Профессия ресторанный критик: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Содержание:
- Владимир Гридин и его «бальная» система.
- Гастрономическая журналистка Ника Махлина.
- Историческая справка
- Портфолио
- Cococouture
- Светлана Кесоян — легенда гастрономической публицистики.
- Особенности профессии
- О пиаре и ресторанной критике
- Приходим в ресторан
- Самообразование, с чего начать?
- О том, как важно, чтобы зад гастрокритика умел чувствовать несправедливость
- Инкогнито
- Как понять, что ты готов писать про рестораны?
- Почему Себастьен и Джо — звезды гастрокритики, а вы пока нет
- Когда гастроблогеры — проблема, а когда — наоборот
- Самые влиятельные ресторанные критики России.
- Критик Дарья Цивина.
- Описание профессии
- Следует ли критику принимать угощения от рестораторов
- Кто такой ресторанный критик?
- Оплата счета
Владимир Гридин и его «бальная» система.
Это ресторанный критик со своим, авторским мнением на каждое заведение. Отличительной особенностью этого человека является то, что он не только ставит баллы еде, но и пытается уловить индивидуальный стиль, особенность именно того заведения, в котором побывал. Каждый ресторатор открывает заведение, которое бы кардинально отличалось от других. Зачастую, это удается. Однако критики оценивают всех и каждого по общей шкале. Даже если ресторан будет невероятным, официанты начнут презентовать каждое блюдо мастерски, критик все равно ставит свои звезды по общей системе. Владимир Гридин отличается от всех. Он улавливает индивидуальность, старается принять то, что предлагает ресторан, выявляет ту индивидуальность, которая, словно магнит, тянет к себе постоянных гостей заведения. Свои наблюдения критик публикует в авторском журнале Buro 24/7. Владимир Гридин – критик, которого можно увидеть, как в городах, так и в регионах России, в роскошных ресторанах и в небольших кафе, расположенных на окраинах городов.
Гастрономическая журналистка Ника Махлина.
Гастрономическая журналистка – именно так называет себя молодая девушка. Ника является основательницей лаборатории еды и путешествий SPUTNIK. Первой идеей Ники Махлиной было открыть собственное кафе для панков. Идея принята от небольшого заведения, расположенного в Барселоне. Было решено создавать нестандартные вкусовые сочетания и интересные алкогольные напитки. С алкоголем все было действительно просто. Ягоды заливались водкой, выжидалось некоторое время, с целью передачи вкуса жидкости. Ника оканчивает поварскую школу, но дальше этого дело не заходит. Девушку больше привлекали эксперименты, чем постоянная, рутинная работа на одном месте. Так Ника Махлина стала дегустатором еды. О своих открытиях журналист ярко и интересно повествует в издании SPUTNIK.
Историческая справка
Первые критики, по мнению многих исследователей, появились еще в Древней Греции, где очень ценились театральные постановки. Некоторые известные почитатели театра, независимо от того, политики они или философы, высказывали свое авторитетное суждение, и от этого нередко зависела дальнейшая судьба спектакля или популярность актера.
Профессия критика сформировалась только ближе к середине XIX века. Тогда, как, впрочем, и сейчас, этой деятельностью занимались журналисты, общественные деятели, писатели.
Одним рецензированием просмотренных пьес было трудно прокормиться, поэтому приходилось браться за разную сопутствующую работу.
Портфолио
Чтобы стать известным ресторанным критиком, в обязательном порядке необходимо создать собственное портфолио. Рекомендуется, чтобы в нем было, по крайней мере, 40 статей. Даже если писать только одну статью в одну неделю, то портфолио можно создать за достаточно короткий срок. С этим документом уже можно прийти к редактору газеты или журнала и предложить себя в качестве ресторанного критика.
Понятное дело, что в начале карьеры не стоит рассчитывать на высокие гонорары, возможно, что поначалу вас возьмут в печатное СМИ, но не для ведения колонки о еде. В любом случае следует с чего-то начинать.
Cococouture
Новое воплощение «Кококо». «Дом 12» на Новой Голландии стал уже третьей локацией для этого проекта. Cococouture работает в формате файн-дайнинга: шеф-повар Игорь Гришечкин работает с высокой кухней, переосмысляя русскую. Например, щи он делает из морской капусты и кальмара, а печенье «Мария» — из гречневых чипсов и фуа-гра. Гостям ресторана предлагают два гастрономических сета, лаконичное меню a la carte действует только в одном из трех залов. В оформлении интерьера множество декоративных элементов: панно с сухоцветами в смоле, зеркала и живописное полотно Игоря Баранова. Подробнее читайте в гиде «Бумаги».
АДРЕС
РЕЖИМ РАБОТЫ
15:00–23:00 (на время действия ограничений)
ССЫЛКА
МЕНЮ
5900 ₽ — большой сет
3900 ₽ — малый сет
Доставка
Нет
ресторанный критик, главный редактор MarketMedia
— Строить в 2020 году в России масштабный fine-dining-ресторан (пусть и без скатертей, но это никого не обманывает) — чистое безумие. Которому хочется аплодировать стоя. Главное открытие года.
редактор лайфстайл-направления «Бумаги»
— Гастрономический театр от Игоря Гришечкина в декорациях «Дома 12» — с панорамными окнами в пол, кирпичными сводами, светильниками-матрешками и множеством зеркал. В барном зале есть небольшое a la carte меню, но идти в Cococouture нужно не за ним, а за сетами. Каждый из них — вещь в себе, кулинарный спектакль на пару часов, требующий некоторого осмысления.
редактор спецпроектов ИД «Коммерсантъ» в Петербурге
— Интерьер нового ресторана Матильды Шнуровой Cococouture идеален, не побоюсь этого слова
Орнаменты по мотивам Билибина и Васнецова на фризах, под 11-метровыми кирпичными сводами фантазийные люстры, отливающие благородной бронзой, сочные оригинальные цветочные панно — я потрясена необыкновенным чувством стиля и вниманием к деталям. Это лучший из ресторанных интерьеров, которые я видела в последние годы
И не только в России.
Светлана Кесоян — легенда гастрономической публицистики.
Многие люди называют Светлану Кесоян легендарным ресторанным критиком. Женщина является ресторатором, редактором гастрономического журнала, кулинарного путеводителя и книги под названием «Торт». Это один из немногих критиков, который большую часть своей жизни посвящает ресторанной кухне, а не профессии журналиста
Она знает тонкости и нюансы работы ресторанов, сложные моменты, на которые обязательно стоит обратить внимание. Оценка ею блюд происходит не из субъективного мнения и индивидуальных вкусовых рецепторов, а на основании профессионализма и многолетнего опыта работы в ресторанном деле
Она знает, как должна проходить автоматизация ресторана, как она работает, зачем нужен стоп-лист, какие фразы официантов являются коммерческой необходимостью, а какие вызваны желанием получить свои чаевые. К мнению этого критика прислушиваются не только потребители, любящие хороший сервис и вкусную еду, но и рестораторы, желающие попасть в мемуары Светланы Кесоян.
Особенности профессии
Ресторанный критик ходит по ресторанам, пробует подаваемые там блюда и напитки, а затем описывает свои впечатления в рецензиях.
В первую очередь его интересует качество кухни и винной карты, а также атмосфера заведения и уровень обслуживания. Эти рецензии могут выходить в виде журнальных колонок, радио- и телепередач, а также в специальных справочниках для гурманов — в ресторанных путеводителях.
При всей любви этого профессионала к еде, он отнюдь не обжора. Он — гурман. Его отличает не лишний вес, а утончённый вкус и острый нюх, чувствительность к духу заведения и красоте сервировки. Настоящий ресторанный критик всегдя чувствует, если рецептура блюда грубо нарушена.
Кулинарного критика не стоит путать с кулинарным писателем, который специализируется на описаниях рецептуры. Это с одной стороны. А с другой, нужно отличать критика от рекламиста. Если кто-то пишет о ресторанах, это само по себе ещё не делает его ресторанным критиком.
Ресторанная критика — это настоящий разбор конкретных ресторанов и подаваемых там блюд. В статье ресторанного критика обязательно есть оценка сервиса, винной карты, кухни ресторана и царящей в ней атмосферы. Если в очерке ничего этого нет, а есть только похвалы и восторги, то перед нами — обычная рекламная статья.
Настоящий ресторанный критик неподкупен. Если он нахваливает ресторан, в котором подают вчерашний винегрет и позавчерашние пережаренные котлеты, его статьям не будут доверять. Открытая недоброжелательность и тем более клевета в отношении заведения также не сулят критику ничего хорошего. В странах с хорошо развитой судебной системой подобные повадки жестко наказываются штрафами и крупными выплатами в пользу пострадавшей стороны.
Например, когда в 2003 году итальянский ресторанный критик Эдуардо Распелли назвал Биг Мак, подаваемый в McDonald’s, скотской пищей, он получил иск на 20 миллионов долларов. Впрочем, критика фаст-фуда из McDonald’s никого не удивляет. Английская радиостанция BBC и вовсе присудила концерну премию «Заплесневелый свиной пирог» с формулировкой «за подрыв основ качественного, своевременного и самобытного питания». McDonald’s отказался от столь обидной премии, т.к. счёл мнение ресторанных экспертов несправедливым.
В России труды ресторанного критика актуальны лишь для узкого круга людей. В развитых странах, где посещение кафе или ресторана не является чем-то из ряда вон выходящим, ресторанные рецензии читает широкая публика.
Знаменитый британский ресторанный критик Эгон Рони (1915-2010) говорил, что его цель — сделать вкусную еду доступной для каждого британца, а не только для элиты. Он считал, что добиться этого можно, если подробно рассказывать о том, как отличить по-настоящему изысканное блюдо от посредственного.
О нём говорили, что он помог восстановить богатство традиционного британского обеда после долгих лет военной нищеты. Какое-то время Эгон Рони работал управляющим ресторана, затем открыл своё дело. Ещё немного погодя он стал писать о еде для The Daily Telegraph. А в 1957 году создал справочник Egon Ronay`s Seagram Guide (“Эгон Рони”), первый путеводитель по ресторанам Лондона. Позже география справочника сильно расширилась.
В середине 1990-х она уже охватывала и Восточную Европу. Вот уже 30 лет этот авторитетный независимый путеводитель рекомендует лучшие отели и рестораны. Он выходит в Англии, а распространяется не только в Европе, но и в Америке и Австралии.
Такой успех ресторанного гида оказался возможен исключительно благодаря доверию к тому, что в нём написано. Над справочником работают специалисты, которые проводят свои независимые инспекции в отели и рестораны. Как справедливо считают рестораторы, рекомендации путеводителя не продаются, а стоят дорого.
Сам Эгон Рони, уже будучи главой успешного предприятия, не спешил отходить от дел. В 1993 году он даже застраховал на 350 000 долларов свое нёбо, которое считал своим рабочим инструментом.
О пиаре и ресторанной критике
— После закрытия Insider.Moscow и до выпуска «Ресторанного навигатора» вы сами активно занялись PR?
— Да, это был короткий, но яркий период моей карьеры.
— В чем заключалась его яркость?
— Довольно необычно, когда на рынок врывается игрок, которого, мягко говоря, никто не любит. Кроме того, мне очень хотелось посмотреть на кухню ресторана изнутри. Мы занимались пиаром ресторанов «Восход», #СибирьСибирь, BURO TSUM. И это было довольно интересно.
— Наверное, #СибирьСибирь.
— Я имел в виду в самой пиар-работе?
— Заниматься ресторанным пиаром вдвоем явно было тяжеловато.
— Я просто представил, насколько это ужасно, когда проект тебе не нравится.
— Но и в том случае, когда проект нравился, было непросто?
— Ну, заказчики остались довольны.
— А что не нравилось самому? Понятно, что в «Инсайдере» была полная свобода — твори, что хочешь, а тут надо было подстраиваться. Клиентский бизнес очень жесткий.
— Как я понимаю, задача пиарщика достаточно ясна, и у нее есть реальный КПД — количество публикаций и позитивных отзывов о ресторане. Я лично на ресторан «Восход» написал пять-шесть штук под разными псевдонимами.
— Во многих случаях заказчик уверен, что задача пиарщика — забить зал ресторана гостями, что не совсем правильно.
— В идеале этим должен заниматься сам ресторатор. Но тут все зависит от твоих знакомых. Я знаю всю Москву, могу сделать 30 телефонных звонков, все дружно придут ко мне в ресторан и сделают посты в Instagram. Об этом узнает большой круг людей. И заказчик будет доволен. Интереснее всего было работать с #СибирьСибирь, потому что Денис Иванов был новым человеком в городе и только открыл раменную KU:. Я был лично знаком с ним достаточно давно, ездил к нему в ресторан в Новосибирск. И сейчас ни у кого не возникает вопросов, что такое #СибирьСибирь. Посмотрев на всю эту кухню изнутри, покрутившись полгода в ресторанах, я заметил, что крайне мало гастрокритиков понимают, как на самом деле работает ресторан. То есть они смотрят с одной стороны. А это, надо сказать, довольно интересная и сложная система. Поэтому теперь я многие рецензии своих коллег считаю инфантильными, не имеющими ничего общего с реальным положением дел. Я повзрослел, потому что понял: можно критиковать, например, книгу, потому что это монолит, она не изменится. А ресторан — это уравнение с бесконечным количеством переменных, которые меняются ежеминутно. И как это оценить?
Крайне мало гастрокритиков понимают, как на самом деле работает ресторан.
— По большому счету рецензия на ресторан — это некий моментальный срез.
— Во-первых, это целиком и полностью зависит не столько от ресторана, сколько от фигуры автора. Рецензий на ресторан может быть всего две: «нравится» и «не нравится». Все остальное — это уже литература. В «Инсайдере» была отличная рубрика «Год спустя». Мы брали рецензию годичной давности и рассказывали, как сейчас чувствует себя ресторан. И надо отметить, что никогда не ошибались. Если ресторан был очевидная дрянь и мы про это писали, как правило, в 100% случаев он год не доживал и отходил в мир иной. В этом плане как раз чем был хорош Insider.Moscow — все было правдой. Но мне стало тесно находиться среди тех ста ресторанов, о которых все пишут.
Во-вторых, не столь интересно открывать ресторатора, сколько шефа. Кстати, первую рецензию на Диму Блинова написали мы. Я специально слетал в Питер, чтобы посмотреть DUO GASTROBAR, который три недели как открылся. Уже было понятно, что создается что-то интересное, но масштаб я себе тогда не представлял.
.
Приходим в ресторан
Фразы, которые вы можете использовать, когда придете в ресторан:
1. Hello! I booked a table for two for Mr. Bender at six thirty. — Здравствуйте! Я бронировал столик на двоих на имя мистера Бендера на 6:30.
2. Hello! I do not have a reservation. May we sit at this table? — Здравствуйте! У меня нет брони. Мы можем сесть за этот столик?
3. Hello! I do not have a reservation. We would like a table for four, please. — Здравствуйте! У меня нет брони. Мы бы хотели столик на четверых, пожалуйста.
4. Could we get a table by the window? — Можем мы сесть за столик у окна?
Следующие фразы может использовать администратор кафе:
1. Hello! Have you booked a table? / Do you have a reservation? — Здравствуйте! У Вас заказан столик?
2. Mr. Bender, your table is ready. — Мистер Бендер, Ваш столик готов.
3. If you wait, there will be a free table for you in a minute. — Если Вы подождете, у нас будет для Вас свободный столик через минуту.
4. Follow me, please. — Следуйте за мной, пожалуйста.
5. Please, come this way. — Пожалуйста, пройдемте сюда.
Самообразование, с чего начать?
Как стать ресторанным критиком с нуля? Помимо профильного кулинарного образования или в области журналистики придется постоянно обучаться самому.
Если есть базовые знания в сфере написания статей, то совершенствуйтесь в кулинарном деле, даже если нет возможности пройти престижный курс за пределами страны. Читайте книги по кулинарному делу самых именитых специалистов в этой сфере и написанные кулинарными критиками мира. Рекомендуется начать с книг M. F. K. Fisher, Calvin Trillin, Robert Courtine, A. J. Liebling. Прочтение книг позволит не только узнать о тонкостях дела, но и наработать кулинарный словарный запас.
Берите уроки кулинарного искусства, посещайте мастер-классы и дегустации, включая винные, коньячные и прочие. Обязательно посещайте тематические фестивали, даже если они проводятся на региональном уровне
Если есть возможность, поезжайте на винное производство, ведь качество вина и правильность сочетания с блюдами — это очень важно в профессии ресторанного критика. Постоянно ищите новые тренды и обязательно все пробуйте, даже если на вас будут смотреть, как на странного человека
Кстати, такие мероприятия не только интересны, но и позволят развить вкус.
О том, как важно, чтобы зад гастрокритика умел чувствовать несправедливость
С.Р.
: Как-то раз я пришел в ресторан, отмеченный двумя звездами одновременно с одним важным критиком. Я заметил, что его стакан наполняли вином из бутылки, которую открывали при нем, мне же наливали вино, которое уже до этого было открыто. Конечно, когда в ресторан приходит известный критик, ему хотят угодить. Но если в ресторане семь официантов, шесть из которых обслуживают ваш столик, здесь что-то не так. Настоящий критик видит все вокруг, потому что он пришел работать, а не отдыхать. В том числе и то, как в ресторане обращаются с другими, обычными гостями.
Д.В.
: Поверьте, вы почувствуете, когда ваш зад начнут целовать. Разумеется, на основании такого опыта нельзя написать рецензию. Вам всего лишь нужно внимательно посмотреть вокруг, и вы все поймете. И с опытом вы сможете различать, где стараются только для вас, а где — для всех гостей.
Инкогнито
Как становятся ресторанными критиками? Пока не достигнуто хотя бы минимального профессионализма, придется соблюдать полную анонимность.
Если пишите отзывы под определенным именем в интернете, то столик в ресторане заказывайте на другое имя. Ведь человека, который пишет отзывы, будут обслуживать совершенно по-другому, чем остальных клиентов, а критик должен давать объективную оценку. К тому же в том же интернете могут появиться провокационные статьи о ваших отзывах, поэтому только полная анонимность.
Не пишите о посещении специальных ужинов и приемах, это повод выдать себя. Откажитесь от участия в телевизионных шоу. Если посещаете мастер-классы от именитых поваров, то лучше откажитесь от дегустации их блюд, тем более от их оценки.
Если есть навыки работы в интернете, то начните вести собственный тематический блог, естественно, под вымышленным именем.
Как понять, что ты готов писать про рестораны?
С.Р.
: Ни я, ни Джо не проходили теста, который бы определил, что мы достигли уровня, когда можем писать рецензии на рестораны. На мой взгляд, чтобы стать критиком, должен сойтись пазл: ваша честность (прежде всего перед вами самими), постоянная работа над собой, понимание, что не нужно браться за те темы и критиковать те блюда, которые вы не знаете, постоянная практика, чтение книг, любознательность и многое другое. Естественно, вы не можете анализировать мишленовский ресторан, придя в него впервые, ведь вы никогда не ели в заведении подобного уровня, поэтому вам он может показаться идеальным. Но если у вас есть должный опыт, вы увидите все, что действительно там должны увидеть.
Д.В.
: Мне кажется, надо основательно подготовиться: сбросить для начала килограмм пять-десять, потому что главное, что вам придется делать, — пробовать как можно больше и таким образом нарабатывать опыт. Читать книги, по возможности путешествовать, постоянно развивать себя — вот что нужно делать. И когда вы почувствуете, что имеете достаточно опыта, чтобы начать писать про рестораны, тогда и приступайте.
Почему Себастьен и Джо — звезды гастрокритики, а вы пока нет
Критиковать легко. Пришел в ресторан и написал: «Здесь как-то прохладно, а еще мне дали не тот столик, который я хотел, отомщу-ка я им за это на Tripadvisor». Люди забыли, что критика должна быть конструктивной и критиковать нужно, для того чтобы, повторюсь, улучшить сервис ресторана, а не для того чтобы отомстить.
Главное в работе критика — не навредить. Профессия шеф-повара и без того сложная: человек отдает себя полностью своему делу, забывает о семье, каждый раз ставит перед собой новые задачи и вопросы, в том числе и психологические. А из-за недальновидности и неопытности плохой критик этого не понимает, и тогда шефу становится еще сложнее.
Оценка ресторана должна складываться из всех нюансов, и учитывать надо все, вплоть до того, что, например, в Париже в отличие от Прованса в ресторане наверняка будет теснее из-за более высокой стоимости аренды помещения; будет меньше персонала из-за необходимости платить персоналу более высокую зарплату и так далее.
Д. В.:
Я писал о ресторанах 20 лет, но никогда не называл себя ресторанным критиком, мне не нравится этот термин. Сейчас тех, кто называет себя подобным образом, так много, что смысл этого термина теряется. Давайте не забывать, что ресторанная критика — это журналистика и она должна быть профессиональной, ею не может заниматься любой желающий.
Да, многие фотографируют еду, пишут о еде, но это не ресторанная критика
Внимание ко всем деталям, непредвзятость, способность видеть в комплексе — вот что отличает настоящую ресторанную критику. Сейчас же отзывы о ресторанах часто сводятся к обвинениям (и это тоже не ресторанная критика)
Кстати, если вы пришли в плохой ресторан, иногда лучше не писать о нем вовсе.
Я определил для себя несколько составляющих идеального ресторанного критика: одержимость знаниями, честность, целостность, анонимность, умение идти своим путем, постоянное приобретение опыта и знаний, постоянное развитие. Тогда вы в полной мере сможете видеть и понимать, как обстоят дела в ресторане.
Ресторанный критик — журналист, знаток кулинарии и ресторанного бизнеса, пишущий очерки о работе заведений общественного питания.
Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура и русский язык и литература (см.
выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Когда гастроблогеры — проблема, а когда — наоборот
Д. В.
: К сожалению, сейчас критика часто сводится к нападкам на рестораторов или шефов. Этим занимаются блогеры, непрофессионалы. Они повсюду. Единственное, что остается делать, — просто игнорировать их. Не бойтесь, люди поймут, где несправедливость. Сюда же — чертов Tripadvisor, ненавижу его. (Некоторые рестораторы, кстати, очень здорово и с юмором отвечают на комментарии в этом и аналогичных сервисах). Порой кажется, что все эти негативные рецензии написаны с одного IP-адреса и напоминают порой нападки бывших любовников. Но если серьезно, это все очень грустно, это дискредитирует индустрию.
Но при этом нельзя делить блоги и прессу на черное и белое — есть прекрасные блоги и есть ужасные печатные издания. Кроме того, есть блогеры, которые выросли в великолепных журналистов
Другое важное качество, которое привлекает меня в блогах, — независимость. Их делают реально независимые люди
Многие из них тратят свои деньги. И не каждый журналист имеет время и средства на то, чтобы, например, изучить все кафе с фиш-энд-чипс в городе.
Самые влиятельные ресторанные критики России.
Борис. Его фамилия до настоящего времени никому не известна. Фотографии также никто не видел. Молодой человек позиционирует себя, как жаба синего цвета. Именно такой предстаёт аватарка перед читателями. Борис – критик международного уровня. Он работает в Москве, Петербурге, в крупных городах России с населением более 1 миллиона человек, а также в Хельсинки, Милане, Риме, Тбилиси и пр. Все рецензии о посещенных местах публикуются им на сайте Borisstars.ru. За 14 лет работы было создано более 3 тысяч справочных материалов о тех заведениях, которые заинтересовали критика. На сегодняшний день Борис – это человек №1 по влиятельности среди ресторанных критиков. Его сайт активно посещает весь мир, он дает интервью, но не открывает своего лица. Сам же Борис уверяет, что его единственная задача – помочь потребителю сориентироваться среди большого количества предложений. Если человек готов заплатить за еду, то пусть она будет высокого класса. Борис создал свой рейтинг ресторанов, он присваивает авторские звезды, которые уже имеют свой вес не только в России, но и во всем мире. Это, так называемые, «Звезды Бориса». Молодой человек также ведет свою авторскую программу на радиостанции Business.fm.
Критик Дарья Цивина.
Имя Дарьи Цивиной известно многим рестораторам из-за ее непреклонности и объективности. Женщина является журналистом газеты «Коммерсант» и ведущей программы «Едоки». Она с 1992 года подробно описывает рестораны Москвы. Дарья по профессии театральный критик. Однако женщина уверена, что в ее работе ей помогают полученные знания. Она создает объективные материалы, которые могли бы пригодиться большинству людей. Как уверяет женщина, в 90-е годы было работать сложнее. Тогда критики воспринимались аналогично СЭС и другим проверяющим инстанциям. Рестораторы стремились быстрее дать «премиальные», чтобы о них вышла хорошая статья. Но «Коммерсант» был против этих правил. Поэтому в 90-е годы рейтинг этой газеты был невероятно высок. Здесь можно было получить объективную информацию о тех заведения, в которые ходят рестораторы. И сегодня Дарья Цивина является одним из сильнейших ресторанных критиков нашей страны.
Описание профессии
Попробуем разобраться, кто такой критик сегодня. Это высококвалифицированный специалист, который в курсе новинок искусства и максимально объективно и взвешенно оценивает события культурной жизни. Это может быть новый альбом музыкальной группы, широко разрекламированный кинофильм, ожидаемый роман известного автора, выставка картин. Причем материал должен быть опубликован быстро и подан в понятной для читателя или слушателя форме.
Критики обычно специализируются на каком-то одном из видов искусства, исключения редки. Это связано с тем, что для этой работы нужно владеть огромным фактическим материалом, что отнимает много времени.
Специализации критиков могут быть разными:
- Литературный. Работает с новинками книжного рынка, причем сферой его внимания являются печатные издания самой разной тематики. Профессионал способен дать оценку и художественному роману, и историческому труду, и научно-популярной брошюре, и детской книжке. Он посещает книжные ярмарки и выставки, сотрудничает с издательствами, получая от них книги, только вышедшие из печати, общается с писателями. Нередко положительная рецензия знаменитого критика дает старт головокружительной карьере молодого никому не известного автора.
- Театральный. Его дело – приходить на все премьеры как в знаменитых театрах, так и на небольших площадках, на которых играются самые разные постановки – классические, андеграунд, молодежные студенческих спектакли. Критик указывает на достоинства и недостатки в игре актеров, мастерстве режиссера, сценариста, костюмера.
- Музыкальный. Живет в мире звуков, и должен разбираться в различных жанрах. Если специалист избирает для себя какое-то конкретное музыкальное направление, он может стать в нем суперпрофессионалом, но при этом отрежет от себя целые пласты почитателей других стилей. Сольные и сборные концерты, альбомы, музыкальные фестивали и гастроли исполнителей в разных уголках страны не должны ускользнуть от его внимания.
- Художественный. Специализируется на произведениях искусства (картинах, скульптурах, современных арт-проектах). Его познания должны быть очень глубоки и системны: начиная от истории культуры до понимания цветообразования и стилистических особенностей каждого мастера. Обязательные места посещения – музеи, галереи, персональные выставки, вернисажи.
- Кинокритик. Одно из самых популярных на сегодня направлений. Если музыкальные и театральные события концентрируются в основном в крупных городах, то кино – гораздо более демократичный вид искусства, и интересуются ним многие. Рецензии можно размещать на разных тематических интернет-площадках и в специализированной прессе.
- Кулинарный. Относительно новый профиль, который широко распространен в Европе, где гастрономическая культура и ресторанный бизнес находятся на высоком уровне. От отзыва критика во многом будет зависеть репутация заведения, количество посетителей, соответственно, и прибыль.
- Критик компьютерных игр. В этой сфере экспертами нередко становятся молодые люди, находящиеся «в теме» с самого детства. Оценка уникальности сюжета, спецэффектов, визуализации героев, музыкального сопровождения, технических возможностей дает представление о качестве игры.
Принято считать, что в отличие от обычного слушателя или зрителя, специалист способен максимально абстрагироваться от своих эмоций и дать именно беспристрастную и объективную экспертную оценку.
Следует ли критику принимать угощения от рестораторов
Д.В.
: Ресторанная журналистика — не только рецензии. И мне кажется, нет ничего страшного, когда тебя угощают во время интервью, ведь в данном контексте это зачастую помогает лучше разобраться в теме. Что касается именно рецензий — реальность такова, что у большинства изданий нет денег на походы в рестораны. Кто-то из The New York Times скажет вам, что ходит в рестораны по три раза в день, но это New York Times. В основном издания не могут позволить себе то, что хотел бы сделать их критик (например, большие обзоры и так далее), и поэтому здесь я, наверное, не вправе судить, принимать приглашение в ресторан или нет
Самое важное — оставаться разумным и адекватно оценивать ситуацию
С.Р.
: Я уже много лет не работаю в изданиях на постоянной основе, но когда появляется задача написать резенцию, я отправлю в ресторан тайного гостя вместо себя, чтобы меня не узнали
Я часто получаю приглашения от шефов, потому что им интересно и важно мое мнение. Но я не всегда принимаю эти приглашения — ведь так можно разорваться, тем более я и сам могу заплатить за себя там, где я хочу поесть
Кто такой ресторанный критик?
Мнение эксперта Екатерина Колоколова
Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу. Имеет более 10-и лет опыта ведения семинаров, тренингов и лекций с аудиторией самого разного возраста.
Ресторанным критиком может выступать журналист печатных, электронных и интернет-СМИ. После посещения заведений общепита он дает им оценку. В данном случае разговор ведется не о банальных «вкусно – невкусно», «хорошо – плохо». Здесь нужно быть настоящим знатоком этой сферы.
Довольно часто в редакциях нет ставки ресторанного критика. И его обязанности возлагаются на обычных представителей пишущей братии. Однако без опыта и специальных знаний в этой области не обойтись. Потому со временем человек, который начинает работать в данном направлении, осваивает тематику и получает отдельную колонку. В ее пределах он свободно излагает собственные мысли и выставляет их на суд читателей в виде рецензий. Кроме того, этот человек в будущем может создать собственную программу на телевидении. Работа для него найдется и на просторах Всемирной паутины. А в перспективе у него появится возможность издавать собственный журнал или тематическую газету.
Ресторанные критики должны отлично разбираться в кулинарном искусстве, быть внимательными к деталям, знать все об индустрии питания и уметь излагать мысли в письменном виде.
Оплата счета
Чтобы грамотно сформулировать свою просьбу, пользуйтесь следующими фразами:
1. Can I get/have the bill/check, please? — Можно мне счет?
2. How much is the total? — Какова общая сумма?
3. Does the bill include the service charge? — Счет включает чаевые?
4. Can we pay by card? — Можем мы заплатить карточкой?
5. Keep the change. — Оставьте сдачу себе.
Официант может использовать следующие фразы при общении с вами:
1. I will bring the check right now. — Я сейчас принесу счет.
2. Are you paying with a card? — Вы платите картой?
3. Do you need any change? — Вам нужна сдача?
Если вы нашли в своем счете ошибку, вежливо сообщите об этом официанту, он обязательно решит ваш вопрос.
Возьмите на вооружение следующие фразы:
1. I think you have made a mistake. — Я думаю, Вы допустили ошибку.
2. You gave me the wrong bill. — Вы дали мне неправильный счет.
3. Could you check the bill for me, please? It does not seem right. — Не могли бы Вы проверить мой счет, пожалуйста? Кажется, в нем ошибка.