Кто такой социальный педагог и в чем заключается его работа

Обучение на социального педагога

Необходимо окончить колледж или вуз, выбрав специальность, связанную с педагогикой. В высших учебных учреждения открыты следующие направления подготовки:

  • «Психолого-педагогическое образование» (код: 44.04.02);
  • «Организация работы с молодежью» (код: 39.03.03);
  • «Социальная работа» (код: 39.03.02) и другие.

Можно пройти профессиональную переподготовку (на базе ВО или СПО). Выпускники профильных образовательных учреждений быстро трудоустраиваются, что связано с текучестью кадров в рассматриваемой сфере.

Вузы

Московский гуманитарный университет, МосГУ

Педагогика и психология высшей школы (Факультет психологии, педагогики и социологии)

Российский новый университет

Социальная работа с различными группами населения (Институт гуманитарных технологий РосНОУ)

Свято-Филаретовский православно-христианский институт

Социальная работа в системе долговременного ухода (Свято-Филаретовский православно-христианский институт)

Российский университет дружбы народов

Психолого-педагогические основы организационно-управленческой деятельности (Институт иностранных языков РУДН)

Оренбургский государственный университет

Психолого-педагогическое образование (Факультет гуманитарных и социальных наук)

В чем состоит работа социального педагога

  • духовно-нравственное, интеллектуальное и физическое воспитание учеников;
  • социализация школьников в современном мире;
  • развитие и поддержка в обучающихся позитивных общественных инициатив с учетом их индивидуальных потребностей.

На человеческом языке это значит, что главная задача — помощь детям в прохождении тернистого пути многолетнего обучения в школе, выстраивании гармоничных отношений со своим окружением и в поиске своего места в жизни.

А основные направления в работе:

  1. Выявление детей, не получающих от родителей должного воспитания и внимания. Восполнение этого пробела для предотвращения антиобщественных и противоправных поступков школьников.
  2. Развитие навыков у школьников с разным уровнем жизни и материальным достатком в семье жить в мире и согласии с самими собой и окружающим миром. Психологическая поддержка учеников в трудных жизненных ситуациях.
  3. Контроль и помощь всестороннему развитию личности ребенка.

Специалисту следует выстроить свою деятельность так, чтобы слыть «своим человеком» как среди детей, в т.ч. с проблемным поведением, так и среди учителей, от которых обычно поступает сигнал о наличии проблемного ребенка в классе. Если не наладить доверительных отношений как с первыми, так и со вторыми, мало что получится из этой хорошей затеи.

Вот как выглядит описание должностных обязанностей в должностной инструкции:

, чтобы прочитать.

Должностные обязанности соц педагога

Важно понимать, что хоть на эту работу и можно прийти после получения образования, здесь не задержатся люди, которым не близка сама профессия и дети, подростки. И, конечно, нужно понимание, что от тебя зависит их будущее.. Об этом в должностных обязанностях социального педагога школы, колледжа или детского сада (именно там они и работают) не пишут

Но это предполагается по умолчанию.

Об этом в должностных обязанностях социального педагога школы, колледжа или детского сада (именно там они и работают) не пишут. Но это предполагается по умолчанию.

Вот почему, для выполнения своих функциональных обязанностей соцпедагогу нужно:

  • быть наблюдательным;
  • быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях;
  • обладать выдержкой и самоконтролем.

И, конечно же, нужно не забывать о профессиональных качествах. А это, прежде всего:

  • Коммуникативные навыки, то есть умение общаться, находить общий язык с любой категорией учащихся, родителей, с другими работниками, представителями органов власти
  • Педагогические качества
  • Нравственные качества

Социальный педагог в школе — должностные обязанности

Должностные обязанности соцпедагога в школе очень обширны и затрагивают как учебно-воспитательный и образовательный процесс, так и соцзащиту учащихся.

В своей работе социальный педагог знает не только личность учащихся, но и углубленно изучает семью, условия проживания, знает привычки и то, чем любят заниматься учащиеся.

Социальный педагог своевременно обнаруживает трудности и проблемы, которые возникают у учеников и старается незамедлительно помочь и поддержать таких учащихся.

Функциональные обязанности социального педагога школы условно подразделяются на блоки.

1 блок – это непосредственная работа с учащимися. Прежде всего, это работа с детьми из семей низкого социального статуса (семьи, где есть выпивающие родители, аморальные семьи), с детьми сиротами и оставшимися без попечения родителей, с учащимися которые состоят на учете в ПДН и КДН, с детьми с поведением, отклоняющимся от нормального, с неуспевающими учениками. По каждому из таких учеников соцпедагог разрабатывает план работы, причем работает с детьми как в стенах образовательной организации, так и выезжает в составе комиссий непосредственно по адресам, где проживают ученики.

2 блок должностных обязанностей школьного соцпедагога ‑ сотрудничество с органами, службами, ведомствами. Социальный педагог тесно работает со специалистами органов опеки, комиссией по делам несовершеннолетних, полицией. Часто соцпедагога привлекают к допросам несовершеннолетних. Соцпедагог является представителем образовательной организации в судах.

3 блок ‑ это ведение и работа с документами и локальными актами. У социального педагога есть множество документов: план на учебный год, совместные с правоохранительными органами планы работы, социальные паспорта отдельно по классами по учреждению, всевозможные списки учащихся, протоколы Совета профилактики, журналы проведенных рейдов, осмотров, обследований жилищных условий, информация о занятости во внеучебное время учащихся из «группы риска», статистика правонарушений и другие.

Правила оформления

Должностная инструкция социального педагога является локально-нормативным актом и относится к организационно-распорядительным документам. Требования к ней закреплены в ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Текст должен быть представлен отдельными пунктами, пронумерованными арабскими цифрами. На каждый раздел свой номер. Структура текста должна соответствовать требованиям, предусмотренным Единым квалификационным справочником и состоит из обязательных разделов:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права работника.
  4. Ответственность.

Общие положения

В общих положениях указываются:

  • Наименование должности – социальный педагог.
  • Категория – специалист.
  • Подчиненность – директору учреждения.
  • Квалификационные требования к образованию – обязательно высшее, стажу работы – на усмотрение руководителя.
  • Законы, которые обязан знать и использовать при исполнении своих обязанностей социальный педагог.
  • Лицо, замещающее педагога на время болезни, отпуска.

Для получения данной должности необходимо иметь отсутствие судимости и владеть основами психологии.

Работник обязан обладать такими личными качествами, как:

  • любовь к детям;
  • доброжелательность;
  • терпимость;
  • психологическая устойчивость;
  • самообладание;
  • коммуникабельность.

О должностной инструкции педагога-психолога можно узнать в этой статье.

Обязанности

Данный раздел устанавливает нормы, действующие на постоянной основе, соблюдать которые является обязанностью работника в трудовой деятельности. Также предусматривается право работодателя требовать от работника исполнения трудовой функции, содержится перечень обязанностей социального педагога. В этот раздел включены не только пункты и подпункты, предусмотренные ТК РФ, но и предусмотренные нормативно-правовыми документами, действующими у работодателя.

Помимо стандартного перечня обязанностей о соблюдении внутреннего трудового распорядка школы, выполнении указаний и распоряжений директора, о неразглашении служебной информации и соблюдении техники безопасности, в данный раздел входят обязанности социально-психологического характера направленные на организацию взаимодействия и объединения усилий школы, семьи, общественности, для поддержки и оказания всесторонней помощи в развитии и воспитании детей.

Социальный педагог должен участвовать в развитии всесторонней личности у ребенка.
Защищать интересы подопечных.
Организовывать полезную деятельность и досуг.
Обеспечивать здоровый микроклимат в социуме школы.
Оберегать детей от жесткости и, в некоторых случаях, жестокости родителей.
Иметь тесный контакт с родителями (опекунами).
Самой важной задачей является принятие решения о том, какая помощь требуется детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

К профессиональным обязанностям относится:

  • Работа с трудными детьми, оказание им социально-психологической помощи, помощь в организации быта ребенка, сбор сведений о семье.
  • Профилактика по устранению нарушений прав несовершеннолетних.

Права

В должностной инструкции помимо обязанностей указаны и права работника, а также обязанность руководителя создать все условия для выполнения этих прав и гарантировать их исполнение.

Права – это полномочия социального педагога, которыми он наделяется при исполнении трудовых обязанностей.

В должностной инструкции не может быть меньше прав, чем предусмотрено ТК РФ. Предоставление более расширенного списка полномочий, происходит на усмотрение руководителя школы.

Ознакомьтесь с другими материалами наших экспертов об обязанностях работников сферы образования. Узнайте об особенностях должностных инструкций у воспитателя детского сада, педагога организатора и педагога дополнительного образования, методиста, а также классного руководителя и учителя начальных классов.

Перспективы для обладателя профессии социальный педагог

Чтобы стать социальным педагогом, необходимо получить соответствующее высшее образование, без которого невозможно устроиться на работу. Если в начале карьеры молодой специалист не найдет должность непосредственно по профессии, то он может стать учителем или воспитателем детского сада. Нехватка специалистов в сфере образования открывает широкие возможности для трудоустройства.

Востребованность

В организациях образования появляются новые ставки социальных педагогов, что открывает для молодых специалистов широкие перспективы. В частных дошкольных и школьных учреждениях наблюдается необходимость в социальных педагогах.

Уровень зарплаты

Молодые специалисты, рассчитывающие на большие выплаты за труд, могут быть разочарованы. На начальном этапе заработная плата составит 15 тысяч рублей. Повышение категории, государственные доплаты или выслуга лет гарантируют повышение до 30 тысяч. Заработная плата находится на уровне средней планки, получаемой учителями. В ближайшее время повышение не предвидится. Средняя заработная плата в столичном регионе – 30 тысяч рублей.

График работы

Для социальных педагогов существует два вида рабочего графика: полная занятость и почасовая. Это зависит от возможностей учреждения в оплате или необходимости. Рабочий день социального педагога соответствует времени нахождения детей в школе или садике, предположительно с 8.00 до 17.00 с перерывом на обед. В учреждениях закрытого типа назначаются дежурства, согласно графика.

Определенного дресс-кода в профессии нет, если это заранее не оговорено в отдельном учреждении.

Возможность работать на фрилансе

Основа деятельности социального педагога – живое общение с детьми и взрослыми. Работая на себя, профессионалы размещают объявления или дают консультации в удаленном режиме. Сложно говорить о возможности фриланса, так как у семей из определенного социального круга нет возможности связываться со специалистом. Социолог может работать копирайтером, создавать контент для наполнения сайтов по знакомой тематике.

С чего начать

Молодые специалисты часто сталкиваются с проблемой трудоустройства, так как требуется опыт работы и знание методики. Если сразу не получилось стать социальным педагогом, то пробовать силы надо на смежных специальностях: учитель, воспитатель, преподаватель в учебном заведении. Такой старт позволит приобрести навык в методике и общении с детьми.

Повышение квалификации

Профессиональные навыки требуется пополнять новыми знаниями, поэтому существуют курсы повышения квалификации. Они проводятся соответствующими образовательными учреждениями для педагогов. Оплата переподготовки осуществляется работодателем. Периодичность: не реже одного раза в три года. Специалист может сам стать инициатором прохождения курсов на платной основе. Для повышения профессионального уровня педагогических кадров вышестоящими органами проводятся выездные курсы. Определенная сумма оплачивается слушателями. Чтобы быть постоянно в курсе новых технологий, надо регулярно пополнять знания.

Профессиональные конкурсы

На социальных педагогов распространяются те же условия по конкурсам, что и на других сотрудников образования. Также существуют онлайн проекты с заочной формой прохождения. Есть специализированные конкурсы для работников социологической службы. Их прохождение фиксируется в личном деле и способствует повышению по службе.

Работа за рубежом

Помимо того, что социальный педагог – учитель, он также социолог, владеющий навыками анализы, мониторинга и расчетов. Эти знания помогают найти перспективные проекты для трудоустройства не только на родине, но и за границей. При переезде на постоянное место жительство за рубеж или в целях стажировки специалист рассылает резюме в соответствующие образованию организации. Необходимым условием является знание языка страны, в которую планируется отправиться. Возможно, понадобиться пройти курсы по повышению квалификации или переподготовки.

Обучение смежной профессии

Сопутствующие специальности: педагог, воспитатель детского сада, психолог – возможно получить на базе уже имеющегося образования. В школах и садиках часто специалисты узкого профиля выполняют функции учителей. Переквалификация проходит в высших учебных заведениях в течение 2 лет.

Кому подходит данная специальность

Человек, выбравший своей профессией помощь детям, должен быть порядочным и ответственным. Тактичность позволит найти общий язык с любым человеком. Дети всегда чувствуют фальшь, поэтому к ним надо приходить с открытым сердцем и честностью.

Сдержанность, аккуратность и бескорыстие позволят содержать в порядке документацию, общаться с детьми и родителями, добиваться результата в сложных случаях

Важные качества профессионала:

  • умение находить общий язык с людьми, не зависимо от возраста и социального статуса;
  • ответственность и решительность в сложной ситуации;
  • организаторские способности, дающие возможность проводить мероприятия для учителей и учащихся;
  • практицизм, развитая интуиция и аналитическое мышление помогут более глубоко проникнуть в жизненные ситуации подопечных;
  • любовь к детям и жизнерадостность растопят лед в их сердцах.

Не каждый человек способен выдержать все трудности профессии. Встречи с семьями, посещение домов неблагополучных детей, условия жизни оставляют в сердце неизгладимый отпечаток. Постоянное напряжение и стресс могут привести к депрессиям, поэтому специалист должен обладать стрессоустойчивостью. Не имея этого качества, можно довести себя до невроза или проблем с сердцем.

Искренняя любовь к детям и желание помочь им заставляют социальных педагогов приходить к ним и стучать в каждую дверь. Не всегда отношение родителей к вмешательству в семью бывает адекватной, и к этому надо быть готовым. Честность, справедливость, желание помочь и направить на нужный путь детей, оказавшихся в сложной ситуации, заставляют социальных педагогов делать свою работу изо дня в день.

Особенности профессии

Многие дети подвергаются домашнему насилию и травле, они пребывают в состоянии постоянного стресса, проживают в ужасающих условиях, не получают полноценное питание, необходимый набор вещей и т. д. Эти ребята в перспективе могут страдать от поведенческих нарушений, что влечет за собой рост детской преступности. Всестороннюю помощь им оказывают представители органов социальной защиты населения.

Социальный педагог – один из таких специалистов, деятельность которого в первую очередь направлена на психологическую реабилитацию и юридическую помощь. Он общается с ребенком, определяет фронт работ и разрабатывает план мероприятий, направленных на:

  • психологическую стабилизацию;
  • развитие навыков, необходимых для жизни в социуме;
  • корректирование поведенческих проблем;
  • выявление талантов;
  • защиту прав и свобод;
  • организацию культурно-досуговой деятельности;
  • обеспечение медицинской помощи в случае необходимости;
  • профориентацию, позволяющую его подопечным найти свое призвание;
  • трудоустройство.

Социальные педагоги умеют завоевывать расположение, подбирать слова и методы, которые помогают добраться до сути любой проблемы. Они применяют тестирование, анималотерапию, арт-терапию, психолого-педагогическую коррекцию и т. д. Социальные педагоги сталкиваются с приступами агрессии, отрицанием, угрозами. В сфере их интересов находятся дети с ограниченными возможностями, сироты, ребята из неблагополучных семей, жертвы буллинга или те, кто попал в сложную ситуацию.

Профессиональные и личные качества

Социальный педагог обязан создать для детей психологически благополучные условия для адаптации и преодоления проблем

Для этого важно установить доверительные отношения, завоевать расположение ребенка, преодолеть его отрицание, замкнутость, приступы агрессии. Для этого необходимо желание помогать детям и определенные личные качества:

  • терпеливость, деликатность, тактичность;
  • психоэмоциональная стабильность, стрессоустойчивость;
  • общительность, умение наладить коммуникацию с самыми разными людьми;
  • организаторские способности и ответственность;
  • умение сохранять конфиденциальность информации, доверенной при выполнении обязанностей;
  • наблюдательность, умение анализировать поведение детей;
  • способность быстро принимать решения, настойчивость;
  • умение убедительно говорить и выстраивать результативный диалог.

Профессия требует специальных знаний в области семейного, трудового законодательства, психологии, общей и социальной педагогики, психодиагностики. Необходимо владеть диагностическими методиками определения склонностей, способностей ребенка, техниками реабилитации и социализации «трудных» детей

Важно уметь практически реализовывать общественно-педагогические мероприятия, организовывать работу по воспитанию и социальной защите подопечных

Какое образование должно быть у социального педагога в школе? Педагогическое и все?

В соответствии с проф стандартом педагога для работы учителем или воспитателем необходимо иметь:

а) при осуществлении обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», в состав которой входят такие трудовые функции как общепедагогическая функция, воспитательная и развивающая деятельность:

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),

либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Б) при осуществлении обобщенной трудовой функции « Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ», в состав которой входят такие трудовые функции как педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального общего образования, основного и среднего общего образования, модуль «Предметное обучение. Математика»; модуль «Предметное обучение. Русский язык»:

высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),

либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

При этом:

требования к опыту практической работы не предъявляются:

к педагогической деятельности не допускаются лица:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Профстандарт педагога обязывает учителей и воспитателей соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

Социальный педагог в школе

Социальные педагоги МАОУ «СОШ №40» осуществляют работу по 6 основным направлениям:
— работа с детьми «группы риска»;
— работа с правоохранительными органами;
— работа с социально-незащищенными категориями обучающихся;
— работа с родителями;
— работа с педагогическим коллективом;
— работа по профилактике употребления ПАВ.
В основе работы с обучающимися «группы риска» заложен индивидуальный подход в воспитании, предполагающий организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Социальные педагоги изучают контингент подростков и их семей, начиная с младших классов. Взаимодействуют с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинскими работниками школы, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних. Социальные педагоги проводят беседы с подростками, состоящими на различных видах учета и с обучающимися, нарушающими дисциплину и устав школы, осуществляют работу по нормализации взаимоотношений между родителями и детьми в неблагополучных, проблемных семьях. В течение года школа осуществляется взаимодействие с общественными организациями и правоохранительными органами по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и формированию правовой зоны в микрорайоне школы (педагогические рейды).
На Совете профилактики рассматриваются поведение и успеваемость обучающихся школы в присутствии администрации школы, классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога и родителей обучающихся.
Проводятся педагогические рейды по охране общественного порядка в местах массового отдыха подростков, посещаются квартиры обучающихся, состоящих на ВШК и ОДН УВД. В данных рейдах участвуют также учителя-предметники, классные руководители и представители милиции.
Таким образом, работа с детьми «группы риска» включает в себя:
— формирование банка данных «трудных» подростков и обучающихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
— социально-педагогическую помощь и поддержку в работе классных руководителей и учителей предметников;
— коррекционную индивидуальную работу с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
— постановку на Внутришкольный контроль;
— введение наставников-кураторов над обучающимися, склонными к правонарушениям;
— привлечение дезадаптированных подростков к проведению внеклассных мероприятий и акций, отслеживание организации их каникулярного отдыха.
Одним из направлений деятельности социального педагога является работа с детьми социально незащищенных категорий: опекаемыми, детьми-инвалидами, детьми из многодетных и малообеспеченных семей. Для выявления этих категорий детей в начале учебного года составляются социальные паспорта классов, на основе которых формируется «Банк данных социально незащищенных категорий».
В начале учебного года составляются списки детей из малообеспеченных и многодетных семей, утверждаются управлением социальной защиты населения. Кроме того, для обеспечения льготным питанием детей, состоящих под опекой и попечительством, составляются ходатайства, предоставляемые в управление образования Старооскольского городского округа. На основании всех перечисленных документов обучающимся данных категорий выделяются дотации на питание.
Кроме того, социальные педагоги ежемесячно оформляют документацию на оказание материальной помощи детям из многодетных семей по программам Российского Красного Креста.
В течение всего учебного года социальные педагоги ведут работу по оказанию консультационной помощи родителям детей-инвалидов, опекунам и попечителям, отслеживают посещаемость и успеваемость, проводят работу по обследованию социально-бытовых условий и санитарного состояния жилья. Социальные педагоги оказывают помощь выпускникам школы из числа опекаемых в вопросах профориентации.
Обширным направлением работы социальных педагогов является профилактика употребления психоактивных веществ, которая включает в себя: социализацию подростков, профилактику табакокурения, алкоголя, наркомании, преступлений и правонарушений среди подростков, предупреждение травм пешеходов на дороге, формирование толерантного поведения у детей и молодежи, раскрытие природы экстремизма, пропаганда здорового образа жизни, волонтерского движения и спорта. Одним из факторов успешной социализации подростков является вовлечение обучающихся в волонтерское движение, где дети могут реализовать себя в каких-либо социальных проектах.

Обучение на социального педагога, педагога-библиотекаря, старшего вожатого

Почему для получения дополнительного профессионального образования выбирают АБиУС?

  • Качественные программы обучения, разработанные действующими профессионалами отрасли;
  • Программы содержат только профильные дисциплины, что даёт возможность приобрести актуальные знания и навыки, которые действительно пригодятся в трудовой деятельности.
  • Программы подготовлены с учётом требований действующих профстандартов.
  • Поступление без вступительных испытаний;
  • Простая и понятная система дистанционного обучения;
  • Взаимодействие по всем вопросам обучения с личным куратором;
  • Доступная стоимость обучения (скидки, акции, рассрочка).
  • Бесплатная отправка документов по почте России.

Какие вопросы входят в компетенцию социального педагога?

Социальный педагог занимается весьма широким кругом проблем, основными из которых являются:

  • создание здорового психологического климата в каждом классе и в школе в целом;
  • вовлечение школьников в социально-полезную деятельность;
  • выявление детей из групп риска и постоянное взаимодействие с их семьями с целью предотвращения конфликтных ситуаций;
  • защита прав учеников школы, в том числе и защита от жестокого обращения со стороны родителей;
  • налаживание отношений между детьми и учителями;
  • разрешение или всяческое оказание помощи семьям, оказавшихся втянутыми в конфликтные ситуации или сложные отношения;
  • представление интересов школьников в суде и других государственных службах;
  • профилактика употребления детьми психоактивных средств.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector