Какие бывают методы исследования в дипломной работе? цель и предмет исследования

Содержание:

Введение — что это такое

Финальным аккордом обучения студента в ВУЗе становится защита диплома. Качественность выполнения выпускного проекта непосредственно влияет на итоговую оценку обучения. Все главы диплома в обязательном порядке связываются логически не только между собой,
но и с введением и заключением. 

Визитной карточкой любого выпускного проекта является введение. Именно с ним познакомится большее число людей — руководитель и члены аттестационной комиссии. По тому, как написана вводная часть комиссия легко определит уровень знаний
выпускника, а также насколько он подготовлен к защите. 

Большей части студентов данный раздел работы поддается с трудом — кто-то путается в терминологии, а кому-то приходится переписывать «с нуля» по несколько раз. Причиной становится то, что введение не воспринимают всерьез и пишут отдельно от всего диплома. 

При составлении вводной части следует учесть некоторые важные моменты:  

  • Объем введения 2-3 страницы А4, но не более 10% от всего диплома;  
  • Читабельный и легко воспринимающийся текст; 
  • После прочтения каждому должно стать ясно, о чем пойдет речь; 
  • Стилистика и оформление не должен отличаться от остальных элементов диплома; 
  • Обязательное раскрытие сути предстоящего исследования. 

Введение следует писать грамотно, разбивая на абзацы и пронумерованные списки (если требуется), то есть иметь структуру. 

 Немаловажным моментом является то, что введение вашей защитной работы пишется после написания основной части. Причина заключается в том, что в процессе создания проекта может видоизмениться
цель, задачи или другой пункт, да и достигнутые результаты порой отличаются от предполагаемых изначально. 

Структура раздела «Введение»

Существует определённый алгоритм, которого важно придерживаться при написании вступления к дипломной работе. В действительности он довольно прост, если хорошо разобраться

Введение должно последовательно включать следующие пункты:

  1. Актуальность поднятой проблемы (2-3 абзаца).
  2. Авторы (отечественные и зарубежные), работавшие над той же темой (1 абзац).
  3. Объект и предмет исследования (2 предложения, лучше всего их выделить в отдельные абзацы).
  4. Гипотеза исследования (может быть общей, частной или описательной; формируется на основе поставленной проблемы).
  5. Цель исследования (не более 1 абзаца).
  6. Задачи исследования (не более 4-5). Задачи являются составными частями цели и происходят из названий пунктов дипломной работы.
  7. Методологическая база (методы исследования) в дипломной работе.
  8. Научная новизна и практическая значимость.
  9. Структура работы (кратко).

Как описать методы исследования в дипломной работе

В разных проектах используются разные методы исследования, но стоит помнить, что даже студентам гуманитарных ВУЗов в большинстве случаев не удастся избежать практической методологии при подготовке собственной работы.

Чтобы сформулировать использованные при исследованиях методики в письменной части дипломной работы, используйте нижеследующие стандартные конструкции:

  • «В основе данной работы – положения теоретической/практической методологии».
  • «Проект разработан с использованием … методологии».
  • «Методологическую концепцию исследования составили принципы … методологии».
  • «В исследовании использовались нижеследующие методы…»

Также распишите историю изысканий по данной теме, не пренебрегайте историческим контекстом. Описывая способы, применявшиеся при проведении научных исследований, а также вклад других ученых, используйте нижеследующие словесные конструкции:

  • проблематикой … занимались еще …;
  • в … веке были основательно изучены …;
  • существенный вклад в решение вопросов … внес труд …;
  • такой подход свойственен …;
  • связь … с … показана в исследовании;
  • одной из главных проблем в данной сфере можно назвать …;
  • опыты последних лет позволяют говорить о растущей тенденции …;
  • в вопросах … колоссальное значение имеют работы …;
  • попытки изучения … предпринимались еще …;
  • господствующей точкой зрения по вопросу … является …;
  • исторический опыт показывает, что …;
  • в трудах … заметное место занимает вопрос …;
  • изначально изучением данной проблемы занимался … в труде …;
  • … более подробно исследовано в работе …, и так далее.

Занимаясь составлением текста заключения дипломной работы, следует сделать определенный акцент на краткое описание ее структуры, упоминая при этом методы исследований. При этом можно пользоваться нижеследующими оборотами:

  • Положения, освещенные выше, определили структуру проекта, который состоит из вводной части, … разделов, заключения, …
  • Цели, задачи и логика проведенных исследований обусловили структуру работы, состоящей из …
  • Во введении приведена характеристика работы, четко обосновано социальное/практическое значение и актуальность темы, определены задачи и цель, указана использованная методология и реализованные методы исследования, дан общий обзор проблемы.
  • Глава первая основной части работы посвящена… (В первой главе было рассмотрено…).
  • Вторая глава рассматривает проблему… (Во второй главе содержится информация о…).
  • Заключительная часть исследования содержит полученные выводы… (В заключении представлены основные выводы…).

Виды

Студентам различные инструменты познания помогают минимизировать проблемы исследования и к моменту вывода собрать полную информацию. При написании работы используемые методы указываются во введении.

Наиболее популярны следующие методы научного исследования:

  1. Общелогические.
  2. Теоретические.
  3. Эмпирические.

Общелогические и методы и приемы исследования применяются, когда необходимо сопоставить, исключить или переделить сущность предмета изучения.  Их используют при создании дипломной работы обязательно. Данными методами являются:

Анализ. Разделение проблемного вопроса на некоторые части и области с целью отдельного рассмотрения каждой. При изучении любого вопроса из любой науки применяется данный метод. В написании работы он может звучать как анализ литературы или нормативно-правовых материалов по объекту исследования.
Синтез. Обратный метод, заключающийся в рассмотрении целого ряда аспектов как единый предмет.
Классификация. Заключается в вычленении определенных оснований из сущности предметов и объединение их на основе схожести. Наиболее распространен в работах с большим уклоном в теорию.
Обобщение. Вывод о вопросе делается на основании общих сторон.
Прогнозирование. Результатом становится заключение о предполагаемом развитии, на основе анализа тенденций движения.
Сравнение. Практическое применение дипломной работы предполагает использование данного метода при написании. Примеры, способы регистрации входящей документации или различные стили управление компанией.
Конкретизация

Акцентирует внимание на предмете и раскрывает его сущность.
Аналогии. Проведение предметного сравнения и нахождение похожих объектов

В результате они становятся источником информации об интересуемом вопросе.
Моделирование. Создание нереальной модели и перенос в нее существующего объекта.
Абстрагирование. Способность студента уводить мысль при написании в сторону от темы работы, что способствует появлению новых свойств предмета.
Идеализация. Создание нереальных объектов, которые помогают в изучении.
Индукция. Выводит мысль студента от одного момента к более масштабному событию.
Системный. Заключается в исследовании объектов на основе их взаимодействия в системе.
Структурно-функциональный. Деление целого предмета на отдельные структуры.
Вероятностно-статистические. Предполагаемое развитие событий при появлении нестандартных ситуаций.

Пример введения к дипломной работе

Справочник по написанию дипломной работы на «отлично»:

  1. Дипломная работа пример и образец оформления
  2. Актуальность дипломной работы
  3. Аннотация к дипломной работе
  4. Апробация дипломной работы
  5. Рецензия на дипломную работу
  6. Гипотеза в дипломной работе
  7. Цели и задачи в дипломной работе
  8. Структура дипломной работы
  9. Как выбрать тему дипломной работы
  10. Как написать дипломную работу
  11. Как написать заключение в дипломной работе
  12. Как написать план дипломной работы
  13. Как написать теоретическую часть дипломной работы
  14. Как написать практическую часть дипломной работы
  15. Как оформить сноски в дипломной работе
  16. Как оформить цитирование в дипломной работе
  17. Клише для дипломной работы
  18. Лист нормоконтроля для дипломной работы
  19. Методы исследования в дипломной работе
  20. Этапы исследования в дипломной работе
  21. Объект и предмет в дипломной работе
  22. Научная новизна дипломной работы
  23. Титульный лист дипломной работы
  24. Объем дипломной работы по ГОСТу
  25. Оформление рисунков в дипломной работе
  26. Оформление схем в дипломной работе
  27. Оформление таблиц в дипломной работе
  28. Порядок подготовки дипломной работы
  29. Оформление презентации для дипломной работы
  30. Приложения в дипломной работе
  31. Рамки и списки в дипломной работе
  32. Речь на защиту дипломной работы
  33. Список литературы в дипломной работе по ГОСТ
  34. Список сокращений в дипломной работе
  35. Чем дипломная работа отличается от курсовой работы
  36. Что такое плагиат в дипломной работе

Как правильно оформить методы исследования в дипломной работе

Впервые в дипломной работе методы исследования описываются во введении. Их указывают после описания задач и оформляют списком.

Когда методы описываются в основном тексте работы, то для наглядности рекомендуется использовать графические материалы — таблицы, графики, диаграммы, рисунки, схемы, формулы.

В работах по техническим специальностям обязательно указывают оборудование, на котором проводилось исследование.

Если у автора свои уникальные методы исследования, то необходимо описать методологию. Это нужно, чтобы читатель понял о чем речь и мог повторить исследование.

Можно устойчивые использовать речевые обороты для описания приемов:

Выбранные методы и описание исследования должны быть написаны научным языком с использованием научной терминологии, но доступно для читателя.

Как подготовиться к исследованию

Понятное дело, само исследование проводится до написания диплома, а не в процессе: на преддипломной практике, которая проводится за 2-4 недели до оформления работы и защиты. Есть 4 простых правила подготовки, придерживаясь которых вы используете отведенное время с пользой:

  1. Утвердите все ключевые моменты будущей работы заранее (тему, объект, предмет, цели и др.).
  2. Определитесь с методикой исследования. Методика задает направления исследованию и очерчивает его особенности. Например, нужна ли будет в процессе посторонняя помощь и специальные технические средства.

Для методов, предполагающих предварительную подготовку, обязательно составление плана.

  1. Позаботьтесь о способах обработки и анализа полученных данных. Здесь нужно понять, когда это делать, с помощью программ или вручную, оценить необходимость различных чертежей, схем и прочего наглядного материала.
  2. Выберите когда и где проведете исследование (если у вас есть такая возможность). В противном случае место и время определит преподаватель.

Структура введения дипломной работы

Написание введения для диплома подчинено сразу нескольким задачам: обосновать актуальность изучаемой в ходе исследования проблемы; представить объект и предмет рассмотрения; указать главную цель работы и изложить поэтапную программу исследовательских действий, предпринятых для ее достижения (проще говоря, сформулировать поставленные задачи); проанализировать тематическую литературу и предложить способы решения выявленной проблемы.

Поэтому введение в дипломе состоит из стандартных блоков, которые раскрывают:

  • актуальность исследования;
  • проблематику, вытекающую из темы;
  • общий объект и частный предмет;
  • анализ источников;
  • гипотезу;
  • цель и задачи;
  • методы.

В какой именно последовательности должны располагаться элементы, лучше уточнить в методических инструкциях кафедры: они обязательно содержат образец введения диплома и общие рекомендации по оформлению каждой части работы.

Некоторые составляющие (чаще всего – гипотеза) могут исключаться из этого набора, и, наоборот, возможно, потребуется добавить пункт с описанием новизны исследования, его практической значимости или уровня изученности проблемы, поэтому точного общепринятого стандарта объема вводной части нет – он устанавливается только приблизительно, в пределах не более 10 % всего текста. Размер введения к диплому сильно зависит и от специфики научного направления. К примеру, для дипломных работ по техническим специальностям обычно достаточно двух-трех абзацев для характеристики степени разработанности темы, а для ВКР историков, литературоведов или философов во введении диплома может понадобиться обзор трудов предшественников, занимающий 5–6 страниц, если вуз не требует отвести под него отдельную главу в основой части.

Как оформить

Постановка главного вопроса, на который необходимо ответить в научном проекте — это ключевая часть во введении к дипломной работе. 

Она имеет чёткую структуру, которой нужно придерживаться: 

  1. Актуальность выбранной темы дипломного проекта с четким обоснованием (почему она важна для науки или для жизни). 
  2. Определение главной проблемы исследования, основного противоречия в выбранной теме. 
  3. Перечисление теоретических и практических аспектов данного вопроса.
  4. Объективная оценка изученности проблемы. 
  5. Название основных работ и концепций по выбранной вами теме.
  6. Список фамилий ученых, которые занимались решением этого вопроса или смежными с ним. 

Во введении можно (но не обязательно) написать ваше мнение по данной теме. 

Из верно обозначенной проблематики логически вытекают все остальные термины: объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. 

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Теоретические способы

К таким приёмам относятся общие техники научного познания. Они представляют собой логико-познавательный аппарат, который используется наукой ещё с античных времён.

Теоретические методы написания курсовой работы:

  • Абстрагирование. При этом способе конкретизируется отдельное свойство объекта или предмета, который изучается в рамках проекта. Другие характеристики и свойства исключаются. Абстрагирование применяется в гуманитарных науках.
  • Аналогия. К исследуемому предмету подбирают подобный ему по характеристикам и свойствам объект. На основе знаний о рассматриваемых аспектах делаются выводы. Такой приём эффективен, но не даёт стопроцентного результата. Аналогию применяют, когда исследуемый объект сложно изучать непосредственно.
  • Классификация. Самый простой, но эффективный способ применяется в исследовательской деятельности. Его суть заключается в разделении и структуризации объектов на группы по сходным признакам, например, по хронологии, стилю, геополитической принадлежности и т. д. В курсовой может использоваться любая классификация, которая кажется самой точной и удобной.
  • Обобщение. Метод используется, когда необходимо объединить несколько объектов и предметов в более крупную группу по сходным признакам, чтобы выявить общие особенности.
  • Сравнительный анализ. Теоретический способ исследования заключается в сопоставлении двух или более предметов, между которыми выявляют сходства и различия. Анализ применяют, если необходимо сравнить стили художников, характеристики товаров, методы управления.
  • Синтез. Этот способ группирует выявленные свойства и характеристики предмета в единое целое. Синтез применяется в сочетании с анализированием.

Этот приём помогает определить, какие труды принесли дополнительные знания, а какие ещё следует изучить. Чем больше имеется работ на конкретную тему, тем более исследованным считают предмет или явление. Такой же принцип предполагает метод изучения документации и архивов.

5. Совет по вводной части к ВКР.

 Ну воду можно пропускать, а сразу читать по теме). Я в своевремя сам столкнулся с защитой выпускной работы. И пришёл к выводу что почти все,кто читал мою работу обычно ее просто пролистывали смотрели красивые картинки ибольше слушали
что я расскажу. Т.е. вдруг моя дипломная отличается от тысячи других,которые уже просмотрели до меня. Так вот фишка! 

Введение – читают все!И если красиво все написать причем если вы посмотрите примеры введения дипломныхв интернете по какой ни будь отдельно взятой теме, то увидите что они все плюсминус
одинаковы. А теперь представьте себе, что все эти одинаковые тексты снебольшой перефразировкой студенты постоянно носят своим научника… Скучно. Поэтомуможно убить побольше времени на преамбулу и придумать какие-то новые фишки,которые вам
не встречались и скорее всего вашему преподавателю и включить их в вводнуючасть текста.  

Частные научные методы исследования в дипломе

Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала, сбора и обработки информации, проведения экспериментов.

Пример частных методов исследования в дипломной работе

Экономика Педагогика, психология Филология
  • Анализ: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический.
  • Экономико-математическое моделирование.
  • Метод финансовых коэффициентов.
  • Сценарный метод прогнозирования экономических явлений.
  • Метод единства исторического и логического.
  • Построение экономических гипотез.
  • Метод «при прочих равных условиях».
  • Изучение продуктов творчества учеников.
  • Интервью.
  • Беседа.
  • Изучения групповой дифференциации.
  • Включенное наблюдение.
  • Педагогические контрольные испытания (тестирование).
  • Анкетирование (опрос).
  • Ранжирование.
  • Шкалирование.
  • Регистрация.
  • Анализ: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический.
  • Лингвистический эксперимент.
  • Биографический метод.
  • Контент-анализ.
  • Лексикографическая статистика.
  • Дифференциальный анализ оппозиций.
  • Нарративный метод.
  • Дихотомия.
  • Трансформационный синтез и анализ.
  • «Конкретное литературоведение».
  • Семиотический метод.

Пример описания методов исследования в ВКР

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам, чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности, что может повлечь за собой неверные выводы. Поэтому при перечислении использованных в дипломной работе методов, особенно частных, желательно обосновать их выбор – уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования.

Особые требования

Чтобы правильно написать введение для диплома, надо обязательно провести анализ источников исследования. Обычно он сводится к краткому (5–15 предложений) резюме уже имеющихся в науке наработок других авторов и к выводу о недостаточной изученности предмета или о необходимости подхода к решению проблемы с использованием современных методологий.

Если в требованиях кафедры (как правило, это касается дисциплин, связанных с экономикой, маркетингом, социологией) значится подробный анализ, то в него сначала включается блок с рассмотрением источников первичной информации, которые подразделяются на внешние и внутренние. Затем отдельно пишется обзор научных исследований. Оценка материалов внутри групп проводится по хронологическому принципу.

Введение в диплом не должно содержать прямых цитат из основной части и детальных справочных сведений: определений, подробной характеристики объекта исследования и т. д.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример этапов исследования в дипломной работе

Справочник по написанию дипломной работы на «отлично»:

  1. Дипломная работа пример и образец оформления
  2. Актуальность дипломной работы
  3. Аннотация к дипломной работе
  4. Апробация дипломной работы
  5. Введение в дипломной работе
  6. Рецензия на дипломную работу
  7. Гипотеза в дипломной работе
  8. Цели и задачи в дипломной работе
  9. Структура дипломной работы
  10. Как выбрать тему дипломной работы
  11. Как написать дипломную работу
  12. Как написать заключение в дипломной работе
  13. Как написать план дипломной работы
  14. Как написать теоретическую часть дипломной работы
  15. Как написать практическую часть дипломной работы
  16. Как оформить сноски в дипломной работе
  17. Как оформить цитирование в дипломной работе
  18. Клише для дипломной работы
  19. Лист нормоконтроля для дипломной работы
  20. Методы исследования в дипломной работе
  21. Объект и предмет в дипломной работе
  22. Научная новизна дипломной работы
  23. Титульный лист дипломной работы
  24. Объем дипломной работы по ГОСТу
  25. Оформление рисунков в дипломной работе
  26. Оформление схем в дипломной работе
  27. Оформление таблиц в дипломной работе
  28. Порядок подготовки дипломной работы
  29. Оформление презентации для дипломной работы
  30. Приложения в дипломной работе
  31. Рамки и списки в дипломной работе
  32. Речь на защиту дипломной работы
  33. Список литературы в дипломной работе по ГОСТ
  34. Список сокращений в дипломной работе
  35. Чем дипломная работа отличается от курсовой работы
  36. Что такое плагиат в дипломной работе

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Что такое проблема исследования в дипломе

Ещё один ключевой термин, который обычно вызывает вопросы студентов, это проблема исследования. 

Что же это такое? 

Из толкового словаря С. И. Ожегова следует, что проблема — это «сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования». 

В дипломной работе под проблемой подразумевается главный вопрос, на который нужно ответить автору диплома в ходе своего исследования, чтобы максимально полно раскрыть тему научного проекта. Главный вопрос может быть:

  • теоретическим;
  • практическим. 

Теоретический — ставит задачу обоснования научной теории. Практический — призван разрешить возможные противоречия, касающиеся внедрения практических разработок в жизнь. 

Проблематику исследования необходимо обозначить заранее, ведь вокруг нее будет строиться вся стратегия дальнейшей работы над дипломом. 

Пример:

Тема дипломной работы — «Психологическая поддержка руководителя в стрессе». 

Проблемы исследования в этом проекте— «Недооценка роли стресса в работе управленцев и отсутствие психологической помощи руководителям». 

Как внедрить методы исследования в дипломную работу?

Среди сотен методов автору предстоит выбрать несколько самых выгодных вариантов для ведения проекта. Стоит включать не только общие, но и частные научные методы, например правовой в юриспруденции. Можно взять и теоретические, и практические методы.

Нельзя включать в работу данные о той методологической базе, которую вы не использовали. У комиссии может появиться множество вопросов – опишите реальные данные исследования. Методы дипломной работы, пример которых указан выше, оформляется во введении, через запятую.

Допустим: «Мы использовали следующие методы исследования…», или «Объект был изучен с помощью следующих методов…». Можно рассмотреть несколько предметов, произвести сравнение, а затем анализировать свойства.

Сбор и обработка информации

По мере сбора данных и проведения экспериментов студент должен зафиксировать все полученные сведения. Для этого могут использоваться разные формы и способы фиксации, выбор которых основан на методологии исследования:

  • видеозапись;
  • аудиозапись;
  • ксерокопирование и сканирование;
  • выписки и пометки;
  • рентгеновские и фотографические снимки;
  • использование осциллографа, различных фиксирующих датчиков и записывающих устройств;
  • разработка графических материалов, рисунков, таблиц и графиков.

Правильно сделанные записи и их внимательная систематизация позволят не допустить неточностей и погрешностей, нередко приводящих к серьезным ошибкам в дипломе. В результате выбора и применения той или иной методологической базы исследований в дипломной работе результаты могут быть как положительными, так и отрицательными, что в науке считается также полезной информацией. Кроме того, проведение испытания может дать совершенно неожиданный вывод, на основании чего студент в своем проекте заявляет о невозможности в настоящее время решить возникшую проблему.

Руководитель научной деятельности выпускника еще на этапе подготовки должен проверить не только выбранную литературу для изучения, но и уточнить, какие исследовательские методы определены студентом. Нередко неправильное составление методологической базы приводит к непоправимым ошибкам, и работа над дипломом заходит в тупик.

Во время защиты аттестационная комиссия может потребовать от выпускника обоснование правильности выбора методов и доказательства их эффективности. Если в ходе выполнения получен точный и достоверный результат, объяснить свои действия не составит труда. Если же удалось принять только приблизительное решение, потребуется уточнить, что исследования в данном направлении еще будут продолжаться. В отдельных случаях именно так студенты переходят к следующей стадии своей научной деятельности — написанию магистерских работ и диссертаций.

https://youtube.com/watch?v=i9HO1XMVqac

Эмпирические методы

Применяются для получения конкретной информации, ее вычленения и описания. К таким видам методов относятся:

  1. Наблюдение.
  2. Эксперимент.
  3. Беседа.
  4. Интервью.
  5. Анкетирование.
  6. Психодиагностические.
  7. Моделирование.

Осуществляется каждый метод в экспериментальной группе и носит практический характер. Например, известно об определенном факте, который необходимо подтвердить или опровергнуть. Предложенная действительность не меняется при заложенных условиях, но чтобы провести достоверное изучение, необходимо изменить несколько данных или один фактор. Изменение или стабильность факта будут результатом проведенного исследования. Анкетирование и опрос проводится среди анализируемых групп. Каждый из методов должен заканчиваться выводом о полученной информации.

В дипломных работах с практическим применением и опытно-экспериментальным характером используются методы обработки и интерпретации полученной информации. Таким образом, студент использует в написании помимо понятий на уровне качественного научного анализа количественные понятия – числа, схемы, формулы, графиков, диаграмм. Они необходимы для формализации данных и приведения их к стандартному виду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector