Как поступить в духовную семинарию: рекомендации, документы и экзамены

Дресс-код иконописцев

Абитуриенты пастырского отделения на экзамены пришли в черных брюках и рубашках. У девушек, поступающих на иконописное и регентское отделения тоже свой дресс-код – юбки ниже колена, скромные блузки, платок на голове и никакой косметики.

– Только фамилию мою не указываете, я не хочу славы такой. Ну а про себя, что рассказать? Четыре года в художественной школе Липецка училась, рисую неплохо, считаю себя верующей, поэтом решила на иконописное отделение поступать. В семье у меня никто еще ранее в семинарии не учился, родители – врачи, я будут первой у кого будет диплом о высшем духовном образовании, – прячась от фотографа, рассказывает скромница Вика.

– А у меня брат на днях дьяконом станет, и я хочу работать в церкви. Я уже два года в храме пою на клиросе (место в церкви, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы — прим. РИА «Воронеж»), на аккордеоне пять лет в училась играть в музыкальной школе. Мне сказали, что в этом году я одна на регентское отделение поступаю. Надеюсь, что мне не скажут приходить в следующем году из-за такого маленького набора, но если даже так и получится, значит так надо, – сообщает Кристина.

Парни в семинарию также идут по разным причинам. Александр Тасенко в этом году закончил техникум. Сразу после выпускных экзаменов дипломированный мастер по ремонту радио и телеоборудования стал готовиться к вступительным испытаниям в семинарию.

Парень признался, что в техникум пошел из-за того, что не мог понять, чем хочет заниматься в жизни. Спустя три года осознал, что хочет стать священником. Родители-инженеры выбор сына одобрили и благословили на поступление. Сергей Палий планировал стать звукорежиссером. Парень закончил музыкальную школу, собирался поступать музыкальный вуз, но вышло иначе. – Меня в армию должны были забрать в июле. Перед тем как отправиться на призывной пункт, я пошел в храм, причастился, подошел к иконе Сергия Радонежского и попросил его все сделать так, как нужно. В тот день странным образом в армию меня не взяли, подавать документы в мирские вузы уже было поздно, и я понял, что это знак для меня – идти в семинарию, тем более и родители у меня работаю в церкви. Папа – протодиакон, мама – в регентском хоре, – рассказывает о себе Сергей Палий.

Жена священника

Многие верующие девушки хотят выйти замуж за священника. Однако такая жизнь – это тоже своего рода призвание, и не каждая оказывается к этому готова. Но тем, кто все же интересуется, как стать женой священника, нужно знать некоторые детали.

В первую очередь стоит понимать, что молодой человек, учащийся в духовной семинарии, не может знакомиться привычным образом, например, посещая вечеринки или концерты. Невестами будущих батюшек обычно становятся девушки из верующих семей, посещающие церковь или регентский класс при семинарии. Как мы уже упоминали, избранница священника не может быть вдовой или разведенной и к тому же должна быть девственницей, впрочем, как и ее жених. При этом разрешение на свадьбу семинаристу может дать только ректор.

Кстати, предъявляются определенные требования и к профессии будущей жены священника. Она никак не должна компрометировать своего супруга. А раньше существовало предписание, запрещающее служителям церкви жениться на актрисах, эта профессия считалась недостойной. Как бы то ни было, девушки, желающие соединить свою судьбу со священником, должны осознавать, что этот выбор сопряжен с определенными трудностями.

Например, жена должна последовать за мужем в любой, даже самый удаленный и бедный приход и не жаловаться, что супруг гораздо больше внимания уделяет другим людям. Кроме того, жизнь матушки часто вызывает обсуждение церковных прихожан, она все время на виду. Таким образом, этот путь предполагает высокую ответственность и требует большой моральной силы и выдержки, чтобы быть не просто спутницей, но и опорой, и надежным тылом для своего супруга.

«После принятия сана вступать в брак запрещено»

— Многие думают, что выпускник семинарии становится священником автоматически. Как совершается Таинство Священства?

— Рукоположение во все три степени священства совершается только во время Божественной литургии. Священника и диакона рукополагает епископ. А рукоположение епископа могут совершить не менее двух епископов. Единолично один епископ не может рукоположить другого — это запрещено каноническими правилами.

— С чем связан этот запрет?

— Прежде всего, с соборной природой Церкви. Священник и диакон получают свои полномочия от епископа. Рукополагая диакона или священника, епископ делегирует ему часть своих полномочий в сфере богослужения и совершения таинств. Диакон и священник подчинены власти епископа, в епархии которого они служат. Но между епископами каноны устанавливают совсем иные отношения. Епископы равны между собой. Высшая власть в Церкви — Собор епископов, который является наследником апостольского Собора. Поэтому избрание и рукоположение нового епископа должно совершаться только Собором епископов. В практике Украинской Православной Церкви избрание нового епископа осуществляется Священным Синодом. Рукоположения новых епископов происходят в торжественной обстановке, на Литургии.

— Как происходит само Таинство? Что в нем является главным?

— Главный момент Таинства – возложение рук, во время которого читается особая молитва. Когда происходит рукоположение диакона и пресвитера, то руки на него возлагает епископ, в епархии которого он будет служить. Когда же рукополагают епископа, то ему на главу возлагают раскрытую книгу Евангелия, а руки на него возлагают все епископы, которые присутствуют на богослужении.

— А кто вообще может быть рукоположен в священный сан? Какие требования предъявляются к будущему священнику?

— В Православной Церкви к священству могут быть допущены только лица мужского пола, исповедующие Православную веру и имеющие опыт церковной жизни. Степени священства можно проходить только последовательно. Нельзя быть рукоположенным сразу в пресвитера, миновав степень диакона. И, соответственно, нельзя стать епископом, если ты до этого не был пресвитером. В диаконы или в священники могут быть рукоположены как женатые, так и безбрачные кандидаты. Однако в брак они должны вступить еще до рукоположения.

После принятия сана вступать в брак запрещено. А вот в епископы могут быть рукоположены кандидаты только из числа монашествующих. Существует и возрастной ценз. В священники обычно рукополагают не ранее 25-летнего возраста, а в епископы — не ранее 30-летнего.

Очень важно, чтобы кандидат в священство был укоренен в традиции церковной жизни. Канонические правила не разрешают рукополагать новообращенных

Ведь священник должен помогать своим прихожанам войти в полноту церковной жизни. Едва ли такую задачу сможет выполнить тот, кто сам еще не вполне усвоил церковную традицию. Также нужно иметь необходимые знания и высокие нравственные качества.

Духовная семинария, обучение для мужчин

Список документов для поступления, правила приема в семинарию и вступительные испытания отличаются от требований в обычных вузах. 

Возраст для поступления

Путь в духовную семинарию открыт не всем. Поступить могут только воцерковленные мужчины от 18 до 35 лет, неженатые или находящиеся в первом браке, причем жена должна быть православной.

Воцерковленными называют крещенных в православной церкви людей, которые живут по законам православия и соблюдают религиозные обряды. Они регулярно причащаются, посещают церковные службы и поддерживают отношения со священнослужителями своей церковной общины.

Поступающие в семинарию должны иметь представление о церковной жизни, опыт какой-либо деятельности в церкви. Например, участвовать в церковных песнопениях, заботиться о церковной утвари, помогать в воскресной школе.

Список документов для поступления

Молодому человеку, решившему поступать в такое учебное заведение, необходимо подготовить документы согласно списку:

  • аттестат об общем среднем образовании;
  • сертификаты ЕГЭ по предметам, заявленным конкретной семинарией (чаще всего это история, русский язык, литература, обществознание); 
  • справку о состоянии здоровья;
  • российский паспорт;
  • медицинский полис;
  • военный билет;
  • рекомендацию от священнослужителя своего населенного пункта, заверенную архиереем.

Рекомендации от священнослужителей

Для того чтобы абитуриенту дали необходимую рекомендацию для поступления в духовную семинарию, ему нужно активно участвовать в жизни прихода, быть на виду у священнослужителей и настоятеля. Кандидату в студенты семинарии рекомендовано:

  • регулярно посещать церковь;
  • регулярно участвовать в таинствах исповеди и причащения;
  • петь и читать на клиросе;
  • помогать священникам; 
  • регулярно беседовать с настоятелем своего храма.

Дополнительные документы

При поступлении в семинарии могут потребовать дополнительные документы:

  • справку о состоянии семьи;
  • документ о крещении;
  • свидетельство о венчании (при наличии брака) и др.

Расходы

Самые крупные расходы — это содержание штата. На зарплаты и обязательные налоговые отчисления тратится около 40 % всей прибыли. Есть штатное расписание, где указаны все сотрудники: настоятель, священник, диаконы, свечницы, уборщицы, звонари. Если я глава прихода, могу нанять не свечницу, а владычицу морскую. Унифицированных окладов нет. Стараются делать не ниже прожиточного минимума, чтобы не было проблем с налоговой. Если человеку нужен стаж, оформляют его на полставки. Зарплата свечницы, допустим, 9 тысяч рублей. У священника чуть больше, чтобы как-то отличаться. Но там может быть что угодно написано — в основном по минимуму, чтобы платить поменьше налогов.

Другая официальная статья расходов — крупные закупки товаров. Здесь действуют вполне рыночные отношения, и настоятель старается найти, где подешевле. В течение года ему звонят разные поставщики, привозят образцы, присылают предложения на электронную почту. Если в ходу определенные серебряные крестики, их заказывают с запасом. Сейчас все просто: компании доставляют все что угодно. В РПЦ есть «Софрино» — это крупное предприятие, которое производит всю церковную утварь, иконы, сосуды для богослужений, иконостасы, свечи, облачения. Несмотря на то что это необязательный поставщик, каждая епархия должна оформить там заказ, чтобы загрузить производственные мощности. Обычно епархиям нужно закупиться в «Софрино» на несколько миллионов в год, чтобы не получить проблем с руководством.

Если приход очень богатый, то самое дорогое, что могут заказать, — иконостас. Заменить его или сделать новый стоит от 1,5 до 10 миллионов рублей. Хотя такие покупки редки даже в богатых храмах. В церквях на окраине иконостас часто печатают на фотобумаге, чтобы издалека не было понятно, икона это или репродукция. Кадила, литургические наборы, другие предметы богослужения могут стоить десятки и сотни тысяч рублей. Иногда такие подарки делает какой-нибудь богатей, который выбирает себе храмик и считается его покровителем.

Крупные расходы в приходе бывают, когда готовятся к приезду высокого чина. Некоторые священники в маленьких храмиках даже берут кредиты, чтобы накупить цветов. Так демонстрируют лояльность. Если архиерей один раз сказал священнику, что тут нужен забор, а там надо украсить дорожку, в следующий его приезд священник просто обязан поставить забор и постелить дорожку, даже если она пригодится всего один раз. Самодурство епископов не так глупо, как может показаться на первый взгляд. Это проверка послушания.

В помощь поступающему

ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ высшее специальное учебное заведениезакрытого типа Московского Патриархата, которое готовит священнослужителей Русской Православной Церкви. Срок обучения в семинарии — 5 лет. В Семинарию принимаются лица православного вероисповедания мужского пола в возрасте от 18 до 35 лет (на заочную форму обучения — до 55 лет), имеющие среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком.

Екатеринодарская духовная Семинария не принимает на обучение лиц с ограниченными возможностями в связи с наличием особых требований к поступающим, вытекающих из внутренних установлений Русской Православной Церкви. (Основание: п. 11 ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ т 29.12.2012: «… духовные образовательные организации вправе устанавливать дополнительные к предусмотренным настоящим Федеральным законом условия приема на обучение, права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установлений соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации, в ведении которых находятся эти образовательные организации»).

Для поступления в Семинарию требуются следующие документы:

  • прошение о поступлении на имя ректора семинарии (заполняется в канцелярии семинарии при подаче документов);
  • рекомендация епархиального архиерея или рекомендация приходского священника (для поступающих из других епархий — рекомендация заверяется епархиальным архиереем) >> Образец рекомендации ;
  • заполненная анкета (заполняется в канцелярии семинарии при подаче документов);
  • паспорт (копии всех заполненных страниц);
  • военный билет или приписное свидетельство (копии всех страниц) ;
  • фотографии 9×12 см (одна) и 3х4 см (две);
  • свидетельство о рождении (копия);
  • справка о прописке (форма 9);
  • свидетельство об образовании (оригинал аттестата о полном среднем образовании или диплома о высшем образовании);
  • автобиография >> автобиография (образец) ;
  • медицинская справка о состоянии здоровья (форма 086);
  • медицинский полис (действующий), справка о прививках;
  • справка из наркологического диспансера (оригинал);
  • справка из психоневрологического диспансера (оригинал)
  • свидетельство о крещении;
  • свидетельство о венчании и ксерокопия свидетельства о браке (для женатых);
  • сущим в сане — копию указа о рукоположении в священный сан и копию указа о назначении.

Документы принимаются с 1 июля до 10 августа.

Вступительные экзамены начинаются с середины августа. Занятия начинаются с 1 сентября.Студенты, обучающиеся по очной форме обучения обеспечиваются питанием, общежитием.Во время вступительных экзаменов проживание и питание в семинарии бесплатное.Граждане ближнего и дальнего зарубежья должны купить российский полис добровольного медицинского страхования.

Прием в Екатеринодарскую духовную семинарию осуществляется по результатам дополнительных вступительных испытаний профессиональной направленности – Закон Божий, основы церковного пения и собеседование. Также при поступлении учитывается результаты ЕГЭ по обязательным дисциплинам – полученный балл должен быть не ниже минимально установленного для поступления в вузы.

Вступительные испытания также включают письменный экзамен в форме изложения с элементами сочинения на тему одной из Евангельских притч.

На собеседовании абитуриент должен:

  • показать знание Священного Писания, Церковной истории, основ Литургики;
  • показать осмысленное знание наизусть основных молитв:

начальных: «Слава Тебе. Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Приидите поклонимся…»;утренних: «От сна восстав», «Боже, очисти мя грешного», «Пресвятая Владычица моя, Богородице», «Святый ангеле»;вечерних: «Боже вечный», «Вседержителю Слово Отчее», «Благаго Царя Благая Мати», Ангелу Хранителю;молитвы Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся», «Достойно есть», «Взбранной Воеводе», «Милосердия двери», «Не имамы иныя помощи», а также: Символа веры, Заповедей Моисея, Заповедей Блаженств.

Абитуриент должен знать тропарь своему святому. Псалмы 50-й и 90-й, тропари двунадесятых праздников, молитву перед причащением, молитву преп. Ефрема Сирина.

  • уметь читать Псалтирь на церковнославянском языке;
  • пройти проверку музыкального слуха.

Перспективы профессии

Если человек не мыслит себя без веры и служения богу, то эта профессия сама его выберет. В современной России после распада СССР продолжается рост интереса к православию, открываются новые храмы, возрождена сеть духовных семинарий и академий. Для них требуются грамотные молодые люди с твердой верой, которые смогут нести слово Божье в массы.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия священник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Путь к священству.

Для того, как стать священником, необходимо готовиться, многое знать о себе, о своей вере. Давайте разберем, какие «ступени карьерной лестницы» могут ожидать и готовятся перед будущими и действующими священнослужителями. Священнослужители различаются по степени доступных священств для них:
1. Диакон. Этот священнослужитель может служить при проведении различных таинств;
2. Священник. Священнослужитель данного «уровня» может совершать таинства, т.е. проводить их; (См. также: Как стать судьей)
3. Епископ. Высшая стадия священности, священнослужитель может не только проводить службы и таинства, но и посвящать желающих и готовых к проведению таинств.
Чтобы стать священнослужителем, необходимо окончить семинарию. Поступить туда не так легко, как может показаться. Вот что предстоит, чтобы стать студентом семинарии:
— быть мужчиной старше 18 и моложе 35 лет,
— иметь минимальное образование (т.е. среднее), (См. также: Как стать знаменитостью.)
— быть не женатым или иметь первый брак,
— получить рекомендацию епископа или священника прихода,
— сдать устно экзамены по истории Библии (Ветхий и Новый Завет), общецерковной и Русской Православной истории, Катехизису и Церковному уставу,
— письменно сдать изложение на церковную историческую тему или на библейскую тему,
— ответить на дополнительные вопросы приемной комиссии (могут проверить умеете ли вы читать Псалтирь, знаете ли молитвы, песнопения и есть ли у вас музыкальный слух).
Сдача экзаменов начинается в августе, а обучение как обычно с 1 сентября. Учиться необходимо не больше, чем в простом учебном заведении – 5 лет. Кроме того, студенты семинарии получают стипендию, а иногородние и неженатые получают комнату в общежитии и питание.
Через 5 лет обучения в семинарии выпускник приезжает в епархию, где совершается распределение бывших студентов по приходам

Важно вот еще что: лучше всего будущему священнослужителю сразу определиться станет ли он монахом или женится. Путей развития событий всего три:
— принятие монашеского пострига,
— женитьба (один раз на всю жизнь!) до принятия сана,
— отказ от пострига, неготовность к женитьбе и отложение принятия сана (целибат).
Как только духовный сан будет принят, поменять его будет невозможно! Потому стоит определиться с решением как можно раньше, и если стать монахом не хочется, то жену стоит найти во время обучения в семинарии

Это не очень сложно, т.к. найти невесту можно, например, в духовном хоре, на православном сайте или форуме и т.д.

Лучшие вузы

В структуре Русской православной церкви (РПЦ) действует 55 семинарий, расположенных в России, Украине, Беларуси, Молдове, Латвии, Узбекистане и Казахстане. Учатся семинаристы также в США и Франции.

К самым крупным духовным учебным заведениям относятся:

  • Санкт-Петербургская духовная семинария. Основана еще в 1721 году по указанию Петра I. В 1918 году она была закрыта, а работа ее возобновилась лишь в 1946 году. Выпускниками этого заведения были многие известные люди, такие как писатель Николай Помяловский, государственный деятель Михаил Сперанский, академик РАН Николай Никольский.
  • Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария. Обучает служителей религиозных организаций. Создана была в 1750 году она по указу императрицы Елизаветы Петровны и является одним из старейших учебных заведений РПЦ. После 80-летнего периода бездействия была воссоздана в 1998 году. Имеет в своем составе две кафедры: богословия и библеистики, а также церковно-исторических и церковно-практических дисциплин.
  • Смоленская православная духовная семинария. Действует с 1728 года (с перерывом на 70 лет в 1918–1988 годах). Из ее стен выходят священнослужители и теологи. У семинаристов есть возможность пройти курс очно или заочно. В наличии вся необходимая инфраструктура: учебный корпус, библиотека, храм, пункт питания и спортивный зал.
  • Московская духовная академия. Ведет обучение в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. В ее структуре есть регентское и иконописное отделения. Это учебное заведение выпускает не только батюшек, но и преподавателей церковных вузов, а также ученых – теологов и богословов. Бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре по 7 профилям.

Также духовное образование можно получить в православных университетах:

  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (г. Москва) на богословском факультете преподают теологию и религиоведение. Кроме того, среди дополнительных образовательных профилей есть преподавание церковнославянского языка, церковная живопись, социальная работа и др. Развита международная деятельность в рамках ряда программ, таких как Erasmus+, стажировки проходят в Милане (Италия), Ноттингеме (Великобритания), Ла-Рош-сюр-Йон (Франция).
  • Московский православный университет святого Иоанна Богослова ведет обучение на трех факультетах: религиоведения, социально-гуманитарном и психологии. Вероучительные и богословские предметы в вузе преподаются выпускниками Московской духовной академии. В университете на высоком уровне находится исследовательская деятельность: действует научная школа христианской психологии, издаются научные журналы «Историческое образование», «Православное образование», «Евразия: духовные традиции народов», налажено международное сотрудничество.

Теологов для культурно-просветительской, духовной, педагогической деятельности готовят также в некоторых светских вузах, например, в Псковском государственном университете, Дальневосточном федеральном университете, Казанском (Приволжском) федеральном университете.

Как стать священником: жизненные примеры

Не бывает единого для всех, стандартного пути к священству. Для каждого христианина он индивидуален.

Так, святитель Лука Крымский (1877-1961), будучи известным врачом-хирургом, принял сан священника в возрасте 43 лет. Это произошло через два года после смерти жены, от которой у него было четверо детей. Не желая лишать детей материнского тепла, он заключил фиктивный брак с медицинской сестрой своей больницы Софьей Белецкой. Сам же в 1923 году принял монашество.

Один из наиболее почитаемых старцев в России Иоанн Крестьянкин (1910-2006) с детства мечтал посвятить свою жизнь на служение Господу и Церкви. По Божьему Промыслу его желание исполнилось, когда он уже работал главным бухгалтером на одном московском предприятии. В 1945 году он принял сан безбрачного иерея.

Протоиерей Александр Мень (1935-1990) сначала учился в Московском пушно-меховом институте. Однако из-за религиозных убеждений его отчислили. Тогда он поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, по окончании которой в 1960 году принял сан священника.

Старец Николай Гурьянов (1909–2002) с детства прислуживал в сельском храме. В 1928 году он окончил педагогический техникум, затем учился в педагогическом институте. Однако в конце 1930-х годов его арестовали. Ему пришлось пройти лагеря и ссылки. Во время тяжких событий отец Николай повстречал много подвижников. Тогда он дал обет, что станет священником. В феврале 1942 года был рукоположен.

Патриарх Кирилл (1946 года рождения) после окончания восьми классов в школе поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления. Там он работал более трёх лет техником-картографом. В 19 лет поступил в Ленинградскую духовную семинарию. А после принятия монашества в 1969 году стал священником, то есть иеромонахом.

Что нужно, чтобы стать священником?

Обучение в семинарии является первоначальной задачей для достижения сана. Но поступающий должен подходит по следующим требованиям:

  •  мужской пол, возраст от 18 до 35 лет;
  •  семейное положение: холост или состоящий в первом браке;
  •  наличие законченного среднего образования;
  •  рекомендация от служителя церкви.

Помимо стандартных для набора условий имеются требования по начальным знаниям семинариста. Это должно быть умение хорошо излагать свои мысли, уметь передавать библейские рассказы в точности с вложенным смыслом.

При поступлении комиссией также будут проверяться умение читать Псалтырь и вокальные данные для выступления в хоре.

Общая длительность обучения составляет 5 лет. При этом студенты получают стипендию. Иногородним семинаристам предоставляется не только место для проживания, но и питание. Проживание в общежитие предполагает соответствие многим правилам. Например, в ночное время каждый семинарист должен находиться в своей комнате. Кроме того посещения студентов посторонними запрещено. Исключение составляет лишь общение с родными, приехавшими встретиться с будущим священнослужителем.

Сдача экзаменов для поступления в семинарию начинаются с середины августа. Полноценное обучение поступивших осуществляется с 1-го сентября, как и в любом обычном ВУЗе.

После окончания обучения семинаристы отправляются к своему приходу, к которому они будут прикреплены. По мере длительности и исправности службы возможно получение нового сана. Согласно нынешнему званию священнослужитель может или просто присутствовать на таинствах, или проводить их.

Наиболее важным вопросом является семейное положение на момент окончания семинарии. Будущий священнослужитель должен стать монахом, жениться или же отложить принятие сана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector