Профессия культуролог: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Немного истории

Слово «культура» начали использовать еще в эпоху Средневековья – на первых порах так назывался метод выращивания зерновых. В 17 столетии термин получил новое значение: его применяли, чтобы указать на улучшение, совершенствование, в том числе и уровня образования и воспитания человека.

Термин «культурология» предложил Лесли Уайт, американский антрополог. Им он обозначил новую дисциплину, которая оформилась в самостоятельную социальную науку. Вместе с тем зарубежная классификация отраслей академического знания не предусматривает ее обособления в отдельное учение.

В России значительный вклад в развитие культурологии сделал армянский ученый Эдуард Маркарян (1929–2011). Его первые труды в этой сфере датируются периодом с 1960-го по 1970-й год. Именно они заложили фундамент для формирования нового самостоятельного научного направления. Уже в 1980–1990-е годы культурология была официально признана, а в высших учебных заведениях России появились отдельные программы подготовки по новой специальности.

В 1992 году состоялось открытие научно-исследовательского Российского института культурологии (преобразованный НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры). А в 2006-м, благодаря объединению достаточно большого количества российских ученых, появилась новая организация – Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО).

Предмет культурологии

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.

Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

Метод культурологии

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде.

Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).

Культурологические школы

Как в любой науке, ученое культурологическое сообщество делится по различным научным направлениям (школам). Критерием разделения обычно служит методология и предмет изучения. Выделяют следующие основные культурологические школы:

  1. Символическая. Самое молодое и популярное направление в культурологии. Любой культурный элемент в этой концепции представляет собой знак, символ, с помощью которого индивид или социальная группа пытаются коммуницировать с другими участниками общества. Развитие этой школы связано с ростом влияния на культуру средств массовой информации. Ярким представителем этой школы является известный философ Эрнст Кассирер.
  2. Натуралистическая. Также известна как психоаналитическая. Ее становление связано с именами Зигмунда Фрейда, Карла Юнга. Главное утверждение этой школы — культура обусловлена психобиологической природой человека, его бессознательной стороной. Такие выводы представители направления сделали на основе долгих исследований человеческого поведения с помощью различных психотехник: гипноза, метода свободных ассоциаций и др.
  3. Аксиологическая. В основе этого направления лежит ценностный подход. И хотя первое упоминание о ценностях встречается еще у Канта, он не считается основоположником этой школы. Главным теоретиком аксиологического направления является немецкий философ Виндельбанд. С его точки зрения, культура — это множество духовных и материальных ценностей.
  4. Социологическая. Согласно принципам этой школы, культура происходит из общественной природы и организации. К этой школе относятся такие видные учёные, как Альфред Вебер (младший брат более известного Макса Вебера), Питирим Сорокин, Томас Эллиот. Последнему принадлежит высказывание, определяющее культуру прежде всего как образ жизни конкретного народа.
  5. Антропологическая. Эта школа представлена Франсом Боасом, Брониславом Малиновским и Лесли Уайтом. Они рассматривают культуру как способ приспособления человека к природе, способ программирования деятельности людей в обществе. Из теории этого направления вышел знаменитый термин «культурный шок» — резкое погружение человека в незнакомую культуру.
  6. Общественно-историческая. Самое раннее по времени возникновения направление базируется на концепциях Канта и Гегеля. Но самый значительный вклад внес немецкий философ Шпенглер. В своей знаменитом книге «Закат Европы» Освальд Шпенглер представляет историю как чередование отдельных культур, каждая из которых, умирая, превращается в цивилизацию, где господствуют массовые ценности, техника и спорт.
  7. Марксистская. Основоположником школы является Карл Маркс, а продолжателями — Энгельс и Ленин. Во главу угла эта школа ставит материальные отношения. Прежде чем обратить взор к культуре, человек должен удовлетворить свои базисные потребности. Сторонники школы выступали за сознательное управление культурой, в противном случае, если отдаться в руки стихии, то результатом будет пустыня.

От барокко до реализма

В произведениях русских авторов XVIII века сохранились старые формы изложения. Тем не менее в их содержании заметно уже влияние гуманистических идей. Так, популярные «истории» о героях учили читателей тому, что успех в жизни зависит не от происхождения, а от личных качеств и добродетелей.

Литература, как часть культуры России 18 века, находилась под влиянием сначала стиля барокко, а затем классицизма. Первый из них особенно заметен в поэзии, переводных пьесах, любовной лирике. Классицизм, воспевающий национальную государственность и абсолютную монархию, достиг апогея в одах Ломоносова. Помимо него, тот же литературный стиль характерен для творчества Княжнина Я., Сумарокова А., Хераскова М., Майкова В. и других авторов.

К достижениям в области литературы следует отнести:

  • появление нового стихосложения, ставшего основой современной русской поэзии (Тредиаковский В.);
  • упорядочивание лексических языковых норм (Ломоносов М.);
  • написание первых русских трагедий и комедий (Сумароков А.).

В конце столетия на смену классицизму в литературе пришел сентиментализм, присущий творчеству Карамзина Н. В написанной им «Бедой Лизе» отражены глубокие переживания и чувства простой девушки, которая умеет так же горячо любить, как и выросшая в неге благородная девица.

Фонвизин Д. и Радищев А. в своих произведениях затрагивали острые социальные проблемы, по этой причине литературоведы усматривают в них черты реализма – стиля, получившего развитие в следующем столетии.

Какие предметы изучают студенты

Чтобы стать полноценным специалистом по направлению «Социально-культурная деятельность», необходимо обладать хорошими организаторскими способностями, социальными навыками и глубокими познаниями в таких науках, как: культурология, право, педагогика, социология, психология, политология.

По этой причине большинство университетов придерживаются такой программы:

  • русская и зарубежная литература;

  • история кино / музыки / искусств;

  • основы культурной политики;

  • педагогика;

  • история, теория, методология СКД.

На выходе получается специалист, готовый:

  • руководить культурно-развлекательным учреждением, организовывать его деятельность, осуществлять набор кадров и поиск финансирования;

  • проводить культурно-образовательные мероприятия, нацеленные на разные возрастные и социальные группы;

  • формировать общественное мнение в отношении какого-либо культурного памятника или события;

  • заниматься экспертизой и диагностикой объектов социально-культурного сервиса;

  • создавать новейшие технологии развития досуговой области.

Литература[ | ]

  • Астафьева О. Н., Разлогов К. Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал / Рос. ин-т культурологии. — 2010. — № 1.
  • Ахутин А. В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии. — М.: Академический проект, 2005. — С. 10-47.
  • Введение в культурологию: курс лекций / под ред. Ю. Н. Солонина и Е. Г. Соколова. СПб., 2003;
  • Гуревич П. С. Культурология: учебник для вузов. М: Проект, 2004.
  • Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2010. — 480 с.: илл. — (Высшее образование).
  • Елисеев А. Л., Тюрин Е. А. Культурология. Учебно-методическое пособие для студентов дистанционной (заочной) формы обучения. — Орел: Изд-во ОрелГТУ, 1999. — 234 с.
  • Иконникова С. Н. История культурологии: Идеи и судьбы. СПб., 1996;
  • Иконникова С. Н. История культурологических теорий. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2005. — 474 с: ил. — («Учебное пособие»). — ISBN 5-469-00310-8
  • Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997;
  • Костина А. В. Высшее культурологическое образование в XXI веке: перспективы развития // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2009. — № 11 — Высшее образование для XXI века.
  • Кравченко А. И. Культурология: словарь. М., 2000;
  • Кузнецова Т. Ф. Динамика социогуманитарного знания: судьбы современной культурологии // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2012. — № 2.
  • Кузнецова Т. Ф. Картина мира как проблема в курсе культурологии // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2005. — № 4. — С. 28—32.
  • Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995;
  • Культурология. ХХ век: Словарь / Гл. ред., сост. С. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 640 с. — (Культурология. ХХ век). — 1500 экз. — ISBN 5-7914-0018-7.
  • Культурология. ХХ век: Энциклопедия / Гл. ред., сост. С. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1998. — (Культурология. ХХ век). — ISBN 5-7914-0027-6.
  • Культурология как наука: «за» и «против» : круглый стол. Москва, 13 февраля 2008 г. СПб., 2009;
  • Куренной В. А. Исследовательская и политическая программа культурных исследований // Философско-литературный журнал «Логос». — 2012. — № 1. — С. 14—79.
  • Луков Вл. А. Субъектная культурология // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2008. — № 2. — С. 155—159.
  • Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2000;
  • Монин М. А. Культурология и/или Cultural studies // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2020, № 1.
  • Пелипенко А. А. В защиту культурологии.
  • Пучков А. А. Архитектуроведение и культурология: Избранные статьи. — Киев: Изд. дом А. С. С, 2005. — 608 с. — ISBN 966-8613-06-6.
  • Розин В. М. Введение в культурологию: учебник для высшей школы. М.: ИД «ФОРУМ», 1998. (2-е изд. М.: Гардарики, 2003)
  • Розин В. М. Теоретическая и прикладная культурология. М., 2007;
  • Тарасов А. Б. Культурология праведничества // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2005. — № 2. — С. 155—159.
  • Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие. 2-е изд. перераб. — М.: Согласие, 2010. — 672 с. — ISBN 978-5-86884-134-7
  • Флиер А. Я. Культурология // Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Гл. ред. и сост. С. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1998. — 640 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7914-0022-5.
  • Флиер А. Я. Культурология. — М.: Согласие, 2011. — 560 с. — ISBN 978-5-86884-141-5
  • Флиер А. Я. Феномен культурологии: опыт новой интерпретации // Обсерватория культуры. — 2011. — № 2. — С. 4-19.
  • Хорина Г. П. Судьба социалистической идеи в России в курсе культурологии // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2005. — № 4. — С. 43—45.
  • Шендрик А. И. Об актуальности культурологии как науки и учебной дисциплины // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2005. — № 4. — С. 24—28.

Карьера, места трудоустройства

Выстраивать карьеру специалисты в области культурологии могут в государственных и коммерческих учреждениях культуры: министерствах, центрах современного искусства, музеях, выставках, фестивалях и других культурных проектах. Область применения знаний и умений культуролога весьма обширна: такие специалисты работают в PR-агентствах, преподают в вузах, работают в СМИ. Поскольку профессионалы данной области не имеют определенной сферы деятельности, то и вакансии культуролога можно встретить довольно нечасто, поэтому их зарплата может варьироваться в зависимости от места работы и занимаемой должности.

Культуролог и искусствовед близкие по смыслу профессии. Искусствовед занимается изучением художественных культур: литературы, театра, музыки, кино, живописи

Культуролог же изучает культуру как целое, не акцентируя внимание на отдельных ее компонентах. В культурологию входит много предметов, а искусствоведение является ее разделом, ее составной частью

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Обществознание — профильный предмет, по выбору вуза
  • История — по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — по выбору вуза

Культурология — дисциплина, появившаяся в нашей стране лишь в постсоветское время и вобравшая в себя мировой опыт, наследие, как нашей страны, так и человечества в целом. В силу относительно короткого отрезка времени развития науки профессиональные исследовательские области данной сферы остаются подвижными, а круг интересов специалистов данного направления включает в себя множество различных течений, начиная от исторической семантики и заканчивая последними произведениями искусства визуальной культуры. Несмотря на недавнее становление отечественной науки, отечественное культурологическое образование считается одним из наиболее фундаментальных и перспективных в мире. Молодая, развивающаяся наука привлекает к себе будущих абитуриентов, умеющих ценить прекрасное, стремящихся к обогащению культурного наследия собственной страны и человечества в целом, готовых приложить усилия для того, чтобы повысить уровень духовной и материальной культуры государства.

Где учиться

Обязательное условие для трудоустройства – наличие диплома о высшем образовании по соответствующему или же смежному направлению подготовки. «Культурология» – специальность классическая. Поэтому учебная программа предполагает изучение гуманитарных, философских, естественно-научных дисциплин. Студенту в процессе обучения предстоит углубиться в мировую историю, искусство- и религиоведение, лингвистику, литературу, теорию и практику межкультурных коммуникаций. Особый акцент делается на изучении языков, в частности восточных и древних.

Получить образование культуролога можно во многих российских высших учебных заведениях. Несколько примеров:

  1. НИУ «Высшая школа экономики». Факультет гуманитарных наук (Школа культурологии).
  2. Санкт-Петербургский госуниверситет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича. Гуманитарный факультет (кафедра истории и регионоведения).
  3. Владивостокский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Факультет культуры.
  4. Российский гуманитарный госуниверситет (РГГУ). Факультеты: культурологии; истории искусства. Институт восточных культур и античности.
  5. РГУ им. Косыгина. Институт славянской культуры.
  6. Московский государственный институт культуры. Факультет государственной культурной политики.
  7. Московский педагогический госуниверситет. Институт социально-гуманитарного образования.

При поступлении можно выбрать разные специальности: культурологию, искусство и гуманитарные науки, историю искусств, музеологию, регионоведение, социально-культурную деятельность.

Курсы

Российский институт профессионального образования “ИПО” Российский институт профессионального образования “ИПО” – проводит набор учащихся на получение специальности “Культуролог” по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО – это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Вузы

Московский гуманитарный университет, МосГУ Культурно-творческие проекты (Факультет культуры и искусства).

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Культурология (Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова).

Оренбургский государственный университет Культурология (Факультет гуманитарных и социальных наук).

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Культурология (Уральский гуманитарный институт УрФУ).

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Культурология (Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ).

Будущее профессии

Исчезновение профессии культуролога не грозит, а вот трансформация вполне вероятна. Ее представитель сможет стать персональным консультантом или заняться созданием программ эстетического развития, предназначенных как для одного человека, так и для целой семьи или школьного класса. Движение в этом направлении просматривается уже сейчас. Многие музеи ведут разработку специальных путеводителей по искусству разных стран. Некоторые состоятельные семьи нанимают для своих детей экспертов. Их задача – составлять списки рекомендуемых литературных произведений, программ музейных мероприятий и спектаклей в театрах.

В общем, с большой долей вероятности, культурологу в будущем предстоит стать личным гидом по миру культуры: давать рекомендации, оценки, рассказывать, демонстрировать, оказывать клиенту помощь во взаимодействии с продуктами разных видов искусства. Главная цель: отсечь все второстепенное и оставить только самое основное, чтобы избежать информационной перенасыщенности клиента.

Источники

  • https://grizli.club/professii/drugie/professiya-kulturolog-gde-uchitsya-zarplata-plyusy-i-minusy/
  • https://s-tke.ru/kem-byt/specialnost-kulturologiya.html
  • https://www.profguide.io/professions/kulturolog.html
  • https://www.examen.ru/add/manual/spisok-professiy/kulturolog/
  • https://edunews.ru/professii/obzor/nauka/kulturolog.html

Приобретаемые навыки

В процессе обучения у будущего специалиста формируются следующие проф. компетенции, навыки:

  • навыки организации выставочной, экспозиционной деятельности, музейного дела;
  • формирования культурных аспектов административно-политической деятельности (культура делового общения, имидж-мейкинг, бизнес-этикет);
  • реализация менеджерской деятельности в сфере искусства, издательской деятельности, клубной работы, модельного бизнеса;
  • организационная деятельность в медийной сфере;
  • культурный анализ, прогнозирование в СМИ, административных учреждениях;
  • реализация культурной, педагогической, просветительской деятельности посредством современных ИТ;
  • планирование, организация, практическая реализация массовых, культурных мероприятий, включая организацию досуговой деятельности круизных судов;
  • установление межкультурных международных связей;
  • таможенная экспертиза вывоза культурных, художественных ценностей за пределы государства.

Направление: Профессии науки

Понятие «культура» (от лат. «culture») появилось ещё в средние века: так называли способ возделывания зерновых. К 17 веку оно приобрело иное значение. Его стали использовать, когда хотели обозначить улучшение, совершенствование чего-либо. Так, ещё с давних времён культурный человек – тот, кто воспитан и образован.

В настоящее время существует множество определений культуры. Прежде всего, она понимается как совокупность ценностей, созданных на протяжении всей истории человечества. Наука, посвящённая изучению культуры, называется культурологией.

Культурологи занимаются научной работой. Они исследуют различные виды искусств, народные традиции и социальные течения, определяют особенности их формирования и развития. В культурологии можно выделить несколько направлений и областей, поэтому у каждого представителя данной профессии для подробного изучения есть своя узкоспециализированная тема. Культурологи часто работают с архивными документами, редкими библиографическими источниками, произведениями искусства.

Главная задача культуролога – осуществление научно-исследовательской работы. Он изучает различные предметы и явления культуры. Для этого специалист анализирует данные различных источников: от исторических документов до трудов других культурологов. Не исключены выезды в различные командировки, этнографические экспедиции, участие в опросах населения. Результатами его работы становятся различные публикации, лекции. Многие представители данной профессии занимаются преподавательской деятельностью. Некоторые проводят разнообразные экскурсии или становятся кураторами выставок.

Специальности:

Востоковедение и африканистика
Квалификация: Бакалавриат

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Востоковедение и африканистика» включает:комплексное, основанное на интердисциплинарном…

Зарубежное регионоведение
Квалификация: Бакалавриат

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Зарубежное регионоведение» включает предоставление информационных, коммуникационных, ан…

Искусства и гуманитарные науки
Квалификация: Бакалавриат

Направление 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки» принимает абитуриентов, которые увлекаются классическим и современным искусством, фило…

История искусств
Квалификация: Бакалавриат

Направление подготовки 50.03.03 «История искусств» ведет набор активных молодых абитуриентов, которые увлечены историей и происхождением все…

Культурология
Квалификация: Бакалавриат

Человек, обладающей степенью бакалавра культурологии, в своей профессии может заниматься: организационной, управленческой, педагогической, экспертной, а…

Культурология
Квалификация: Аспирантура

Аспирант данной специальности занимается, в большей степени, научно-просветительской деятельностью в различных областях науки, творчества, культуры и об…

Культурология
Квалификация: Магистратура

Магистр специальности подготовки «Культурология» имеет гораздо больший спектр рабочих сфер, где может успешно развиваться и продвигаться в с…

Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Квалификация: Бакалавриат

Степень бакалавра направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного развития» обеспечивает трудоустройство и работу в …

Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Квалификация: Магистратура

Степень магистра специальности «Музеология и охрана объектов культурного и природного развития» дает возможность с большой эффективност…

Социально-культурная деятельность
Квалификация: Бакалавриат

Бакалавр социально-культурной деятельности занимается – проектной, творческой, организационной, научно-методической, а также педагогической д…

Социально-культурная деятельность
Квалификация: Магистратура

Магистр специальности «Социально-культурная деятельность», имеет широкие возможности в последующем трудоустройстве и может выбрать для дальн…

Сценография и театральная технология
Квалификация: Ассистентура

Выпускники данного направления занимаются сценическим оформлением сцены. Для поступления необходимо сдать творческий экзамен, показать хорошие знания ин…

Театроведение
Квалификация: Бакалавриат

История театра насчитывает уже очень много веков. Выпускники данного профиля занимаются тем, что формируют общественное мнение по поводу тех или иных по…

Методы культурологии

  • Синхронистический — исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
  • Сравнительный — область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.
  • Археологический — совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
  • Типологический — метод предполагает изучение структур системы культуры путём восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
  • Биографический — в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш. О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении — один из принципов исследования. Особенности данного метода — в работе с текстами.
  • Семиотический — метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
  • Психологический — подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector