Что такое профориентация

Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши

Известный литовский психолог Л. Йовайши разработал методику, которая, по мнению специалистов, отличается редкой точностью и простотой. Ее используют для выявления склонностей к конкретной профессии и определения сферы деятельности в соответствии с навыками, умениями и предпочтениями. Опросник оценивает личность по нескольким психологическим критериям и относительности к определенному типажу и предлагает наиболее подходящие виды профессий.

Профориентационный тест Йовайши позволяет определить склонности к:

  • экономической деятельности;
  • экстремальной деятельности;
  • практической работе;
  • исследовательской деятельности;
  • общественной работе;
  • видам деятельности, требующим наличия эстетических наклонностей.

В отличие от других профориентационных опросников время прохождения не ограничено, что позволяет тщательно обдумать ответ. Методика подходит для всех категорий людей, желающих определить, каким профессиям соответствуют их склонности.

Важные качества

  • знание профессий;
  • знание стремительно меняющегося рынка труда и стремительно меняющегося рынка образования;
  • владение психологическими методами диагностики личностных, познавательных, темпераментных свойств человека;
  • большая эрудиция в различных областях человеческого знания (различные науки, политика, экономика) и человеческих практик (искусства, политика, бизнес и проч.);
  • чувствительность к слову, к звуку, к визуальному изображению;
  • высочайшая доброжелательность и клиентоориентированность;
  • хорошая философская подготовка;
  • знание психологии человека;
  • навыки психотерапии, знакомство с психиатрией, нейропсихологией;
  • чувство юмора;
  • быстрая реакция;
  • способность признавать свои ошибки;
  • твердость воли;
  • колоссальное трудолюбие;
  • вера в человека;
  • честность;
  • креативность;
  • неутомимость в работе с человеком;
  • умение говорить публично;
  • большой объем памяти;
  • способность все время приобретать новые знания;
  • знание английского языка на уровне Intermediate, поскольку многие современные профессии, их название и функции описываются на английском языке.

Виды профориентации

  • Профессиональное информирование. Мир профессий постоянно изменяется и обновляется. Со всеми этими преобразованиями и знакомит профессиональное информирование.
  • Профотбор. Чтобы не получилось так, что слепого отправили присматривать за детьми, а глухого — принимать звонки по телефону, нужно определить соответствие вакансии особенностям каждого конкретного человека. 
  • Профессиональное консультирование. Сюда входят консультации специалистов, которые помогают принять человеку обоснованное решение и не потонуть в бурлящем океане профессий.
  • Психологическая поддержка — это и диагностика психологического состояния человека, и его корректировка в сторону позитивного настроя. Также сюда входит повышение стрессоустойчивости и предупреждение профессионального выгорания. В общем и целом, данный вид профориентации нужен не только еще “неопределившимся”, но и тем, кто уже давно и прочно занял какую-то трудовую нишу. 

Получить услуги по профориентации возможно и через интернет. Ниже мы предлагаем тебе несколько ресурсов.

Какой станет современная профориентация?

Приведу 5 пунктов, необходимость которых понятна даже при поверхностном взгляде на характер изменений в мире.

Профориентация перестанет быть отдельным эпизодическим мероприятием в школе и будет встроена в процесс учебы. После прохождения начальной школьной программы, будет организовано получение конкретных знаний и навыков для адаптации в жизни. Подготовка будет строиться через решение прикладных задач — от социально-бытовых в младшем возрасте, до профессиональных в старшем. Обучение должно стать интересным для учеников и содержать механизмы стимулирования и психологического поощрения

Конкурентность обучающей системы будет определяться способностью удерживать внимание и «вести за руку» до результата. 
Вместо устаревших советских опросников, будут использоваться современные методы диагностики склонностей и способностей. Необходимо создание свежих методик психодиагностики с учетом современных разработок в психологии и новых технических возможностей

Исследователям станет доступно длительное наблюдения за клиентами диагностических услуг при помощи онлайн-сервисов самоотчета (расширенный вариант резюме). Пользователи будут мотивированы заполнять их в обмен на информацию о рынке труда, обучения и саморазвития.
Уже сегодня трудно составить полную базу профессий, а в будущем ее создание станет невозможным в принципе. Названия профессий, под которыми понимается конкретный функционал, утрачивают смысл. Для работодателей и партнеров важны не названия занимаемых в прошлом должностей, а список проверенных навыков. База всех востребованных навыков и система их подтверждения будут только у крупных HR-порталов. Зарегистрированным соискателям будут автоматически подбираться доступные места работы с учетом их умений, а также рекомендации по дополнительному образованию, чтобы повысить востребованность на рынке труда. Будет расти спрос на «универсальных солдат» со знаниями и опытом в нескольких областях. 
Профориентационное сопровождение будет нужно всю жизнь. За 10-12 лет профессия может значительно поменяться по содержанию или исчезнуть. Люди будут непрерывно продолжать образование, чтобы квалификация соответствовала изменениям потребностей рынка. Станет актуально долгосрочное планирование развития личности для сохранения деловой активности.
Растущий спрос на людей с творческой мотивацией приведет к финансированию разработок и созданию инструментов раннего определения талантов. Корпорации будут заключать контракты с детьми и вкладываться в их образование, так же как работает система отбора футболистов в именитых клубах. «Производство» кадров станет крупным бизнесом.

Все что я описал, уже происходит, поэтому не стоит воспринимать это как далекое будущее

Важно понять, что никто не сделает что-то для вас и для ваших детей. Сегодня нужно самостоятельно находить способы узнать свои способности, искать информацию о подходящих видах деятельности, планировать развитие навыков

Нужно следить за трендами и прилагать усилия, чтобы встраиваться в перспективные направления бизнеса.

Для успешной жизни в 21 веке нужна любовь к учебе, творческая мотивация и разнообразный уникальный опыт. Если вы не обладаете выдающимися способностями, это не значит, что не сможете найти место в новом мире. Планируйте будущее в растущих сферах экономики и все сложится. Чем раньше займетесь самопознанием и познанием мира, в котором предстоит жить, тем больше шансов на благополучие.

Подробную инструкцию для поиска своего дела читайте в книге «Современная профориентация: как искать дело жизни».

Профориентация взрослых

Старше 14 лет

Если вам около 20 лет

Если вам около 30 лет

Если вам около 40 лет

Почему это важно?

«Жизнь дает человеку три радости. Друга, любовь и работу.» 

Братья Стругацкие.

Выбор специальности нередко влияет не только на профессиональный аспект жизни. Работа во многом определяет наш образ жизни, хобби, привычки, иногда даже круг друзей и близких строится на основе деловых взаимоотношений.

Особенно это заметно среди молодых людей, которыми движет стремление любой ценой «стать на ноги» и построить успешную карьеру в выбранной сфере.

Наиболее успешными в вопросе профессиональной самореализации являются люди, которые выполняют свои обязанности с высоким уровнем энтузиазма и мотивации, залогом которых как раз и является грамотно проделанная профориентационная работа.

О концепции «сродного труда», то есть выбора профессии в соответствии со склонностями и талантами, упоминается еще философских трактатах мыслителей-гуманистов. 

Чтобы не утратить интерес к выбранной деятельности и достичь успеха необходимо тщательно проанализировать все аспекты еще на этапе выбора направления.

Ступеньки карьеры и перспективы

Профориентолог должен иметь психологическое образование, несколько лет проработать в кадровом агентстве рекрутером, обучаться психологическому консультированию, психотерапии, постоянно изучать новые профессии, быть в курсе достижений науки и техники, кино и театра, литературы, политики и бизнеса. Эта профессия постоянно побуждает человека узнавать новое и учиться новому.

Профориентолог может стать крупным специалистом в профориентации, может возглавить центр, кафедру, лабораторию, департамент в министерстве. Он может написать и защитить диссертацию и сделать научную и преподавательскую карьеру в ВУЗе.

Поступи онлайн

Главная идея разработчиков интернет-ресурса — создать инструменты осознанного выбора будущего сегодняшними старшеклассниками. Среди таких инструментов значатся мини-тесты, которые позволят определить подходящую специальность, исходя, например, из отношения к школьным предметам. В результатах указываются не только возможные профнаправления, но и отмечаются конкретные заведения, где обучают по соответствующим программам.
 
Смотреть все тесты на сайте

Психологи и педагоги утверждают, что подобные онлайн-опросы желательно проходить ежегодно

Особенно если речь идет о подростках: интересы молодых людей могут в короткий срок кардинально меняться, поэтому важно не упустить шанс вовремя скорректировать план подготовки.
 

20 апреля 2021

Тест Голомштока на интересы

Что определяет: интересы

Количество вопросов: 168

Время прохождения: 20 минут

Результаты: на консультации с психологом-профориентологом

Методика Голомштока «Карта интересов» предназначена для изучения интересов и склонностей к различным сферам деятельности. Опросник использовался ещё в школах СССР, но мы его переработали и сделали актуальным современному поколению школьников, студентов и взрослых (каждый из тестов могут пройти и взрослые, которые задумались о смене профессии). Результаты прохождения теста можно будет получить на индивидуальной консультации с психологом-профориентологом.

Цели профориентации школьников

Основной целью профориентационной работы, конечно же, является помощь учащимся с выбором как профиля обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности. Также такая работа ставит перед собой цели в виде выработки сознательного и положительного отношения к труду у молодежи.

К задачам же можно отнести такие:

  • Получение объективных и полноценных данных об учащихся, их способностях, предпочтениях для успешного и правильного разделения их по профилям обучения.
  • Использование нестандартных методов, а также форм для профессионального самоопределения с целью дать молодежи широкий диапазон вариантов для своего выбора профессии. Такие методы должны проводиться комплексно и регулярно применятся в воспитательной работе.
  • Поддержка школьников, у которых прогнозируются трудности в будущем трудоустройстве. К ним могут относиться ученики коррекционных классов, ученики с очень плохой успеваемостью и т.д.
  • Построение системы взаимодействия с городскими и районными учреждениями дополнительного профессионального образования.

Цели и задачи профориентации школьников, в зависимости от возраста

Профориентация младших школьников (1-4 класс).

Главная цель работы по профессиональному определению в младших классах – это сформировать положительное отношение к труду, показать его ценность, как для самого человека, так и для всего общества в целом. Также необходимо развить у детей интерес к обучению и познанию, включая их в различные виды учебно-познавательной деятельности, среди которых исследовательская, трудовая, игровая и т.д.

Профориентация для школьников 5-7 классов.

На этом этапе каждый ученик должен уловить личный смысл, как в познавательном опыте, так и в интересе к профессиональной деятельности. Ученики уже должны представлять собственные интересы, формировать свое собственное «Я» и иметь представление о своих возможностях. Пи этом параллельно им нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности: культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.

Профориентация школьников 8-9 классов.

Это один из самых ответственных этапов обучения в школе со стороны профессиональной ориентации учащихся. Ведь именно в восьмом и девятом классе преподаватели должны уточнить образовательный запрос посредством факультативных занятий, а также различных курсов по выбору будущей специальности. Есть также необходимость в проведении индивидуальных консультаций для адекватного решения о будущей профессии и другие подобные мероприятия. Главная цель – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, а также способностями.

Старшеклассники (Класс 10-11).

Этот этап является подведением итогов предыдущей работы. Программа по профориентации в этих классах должна преследовать следующую цель: коррекция и оценка готовности к выбранной специальности, а также дальнейших планов ученика.

Архивы

АрхивыВыберите месяц Май 2021  (1) Апрель 2021  (10) Март 2021  (8) Февраль 2021  (12) Январь 2021  (8) Декабрь 2020  (22) Ноябрь 2020  (6) Октябрь 2020  (8) Сентябрь 2020  (12) Август 2020  (15) Июль 2020  (2) Июнь 2020  (10) Май 2020  (6) Апрель 2020  (10) Март 2020  (13) Февраль 2020  (10) Январь 2020  (8) Декабрь 2019  (7) Ноябрь 2019  (1) Октябрь 2019  (2) Сентябрь 2019  (10) Август 2019  (2) Июль 2019  (1) Май 2019  (1) Апрель 2019  (14) Март 2019  (6) Февраль 2019  (6) Январь 2019  (14) Декабрь 2018  (13) Ноябрь 2018  (10) Октябрь 2018  (12) Сентябрь 2018  (13) Август 2018  (4) Июль 2018  (5) Июнь 2018  (12) Май 2018  (25) Апрель 2018  (5) Март 2018  (6) Февраль 2018  (8) Январь 2018  (15) Декабрь 2017  (10) Ноябрь 2017  (11) Октябрь 2017  (28) Сентябрь 2017  (17) Август 2017  (8) Июль 2017  (3) Июнь 2017  (7) Май 2017  (12) Апрель 2017  (20) Март 2017  (7) Февраль 2017  (15) Январь 2017  (9) Декабрь 2016  (13) Ноябрь 2016  (19) Октябрь 2016  (13) Сентябрь 2016  (18) Август 2016  (4) Июнь 2016  (6) Май 2016  (10) Апрель 2016  (12) Март 2016  (17) Февраль 2016  (6) Январь 2016  (8) Декабрь 2015  (25) Ноябрь 2015  (12) Октябрь 2015  (10) Сентябрь 2015  (9) Август 2015  (4) Июль 2015  (1) Июнь 2015  (1) Май 2015  (15) Апрель 2015  (12) Март 2015  (14) Февраль 2015  (19) Январь 2015  (6) Декабрь 2014  (9) Ноябрь 2014  (12) Октябрь 2014  (8) Сентябрь 2014  (5) Август 2014  (1) Июль 2014  (1) Июнь 2014  (5) Май 2014  (12) Апрель 2014  (14) Март 2014  (21) Февраль 2014  (23) Январь 2014  (13) Декабрь 2013  (15) Ноябрь 2013  (25) Октябрь 2013  (24) Сентябрь 2013  (17) Август 2013  (6) Июль 2013  (4) Июнь 2013  (13) Май 2013  (23) Апрель 2013  (29) Март 2013  (10) Февраль 2013  (27) Январь 2013  (18) Декабрь 2012  (24) Ноябрь 2012  (18) Октябрь 2012  (30) Сентябрь 2012  (30) Август 2012  (5)

Самые выбираемые профессии

При ответе на вопрос, как выбрать будущую профессию подростку, многие учителя перечисляют часто выбираемые профессии. Делать этого нельзя. Дети подсознательно воспринимают специальности как самые простые и идут наперекор своим интересам.

Многие дети размышляют о том, какую профессию выбрать, чтобы хорошо зарабатывать. Это понятно, т. к. деньги дают массу возможностей и уверенность в завтрашнем дне. Чтобы выбрать востребованную профессию с учетом своих интересов, ознакомьтесь с вариантами, перечисленными ниже.

IT-специалист

Если вы интересуетесь информационными технологиями, вы не должны задаваться вопросом, как выбрать профессию. IT-специалисты пользуются спросом на рынке труда. Проще всего найти работу программистам, веб-дизайнерам, системным администраторам. Многие из этих специалистов работают удаленно.

Инженер-проектировщик

Представители профессии занимаются разработкой точных планов, схем конструкций. Существуют разные направления специальности. Инженер-проектировщик может работать в сфере строительства, электроснабжения, инженерных коммуникаций. Учеба в техническом ВУЗе понравится выпускникам, которые интересуются математикой, физикой, черчением.

Юрист

Данная профессия является одной из самых распространенных, но учиться на юриста сложно. Необходимо быть коммуникабельным, уверенным, уметь запоминать колоссальные объемы информации. Если вы обладаете всем перечисленным и испытываете тягу к общественным наукам, считайте, что уже ответили на вопрос, как выбрать специальность.

Педагог

Профессия учителя была востребована всегда. За последние несколько лет в сфере образования произошли серьезные изменения. Они коснулись школьных программ, профессионального образования, зарплат. Если не знаешь чего хочешь, идти в педагоги не стоит. Образовательная деятельность подойдет тем, кто любит детей и хочет делиться знаниями.

Врач

Врачи могут работать в частных медицинских центрах, государственных поликлиниках, больницах. Некоторые специалисты настолько востребованы, что их зарплата в несколько раз превышает зарплату терапевтов и педиатров. Больше всего получают стоматологи, работающие в частных клиниках.

Маркетолог

Без специалистов этой профессии эффективное продвижение товаров/услуг стало бы невозможным. Маркетолог анализирует рынок, прогнозирует уровень спроса, помогает выйти на желаемый уровень прибыли. Чем лучше специалист, тем больше он зарабатывает и тем более высоко ценится.

Менеджер по персоналу

Если не знаете, как выбрать профессию, обратите внимание на этот вариант. Он придется по вкусу тем, кто предпочитает офисную работу, имеет задатки лидера, любит общаться с людьми

Профессия является достаточно востребованной. Вакансии специалиста по кадрам предлагают большинство крупных и средних организаций.

Работник индустрии красоты

Ежемесячно женщины вкладывают в уход за внешностью несколько тысяч рублей. Деньги идут на маникюр, педикюр, стрижки, окрашивание волос, депиляцию, оформление ресниц и бровей. Неудивительно, что работники индустрии красоты пользуются спросом. Не знаете, как выбрать профессию девочке после 9 класса? Предложите ей попробовать себя в этой сфере.

Производственный рабочий

Не знаете, как выбрать профессию после школы? Обратите внимание на этот вариант. Современный рынок испытывает недостаток в высококвалифицированных рабочих, поэтому производственные специалисты (электрики, сварщики, машинисты и т

д.) пользуются спросом и хорошо зарабатывают.

Эколог

С каждым годом проблема перенаселения и загрязненности планеты встает все более остро. Если вы мыслите нестандартно и думаете, кем стать после школы, рассмотрите профессию эколога. Грамотные специалисты востребованы во всем мире, поэтому проблем с поиском работы не будет.

Надеемся, мы ответили на вопрос, как понять какую профессию выбрать. Все способы и рекомендации, перечисленные в этой статье можно свести к одной мысли. Выбирать нужно специальность, к которой лежит душа. Только так можно стать профессионалом в выбранной сфере и выйти на желаемый уровень заработка.

Современные проблемы профориентации в России

Отсутствие общепринятых, однозначных образов профессионального успеха
Неопределённые цели самоопределения в профессиональном плане
Практически отсутствующее или очень слабое взаимодействие государства, органов образования, образовательных учреждений с профориентационной наукой.
Катастрофически недостаточное количество выделенного времени в школах и детских садах на знакомство детей с миром профессий, рынком труда, приучения к труду.

Отсутствие желания родителей и других заинтересованных лиц заниматься профориентацией детей на всём протяжении обучения.
Малое внимание от различных социальных институтов к профориентации и её проблемам.
Возникшие противоречия между общегосударственной установкой технологического и научного производства недостаточные усилия системы образования на освоение соответствующих профессий в их наиболее актуальном и не устаревшем виде. В результате половина выпускников ВУЗов работают не по полученной специальности.
Требуется системная организация профориентационной работы, профессионального и психолого-педагогического сопровождения человека на пути самоопределения

На практике же всё держится на плечах отдельных заинтересованных людей, которые при всём желании не могут кардинально повлиять на ситуацию в целом.
Необходимо делать упор на лучшие международные и отечественные практики и научный подход к профессиональной ориентации с учётом местных реалий и особенностей.
Отсутствие профильного образования у людей, занимающихся профориентацией. Большое количество дилетантов, работающих для галочки.
Непонимание большого влияния и значимости профориентации для общества в целом и для конкретного человека в частности.
Актуальность профориентации серьёзно недооценена, что влияет на недостаточность выделенной на неё времени и слабую подготовку психологов-профконсультантов.
Необходимость помочь личности сделать осознанный, самостоятельный выбор будущей профессии с учётом всех индивидуальных умственных, физических, моральных возможностей с одной стороны и имеющаяся потребность в определённых профессиях с другой стороны, вызывают конфликт интересов.

Решение этих и других проблем профессионального самоопределения постепенно становится важной задачей, а актуальность профориентации становится очевидной и в России. Одним из наиболее важных условий успешного решения вышеперечисленных проблем должно стать совершенствование кадровой политики государства

История возникновения понятия.

Можно сказать, что предыстория профессиональной ориентации началась еще в древние времена. Тогда перед началом работы на определенной должности человек подвергался различным испытаниям на пригодность. Это касалось труда писцов, чиновников, воинов, которые проходили разные тесты в соответствии с будущими обязанностями.
 
В целом же необходимость выбора специальности на протяжении веков, а то и тысячелетий практически полностью отсутствовала, так как сын наследовал дело отца, и так оно передавалось из поколения в поколение. Личные склонности преемника при этом совершенно не учитывались.
 
Время шло, развивались наука и техника, и становилось ясно, что все люди обладают разными способностями, и будет правильнее изначально их выяснять и затем готовить человека в соответствии с его физическими и психологическими качествами.
 
Так в начале ХХ-го века в Америке появились первые агентства, которые занимались профориентацией рабочей молодежи. Мировые войны дали еще большее развитие этой деятельности. Будущие солдаты проходили различные тесты для определения рода войск, в котором они будут успешнее сражаться. Также эти исследования личности помогали понять, кого можно ставить на руководящие должности, а кого не стоит.
 
С середины ХХ-го века появляются методологические основания, выпускаются пособия, и профориентация становится обязательной составляющей образовательного процесса.
Сейчас есть множество возможностей и самостоятельно сделать вклад в выбор будущего рода деятельности, пройдя тесты на профориентацию онлайн.

Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова)

Кандидат психологических наук, специализировавшийся на психологии труда, Евгений Александрович Климов опубликовал немало работ по исследуемой теме. Среди них книга о профессиональном самоопределении, подробно описывающая методику определения типа будущей профессии.

Климов был уверен, что образ жизни, подсознательные стремления, мышление и множество других факторов влияют на предрасположенность человека к определенному виду деятельности. Методика Климова или дифференциально-диагностический опросник предназначен для выявления этих склонностей путем выявления личностного психотипа. Ученый дает классификацию профессиональных интересов личности, которые позволяют определить будущую специальность. Согласно Климову существует 5 типов личности:

  • человек-человек;
  • человек-техника;
  • человек-природа;
  • человек-знаковая система;
  • человек-художественный образ.

Профориентационный тест по методике Климова подходит как подросткам, пытающимся выбрать будущую специальность, так и людям, желающим сменить род деятельности.

Существует и много других методик и тестов на профориентацию, позволяющих выявить склонности к определенному типу профессии на основании совокупности личностных предпочтений и особенностей характера. И вы можете выбрать любой из них. Главное помнить: достоверность прохождения опросов зависит от честности ответов и глубокого самоанализа.

Жизненные ориентиры при выборе сферы деятельности

Сегодня мир стал более свободным, мобильным и толерантным. Работа постепенно перестает ассоциироваться с обязательным ежеутренним стоянием в автомобильных пробках, 8-часовым сидением в офисе (стоянием за прилавком в магазине, чтением лекции в аудитории, приемом пациентов в поликлинике – нужное подчеркнуть).

События 2020 года наглядно показали, что примерно 90% офисной работы может выполняться удаленно, продажи можно наладить через Интернет, а лекции по большинству предметов в школах и вузах можно читать через Zoom. Исключение составляют только уроки музыки и физкультуры, потому что для физкультуры нужен спортзал, а для полноценных занятий музыкой нужна синхронизация голоса и аккомпанемента, чего нельзя добиться в Zoom из-за задержки сигнала.

Таким образом, список сфер деятельности, доступных для интровертов и домоседов, заметно расширился, а желающие остаться в профессии педагоги, менеджеры, шоумены обязаны овладеть компьютерными технологиями на уровне продвинутого пользователя. Поэтому сегодня профориентация будет полезна даже для взрослых людей с уже устоявшимися представлениями о жизни и сложившейся карьерой.

Скажите себе честно: вы счастливы, что не нужно по утрам бежать на работу? Или муж и дети надоели настолько, что побежите куда угодно, лишь бы не сидеть дома?

Что вы собираетесь делать, когда все это закончится: останетесь на «удаленке» или забудете это все, как страшный сон, вернувшись в офисную тусовку с перекурами и обсуждением злого начальника?

Вы в бешенстве, что вам, педагогу с 20-летним стажем, нужно еще чему-то учиться, или вас посетила мысль, что, будь компьютерные технологии четверть века назад развиты, как сегодня, вы бы ни за что не пошли в пединститут?

На самом деле, соответствие сферы деятельности вашим жизненным ориентирам и жизненным ценностям – это очень важный аспект. Ваша работа – это все равно треть вашей жизни, пусть даже и на «удаленке». Разве что с экономией времени на проезд к месту работы и обратно домой.

Хорошая новость состоит в том, что многообразие сфер деятельности позволяет, подумав и приложив некоторые усилия, найти свою нишу в профессиональной деятельности и совместить то, чем вы занимаетесь за деньги, с тем, что вам нравится делать.

Если вы не вполне разумеете, как понять себя, как найти свои ориентиры в жизни вообще и в выборе профессии в частности, рекомендуем короткую видеолекцию Евгения Буянова, сооснователя 4brain и преподавателя МГУ имени М. В. Ломоносова:

И, наконец, разговор о профориентации будет неполным, если не обсудить основные ошибки при выборе своего будущего профессионального пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector