Профессии в сфере театра

Суфлер

Одной из сложных профессий в театре всегда являлась работа суфлера. Внимательность и терпеливость – его лучшие друзья. Суфлер должен одновременно подсказывать текст в случае запинки актера на сцене и оставаться незамеченным зрителями, чтобы спектакль не вызвал негативного впечатления у зрителей. В связи с этим, нужна хорошая дикция и сильный голос. В тексте у суфлера оставлялись заметки, которые помогали ему выявить, когда актер сбился и забыл текст. Важный факт, что данная профессия была востребована в прошлых столетиях и теряет свою актуальность в настоящий момент. Сегодня суфлеры сохранились в столичных театрах и театрах особого статуса. Данная работа оплачивается не слишком высоко.

Место работы и условия труда

Как ранее уже упоминалось, реквизитор может работать как в театре, так и в кино, и на телевидении. Поэтому он может как иметь постоянное место работы – служить в театре, например. Так и приглашаться на определенные проекты: съемки рекламы, сериалов и т.д. В связи с этим достаточно сложно определить график его работы.

Условия же труда реквизитора зависят от того, занимается ли он каким-либо проектом или же следит и проверяет текущее состояние реквизитного фонда. В одном случае он регулярно будет находиться на съемочной или репетиционной площадке, чтобы при необходимости заменить какой-либо реквизит. А в другом – будет на месте хранения реквизита.

Еще одной особенностью современного реквизитора можно считать то, что он может работать в ивент-агентстве. В данной отрасли он незаменимый специалист, поскольку закупает все необходимые материалы и элементы декора для проведения тематических вечеринок и других мероприятий.

Суфлер

Одной из сложных профессий в театре всегда являлась работа суфлера. Внимательность и терпеливость – его лучшие друзья. Суфлер должен одновременно подсказывать текст в случае запинки актера на сцене и оставаться незамеченным зрителями, чтобы спектакль не вызвал негативного впечатления у зрителей. В связи с этим, нужна хорошая дикция и сильный голос. В тексте у суфлера оставлялись заметки, которые помогали ему выявить, когда актер сбился и забыл текст. Важный факт, что данная профессия была востребована в прошлых столетиях и теряет свою актуальность в настоящий момент. Сегодня суфлеры сохранились в столичных театрах и театрах особого статуса. Данная работа оплачивается не слишком высоко.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Доступность образования, ведь профессию можно освоить не только в вузе, но и в колледже.
  2. Достойная оплата труда.
  3. Профессия интересная, она связана с постоянным развитием и творческой самореализацией.
  4. Есть перспективы карьерного роста.
  5. Театральный художник может много путешествовать, ведь он, как другие члены коллектива, ездит на гастроли.

Минусы

  1. Сложности с поиском работы, что особо актуально для мегаполисов.
  2. Невысокая оплата труда, ведь театральные художники, работающие в маленьких городах и на периферии, получают маленький оклад.
  3. Возможны творческие разногласия с режиссером-постановщиком.

Профессиональные обязанности костюмера

Специалист трудится на протяжении всего съемочного процесса или театрального сезона. В основном в это время он чинит костюмы, подбирает идентичные элементы и т.д

Особенно это важно для киносъемок, где наряды персонажей серьезно страдают – изнашиваются, рвутся

В профессиональные обязанности костюмера следует включить:

  1. знакомство со сценарием, концепцией, проработка на их основе образов персонажей;

  2. согласование эскизов с режиссером, гримером;

  3. примерка костюмов с актерами, подгонка одежды по их параметрам;

  4. создание дополнительных, дублирующих комплектов;

  5. ремонт костюмов, их хранение и учет.

Мифы и реальность артистических профессий

Есть несколько фактов об артистических профессиях, которые могут показаться вымыслом.

Один из распространенных мифов о том, что артистическая профессия только одна — актер. На самом деле существует различные её виды: 

  ̶ Драматический актер 

  ̶ Актер музыкального театра 

  ̶ Артист театра и кино 

  ̶ Артист кукольного театра 

  ̶ Клоун, комик.

  • Многие считают, что внешность решает всё, и девушке с милой наружностью легче получить заветное место на актерском факультете. Однако проще поступит на актера… юноша, даже не очень симпатичный. Дело в том, что среди поступающих в актерскую школу девушек почти в два раза больше, чем молодых людей, а потребность театра обычно обратная. Актеры более востребованы, нежели актрисы. Поэтому к парням относятся более лояльно, чем к девушкам, к последним предъявляются повышенные требования.
  • Жизнь актера — это вечный праздник, слава, популярность, гонорары. Это миф! Только очень востребованные актеры получают заоблачные деньги. Но это не значит, что жизнь их проста и прекрасна. Съемки и репетиции могут длиться до 16 часов подряд! Съемки могут проходить в дождь, метель, жару, а также на высоте, на глубине – где угодно. Здоровье актеров измотано ненормированным режимом, часто неправильным питанием и тяжелыми физическими и психологическими нагрузками. Но если быть актером – мечта, все это не будет иметь большого значения, ведь ради мечты можно пойти на что угодно.
  • Окончив престижное театральное училище, вы обязательно станете звездой театра и кино. К сожалению или к счастью, из сотен выпускников театральных вузов, лишь единицы достигают звездной карьеры путем непрерывного тяжелого труда. Большинство не пользуются такой огромной популярностью, чаще они начинают свою карьеру в скромных театрах, пытаются делать авторское кино, становятся радиоведущими, актерами дубляжа и аниматорами на детских праздниках, ведущими корпоративов. Средняя зарплата выпускника-актера – 50 000 рублей. 

Здание РГИСИ в Санкт-Петербурге вдохновляет быть великим актером

Быть актером — это не выбор, это призвание, предназначение. Поступить в театральное непросто, еще сложнее закончить его с успехом. А уж стать известным актером и любимцем публики — это задача для самых целеустремленных. Постоянная работа над собой и развитие — вот основные ключи к успеху. И только вам решать, стоит ли оно того или нет.  

История

Родиной театра считается Древняя Греция, где сценические действа носили ритуальный характер. В Средние века лицедейство воспринимали как пособничество дьяволу, и лишь в эпоху Возрождения началось становление театра как серьезного культурного явления. Современная же школа появилась лишь на рубеже XIX и XX веков благодаря К.С. Станиславскому – основателю МХАТа и автору знаменитого во всем мире метода подготовки артиста. Сегодня сцена зачастую привлекает вчерашних школьников внешней атрибутикой. Ребята тянутся к красивой жизни, известности, роскоши. Но даже те юноши и девушки, которых по-настоящему интересует искусство, не всегда понимают, что профессия артиста – одна из самых трудных, и заметного успеха в ней достигают лишь немногие.

Суфлер

Всего в России не больше 30 суфлеров. В столице эта театральная профессия сохранилась только в 3 театрах:

  • Малом;
  • Большом;
  • Московском Художественном театре им. А. Чехова.

Суфлер внимательно следит за ходом каждой репетиции и спектакля. Если вдруг актер забыл свою реплику, он шепотом подсказывает ему. Его рабочее место невидимо для зрителя, поэтому не все знают даже о существовании такой профессии. Находится суфлер за кулисами или в специальной будке, которая располагается посреди сцены. Это едва заметное возвышение в форме ракушки. Иногда он может прятаться в декорациях.

Чаще всего суфлером становится бывший актер, который по различным причинам не может выходить на сцену. На первый взгляд эта профессия кажется легкой. Однако это обманчивое впечатление. На протяжении спектакля ее представитель находится в постоянном напряжении. Он должен быстро ориентироваться, где актер делает длинную паузу, а где – молчит, потому что забыл текст.

Какими качествами должен обладать актер.

Актер – это не просто специальность, профессия, это определенный неутомимый ритм жизни. Если вы любите много спать, прогуливаться и т.д., вам не стать актером. Необходимо много работать и забыть о расслабленной жизни, тогда все получится. Но давайте узнаем, какие качества должны быть у вас, чтобы стать актером:

– Приятная внешность. Даже у «плохих героев» в кино внешность приятная. Не обязательно быть смазливым красавцев, достаточно иметь интересную не отталкивающую внешность;

– Харизма. В первую очередь заметят харизматичного актера, его захотят увидеть в главной роли;

– Обаяние. Интересно, что именно это качество может заменить вашу приятную внешность, т.е. если у вас далеко не красивое лицо и фигура, обаяние перечеркнет это и сделает вас любимым актером, как например Адриано Челентано;

– Легкий, но сильный дух. Это поможет выжить в сложной среде, полной борьбы за первенство;

– Общительность

Очень важно быть общительным как на пути становления актером, так и во время работы в этой стезе, чтобы получать все больше ролей;. – Развитая активная мимика

Благодаря хорошей мимике вы сможете показывать на камеру настоящие эмоции;

– Развитая активная мимика. Благодаря хорошей мимике вы сможете показывать на камеру настоящие эмоции;

– Хорошая память. Необходимо развивать память, чтобы лучше запоминать роли, актеры с хорошей памятью ценятся лучше, т.к. съемки проходят легче и быстрее;

– Грамотная и четкая речь. Понятно, что речь должна быть идеальной, чтобы ваши реплики понимали все;

– Смелость. Не каждый мужчина может стать актером, многие не решаются выступать на публике, их коробят камеры и т.п.;

– Позитивность. Благодаря позитивному настрою, вы сможете с легкостью идти по жизни, здраво оценивать ситуацию и нормально реагировать на те или иные изменения в процессе съемки.

Если у вас есть все эти качества, то вы точно сможете стать актером, главное хорошо постараться и добиваться своего. Но помните, что многие актеры становятся таковыми случайно, даже не пытаясь поступить на актерский факультет, их просто замечают в толпе, на кастинге, куда они приходят с друзьями и т.д.

Особенности профессии

Драматург в кино

Кино начинается со сценария. Сценарий – это фундамент, на котором режиссёр возводит здание фильма. Драматург фильма (он же сценарист или кинодраматург) конструирует события, строит образы, характеры. Говорят, что профессор ВГИКа Валентин Константинович Туркин (преподавал в 50-е годы прошлого века) свою первую лекцию перед первокурсниками начинал словами: «Сценарий не столько пишется, сколько ваяется и строится».

Теоретики театра и кино говорят, что есть 36 драматических ситуаций, вокруг которых можно выстроить сюжет. Но штампы и банальное мышление – это враги драматурга. Драматическую ситуацию необходимо показать через какую-то интересную историю, в которой есть свежий взгляд, новые приёмы, неожиданные повороты. Как заметил кинодраматург Одельша Александрович Агишев, в 2008 году из 120 выпущенных картин на экран вышли единицы. И дело не только в алчности прокатчиков, а ещё и в том, что сами истории часто неинтересны и вторичны. В них есть подражание уже испробованным образцам (обычно американским) и нет новизны.

Надо сказать, что сценарии не всегда пишутся по оригинальному сюжету. За основу для сценария можно взять книгу или театральную пьесу, адаптировав их для экранизации. Но и в этом случае у сценариста есть широкое поле для творчества. Например, знаменитые фильмы о Шерлоке Холмсе, режиссёр Игорь Масленников решился снимать, прочитав сценарий Юлия Дунского, Валерия Фрида. Режиссёр признался в одном интервью, что никогда не был поклонником рассказов Конан Дойля о сыщике. Но прочтя сценарий, он увидел, что в нём не только главный герой, но и доктор Ватсон вдруг обрёл черты живого человека. Сценаристы иронично и точно выписали взаимоотношения двух джентльменов, т.е. сделали то, чего до них никто не делал, хотя фильмов о сыщике было снято великое множество.

Недопустимость банальности – в этом, видимо, состоит самая большая сложность профессии.  Другая сложность – в том, что отдав свой сценарий режиссёру, сценарист уже не может существенно повлиять на конечный результат. Получив сценарий, режиссёр преобразовывает его в свой (режиссёрский) сценарий, продумывая каждую сцену, каждый кадр. Сценаристу всегда неприятно, если видение режиссёра не совпадает с его видением. И всё же, если сценарий удался, у фильма есть шанс полюбиться зрителям. Иногда сценарист и режиссёр работают над сценарием вместе.

Драматург на телевидении

Телевидение, как и кино, нуждаются в талантливых сценаристах (теледраматургах). Потому что сценарий лежит в основе любого телесериала и любой телепрограммы. Исключение составляют новостные программы, в которых, как говорят сами телевизионщики, в роли сценариста выступает сама жизнь. Работа над всеми остальными программами начинается с проработки сценария. Сценарист сериала (часто совместно с продюсером и режиссёром) находит идею сценария, затем разрабатывает сюжет, завязку, главных героев и персонажей второго плана, их привычки, характеры, стараясь сделать их такими, чтобы зрители сопереживали всему, что происходит на экране, могли примерить выдуманную историю на свою жизнь. Работая над другими передачами, например, над ток-шоу, сценарист также намечает тему, определяет, в какой последовательности будут появляться герои в студии, о чем будут вопросы и т.д.

Драматург в театре

Театральный драматург пишет драматические произведения (пьесы) для театральных постановок. В работе театрального драматурга существуют те же проблемы, что и в работе сценариста

Но есть одно важное отличие: если пьеса хорошая, спектакли по ней могут ставиться бесконечно, во многих театрах одновременно. Всем известный пример – бессмертная комедия «Горе от ума» Грибоедова

Театральная пьеса, как и сам театр, – живой организм.  И каждое представление, даже в одном и том же театре, отличается от других: всегда есть что-то новое в актёрской игре, какой-то новый акцент может внести режиссёр, а иногда и сам драматург.

Художник-постановщик – одна из самых творческих профессий в театре

Сценограф связывает своей деятельностью многие театральные профессии. Непосредственно работая с режиссером, он воплощает его замысел, подбирает формы и средства передачи идеи постановки. Сценограф доносит замысел автора оформителям декораций, осветителям. Он также сотрудничает с актерами, подсказывая им нестандартные решения по образам и героям пьесы. Перед талантливыми постановщиками открываются новые горизонты для воплощения идей, такие как оформление сцен для проведения концертов, постановок новых сериалов, клипов, телепрограмм, политических телешоу.

По теме «Самые известные театральные профессии

» ничего не нашлось? Начните поиски информации с главной страницы блога WorkTips.ru. Железнодорожные профессии – гарантия стабильности 21.05.2013

Истинно мужские профессии 21.05.2013

Как рассчитывается больничный в 2013 году? 21.05.2013

Роман Варнаков 04.12.2014
Кроме актеров есть еще много театральных профессий, без которых проведение спектаклей было бы невозможно. Гримеры, оформители, костюмеры и другие, специальностей много и перечислить всех невозможно.

Ответить

adianon 29.12.2014
Актёры не единственные востребованные театральные профессии, практически весь сценический персонал очень важен, гримёры, операторы, режиссёры, постановщики и т.д., главное быть в той отрасли — где можно проявить ваш талант.

Ответить

Polina 31.12.2014
Работа актеров театра всегда казалась мне чем-то магическим. И сейчас, наверное, туда действительно без магии не попасть. А вот как вспомогательный персонал — легко, жаль только что зарплаты у них зачастую совсем не высокие, да и спрос на такие вакансии сейчас, как мне кажется, сильно упал.

Ответить

Злата 06.11.2015
На самом деле любая постановка была бы невозможна без людей, которых зритель не видит и не знает, ведь даже обычные монтажники сцены и то играют важную роль, их труд не менее ценен.

Ответить

Реквизитор

Реквизитор обеспечивает сцену необходимыми атрибутами, дополняющими декорации. Например, главный герой носит с собой шпагу или пытается изобразить на холсте натюрморт. Доставить все это на сцену вовремя ложится на плечи реквизитора. Он составляет перечень необходимого реквизита и выкладывает за кулисами в строгом порядке, чтобы избежать растерянности актеров и неловких пауз. В случае пропажи недостающего элемента, реквизитор обязан в максимально короткие сроки сориентироваться, найти выход из сложившейся ситуации. Также он должен знать время выступления каждого актера, смену действий и пауз, поэтому в профессии важна внимательность. Работа с реквизитом не так проста, как кажется на первый взгляд.

Кто работает в театре: список профессий

Перефразировав Пастернака, который в свою очередь в стихах цитировал героя Шекспира, а именно Гамлета, что гул затих и, выйдя на подмостки, и, прильнув к дверному косяку, он ловил в не близком отголоске, что ему случится на веку, первое, с чем ассоциируется театр – это жизнь, а работа в театре – это отображение жизни.

По поводу того, какие профессии в театре способствуют отображению жизни, то помимо видимой игры актеров, место лицедейства которых, сцена, работа механизмов сцены, оснащение ее декорациями и освещение, как и звуковое сопровождение невозможно без участия множества специалистов.  

Итак, название профессий для того, чтобы отобразить в театре те или иные жизненные истории, пожалуй, начнем перечислять с таких специалистов, как:

  • сценаристов либо писателей, которые пишут пьесы;
  • ставят пьесы режиссеры;
  • актеров, которые играют согласно распределению ролей;
  • декораторов, что изготавливают сценический инвентарь;
  • костюмеров, занятых изготовлением сценических костюмов;
  • гримеров, ответственны за макияж. А также за актерские прически;
  • осветителей, занимающихся соответствующим освещением сцены. Также они освещают и зрительный зал;
  • звукорежиссеров, колдующих со звуками;
  • балетмейстеров с постановками танцев;
  • ну и, если судить по определению, что театр начинается, прежде всего, с вешалки, то нельзя в этом списке обойтись без работников, которые ответственны за гардероб.   

Сотрудник администрации и технический работник театра – это представители отдельных, помимо творческих, так называемых руководящих и рабочих кластеров. 

Перечисленный список театральных работников отнюдь не исчерпывающий потому, что в крупных или в академических театрах есть еще и театральные профессии критиков, пресс-секретарей, на контракте работающих композиторов, отдельных музыкантов и музыкальных коллективов, драматургов и художников.    

Руководители и заведующие

У режиссёра есть много помощников, которые заведуют разными службами театра и следят за выполнением обязанностей других работников. Основные руководящие должности:

  1. Художественный руководитель. Он готовит репертуар, разрабатывает годовой бюджет, занимается вопросами кадров, имеет дело со спонсорами. Также он считается ответственным за результат творческого процесса. В небольших заведениях режиссёры часто берут на себя обязанности художественного руководителя.
  2. Заведующий труппой. Этот человек выступает помощником художественного руководителя или режиссёра. Он разрабатывает график репетиций, определяет состав актёров, при необходимости увольняя и нанимая новых исполнителей. Когда у артистов возникают какие-то проблемы, они обращаются именно к этому работнику. Заведующим труппой может стать человек с высшим профессиональным образованием. Эта специальность подойдёт для личностей, которые любят общаться и умеют находить подход к окружающим.
  3. Заведующий литературной частью. Руководитель занимается поиском пьес для спектаклей, написанием анонсов и рекламой. Также он сотрудничает с журналистами и критиками. Чтобы получить эту должность, необходимо иметь диплом филолога.
  4. Руководители художественно-постановочной части и мастерской. Эти люди заведуют совокупностью театральных цехов и занимаются организационными вопросами. Заведующие нанимают работников в мастерскую и повышают уровень квалификации имеющегося персонала. Они внедряют новые технологии и решают технические проблемы.
  5. Руководитель костюмерной. Это лицо отвечает за подбор, хранение и ремонт костюмов для актёров. Заведующий костюмерной подгоняет одежду по размерам и помогает артистам быстро одеться. Во время спектакля руководитель должен находиться за кулисами, чтобы своевременно решить проблемы с испорченными костюмами.

Кто еще работает в театре

Перечисленные профессии – далеко не полный список. В крупных театрах числятся еще театральный критик и директор PR-службы. Наличие узконаправленных цехов (реквизиторского, трикотажного, мягких декораций, столярного и так далее) предусматривает увеличение штата дополнительными заведующими и рядовыми работниками. На контрактной основе зачастую нанимают музыкантов, балетмейстеров, композиторов, драматургов, художников, репетиторов по технике речи. Такие профессии, как уборщик, буфетчик, охранник, юрист и бухгалтер, не относятся к сугубо театральными, но без них не обойтись.

Как видите, профессий достаточно много. Если вы твердо решили связать свою работу с театром, проблем с выбором не возникнет. Главное – определиться с направлением, которое будет вам по душе, и развиваться в нем.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в театре подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Фотограф


Профессия подойдет людям, которые любят прекрасное Объектив мастера останавливает время, фиксируя незабываемые мгновения. Это популярная и востребованная профессия.Фотографы работают:на торжествах, в фотогалереях,музеях, студиях, фотоателье, в бизнесе по созданию рекламы и в модельных агенствах, СМИ, издательствах. Главная работа – это съемка и обслуживание оборудования. Основную роль в успехе играет идея снимка.

Образование фотографы получают в региональных колледжах РФ, в том числе дистанционно, в течение 2- х лет с оплатой не менее 20-30 тысяч рублей в год. А также необходимо пройти курсы, поскольку колледжи готовят не художников, а фототехников, а на курсах учат мастерству профессии.

Многие из них работают фрилансерами, получая солидные суммы

Для карьерного роста молодому специалисту важно чувствовать композицию, иметь творческое воображение, эстетический вкус, богатую фантазию

Костюмер

Часто в повседневной жизни можно услышать, что не костюм красит человека, а наоборот. В театре такой подход не работает. Даже с отлично выученной ролью, грамотно подобранным гримом актер не передаст образа героя эпохи Возрождения, если выйдет на сцену в модной рубашке и джинсах. То, во что одет герой, передает визуальное сообщение о характере персонажа, его положении в обществе; это одна из самых простых подсказок зрителю, который не знаком с произведением или не может разобраться в происходящем. Костюмер должен ответственно и правдоподобно подходить к созданию роли, для этого ему недостаточно знать лишь сюжет спектакля, необходимо иметь хорошие знания из истории моды в разные века. Он также обязан гарантировать целостность костюма и его поправку при необходимости как до премьеры, так и в течение всего сезона.

Особенности профессии

Режиссер – это нечто большее, чем просто постановщик. Он находит общий язык с капризными актерами, способен добиться увеличения бюджета и привлечь публику с помощью нестандартной рекламы. Также он выполняет следующие виды работ:

  • обеспечение беспрерывного постановочного процесса в соответствии со сроками;
  • работа с новыми и старыми постановками, обновление и усовершенствование последних;
  • режиссер осуществляет кастинг актеров, распределяет роли, вносит предложения по обновлению и расширению актерского состава;
  • принимает участие в создании эскизов и макетов оформления будущей постановки, костюмов, декораций, спецэффектов, осуществляя постоянный контроль всех процессов;
  • проводит регулярные репетиции;
  • взаимодействует с персоналом, отвечающим за художественно-постановочную часть.

Режиссер-постановщик может принимать участие в разработке маркетинговых мероприятий, он направляет актеров и других членов творческой команды на курсы, мастер-классы, необходимые для повышения квалификации и общего профессионального уровня. Нередко он вносит корректировки в сценарий, дает советы, касающиеся оформления – несет полную ответственность за постановочный процесс. Режиссер поглощен творчеством, за финансовую сторону и маркетинг чаще всего отвечает продюсер/заказчик.

Существуют режиссеры монтажа, которые собирают отснятую пленку в единый фильм. Постановщики мероприятий взаимодействуют с частными и коммерческими клиентами, отвечая за успешное проведение праздника, презентации, театрализованного представления и т. д. Мэппинг-режиссер отвечает за создание 3D-проекций и лазерных шоу, клипмейкер – за разработку и постановку видеоклипов.

Гримеры

Правильно подобранный грим помогает актеру лучше передать характер героя на сцене, именно поэтому хорошие гримеры – на вес золота. Креативность, выносливость, чувство гармонии цветов и вкуса, острое абстрактное мышление, хорошо развитая фантазия – навыки, которыми гример должен владеть

Безусловно, он умеет рисовать и стремится научиться большему, обращает внимание на критику в свой адрес, иначе потеряет себя в профессии. Гример также составляет заказ по поводу дополнительной атрибутики персонажа (усы, парики, борода)

Поскольку основным объектом работы выступает лицо актера, продумываются все детали – от формы лица до тона румянца на щеках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector