Профориентация старшеклассников

Содержание:

Классы профессий по целям труда

Эта классификация рассматривает, с какой целью человек взаимодействует с объектом труда в процессе профессиональной трудовой деятельности. Также учитываются преобладающие операции:

  • Гностические профессии. Отличаются познавательным характером работы (от древнегреческого «гнозис» — познание). Они встречаются среди всех пяти типов профессий. Для такой деятельности характерно проведение исследований, анализ, изучение, измерение, сравнение. Например, в классификации «человек — природа» это биолог-лаборант, для типа «человек — человек» — социолог, «человек — техника» — испытатель, «человек — знак» — аудитор, «человек — художественный образ» — искусствовед.
  • Изыскательские профессии. Их целью является поиск новых решений. Это творческие специальности. Для типа «человек — природа» это биолог-исследователь или селекционер, для типа «человек — человек» — организатор производства или психолог, «человек — техника» — конструктор или изобретатель, «человек — знак» — программист или математик, «человек — художественный образ» — дизайнер или композитор.
  • Преобразующие профессии. Они перерабатывают полученный материал и предоставляют результат. В зависимости от предмета труда может превалировать умственная либо практическая работа. Для типа «человек — природа» это животновод или полевод, для типа «человек — человек» — преподаватель или врач, «человек — техника» — водитель или слесарь, «человек — знак» — бухгалтер, «человек — художественный образ» — ювелир или модельер.

Расшифровка типов профессий по Климову

«Человек – человек». Этот тип профессий актуален для тех, кому интересен социум, коллектив или другие люди. Эти профессии предусматривают обслуживание людей, или социальных групп. К ним относятся продавец, учитель, журналист, доктор, руководитель, психолог.

«Человек – живая природа». Люди, которые занимаются данным типом профессий, имеют дело с различными живыми организмами, как растительными, так и животными, а также биологическими процессами и микроорганизмами. Сюда можно причислить такие виды работ, как биолог, ботаник, ветеринар, кинолог, микробиолог, агроном.

«Человек – техника». Предметы труда в данном случае – это неживые, технические объекты. Люди, работающие в этой области, имеют дело с машинами, механизмами, различными материалами и видами энергии. В списке работ, относящихся к этому типу, находятся строитель, архитектор, электрик, сборщик.

«Человек – художественный образ». Профессии этой категории относятся к творческим работам и предполагают изобразительную, музыкальную, литературную или актерскую деятельность. Работы такого типа — это художник, актер, артист балета, певец, музыкант, писатель, сценарист, дирижер.

«Человек – знаковая система». Сюда причисляют профессии, которые так или иначе связаны с языками естественными или искусственными, цифрами, формулами и символами, такие как программист, языковед, переводчик.

Классификация профессий по предмету труда

В зависимости от того, что или кто выступает в роли объекта труда, выделяются следующие психологические типы профессий:

  • человек — человек;
  • человек — техника;
  • человек — природа;
  • человек — знак;
  • человек — художественный образ.

Классификация по предмету труда учитывает, к какой деятельности человек испытывает интерес, что его радует. Это важный параметр, поскольку неверно выбранная сфера приводит к затяжному стрессу, который снижает производительность труда и сводит к нулю всю радость от работы.

Человек — человек

Некоторые люди от природы склонны к общению. Им нравится взаимодействовать с другими людьми, наблюдать за ними, помогать им. Они не раздражаются и не истощаются в процессе коммуникаций, наоборот, как бы «подпитываются». Таким людям нужно выбирать гуманитарные профессии, которые связаны с непосредственным взаимодействием с другими людьми, тогда работа будет приносить им радость и удовлетворение.

Профессии этого типа имеют высокую социальную значимость

Во время развития постиндустриального общества сфера услуг приобретает все более важное значение, и эти профессии сохранят востребованность

Требования к специалисту:

  • умение взаимодействовать с людьми;
  • толерантность;
  • способность выслушать;
  • умение находить радость в общении;
  • низкий уровень агрессии.

Примеры профессий:

  • медик,
  • преподаватель,
  • психолог,
  • логопед,
  • воспитатель,
  • юрист,
  • продавец,
  • экскурсовод.

Человек — техника

Люди, которые жить не могут без механизмов и устройств и обожают их разбирать, собирать, изучать, совершенствовать — кандидаты на освоение профессий этого типа.

Особенность техники — ее точные параметры, которые поддаются измерению и расчетам, предсказуемость, которой нельзя ожидать от людей или природы. Вот почему в это направление идут люди с математическим складом ума, умением логически мыслить, ориентированные в своей деятельности на результат. В этих профессиях они могут проявить свои сильные качества:

концентрацию,
внимание к мелочам,
практичность,
продуктивность,
изобретательность.

А их слабые стороны, к примеру, слабые коммуникативные навыки, которые часто присущи людям этого склада, никак не помешают им сделать блестящую карьеру.

Примеры профессий:

  • инженер,
  • строитель,
  • механик,
  • водитель,
  • пилот.

Человек — природа

Людей, которые склонны к этому психологическому типу профессий, видно с детства. Они не пройдут мимо бездомного котенка, а дома маме на радость будут ухаживать за домашними растениями. Друзья всего живого, они будут расцветать в профессиях типа «человек — природа».

Возможные виды деятельности для них:

  • исследование живой и неживой природы;
  • использование природных ресурсов;
  • лечение животных;
  • уход за растениями и животными;
  • выведение новых сортов растений и пород животных.

Этим специалистам часто необходима выносливость и крепкое здоровье, потому что они могут работать «в поле» (иногда в прямом смысле слова).

Примеры профессий:

  • агроном,
  • зоотехник,
  • ветеринар,
  • эколог,
  • кинолог,
  • селекционер,
  • лесник.

Человек — знак

Люди, склонные к профессиям этого типа, с удовольствием взаимодействуют со знаковыми системами:

  • текстами;
  • языками (как человеческими, так и языками программирования);
  • числами;
  • графическими объектами.

Они работают с данными, которые можно представить в виде текстов, формул, кодов, чертежей, графиков, диаграмм.

Для них свойственно структурное мышление, умение абстрагироваться и в то же время понимать, какие предметы и явления обозначаются знаками.

Этим специалистам необходимы:

  • хорошая память;
  • высокая способность к концентрации;
  • обширные знания.

Примеры профессий:

  • бухгалтер,
  • нотариус,
  • программист,
  • экономист,
  • лингвист,
  • математик.

Человек — художественный образ

В профессии этого типа идут люди с развитым образным мышлением и творческой жилкой.

Как правило, это люди, одаренные тем или иным талантом, имеющие призвание с юных лет. Они могут быть неорганизованными и непоследовательными, что мешает им добиться успеха. Но если они правильно выберут вид деятельности, то могут «взлететь» на чистом вдохновении.

Примеры профессий:

  • связанные с музыкой (музыкант, певец, композитор, дирижер);
  • связанные с изобразительным искусством (художник, декоратор, дизайнер, фотограф);
  • литературно-художественная деятельность (писатель, поэт, журналист);
  • сценическая деятельность (актер, режиссер).

Важно!

Часто тесты показывают смешанный результат: высокие баллы в 2–3 типах. Это помогает точнее выбрать профессию. Например, склонность к типам «человек — человек» и «человек — художественный образ» может указывать на такие профессии, как преподаватель живописи или музыки; сочетание «человек — художественный образ» и «человек — знак» — на дизайнера.

Классификация по условиям труда

Некоторые люди трудятся в офисе, другие — на открытом воздухе или в горячем цеху.

Условия труда оказывают большое влияние на профессию: она может считаться «вредной», «тяжелой» или «опасной» по этим признакам. Различают четыре типа условий труда:

  • обычные, бытового типа (лаборант, бухгалтер, преподаватель, офисный служащий);
  • открытый воздух (инспектор ГИБДД, агроном);
  • необычные условия (альпинист, шахтер, космонавт, пожарный);
  • условия повышенной ответственности (судья, врач).

Важно!

В современном мире, чтобы быть на плаву, необходимо иметь не только конкурентоспособную профессию, но и высокий уровень образования. Тем, кто намечает для себя карьерный рост, лучше сразу задуматься о вузе, потому что без высшего образования карьерный потолок наступит очень быстро.

Знаете, какую главную ошибку делает большинство выпускников школ при выборе вуза?

Высших учебных заведений в мире немало, но многие выбирают из тех, что расположены в родном или соседнем городе. Они даже не пытаются рассматривать зарубежные вузы, изучать условия поступления в них и своими руками ограничивают свой выбор до микроскопических размеров. Даже если в итоге вы предпочтете вуз в родном городе, сначала ознакомьтесь с другими вариантами, чтобы делать выбор с открытыми глазами, а не от безысходности.

Молодежь из европейских стран сейчас предпочитает учиться в вузах Германии, хотя в родных странах тоже хватает престижных университетов.

Причин на это две:

  • в Германии огромные деньги тратятся на финансирование вузов, поэтому они великолепно оснащены и дают образование, по качеству практически не уступающее классическому английскому;
  • в отличие от вузов большинства стран мира, немецкие вузы учат всех студентов бесплатно.

Поэтому, хотя определенные расходы неизбежны, учеба в немецком вузе — это бюджетный, многим доступный вариант.

Для тех, кто ищет способ освоить новую перспективную специальность, немецкие вузы тоже подходят: здесь много новых междисциплинарных направлений, на которые в вузах стран СНГ пока не учат.

После учебы в немецком вузе выпускник может устроиться на работу в Германии; зарплаты специалистов, получивших образование в местных вузах, зачастую выше.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Для поступления в немецкий вуз необходим хороший школьный аттестат и хороший немецкий, а еще — правильно собранный пакет документов

От того, как будет организована деятельность по сбору и отправке всех бумаг, во многом зависит, поступите вы в этом году или будете ждать следующего учебного семестра, поэтому пускать на самотек такое важное дело нельзя. Работайте в тандеме со специалистом, который в курсе всех мелочей, и вы обязательно поступите

Примеры профессий

В каждой профессии сочетаются различные признаки, принадлежащие классам, типам и видам разного направления.

Преобразующие специальности

Изыскательные профессии

Гностические профессии

Ч – П

Семеновод, дрессировщик, селекционер

Садовод, доярка, ветеринар

Сортировщик рыбы, овощей, плодов, приемщик молока, сортировщик яиц

Ч – Т

Литейщик, часовщик, автослесарь

Крановщик, тракторист, водитель

Летчик–наблюдатель, гидроакустик, лаборант для механических испытаний

Ч – Ч

Пластический хирург, психиатр, психолог

Массажист, продавец, терапевт

Вахтер, санитарный врач, сторож, следователь, журналист

Ч – З

Переводчик, раскройщик, шифровальщик

Программист, лингвист, математик

Контролер чертежей, бухгалтер-ревизор, корректор, нормировщик

Ч – Х

Флорист, художник, писатель

Живописец по фарфору, модельер, скульптор

Критик, контролер музыкальных изделий, антиквар

Гностический класс призван:

  • исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять;
  • оценивать, разбираться в трудных и сложных явлениях, делать выводы на основе разнообразных признаков объекта);
  • проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать и так далее.

Гностические профессии, перечень которых очень длинный — контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий и сооружений (это архитектура), санитарный врач (сфера — человек), лаборант анализа (это природа) и т. д., — могут пересекаться и с другими профессиями и типами.

Пересечение классов и целей

Очень редко четко выделяются профессии, в которых преобладает один тип или класс. Не могут быть только гностические профессии, только изыскательные или только преобразующие. Чаще всего в работе, которой занимается человек, присутствует несколько целей: и распознать, и придумать, и преобразовать. Во множестве специальностей цель труда содержит в себе по два элемента, или даже каждый из них. Для того чтобы определить, гностические профессии или изыскательные, и отнести их к некоторому классу, нужно будет предварительно сориентироваться в том, который из элементов целей составляет главное, основное содержание всей деятельности, а какой элемент имеет значение побочного.

Например, врач, чтобы лечить человека, должен сначала выяснить и поставить диагноз. В начале его труда обязательно будет присутствовать элемент изыскательной активности и распознания, но главное содержимое и смысл всех врачебных специальностей направлен на излечивание и исцеление больного, а значит — на его преобразование.

Социономические профессии («Человек — Человек»)

Професси типа » человек-человек» предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.

Професси данного типа связаны:

  1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра…);
  2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель…),
  3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант…),
  4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор…)

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми.
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • чуткость и доброжелательность к окружающим;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

Профессионально важные качества:

  • развитые коммуникативные способности,
  • эмоциональная устойчивость,
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия;
  • наблюдательность;
  • организаторские способности.

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.

Инструкция к тесту

Проходить тест Климова на профориентацию можно не только онлайн, но и на бумажном бланке. Таким способом чаще всего проводятся тестирования в школах и колледжах.

Е.А. Климов — один из основоположников психологии труда

Инструкция везде одинакова:

  1. Необходимо внимательно прочитать каждое утверждение.
  2. Человек должен определить, насколько это утверждение относится к нему, и выбрать подходящий вариант. Например, рядом с утверждением «Я с удовольствием ухаживаю за растениями и животными» нужно указать ответ «Да» или «Нет». Можно поставить плюс или минус.
  3. На вопросы надо отвечать честно, иначе результат получится недостоверным.

Важно! Следует понимать, что в результатах теста, в первую очередь, заинтересован опрашиваемый. Тест призван помочь молодым людям определиться с дальнейшей жизнью

Требования к психологическому портрету представителей профессий «человек – художественный образ»

Тому, кто планирует работать в данной сфере деятельности, понадобятся:

— художественные способности;- зрительная память и наблюдательность;- творческое воображение;- наглядно-образное мышление;- хорошо развитое зрительное восприятие;- наблюдательность;- знание и понимание психологических законов, способствующих воздействию на людей.

Такие специалисты ищут в окружающем их мире красоту и гармонию. Они также пытаются принести в него что-либо прекрасное. Для решения подобных творческих задач нужно быть человеком, тонко чувствующим мир

Но при этом важно обладать невозмутимостью и душевной устойчивостью. Это придаст силы и не позволит расстраиваться в случае неудач

Психологические требования

Типы профессий, находящихся в сфере «человек – природа», может выбрать только тот, кто обладает:

— развитым воображением, наглядно-образным мышлением, хорошей зрительной памятью, способностью оценить и предвидеть изменчивые факторы природы, наблюдательностью;- настойчивостью и терпением, способностью работать вне коллектива, в грязи и при сложных погодных условиях.

Представителям этой профессии приходится смотреть на мир как на целую систему биологических явлений и живой природы. Им необходимо сохранять в уме значительные объемы информации, касающиеся существования водоемов и лесов, парков и т.д. Эти профессионалы должны иметь естественнонаучное мышление, которое позволит увидеть в любом ряду некую закономерность и, учитывая ее, продолжить этот ряд. А для тех людей, работа которых связана с экспедициями и путешествиями (океанолог, геолог и т.д.), потребуется сила, ловкость и физическая выносливость. И, разумеется, тот, кто мечтает об одной из подобных профессий, должен любить природу и относиться к ней очень бережно.

Типы профессий по квалификационным признакам

О данной классификации вскользь упоминается в различных учебниках и публикациях

Странно, но почему-то никто не акцентирует на ней внимание

На мой взгляд, именно эта классификация является наиболее важной и практически полезной. Именно потому я решил исправить ситуацию и детально вам о ней рассказать

Именно потому я решил исправить ситуацию и детально вам о ней рассказать.

Итак, наёмный работник хотел бы получать от своей профессии, как минимум, достойную зарплату и уважение со стороны руководства. Теперь важный момент:

Кадровый состав любой компании можно разделить на три группы: ценные сотрудники, специалисты среднего уровня и «бананы».

Именно по этим критериям, я считаю, и надо классифицировать профессии, друзья! Запомните:

Размер вашей зарплаты и степень вашей значимости зависят только от одного – насколько ценным специалистом вы являетесь.

Вся эта лирика о типах личности и объектах труда, по своей сути является аналитической информационной пылью.

Давайте детальнее рассмотрим вышеперечисленные группы.

  1. 1.Ценные сотрудники – это кадры, на подготовку которых требуются годы и приличные финансовые вложения.

    Например, продвинутый программист. Ну, невозможно хорошо научиться программировать за три месяца. Аналогичная ситуация с хирургами, стоматологами, юристами, главными бухгалтерами (прошу не путать с рядовыми бухгалтерами), ювелирами, дизайнерами и т.д.

    Понимаете, о ком речь?

    Речь идёт о специалистах, которым сложно найти замену! Таких ценят и уважают.

    Им хорошо платят. Их берегут и стараются удержать. И самое главное:

    Они не боятся увольнения, потому что всегда востребованы!

  2. 2.Специалисты среднего уровня – это кадры, на подготовку которых уходит немного времени. Например, продавец, менеджер по продажам, водитель, каменщик, сантехник, швея, директор. Да, да, директора входят именно в эту группу.

    Речь идёт о профессиях, которые можно быстро освоить. Естественно, здесь у работодателя есть «пространство для манёвра». Можно относительно быстро найти нового продавца или водителя. Однако без крайней необходимости этого делать никто не будет, так как данные специалисты хоть и не ценные, но всё же квалифицированные.

  3. 3.«Бананы» – это неквалифицированные кадры. Например, дворники, грузчики, курьеры, подсобные рабочие и, конечное же, «бананы». Как вы думаете, насколько сложно найти человека, который в костюме «банана» будет на улице раздавать листовки прохожим? Ответ на этот вопрос подталкивает к выводу:

    Люди этих профессий имеют самую низкую ценность на рынке труда. Да, грузчик может неплохо зарабатывать, но эти деньги ему даются тяжёлым трудом. Ну и, при необходимости, работодатель сможет быстро найти ему замену.

Не тратьте бесценные годы на нелюбимой работе, лучше потратьте сейчас 5 минут на тест Климова, и узнайте, какая профессия подходит именно Вам.

Если Вы просто хотите пройти онлайн тест на основе ДДО Климова, Вам

Причем наши специалисты несколько улучшили данный тест. В чем преимущества нашего теста посмотрите . У нас Вы сразу получите ответ, ничего самим обрабатывать по опроснику Климова Е. А. Вам не придется.

Но если Вы хотите получить ответ на вопросы, как правильно выбрать будущую  профессию, что нужно учесть, каких ошибок необходимо избежать, то почитайте данную статью.

Кроме того, если Вы занимаетесь любимым делом, Вы можете добиться большого успеха, так как Вас постоянно переполняет желание узнать что-то новое и развиваться.

Вы становитесь энергетически наполнены, Вам сопутствует приподнятое настроение, а это в конечном счете положительно влияет на здоровье.

Конфуций говорил:

Займись любимым делом, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни..

Можно заниматься любимым делом и получать за это деньги, а можно ходить на работу, как на каторгу. Выбор за  Вами.

Но как не ошибиться и правильно сделать этот выбор?   Что нужно знать для осознанного выбора профессии? И как можно использовать тест Климова для выбора профессии?

Ответы на эти вопросы Вы найдете в этой статье.

Второй ярус: цели

По методике определения типов профессий Климова, цели у труда бывают трех видов:

Гностические (познавательные). В любом кластере первого яруса есть профессии, призванные познавать: классифицировать, сравнивать, оценивать и проверять. Например, биолог-лаборант, летчик-испытатель, корректор, социолог, театральный критик

Стремление к познанию, устойчивое внимание и наблюдательность, память, развитое мышление и ответственность – важные личностные характеристики для данных профессий. Преобразующие цели

Данные профессии связаны с изменениями и достижением конечного результата (мгновенного или отсроченного). Например, учитель, строитель, бухгалтер, художник. Изыскательные цели, в соответствии с методикой Климова, у профессий, цель труда которых заключается в поиске нового и неизвестного. Это и программист, и дизайнер, и конструктор, и биолог-исследователь.

Классификация профессий по Климову Е. А.

Итак, профессор Климов структурировал профессии в связке:

Человек + объект труда.

Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек. Евгений Александрович выделил пять объектов труда:

  1. 1. Человек.
  2. 2. Природа.
  3. 3. Техника.
  4. 4. Знак.
  5. 5. Художественный образ.

В результате получились следующие типы профессий:

  • Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.
  • Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
  • Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.
  • Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами).

    В данную категорию входят программисты, бухгалтера, финансисты, аналитики и др.

  • Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.

Вот так выглядит классификация профессий по Климову.

На мой взгляд, она является несовершенной хотя бы потому, что в реальной жизни одна профессия может содержать в себе признаки нескольких типов. Например, торговый представитель в процессе работы сталкивается с техникой (водит автомобиль), работает со знаковыми системами (составляет отчёты в Excel), много общается с людьми (своими поставщиками и клиентами), а также часто проводит корпоративные мероприятия на природе, где во всю глотку горлопанит песни под гитару (певец доморощенный). Вот такой «винегрет» нам предлагают современные реалии. Куда этого пациента будем записывать?

Думаю, все согласятся, что данная типология является слабоватой. Переходим к варианту Дж. Холланда.

Презентация на тему: » Мир профессий. Классы Отделы Группы Формула профессии Упражнение «В мире профессий»» — Транскрипт:

1

Мир профессий

2

Классы Отделы Группы Формула профессии Упражнение «В мире профессий»

3

Классы профессий В соответствии с целями труда внутри каждого типа профессий выделяют три класса профессий: Г – гностические ( узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить, оценить); Пр – преобразующие (любые воздействия на предмет труда с целью его изменения); И – изыскательские (изобрести, придумать, найти решение).

4

Отделы профессий В основе деления профессий на отделы лежат применяемые орудия труда и средства производства: Р – профессии ручного труда, использующие ручные орудия труда, механизированные ручные инструменты, приспособления; М – профессии механического труда, использующие машины с ручным или ножным управлением (наличие рукояти управления, измерительного управления и т.д.) А – профессии автоматизированного труда, использующие автоматизированное управление; Ф – профессии, в которых основными орудиями труда выступают функциональные свойства организма человека (певцы, актеры, учителя ).

5

Группы профессий При выборе профессии немалую роль играют условия, в которых приходится работать. По этому признаку различают четыре группы: б – труд в обычных бытовых условиях; о – труд на открытом воздухе; н – труд в необычных условиях (под землей, на высоте и т. п.); м – труд с повышенной моральной ответственностью ( за здоровье, за воспитание и т. п.)

6

Формула профессии Характеристику любой профессии можно представить в виде формулы, составленной из обозначений типа, класса, отдела и группы, к которым она принадлежит. Пример формул: дизайнер: Х-И-Ф-б; водитель (шофер): Т-Пр-М-о. Дополняют формулу профессий указания на сферу труда, специальность и занимаемую должность.

7

Упражнение «В мире профессий » Учащимся предлагается составить список специалистов, которые участвуют в создании: книги, газеты, булки хлеба, ученического стола, электрической лампочки, телевизора, компьютера, космической ракеты.

8

Упражнение «В мире профессий» Разделите приведенный список на две части. В первую часть внесите названия профессий, во вторую – специальностей; составьте формулы профессий: столяр, шахтер, летчик-испытатель, шофер, хирург, учитель, парикмахер, швея, директор магазина, судья, пианист, фермер, машинист тепловоза, продавец книг, водитель троллейбуса, монтажник- высотник, инженер-конструктор.

9

Упражнение «В мире профессий» К какому типу профессий относятся следующие специальности: оператор ЭВМ, контролер ОТК, хирург, повар, водитель такси, токарь, следователь, монтажник- высотник, нефтебурильщик, доярка, чертежник, столяр, пожарный, электромонтер, фельдшер, агроном, геолог, юрист. Составьте формулы этих профессий и специальностей.

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) помогает выявить психологический тип личности. В соответствии с ним легко узнать тип мышления человека, его таланты и склонности к определённым сферам деятельности.

ДДО Климова — обложка

Тест состоит из 30 вопросов с вариантами ответов «Да» и «Нет». Опросник поможет понять, с чем человеку легче всего работать.

Е.А. Климов выявил 5 психотипов:

  • Человек — природа. Эти люди любят природу и животных, стремятся улучшить экологию. Им свойственна не созерцательная, а деятельная любовь и желание заботиться о живых существах. Такие люди бывают заботливыми и терпеливыми, умеют применять теоретические знания на практике. Они могут стать превосходными ветеринарами, ботаниками, ландшафтными дизайнерами, экологами, зоологами, лесниками, садоводами, геологами, метеорологами.
  • Человек — художественный образ. Речь идёт о творческих людях, любящих искусство. Они обладают прекрасным эстетическим вкусом, у них хорошо развиты воображение, фантазия и образное мышление. Такие люди способны создавать новые произведения или исполнять уже сочинённые, а также реставрировать и обрабатывать их. Такие люди становятся поэтами, писателями, художниками, композиторами, скульпторами, музыкантами, актёрами, реставраторами, дизайнерами.
  • Человек — человек. К этой группе относятся коммуникабельные люди, которые любят общаться и умеют понимать собеседника, ставить себя на его место, помогать ему. Они реализуют свой потенциал в таких профессиях, как психолог, педагог, врач, медсестра, сиделка, соцработник, юрист, журналист.
  • Человек — знаковая система. В этой сфере могут самореализоваться люди с аналитическим складом ума и развитым абстрактным мышлением, способные к математике. Для них открыта дорога в такие профессии, как бухгалтер, оператор базы данных, нотариус, программист, библиотекарь.
  • Человек — техника. Сюда относятся люди с техническим складом ума и развитым логическим мышлением, способные работать с приборами и их деталями. Эти люди востребованы в таких сферах деятельности, как изготовление деталей для приборов, машиностроение, испытание, ремонт и эксплуатация техники.

Справка! Евгений Александрович Климов (1930–2014) — доктор психологических наук, профессор, в период с 1968 по 2000 годы был деканом психологического факультета МГУ. Е.А. Климов стоит у истоков дифференциальной психофизиологии, а также психологии труда.

Евгений Александрович Климов опубликовал множество научных работ и создал методику определения профориентации — ДДО. Методика Климова известна во всём мире.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

В мире существует огромное количество профессий и специальностей. Чтобы человеку сориентироваться в мире профессий, необходимы прежде всего знания о профессиях. Существует несколько классификаций профессий. 1. Все профессии можно разделить на 2 группы по характеру труда: а) физического и умственного: б) исполнительного и творческого. Профессии исполнительного класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, инструкции, правилу (продавец, кассир, машинист, телефонист и т.д.). Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, контролем, планированием, управлением, проектированием, принятием нестандартных решений (врач, менеджер, учитель, юрист и Т.Д.). 2. Профессии разделяются также по уровню квалификации: — профессии, требующие высшего образования, длительной подготовки (инженер, врач, архитектор, режиссер, экономист); — высококвалифицированные рабочие профессии, требующие среднего специального образования (оператор ПК, бухгалтер); — квалифицированные массовые профессии (токарь, продавец, страховой агент); — неквалифицированные профессии (подсобный рабочий, грузчик). 3. Существует классификация профессий по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку. Это: — массовые профессии, которыми может овладеть практически каждый человек; — профессии, где от человека требуются определенные качества (космонавт, диспетчер, летчик, артист, балерина, художник, хореограф, дегустатор). 4. Есть еще и классификация профессий по отраслям хозяйства: — промышленность и строительство (инженер, архитектор, каменщик и т.д.); — транспорт и связь (автомеханик, водитель, телефонист, оператор ПК и т.д.); — сельское хозяйство (ветеринар, агроном, тракторист и т.д.); — торговля, бизнес (продавец, коммерсант, товаровед и т.д.); — наука, просвещение, культура, здравоохранение, образование (художник, музыкант, врач, учитель и т.д.); — сфера обслуживания (парикмахер, продавец и т.д.) и т.д. 5. Но наиболее распространенной и представляющей интерес при выборе профессии является классификация профессий по предмету труда, предложенная Е.А. Климовым. По предмету труда выделяется 5 типов профессий:

  1. К профессиям типа «Человек — человек» относятся те, где «предметом» труда является «человек» — его лечат медсестра), учат (преподаватель, воспитатель, тренер), обслуживают (продавец, проводник, мене- джер)защищают (юрист, милиционер).
  2. К профессиям типа «Человек -техника» относят профессии, связанные созданием, монтажом, наладкой, эксплуатацией и ремонтом технических устройств (монтажник, каменщик, инженер, токарь, водитель, слесарь, электромонтёр.
  3. К профессиям типа «Человек — знак» относят профессии, где работать приходится с различными текстами (переводчик, библиотекарь, секретарь), с цифрами, формулами (программист, экономист), с чертежами, схемами (штурман, чертёжник)
  4. К профессиям типа «Человек-художественный образ» относят профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием, художественных произведений (художник, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, реставратор).
  5. К профессиям типа «Человек-природа» относят профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, геолог), с уходом за растениями, животными (агроном, ветеринар), с природопользованием (мастер животноводства, пчеловод, эколог).

Есть много профессий, которые по предмету труда попадают в смежные, промежуточные группы. Например, тракторист (техника и сельское хозяйство), инженер по компьютерным системам (техника и знак), паспортистика (знак и человек), учитель химии (человек и природа), инженер-конструктор компьютеров (знак и техника), банковский служащий (знак и человек) и т.д.Смотреть буклет в формате .pdf

ТОП-50 популярных направлений в колледжах

Если вы еще раздумываете над выбором будущего жизненного направления, советуем ознакомиться с рейтингом самых востребованных профессий СПО:

  1. Автослесарь
  2. Дизайнер
  3. Лаборант химического анализа
  4. Декоратор
  5. Косметолог
  6. Программист
  7. Повар
  8. Парикмахер
  9. Столяр-плотник
  10. Оператор станков с программным управлением
  11. Плиточник-облицовщик
  12. Кондитер
  13. Метролог
  14. Сантехник
  15. Сварщик
  16. Системный администратор
  17. Мехатроник
  18. Оператор беспилотных летательных аппаратов
  19. Оптик-механик
  20. Дефектоскопист
  21. Разработчик веб программ
  22. Полиграфист
  23. Специалист в области измерительных приборов и автоматики
  24. Авиатехник
  25. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций
  26. Специалист в области машиностроения
  27. Механик
  28. Токарь-универсал
  29. Кровельщик
  30. Монтажник связи
  31. Техник-конструктор
  32. Наладчик биотехнических и медицинских аппаратов
  33. Мастер по холодильно-вентиляционному оборудованию
  34. Машинист
  35. Техник по обслуживанию роботизированного производства
  36. Технический писатель
  37. Оператор пульта управления
  38. Моторист бетоносмесительных установок
  39. Мастер отделочных и строительных работ
  40. Монтажник радиоэлектронной аппаратуры
  41. Радиооператор
  42. Механик протезно-ортопедических изделий
  43. Лаборант-эколог
  44. Мастер по изготовлению стеклоизделий
  45. Аппаратчик в производстве химических волокон
  46. Мастер по обслуживанию трубопроводов
  47. Пекарь
  48. Бурильщик морского бурения скважин
  49. Мастер производства молочной продукции
  50. Изготовитель мясных полуфабрикатов

Профессии взяты из примера и приказа Минобрнауки Российской федерации «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».

Получить престижное образование в столице, на сегодняшний день не проблема. Колледж Инновационных Технологий и Сервиса «Галактика» предоставляет качественное современное образование на базе 9 и 11 классов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector