Правила составления экзаменационного эссе

Структура работы

Продолжим разговор о том, как писать эссе по истории. Во французском языке слово «эссе» означает «набросок», «попытка», «проба пера». Этот необычный жанр стал особенно популярным в последнее время. Именно поэтому его стали использовать для оценки индивидуальности мышления школьников, включив в выпускной экзамен по истории в 11 классе.

Анализируя разные примеры эссе по истории, можно выделить два жанра, которые противоположны по целям друг другу.

Первый вариант можно рассматривать в качестве творческой работы, предназначенной людям, увлекающимся историей. Рамки такого эссе не ограничены, поэтому оно напоминает подробный реферат по конкретному историческому вопросу. У автора подобного сочинения есть все возможности продемонстрировать свою осведомленность в рассматриваемом вопросе, доказать позицию. Также под творческой работой подразумевают строгую форму изложения знаний в том случае, когда есть жесткие ограничения по времени. Как должно быть построено такое эссе по истории? Шаблон работы на ЕГЭ предполагает логичное и краткое изложение позиции автора по конкретной тематике. Обязательным является применение нескольких аргументов для подтверждения своей точки зрения.

Популярные сочинения

  • Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно сочинение Предки – это наше начало, наши истоки. Славянский народ за период своего существования пережил многие трудности, лишения и войны. Многое менялось за период существования нашего народа.
  • Сочинение Наталья Дмитриевна в комедии Горе от ума (образ и характеристика) Одним из второстепенных персонажей произведения является Наталья Дмитриевна Горич, представленная в образе супруги Платона Михайловича, приходящегося другом главному герою
  • Сочинение Образ бесприданницы в пьесе Островского Александр Николаевич Островский за свою жизнь написал большое количество произведений, которые потрясли не только Матушку-Россию, но и целый мир культуры и искусства. Пьеса «Бесприданница» появилась

Разбор сочинения по истории

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.

Тема сочинения (исторический процесс): Политика индустриализации и коллективизации в СССР

Первый пункт нашего плана гласит: «Краткая характеристика исторического процесса». Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.

Второй пункт нашего плана: «Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация — это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни — 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли

Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало «холодильной технике» (не «холодильники в каждый дом», это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.

Третий пункт плана: «Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней. Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с «чистки» самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.

Четвертый пункт плана: «Оценка значимости данного периода для истории страны».

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.

Как писать эссе по истории

Чтобы не упустить важных деталей в оформлении выпускной работы, запомните алгоритм написания:

Выбрать знакомый период, дать ему название, раскрыть его специфику.
Разделить события на важные и второстепенные, выделить 4 ключевых, связанных между собой.
Обозначить для себя минимум 2 значимые персоны, имевшие влияние на ход развития.
Обратить внимание на причины, которые спровоцировали упомянутые явления.
Заранее выучить оценки выбранных периода и событий, данные учеными-историками.
Определить исторические факты, которые послужат доказательством.
Писать только те даты, имена и названия, в которых уверены.
Аналитика на первом месте: покажите, что не просто хорошо ориентируетесь в учебной программе, но и умеете работать с материалом.

В завершение систематизируйте все, составьте план и по нему напишите сочинение.

План

План эссе поможет структурировать работу и сделать понятной для проверки.

  1. Начинайте с краткой характеристики этапа. Дайте название тому, что скрывается под хронологическим отрезком: время правления монарха, революция.
  2. Расскажите о первом значимом событии, случившемся в этот отрезок, о причинах и следствиях этого явления, назовите связанную с процессом личность и ее конкретные дела. 
  3. То же — со вторым не менее значимым явлением, его причинами и следствием, связанной с этим личностью и ее конкретные дела. 
  4. В завершение оцените значимость периода для истории развития страны.  

Говоря о причинно-следственных связях, назовите и объясните причины и итоги реформ, революций, войн, бунтов.

Событий, причинно-следственных связей, личностей может быть больше двух, если это помогает полно раскрыть содержание и значение исторического временного промежутка.

Оценить значение периода значит объяснить, как изменились экономика и культура, какие случились победы или поражения во внешней политике.

Шаблонные фразы и клише

При написании сочинения используйте следующие клише:

Вступление

  • Это эпоха правления/царствования…
  • Во время правления произошли глобальные преобразования…
  • Для обозначенного временного отрезка характерно/свойственно…
  • Наиболее значимые события — это…

Основная часть

  • В это время произошло вторжение/переворот/коренной перелом.
  • Причиной объединения территорий/принятия реформы/введения войск стало…
  • Особую роль в развитии этого события сыграл (имя исторической личности)…
  • Наиболее яркими личностями периода были…
  • Личность (имя и фамилия) написал произведение/отменил/отдал приказ…
  • Рассмотрим общие причины для приведенных событий.

Заключение

  • Ученые не имеют единого мнения о событиях этого хронологического отрезка истории.
  • Авторитетный историк (имя) убежден, что…
  • Обозначенные исторические события ознаменованы (речь о последствиях)…
  • Результатом этих событий стали такие процессы (написать, как из этого события возникло другое следствие или как определенная причина породила событие)…
  • Правлению/действиям (имя исторической личности) вряд ли можно дать однозначную оценку.
  • Можно смело утверждать, что эпоха стала периодом…

Алгоритм выполнения задания 25 на ЕГЭ по истории

  1. Выбирать следует процесс/личность, который(-ую) лучше всего знает выпускник.
  2. Заполнить черновик в табличной форме:
Событие (явление, процесс) Причина(-ы) события (явления, процесса) Личности и их конкретные действия Значительное влияние конкретных действий исторической личности на ход и (или) результат событий (явлений, процессов) Последствие (-я) события (явления, процесса)
Значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на факты (для модели по историческим процессам)

ИЛИ

Оценка влияния указанных в сочинении событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты (для модели по историческим личностям

Написать текст исторического сочинения на основе черновика с учетом критериев оценивания задания 25 ЕГЭ по истории.
Следует подстраховаться и перевыполнить требуемое количество, т.е. упомянуть не два события (явления, процесса), а три. Написать суммарно не две причины, а не меньше трех (также рекомендуется выделить последствия).

Особое внимание стоит упомянуть на конкретизацию деятельности исторических личностей. Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)

Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Если же выпускник пишет не о конкретных действиях исторического деятеля, а о процессе, который, возможно, проходил под его руководством или участником которого был этот исторический деятель, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2. Также нужно обязательно указать последствия конкретных действий для хода и/или результата события (явления, процесса).

Примеры верного раскрытия роли исторической личности:

  • Чтобы взять неприступную турецкую крепость Измаил, Суворов начал готовиться к наступлению. Он приказал построить укрепления, похожие на крепость Измаил. На них солдаты обучались штурмовать неприступные стены. Были заготовлены длинные лестницы и веревки, чтобы быстро взбираться вверх по вертикальным стенам крепости. Когда приготовления были закончены, то Суворов выдвинул ультиматум защитникам крепости: «24 часа на размышление — воля. Первый мой выстрел — неволя. Штурм — смерть». Комендант крепости был удивлен таким смелым вызовом. Он не мог и предположить, что Измаил будет захвачен. Поэтому он ответил русскому полководцу: «Скорее небо упадет на землю, чем сдастся Измаил…» На следующий день Суворов приказал начать штурм крепости. Сначала по ней был открыт артиллерийский огонь. Затем, дождавшись тумана, русские войска начали штурмовать стены Измаила одновременно со всех сторон. Тренировки солдат не прошли даром. Они быстро взбирались на стены крепости и вступали с турками в рукопашный бой. Наконец, остатки турецкого гарнизона собрались в центре крепости. Они не имели более сил обороняться и сдались на милость победителя.
  • Кутузов принял решение оставить Москву после военного совета в деревне Фили, что спасло русскую армию от разгрома.
  • Павлом Пестелем был написан конституционный проект «Русская правда», принятый Южным обществом в качестве программы действий.
  • В августе 1946 г. Жданов выступил с докладом, осуждающим Ахматову и Зощенко; этот доклад лёг в основу постановления «О журналах „Звезда” и „Ленинград”», что положило начало идеологической кампании против интеллигенции после войны.
  • Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности Сталина, тем самым начав процесс десталинизации.

Разберем выполнение критериев на примерах исторических сочинений

Структура эссе

Начать эссе, конечно, следует с заголовка. Но это не значит, что именно с него начинается написание эссе. В большинстве случаев название своему эссе автор придумывает после окончания работы над основной частью текста. Название должно отражать главную мысль эссе. В качестве заголовка можно использовать цитату.Первый абзац эссе — вступление. Автор раскрывает в общих фразах тему, пишет тезис, возможен такой вариант — обратиться к читателю и задать вопрос. Вступление — самая важная часть эссе. Если автор не смог заинтересовать с первого предложения, то читать дальше никто не будет. Поэтому начать текст нужно сильно, увлекательно, цепляюще. Первая часть эссе должна дать ответы на вопросы: » Какая тема эссе?» и «В чем его смысл?».После вступления начинается основная часть эссе. В коротком эссе эта часть занимает приблизительно 3 абзаца, в более объемном — от трех и более. Каждый абзац следует начинать с простого предложения, в котором отображена его главная мысль. А в следующих предложениях эту мысль развивать — описывать, раскрывать детали, приводить примеры, доказывать или убеждать. Все абзацы должны быть логически связаны между собой и плавно переходить от одной мысли к другой

Так автор сможет удержать внимание читателя, постепенно увлекая его и заставляя читать дальше

Последняя часть эссе — заключение, которое может состоять из одного или двух-трех абзацев. В этой части автору нужно подвести итог, повторить основную мысль, выделить главные моменты эссе

Принципиально важно, в заключении не писать никакой новой мысли или мнения, тогда эссе потеряет всякий смысл. Иногда в заключении, если это необходимо, автор использует призыв к действию, например: » Не будьте равнодушны!», » Не молчите», » Давайте вместе менять этот мир»

25 задание ЕГЭ по истории: изменения

Главное изменение, которое коснулось 25-го задания — тема, о которой придется писать в сочинении. Раньше ученикам предлагали на выбор три периода из истории России. Дальше нужно было проанализировать события, процессы и личности выбранного отрезка времени. С этого учебного года в КИМах будут попадаться на выбор по три варианта либо исторических личностей, либо процессов.

Зачем это сделали? Историки ФИПИ уверяют: чтобы снизить количество заученных сочинений, которых за пять лет накопилось очень много. В это легко поверить! Например, в ХХ веке возможных периодов для задания меньше десятка — легко было выучить шаблоны. А теперь задания будут более непредсказуемыми и вариативными. 


Пример задания на исторические процессы (из демоверсии)

Пример задания с историческими личностями (из демоверсии)

Как написать эссе по истории

Структура текста

Чтобы написать произведение в этом стиле, необходимо для начала составить план произведения. То есть оно должно состоять из:

  • вступительной части;
  • основной, где раскрыт сюжет произведения;
  • заключительной, которая должна быть самой краткой и содержать результаты изложенных аргументов.

На начальном этапе необходимо исчерпывающе изучить подобранный материал по теме, историческую ситуацию, в которой формировались личности главных персонажей, детали и порядок событий. Рассказ о событиях или персонажах нужно начинать по временной очередности.

Построение исторического эссе, как и любое сочинение, нужно начинать со вступления с последующим переходом к раскрытию темы автором.

Тема должна содержать подсказку на доказанное литератором утверждение. В эссе по истории разносторонне описывается главный персонаж: нравственный и внешний образ, умственные таланты, степень интеллекта, есть ли талант организатора, какова роль героя произведения в обществе, лично его заслуги в развитии страны, в жизни народа. Особенно важны переживания автора по отношению к героям произведения.

В основной части произведения, на переходном периоде, необходимо обозначить лаконичный, широкий ответ на вопрос, поставленный во вступлении сочинения, а также ряд приблизительных подвыводов.

Заключительная часть должна последовательно вытекать из общей темы рассказа и быть наиболее выгодной составляющей c точки зрения эмоционального воздействия на читателя. Здесь раскрывается окончательное описание подвыводов.

Значение этого жанра показывает достоверное суждение повествующего, имеется в виду не только логические рассуждения литератора, но и совпадение с человеческими общепринятыми правилами в обществе.

Форма написания

Историческое эссе пишется преимущественно в академичном стиле. Это делается для того, чтобы изложение сути произведения не опустить до обиходной речи. Главную суть творения в этом стиле раскрывают изысканно подобранными доводами. Огромную роль играют индивидуальные качества литератора, его собственный взгляд на те или другие переживания, ощущения, логичность суждений, манера размышления.

Изложение истории в эссеистическом стиле отличается от раскрытия темы в учебном пособии. В этом стиле не требуется большой объем, а наоборот, необходимо конкретное отражение сюжета, события в истории. Размер произведения в эссеистическом стиле не должен быть крупным, как, например, у романа, так как это произведение освещает определенный исторический эпизод.

Повествование может быть любым, пусть даже противоречивым, главное, разбудить переживания читателей к истории прошедших дней, не перевирая при этом события.

Безусловно, каждому человеку интересен тот или иной исторический факт. Чтобы написать историческое эссе, необходимо подготовить подборку материала, затем рассмотреть возможность оригинального изложения темы, обдумать план рассуждений, все должно быть подобрано четко, обоснованно.

Должны быть применены следующие логические понятия:

  1. Индукция — способ рассуждения от индивидуальных фактов, утверждений к всеобщим выводам.
  2. Дедукция — метод суждения, при котором новая позиция формируется логическим методом от всеобщего понятия к индивидуальным заключениям.
  3. Сходство — наличие хотя бы одного общего признака у изучаемых предметов. Отношение сходства двух предметов в достаточно определенных признаках обладает свойствами симметричности.

Доказательство главной идеи можно описывать несколькими альтернативами:

  • закономерное оспаривание;
  • обоснование от противного;
  • непрямой аргумент.

Примеры исторических эссе

В России эссе по истории зачастую пишут о талантливых, прославленных исторических личностях, героях современности, например, о таких людях, как: Михаил Ломоносов, Владимир Мономах, Иван Сусанин и т. д.

Чем же знамениты герои той или иной эпохи:

  1. Например, Михаил Ломоносов открыл закон сохранения материи и движения, атмосферу на Венере, сконструировал большое количество оптических приборов, возродил в России искусство мозаики и производство красок.
  2. Во времена правления Владимира Мономаха произошло ослабление половецкой угрозы.
  3. Подвиг костромского крестьянина Сусанина спас жизнь царя и погубил отряд польско-литовских интервентов.

Без плана при написании эссе по истории, конечно, не обойтись, но это не самое главное в написании такого рода произведения. Необходимо выдержать логику в рассуждениях, привести бесспорные доказательства в обосновании доводов и тонко объяснить читателям наиважнейшие человеческие этические правила.

Стиль исторического эссе поднимает патриотизм среди молодежи, расширяет круг читателей.

Критерии оценивания

2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель 2 балла.
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель 1 балл.
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно 0 баллов.
2 балла
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 2 балла.
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 1 балл.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

0 баллов.
2 балла
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 2 балла.
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 1 балл.
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны 0 баллов.
1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти 1 балл.

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

0 баллов.
1 балл
При изложении корректно использована историческая терминология 1 балл.

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы

0 баллов.
3 балла
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 3 балла
Допущена 1 фактическая ошибка 2 балла.
Допущены 2 фактические ошибки 1 балл.
Допущены 3 или более фактические ошибки 0 баллов.
1 балл
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1 балл.
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0 баллов.

Максимальный балл — 12

Решай по истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector