Что выбрать: перевод или перепоступление в другой вуз?

Содержание:

Обучение в вузе

Существуют два принципиально разных определения влияния статуса заведения, в котором учится студент. У выпускника, окончившего разные вузы, возможности трудоустройства различные. Некоторые убеждены, что нет разницы между университетским дипломом и институтским, но работодатель заинтересован в способностях потенциального работника и смотрит на его документ об образовании.

К слову, это мнение часто подтверждают выпускники, которые хотят достичь определённых профессиональных высот. Действительно, университет, как и институт, обеспечивает базовое образование, обучение в обоих вузах гарантирует получение диплома. Во многих рабочих сферах есть возможность оценить образование в конкретном учреждении.

В то же время институт обладает огромным потенциалом для получения хорошего образования, ведь там более прогрессивная материально-техническая база, сильные преподаватели и лучшие возможности для повышения образовательной ценности. В результате абитуриенты, которые мечтают о карьере и планируют чего-то достичь в своей профессиональной деятельности, хотят попасть в вуз, имеющий статус института, а не академии или колледжа. Речь идёт не только о репутации, но и о возможности получения более качественных и универсальных знаний.

Таким образом, различие между терминами «университет» и «институт» состоит в том, что первое понятие является кумулятивным, обозначающим определённую категорию организаций, а второе означает особый преподавательский состав.

Если абитуриент собирается попасть в высшее учебное заведение, то он должен определить удобную для себя форму обучения. Образовательные учреждения имеют также свои ступени, структуры, филиалы и кафедры для иностранных студентов. Как правило, престижный институт располагает широким книжным хранилищем. Государственный институт имеет широкий спектр образовательных программ и научно-исследовательской работы, внутри заведения можно переводиться с одного отделения на другое.

Если абитуриент на 100% уверен в факультете, считает, что выбранная профессия ему подходит, и его мнение не изменится через 5 лет, тогда можно поступить в университет или институт. Но в любом случае нет гарантии, что выпускнику не придется работать в тех местах, где он не планировал, а также не по своей специальности. Чтобы работа человека, окончившего вуз в России, не разочаровала его, нужно отдавать предпочтение востребованным во все времена специальностям.

Почему смена вуза или специальности – это нормально?

Бывает, человек чувствует, что выбранная специальность — не его, но думает, что не довести дело до конца — значит проявить слабость. Ну, ведь вышло же так, что ты поступил именно на эту специальность в этот вуз, значит теперь надо его закончить.

Мы принимаем решение о выборе будущей профессии, окруженные множеством неизвестных. Кроме того, мы постоянно меняемся, и то, от чего горели глаза год назад, больше не приносит прежнего удовольствия.

И в переводе в другой вуз, и в перепоступлении нет ничего сверхъестественного. Это не конец света, а просто способ исправить ошибку, не тратить годы на изучение профессии, которая не будет приносить удовольствия. 

Если чувствуете, что ошиблись с выбором специальности или вуза, не вините себя. Не думайте, что это с вами что-то не так, ведь всем остальным нравится! Делайте так, как будет лучше для вас, а не так, как поступают окружающие.

И не волнуйтесь о сложности процесса. Кажется, что собрать массу бумажек, оформить документы, побегать по деканатам — задача невыполнимая, но каждый год множество студентов это делают и успешно справляются. И у вас все получится!

А теперь подробнее о вариантах смены вуза или специальности.

Вариант 1: перевод в другой вуз

Это вариант для смены именно вуза, а не специальности. Иными словами, если вы планируете продолжать обучение по выбранной специальности, но вам не нравится само учебное заведение (стиль преподавания, преподаватели, местоположение вуза и т. д.), хотя специальность вас устраивает, перевод в другой вуз — вариант для вас.

Особенности перевода в другой вуз

17 мая

294224

252

Читать позже

Плюсы перевода в другой вуз

  • Не теряете год (или больше). Если программы старого и нового вузов совпадают полностью или почти полностью, то вы можете перевестись на тот же курс, что и в старом вузе.
  • Сохраняете отсрочку от армии. Если это первый перевод и длительность учебы увеличивается не более, чем на год, отсрочка от армии сохраняется.

Минусы перевода в другой вуз

Та же специальность. Чтобы перевод состоялся, изученные предметы в старом вузе должны совпадать с программой в новом. Чаще всего такое возможно, если специальности в старом и новом вузе совпадают. В противном случае придется досдавать много предметов, а новый вуз может отказать вам в переводе.

Что выбрать: перевод или перепоступление в другой вуз?​

Вариант 2: перепоступление

Если не нравится именно специальность, то пора задумываться о перепоступлении. Перепоступление как процесс немного сложнее перевода в другой вуз, хотя через все это вы уже проходили: вам нужно будет досдать ЕГЭ по необходимым предметам, подготовиться, выполнить вступительные испытания и ждать результатов наравне со всеми.

Что делать, если ошибся с вузом

11 мая

31448

27

Читать позже

Плюсы перепоступления

Полная смена специальности. Если вы успели разочароваться в профессии или поняли, что это — совершенно не ваше, перепоступление позволит начать все с чистого листа и не тратить несколько лет на бесперспективное обучение.

Минусы перепоступления

  • Придется начинать сначала. Перепоступление — это, по сути, еще одно полноценное поступление в вуз, только с возможностью снова попасть на бюджет. А значит, его сопровождают все минусы поступления: ЕГЭ, вступительные экзамены, ожидание конкурсных списков и т.д.
  • Не сохраняется отсрочка от армии. Ее можно сохранить, если оформить перевод в другой вуз, но не через перепоступление.

Памятка переводящимся и перепоступающим

  1. Если вам не нравится выбранная специальность, вуз или стиль преподавания, перевод в другой вуз или перепоступление — нормальный выход из ситуации.
  2. Смотрите в сторону перевода, если чувствуете, что не нравится именно вуз, преподаватели, коллектив, стиль обучения и т. д.
  3. Перепоступление — вариант, если не нравится именно специальность. В теории, перепоступить можно и на ту же самую специальность, но в другой вуз, но тогда вы потеряете год (или годы) обучения.
  4. Мужчинам, которые рассчитывают на отсрочку от армии, нужно быть внимательными. Отсрочка предоставляется при первом переводе при условии, что продолжительность обучения увеличится не более, чем на год. После второго перевода отсрочка уже не предоставляется.
  5. В любом случае, взвесьте все «за» и «против», прежде чем принять окончательное решение. Это ситуация со множеством неизвестных, поэтому постарайтесь как можно больше узнать о новом вузе, о преподавателях, расспросите знакомых ребят, загляните на студенческие форумы и т.д.

А если вы точно решили, что не хотите учиться в своем вузе или на своей специальности, но ещё не определились с новым направлением, не стесняйтесь заново пройти тест на профориентацию и обратиться к эксперту по поступлению.

На какую форму обучения зачисляют студента, который переводится на другую специальность/факультет или в другое УВО?

Студенты, которые учились на бюджете имеют приоритетное право быть переведенными на бюджет, но только при условии наличия вакантных (свободных) мест. Если таких мест нет, то можно перевестись на контракт. Поэтому перед принятием решения о переводе нужно выяснить есть ли вакантные бюджетные места и какой будет стоимость обучения при переводе на обучение по контракту.

Студент, обучающийся на контрактной форме обучения, может попробовать перевестись на бюджет. Например, в некоторых учебных заведениях такой перевод возможен на конкурсной основе по рейтингу на основании решения специальной комиссии. При принятии решения дополнительно учитываются: показатели успешности студента, его научные и творческие достижения, участие в общественной жизни университета, отзыв органов студенческого самоуправления и характеристика от куратора группы.

Что такое университет

Университет – это вуз, проводящий подготовку студентов по ряду несмежных направлений, например, по лингвистике, математике и географии. Такая учебная организация осуществляет курсы повышения квалификации, обязательно ведет научную деятельность. Отличительная черта – высокий методический уровень преподавания всех дисциплин.

Основные требования, предъявляемые к университетам:

  1. Не меньше четырех аспирантов на каждую сотню учащихся.
  2. Научные исследования должны проводиться как минимум по пяти направлениям.
  3. Более 60 % преподавателей обязаны иметь научные звания, ученые степени, публикации в специализированных изданиях.
  4. Использование инновационных подходов, наличие электронной научной библиотеки.

Институты

Если институт входит в состав университета или академии, то по большому счету его можно назвать укрупненным факультетом, ведь по определению факультет – это вузовское учебно-научное и административное подразделение, в котором преподают научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний. В структуре многих классических и многопрофильных университетов есть такие институты-факультеты. Несколько примеров:

  • Санкт-Петербургский государственный университет:
    • Институт химии;
    • Институт наук о Земле – крупное подразделение СПбГУ с 25 кафедрами, каждую из которых можно считать отдельным факультетом – картографии и геоинформатики; кристаллографии; геохимии; петрографии; климатологии; океанологии и т. д.;
    • Высшая школа журналистики;
    • Институт философии;
    • Институт педагогики;
    • Высшая школа менеджмента;
    • Институт истории.
  • МИСиС (с 2008 года – национальный исследовательский технологический университет) объединил несколько институтов:
    • Горный;
    • Новых материалов и нанотехнологий;
    • ИТ и компьютерных наук;
    • Экотехнологий и инжиниринга;
    • Экономики и управления промышленными предприятиями.

В самостоятельных институтах факультеты соответствуют специализации вуза. Например, в Институте бизнеса и дизайна B&D всего два факультета, и они полностью соответствуют профилю вуза:

  • факультет дизайна и моды;
  • факультет управления бизнесом.

Этих факультетов вузу достаточно, чтобы не распыляться на непрофильные направления, а подготовить для сферы моды и визуальных искусств квалифицированных специалистов-практиков – дизайнеров костюма, среды, графики; маркетологов, рекламщиков, бренд-менеджеров.

Словом, выбирая куда поступать, стоит задуматься не только о выборе факультета, на котором есть нужная специальность, но и вуза, в котором получать профессию. От статуса учебного заведения (университет – академия – институт) зависит, какую подготовку на выходе получит студент: фундаментальную теоретическую или прикладную.

Что такое национальный исследовательский университет

Статус национально-исследовательского университета на конкурсной основе присуждается вузу на 10 лет, если он соответствует установленным критериям:

  • обладает высоким кадровым потенциалом;
  • имеет хорошую техническую базу, позволяющую объединить образовательный процесс с реальными научными разработками (обычно в какой-либо определенной, как правило технологической, сфере);
  • участвует в международных проектах по обмену;
  • представляет обоснованную программу своего дальнейшего развития.

Научно-исследовательские университеты наделены правом разрабатывать собственные образовательные стандарты (конечно, они более продвинуты, чем ФГОС), а некоторые – присваивать научные звания без ВАК.

Реализация пилотного проекта по созданию НИУ началась после вступления в силу Указа Президента РФ от 07.10.2008 № 1448. Новый статус первыми вне конкурса получили два столичных вуза:

  • Московский инженерно-физический институт (МИФИ);
  • Московский институт стали и сплавов (МИСИС).

По итогам первых двух конкурсов в категорию НИУ было включено еще 27 вузов. Общее их количество составило 29 университетов – все они призваны обеспечить высокую конкурентоспособность отечественных разработок на мировом рынке. В обязанность НИУ входит регулярное представление отчетности о выполнении программы развития. Если ее результаты будут признаны неэффективными, статус отзывается.            В течение первых 5 лет научно-образовательным учреждениям обеспечивается государственная поддержка в объеме 1,8 млрд руб.  

Статус, права и обязанности научно-исследовательских университетов закреплены в .

Оценка деятельности НИУ

, по которым оценивается развитие НИУ:

  • доля студентов на приоритетных направлениях программ по отношению к общему количеству учащихся;
  • число аспирантов и докторантов из сторонних организаций, приходящихся на одного научного сотрудника вуза;
  • доля молодых ученых в кадровом составе; количество статей в индексируемых научных журналах;
  • доходность от научно-исследовательских и практических разработок в объеме всего финансирования;
  • уровень технической базы;
  • наличие прикладных разработок в рамках международного партнерства.

В середине 2019 года были подведены итоги деятельности национальных исследовательских институтов и рассмотрены вопросы их дальнейшего развития. По результатам анализа отмечается, что:

  • в 29 вузах проходит обучение 12 % всех студентов страны, а по программам магистратуры – около 20 %;
  • научно-педагогический состав – более 50 тыс. сотрудников;
  • на базе НИУ работает более 40 % всех иностранных преподавателей в России;
  • успехи российских НИУ во многом определяют присутствие России в мировых рейтингах университетов.

Классические университеты

Это самые крупные высшие учебные заведения, в составе которых может быть до двух десятков факультетов. Если в университете соотношение изучаемых гуманитарных и точных наук примерно 60 : 40 и большое количество направлений, по которым ведутся научные исследования, то он считается классическим (многопрофильным). 

Итак, примерно половина входящих в структуру классического университета факультетов – гуманитарные и общественно-научные:

  • филологический;
  • философский;
  • журналистики;
  • психологии;
  • социологии;
  • исторический;
  • юридический;
  • экономический;
  • искусств;
  • международных отношений;
  • политологии;
  • иностранных языков – в полноценные факультеты могут выделяться отделения или кафедры:
    • лингвистики;
    • романо-германской филологии;
    • восточных и редких языков;
    • славянской филологии;
    • переводоведения.

Отдельный факультет рекламы и связей с общественностью вузы открывают редко, чаще всего эту популярную специальность изучают на одном из трех факультетов:

  • филологическом;
  • журналистики;
  • социологии и культурологии.

Остальные факультеты классического университета – естественно-научные и точных наук:

  • биологический;
  • химический;
  • математический – возможны варианты, когда математику объединяют со смежными научными дисциплинами:
    • мехмат – механико-математический;
    • прикладной математики;
    • механики;
    • компьютерных наук;
    • кибернетики;
  • физический;
  • географический;
  • геологический;
  • медицинский;
  • подготовительный – обычно для иностранных граждан, на подфаке будущих студентов-иностранцев готовят к учебе в вузе на русском языке; для довузовской подготовки россиян университеты открывают, как правило, подготовительные отделения в своих центрах дополнительного образованиях.

На этих факультетах классических университетов можно получить практически все 180 специальностей бакалавриата и 100 – специалитета.

Естественно, на филологическом факультете университета можно получить специальности, связанные с лингвистикой, языкознанием и литературоведением; на мехмате – относящиеся к математике, механике, статистике; на юридическом – сопряженные с правом; на экономическом – с финансами, таможенным делом, менеджментом, бухучетом, торговлей, аудитом, госуправлением и т. д. По большинству специальностей в классических университетах студенты получают углубленную фундаментальную подготовку теоретика-исследователя, а за практико-ориентированной – надо идти в академии и институты или профильные университеты, такие как МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет), МПГУ (Московский педагогический госуниверситет), МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет),  ПМГМУ – Сеченовский университет (Первый Московский государственный медуниверситет) и другие специализированные университеты.

Как расшифровывается МОУ СОШ

МОУ СОШ по первым буквам:

  • «М» – муниципальное (принадлежащее городскому муниципалитету);
  • «О» – образовательное (дающее знания);
  • «У» – учреждение (форма организации);
  • «С» – средняя (11-летняя);
  • «О» – общеобразовательная (со стандартной программой предметов);
  • «Ш» – школа (среднее образовательное звено).

Эта аббревиатура является общепринятым условным обозначением образовательного школьного учреждения среднего звена, находящегося в подчинении городского муниципалитета. А как известно, муниципальные организации отличаются от государственных тем, что имеют некоторую самостоятельность, в том числе и финансовую, и при этом находятся в подчинённой зависимости от административной власти местных органов самоуправления.

более точного определения

  • МОУ СОШ 12.
  • МОУ СОШ № 4381.
  • МОУ СОШ ст. Тархуны.
  • МОУ СОШ «Эльбрус».

Как перевестись в другой ВУЗ

Сейчас расскажу о том, как перевестись

Для начала нужно сказать о том, что переводиться лучше в самом начале обучения, после первой или второй сессии. Сейчас поясню почему:

  • Вы изучили не так много предметов по специальности, которая вам разонравилась и теперь вы можете без особых проблем перевестись на абсолютно другую специальность. Конечно, не из технического ВУЗа в медицинский, некоторые границы все же есть, но выбор достаточно широк. Если пытаться переводиться после второго курса, то список возможных специальностей сильно уменьшится, и вы уже кардинально ничего поменять не сможете.
  • При переводе будет нужно сдать так называемую «разницу», то есть сдать экзамены или зачеты по тем предметам, по которым не сдавали. После первого семестра это может быть один экзамен, после второго два, а после третьего столько, что вас никто не захочет принимать в тот ВУЗ, куда Вы хотели поступить.

Теперь переходим непосредственно к процессу перевода в другой ВУЗ.

Для перевода необходимо выбрать ВУЗ, причем на этот раз не ошибиться с выбором. Ладно, если серьезно, то нужно в тот ВУЗ, в котором вы хотите учиться направить заявление о переводе и ксерокопию зачетной книжки. Где взять это чудесное заявление о переводе и как оно выглядит, не спрашивайте, я не подскажу.

Разумеется, сразу после получения документов никто радостно не закричит «идите к нам, мы только вас и ждали». Нет, все будет немного интереснее. Для начала посмотрят вашу зачетную книжку и решат, есть ли смысл рассматривать вас в качестве нового студента или лучше такого плохо успевающего студента оставить на месте. Если у вас с зачетной книжкой все достаточно хорошо, то вам назначат собеседование, по результатам которого примут решение о вашем будущем.

Но если вы думаете, что ответ на вопрос как перевестись в другой ВУЗ уже получен, то не расстраивайтесь, тягомотина, она же бюрократия, еще не закончилась. Теперь нужно узнать, появились ли места нужной формы обучения (очной или заочной) и основой обучения (бюджетной или коммерческой).

Если вдруг все сложилось так, как вам нужно, есть место с той же формой и основой обучения, и вы успешно прошли собеседование, то теперь нужно немного набрать документов для успешного перевода. Для начала в том ВУЗе, в который Вы хотите переместиться нужно взять соответствующую справку. Далее нужно написать заявление на отчисление на имя ректора и приложить к нему вышеупомянутую справку. В заявлении стоит попросить выдать документы, которые вами были поданы при поступлении, а также академическую справку.

Далее уже не ваши заботы, а ректора ВУЗа, из которого вы хотите уйти и ректора принимающего ВУЗа. Первый должен издать приказ о вашем отчислении в связи с переводом в другой ВУЗ. Второй же должен издать приказ о вашем зачислении. Только не стоит думать, что все это произойдет без вашего участия, вам еще придется отвезти документы из одного ВУЗа в другой, но это мелочи.

Перевод на программы бакалавриата

Начать стоит с того, что перевод в рамках магистерской программы практически невозможен. Магистратуры в Европе – процессы скоротечные, в большинстве случаев не отнимающие более 1-2 лет, плюс ко всему курсы являются узконаправленными, а это дополнительная преграда. Поэтому более популярный вариант – перевод с целью дальнейшего получения степени бакалавра.

Откуда вообще зародилось понятие трансферного студента и почему нельзя упростить задачу и сразу поступить просто на первый курс иностранного университета? Дело в том, что во многих популярных странах, куда и направляется основная масса российских студентов на обучение, принята отличная от российской образовательная система: когда школьники в России получают аттестаты, их сверстникам, к примеру, в Германии или Англии, еще учиться два года. Именно это и становится основным барьером на пути к отъезду за границу сразу после 11 класса – приемным комиссиям тамошних ВУЗов «не хватает» наших знаний. А потом сами подумайте, нужен ли вам будет такой ВУЗ, поступив в который после 2 лет обучения в родной стране, вы потеряете эти самые 2 года и окажетесь на одной скамье с первокурсниками.

В другие страны, где продолжительность школьного образования равна продолжительности российского, пробовать переводиться можно, но всё опять же будет зависеть от университета, специальности, зачётных единиц и знания требуемого иностранного языка.

Об обучении

Образовательная программа – уникальный учебный план со своими дисциплинами, который обеспечивают получение знаний по профессии.

Форма обучения – способ организации учебного процесса. Есть несколько видов:

  • Очная – предполагает ежедневное посещение вуза студентами (кроме установленных выходных) в течение всего учебного года.
  • Очно-заочная – обучение производится в вечернее время или выходные дни. Количество лекций и семинаров меньше, чем на очной форме.
  • Заочная – студенты самостоятельно осваивают учебные материалы. При этом они несколько раз в год посещают вуз, чтобы прослушать сжатый курс лекций, сдать зачеты и экзамены. За счет того, что учебный план растянут, обучение длится в 1,5 раза дольше, чем на очной форме.
  • Дистанционная – обучение производится через интернет. Студенты слушают лекции в режиме онлайн, могут задавать вопросы преподавателю в чате. Контрольные и практические задания получают по электронной почте.

Школы для необычных детей

Теперь об учебных заведениях для особенных детей. Их на официальном языке называют «учащимися с ограниченными возможностями здоровья» – с ОВЗ.

  1. ГБПОУ КМБ – государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж малого бизнеса». Это целый образовательный комплекс, в котором получают образование и профессию дети с особыми потребностями. В КМБ есть программы от дошкольных (коррекционный детский сад) до средних профессиональных (колледж с инклюзивным обучением).
  2. ГКОУ СКОШИ – государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат. Как правило, у «скошей» есть специализации – для глухих, незрячих, с патологиями опорно-двигательного аппарата детей.

Учиться особенные дети с самого раннего возраста могут по обычным или специальным программам:

  1. ООП – основная образовательная программа (обычная, как и для остальных детей).
  2. АООП – адаптированная образовательная программа, то есть упрощенная, разработанная с учетом характера нарушений здоровья:

    • АООП ТНР – для детей с тяжелыми нарушениями речи;
    • АООП НОДА – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    • АООП ЗПР – для детей с задержкой психического развития;
    • АООП УО – для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
    • АООП РАС – для детей с расстройствами аутистического спектра;
    • АООП ФЗР – для детей с функциональными расстройствами зрения (косоглазием, амблиопией).
  3. НОО – начальное общее образование, младшие классы.
  4. ООО – основное общее образование, 9 классов.
  5. СОО – среднее общее образование, 11 классов.
  6. ЦПМПК – центральная психолого-медико-педагогическая комиссия. Она решает, нужны ли ребенку специальные условия в детском саду или школе.

Чем отличаются институт, университет и академия

По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.

Что выше

Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.

Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.

Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.

О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:

  1. Университет.
  2. Академия.
  3. Институт.

Иерархия вузов: институт – академия – университет

Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.

Как правильно делать склонение аббревиатур?

Разберем, что такое аббревиатура в русском языке, какие формы изменения имеют эти слова. 

Большинство сокращенных слов, состоящих из начальных букв или звуков, не склоняются. В первую очередь оканчивающиеся на гласную: ОСАГО, БСЭ, МГУ и т. д. Если последняя буква согласная, в редких случаях склонение возможно, они оговариваются в справочниках. Например, рекомендуют склонение аббревиатур в русском языке: ВАК, МХАТ, ГОСТ, ОМОН, СПИД. На письме окончание выделяют строчной буквой: В МХАТе сегодня премьера. Хлеб выпекли по ГОСТу. В устной речи допускается склонение большего количества сокращений, например: На МКАДе восьмикилометровая пробка. Сравните в официальных документах: На МКАД произошла авария.

Аббревиатурами называются образованные по определенной модели имена существительные. Они в предложении согласуются с прилагательными. Чтобы определить род прилагательного и связать его с неизменяемой аббревиатурой, нужно узнать главное слово в расшифровке. ВМФ — военно-морской флот, муж. род — героический ВМФ; РНБ — российская национальная библиотека, ж. род — замечательная РНБ.

Склонение аббревиатур, заимствованных из других языков, подчиняется общим правилам. Род определяется по русской расшифровке. ЮНЕСКО, НАТО — организация, ж.р. Встречается употребление НАТО как слова среднего рода по аналогии со словами на -о. Допустимо: НАТО распространило документ.

Как определить род аббревиатур, которые в процессе своего развития стали восприниматься как цельнооформленные слова и склоняться? По ассоциации со склоняемыми существительными: вуз, БАМ, Газпром, бомж — м.р. (о вузе, на БАМе, с Газпромом, у бомжа).

В предложениях с аббревиатурами, образованными из частей основ, увидим примеры склонений различного типа:

  • Частичные сокращения с второй частью — существительным мужского или женского рода в Им. падеже. Мой друг — артист Москонцерта. Фермеры получили комбайны по госзакупке. 
  • Слова со второй частью -ком, -бат, -рук, -торг, -фак. Мы студенты биофака. Разговор с комбатом вышел трудный. У военрука сегодня день рождения. Мы купили костюм в военторге.

Какие виды существуют? Какие между ними сходства и различия?

Виды аббревиатур различаются по способам их образования:

  1. Инициальные, образованные из начальных букв или звуков. При использовании в речи первых произносятся названия букв. ГТО — гэ-тэ-о; РЖД — эр-жэ-дэ. Звуковые сокращения читаются как слово: СМИ, ТАСС, ГУМ.
  2. Слоговые — составленные из частей слов. Завхоз, спецназ, комбат. Инициально-слоговые, объединяющие буквы и слоги. КамАЗ, ГЛОНАСС.
  3. Сложение части слова с целым. Сбербанк, литфонд, горбольница.
  4. Соединение части основы с целым словом в Твор. падеже. Завбиблиотекой, управделами. Не склоняются: К нам прислали новую завлабораторией.
  5. Сочетание начала первого слова и начала/конца второго. Мопед, военкомат.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector