Описание методов исследования в курсовом проекте

Определение цели курсовой работы

Что может выступать в качестве цели:

  1. Разработка методов решения проблемы в какой-либо области.
  2. Установка зависимостей между научными понятиями.
  3. Поиск причинно-следственных связей между явлениями
  4. Выявление закономерностей в протекании процессов.
  5. Изучение характеристик какого-либо явления.

Формулировка цели исследования курсовой работы

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами — традиционно употребляемыми в научной речи клише.

Приведем примеры некоторых из них:

  • Изучить
  • Разработать
  • Выявить
  • Установить
  • Обосновать
  • Определить
  • Проверить
  • Доказать

Примеры формулировок цели курсовой работы

Исследовать:

  • Исследовать названия улиц нашего города и продемонстрировать уличные достопримечательности.
  • Исследовать основные параметры микроклимата кабинетов школы.

Изучить:

  • Изучить пищевой рацион школьников – старшеклассников.
  • Изучить проблему появления социального сиротства.
  • Изучить влияние парной бани на оздоровление.

Определить:

  • Определить зависимость от СМС среди учащихся и учителей школы.
  • Определить сходство людей и птиц.

Узнать:

  • Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.
  • Узнать, что за птица напала на воробья, выявить особенности этой птицы.

Выяснить:

  • Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.
  • Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.

Проанализировать:

  • Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей государством.
  • Проанализировать особенности использования диалектной лексики в повести В.П. Астафьева «Последний поклон».

Какие существуют методы

Есть 2 большие категории методов:

  1. Общие. Их можно применять в любой отрасли и науке, при любой теме исследования;
  2. Частные. Они используются в определенной сфере.

Общенаучные методы

Общенаучные используются давно и подходят для любых теоретических разработок и практических экспериментальных проектов. С их помощью вы можете обработать источники информации, документы, данные, полученные эмпирическим путем, статистические сведения.

Рассмотрим несколько универсальных вариантов. Их можно разделить на теоретические и эмпирические.

Теоретические

 

Метод

В чем заключается

1

Анализ

Объект раскладывают на части, а затем последовательно описывают. Вначале характеризуют частные положения, а затем, опираясь на них, изучают основные принципы

Очень важно детально рассматривать и разбирать факты и явления.

2

Синтез

Здесь важно характеризовать объект исследования путем описания связей и зависимостей каждой из его частей. Главный принцип — обобщение и соединение.

3

Сравнение

Здесь предполагается, что вы будете сопоставлять предметы или явления и искать их сходства и различия.

4

Индукция

Предполагает изучение частных фактов и положений, которые приводят к общей мысли

Чтобы сделать заключение о качестве или признаках какого-то множества, не нужно изучать все множество. Достаточно изучить какую-то показательную их часть.

5

Дедукция

Работает противоположным индукции способом. Есть какая-то общая мысль, и чтобы ее изучить, нужно вывести из нее частные положения.

6

Аналогия

В его основе лежит перенос известных сведений о предмете на пока не изученные предметы.

7

Конкретизация

Объекты рассматриваются и изучаются в реальных условиях существования.

8

Абстрагирование

У каждого объекта есть основные и второстепенные признаки, свойства, качества. Абстрагирование исключает второстепенные, чтобы сконцентрироваться на основных.

9

Моделирование

Явлению или предмету ищут аналог, но обязательно с отличительными признаками оригинала.

10

Классификация

Суть его в том, чтобы распределить предметы и явления по группам. В качестве критерия распределения нужно брать общий признак или отдельный показатель.

11

Системный анализ

Объект или предмет оцениваются как система. Учитываются все факторы, которые на них влияют.

А теперь обратимся к эмпирическим

 

Метод

В чем заключается

1

Формализация

Это когда вы передаете структуру или сущность объекта знаками: схемами, формулами и математическими символами.

2

Эксперимент

Создаются искусственные условия, в которые помещается объект. В ходе его нахождения в этих условиях фиксируются результаты. Перед началом эксперимента не забудьте составить четкий план.

3

Наблюдение

Данные об объекте изучения собираются с помощью различных органов чувств. Чтобы данным можно было доверять, позаботьтесь о выполнении всех необходимых для этого условий.

4

Изучение док-ов

Это дополнительный способ узнать больше о предмете, получить ранее неизвестную информацию.

5

Измерение

Суть измерения — получение различных цифровых данных, выражающих различные качества объекта исследования.

6

Опрос

То же, что интервью и анкетирование. Характерен для гуманитарных дисциплин. Проводится устно или письменно.

Частные методы

Частные — это те методики, которые характерны для отдельной специальности. Обычно они прописываются в методических рекомендациях, учебных пособиях и находятся на кафедре или у научного руководителя. Именно с их помощью получают наиболее качественные данные.

Рассмотрим 3 дисциплины и характерные для каждой из них методы.

Экономика. Исследовать эту дисциплину лучше всего с помощью:

  • анализа (нормативного, позитивного, статического и др.);
  • экономико-математического моделирования;
  • построения экономических гипотез.

Филология. Лучше поддается исследованию при помощи:

  • анализа (мотивного, дистрибутивного, дискурсного и др.);
  • лингвистического эксперимента;
  • дихотомии;
  • контент-анализа;
  • трансформационного синтеза и анализа;
  • лексикографической статистики и др.

Педагогика и психология. Изучается легче, если:

  • изучать результаты творчества учеников;
  • брать интервью, организовывать беседы;
  • создавать включенное наблюдение;
  • организовывать тестирование и анкетирование и др.

Как классифицировать результаты

Полученные результаты можно делить по нескольким критериям:

  • преднамеренности. Определяете, запланированные они были или незапланированные;

  • значимости. У вас могут получится значимые для науки результаты или незначимые (такое редко, но бывает);

  • качеству. Здесь результаты могут получиться позитивными или негативными;

  • зависимости от субъекта. Есть два варианта: косвенные и прямые, опосредованные или непосредственные;

  • времени учета. Можно выделить текущие (в данный момент), промежуточные (между двумя этапами), итоговые (по окончании исследования);

  • соотношению с целями. Результаты могут соответствовать поставленным ранее целям и задачам, а могут и не соответствовать.

Убедитесь, что в тексте работы вы провели классификацию по всем перечисленным критериям.

Понятие и суть методологии

В курсовых и дипломных студенческих работах используется методология при проведении ряда исследований. Это комплекс средств и инструментов, с помощью которых собирается и систематизируется информация, проводится анализ и обработка данных. На основании подготовленного и изученного материала делаются выводы по работе и определяется ее значимость как научного проекта.

Выбор каждого из них зависит от изучаемой специальности и темы, он должен соответствовать поставленным студентом целям и задачам.

Нет абсолютно никакой необходимости применять все существующие методики для проведения аналитической деятельности. Это может привести к некорректной обработке материала и неправдоподобным выводам. В результате оценка за старания студента может быть снижена, а работа потеряет свою научную ценность. Главным требованием при написании является обоснованный выбор инструментов исследования.

Большинство способов и приемов подходят для всех дисциплин и называются общенаучными. Некоторые могут быть применены только в конкретных областях и предметах и являются частными. Методы исследования не предполагают практическую часть, так как вся деятельность базируется на основе уже имеющихся данных и материалов. Студенту достаточно только использовать разработанные ранее средства и инструменты для достижения своих поставленных целей.

Примеры

Разберем примеры методов в каждой группе.

Теоретические:

  1.  Абстрагирование. Отбрасывание неважных для ученого свойств изучаемого объекта, заострение внимания на ключевых деталях.
  2. Аналогия. Построение рассуждения на основе сходства двух объектов. Например, если речь идет об экзопланетах, то их можно сравнить с планетами нашей Солнечной системы.
  3. Классификация. Разбиение группы исследуемых объектов на категории. Яркий пример классификации – видовая система в биологии, где все разделяется на царства, группы, рода и т. д.
  4. Обобщение. Переход от конкретики к обобщению для создания вывода. Здесь появляются фразы «в большинстве своем», «чаще всего» и т. д.
  5. Сравнение. Сопоставление характеристик двух объектов. Используется, например, при анализе эффективности станков. Сравниваются старый и новый образцы, рассматривается и сопоставляется каждая характеристика двух агрегатов.

Практические:

  1. Эксперимент. Создание каких-либо условий, чтобы рассмотреть механизм работы изучаемого объекта. Забавный пример эксперимента – погружение тела в воду. Известна история, когда Архимед лег в ванну и заметил, что его тело вытеснило объем воды. Тогда он выскочил голым и закричал: «Эврика!». Главное в эксперименте – его достоверность и возможность повторения другими учеными.
  2. Наблюдение. Непосредственное фиксирование характеристик изучаемого явления в естественной среде. Рассматривать крылья бабочек через лупу – пример наблюдения. Полученную в результате наблюдения информацию можно позже классифицировать или проанализировать.
  3. Моделирование. Построение модели изучаемого объекта. Часто применяется, например, в экономике. Само по себе построение моделей – тяжелый и длительный процесс, потому что модель должна соответствовать действительности с минимально допустимой погрешностью. Более того, если в изучаемой системе присутствуют аномалии (кризисы в экономике, например), то модель должна допускать подобное и не «ломаться» при попытке симуляции крайних состояний исследуемого объекта.
  4. Интервью. Если опрашиваемое лицо является носителем ценной информации, то интервью считается научным методом. Полученные в результате интервью ответы должны быть позже систематизированы.

Богатый выбор методов исследования облегчает написание курсовой работы. Мыслительный процесс во время изучения вопроса неизбежно затронет один из представленных выше методов.

Видео по теме: Методы исследования в курсовой работе

Инструменты научных исследований

На протяжении всей учёбы студенты пишут несколько курсовых работ. Количество научных проектов зависит от выбранной специальности, программы обучения и самого образовательного учреждения. Исследования могут проводиться по разным предметам, но пишутся они по одному принципу.

Раскрыть тему помогает методология. Написание курсовой работы подразумевает использование способов и техник, которые необходимы для научных исследований. Отмечают их во введении к проекту.

Метод — это специальный инструмент, с помощью которого получают, обрабатывают и фиксируют информацию, нужную для данной научной работы. Общенаучные способы едины для всех дисциплин. Для конкретной области также характерны частнонаучные способы. Они применяются конкретно для неё.

Методы для исследовательских проектов бывают двух видов:

  • теоретические;
  • практические (или эмпирические).

Эти приёмы могут использоваться и в других видах научной деятельности. Для некоторых проектов применяется только одна группа техник.

С помощью теоретических и эмпирических способов удаётся решить поставленные задачи курсовой работы и достигнуть заявленных целей. Но для начала необходимо узнать подробнее об инструментах научных исследований. Не следует выбирать технику наугад. Она должна быть обоснована для конкретной работы.

Проект введения курсовой работы в виде таблицы

Структура введения курсовой работы в виде таблицы выглядит следующим образом:

Актуальность исследования

особую актуальность данное исследование приобретает…;
отсюда вытекает актуальность исследования…;
важность данного исследования продиктована…

Изученность проблемы

как показывают последние исследования…;
исходя из вышесказанного, следует сделать вывод…;
в данном случае мы можем предположить, что…

Цель работы

выявить главные тенденции в данном направлении;
совершить теоретическое обобщение исследований, связанных с…

Задачи работы

выявить особенности…;
обобщить теоретические изыскания, связанные с…

Объект исследования

Предмет исследования

Гипотеза исследования

Новизна исследования

Практическая значимость

Структура курсовой работы

Курсовая работа имеет утвержденную ГОСТом структуру. Изменять ее нельзя. Структура и правила оформления едины для всех видов курсовых работ. Структура содержит:

  • титульный лист;
  • ;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список литературы;
  • приложения.

Иногда к курсовой работе требуется реферат. Его пишет автор работы.

Титульный лист

Титульный лист — это первая страница работы, на которой указывается основная информация по курсовой: учебное заведение, название работы, ФИО студента и научного руководителя, тема, год.

Титульный лист оформляется по шаблону учебного заведения, если он есть, или по ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 7.32-2001.

Пример титульного листа для курсовой

Не забудьте уточнить правильность написания названия министерства и вашего вуза (Скачать)

Содержание курсовой отражает структуру работы. В него входят все разделы. Содержание оформляется на отдельном листе. Каждому разделу и главе присваивается свой номер и указывается страница, с которой они начинаются.

Следующая глава по названию должна быть логически связана с предыдущей. Это же требование относится и к разделам. Из названий должно быть понятно содержание главы. Длина названия раздела или главы не превышает одного предложения.

Пример содержания для курсовой

Названия глав и разделов не должны совпадать между собой и с названием курсовой (Скачать)

Введение

Введение – это первый раздел работы, в котором указываются основные данные. Оно описывает:

  • актуальность работы;
  • предмет и объект исследования;
  • цель и задачи работы;
  • методы исследования.

Введение пишут, когда готова основная часть работы.

Пример введения для курсовой

Объем введения не превышает 3 страниц (Скачать)

Основная часть

Основная часть курсовой делится на 2 раздела – теоретический и практический (иногда на аналитический и проектный).

Теоретический раздел обобщает информацию о проблеме исследования, которая собирается студентом из нескольких источников. В нем подробно рассматриваются предмет и объект исследования.

Также здесь студент высказывает, основывая на фактах, свою точку зрения на исследуемую проблему и выстраивает теоретические предложения о том, какие способы оптимальны для решения поставленной задачи.

Аналитический раздел – это определение и выявление фактов, которые оказывают выраженное влияние на предмет исследования в условиях реальной жизни. При оформлении выводов в этом разделе указываются не только сами факторы, но и оценивается степень их влияния, а также приводятся способы уменьшения их воздействия.

Практический или проектный раздел – это часть, в которой содержатся данные о разработке и применении на практике методов для выявления и решения поставленной задачи. Там же приводятся и результаты.

В зависимости от сложности вопроса и общего объема работы, она может содержать от 2 (теоретический и практический) до 3 (теоретический, аналитический и практический) разделов. Каждый их них дополнительно делится на главы, которые могут, в свою очередь, разделяться на  параграфы.

Пример основной части курсовой

В курсовой работе основная часть занимает от 70 до 80%. (Скачать)

Заключение

В заключении курсовой работы прописываются выводы, сделанные на основе проведенных исследований, и рекомендации, которые составлены по результатам работы. Там же указывается перспектива практического применения полученных результатов.

Пример заключения для курсовой

Заключение пишется, когда готовы основная часть и введение (Скачать)

Список использованной литературы

Список использованной литературы (библиографический список) обязателен для курсовой работы, так как автор в тексте ссылается на источники, а не высказывает только свои мысли.

В списке литературы отражается все виды источников информации, в том числе иностранные, электронные, нормативно-технические документы.

Пример списка литературы для курсовой

В списке должны только источники, на которые есть ссылки в тексте (Скачать)

Приложения

Приложение, если есть, будут показателем того, что студентом исследование проведено настолько объемное, что часть собранной им информации потребовалось вынести за пределы работы, так как иначе курсовая превысила бы разрешенный объем.

Приложения включают в себя справочные материалы, которые подтверждают мысли автора: фотографии, газетные вырезки, большого размера таблицы и графики.

В тексте основной части работы должны быть ссылки на каждое из приложений, иначе их присутствие неуместно.

Пример приложения для курсовой

Каждое приложение оформляется на отдельном листе (Скачать)

Чего точно не должно быть в курсовой

  1. Здесь не должно быть длинных предложений. Чтобы текст читался лучше. Следует разбить длинные предложения, сделав из них емкие и понятные фразы.
  2. Вода. Только тезисы и только «по существу». Если в тексте содержится много воды, то это указывает на незнание студентом выбранной темы.
  3. Выражение личного мнения, попытки дать оценку по теме, осуждать и проявлять эмоции. Введение должно основываться на подтвержденных фактах. Здесь нет места критике, личному отношению.
  4. Нельзя размещать картинки, фото, таблицы, для этого есть основная часть.
  5. Орфографические ошибки, особенно в деле склонения глаголов и местоимений.
  6. Раздел не должен содержать ссылки на другие источники информации.

Требование к уникальности текста введения – 70%.

Четко и кратко о математических методах

Прогресс не стоит на месте, написание дипломных проектов вручную не актуально. Наступил важный период количественных характеристик, формальных моделей и функциональных взаимосвязей.

Сетевое моделирование

Об универсальном современном методе уже было сказано пару слов. Поговорим более детально о нем. Идеальные условия для создания сетевого моделирования:

  • констатация параметров неопределенности по объекту в целом;
  • возникновение необходимости поиска оптимального варианта;
  • желательность существенного сокращения сроков исследования.

Сетевое моделирование в единичных случаях и эпизодично используют в универсальных гуманитарных проектах.

Визуализация

Статистические и научные разработки не обходят стороной этот эффективный метод. Рассмотрим его наиболее часто используемые компоненты в курсовой работе:

Таблицы. Они могут иметь аналитический и неаналитический характер. В первом случае студент добивается возможности четко сформулировать полученную в процессе деятельности закономерность. Во второй ситуации он выводы не делает, потому что в ход идет необработанная диагностика в виде иллюстративного/информативного материала.

Диаграммы. Среди них различают объемные, плоскостные, линейные, секторные и сетчатые формы. Из общего стандартного набора диаграмм Ехсеl выберет универсальный вариант.

Графики

Важно правильно выстроить координатные оси. На них затем размещают краткие условные обозначения

Их пояснение располагают в самом печатном тексте.

Определение задач курсовой работы

Обычно задачи перечисляются и начинаются словами:

  • выяснить,
  • изучить,
  • провести,
  • узнать,
  • проанализировать,
  • исследовать,
  • определить,
  • рассмотреть,
  • найти,
  • предложить,
  • выявить,
  • измерить,
  • сравнить,
  • показать,
  • собрать,
  • сделать,
  • составить,
  • обобщить,
  • описать,
  • установить,
  • разработать,
  • познакомиться.

Чтобы определить задачи курсовой работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»

Примеры формулировок задач курсовой работы

  • Описать аспекты влияния СМС на психику человека.
  • Установить основные причины ухудшения зрения.
  • Проследить литературные связи В. Даля с Башкирией.
  • Разработать план расселения рыжих лесных муравьев.
  • Согласовать план с лесничеством.
  • Получить новую информацию о горах.
  • Познакомиться с легендами о деревне.
  • Рассчитать суточный рацион учащихся.
  • Проработать детально химические методы качественного и количественного анализа железа и меди.
  1. Курсовая работа пример и образец оформления
  2. Как написать курсовую работу
  3. Оформление курсовой работы по ГОСТу
  4. Курсовой проект пример и образец оформления
  5. Задание на курсовую работу
  6. Актуальность курсовой работы
  7. Объект и предмет в курсовой работе
  8. Проблема курсовой работы
  9. Методы исследования в курсовой работе
  10. Практическая значимость курсовой работы
  11. Аннотация курсовой работы
  12. Структура курсовой работы
  13. Титульный лист курсовой работы
  14. Содержание курсовой работы
  15. Введение курсовой работы
  16. Теоретическая часть в курсовой работе
  17. Практическая часть в курсовой работе
  18. Исследовательская часть в курсовой работе
  19. Заключение в курсовой работе
  20. Список литературы в курсовой работе
  21. Приложения в курсовой работе
  22. Презентация для курсовой работы
  23. Написание речи на защиту курсовой работы
  24. Оформление формул в курсовой работе
  25. Оформление списков в курсовой работе
  26. Оформление сносок в курсовой работе
  27. Оформление ссылки на интернет-источник
  28. Оформление таблиц в курсовой работе
  29. Как вставить рамку в ворде
  30. Оформление рисунков в курсовой работе
  31. Темы курсовых работ по экономике
  32. Заказать написание курсовой работы

Методы исследования согласно западной классификации

Эта классификация увеличивает гибкость всей системы существующих методов, позволяя комбинировать различные способы и даже создавать новые методы. Основными требованиями принадлежности к категории количественных методов являются измерение и квантификация параметров исследования, в то время как качественные методы характеризуются потребностью смысловой интерпретации существующих или собранных данных.

Качественные методы ориентированы на объяснение, выяснение причин и другие качественные характеристики исследуемых объектов или явлений. Они обладают особой ценностью в социологии как методы исследования курсовой работы. Пример использования качественных методов – ответ на вопрос о том, почему заядлые курильщики не бросают курить, несмотря на статистические данные о вреде никотина. К данным методам относятся:

  • исследования (исторические, этнографические, социальные, прецедентные);
  • эксперименты (фокус-группы, ролевые игры, симуляции);
  • наблюдения;
  • интервью.

Количественные методы исследования в курсовой работе ориентированы на получение статистических и других численных данных, к ним относятся:

  • опрос, анкетирование, интервью;
  • тестирование;
  • лабораторный эксперимент;
  • численный анализ;
  • моделирование.

Благодаря простому и четкому дифференцированию возникает меньше сложностей с выбором и мотивацией

Описывая в работе используемые методы исследования, темы, основные задачи и вопросы, важно четко осознавать концептуальные рамки научной работы

Важно помнить, что многие работы: и курсовые, и дипломные — могут и должны сочетать и комбинировать различные методы. Каждый отдельный метод предоставляет способ достижения новых знаний, каждый из них по-своему важен, и ни один сам по себе не способен дать полную картину исследования

Практические средства

Любая курсовая работа или дипломный проект предполагают исследовательскую деятельность, базой для которой являются теоретические техники и практическая часть. Во введении любого проекта студент должен указать и перечислить использованные им инструменты и средства, а также обосновать сделанный выбор. В любом ВУЗе, как правило, есть методички по написанию студенческих работ, в которых приведено описание и порядок выполнения задания.

Наиболее распространенными практическими способами в науке являются:

  • проведение экспериментов — наиболее эффективный прием, знакомый каждому школьнику с уроков химии или физики и составляющий основу серьезной научной деятельности (предполагает вмешательство в реально существующие условия существования и возникновения объектов или явлений);
  • наблюдение — обязательно при любом познании, позволяет фиксировать и отмечать любые нюансы, важные для работы;
  • измерения — позволяют опытным путем определить характеристики изучаемого предмета, его вес, длину, ширину, объем, рост и другие, получив данные в численных показателях или единицах;
  • опросы и анкетирование — предполагают привлечение большой группы людей, которые должны дать ответы на вопросы с несколькими вариантами, бывают в письменной, устной форме или в режиме онлайн.

К практическим методам также относится моделирование. При его проведении составляется структурированная уменьшенная копия, имитирующая изучаемый объект. Операции могут проводиться как при помощи схем, чертежей и формул, так и в компьютерном режиме. При предметном моделировании исследуются отдельные части и составляющие.

В некоторых отраслях науки используется интервьюирование. Оно предполагает беседу с человеком, у которого можно узнать нужную информацию. Обязательно подразумевается регламентированный характер, вопросы составляются заранее и не предполагают вариантов ответа в отличие от анкетирования. Планирование опросника позволяет без задержек получить ответы опрашиваемого.

Такие методы, как эксперимент и наблюдение, предполагают длительность и создание определенных условий, благоприятных для получения результата и позволяющих действиям повторяться. Именно на неоднократном получении тех или иных данных делаются выводы о свойствах и особенностях объекта.

Итоги

Методы исследования, их выбор и применение – важная часть написания курсовой. Верно подобранные инструменты позволяют добиться высокого качества работы. Использованные методы исследования указывают во введении – можно ограничиться простым перечислением, без развернутых определений.

Несмотря на классифицирование способов познания, в конечном счёте они тесно связаны, отчего и выделение каких-то более или менее значимых инструментов невозможно. Никто, кроме самого автора курсовой, не знает, какой метод будет полезнее и эффективней в его случае.

Рекомендуем к прочтению: Как сделать презентацию к курсовой работе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector