Поступление в духовную семинарию

Известные выпускники

  • ок. 1814 — Иринарх (Попов), архиеп. Рязанский
  • ок. кон. 1810-х — Нафанаил (Савченко), архиеп. Черниговский
  • ок. 1820-х — Евсевий (Ильинский), архиеп. Тверской
  • 1831 — Макарий (Булгаков), митр. Московский
  • ок. 1833 — Феофилакт (Праведников), еп. Новгород-Северский
  • ок. 1830-х — Евфимий (Беликов), еп. Саратовский
  • 1841 — Вениамин (Платонов), еп. Кинешемский
  • ок. 1840-х — Ианнуарий (Попов-Вознесенский), еп. Балтский
  • 1851 — Вениамин (Смирнов), еп. Воронежский; ((Владимир (Никольский), еп. Нижегородский
  • 1886 — Платон (Рождественский), митр. Североамериканский
  • 1887 — Павел (Гаврилов), еп. Чикагский
  • 1889 — Елевферий (Богоявленский), митр. Виленский
  • 1891 — Антоний (Егоров), архим.
  • 1894 — сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский
  • ок. 1890-х — сщмч. Павел Андреев, прот.
  • 1900 — Исидор (Богоявленский), еп. Таллинский
  • 1904 — Симеон (Бычков), еп. Лужский
  • 1910 — Иларион (Прохоров), архиеп. Пензенский
  • ок. 1910 — сщмч. Василий Иванов, свящ.
  • 1916 — сщмч. Григорий Фаддеев, свящ.; сщмч. Петр Григорьев, свящ.
  • 1995 — Иннокентий (Ветров), еп. Мариинский
  • 2006 — Евгений Савин, свящ.
  • 2010 — Вениамин (Королёв), еп. Железногорский
  • прот. Александр Иванцов-Платонов
  • прот. Николай Рождественский
  • прот. Николай Марков

Отвечать не только за себя

— Наличие семинарского образования – обязательное условие для принятия сана?

— От кандидата в степень пресвитера и особенно епископа требуется и наличие основательных знаний, и умение передавать эти знания другим. Еще апостол Павел писал, что епископ должен быть силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1: 9). Поэтому в Церкви существует специальная система подготовки кандидатов в священство. До революции для рукоположения необходимо было успешно пройти курс обучения в духовной семинарии, а для епископа считалось обязательным окончание духовной академии. Хотя бывали случаи, когда высоких иерархических степеней достигали и без духовного образования. Яркий пример — духовный писатель XIX в. святитель Игнатий (Брянчанинов), сочинения которого вошли в золотой фонд православной аскетической литературы.

После революции система духовного образования была разрушена. В условиях жестоких гонений на Церковь получить духовное образование было просто невозможно. Потому к рукоположению допускали и тех, кто не имел образования. Но сегодня мы имеем достаточное количество учебных заведений для подготовки пастырей. Поэтому рукоположение кандидатов, не обучавшихся в семинарии, допускается лишь в виде исключения.Те, кто обучается на дневном отделении духовных семинарий, могут принимать сан диакона, начиная с третьего курса. А к принятию пресвитерского сана мы обычно допускаем тех, кто учится на последнем (четвертом) курсе семинарии.

— Вам часто приходится совершать рукоположение своих студентов. Интересуетесь ли дальнейшей судьбой бывших воспитанников?

— Наши выпускники, как правило, возвращаются для служения в те епархии, откуда они были направлены на учебу. Мы стараемся поддерживать их в пастырском служении. Однако отследить судьбы всех выпускников едва ли возможно… В связи с этим хотел бы напомнить: еще до революции, когда Киевская духовная академия готовилась отметить свой 300-летний юбилей (в 1915 г.), профессор протоиерей Федор Титов решил собрать сведения о всех выпускниках, окончивших академию в течение XIX – начала ХХ вв. Он трудился несколько лет, собрал массу материала, но так и не смог решить столь масштабную задачу. Сейчас мы тоже занимаемся изданием материалов, собранных отцом Федором. Работая над ними, мы видим сколь неожиданно порой складывались судьбы наших выпускников…

— Насколько реалии современной приходской жизни влияют на систему обучения в духовной семинарии?

— Разумеется, в духовной школе нужно получить всестороннюю подготовку: и теоретическую, и практическую, и общегуманитарную. Поэтому создать сбалансированный учебный план очень непросто. Мы регулярно корректируем учебные программы, исходя именно из современных нужд Церкви. Для нас крайне важны и обратная связь с выпускниками, и постоянное общение с правящими архиереями, которые прекрасно знают нужды своих епархий.

— Сколько священников служат в Украинской Православной Церкви?

— Более 11 тысяч. Они несут служение на приходах, количество которых превышает 12 тысяч. В разных регионах — разная ситуация. В одних епархиях практически нет священнических вакансий, а в других — ощущается нехватка духовенства. Как показывает статистика, количественный рост священнослужителей Церкви (который начался еще после падения атеистического советского государства) продолжается и по сей день: создаются новые общины, возводятся новые храмы и монастыри.

— О чем должен думать человек, которому впервые пришла мысль о священстве? Какой мотив должен присутствовать в таком желании?

— Желание стать священником обязательно должно быть связано с решимостью отдать всего себя на служение Богу и людям. Стремление к священству – это стремление к самоотвержению, а не к власти, карьерному росту или материальному обогащению. Принятие священства – принятие добровольного бремени. Ведь на Страшном суде священник будет отвечать не только за себя, но и за тех людей, которых ему вверил Господь. Прежде чем стать священником, нужно испытать свое сердце…

Известные выпускники

  • ок. 1754 — Иерофей (Малицкий), митр. Киевский
  • 1785 — Евгений (Болховитинов), митр. Киевский
  • 1809 — Сильвестр (Донецкий), иером.
  • 1815 — Виссарион (Вишневский), архим.
  • 1829 — Митрофан (Вицинский), архиеп. Донской
  • 1831 — Парфений (Попов), архиеп. Иркутский
  • 1841 — Вениамин (Павлов), еп. б. Балтский
  • 1843 — Леонтий (Лебединский), митр. Московский
  • 1845 — Василий (Петров), архим.
  • 1847 — Филарет (Филаретов), еп. Рижский
  • 1849 — Владимир (Петров), архиеп. Казанский, Иосиф (Баженов), еп. Балтский
  • 1851 — Вакх Гурьев, прот.; Варфоломей (Медведев), архим.; Василий Лебединский, прот. Димитрий Склобовский, прот., краевед и духовный писатель
  • 1853 — свт. Иустин (Полянский), еп. Уфимский, Далмат (Долгополов), еп. Новомиргородский
  • 1854 — Виталий (Иосифов), еп. Калужский
  • 1857 — Митрофан (Невский), еп. Смоленский
  • 1861 — Димитрий (Самбикин), архиеп. Казанский
  • 1862 — Миропольский Сергей Иринеевич, член-ревизор Учебного комитета при Святейшем Синоде
  • 1863 — Александр (Зеленёв), архим.
  • 1865 — Александр (Кременецкий), архим., духовный писатель; Попов Константин Дмитриевич, проф. КиевДА; Николай Сильченков, прот.
  • 1867 — Серафим (Адамов), б. еп. Калачеевский, обновл. еп. Калачеевский; Тихон Донецкий, прот.
  • 1871 — Иоанникий (Чекановский), б. еп. Бобровский, обновл. еп. Валуйский; Павел (Крылов), еп. б. Новохопёрский
  • 1875 — Говоров Алексей Васильевич, проф. КазДА
  • 1877 — Алексий (Марков), обновл. архиеп. б. Вольский
  • 1879 — Серафим (Голубятников), еп. б. Екатеринбургский
  • 1881 — Евгений Белозоров, прот.
  • 1883 — Геннадий (Никифоров), архим.
  • 1885 — Владимир (Горьковский), еп. Ульяновский, сщмч. Петр (Полянский), митр. Крутицкий
  • 1888 — Афанасий (Самбикин), архим; Алексий (Щербаков), обновл. еп. б. Борисоглебский; Захария (Попов), обновл. еп. Острогожский
  • 1889 — Василий (Павлов), обновл. архиеп. б. Елецкий, Сильченков Константин Николаевич, духовный писатель, Модест (Никитин), архиеп. Смоленский
  • 1890 — сщмч. Митрофан (Краснопольский), архиеп. Астраханский, Иоанн Беляев, прот., Тихон Донецкий, прот.
  • 1891 — Митрофан (Поликарпов), еп. Бакинский
  • 1892 — присп. Сергий (Сребрянский), архим.
  • 1893 — сщмч. Александр Вислянский
  • 1895 — Тихон (Лященко), архиеп. Берлинский РПЦЗ
  • 1896 — сщмч. Даниил Алферов; Тихон Попов, прот.
  • 1898 — Алексий (Микулин), обновленческий архиеп. Пятигорский; Митрофан (Абрамов), еп. б. Сумский, сщмч. Митрофан Девицкий, свящ.
  • 1900 — Михаил (Постников), еп. Ивановский
  • 1901 — сщмч. Александр Лебедев, прот.; Александр (Чекановский), б. еп. Бердический, обновленческий митр. Киевский и всея Украины
  • 1903 — Димитрий Адамов, обновленческий протопресвитер
  • 1904 — Митрофан (Русинов), еп. Полтавский, Тихон Олейников
  • 1905 — Гермоген (Лебедев), обновленческий архиеп. б. Острогожский
  • 1908 — Тихон (Русинов), еп. Одесский
  • 1911 — Григорий (Орлов), обновленческий архиеп. б. Мичуринский
  • 1916 — сщмч. Николай Садовский
  • 1918 — Феодосий (Путилин), архиеп. Сиднейский РПЦЗ
  • 2004 — Евфимий (Максименко), еп. Усманский, Савва (Никифоров), еп. Валуйский
  • 2008 — Сергий (Копылов), еп. Борисоглебский

Примечания

  1. 12 К 10-летию Сретенской духовной школы. «Благодарность возвышает человека, облагораживает его, защищает от пошлости осуждения и самопревозношения». Беседа с архимандритом Тихоно …
  2. Журнал заседания Священного Синода от 17 июля 2001 года : Русская Православная Церковь
  3. Пресс-релиз. Священный Синод Русской Православной Церкви. 26 декабря 2002 года : Русская Православная Церковь
  4. Русская линия / Библиотека периодической печати / Воспитание красотой
  5. «У Сретенской семинарии появится новое здание». Для школы выстроено новое здание в Брошевском переулке
  6. В их числе: «Каноническое право» и «История Русской Православной Церкви: синодальный и новейший периоды» прот. Владислава Цыпина, «Западное христианство: взгляд с Востока» прот. Максима Козлова, «Русское церковное искусство Х-XX веков» О. В. Стародубцева, учебные пособия по древним языкам Н. Трухиной и Л. Маршевой. Энциклопедия-хроника «Русская Православная Церковь. XX век», созданная под руководством ректора семинарии архимандрита Тихона (Шевкунова) и О. Ю. Васильевой, получила премии «Лучшая книга 2007 года» и «Открытие года».
  7. Интерфакс-Религия: Московские семинаристы в преддверии Пасхи раздадут в метро до полумиллиона экземпляров Евангелия от Марка
  8. Подарок на Пасху / Православие. Ru
  9. Миссионерское служение. Часть 1 / Православие. Ru
  10. Летопись жизни Сретенской духовной семинарии. Седмица 26-я по Пятидесятнице / Православие. Ru
  11. Сретенская духовная семинария » Программа «Образование детей и юношества» » НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА » Благотворительный фонд Святителя Василия Великого
  12. Назначены исполняющие обязанности наместника Сретенского ставропигиального монастыря и ректора Сретенской духовной семинарии. Патриархия.ру (19 мая 2018). Проверено 21 мая 2020.
  13. Митрополит Кирилл встретился со студентами Сретенской Духовной семинарии : Русская Православная Церковь
  14. Глава Японской Церкви возглавил службу в Сретенском монастыре / Православие. Ru
  15. Ответы митрополита Волоколамского Илариона на вопросы студентов и преподавателей Сретенской духовной семинарии / Проповеди / Патриархия.ru
  16. Архиепископ Марк о жизни, Церкви и пастырстве. Беседа архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка (Арндта) со студентами Сретенской духовной семинарии / Право …
  17. «Подлинная традиция — лишь в Православии» +ВИДЕО +ФОТО +АУДИО
  18. Наши предшественники в добре. Современное русское монашество между разрывом и неразрывностью традиции
  19. Церковь и мир » Мультиблог протоиерея Димитрия Смирнова
  20. Алексей Осипов. Куда идет Христианство / Православие. Ru
  21. Профессор А. И. Осипов в Сретенской духовной семинарии 19 июня 2015 г.
  22. Благовест-Инфо. Христос Яннарас: Православный приход должен быть семьей. Агентство религиозной информации
  23. Николай Леонов. Лучшие материалы Православия. Ru: семь лет назад Роль информации в жизни человечества / Православие. Ru
  24. Георгий Чирков. Георгий Чирков: «Общежитие учит быть снисходительным, уважать собратьев, следить за своими поступками» / Православие. Ru
  25. Доклад председателя Учебного комитета при Священном синоде архиепископа Верейского Евгения : Церковно-научный .
  26. Экскурсия по семинарии.

МДА: статистика

– Есть ли у вас статистика конкретно по Московской духовной академии? Чтобы сравнить по годам и выявить тенденцию.

– В МДА в этом году поступало в несколько раз больше молодых людей, чем обычно – более 150 человек в бакалавриат. Притом, что в этом году более жесткие требования и обязательно наличие сдачи ЕГЭ. Из этих 150 человек на подготовительное отделение взяли более 80, и сразу на I курс около 10 человек.

Новый единый учебный план подразумевает обязательные для всех четыре года бакалавриата и наличие подготовительного отделения. На подготовительном отделении преподаются церковные дисциплины, которые отсутствуют в средней школе, происходит также нормализация ситуации с обычными предметами – русским языком, иностранным языком, общегуманитарными дисциплинами, историческими дисциплинами. Но лучшие ученики из средней школы, и в особенности молодые люди, имеющие высшее светское образование, могут поступать сразу на I курс.

На выпускном курсе обычно в МДА около 60 человек: порядка 30% студентов до выпуска по разным причинам не доходит. Во-первых, в духовной школе учиться трудно. Во-вторых, кто-то переходит на заочное отделение, в силу разных жизненных обстоятельств. В-третьих, кто-то сам понимает, что оказался не на своем месте, выбрал не тот путь. А бывает, что это понимает в отношении кого-то и администрация.

Большинство студентов, оканчивающих МДА, рукополагаются. Задача семинарии –прежде всего подготовка клириков. Но здесь не может быть формального механистического подхода: «Изволь за выпускной курс решить – или ты монашество принимаешь, или женишься. А если не решишь, то диплома не получишь». Если подобное когда-то и имело место, сейчас мы такого рода давление отслеживаем и всячески пресекаем.

В МДА есть курсы, где уже к моменту выпуска клириками становятся 60% учащихся. Но соревнования, в какой семинарии больше будет клириков к концу обучения, быть не должно. Главное, чтобы потом выпускники оставались в сфере церковного труда, в сане или как церковные труженики. А таковых выпускников на сегодня решительное большинство. И в этом смысле большинство семинарий реализуют свою задачу – готовят людей, которые потом выходят на служение Церкви.

– Отец Максим, а какие у вас ощущения, промежуточные выводы от наблюдения за развитием МДА в период вашей работы в Учкоме?

– МДА – уникальное учреждение, древняя духовная учебная школа. Вынужденный «советский» перерыв именно в МДА и СПбПДА был минимален, возобновленные в середине 40-х годов Московские и Ленинградские духовные школы могли опереться на уцелевшие в годы гонений профессорско-преподавательские кадры и выпускников дореволюционных духовных учебных заведений. Поэтому эти академии по масштабу не сопоставимы с другими церковными учебными заведениями. Это институции, у которых очень большой запас прочности, которые мало зависят от личности руководителя или конкретного преподавателя. Это в самом хорошем смысле стабильность и консервативность.

С другой стороны, именно эта консервативность может приводить к определенного рода процессам инерционности. Масштаб деятельности в рамках огромной преподавательской и студенческой корпорации таков, что решение некоторых практических вопросов осуществляется медленнее, чем в небольших семинариях. Может быть, именно поэтому на сегодня еще ни Московская, ни Санкт-Петербургская академии не имеют государственной аккредитации.

Но думаю, что имеющиеся на сегодня проблемы МДА преодолимы. Некоторые области динамично развиваются, например, библиотека, которая обустраивается не только внешне, но и внутренне – привлечением современных технологий. В институте индивидуальных наставников флагманом также стала МДА. Дистанционное обучение, когда велись трансляции лекций для провинциальных семинарий, также опиралось, прежде всего, на кадры МДА.

Когда потребовалась разработка учебных программ по новому единому учебному плану, именно МДА первой разместила их на своем сайте, чтобы другие могли воспользоваться. И таких примеров успешного осуществления различных задач нашей альма-матер можно привести немало.

Духовные семинарии в России — перечень 2020

Помимо вузов столицы, высокие позиции в рейтинге духовных семинарий РФ занимают следующие учебные заведения.

Санкт-Петербургская духовная семинария

Одна из ведущих семинарий страны, на данный момент стала частью комплекса Санкт-Петербургские духовные школы. Ведет свою историю с 18-го столетия, богословские курсы в семинарии действовали даже во времена Советского Союза. Сегодня в структуру вуза входят:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • аспирантура;
  • регентское и иконописное отделение;
  • факультет иностранных студентов.

В вузе есть собственное издательство, выпускается несколько академических журналов, преподаватели активно работают над учебными пособиями.

Саратовская духовная семинария

Организована в 1830 году, сегодня занимает ведущие позиции в рейтинге духовных семинарий России. Осуществляет обучение по направлениям «теология» и «подготовка служителей» на уровне бакалавриата. Для тех, кто не может обучаться стационарно, действует Сектор заочного обучения.

Особое внимание в учебном процессе вуза уделяется богослужебной практике: слушатели несут певческое и пономарское послушание в семинарском храме, произносят проповеди для прихожан

Пензенская духовная семинария

Получить образование по основным духовным направления можно и в семинарии Пензенской Епархии РПЦ. Кроме обучения и общественного труда, педагоги и семинаристы занимаются научной деятельностью: вуз является организатором Международной научно-практической конференции «Христианство и педагогика».

Кроме этого в семинарии ежегодно проводятся Сретенский бал и Георгиевский фестиваль: такие мероприятия привлекают внимание молодежи региона к духовной жизни

Екатеринбургская духовная семинария

Один из ведущих вузов в списке духовных семинарий России находится в Свято-Троицком Кафедральном Соборе Екатеринбурга. Здесь действует:

  1. Пастырско-богословское отделение.
  2. Регентское отделение.
  3. Певческие курсы.

Также в семинарии работает центр подготовки церковных специалистов с вечерней формой обучения. Туда принимаются и мужчины, и женщины православного исповедания.

Оренбургская духовная семинария

В семинарии Оренбурга можно получить не только высшее образование (уровень бакалавра, магистра), но и среднее профессиональное — образовательная программа «регент церковного хора».

В семинарии хорошая материально-техническая база: комфортное общежитие, библиотека православной литературы, мультимедийные аудитории, компьютерные классы. Вуз предоставляет семинаристам все необходимое для занятий спортом и творчеством.

Кроме приведенного списка духовных семинарий России, семинарии РПЦ есть также на Украине (Харьков, Одесса, Сумы), в Беларуси, Молдавии, Франции и США. Это дает возможность жителям других государств приобщиться к ценностям православной веры.

Правила приема в духовные семинарии в России могут различаться. В предыдущей статье мы рассказывали том, как поступать в такие вузы. А если после поступления вам понадобится помощь с учебой, обращайтесь в студенческий сервис. Его эксперты объяснят сложную тему или расскажут, как правильно подготовить учебную работу.

Известные выпускники

  • 1836 — Свт. Гурий (Карпов), архиеп. Таврический
  • 1842 — Прав. Александр Чагринский, свящ.
  • 1850 — Нестор (Метаниев), еп. б. Дмитровский
  • 1876 — Сщмч. Константин Голубев, прот.
  • 1883 — Несмелов Виктор Иванович, проф. КазДА
  • 1885 — Петр (Соколов), архиеп. Петровский
  • 1886 — Соколов Иван Иванович, проф. КазДА
  • 1888 — Сщмч. Феофан (Ильменский), еп. Соликамский
  • 1889 — Серафим (Александров), митр. Казанский
  • 1891 — Сщмч. Иоанн (Днепровский), свящ., выбыл из 1-го класса по прошению
  • 1893 — Сщмч. Петр Покровский, свящ.
  • 1895 — Полянский Евлампий Яковлевич, проф. КазДА
  • 1899 — Сщисп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский
  • 1900 — Серафим (Лукьянов), митр. Западно-европейский
  • 1901 — Онисифор (Пономарев), архиеп. б. Калужский
  • 1901\1902 — Сщмч. Иоанн Миротворцев, свящ.
  • 1911 — Сщмч. Феодор (Смирнов), еп. Пензенский
  • 1914 — Сщмч. Петр Зиновьев, свящ.
  • 1915 — Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий
  • 1917 — Сщмч. Гавриил Архангельский, свящ.
  • 1918 — Сщмч. Николай Сафонов, прот.
  • 1951 — Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский
  • 1953 — Ювеналий (Тарасов), схимитр. б. Курский
  • 1955 — Варфоломей (Калугин), архим.
  • 1961 — Серафим (Тихонов), архиеп. Пензенский
  • 1997 — Флавиан (Митрофанов), еп. б. Череповецкий
  • 1999 — Симон (Морозов), еп. Шахтинский
  • 2000 — Серафим (Домнин), митр. Пензенский
  • 2002 — Тарасий (Владимиров), еп. Балашовский
  • 2004 — Филарет (Коньков), еп. Барышский

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

Программа послужит хорошей основой в образовании для всех учителей Воскресной Школы, участников детского служения, родителей, руководителей подростковых клубов, а также для всех, кто хочет расширить свои знания по методике изучения текста Библии и способах передачи знаний другим.

 Данная программа состоит из 3 блоков,  продолжительность каждого 3 недели. 

1 блок: Теология: Основы понимания Священных текстов — сертификат

2 блок: Возрастная психология и педагогика.

3 блок: Методика преподавания Библии.

Срок обучения – 3 блока (1 блок =  3 пятницы, 3 субботы)

Начало программы: 1 октября 2021 г.

Стоимость:  1 блок – 2,500 руб.2 блок – 2,000 руб. 3 блок – 2,000 руб.

Обучение проходит дистанционно через платформу ZOOM.                    

 По окончании 3- х блоков выдается удостоверение по программе повышения квалификации «Основы духовно-нравственного воспитания и образования детей и подростков».

На обучение по программе дополнительного профессионального образования,  принимаются лица:

  • имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Лица, имеющие только полное среднее образование, приглашаются на программы дополнительного образования с получением сертификата.

Обучение будет проходить в пятницу вечером (с 17.00) и в субботу днем (с 9.00 до 15.15). Между каждым блоком предусмотрен недельный перерыв.

Лицам, успешно освоившим весь курс, выдается документ установленного образца: «Удостоверение о повышении квалификации» (при наличии профессионального образования) или «Сертификат дополнительного образования» (в случае отсутствия профессионального образования) по программе: «Основы духовно-нравственного воспитания и образования детей и подростков».

Католические семинарии

Семинарии в Католической церкви делятся на малые семинарии (англ. Minor seminary) для подростков и большие семинарии (англ. Major seminary) для более взрослых людей, включающие также колледжи-семинарии (хотя в США их часто называют малыми семинариями) для студентов бакалавриата и аспирантов для тех, кто уже имеет степень бакалавра. Есть также семинарии для взрослых людей, которые хорошо окончили школу, такие как Национальная семинария святого папы Иоанна XXIII в Массачусетсе и для других более специализированных целей.

Все семинарии управляются либо религиозными орденами, либо епархиями или другими подобными структурами. Часто семинария готовит как священников этого конкретного ордена или епархии, так и священников других орденов или епархий, которые выбирают эту конкретную семинарию для своих священников. Например, семинария Святого Иоанна в Бостоне, штат Массачусетс, готовит священников для многих других епархий в Новой Англии, которые являются суффраганными епархиями Архиепископии Бостона. В любом случае, человек, который стремится поступить в семинарию, чтобы стать священником, должен быть спонсирован либо епархией, либо религиозным орденом.

Часто семинария может быть присоединена или аффилирована с более крупному католическим колледжем или университетом, так что более крупный колледж и обеспечивает более общее образование в области истории или теологии, в то время как семинария сосредотачивается на темах, специфических для потребностей будущих священников, таких как обучение каноническому праву, таинствам и проповеди, или специфических для конкретного ордена или епархии. Например, теологический колледж в Вашингтоне, округ Колумбия, является частью католического университета Америки.

Кроме того, в Риме есть несколько семинарий, которые обучают семинаристов или уже рукоположенных священников и епископов и которые поддерживаются орденами или епархиями из-за пределов Италии. Например, Папский Североамериканский колледж, который готовит священников из Соединённых Штатов и других стран, поддерживается конференцией католических епископов США.

Ректоры

До введения должности ректора семинарией управляли Воронежские епархиальные архиереи. С сентября 1775 по 1793 год начальником духовной школы в должности «надзирателя» был настоятель Воронежского Алексеево-Акатова монастыря Сампсон.

  • Амвросий (Келембет) (22 марта 1793 — 29 декабря 1796)

    Евфимий Болховитинов (1797 — 1798) и.о.

  • Иустин (Трипольский) (29 ноября 1798 — 1807)
  • Афанасий (Савинский) (12 января 1807 — ?)
  • Евграф (11 ноября 1807 — ?)
  • Мефодий (Орлов-Соколов) (8 апреля 1812 — 28 августа 1819)
  • Авксентий (Галинский) (1819 — 23 апреля 1821)
  • Андрей (Соколов) (1 августа 1821 — 16 августа 1825)
  • Филадельф (Пузино) (20 сентября 1825 — 1829)
  • Иннокентий (Соколов) (15 января 1829 — 1833)

    Пантелеимон (Помигуев) (1 февраля — 7 июня 1833) и.о.

  • Евтихиан (Лестев) (1833 — 1834)

    Пантелеимон (Помигуев) (24 мая — 7 июня 1834) и.о.

  • Варлаам (Успенский) (10 марта 1834 — 4 мая 1837)
  • Елпидифор (Бенедиктов) (30 апреля 1837 — 2 февраля 1842)

    Митрофан (Стеженский) (5 января — 12 марта 1842), и.о.

  • Стефан (Зелятров) (18 февраля 1842 — 12 апреля 1844)

    Митрофан (Стеженский) (29 июля — 9 ноября 1843), и.о.

  • Симеон (Авдуловский) (12 апреля 1844 — 5 декабря 1846)

    Феофилакт (Праведников) (5 декабря 1846 — 7 июля 1847) и.о.

  • Иларион (Боголюбов) (7 июля 1847 — 1861)
  • Феодосий (Шаповаленко) (17 января 1861 — 1863)
  • Феодосий (Макаревский) (28 августа 1863 — 1867)
  • Вениамин (Быковский) (3 апреля 1867 — 1871)

    Анастасий Ермоленко (1871 — 1873) и.о.

  • Димитрий Певницкий (1873 — 1881)
  • Димитрий (Самбикин) (6 августа 1881 — 1887)
  • Алексий Спасский (5 марта 1887 — 1900)
  • Василий Борисоглебский (20 июля 1900 — 18 июля 1907)
  • Сщмч. Николай Околович (19 июня 1907 — 21 декабря 1912)
  • Свт. Серафим (Соболев) (22 декабря 1912 — август 1918)

    Тихон Олейников (март — август 1918) и.о.

  • Василий Попов (17 июля 1997 — 30 июля 2003)
    • Сергий Моздор (30 июля 2003 — 21 августа 2007) и/о
    • Иннокентий (Никифоров) (27 августа 2007 — 6 октября 2008) и/о
  • Иннокентий (Никифоров) (6 октября 2008 — 15 августа 2016)

    Роман Ткачев (15 августа 2016 — 9 июля 2019) и/о

  • Роман Ткачев (с 9 июля 2019)

Автономно-междусобойное существование нам неполезно

– Должны ли церковные учебные заведения соответствовать параметрам светских вузов?

– Безусловно. Это требование времени. Все церковные учебные заведения имеют лицензию, и Святейшим Патриархом поставлена задача провести государственную аккредитацию по крайней мере лучшей части семинарий. Соответственно, семинарии подлежат лицензионным и аккредитационным проверкам Рособрнадзора. И задача Учкома – помочь подготовиться церковным учебным заведениям к государственной аккредитации.

Конечно, эта работа добавляет нам много хлопот: государственные требования всё время меняются. Например, было требование, что вузу необходим договор с поликлиникой, но при этом поликлинике, чтобы осуществлять медицинскую деятельность на территории семинарии, нужно изменить лицензию. Можете представить, какие нужны усилия, чтобы руководство поликлиники согласилось переоформить свою лицензию! То же самое касается требований к преподавательскому составу, к учебно-нормативному обеспечению – нормы, к несчастью, предельно нестабильны.

С другой стороны, процесс получения госаккредитации – это стимулирующий фактор. Автономно-междусобойное существование нам весьма неполезно. И церковному учебному заведению как некоей абстрактной провинциальной духовной школе с выдачей собственных дипломов теперь пришел конец.

– Насколько болезненным для церковных учебных заведений был переход на болонскую систему?

– В этом переходе было много полезного. Да, магистратуры стали профильными по направлению, но это очевидные требования времени, понятно, что нужно переходить к специализации факультетского типа, это в магистратуре и осуществляется – преподаются на выбор библейские, богословские, исторические, церковно-практические дисциплины.

Очевидно, необходимым был и переход от урочно-опросной системы, которая рекомендовалась в духовных школах в советский и постсоветский период, к лекционно-семинарской. Преподавание в высших учебных заведениях – это не уроки с опросами, а лекции, семинары, практические занятия.

Что касается каникул, да, мы стали больше учиться, но если не сердцем, то головой я понимаю, что неадекватное количество выходных и каникулярных дней, которое у нас имело место до болонской системы, было вредно для учебного процесса. Богослужебный цикл – это одно, а учебный год – другое, он не может быть связан напрямую с пасхалией, например.

Если в чем и есть болезненность, то в непонятной изменчивости внешних форм нашего государственного высшего образования, учитывать которую мы должны. Происходит постоянное мельтешение критериев и требований – например, полноценно не решен вопрос со статусом теологии в системе высшего образования. Защищать диссертации по теологии на сегодняшний день невозможно, нет соответствующего совета. Дисциплина есть, а соответствующего диссертационного совета нет – абсурд.

Фото Анны Гальпериной

История

Создание современных семинарий стало результатом римско-католических реформ Контрреформации после Тридентского Собора

Семинарии Tridentine уделяли большое внимание личной дисциплине, а также преподаванию философии в качестве подготовки к богословию. В Соединенных Штатах протестантские учреждения широко использовали термин «семинария» для независимых аспирантур (отдельно от университета) для обучения своих служителей

Самой старой семинарией в Соединенных Штатах была Андоверская духовная семинария, основанная в 1807 году и входившая в состав конгрегационалистской церкви .

Рязанская семинария приглашает для обучение в новом учебном году

 

РЯЗАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

объявляет приём на обучение на 2021/2022 учебный год:

    — на очное отделение по образовательной программе бакалавриата, направленной на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций Русской Православной Церкви. Принимаются лица мужского пола православного вероисповедания в возрасте до 35 лет, имеющие среднее общее или профессиональное образование, холостые или женатые первым браком и не имеющие канонических препятствий к принятию священного сана. Срок обучения —  5 лет.

     — на регентское очное отделение по программе подготовки служителей Русской Православной Церкви, специальность «Регент церковного хора, преподаватель». Принимаются лица православного вероисповедания мужского и женского пола в возрасте до 35 лет. Поступающие должны иметь среднее общее или профессиональное образование, музыкальные способности, музыкальное образование либо опыт пения в церковном хоре.

     — на регентское отделение по специальности «Уставщик-псаломщик». Обучение в вечернее время. Принимаются лица православного вероисповедания мужского и женского пола без возрастных ограничений. Поступающие должны иметь среднее общее или профессиональное образование.

      Документы принимаются до 15 августа.

Как устроена работа семинарии

В семинарии ученики не только получают систематизированные знания по различным церковным дисциплинам — они участвуют во всех сферах жизни Церкви, получают представление обо всех ее видах деятельности.

Сретенская духовная семинария

Для будущего священника очень важно уже в юном возрасте постичь всю глубину такого образа жизни, приобщиться к духовным началам, получить первый практический опыт. Для этого в семинарии созданы все необходимые условия — ученики не только присутствуют на теоретических занятиях, но и полноценно участвуют в монастырской жизни, поют в церковном хоре, выполняют обязанности пономарей. Уже в начале обучения молодых священников учат нести ответственность за свою паству, нести за нее молитвенное предстояние перед Всевышним

Уже в начале обучения молодых священников учат нести ответственность за свою паству, нести за нее молитвенное предстояние перед Всевышним.

Важно! Важнейшее место среди церковных послушаний занимает молитвенное служение. Находясь в семинарии, будущий пастырь учится молиться за каждого прихожанина, заботиться об их духовном просвещении, просит Господа хранить его паству и быть милосердным к нуждающимся

Для того чтобы церковная жизнь раскрылась для ученика семинарии с разных сторон, в ней организовываются различные просветительские и культурные мероприятия. Семинаристы участвуют как во внутримонастырских проектах, так и в общецерковных событиях.

Ректором семинарии является епископ Тихон Шевкунов

Такие встречи и мероприятия обеспечивают всестороннюю и разноплановую духовную подготовку будущего священника.

Важно! Стипендии в этом учебном заведении не выплачиваются, но ученик находится на полном обеспечении семинарии

Использованные материалы

  • Сайт Воронежской епархии:

  • Страница сайта Русское Православие:

  • «Инспекторы Воронежской духовной семинарии,» Воронежские епархиальные ведомости, Воронеж, 1885-1886, № 22, с. 771- 784; № 3, с. 59-71; №5, с.179-188; №8, с. 257-264.
  • Никольский П. В., История Воронежской духовной семинарии, Воронеж, 2011, с. 566, 569-570.

  Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, Воронеж, 1884, 110.

  Прославлен как преподобномученик — Дамаскин (Орловский), игум., Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним; Тверь, 2000, книга 4, с. 82

  А. И Николаев считает приемником Иустина (Трипольского) по ректорату архим. Афанасия (Савинского) на том основании, что этот архимандрит после Иустина управлял Акатовым монастырём и, «вероятно с должностью настоятеля Акатова монастыря, по примеру своих предшественников (Амвросия, Иустина), занимал должность ректора семинарии». Но сам же Николаев сообщает, что в семинарском архиве, о ректоре архимандрите Афанасии не найдено сведений. (Ректоры Воронежской духовной семинарии, с. 9). К тому же, ректором архим. Афанасий мог сделаться только с конца 1807 года, но 11 ноября 1807 года был назначен ректором архим. Евграф. Ист: — Никольский П. В., История Воронежской духовной семинарии. — Воронеж: Изд — во ВПДС «Образ жизни», 2011, с. 104.

  На время отпуска действующего ректора архим. Серафима (Соболева), бывшего в Задонском Богородицком монастыре. Ист.: Никольский П. В., с. 561, со ссылкой на журнал «Воронежский вестник церковного единения», Воронеж, № 22, от 18 (31) марта 1918 г.

  Памятная книжка Воронежской губернии на 1977 год // Издание Воронежского губернского статистического комитета под ред Д.Г. Тюменева. — Воронеж, 1977, с. 67.

  Никольский П.В., История Воронежской духовной семинарии, Воронеж, 2011, с. 422.

  «Встреча проректора по воспитательной работе иеромонаха Серафима (Тищенко) со студентами», архивный сайт Воронежской духовной семинарии, 4 марта 2018,

  «Забытое имя» Дмитрий Васильевич Скрынченко, журнал Воронежской семинарии «Образ»,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector