Физика: с какого класса начинается? что изучают на уроках физики

Динамика

Законы Ньютона

Первый закон Ньютона
Второй закон Ньютона
Третий закон Ньютона
Закон Гука
Закон всемирного тяготения
Гравитационная постоянная
Сила тяжести
Ускорение свободного падения

  • вблизи поверхности Земли (g0);
  • на высоте (h) от поверхности Земли (gh).

Вес покоящихся и движущихся тел

Силы трения

Трение покоя

Трение скольжения
Коэффициент тренияДвижение тела под действием силы трения
Движение тела под действием нескольких сил
Движение тела по наклонной плоскости
Движение связанных тел через неподвижный блок

Законы сохранения в механике

Импульс тела
Импульс силы
Закон сохранения импульса
Механическая работа силы
Теорема о кинетической энергии
Потенциальная энергия поднятого телаРабота силы тяжестиПотенциальная энергия деформированного тела
Закон сохранения полной механической энергии

Как вызвать интерес?

Любая тема связана с реальной жизнью. Еще с древних времен люди стремятся познать мир, понять, как происходят те или иные явления. Возможно, что и вы иногда или часто задаетесь вопросами, например о том, как летают птицы и самолеты, почему все падает вниз, как существует электрический ток и почему магнит притягивает к себе все железное или стальное. На все эти вопросы ответит физика. С какого класса начинается изучение, например, электричества? А звука? Помните, что этот предмет начинается с 7 класса, а заканчивается с окончанием школы (в 11 классе). Поэтому все разделы будут рассмотрены в течение 5 лет постепенно. В самом начале изучается самое элементарное. Главное — стараться учить определения с пониманием смысла, будет проще запомнить. Давайте приведем пример.

Траектория – это линия, по которой движется тело.

О чем здесь речь? Давайте для начала запомним, что в любой науке есть термины, которые характеризуют что-то. Вы впервые услышали слово «траектория», может, еще в детстве от взрослых. Но не знали, что это. Представьте, что вы идете в школу по заснеженной тропинке зимой. После вас остаются следы. Представьте вид сверху. Следы описывают вашу траекторию, как вы перемещаетесь от дома к школе. Есть фраза, например: астероид изменил траекторию. Что это значит? Он двигался в одном направлении, допустим от Марса к Юпитеру, а потом свернул в сторону.

Простые и сложные вещества. Валентность

Вещества бывают простые и сложные. Если молекула состоит из атомов одного химического элемента, — это простое вещество:

Если в состав вещества входят атомы только одного химического элемента — это простое вещество. Причём некоторые химические элементы образуют несколько простых веществ. Так, химический элемент кислород образует простое вещество «кислород» О2 и простое вещество «озон» О3*.

А химический элемент углерод образует четыре простых вещества, причём ни одно из них не называется «углерод». Эти вещества отличаются пространственным расположением атомов:

Алмаз — атомы углерода находятся в вершинах воображаемых тетраэдров;

Графит — атомы углерода находятся в одной плоскости;

Карбин — атомы углерода образуют «нити».

В четвертой модификации «углерода» — фуллерене — атомы углерода образуют сферу, т. е. молекулы фуллерена напоминают мячик.

Существование элемента в виде нескольких простых веществ называется аллотропией. Алмаз, графит, карбин, фуллерен — аллотропные модификации элемента «углерод», а кислород и озон — аллотропные модификации элемента «кислород».

Таким образом, не следует путать эти понятия: «химический элемент» и «простое вещество», а также «молекула» и «атом».

Очень часто в письменных записях слова «молекула» или «атом» заменяют соответствующими символами, но не всегда правильно. Так, нельзя писать: «В состав воды входит Н2», так как речь здесь идёт о химическом элементе водороде — Н. Нужно писать: «В состав воды входит (Н)». Аналогично, правильной будет запись: «При действии металла на раствор кислоты выделится Н2», т. е. вещество водород, молекула которого двухатомна.

Молекулы сложных веществ состоят из атомов разных химических элементов:

Как известно, в состав сложных веществ входят атомы разных химических элементов. Эти атомы соединяются между собой химическими связями: ковалентными, ионными, металлическими.

Способность атома образовывать определённое число ковалентных химических связей называется валентностью. (Подробнее см. урок 4 «Химическая связь».) Правильнее всего определять валентность по графическим или структурным формулам:

В таких формулах одна чёрточка обозначает одну ковалентную связь, т. е. «одну валентность». На практике чаще всего валентность определяют по молекулярной формуле, хотя здесь правильнее говорить о степени окисления элемента (см. урок 7). Иногда результат определения степени окисления соответствует реальному значению валентности, но бывают и неодинаковые результаты.

Задание 1.1. Определите «валентность» (степени окисления) атомов кальция и углерода по формуле СаС2. Совпадает ли полученный результат с реальным значением валентности?

В устойчивой молекуле не может быть «свободных», «лишних» валентностей! Поэтому для двухэлементной молекулы число химических связей (валентностей) атомов одного элемента равно общему числу химических связей атомов другого элемента.

Валентность атомов некоторых химических элементов постоянна (табл. 2).

Для других атомов валентность можно определить (вычислить) из химической формулы вещества.

При этом следует учитывать изложенное выше правило о химической связи.

Сделаем практические выводы.

1. Если один из атомов в молекуле одновалентен, то валентность второго атома равна числу атомов первого элемента (см. на индекс!):

2. Если число атомов в молекуле одинаково, то валентность первого атома равна валентности второго атома:

3. Если у одного из атомов индекс отсутствует, то его валентность равна произведению валентности второго атома на его индекс:

4. В остальных случаях ставьте валентности «крест-накрест», т. е. валентность первого атома равна числу атомов второго элемента и наоборот:

Задание 1.2. Определите валентности элементов в соединениях:

Вначале укажите валентности атомов, у которых она постоянна! Аналогично определяется валентность атомных групп (ОН), (РО4), (SО4) и так далее.

Задание 1.3. Определите валентности атомных групп (в формулах выделены курсивом):

Обратите внимание! Одинаковые группы атомов (OH), (РО4), (SO4) имеют одинаковые валентности во всех соединениях. Зная валентности атома или группы атомов можно составить формулу соединения

Для этого пользуются правилами:

Зная валентности атома или группы атомов можно составить формулу соединения. Для этого пользуются правилами:

Если валентности одинаковы, то и число атомов одинаково, т. е. индексы не ставим:

Если валентности кратны (одно число делится на другое), то число атомов элемента с меньшей валентностью определяем делением:

В остальных случаях индексы определяют «крест-накрест»:

Задание 1.4. Составьте химические формулы соединений:

Предметы в 10-11 классах

В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.

Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.

Какие школьные предметы следует изучать углубленно

При поступлении на технические направления:

  • алгебру
  • геометрию
  • физику
  • информатику (ИКТ)
  • русский язык

При поступлении на гуманитарные направления:

  • русский язык
  • литературу
  • историю
  • обществознание
  • иностранный язык

При поступлении на естественнонаучные направления:

  • химию
  • биологию
  • математику
  • русский язык

Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.

И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:

  • алгебра;
  • астрономия;
  • биология;
  • география;
  • геометрия;
  • естествознание;
  • изобразительное искусство (рисование);
  • иностранный язык;
  • информатика (ИКТ);
  • истоки;
  • история;
  • краеведение;
  • литература;
  • литературное чтение;
  • математика;
  • мировая художественная культура (МХК);
  • музыка;
  • начальная военная подготовка;
  • общественно-полезный труд;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • основы духовно-нравственных культур народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • основы финансовой грамотности;
  • основы экономики (экономика);
  • проектирование;
  • психотренинг;
  • риторика;
  • родная литература;
  • родной язык;
  • русский язык;
  • статистика;
  • технология (труд);
  • физика;
  • физическая культура;
  • философия;
  • химия;
  • черчение;
  • экология.

Подготовка к ОГЭ по физике

После 9-го класса многие ученики выбирают физику в качестве дополнительного предмета. Знание физики требуется для многих технических специальностей, для будущих ученых и инженеров. Мы предлагаем пройти бесплатное тестирование и решить задачи ОГЭ по физике на нашем интерактивном тренажере.

Пока на сайте работает демоверсия ОГЭ, физика, но мы постоянно совершенствуем программу, работающую на интеллектуальной образовательной платформе. Уникальность тренажера заключается в том, что он не только обеспечивает оценивание ОГЭ по физике, формируя рейтинг учеников, но и подстраивается под конкретного школьника, учитывает уровень его текущей подготовки. Родителям легко контролировать учебный процесс, отслеживать прогресс в освоении знаний.

Входное тестирование каждый может пройти совершенно бесплатно. Оно состоит из нескольких разделов, каждый из которых посвящен одной из тем школьной программы. Фактически это ОГЭ по физике с ответами, потому что мы постоянно дополняем задания и приводим их в соответствие с требованиями Минобразования. Если ученик дает неверный ответ, он сразу же видит правильное решение ОГЭ по физике и запоминает его, чтобы не повторять ошибку в дальнейшем.

При регулярных занятиях знания закрепляются, учебный навык становится устойчивым. Тренажер приучает эффективно использовать время, отведенное на выполнение ОГЭ по физике, чтобы впоследствии не растеряться на настоящем экзамене. Постоянно выполняя задания, ученик чувствует себя уверенно, хорошо усваивает школьную программу.

С интерактивным тренажером самостоятельная подготовка к ОГЭ по физике занимает всего полчаса-час ежедневно. За это время можно успеть проработать несколько тем, повысить рейтинг. Вам не придется много писать и считать – ответы выводятся на экран монитора, нужно только выбрать правильный вариант. Родители смогут контролировать ученика, даже если сами давно позабыли формулы. Достаточно проследить, чтобы ребенок выполнял тренировочные ОГЭ, физика, каждый день понемногу, выбирая темы, которые вызывают наибольшие затруднения.

Полноценная подготовка к ОГЭ по физике с доступом к образовательной платформе Skills4u становится возможной после открытия доступа и оплаты услуг. Вы можете остановиться на одном из вариантов: на 1 месяц, полугодие или целый учебный год. Выбирайте, какой формат наиболее удобен, каким временем на подготовку вы располагаете. В любом случае вы получите максимально эффективную подготовку с учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка.

Начать заниматься никогда не поздно, особенно сейчас, в условиях вынужденного карантина. Выполнять задания на тренажере можно на дому, в любое удобное время. Это очень удобный формат для часто болеющих или временно ограниченных в подвижности учеников. Попробуйте прямо сейчас, если еще не решили, как подготовиться к ОГЭ по физике с минимальными затратами времени и средств. Результат вас приятно удивит.

Работа, мощность, энергия

В этом разделе будет рассказано о том, что происходит среди нас, но мы этого не видим. Что изучает в этом случае физика? С какого класса начинается изучение работы, мощности, энергии? Так же с 7 класса. Давайте посмотрим. Например, малыш везет санки по тропинке. Что происходит? Осуществляется работа. Малыш затрачивает свою энергию, особенно если санки тяжелые. Мощность также имеет здесь смысл, потому что она может оценить, как справится со своей задачей ребенок.

Обязательно каждое определение изучайте на реальных примерах, рисунках, схемах. Запоминайте формулы и обозначения тех и других параметров. Они вам понадобятся при дальнейшем изучении предмета.

Вот мы с вами и уяснили, с какого класса изучают физику, с чем предстоит познакомиться. От вас теперь зависит многое: чтобы предмет давался успешно, нужно начать интересоваться, применять изучаемое в реальной жизни.

О строении вещества

Вы познакомитесь с понятием «молекула», которое будет встречаться и в химии, и биологии. Это очень и очень маленькое вещество, которое можно увидеть только под мощнейшим микроскопом. В кабинете физики есть плакаты, показывающие молекулярные структуры тех или иных веществ (например, воды, металла).

Впервые учащимся предстоит познакомиться с лабораторными работами, которые обязывает проводить физика. С какого класса начинается изучение, исследование по той или иной теме занятия? Именно с 7-го. Обязательно слушайте учителя, записывайте, какие необходимые инструменты и принадлежности приносить на следующий урок.

Предметы основного общего образования

Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • математика, затем алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.

Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел — шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.

11 класс

01.Строение атома. Периодический закон

01.Строение атома
02.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева03.ЕГЭ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

02.Типы химической связи

01.Типы химической связи ковалентная полярная и ковалентная неполярная химические связи. Ионная связь02.Металлическая и водородная химические связи
03.Типы кристаллических решеток04.ЕГЭ. Строение вещества типы химической связи, типы кристаллических решеток, степень окисления

03.Классификация реакций, термохимия, скорость

01.Классификация химических реакций. Тепловой эффект химических реакций02.Скорость химической реакции03.Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и способы его смещения

05.Окислительно-восстановительные реакции

01.Окислительно-восстановительные реакции02.Электролиз03.ЕГЭ. Типы химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Понятие о скорости химической реакции. Обратимые р

07.Основные металлы и неметаллы

01.Водород. Галогены02.Кислород. Сера
03.Азот
04.Фосфор
05.Углерод06.Кремний. Благородные газы07.ЕГЭ. Неметаллы08.Металлы и их свойства. Щелочные металлы. Щелочноземельные металлы. Алюминий09.Переходные металлы10.Общие способы получения металлов. Коррозия11.ЕГЭ. Металлы. Способы получения металлов. Электролиз12.ЕГЭ. Многообразие неорганических веществ, их классы и свойства. Аллотропия

Знакомство с химией

Когда мы слышим слово «химия», сразу представляем человека, окружённого колбами, пробирками, наполненными веществами всевозможных цветов. Он записывает непонятные символы, которые нам кажутся иероглифами. Перед нами встает вопрос: что это за наука, какие задачи изучает? Ответ достаточно прост, предмет химии – вещества.

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях в другие вещества.

Как и каждая наука, химия имеет свою историю развития. Первые химические знания появились до нашей эры, в Древнем Египте. Египтяне обладали химической наукой, которую называли «Священным искусством». Некоторые рецепты приготовления парфюмерии и лекарственных препаратов используют и до сих пор. Наверняка вы слышали об алхимиках и философском камне, с помощью которого, можно превратить любой металл в золото.

В современном представлении термин «химия» можно услышать в нескольких интерпретациях: химия как наука, а также продукты химического производства (одним словом химия). Мы не представляем наше существование без химических веществ. Просыпаясь утром, идём умываться: мыло, зубная паста ждут нас в ванной комнате. Ароматный чай и хрустящие хлопья на завтрак. Одежда, обувь, школьные принадлежности и многое другое мы получаем благодаря химическим технологиям.

Но также можно сказать, что химия – это вред. Неоднократно слышали о кислотных дождях, о гибели морских жителей из-за нефтяных пятен, о нитратах в овощах и фруктах и т. д.

Химия тесно связана с человечеством, является неотъемлемой его частью. Чтобы не наносить вред нашей планете, необходимо применять химические знания и рационально использовать вещества.

Именно благодаря своей многогранности химия применяется в каждой области:

  • Медицина: лекарственные препараты, вакцины, искусственные органы, косметические средства;
  • Искусство: живопись, архитектура, фотографии, изготовление ювелирных изделий, ковка, литье;
  • Сельское хозяйство: удобрение, средства для борьбы с вредителями;
  • Криминалистика: опознание личности по ДНК, отпечаткам пальцев, определение состава ядовитых и взрывчатых веществ;
  • Строительство: производство строительных материалов, обработка древесины;
  • Металлургия: без металлов не существует ни одна отрасль. Металлы и сплавы окружают нас повсюду;
  • В быту: средство бытовой химии, при приготовлении обеда также применяем химические знания;
  • Пищевая промышленность: молочная, мясная продукция, соусы, кондитерские изделия и т. д.;
  • Охрана окружающей среды. На данный момент остро стоит проблема охраны окружающей среды. Деятельность человека губительно действует на планету. Но с помощью химических знаний, которые базируются на свойствах веществ, учёные находят способы очистки воды, почвы, воздуха от вредных веществ.

()

Химия – наука очень обширная и включает в себя много разделов, которые имеют своё назначение и изучают вещества, их строение и свойства.

  • Неорганическая химия или её ещё называют химия неживой природы. Предмет изучения химические элементы и их соединения;
  • Биохимия изучает процессы, которые происходят в организмах при обмене веществ, дыхании и т. д.;
  • Органическая химия или химия углерода. Это увлекательный раздел знакомит о множестве соединений, благодаря уникальным свойствам углерода;
  • Физическая химия рассматривает закономерности реакций;
  • Аналитическая химия, благодаря качественному и количественному анализу позволяет исследовать смеси.

Чтобы овладеть химическими знаниями, необходимо изучить физику, биологию, а также математику. Как видно из схемы, химия тесно перекликается с другими науками.

 

Структура ОГЭ по физике

Для того, чтобы понять, сложен ли экзамен по физике, нужно разобраться с его структурой. Экзамен по физике состоит из двух частей. В первой части есть 19 заданий с кратким ответом: 1-16 и 18-20. Во вторую часть входят 6 заданий с развернутым ответом: 21-25 и 17 (там необходимо провести лабораторную работу и составить отчет по ней).

Первая часть ОГЭ по физике

Первая часть экзамена разделена на 4 блока, которые встретятся также и на ЕГЭ по физике — это механические, тепловые, электромагнитные и квантовые явления.

Стоит выделить первое задание экзамена. Оно посвящено физическим понятиям. В нем необходимо сопоставить физические величины с их единицами измерения или приборами для их измерения. Это задание охватывает сразу все блоки и оценивается в 2 балла. Также в экзамене встречаются теоретические задания повышенной сложности (2 балла), они бывают 2 типов: 

  1. Задания формата «2 из 5». В этом задании описывается модель или процесс. Нужно выбрать два верных утверждения, описывающих ее. Если одно утверждение выбрано верно, а другое — нет, поставят 1 балл.
  2. Задания на характер изменения величин. В нем описывается модель, затем ее начальные параметры меняют. Необходимо определить, как изменятся (увеличатся, уменьшатся или не изменятся) две искомые величины. Один балл можно получить, если вы верно определили изменение только одной величины.

Еще в каждом блоке есть расчетная задача повышенной сложности, за нее можно получить 1 балл.

Вторая часть ОГЭ по физике

Вторая часть состоит из 6 заданий с развернутым ответом. Решение каждого задания необходимо оформлять в бланке ответов №2. Их проверят вручную эксперты ФИПИ. 

  • Задание №17 — это экспериментальное задание (лабораторная работа), за которую вы можете получить 3 балла. На курсе подготовки к ОГЭ мы с учениками работаем с каждым комплектом оборудования, который будет у них на экзамене, и отрабатываем все типы лабораторных работ. 
  • Задание №21 — это задача на работу с текстом. Вам необходимо проанализировать информацию и применить ее на практике.  
  • Задание №22 — качественная задача. Вам нужно с физической точки зрения объяснить явление или эксперимент, за это задание вы можете получить максимум 2 балла. 
  • Задания 23, 24 и 25 — это расчетные задачи. Они проверяют, знает ли ученик формулы и умеет ли он комбинировать их в решении. Максимум за эти задания можно получить 3 балла, обычно их решают всего 17% учеников.

В этих заданиях важно помнить обо всех критериях, по которым оценивается решение экспертами ФИПИ. Распределение заданий по каждому блоку вы можете увидеть в таблице

Как вызвать интерес?

Любая тема связана с реальной жизнью. Еще с древних времен люди стремятся познать мир, понять, как происходят те или иные явления. Возможно, что и вы иногда или часто задаетесь вопросами, например о том, как летают птицы и самолеты, почему все падает вниз, как существует электрический ток и почему магнит притягивает к себе все железное или стальное. На все эти вопросы ответит физика. С какого класса начинается изучение, например, электричества? А звука? Помните, что этот предмет начинается с 7 класса, а заканчивается с окончанием школы (в 11 классе). Поэтому все разделы будут рассмотрены в течение 5 лет постепенно. В самом начале изучается самое элементарное. Главное — стараться учить определения с пониманием смысла, будет проще запомнить. Давайте приведем пример.

Траектория – это линия, по которой движется тело.

О чем здесь речь? Давайте для начала запомним, что в любой науке есть термины, которые характеризуют что-то. Вы впервые услышали слово «траектория», может, еще в детстве от взрослых. Но не знали, что это. Представьте, что вы идете в школу по заснеженной тропинке зимой. После вас остаются следы. Представьте вид сверху. Следы описывают вашу траекторию, как вы перемещаетесь от дома к школе. Есть фраза, например: астероид изменил траекторию. Что это значит? Он двигался в одном направлении, допустим от Марса к Юпитеру, а потом свернул в сторону.

О строении вещества

Вы познакомитесь с понятием «молекула», которое будет встречаться и в химии, и биологии. Это очень и очень маленькое вещество, которое можно увидеть только под мощнейшим микроскопом. В кабинете физики есть плакаты, показывающие молекулярные структуры тех или иных веществ (например, воды, металла).

Впервые учащимся предстоит познакомиться с лабораторными работами, которые обязывает проводить физика. С какого класса начинается изучение, исследование по той или иной теме занятия? Именно с 7-го. Обязательно слушайте учителя, записывайте, какие необходимые инструменты и принадлежности приносить на следующий урок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector