Как стать режиссером?

Стивен Спилберг

Стивен Спилберг бесспорно считается самым лучшим режиссером. В современном мире едва ли найдется человек, который не слышал этого имени и не видел хотя бы одного произведения. Кинорежиссеры сами называют Спилберга самым востребованным и успешным деятелем киноискусства.

На сегодняшний день он является абсолютным рекордсменом по коммерческим сборам: 20-ть его фильмов собрали в мировом прокате суммарно более 10 млрд. долларов!

Достигнув успеха в режиссерской деятельности, мэтр киноискусства решил выступить в роли продюсера и создал компанию Amblin Entertiment, которая подарила миру «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера», «Гремлины», «Маска Зорро», «Легенда Зорро» и другие известные киноленты.

Спилберга можно назвать универсальным деятелем киноиндустрии, поскольку он абсолютно не привязан к жанрам и канонам: наряду с душещипательной драмой способен снять трэшовый ужастик, затем выпустить на свет семейное кино и приперчить умной научной фантастикой.

Мало кто знает, но кинокомпанию DreamWorks основал Стивен Спилберг. Компания подарила детям «Мадагаскар», многосерийный мультфильм «Шрек», а для более взрослого зрителя воплотила в жизнь «Гладиатора», «Мемуары Гейши», «Трансформеров», «Войну миров».

В 2011 году журнал «Форбс» оценил состояние Спилберга в 3 миллиарда долларров, кто может представить себе такую суму?

Самые знаковые картины за всю историю его творчества: «Челюсти», «Инопланетянин», серии фильма «Индиана Джонс», «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Парк Юрского периода», «Поймай меня, если сможешь».

Спилберг родился в 1946 году, но до сих пор лелеет в своей душе маленького ребенка, который фантазирует, играет своими персонажами, но при этом способен на риск и уверенно движется к намеченной цели. Не бойтесь мечтать и воплощать свои мечты в реальность!

Квентин Тарантино

Режиссер Тарантино всегда любил кинофильмы с захватывающим сюжетом. Работая в центре видеопроката, он часто пересматривал кассеты с яркими, запоминающимися и крутыми героями, будь то ковбой, самурай или гангстер. Он поставил себе целью снять собственный фильм и переплюнуть кинокартины из проката, которыми сам когда-то восхищался.

Для достижения цели нужны были средства, но тогда у начинающего кинорежиссера были только горящие воодушевлением глаза и «светлая» голова. Начало творческого пути не было успешным сразу, его ожидали поражения, которые он стоически преодолевал: нереализованный Капитан Пичфуз, отказы студий, пожар в лаборатории монтажа при работе над любительской пленкой «День Рождения моего лучшего друга». Потом удалось продать сценарий «Настоящая любовь», но гонорара не хватило на съемку полнометражного проекта.

Положение дел изменил Харви Кейтель, который выступил продюсером «Бешеных псов» и добился финансовой поддержки от Live Entertainment. Высокий уровень актерской игры и отличный сценарий воплотились в настоящий шедевр. С того времени карьера Квентина пошла ввысь, и фамилия Тарантино приобрела мировую известность, чему способствовали «Криминальное чтиво», дилогия боевиков «Убить Билла», «Бесславные ублюдки», «Джанго Освобожденный», «Омерзительная восьмерка» и «Однажды в Голливуде».

Тарантино заслужено получил 37 наград, в том числе 2 Оскара. Он лично писал сценарии к каждому своему произведению и зарекомендовал свой собственный стиль. Надо заметить, что он любит добавить в видеоряд красных красок: кадры порой полны брызг крови и откровенно жестоких сцен. Его персонажи не всемогущи: они получают травмы, ломают кости, пачкают и рвут одежду, идут по телам павших врагов, выбираются из гробов. Людские характеры в произведениях не имеют строгого разделения на добро и зло. Автор наоборот стремится показать дуализм натуры человека, что даже злодей может оказаться обаятельным парнем, а персонаж, положительный на первый взгляд, способен убить невинного человека. Также стоит отметить, что кинорежиссер старается разнообразить визуальное восприятие действующих лиц и часто использует операторские маневры. Вид на актеров снизу вверх, из багажника машины, вызывает чувство погружения в происходящее, позволяет осознавать себя частью событий.

Квентин мастерски переплетает судьбы множества персонажей, использует нелинейно построенный сюжет, поделенный на главы, очень тонко прорисовывает характеры героев и позволяет людям смеяться в такие моменты, когда смеяться «не принято».

Режиссер и оператор-постановщик

Оператор-постановщик невероятно важный человек на площадке. Он своего рода «первый зритель». То, как он увидит это на мониторе или в видоискателе, увидит и зритель в зале. Такая вот метафора.

Но что же делать с ним режиссеру? Говорить. Постоянно и много. Обсуждать на четких примерах. Смотреть вместе фрагменты фильмов или роликов, подходящими под задумку. Сводить весь диалог в визуальность. Объясняете что-то? Нарисуйте. Не умеете? Нарисуйте криво, но понятно. Ищите фотографии, картины, рисунки. Оператор должен увидеть мысль режиссера, а не просто понять. Когда есть готовый или почти готовый сценарий, эти двое садятся рядом и начинают обсуждать, как же будет выглядеть фильм. Ракурсы, освещение, движение камеры, мизансцена — все это вопросы, которые обсуждаются в первую очередь. Но любой опытный оператор всегда для начала спросит вас: «А что ты хочешь, чтобы зритель почувствовал?». Вот здесь и начинается творчество.

Вы придумываете и рисуете раскадровку, обсуждаете приемы, ищете точки соприкосновения. И если говорить о доверии, то оператор-постановщик — это первый, кому должен доверять режиссер. Это ваш друг и ваш товарищ. Художник, которому вы объясняете, как хочется нарисовать эту картину. А он, в свою очередь, кидает ответные идеи и рассказывает о том, что и как можно сделать, чтобы добиться искомого результата. Одним из ярчайших примеров успешной коллаборации режиссера и оператора в истории кино является сотрудничество Михаила Калатозова и Сергея Урусевского. Если вы до сих пор не видели легендарные фильмы «Летят журавли» (1957) и «Я — Куба» (1964), то идите и смотрите, как великолепная режиссерская задумка соединяется с техническим гением. И таких примеров множество. На них стоит учиться. Их стоит разбирать.

Где можно выучиться на режиссера?

Поступление на режиссуру – серьезный процесс, требующий соответствующей подготовки. И наиболее верный путь в профессию режиссера – окончание 11 классов в школе, сдача ЕГЭ и поступление в профильный вуз.

Специальностей, которые должны заинтересовать абитуриента и которые направлены на обучение режиссуре множество.

Например, выучиться на режиссера можно по направлениям подготовки:

  • Руководство любительским театром
  • Режиссура театрализованных представлений и праздников
  • Режиссер драмы
  • Режиссер телевизионных фильмов и программ
  • Режиссер эстрады
  • Режиссура театра

Обучение на режиссера не всегда имеет четкую театральную или телевизионную специфику, некоторые направления универсальны.

Где выучиться на режиссера в России и какой вуз профильный? Высшие учебные заведения есть во всех крупных городах страны. Смотреть нужно в сторону специализированных театральных и кинематографических институтов и академий, а также институтов культуры.

Например, выучиться на режиссера в России можно в вузах:

  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – один из известных театральных вузов западной столицы страны, где можно выучиться на режиссера разных направлений деятельности.
  • Волгоградский государственный институт искусств и культуры – Волгоградский ВГИК, а точнее ВГИИК, где творческие личности тоже могут найти интересные себе специальности.
  • Самарский государственный институт культуры (СГИК) — учащиеся смогут пройти обучение на режиссера театрализованных представлений и праздников.
  • Кемеровский государственный институт культуры (КемГИК) – для поступления на режиссуру театрализованных представлений и праздников.

Это лишь небольшой перечень вузов. Всего по стране почти 100 учебных заведений, где можно выучиться на режиссера.

Какими качествами должен обладать профессионал своего дела?

Личные качества, знания и умения режиссера:

  • в первую очередь человек должен быть артистичным;
  • интеллектуальный склад ума;
  • развитый кругозор;
  • развитое мышление;
  • обладать хорошим воображением;
  • уметь самостоятельно себя организовать;
  • должен быть готов работать большое количество времени, а значит физическая сила и выносливость тоже не помешает;
  • иметь лидерские качества;
  • знать, что интересно зрителю и уметь воплотить в работу;
  • хорошо разбираться в жанрах;
  • грамотная речь, обладать основами ораторского мастерства;
  • хорошо разбираться в литературе и кинематографе;
  • быть грамотным в теории и практике режиссуры;
  • разбираться в актерском мастерстве;
  • правильно подбирать музыку и разбираться в ней;
  • знать все принципы и основы драматургии;
  • знать на чем основывается работа оператора.

Что бы работать режиссерам и быть всегда на высоте нужно постоянно совершенствоваться, с появлением чего-то нового уметь грамотно воспользоваться данными знаниями и умениями, только тогда публика будет только увеличиваться и наслаждаться конечным результатом фильма, театральной постановки, телевизионной программой.

Зарплата режиссера

Сколько зарабатывает режиссер — это большой вопрос. Известные мастера делают миллионы, но всегда рискуют тем, что их очередное творение провалится и они окажутся в минусе.

Помимо известных режиссеров есть еще масса специалистов без имени. Их доходы, как правило, не очень высоки. Зарплата режиссера может колебаться от 30 до 250 тысяч рублей в месяц (в зависимости от работодателя и уровня проектов).

Имена и фамилии ведущих режиссёров мира и страны у всех на слуху. Однако мало кто знает, как можно получить эту профессию, где надо учиться и как устроиться на работу. Узнайте об этом, прочитав подробный обзор.

Средняя заработная плата: 25000
рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Профессии в сфере искусства обычно не сулят хорошего заработка, но неизменно привлекают талантливых людей. Режиссер — это человек, который управляет всеми творческими процессами в театре, кино и на телевидении. Спектр его обязанностей весьма широк. Первые постановщики появились еще в эпоху античного театра, а вот само понятие «режиссер» возникло сравнительно недавно. К нам слово пришло из французского языка, и Владимир Даль дает ему следующее определение: «человек, управляющий актерами, игрой, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли». Как профессию режиссуру стали воспринимать лишь в конце XIX века. Естественно, поначалу ее связывали только с театром, но уже в первые годы XX столетия, когда кинематограф стал стремительно развиваться, постановщики потребовались и там. Затем дошла очередь и до телевидения.

Событийный ряд

Любое художественное произведение включает в себя событие. Событием называется поступок персонажа или действия, которое наполнено смыслом, обладает эмоциональной окраской и постепенно перетекать в ряд событий. Событийный ряд необходим для лаконичного интересного построения произведения, включает в себя борьбу персонажей и цепь действий.

Событийный ряд делится на следующие этапы:

  • Исходное событие начинается с конфликта, в котором задействованы персонажи и включает в себя особенности стилистического авторского текста.
  • Основное событие развивается вместе с действием композиции, обладает неординарным характером и включает элементы событий, развивающих конфликт для поддержания напряжения у зрителей.
  • Центральное событие, несет центральное положение, способное поменять ход конфликта и развязку произведения. Точное центральное событие находит главную идею и замысел жанра. Дальше происходит замена его на главное.
  • Главное событие представляет собой развязку, содержащую и раскрывающую режиссерский замысел. Здесь происходит решение поставленных задач, определение жанра произведения.
  • В финальном происходит подведение итогов работы и поставленных задач.

Обязанности

Режиссура — специфический вид деятельности, поэтому обязанности «главного человека» на площадке сильно зависят от специфики и направления его деятельности. Например, режиссёр кино имеет несколько другие функции, нежели режиссёр театра или цирка.

Однако есть перечень обязательств, которые совпадают для всех специализаций:

  • создание или подбор сценария;
  • подбор общего стиля будущей картины;
  • подготовка кадров и контроль за работой всех вспомогательных специалистов;
  • непосредственное участие во всех процессах.

Для того чтобы стать хорошим постановщиком, необходимо уметь правильно организовывать работу и людей, ставить правильные задачи и обладать качествами безусловного лидера, поскольку режиссёр должен быть главным человеком на площадке. Также кандидат должен уметь делать несколько дел одновременно, не теряя концентрации.

Другие важные знания и навыки, необходимые постановщику:

  • глубокие познания в области литературы и драматургии, театра, кино;
  • глубокое знакомство с классическими и современными произведениями театра, кинематографа;
  • знание иностранных языков приветствуется.

Какой нужен компьютер для работы режиссером видеомонтажа

Основное рабочее место видеомонтажера — его компьютер. Вы можете монтировать как на стационарном компьютере, так и на ноутбуке

Вот что важно в технике, на которой монтировать получится быстро: 

Мощный процессор. 4 ядра + 4 потока — это необходимый минимум, а лучше, чтобы был запас. Но дело не только в ядрах. Например, выбирая ноутбук для монтажа видео с Intel, не стоит ориентироваться исключительно на цифры — i5 или i7. Поколение тоже значимо. Старички i7 могут по мощности и скорости работы проигрывать свежим i5.

Совет: поклонникам AMD подойдет Ryzen 5 или Ryzen 7. Эти процессоры дешевле интеловских, а в производительности не уступают конкурентам.

Оперативная память. Тут работает правило: чем выше параметры, тем лучше. Ниже — минимальные характеристики оперативки, которая должна быть в хорошем ноутбуке для видеомонтажа.

  1. Объем ОЗУ — 8 Гб при FHD разрешении и 16 Гб при 4К.

  2. Прирост в производительности может дать и двухканальный режим. В материнских платах с четырьмя слотами две планки ОЗУ вставляются через один. Лучше взять 2 планки по 4 гига, чем одну на восемь.

  3. Скорость и версия DDR тоже имеют значение. DDR4 с частотой 2666 Мгц — то, что надо.

Видеокарта. У современных ЦПУ приличная интегрированная графика. Ее можно рассматривать как временное решение, но рендеринг видео и подобные операции будут выполняться медленно, что не очень удобно. Видеокарты Nvidia уровня 1650 и 1650 super могут вполне подойти. 

Большой монитор. Монитор должен быть большим, с высокой четкостью, реалистично отображающем всю сочность оттенков, в идеале с IPS матрицей. Монтажеры рекомендуют пользоваться ноутбуком во время поездок и командировок. А для постоянной работы советуют обзавестись дополнительным монитором с большой диагональю.

Комментарий эксперта — Оли Храпчевской, преподавателя Бруноям и видеомонтажера с опытом 8 лет

21 — Квентин Тарантино, родился 27 марта 1963 г. Ноксвилл, Теннесси, США.

Кинорежиссёр, сценарист, актёр, кинопродюсер и кинооператор. Один из наиболее ярких представителей постмодернизма в кинематографе. Мировую известность получил после картины Криминальное чтиво (1994), которая принесла ему Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, а также премии Оскар и Золотой глобус за лучший сценарий.

Тарантино обрёл своё первое рабочее место в качестве билетёра в одном из кинозалов в Торрансе, где крутили порно. По вечерам он начал посещать курсы актёрского мастерства Джеймса Беста. Утверждения, что Квентин снимался в фильмах Рассвет мертвецов и Король Лир, не являются правдой. В 22 года Тарантино устроился на работу в Видео-архив, пункт видеопроката на Манхэттен-Бич. В какой-то момент он хотел стать романистом.

Сценарий первого полноценного фильма Тарантино, Бешеных псов был написан за три недели. Квентин был готов снять этот фильм на минимальные средства, даже 16-миллиметровой камерой на чёрно-белую плёнку, но после того как сценарием заинтересовался известный актёр Харви Кейтель, бюджет фильма значительно вырос, так как проект получил финансовую поддержку от Live Entertainment.

Лучшие фильмы: Бешеные псы (1992), Криминальное чтиво (1994), От заката до рассвета (1995), Джеки Браун (1997), Джанго освобожденный (2012), Омерзительная восьмерка (2015).

Выиграл 2 Оскара. Имеет 135 наград и 177 номинаций.

19 – Тим Бёртон, родился 25 августа 1958 г. Бербанк, Калифорния, США.

Кинорежиссёр, продюсер, мультипликатор и писатель. Автор современного зрелищного кино, зачастую основанного на чёрном юморе и жутких элементах. В 1979 году Бёртон начал работать сначала дизайнером персонажей, а затем аниматором на студии Уолта Диснея. Бёртон принимал участие в создании лент Лис и пёс (1981), Чёрный котёл (1985) и первого диснеевского фильма с активным использованием компьютерной графики Трон (1982).

Бёртон отверг сценарии второсортных комедий, которые поступили к нему после успеха фильма Большое приключение Пи-Ви (1985). В итоге этим фильмом стал Битлджус (1988), за которым последовали две ленты, положившие начало возрождению в массовой культуре Бэтмена: Бэтмен (1989) и Бэтмен возвращается (1992).

Лучшие фильмы: Битлджус (1988), Бэтмен (1989), Эдвард руки-ножницы (1990), Бэтмен возвращается (1992), Эд Вуд (1994), Чарли и шоколадная фабрика (2005), Труп невесты (2005), Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (2007), Алиса в Стране чудес (2010).

Номинирован на 2 премии Оскара. Имеет еще 21 награду и 70 номинаций.

Режиссер и художник-постановщик

Цветовая палитра, внешний вид декораций и практических локаций, костюмы, реквизит — все это задачи художника-постановщика. И все это — вопросы, которые режиссер обязан обсуждать на ранних этапах подготовки. Чем раньше каждая позиция будет утверждена, тем больше времени останется на их поиск и работу, ведь помимо художественных задач, художник-постановщик решает и логистические. Также зачастую этап препродакшна — это единственное время, когда режиссер может нормально пообщаться с этим специалистом. Художник-постановщик всегда работает наперед, и во время съемочного процесса его может не быть на площадке, так как он готовит следующую локацию. Художники по костюмам и художники по гриму в индустрии — это сотрудники художественного цеха, ориентирующиеся на разработанные худпостом концепции. Конечно, режиссер тоже работает с ними напрямую, но единообразие визуальной концепции в руках главы художественного департамента, и через него, в любом случае, будет проходить все обсуждаемое.

Декорации или локации всегда отвечают на вопросы: «а что это все значит для персонажа?», «какие чувства у него вызывает?», «какие чувства они должны провоцировать у зрителя?». Ответы на них обязаны находиться в голове режиссера, либо родиться в интенсивном диалоге с художником-постановщиком. То же самое с костюмами и гримом. В хорошем кино не бывает так, что «давайте просто снимем где-нибудь» и «оденем героев как-нибудь». Этого просто не должно происходить. Ведь тогда визуальная концепция элементарно не будет существовать, не то что работать. Еще один важный момент коллаборации — это контакт оператора и художника, где соединительным звеном будет режиссер. Нередко так происходит, что красное платье на героине очень крутое, красивое и сидит хорошо, но вот стена в помещении тоже красная. И именно на эту стену оператор хочет строить кадр. Не всегда можно решить такую задачу светом — ваша героиня сольется со стеной, никакого акцента на ней не будет. Что делать? Художник-постановщик предложит поменять ракурс на синюю стену. Оператор — поменять платье на синее. И тут за баланс и спокойствие в команде отвечает режиссер. Только в диалоге вы найдете компромисс и выход из затруднительного положения, будь то перекрашивание стены, подбор другого оттенка у платья или другое кадрирование. Без конструктивного разговора ничего не выйдет, а за это отвечает режиссер

Но и самое важное — решать такие вопросы надо до съемок, потому что во время будет некогда

Работа режиссёра с телеоператором, художником, композитором.

Я, не зря упустила сценаристов, актёров, помощников режиссера, директоров съемки, видеоинженеров. Весь этот отряд больших тружеников, без которых невозможно создание конечного продукта. Будь то спектакль, фильм, клип

Все это важно! Но мне нужно было бы написать целый учебник, многотомник. И в интернете вы найдете массу материала по этим направлениям

Моя цель написать самые малоизученные моменты взаимодействия режиссера с другими отдельными профессиями. 

Работа режиссёра с телеоператором 

Телеоператор или кинооператор для режиссера, роднее чем все родственники вместе взятые. Именно он является глазами и точным отображением замысла режиссера. Опытный оператор придумает, как ночь превратить в утро, направить взгляд зрителя именно в ту точку, куда ему нужно, увидеть волшебство там, где его отродясь не было. 

 У нас одна из самых сильных операторских школ мира. ВГИк выпускает суперпрофессионалов. Они не только хорошо понимают и знают свою профессию, как ремесло, но и являются прямыми соавторами на съемочной площадке.  

В эту профессию приходят обычно ребята, которые любят работать с изображением. Они много снимают фото и видео, сейчас с развитием технических возможностей этим может заниматься каждый. Но, далеко не каждый знает построения кадра, может развить сюжетную линию. И придумать массу мелочей, которые в конечном итоге, делают любое изображение знаковым.  

Задача режиссера донести основной замысел до оператора. “Заразить“ идеей, объяснить, что в конечном итоге он хочет увидеть в кадре.  

Сделать это изображение “живым” это уже задача оператора. Безусловно, что режиссер должен знать основы операторского мастерства. Иначе разговора не получится. Как и везде профессия оператора имеет свой профессиональный сленг. Не понимая и не зная “этого языка” вам трудно будет договорится, а уж тем более точно поставить задачу. 

Свою первую работу, документальный фильм я делала в далеком 1997 году. Мне казалось, что это «бомба». Сейчас когда она мне попалась на просторах интернета мне даже смешно, когда я вспоминаю,как это было. В прочем вы можете это посмотреть «Путешествие по Неведомому»

Работа режиссёра с художником. 

художник и режиссер

Все заставки, титры, свет, одежда в которую одеты герои (фильм, передача, спектакли, клипы) Все это делают художники. Как будет выглядеть на экране или на сцене, зависит полностью от художника. Талант художника как раз и являться воплощением режиссерского замысла.

Именно художник занимается раскадровкой. Для начала что такое раскадровка. 

Говоря простым языком — это нарисованный полностью фильм по кадрам. Похоже на комиксы. С той разницей, что там выставляется длинна кадра в сек. или минутах, прорисовывается мизансцена, свет, и все технические данные. На западе, когда монтируется фильм режиссеры не нужны, они редко принимают участие в монтаже. Фильм или передачу вполне может отмантировать любой видеоинженер. 

У нас такие “номера” не проходят. Режиссер полностью контролирует весь процесс. Это не связано с доверием или какими-то еще моментами. Просто наша школа, другая. Мы привыкли все не только контролировать, но и что-то поменять в последний момент. 

А как же, творчество еще никто не отменял. Даже на последней стадии монтажа. 

Работа режиссёра с композитором. 

У режиссеров часто завязываются самые теплые и дружественные отношения с композиторами.  Мы знаем массу примеров, когда мелодия или песня переживала фильм или передачу.  

Безошибочно выстроенная музыкальная тема способна в корне поменять общую картину происходящего в кадре (на сцене). Напряжение или страх не мыслим без определенной музыки, которая способна накалить ситуацию до предела.  

Умение ставить задачу композитору, это задача режиссера. Самый яркий пример дружбы композитора и режиссера — это долгая и плодотворная работа Стивеном Спилбергом и Джоном Уильямсом 

G_Spielberg-Williams

Сколько соавторов фильма так же тесно связаны, как Джон Уильямс и Стивен Спилберг? Они являются эталоном в отношениях режиссера и композитора, если бы это было только для больших, определяющих поколение треков. Их отношения длятся от картины к картине, охватывая разное настроение, жанры, чувства, и это длится десятилетия. 

Особенности профессии

На съемках главная задача второго режиссера — полностью оградить режиссера-постановщика от производственных проблем. У него другие задачи – творческие.

Съёмка фильма происходит в два периода: подготовительный и съёмочный.

Полный набор функциональных обязанностей второго режиссера:

  • организация фото- и кинопроб актеров;
  • проведение предварительных репетиций;
  • выбор мест натурных съёмок;
  • руководство массовками;
  • участие в подборе и выборе актеров на главные и эпизодические роли, групповые сцены;
  • организация съёмочного процесса;
  • создание второго плана;
  • участие в разработке сметы на все периоды съёмки фильма: режиссерских разработок, подготовительного периода, непосредственно съёмочного процесса;
  • контроль за выполнением съемочной группой творческого замысла режиссера-постановщика;
  • создание условий для производства кинофильма на высоком художественном уровне;
  • разработка Календарно-постановочного плана и генеральной сметы;
  • участие в создании и защите  проекта создания фильма;
  • составление актерского графика и контроль за дисциплиной;
  • подбор интерьера, реквизита, иконографического материала для съёмок;
  • рациональное расходование средств генеральной сметы;
  • подготовка графика съёмочных сцен с целью непрерывного процесса производства фильма;
  • организация просмотра и обсуждения отснятого материала;
  • участие в дублировании, сокращении и монтаже фильма;
  • создание рекламных роликов к фильму;
  • участие в озвучивании фильма, записи музыки.

Специальности

За последние сто лет представления о профессии несколько изменились и возникли следующие специальности:

  • Режиссер-постановщик. Человек, который возглавляет съемочную группу, но администрированием как таковым не занимается. Он отвечает за все творческие процессы в кинопроизводстве и на телевидении.
  • Театральный режиссер. Эту специальность стоит выделить как отдельную, поскольку в сценических искусствах своя специфика работы, и мыслит постановщик спектаклей не так, как автор кинофильмов. Тем не менее мастера из театра порой достигают больших успехов и в кино (Марк Захаров, Михаил Казаков).
  • Режиссер монтажа. Специалист, который просматривает отснятый материал, выбирает вместе с постановщиком удачные дубли и занимается склейкой. Именно в монтажной рождаются фильмы и телепередачи в том виде, в каком их показывают зрителям.
  • Звукорежиссер. Отвечает за музыкально-шумовое оформление, а также запись речи актеров в кино и на ТВ. Тесно сотрудничает с композитором, в крупных проектах руководит командой операторов.

Есть в рамках профессии и более узкие специальности: режиссер анимационных фильмов, неигрового кино, эстрады, массовых представлений.  В масштабных проектах постановщику часто помогает помощник. Он участвует в подборе актеров, репетирует второстепенные сцены. Несколько иная работа у ассистента режиссера – сотрудника, который исполняет мелкие поручения и решает возникающие проблемы. В этой должности часто работают студенты творческих вузов, стремящиеся подготовить почву для будущей карьеры в кино или на телевидении.

В целом работа связана одновременно с творчеством и управлением. В театре чистого искусства больше, поскольку на телевидении и в кинематографе много времени уходит на работу с техникой. Кроме того, сцена дает больше творческой свободы: в кино фантазию режиссера зачастую ограничивают продюсеры, думающие в первую очередь о финансовом успехе фильма. Поэтому люди, которых интересует искусство в чистом виде, обычно стремятся в театр.

Замысел и воплощение

Это основа, на которой базируется сегодняшняя режиссура. Многие специалисты вплоть до мельчайших подробностей рассказывают о своем замысле, а другие, наоборот, полагают, что импровизация во время мероприятия — самое лучшее в их непростой профессии.

Не стоит пренебрегать подготовительной деятельностью, хотя история режиссуры демонстрирует, что основополагающие рабочие моменты все-таки осуществляются непосредственно на площадке, будь то театральные подмостки или территория, на которой проходят съемки. Естественно, что без артистов воплотить в жизнь все богатство замысла постановщика было бы нереально, но главное слово за ним.

К основным обязанностям специалиста относится и общение с актерами. Несомненно, что в идеале взгляды режиссера и артистов должны перекликаться. Однако в реальности чаще приходится видеть ситуацию, в которой они либо пытаются понять друг друга, либо деятельность постановщика представляет собой бесцеремонное насаждение своего мнения, которое он считает единственно верным. И дело здесь не в недостаточном образовании, а скорее в чертах характера человека.

Нередко даже признанные таланты не считают необходимым учитывать взгляды исполнителей своих указаний. Но то, что делает профессиональный постановщик — это и создание образов, что не может происходить без затрагивания внутренний мир и творческий потенциал артиста. В соответствии с традиционными принципами выделяют следующие пункты замысла (базиса режиссуры):

  • оригинальная интерпретация сценария;
  • подробное описание действующих лиц;
  • определение особенностей игры артистов;
  • темпы и ритмы временной стороны творения;
  • пространственное решение;
  • визуальные и акустические дополнения.

Где можно получить профессию режиссер?

Профессию режиссера невозможно освоить самостоятельно или при помощи специальных курсов. Хотя изучение основных принципов режиссуры посредством самообразования вреда не принесет, настоящим специалистом можно стать, только получив соответствующее высшее образование.

Сегодня в большинстве городов России есть как минимум один ВУЗ, осуществляющий подготовку режиссеров. Многие университеты являются коммерческими, но и государственных ВУЗов, где можно получить эту профессию, тоже хватает. Все учебные заведения предлагают обучение преимущественно на платной основе, с минимальным количеством бюджетных мест, и поступить в них очень сложно. Абитуриентов отбирают по жестким критериям, основным среди которых, все же, остается талант.

От выбора университета во многом зависит и дальнейшее трудоустройство, поскольку в этой профессии престижность ВУЗа играет не последнюю роль. К наиболее популярным среди работодателей учебным заведениям относятся:

  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов.
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК).
  • Российский университет театрального искусства (ГИТИС).
  • Театральный институт им. Б. Щукина.
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ).

Источники изображений: macdigger.ru, tvkinoradio.ru, vnews.agency, severinform.ru

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная не указано
Бакалавриат Очная не указано
Бакалавриат Очная не указано
Бакалавриат Очная не указано
Бакалавриат 240 000,00 ₽

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Санкт-Петербург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очно-заочная 160 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 230 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 230 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 230 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 230 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 230 000,00 ₽

Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очно-заочная 155 400,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 155 400,00 ₽
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽

Московский городской психолого-педагогический университет

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 210 000,00 ₽

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Челябинск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 174 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 42 000,00 ₽

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Омск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 163 440,00 ₽

Краснодарский государственный университет культуры и искусств

Краснодар

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 160 600,00 ₽

Орловский государственный институт искусств и культуры

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 30 000,00 ₽

Северо-Кавказский государственный институт искусств

Нальчик

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная не указано
Бакалавриат Заочная 4 000,00 ₽

Казанский государственный университет культуры и искусств

Казань

Кто это такой и что делает?

Режиссёром можно назвать руководителя любого творческого коллектива. Описание профессии даёт понимание, что спектр его деятельности крайне широк: он занимается работой со сценарием, руководит деятельностью осветителей и звукорежиссёров и, конечно же, проводит работу с актёром, донося до него, каким именно он должен появиться в кадре. Этот человек также участвует в кастинге и создании эскизов, работает с ракурсами и цветовой гаммой киноленты. Помимо престижной профессии кинорежиссёра, выпускник данной специальности способен стать руководителем театральной, цирковой или любой другой художественной труппы.

У талантливого специалиста есть возможность проявить себя даже в таких не связанных на первый взгляд с профессией сферах, как создание компьютерных игр или мобильных приложений. Некоторые режиссёры занимаются организацией свадеб и дней рождения, другие руководят оперными труппами, а третьи устраивают концерты. Кстати, наиболее популярным занятием – постановкой фильмов — может заниматься не один режиссёр, а несколько. Помимо главного человека, руководящего всем съёмочным процессом и называющегося режиссёром-постановщиком, на площадке чаще всего присутствует его помощник, именуемый вторым режиссёром.

К обязанностям режиссёра можно отнести обеспечение непрерывного творческого процесса и соблюдение сроков, улучшение имеющихся постановок и введение в репертуар новых, проведение актёрского кастинга и, при необходимости, расширение актёрского состава. «Рука» режиссёра видна в создании эскизов, костюмов, спецэффектов и декораций. Он организует репетиции и координирует работу всего персонала.

В принципе, этот специалист может частично отвечать и за продвижение. Режиссёр монтажа создаёт из отдельных плёнок единый фильм, а постановщик мероприятий контролирует качественное проведение праздника. К обязанностям мэппинг-режиссёра относится воплощение в жизнь лазерных шоу и объёмных проекций, а клипмейкер продумывает и реализует постановку музыкальных клипов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector