Педагог-психолог

Пример педагогической ситуации и ее анализ

Ученики первого класса на продленке играли в подвижную игру. Мальчик и девочка случайно столкнулись друг с другом. Девочка побежала к учительнице жаловаться, что он ее стукнул. Учительница подозвала к себе мальчика и сказала, чтобы он извинился перед девочкой, потому что обижать других нельзя. Мальчик отказался, тогда педагог в качестве наказания сказала сесть на скамейку. Ребенок, обидевшись, ни с кем не играл, пока не пришла его мама.

Анализ: в данном случае педагог не смогла эффективно решить проблему. Она не стала вникать в суть ситуации, не выслушав другого участника конфликта. Как ей лучше было поступить?

  1. Нужно было выслушать мальчика.
  2. Объяснить детям, что никто не виноват – это была случайность. И еще раз проговорить технику безопасности во время подвижных игр.
  3. Чтобы принять объективное решение опросить других детей.

Это был пример краткого анализа педагогической ситуации.

Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?

Знание психологии можно сравнить с мощным оружием, которое дает определенные преимущества человеку, владеющими ими. Но сила и умение оказывать психологическое воздействие на людей требует высокой духовной организации и чувства ответственности

Это – первое и самое важное качество, которое должно быть присуще педагогу-психологу

Основное орудие труда для каждого педагога-психолога – слово. Чтобы донести до слушателя или воспитанника нужную информацию и сделать ее личным убеждением, необходим огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно

Педагог-психолог – всесторонне развитая и образованная личность; это – второе важное условие для успешной работы

Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса и т.д. В связи с этим специалист должен:

Постоянная работа с людьми, тем более с теми, кто испытывает определенные сложности в адаптации к социуму, требует стрессоустойчивости

Но еще более важно – любить людей и свою профессию: без внутренней потребности помогать людям разумнее будет поискать другое призвание в жизни

Основные направления деятельности педагога-психолога в ОУ:

Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) — психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;

Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Обязанности педагога-психолога в школе

На школьного психолога возложены одни из сложнейших обязанностей среди любых сотрудников любого учебного учреждения.

При этом, работа специалиста зависит от возрастной группы школьников. Должностные обязанности педагога-психолога в школе подразделяются на работу в младших, средних, старших классах, психокоррекционную работу, работу с родителям и педагогами, ведение документации и многое другое.

Обязанности педагога-психолога в школе в младших классах

Чем занимается педагог-психолог в школе, когда процесс социализации только запущен и рассчитан на самую младшую категорию?

Столкнувшись с детьми разного возраста, малыши часто теряются и замыкаются. Кроме того, к началу первого класса «взрослая жизнь» набила оскомину: они еще не знают усидчивости, внимательности и ответственности.

Задача педагога-психолога – обеспечить комфортный переход к важной ступени в жизни ребенка и помочь в его адаптации в стенах школы.

2.4. Соотношение психологической коррекции и проектирования

Успешная проектировочная работа психолога в школе создает условия для оптимального решения педагогических задач. Мы посвятили анализу данной стратегии психологической работы большую часть главы. Это вызвано двумя причинами. Первое, это относительно новый взгляд на практическую психологическую работу и он не слишком широко представлен в литературе. Второе направление — психологическое консультирование, — наоборот, пользуется очень широкой популярностью и существует большое число работ как обобщающего характера, так и посвященных конкретным методом коррекции.

Все же скажем несколько слов о коррекционной стратегии и прежде всего отметим некоторые важные особенности проведения психологического консультирования в школе. Школьный психолог часто выступает связующим звеном между клиентом (ученик, учитель, иногда родители) и психологом, специалистом более узкого профиля. Это требует от него ориентации в широком круге психологических проблем и диагностических навыков. Своеобразна ситуация с таким постулатом коррекционной работы, как проведение ее лишь при непосредственном обращении человека к консультанту. Часто первым собеседником психолога бывает учитель (или родитель), который просит помощи в работе с каким-либо учеником. Таким образом, психолог получает как бы двух «клиентов»: реального — учителя и потенциального — ребенка. Это требует дополнительной работы, как с обратившимся за помощью, так и с тем, на кого, возможно, должна быть направлена психологическая коррекция.

Еще одна особенность деятельности школьного психолога состоит в том, что он сам может выступить для себя заказчиком на работу с тем или иным проблемным случаем. Так, проведя предварительно этап диагностики, он может предвидеть те случаи, с которыми впоследствии могут обратиться к нему клиенты. Будучи включенным, в школьную жизнь, наблюдая и исследуя ее, психолог может выйти на кризисную ситуацию в самом начале ее возникновения, до того, как она будет осознана ребенком или же взрослым. Эта особенность позиции школьного психолога приводит к внешнему стиранию грани между работой чисто консультационной (коррекцией уже сложившейся ситуации) и проектировочной (попыткой создать условия для оптимального развития конкретного ребенка, эффективности педагогической деятельности конкретного учителя, функционирования школы как целого).

11 стр., 5389 слов

25. Основные тенденции развития в подростковом возрасте. Подростковый …

… работах Д.Б. Эльконина , В.В. Давыдова , А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» … контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.  Психологи считают, что общение включает две противоречивые … равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, взаимодействуя друг с другом, …

Итак, мы кратко рассмотрели два основных направления работы психолога в школе — проектирование и консультирование.

Школьная психологическая служба должна осуществлять работу, направленную на исправление уже сложившейся ситуации, а также создавать программы, которые обеспечили бы возможность избежать множества психологических ошибок, трудностей в педагогической деятельности. Две предложенные стратегии помогут осознанию содержания тех целей, которые ставит перед школьным психологом нынешняя ситуация в обществе.

Заключение.

Все представленное выше дает реально понять и представить,

какой психолог нужен школе, что ему нужно знать при поступлении

на работу и т.д.

А так же в этом реферате я попытался осветить одно из направлений работы психолога, это работа с родителями. Сейчас это одна из самых актуальных проблем.

Список литературы:

  1. Р. В. Овчарова «Справочная книга школьного психолога».
  2. М. Р. Битянова «Организация психологической работы в школе».
  3. М. Р. Битянова «Работа психолога в начальной школе».
  4. В. А. Родионов, М. А. Ступницкая «Взаимодействия психолога и педагога в учебном процессе».
  5. И.М.Марковская «Тренинг взаимодействия родителей с детьми».

11

Консультативная работа психолога в школе.

Консультативная
деятельность

— это оказание помощи обучающимся, их
родителям (законным представителям),
педагогическим работникам и другим
участникам образовательного процесса
в вопросах развития, воспитания и
обучения посредством психологического
консультирования.

Консультативная
работа психолога школы проводится по
следующим направлениям:

1.
Консультирование педагогов.

2.
Консультирование родителей.

3.
Консультирование школьников.

1.
Консультирование педагогов

Ворганизации психологического
консультирования педагогов можно
выделить три направления:

1.
Консультирование педагогов по вопросам
разработки и реализации психологически
адекватных программ обучения и воспитания
.
Психолог может оценить, насколько полно
учтены возрастные особенности учащихся,
насколько адекватны механические
аспекты педагогической программы
технике эффективного коммуникативного
воздействия.

2.Консультирование
педагогов по поводу проблем обучения,
поведения и межличностного взаимодействия
конкретных учащихся
.
Данная форма консультативной работы
помогает решать школьные проблемы в
тесном сотрудничестве психолога,
педагогов и администрации школы и
помогает создать наиболее благоприятные
условия для развития личности ребенка.

3.Консультирование
в ситуациях разрешения межличностных
и межгрупповых конфликтов

в различных системах отношений:
учитель-учитель, учитель-ученик, учитель
– родители и др. В рамках такой
социально-посреднической работы психолог
организует ситуацию обсуждения конфликта
сначала с каждым оппонентом отдельно,
затем — совместно. Психолог помогает
снять эмоциональное напряжение у
участников конфликта, перевести
обсуждение в конструктивное русло и
затем помогает оппонентам найти
приемлемые способы решения противоречивой
ситуации.

2.
Консультирование родителей

Психолого-педагогическое
консультирование родителей, как и в
ситуации подобной работы с педагогами,
может быть организовано, с одной стороны,
по запросу родителя в связи с оказанием
консультативно-методической помощи в
организации эффективного детско-родительского
взаимодействия; с другой — по инициативе
психолога.

Практика
работы психологов-консультантов
позволяет типизировать случаи обращения
родителей за психологической помощью.

1.Случаи,
группирующиеся вокруг проблемы плохой
успеваемости: плохая успеваемость по
всем или некоторым предметам; плохая
память; невнимательность; неорганизованность;
отсутствие желания учиться; эмоциональные
срывы по поводу учебных успехов или
неуспехов и др.

2.Случаи,
группирующиеся вокруг тревожности
родителей индивидуально-личностных
качеств ребенка: медлительный, утомляемый,
упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный,
лживый, конфликтный и др.

3.Случаи,
группирующиеся вокруг особенностей
межличностных отношений ребенка со
сверстниками и взрослыми: необщительный,
учитель предвзято относится к ребенку,
плохие отношения между братьями и
сестрами, непонимание ребенка родителями
и др.

4.Запрос
по поводу выдающихся, с точки зрения
родителей, способностей ребенка: как
составить план индивидуальных занятий
с ребенком, рассчитать посильную для
него нагрузку.

3.
Консультирование учащихся.

К
школьному психологу обращаются учащиеся,
главным образом по таким вопросам:

  • взаимоотношения
    со взрослыми и сверстниками; самовоспитание;

  • профессиональное
    и личностное самоопределение; культура
    умственного труда и поведения и т. п.

Вот,
например, перечень проблем, с которыми
к психологу часто обращаются подростки
и старшие школьники:

1)
взаимоотношения в семье — непонимание
со стороны родителей, слежка и жесткие
запреты, борьба подростков за
самостоятельность;

2)
отношения в диаде «мальчик—девочка»
— ссора с любимым человеком, страх
потерять любовь, соперничество и
ревность, желание привлечь внимание
того, кто нравится, отсутствие взаимности
и т. д.;

3)
трудности самоопределения — жизненное
предназначение, выбор профессии,
ориентация в материально-экономических
вопросах;

3)
трудности самоопределения — жизненное
предназначение, выбор профессии,
ориентация в материально-экономических
вопросах;

4)
субъективные трудности, связанные с
личными проблемами и переживаниями —
чувство вины, тоски, пустоты и одиночества,
страдания по поводу своего физического
облика, переживание утраты смысла жизни
и т. п.

Практическая психологическая работа как тип деятельности психологов.

Основная цель практической психологической работы – непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, возникающих в области образования, медицины, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей. Основные виды деятельности в практической психологии – это психологическое оценивание, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа. Иногда в качестве вида деятельности практического психолога называют психотерапию. Однако, этот вопрос относится, прежде всего, к сфере медицинской психологии. Практические психологи работают в социальных, образовательных, производственных, медицинских организациях и учреждениях, в службах психологической, медицинской, социальной помощи населению.

11 стр., 5113 слов

Понятие деятельности в психологии

… отношения, чувства, волевые и другие качества личности. Предметом психологического изучения является личность в деятельности. Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли … движения младенца предметно не направлены и стереотипны. Как показывают исследования по психологии детства, случайный контакт раздражителя с поверхностью ладони новорожденного вызывает стереотипное …

Психологическое просвещение – основной смысл в том, чтобы:

— знакомить учителей и родителей с основами возрастной, педагогической и социальной психологи, учащихся – с основами самовоспитания.

— Популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований.

— Формировать потребность в психологических знаниях.

Основные формы этого вида – лекции, беседы, семинары, выставки и т. д.

Психологическая профилактика – психолог проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка.

Задачи:

— Формирование в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического и личностного развития школьника на каждом возрастном этапе.

— своевременное выявление особенностей ребенка.

— Предупреждение возможных осложнений при переходе на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении проблем, с которыми обращаются учителя, учащиеся, родители (проведение семинаров).

Психологическая коррекция – устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника.

Психологическая диагностика – углубленное проникновение психолога во внутренний мир ребенка. Проводится специальные беседы с человеком, они служат для сбора первичной информации об учащемся. Сбор информации проводится в процессе наблюдения за ребенком. Определяется психологическая проблема.

Выбор метода обследования – наиболее важный этап работы психолога (тест Векслера, ММР1, опросник Кэттелла, тест Амтхауэра и др.)

Психологический анализ – производится не просто по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях.

Последним этапом является разработка рекомендаций.

Обязанности школьного психолога

Педагог-психолог в школе — это специалист, который проводит психологическую работу с учащимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика. 

Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме в школу новых детей. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.

Психокоррекция — это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает учащимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.

Психоконсультирование — это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Его особенность в том, что оно может оказаться очень полезным для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы. 

Психопросвещение и психопрофилактика предполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления и зарождения сексуальности, поднимать любые острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.

Образование детского психолога

Школьный психолог, как правило, имеет высшее психолого-педагогическое образование. Но это может быть и гуманитарное образование с углубленным знанием психологии. В колледжах и техникумах нельзя выучиться на психолога, среднее специальное образование дает возможность только преподавать в начальных классах. Но, окончив среднее учебное заведение, можно облегчить себе поступление в вуз. Также в этом случае появляется возможность работать и одновременно учиться заочно или дистанционно.

Получить высшее заочное образование по специальности «Психолог» можно в таких вузах:

  • Университет Синергия;
  • Московский институт экономики, политики и права;
  • Университет истории культур;
  • Московский гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой;
  • НОУ ВПО Высшая школа психологии;

Психолог должен подтверждать или повышать квалификацию раз в несколько лет. Это можно делать дистанционно или заочно в специальных центрах последипломного образования или при некоторых университетах.

Получить бесплатное заочное образование в области психологии практически невозможно. Бюджетные места обычно есть только на очных факультетах. Но стоимость заочного и дистанционного обучения в разы ниже очной, к тому же студент может параллельно работать, оплачивая свою учебу.

При желании, в сети Интернет можно найти много бесплатных, но очень полезных курсов по психологии. Это актуально для тех, кому не важен официальный документ об окончании курса.

Оплата труда

Карьера

Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела. Защитив докторскую диссертацию, можно стать доктором психологии.

Профессиональные знания:

  • умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования;
  • знание истории и современных задач науки «психология»;
  • осознание основных методов профессии;
  • специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека;
  • владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы;
  • знание основ психодиагностики и психологического консультирования;
  • иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях.

Самоанализ опыта работы и постоянное самосовершенствование помогают психологу добиться высоких результатов в профильной сфере.

Известные психологи

Одним из самых известных и знаменитых психологов считается Дейл Карнеги. Он написал множество книг, эссе, статей и лекций. Его работы активно используются не только профессионалами, но и рядовыми гражданами, которые стараются упорядочить свою жизнь и постичь собственное «я». Лидия Ильинична Божевич — наша соотечественница, которая жила и работала в начале прошлого века, посвятила свою жизнь изучению тайн человеческой души. Получив знание профессора психология, Лидия Ильинична продолжала упорные исследования в области психология и посвятила этой теме множество трудов. Сегодня они применяются в качестве учебных пособий на многих психологических факультетах.

Перечень мировых знаменитостей, которые посвятили свою жизнь психологии очень обширен и продолжает расти. Это доказывает популярность и актуальность профессии «психолог» во все времена. Ведь человеческая душа — это до сих пор до конца неизученный и таинственный объект.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector