Формы организации обучения в педагогике

Традиционная классификация уроков: основные типы и виды

В методике существует немало классификаций типов урока, которые учитывают разные аспекты. Но наиболее популярной на практике остается классификация, предложенная Б. Есиповым, который выделял следующие типы уроков по их дидактическим целям:

Урок получения нового знания. На этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление.

Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта.

Урок закрепления знаний и формирования ЗУН предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний.

Виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса, деловая игра, конкурс, КВН, викторина.

Урок обобщения и систематизации — полученные знания обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей системе. Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины. 

Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины. 

Урок контроля ЗУН и коррекции знаний предназначен для определения качества ЗУН по теме, выявление уровня освоенности темы.

Виды: зачеты, письменные работы, экзамен

Комбинированный урок предназначен для выработки умения самостоятельно применять новые знания на практике.

Виды: экскурсия, конференция, семинар, практикум, мастер-класс.

Комбинированные уроки в силу своей специфики особенно распространены в младших классах. Это объясняется возрастными особенностями детей, для которых еще характерна неустойчивость внимания и повышенная эмоциональная и физическая активность.

Например, комбинированный тип уроков часто практикуется при изучении курса математики в начальных классах, когда в рамках 1 урока проводится обучение сразу по нескольким направлениям.

В отдельную категорию принято выделять нестандартные уроки. Это уроки, построенные по непривычной структуре, в необычной форме, с использованием нестандартных методов и приемов. К видам нестандартных уроков относят уроки-«погружения», уроки в форме КВН, театрализованные уроки, консультации, аукционы, уроки творчества, уроки-формулы, уроки-фантазии, бинарные (интегрированные), компьютерные и пр.

Нестандартные уроки, как правило, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению. Но при всех плюсах они требуют большего времени на подготовку и не всегда эффективны с точки зрения дидактических целей. Нельзя строить весь учебный процесс исключительно на нестандартных уроках, поэтому методисты рекомендуют практиковать такие уроки всем учителям, но в меру, целесообразно распределяя время.

Особенности построения уроков в начальной школе

Уроки в начальной школе проводятся с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей младших школьников. Для первоклассников предусмотрена сокращенная продолжительность урока — 35 минут. Занятия учащихся 2-4 классов длятся 45 минут. Каждый урок, независимо от дидактических целей и формы проведения, должен включать динамические паузы и смену видов деятельности.

Стадии урока в начальных классах:

  1. Организационный момент.
  2. Этап повторения.
  3. Определение целей и задач урока, мотивация учащихся.
  4. Получение нового знания.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное закрепление теории.
  7. Самостоятельная работа и самоконтроль по образцу.
  8. Физкультминутка.
  9. Применение знаний в традиционных условиях.
  10. Рефлексия.
  11. Озвучивание итогов.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • Обобщение выявленных затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Экскурсии с детьми

Особой разновидностью групповых занятий в ДОУ считаются экскурсии. Это может быть организованный поход в парк или на перекресток дороги, в магазин или на речку. Экскурсия также имеет четкую структуру проведения. Первая часть — подготовительная, которой занимается педагог самостоятельно. Выбирается место экскурсии, кто будет сопровождать группу детей, решаются организационные вопросы.

Дальше следует основная часть — поход с детьми на выбранное место. В ходе экскурсии ведется наблюдение, детям задают вопросы, обсуждается выбранная тема. Педагог использует словесные дидактические игры. Можно организовать сбор природного материала для дальнейших поделок.

После возвращения на территорию дошкольного учреждения проводится закрепление увиденного. Это может быть простая беседа, обмен впечатлениями либо отображение увиденного в рисунках, изготовление альбома с гербарием.

Что такое формы организации обучения

Формы организации обучения — типы проведения занятий с целью осуществления учебно-познавательного процесса.

Формы организации обучения существуют и меняются в зависимости от потребностей общества, социальных заказов и развития людей. Вариативность форм обучения вносит коррективы в процесс и содержание образовательной деятельности, специфику общественных запросов и влияет на конечный результат учебы.

Использование и сочетание различных форм обучения позволяет учитывать психологические особенности обучаемых, способствовать комфортному процессу получения знаний и поднимать уровень успеваемости.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

История развития форм обучения

На протяжении тысячелетий формы обучения менялись и трансформировались.

  1. Поначалу учитель или мастер передавал знания ученику или подмастерью путем практических уроков.
  2. В Древней Греции, Китае и Египте поначалу использовали только индивидуальные занятия. Функция и обязанность учителя заключалась в том, чтобы напрямую работать с одним учеником, добиваясь усвоения необходимого материала. При таком способе взаимодействия процесс обучения был успешен в том случае, если совпадали интересы ученика и учителя. Если учитель был не способен донести нужный материал, а ученик не готов его воспринимать, процесс затягивался, и желаемого результата достичь было сложно. Если же ученик впитывал знания, старался заниматься самостоятельно, а учитель всячески стимулировал обучаемого и помогал теоретически и практически, итог обучения был блестящим.
  3. Когда желающих обучаться стало больше, чем учителей, стала внедряться индивидуально-групповая обучающая система. В современной науке эта форма занимает низшую ступень классификации. Отрицательными сторонами подобного образовательного процесса считают разновозрастный состав учеников, непостоянство групп и разное развитие обучаемых. При такой организации обучения максимум, чего добивались учителя — научить воспитанников читать, писать и считать. На изучение каких-то наук и дополнительных дисциплин не было ни возможностей, ни времени.
  4. Следующей ступенью в истории форм обучения считается появление коллективного или группового способа. Зарождение его приписывают к XVI веку, а автором методики считают педагога Я. Коменского. Он дал теоретическое описание классно-урочной системы, применяемой в большинстве учебных заведений по сей день.
  5. На рубеже XVIII-XIX веков в некоторых европейских странах получила распространение ступенчатая система обучения. Сущность ее в том, что одновременно в процессе учебы принимало участие большое количество учеников. Учитель отбирал самых способных и смекалистых, первую половину учебного дня занимался с ними, а затем отправлял их к остальной группе учащихся. Подобная методика известна в педагогике еще и как «взаимообучение», и вскоре она показала свою несостоятельность.
  6. В ХХ веке в образовательную систему многих стран стали вводить больше элементов индивидуального и самостоятельного обучения. Однако и этот способ себя не оправдал: отстранение от главного процесса учителя дал резкое снижение успеваемости, уровня знаний и общее недовольство процессом.
  7. Работа над усовершенствованием форм и методов обучения привела к тому, что большинство стран остановились на групповой методике с комплексным применением разных типов и приемов обучения теории и практике.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • Фиксирование локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы.
  • Реализация на практике выбранного плана.
  • Обобщение видов затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  • Решение задач творческого уровня.
  • Рефлексия деятельности.

Составные части классического занятия

Структура занятия в ДОУ делится на 3 основные части, каждая из которых имеет свое предназначение.

Подготовка или организационный момент

Внимание детей дошкольного возраста еще тяжело переключается с одного вида деятельности на другой, поэтому необходимо время, чтобы дети успокоились, настроились на занятие, сконцентрировали внимание на воспитателе и на том, о чем говорит педагог. Это достигается спокойным голосом и включением игрового момента, например, в гости к малышам пришла белочка и хочет рассказать историю, которая с ней приключилась

При этом в руках у педагога появляется яркая игрушка. Она привлекает внимание детей, они уже готовы к материалу занятия. Основная часть. Если начальный этап длится всего пару минут, то данная составная часть занятия самая длинная, занимает от 7 до 20 минут, в зависимости от возрастной группы детского сада. За это время дети получают новые знания и закрепляют их в практической деятельности или с помощью выполнения заданий педагога в устной форме. Заканчивается занятие подведением итогов работы, как справились с заданием, проводится анализ детских работ, если была изобразительная деятельность. Обязательно отмечают активную работу детей и рассказывают, что будут делать дальше.

Требования к проведению урока и его анализу

 Имеется три аспекта, определяемые для проведения урока, согласно современным общим требованиям:

  1. Дидактические:
  • четкость в определении значимости урока среди остальных;
  • соотношение содержания урока и его учебной программы;
  • учет основ педагогического процесса;
  • выбор подходящих действенных методов;
  • межпредметные связи.
  1. Воспитательные и развивающие методы:
  • развитие памяти, внимания, мышления учащихся;
  • воспитание понятия моральности личности;
  • развитие и привитие познавательного интереса;
  • наличие педагогического такта;
  • наличие развития творческих способностей у детей;
  • создание проблемной ситуации для поиска путей ее решения.
  1. Организационные требования:
  • составление продуманного плана урока;
  • проведение урока согласно его структуре;
  • наличие рабочей дисциплины;
  • внедрение различных средств обучения и дополнительных визуализаций;
  • динамичность прохождения урока;
  • логическая завершенность урока.

Замечание 1

Типы и структура уроков должны быть строго соблюдены, причем типы разрешено комбинировать согласно тематике и желанию учителя, но занятие только по установленному плану его проведения.

Также все проведенные уроки нуждаются в анализе для выявления недочетов и ошибок. Это позволит в дальнейшем избежать их повторного появления. Анализ всегда должен опираться на психолого-педагогическую науку и педагогический опыт коллег. Чем полнее проведен анализ, тем учителю легче устранить свои минусы в проведении урока или его организации

Особое внимание следует уделять изученным темам и прочность полученных знаний, ориентирование в теме и наличию связи с предыдущими. Оценка должна быть максимально объективной, а выводы помочь учителю реализовать себя на следующем уроке без подобных недочетов или ошибок, наличие рекомендаций от коллег позволит правильно и грамотно подойти к решению вопроса

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Классификация форм обучения

В дидактике (разделе педагогики и теории образования, посвященном проблемам обучения) нет общепринятой типологии форм организации обучения, однако на практике принято выделять следующие категории и виды:

По количеству учащихся

Индивидуальная. Подразумевает занятия преподавателя с одним учеником (репетиторство, гувернерство)

Преподаватель уделяет все время и внимание единственному ученику, что позволяет осваивать более глубокие, чем во время групповых занятий, знания за тот же период времени.

Групповая. Обучение в группах, создаваемых на основе различных критериев и состоящих, как правило, из 6-8 человек

Данная форма обучения широко применяется как комплементарная ввиду того, что позволяет преподавателю гибко подстраивать сложность и объем заданий в зависимости от состава группы. Кроме того, групповая работа выполняет функцию социализации учащихся, мотивирует их к взаимодействию и совместному поиску решения поставленной задачи.

Фронтальная. Данный вид является наиболее распространенным в большинстве образовательных организаций, так как позволяет эффективно реализовывать задачу государства по обеспечению всеобщего среднего образования. При этом глубина и объем знаний учащихся могут разниться в зависимости от их желания и способностей – во время групповых занятий у преподавателей зачастую нет возможности искать индивидуальный подход к каждому ученику.

По месту обучения

  1. Классная. Подразумевает нахождение учащегося (-ихся) в одном и том же месте: в классе, школе, аудитории, колледже, вузе и т.д.
  2. Внеклассная. Учащимся предоставляется возможность осваивать теоретические знания или практические навыки за пределами образовательного учреждения: на экскурсиях, предприятиях, мастер-классах, в учебных лагерях, выездных школах и т.д.

Каждая из представленных форм имеет свои достоинства и недостатки. Так, находясь в классе, учащиеся в спокойной обстановке имеют возможность получать теоретические знания и понимание, как работают, например, физические законы в лабораторной среде. Однако внеклассные мероприятия позволяют не только применить полученные знания, но также развить практические навыки и увидеть, где и как в действительности применяются те или иные объекты изучения. Данные формы обучения являются комплементарными относительно друг друга – теория без практики бесполезна, а практика без теории невозможна.

По содержательно-процессуальным характеристикам

  1. Урок – наиболее распространенная форма организации фронтальных занятий. Применяется в классной системе обучения и проводится для относительного устоявшегося коллектива (класса).
  2. Лекция – учебное занятие, подразумевающее устное изложением материала преподавателем, а также в некоторых случаях ответы на вопросы учащихся. 
  3. Лабораторная работа – общее название для практических занятий по тому или иному изучаемому курсу. Наиболее характерна для естественно-научных дисциплин: физики, химии, биологии и прочих.
  4. Мастер-класс (творческая мастерская, воркшоп) – формат обучения, в рамках которого проводится занятие по обучению тому или иному профессиональному навыку или его совершенствованию. Преподавателями, как правило, выступают специалисты в своей области. Мастер-классы практически не имеют ограничений по тематике.
  5. Семинар – в рамках учебно-практических занятий учащиеся обсуждают результаты выполненных ими работ. В большей мере речь идет о докладах, рефератах и иных исследовательских работах. Учащийся презентует свою работу – преподаватель и другие учащиеся дают комментарии и задают вопросы – формат вопрос-ответ перерастает в живую дискуссию освещаемой докладчиком проблематики.
  6. Экскурсия – коллективное посещение достопримечательностей,  музеев и прочих важных с культурно-исторической точки зрения мест с учебными или просветительскими целями. В школьной среде наиболее популярны классные походы в исторические музеи и театры.

Преимущества того или иного формата организации образовательного процесса выделить достаточно сложно, так как они применяются на разных уровнях получения образования: уроки и экскурсии более характерны для школы, в то время как лекции, семинары и лабораторные работы – для вузов, а мастер-классы зачастую и вовсе являются способом самообразования. Так, мы не можем объективно оценить эффективность лекций в средней школе и классических уроков в университете.  

Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС

Уроки, основанные по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предполагают системно-деятельный подход в процессе обучения. Во время урока по ФГОС учителю нужно предпринимать действия, которые были бы направлены не просто на обучение, а на освоение знаний.

Приветствуется активное использование информационных технологий. Во время такого урока учитель будет брать на себя роль не источника знаний, а проводника, направляющего в нужную стезю. Ученикам предоставляется возможность оценить свои результаты и успехи, а также результаты своих одноклассников.

Формы организации учебной деятельности по ФГОС бывают:

фронтальная. Данная форма обучения направлена на организацию учащихся и определение темпа работы, в котором обучаться будет комфортно всем

Учитель во время такого урока должен уделять внимание и следить за всеми учениками в классе, поддерживать их активность и увлеченность изучением нового материала. В таком случае, эффект от такого занятия будет лучше, а работоспособность учащихся повысится;
групповая

Учебный процесс, проходящий в групповой форме, направлен на организацию учебной деятельности учеников по разным группам. Руководить ими может как педагог, так и сами ученики. Такие группы можно разделить на несколько видов: группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания; группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания; временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний;
индивидуальная. Данная форма организации учебного процесса направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех участников групп. Если учитель дает задание не всем ученикам, а только некоторым из них отдельно от класса, такая форма будет называться индивидуализировано-групповой.

Существует несколько групп методов обучения по ФГОС:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • методы проблемного обучения.

Словесные методы обучения можно назвать одними из самых востребованных в современной дидактике. Используя эти методы, педагог способен быстро давать новый материал, ставить определенные задачи перед учениками и определять способ их решения.

Благодаря активному использованию устной речи на занятиях, учащиеся могут развивать свою память и воображение, подключать свои чувства, улучшать внимательность.

Использование наглядных методов в процессе обучения подразумевает иллюстративность и наглядность описываемого материала. Воспринимать новую информацию наглядно детям намного проще, чем на слух. Это могут быть плакаты, таблицы, красочные картинки и прочее. Также это может демонстрация специальных приборов, опытов и технических установок.

К практическим занятиям относят лабораторные работы, творческие задания. Возможны также групповые занятия, во время которых учащиеся смогли бы практиковаться в разных направлениях, провести несколько разных опытов.

Методы проблемного обучения в основном используют в старших классах. Педагог умышленно создает определенную ситуацию, которую учащиеся должны разрешить путем активного мышления, самостоятельного нахождения новых способов решения. 

Формы обучения по ФГОС

Фронтальная

 

Групповая

Бригадная (группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания)

Кооперативно-групповая

(группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания)

Дифференцированно-групповая (временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний)

Индивидуальная

 

Методы обучения по ФГОС

Словесные

Рассказ (устное изложение небольших по объему материалов)

Беседа (диалог между педагогом и учениками, «диалогический способ обучения»)

Объяснение (истолкование педагогом новых понятий и явлений)

Дискуссия (обмен мнениями и взглядами относительно заданной темы)

Лекция (преподаватель излагает всю информацию по новой теме, практическая часть отсутствует);

Работа с литературой

Наглядные

 

Практические

Упражнения

Творческие работы (применяется для раскрытия творческого потенциала учащихся)

Лабораторно-практические работы

Методы проблемного обучения

 

Методы проблемного обучения применяют в работах с группами или коллективами.

Образец плана лекции

Любое лекционное занятие должно проводиться по заранее подготовленному сценарию. Образец плана лекции имеет следующий вид:

  1. Название дисциплины:
  2. Тема занятия:
  3. Цель лекции:
  4. Основные задачи:
  • обучающая:
  • развивающая:
  • воспитывающая:
  1. По результатам занятия студент должен:
  • иметь понятие о:
  • уметь делать:
  • владеть знаниями о:
  1. Норма времени: два академических часа.
  2. Тип занятия: лекция.
Основные моменты Излагаемая информация Время, мин.
1. Вступительная часть Приветствие. Проверка отсутствующих. Постановка темы, цели, основных задач. 5-8
2. Составление плана Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса. 60-65
3. Закрепление полученной информации Вопрос-ответ, экспресс-опрос, при этом отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок. 8-10
4. Подведение итогов Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов. 5-8
5. Анонс следующего занятия, задание на дом Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения. 2
  1. Оборудование:
  2. Используемая литература:

Этот пример демонстрирует приблизительный план проведения теоретического вузовского занятия, целью которого является изложение нового материала.

Чтение лекций в высших учебных заведениях значительно сокращает расходы на одного студента, существенно упрощает образовательный процесс, не снижая его эффективности.

Как сделать урок лучше и эффективнее

Методики улучшения процесса обучения вводятся различными научными направлениями. Самыми выдающимися из них являются следующие пути совершенствования:

  • Ученика необходимо максимально заинтересовать, используя интересный материал или необычную форму обучения. Для этого урок следует проводить в формате поэтической свечи, визуализированного путешествия, необычной выставки, на примере шоу «Клуб веселых и находчивых» или любимого многими брейн-ринга.
  • Донесение до ученика более углубленных знаний необходимо реализовывать при помощи межпредметных связей. Здесь можно воспользоваться уроками в виде панорамы, бинарного или интегрированного занятия.
  • В рамках урока необходимо работать над развитием творческого потенциала школьников, а также стараться восполнять их потребность в коммуникациях и помогать формировать правильные идеалы. В данном случае актуальными являются уроки по развитию словесности и риторики, которые отличаются не только разной смысловой нагрузкой, но и формой проведения (пресс-конференция, творческая мастерская, заседание кружка).
  • Ученикам следует помогать реализовывать их идеи в области проблемно-поисковой, экспериментальной и научно-опытной работы. Сюда относят уроки естественного цикла и технические занятия, позволяющие ученикам находить решение поставленных задач, защищать тщательно подготовленные рефераты и интересные проекты.
  • В процессе совершенствования форм занятий, направленных на контроль знаний, было предложено проводить уроки в виде зачета, экзамена или же консультации.
  • Учитель должен стараться не только научить своих подопечных, но и постараться пробудить в них фантазию, а также развить способность по эмоциональному восприятию учебной программы. Для достижения такой сложной цели педагоги прибегают к урокам в формате игр и сказок.

Введением в рабочий процесс нестандартных уроков учитель вызывает у учеников живой интерес к познанию. Благодаря появившемуся интересу школьники получают серьезный стимул к получению новых знаний, мотивируются и начинают воспринимать школу не как место зубрежки, а как источник знаний.

Уроки по типам

Педагогическая практика включает в себя множества разных подходов к проведению уроков. Согласно традиционной классификации, типы уроков подразделяются на несколько видов, в зависимости от своей дидактической цели:

  • Получение новых знаний.
  • Закрепление.
  • Обобщение и систематизация.
  • Повторение.
  • Контроль и коррекция.
  • Обобщенный урок.

Типы уроков по ФГОС классифицируются несколько по-другому. Считается, что данный стандарт переносит акцент в образовательном процессе на запросы, нужды и интересы учеников. Согласно этому, типы уроков по ФГОС подразделяются следующим образом:

  • Урок по усвоению новых знаний (урок экскурсия, лекция, конференция, беседа, путешествие, служат примером данного типа образовательного занятия).
  • Урок по их комплексному применению (используются диспуты, лекции, откровения и другие, часто нестандартные уроки).
  • Урок рефлексии (в качестве примера можно представить такие варианты, как практикум, диалог, деловая игра)
  • Урок с использованием развивающего контроля (проводятся в формате устного опроса, письменной работы, тестирования, творческого отчета).

Особенностью проведения уроков по ФГОС является следование «учебной ситуации». Данный термин означает то, что теперь учитель не должен преподносить ученикам сразу готовое знание. Его задача — создать такую ситуацию, в рамках которой ученики смогут сами найти предмет изучения.

Коллективный просмотр

Для усовершенствования навыков ведения учебной деятельности одной из форм работы с педагогами в детском саду служат открытые занятия. Проводят их по расписанию в определенные дни. На занятие может прийти заведующая или методист, группа воспитателей из других групп.

Просматриваются обычные рабочие моменты, чтобы выявить недостатки в работе педагога. После просмотра делают анализ проведенного занятия, обсуждают методы и приемы работы с детьми, дают советы и рекомендации. Это дружеское посещение, которое помогает в работе воспитателям, особенно тем, кто только начинает свой трудовой путь.

Примечания

  1. См., например: Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: учебное пособие. М.: Академия, 2002. С. 124—125.
  2. Различают три группы понятий: одни абстракции имеют чувственное содержание, другие — односторонне отражают объект (например, «энергия», «масса»), а третьи охватывают объект во многих его опосредствованиях и отношениях, являются логически конкретными образами объектов.Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Школа Культурной Политики, 1997. С. 27.
  3. Например, под уроком понимается, с одной стороны, организационная форма обучения, не касающаяся содержания, способов усвоения, методов, а с другой — часть учебного процесса, в котором проявляются все признаки этого процесса: содержание, методы, этапы организации усвоения, их последовательность и разнообразие сочетаний (И. К. Журавлев, И. Я. Лернер).Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. С. 281.
  4. Педагогика профессионального образования: учебное пособие / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластёнина. М.: Академия, 2004. 368 с.
  5. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. С. 298—299.
  6. «Следует различать деятельность в коллективе от коллективной деятельности. Не всякая работа, протекающая в коллективе, является по существу коллективной».Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / под ред. И. Б. Первина. М.: Педагогика, 1985. С. 17.
  7. Теоретические знания описывают и объясняют существенные стороны действительности и внутренние связи между ними, а также, обладая прогностической функцией, способны предсказывать, мыслить, проектировать новые явления.
    В отличие от явления «сущность есть единство не любых, а определяющих элементов … которые способны породить и в какой-то мере определить природу и перспективу развития всех остальных производных элементов и структур, входящих в явление как целого».
    Свидерский В. И. О диалектике отношений. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. С. 61.
  8. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. С. 54-55.
  9. Учебное занятие является целостной единицей в системе учебных занятий. Поэтому следует рассматривать учебный процесс, достаточно продолжительный по времени. Рассматривая конкретный фрагмент учебного процесса, ограниченного например рамками пары часов, вне всего контекста, практически невозможно отнести учебное занятие к определенному типу. Его можно квалифицировать в цепочке занятий. В частности, общий фронт нужно определять в масштабе, выходящем за пределы одного-двух занятий. Это же положение относится и к остальным признакам.
  10. Платонов Ю. П. Психология коллективной деятельности (теоретико-методологический аспект). Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.
  11. Шамова Т. И., Нефедова К. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1985. С. 21-22.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector