). Этот результат – следствие наличия в этих странах единого государственного подхода к развитию высшего образования. Казахстану по опыту стран с привлекательными системами высшего образования также необходимо разработать собственное видение/стратегию в области интернационализации высшего образования», – рекомендуют авторы исследования.

Схожая тенденция наблюдается и в Нигерии, Вьетнаме, Украине, Саудовской Аравии. Желание молодёжи учиться в зарубежных вузах характерно для многих стран. Для решения проблемы оттока талантливых студентов государства открывают филиалы иностранных университетов на своей территории и создают собственные исследовательские вузы с обучением на других языках.

Казахстан тоже стремится привлечь студентов из других стран. Более половины иностранных студентов у нас – выходцы стран СНГ:

  • из Узбекистана – более 9000 человек;
  • из Индии – более 3000 человек;
  • из Туркменистана – более 2000 человек;
  • из России – более 1000 человек;
  • из Китая – более 1000 человек.

По прогнозам АО «Центр международных программ», к 2025 году количество иностранных студентов в Казахстане увеличится до 50 тысяч человек.

«В 2018 году их число составило 21 727 человек, или 4%, что свидетельствует о достижении показателя госпрограммы развития образования и науки (ГПРОН) на 2016-2019 годы. Доля иностранных студентов в Казахстане сопоставима с такими странами ОЭСР как Литва, Израиль и Норвегия и опережает Польшу, Словению, Испанию, Южную Корею, Турцию, Чили и Мексику», – сказано в докладе.

По результатам исследования, наименее развитыми у отечественных вузов оказались финансовая, академическая и управленческая автономии. Относительно развитой была признана самостоятельность в принятии кадровых решений. Поэтому в 2018 году в Казахстане приняли поправки, расширяющие полномочия вузов. Сейчас вузы могут самостоятельно разрабатывать и утверждать:

  • правила приёма;
  • образовательные программы;
  • присуждать студентам степени «бакалавр» и «магистр»;
  • создавать эндаумент-фонд, юридические лица по научно-образовательной деятельности, стартап-компании, филиалы в иностранных государствах;
  • привлекать дополнительные источники финансирования и т.д.

Формирование и функционирование

Атырауский институт нефти и газа

Вслед за распадом Советского Союза в Казахстане было запущено последовательное реформирование всего образовательного комплекса до уровня наиболее развитых государств мира. Однако после 1991 года качество образования в стране начало быстро деградировать из-за нехватки финансирования, невнятного госрегулирования, приватизации собственности образовательных учреждений и оттока из страны квалифицированных специалистов. В результате этого, например, общее количество профессиональных училищ в стране упало на 40 %.

Хотя все образовательные процессы в Казахстане находятся под контролем государства, в 1992 году было законодательно оформлено функционирование частных школьных и высших учебных учреждений. С течением времени государственные структуры постепенно обеспечили работу частных образовательного сектора, наладили компьютеризацию школьной среды и внедрение современных технологий обучения. Вместе с этим казахстанское правительство активно стимулировало развёртывание в Казахстане филиалов иностранных вузов.

Несмотря на некоторый прогресс при попытках реформирования, казахстанская система образования продолжает нести на себе бремя жёстко централизованных методов управления, которые были характерны для советской эпохи. Система высших образовательных учреждений Казахстана всё ещё управляются командно-административными методами, что приводит к низкой эффективности и отсутствию ответственности. При этом нехватка и отсутствие надёжной информации о работе системы затрудняют выработку эффективной политики её развития и усовершенствования. В связи с этим принятие стратегических решений, оценка эффективности их выполнения и установка приоритетов при финансировании становятся крайне проблематичными.

Выделяют этапы развития образовательной системы в независимом Казахстане.

  • 1991—1994 годы — становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.
  • 1995—1998 годы — модернизация системы высшего образования, обновление её содержания (Реформирование высшего образования в республике наиболее интенсивно стало проводиться с 1995 года).
  • 1999—2000 годы — децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.
  • 2001—2007 годы — стратегическое развитие системы высшего и среднего образования.
  • 2010 год — Началось массовое внедрение учебного предмета «Самопознание» в систему непрерывного образования РК: детский сад – школа – колледж – вуз. В педагогических вузах ввели специальность «Социальная педагогика и самопознание», в рамках которой началась подготовка будущих учителей самопознания.
  • 2005—2010 годы — поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики.

Школьное образование

Среднее образование в Казахстане подразумевает одиннадцатилетнюю систему обучения в школе. Она разделяется на несколько этапов:

  • начальное (1−4 класс);
  • основное (5−9 класс);
  • старшее (10−11 класс).

Для грамотного распределения нагрузки на детей и повышения эффективности среднего образования в стране запланирован постепенный переход на 12-летнюю систему обучения, которая принята уже во многих высокоразвитых странах. Намечено и внедрение двенадцатибальной шкалы выставления оценок. Основной трудностью перехода к новой системе обучения является недостаточное финансирование учебных заведений и неподготовленность педагогического состава к нововведениям. Однако некоторые направления все-таки удалось обновить.

Суть обновлений кратко:

  • Новые требования подразумевают необходимость развития критического мышления и умения анализировать ситуацию.
  • Введение критериального оценивания для определения успеваемости учащихся. Данная система помогает поставить оценку за личные достижения каждого ученика и определить его сильные стороны, выявив сферы, которые необходимо проработать дополнительно.
  • Эффективность понимания ребенком учебных материалов определяется с помощью проведения контрольного теста после изучения каждой новой темы. Результат выражается в процентном соотношении и показывает, как школьник справился с заданием.
  • Оценка за четверть формируется на основе всех контрольных работ.
  • Данные о том, как учится ребенок, заносятся в электронный дневник, доступный для онлайн -просмотра родителями.
  • Постепенно снижаются учебные нагрузки и уменьшается количество времени, затрачиваемого на выполнение домашних заданий. В школах вводится пятидневная учебная неделя и снижается количество учебных часов.
  • На физкультуре дети получают возможность заниматься хореографией или играть в спортивные игры.
  • Для старших классов внедряется система изучения математики и естествознания на английском языке.
  • Школы, в которых большая часть предметов преподается на русском языке, увеличивают количество уроков на казахском.
  • Осуществляется переход на электронные учебники и внедрение новых предметов.

Нововведения затронут и педагогический состав образовательных учреждений. Теперь учителя будут получать оплату за каждый вид выполняемой работы. Существенно будет снижено количество бумажной писанины: педагоги будут заниматься ведением только учебно-методической документации. Государственное финансирование школ будет зависеть от количества обучающихся, благодаря чему каждое учреждение будет заинтересовано в повышении качества обучения и привлечения новых учеников.

Особенности современного образования в Казахстане

На сегодняшний день в Казахстане осуществляется три основных уровня обучения: дошкольный, средний и высший.

Дошкольный уровень образования

Главный упор в дошкольной образовательной деятельности делается на развитие у казахских детей самостоятельности мышления и поступков. По мнению специалистов, это закладывает в них фундамент на будущее и помогает при окончании средней школы осознанно выбирать профессию. Конечно, в детских садах Казахстана нет специальных дисциплин, но, согласно образовательному стандарту, развитие способностей у детей происходит за счёт игр, которые проводятся в виде творческих заданий.

Образование в средних школах

Средние школы в Казахстане имеют такую же структуру, как и в России: они состоят из одиннадцати классов и поделены на начальный, основной и старший этапы школьного обучения. Сегодня казахстанским правительством разрабатывается законопроект о переходе на двенадцатилетнюю систему школьного образования.

Большая часть школ Казахстана ведёт обучение на казахском языке. Примерно треть – на русском и казахском одновременно, несколько школ – на узбекском и таджикском. Также есть одна школа, которая обеспечивает образование на немецком языке. Около 3 % казахских школ относятся к учреждениям нового типа – гимназиям и лицеям.

Профессиональное образование

По окончании 9 класса казахские школьники могут продолжить учиться, поступив в гуманитарные или технические средние школы (гимназии), в профессиональные училища и техникумы либо остаться в своей школе, чтобы закончить 10 и 11 классы.

Получив среднее общее образование, многие казахские выпускники предпочитают продолжить учёбу в высших учебных заведениях. В Казахстане успешно действует Болонская система, которая делит высшее образование на две ступени. Так, казахские и иностранные жители могут получить в вузах Республики степень бакалавра и магистра. Тем не менее, высшее образование в Казахстане, как и в России, не дотягивает до образцового европейского уровня. Дело в том, что в Республике всё еще существуют программы специалитета, которые так и не были переформированы по европейскому стандарту. Это очевидный минус: диплом специалиста в странах Европы не котируется.

Молодые учителя увольняются из-за низкой зарплаты

Одновременно с этим растёт дефицит педагогов. В 2018 году не хватало более пяти тысяч человек, среди которых учителя:

  • русского языка и литературы;
  • английского языка;
  • математики.

Почти 40% уволившихся учителей были молодыми специалистами. В 2018 году из школ уволилось более 25 тысяч преподавателей. Из-за нехватки кадров продолжают работать педагоги на пенсии.

«Низкий уровень заработной платы, особенно в начале карьеры учителя, является одной из основных причин оттока учителей из профессии. Несмотря на проводимую работу по повышению статуса педагога, учительство остаётся неконкурентным по сравнению с более высокооплачиваемой сферой деятельности», – резюмируют авторы доклада.

Не хватает преподавателей для работы со студентами-инвалидами

В Казахстане пытаются развивать инклюзивное образование. В 2018 году выпускникам спецшкол разрешили поступать в колледжи, этим правом воспользовались почти три тысячи человек. Но, как оказалось, сами организации ТиПО ещё не готовы к этому – нет педагогических кадров, имеющих навыки работы с такими студентами, а именно:

  • тифлопедагоги;
  • сурдопереводчики;
  • дефектологи.

«Слабо налажена работа по выстраиванию психолого-медико-педагогической поддержки студентов с особыми потребностями. В колледжах необходимо ввести штатную единицу таких специалистов. Кроме того, в учебных заведениях ТиПО существует дефицит в специальном оборудовании, предназначенным для их обучения. Вызовом также является обеспечение условий для дальнейшего трудоустройства лиц с особыми образовательными потребностями», – сказано в докладе.

Наибольшая доля студентов с ограниченными потребностями приходится на людей с нарушением слуха и зрения.

Стипендии и гранты

Согласно законодательству Казахстана, все граждане могут получить среднее и начальное профессиональное образование бесплатно, а уже по прохождении конкурса – гранты на бесплатное среднее профессиональное, высшее и последипломное образование (в том случае, если это первое образование). Также существует система государственных кредитов. Такие образовательные займы выдаются также на основе конкурса. При этом учитываются баллы сертификата, который выдают после прохождения тестирования ЕНТ. Гранты могут получать на основе преимущественного отбора те, кто побеждал в олимпиадах уровня республики и более высоких соревнованиях.

Дистанционное педобразование

Педагогическое образование можно получать дистанционно почти без ограничений в вузах России. Полноценное российское образование признается в Казахстане без подтверждения по соглашению ЕАЭС 2015 года. А для получения квалификации педагога нужно проходить тест в 2021 году любом случае, независимо от принадлежности вуза к стране.

В России можно учиться удаленно в коммерческих или государственных педагогических вузах сразу после школы. В Казахстане полностью дистанционное обучение по педагогическому профилю не разрешено, как и удаленное обучение после 11 класса.

Формат существует и практикуется учебными заведениями больше 30 лет. Технологии отработаны и совершенствуются каждый год

Преподаватели учатся тому, как правильно подавать материал и удерживать внимание на вебинарах и конференциях. Сам материал создается командой профессиональных редакторов, режиссеров, дикторов, методистов и предметников

Это делается так, чтобы электронный курс было легко воспринимать без присутствия, удобно запоминать в условиях загруженности, так как большинство студентов совмещают учебу и работу.

Для педспециальностей удаленное обучение хорошо работает без потери содержимого и компонентов обучения

Обязательное условие Роспотребнадзора при использовании дистанционных программ, чтобы студенты педагогических специальностей осваивали 100% материала. Поэтому учеба организована так же, как на очном и заочном: состоит из изучения теории и закрепления навыков в семестрах, проверки знаний на сессиях, написания научно-исследовательских работ, ежегодных практик. Практики проходят в учреждениях образования по месту жительства студентов с сопровождением вуза.

Мы в Postupi.kz работаем с аккредитованными вузами России, которые выдают дипломы государственного образца.

Список дистанционных педагогических вузов

Название учебного заведения Профили  Стоимость обучения, тенге в год
Московская международная академия Бакалавриат:Иностранный язык; Дошкольное образование.Магистратура:Современные теории и технологии обучения иностранному языку;Педагогика в спорте, поиск и развитие талантов;  Современная лингвистика и межкультурная коммуникация. 201 000 — 257 000
Московский институт психоанализа Бакалавриат:Специальное дефектологическое образование; Психолого-педагогическое образование; Психология. 403 000
Московский международный университет Бакалавриат:Теория и методика преподавания английского языка и культур англоязычных стран 222 000
Тольяттинский  государственный университет Бакалавриат:Психология и педагогика начального образованияМагистратура:Математическое образование (педагогическое) 221 000 — 277 000
Московский информационно-технологический – архитектурно-строительный институт Бакалавриат:Педагогическое образование: русский язык и литература 201 300

Качественное педагогическое образование в вузе Москвы, или опорных, как Тольятти – классическое обучение подходам, методикам, техникам и технологиям обучения или воспитания в определенной области, и одновременно экспертные знания в предметной области.

Перспективы эффективного образования в …

Применение программ и стандартов эффективного образования в Республике Казахстан. Анализируется текущее состояние сферы образования и основные программные документы в сфере образования Дистанционное обучение дает возможность казахстанцам получить высшее образование (педагогическое, экономическое, техническое и др.) не только в Казахстане, но и в России. Высшее образование в Австрии для русских – по привлекательной стоимости Пришла пора развеять миф о том, что высшее образование в Австрии стоит дорого и недоступно для семей со средним достатком.

По словам Алшанова, средняя стоимость обучения в Казахстане равна 390-400 тысячам тенге. Такой тариф установлен Министерством образования и науки республики на государственный образовательный грант. В стоимость. Необходимость в получении второго высшего образования появилась в связи с продвижением по работе в новом направлении — экономики. Не задумываясь, я сразу обратилась в Almaty Management University. Пришла на день открытых дверей и.

образование, по сравнению с 70% в 1999 году. Однако менее четверти взрослых в возрасте 25-34 лет (23% в 2009 году) получили высшее образование в 2009 году, причем только 14% получили такое же образование Проводя сравнения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, можно отметить, что в России в настоящее время существует государственная система оценки качества среднего образования, тождественная ЕНТ в. Поиск работы в сфере Наука Образование Переводы в Казахстане Rabota.NurKz. 622 актуальных вакансий Наука Образование Переводы в Казахстане Найти работу теперь просто

В основном высшее образование в Китае платное. Стоимость языковых курсов в среднем от 2 000 до 2 500 долларов, а бакалавриата — от 2 500 до 3 000 долларов. После окончания языковых курсов абитуриент сдает экзамен, по результатам которого университет принимает на обучение. Национальный доклад по состоянию и развитию образования в Республике Казахстан (краткая версия). – Астана, 2011. – 75 с. Программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.

В колледжах не хватает оборудования и нет связи с работодателями

В организациях технического и профессионального образования противоположная проблема. Здесь систематически недобирают абитуриентов, из-за чего в Казахстане возник феномен «малокомплектных колледжей» с контингентом менее 200 студентов. Из 821 организации ТиПО 23% – малокомплектные, где обучались от 18 до 200 студентов.

Следующая проблема – оснащённость колледжей компьютерной техникой. 25% из всего числа техники требует замены, 19% – морально устарела. В 2018 году на один компьютер в среднем по Казахстану приходилось восемь студентов. Особенно дефицит наблюдался в Жамбылской, Мангистауской областях и в Шымкенте. Также в организациях ТиПО нехватка специального оборудования, предназначенного для обучения студентов с особыми потребностями.

Причина тому – слабое финансирование колледжей. В развитых странах оно превышает показатели Казахстана почти в три раза.

Колледжи не всегда работают в тесной связке с работодателями, нет мониторинга, насколько они удовлетворены выпускниками. А это нужно, чтобы оценить качество подготовки кадров и, возможно, корректировать образовательные программы. Сейчас рынок труда не получает специалистов, соответствующих реалиям рынка.

«В Казахстане опросы мнения работодателей проводятся эпизодически. Часто такие опросы являются поверхностными и не отражают действительную ситуацию востребованности выпускников. Кроме того, культура участия в профессиональных опросах не развита. Работодатели оценивают качество системы ТиПО на 3,7 – чуть выше среднего. Такой результат говорит о необходимости всестороннего анализа и мониторинга причин неудовлетворённости работодателей ТиПО на системной основе», – посчитали авторы исследования.

Мало и инвестиций работодателей в обучение будущих кадров. Пока у бизнеса нет достаточной мотивации для этого. В 2018 году доля студентов, обучающихся за счёт работодателей, составила всего 0,2% от общего контингента обучающихся.

Но несмотря на проблемы, большинство выпускников (83%) находят себе работу после обучения. Возможно, в жизнь воплощаются прогнозы экспертов, которые говорили о том, что к 2022 году наиболее востребованными специалистами будут «синие воротнички» – представители рабочих специальностей.

«Ожидается рост спроса на таких специалистов как парикмахеры, визажисты, косметологи, рабочие химчистки и крашения, мастера индивидуального пошива и ремонта одежды, специалисты по ремонту квартир, мебели, электробытовых приборов, телеаппаратуры, работники фотостудий и другие», – сказано в исследовании.

Такая тенденция наблюдается не только в Казахстане, но и во всём мире.

Новая система высшего образования в Казахстане

За годы независимости в Казахстане сформировалась система высшего образования, которая учитывает национальные особенности и международные стандарты. В стране функционируют государственные и частные учебные заведения. Студенты получают двухступенчатое высшее образование — бакалавриат и магистратура.

Поступить в вуз можно, сдав единый вступительный экзамен — ЕНТ и получив грант. Узнайте, что ожидает студентов в связи с проводимыми образовательными реформами:

Увеличение грантов.

Многих старшеклассников порадует новость, что в 2019 году государственный заказ (гранты) увеличился на 20 тыс. Это открыло перспективу получения высшего образования перед многими выпускниками школ.

Профилизация вузов.

В высших учебных заведениях Казахстана есть специальности, которые мало востребованы среди молодежи. Поэтому ежегодно случается недобор. Профильное министерство приняло решение забирать лицензии у вузов на такие специальности.

Таким образом, будет происходить модернизация высших учебных заведений, сформируются конкурентные профильные направления. Это повлечет за собой улучшение и качества преподавания, и качества знаний, приведет к улучшению материально-технической базы.

Антиплагиат для студенческих работ.

Самостоятельность выполнения дипломных проектов, курсовых работ и магистерских исследований в последние десятилетия резко снизилась. Студенты за редким исключением не проводят самостоятельных исследований, а попросту переписывают чужие работы. Связано это с общедоступностью информации. Множество научных материалов попадает в интернет и используется студентами без надлежащего оформления, порождая плагиат.

Объем информации, который представлен во Всемирной сети, огромен и выявить «след» чужих работ не всегда представляется возможным. Поэтому МОН РК разработало систему, с помощью которой будут проверяться все научные изыскания студентов. С особой тщательностью будут проанализированы на предмет заимствований дипломные и магистерские работы, поскольку именно они дают представление об уровне подготовки специалистов.

Новшества для заочников.

Не секрет, что система подготовки на стационаре и заочном отделении разительно отличается. Это касается не только формы обучения, но и объема усваиваемых студентами знаний. На заочном отделении он едва ли достигает 70%, тогда как должно быть 100%.

Именно такое требование к студентам заочной формы обучения предъявлено в 2019 году. Все новшества (программы, формы отчетности и т. д.) коснутся только тех, кто поступит на заочное отделение в текущем году. Те, кто поступил до 2019 года, окончат учебный курс по старым стандартам.

В связи с этими изменениями увеличится доля дистанционного обучения, усовершенствуются формы контроля знаний заочников.

Из колледжа в вуз.

В Казахстане в 2019 году стартовал пилотный проект, согласно которому выпускники некоторых колледжей (46-ти) смогут продолжить обучение в высших учебных заведениях на новых условиях: их переведут на основании результатов оценивания. Этому поспособствует единая система кредитно-модульного обучения.

Аттестат для детей с особыми образовательными потребностями.

Если раньше ребенку, который имел задержки в умственном развитии, выдавали только справку, то теперь — аттестат с иной, чем у выпускников общеобразовательных школ, серией.

Особенные дети получат возможность поступить в колледж, где смогут приобрести рабочую специальность. Такой подход снимает проблему нарушения прав человека в отношении детей с особыми потребностями и открывает для них перспективы социализации.

Изменения в присуждении стипендии «Болашак».

Стипендия, учрежденная Президентом Казахстана, предоставляет возможность получения научной степени и прохождения стажировки в известных компаниях мира. Чтобы ее получить, необходимо иметь высокий средний балл аттестата и выявить высокий уровень владения иностранным и государственным языками.

В 2019 году снижены требования относительно знания корейского, японского, немецкого и французского языков, но возросли в отношении английского.

Изменения, которые происходят в образовательной системе Казахстана, — объективная необходимость, вызванная динамикой развития науки, экономики и технологий.

Новая реальность выдвигает новые требования к человеку. Он должен быть не просто умным, а креативным, обладать нестандартным мышлением, быть мобильным и динамичным, быстро осваивать все новое.

Человеческий ресурс — залог развития национальной экономики. Поэтому сформировать такого индивидуума — задача обновленной системы образования Казахстана.

Соотношение ученик/учитель в Казахстане

Соотношение ученик-учитель дошкольного образования

9,35
(2014)

(по возрастанию):
18 место в мире из 152 (88,82%);
3 место в Азии из 33 (93,94%) 5,48 % (1,10 % годовых) min: 8,89; max: 14,05; max-min: 5,16 (36,71%); mid: 11,47; -2,12 (-22,70%)

Соотношение ученик-учитель в начальной школе

16,20
(2015)

(по возрастанию):
68 место в мире из 178 (62,36%);
19 место в Азии из 42 (57,14%) 0,292 % (0,058 % годовых) min: 16,19; max: 25,68; max-min: 9,48 (36,94%); mid: 20,93; -4,73 (-29,21%)

Соотношение ученик-учитель в средней школе

7,51
(2015)

(по возрастанию):
9 место в мире из 153 (94,77%);
3 место в Азии из 34 (94,12%) 27,01 % (5,40 % годовых) min: 7,51; max: 11,02; max-min: 3,51 (31,88%); mid: 9,26; -1,76 (-23,40%)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector