Как стать пилотом

Какие перспективы ожидают выпускника летного училища?

После поступления в летное училище и его успешного окончания, курсанты получают заветную профессию – «Летная эксплуатация воздушных судов» или другую, не менее востребованную специальность «Инженер по летной эксплуатации». Обе профессии являются престижными и высокооплачиваемыми. Летный состав пользуется рядом преимуществ:

  • обеспечивается полным социальным пакетом;
  • льготным (удлиненным) отпуском;
  • возможностью досрочного выхода на пенсию;
  • большими скидками для семьи на авиауслуги.

Выпускники российских летных училищ пользуются заслуженным уважением иностранных авиакомпаний и у них есть все шансы устроиться на работу за рубежом.

Последний рубеж: как убедить родителей

Если родители полагают, что профессия пилота слишком опасна и недостаточно перспективна, и что лучше выбирать более приземленные и менее адреналиновые специальности — с ними нужно работать, убеждать. И начать нужно как можно раньше. Разговор должен вестись не на эмоциях, а с фактами наперевес. На каждый аргумент взволнованных родителей должен следовать целый залп контраргументов, с фактами, статистикой и математическими выкладками.

Список обычных возражений всегда приблизительно одинаков:

  • «Профессия неперспективна». Ничего подобного — очень даже перспективна! За последние годы авиапарк страны увеличивается ежегодно на несколько десятков (а то и сотен) самолетов, на которых скоро некому станет летать. Пилоты советского времени уходят на пенсию, новых мало. Ежегодная потребность в пилотах около 2 тысяч человек, а летные училища выпускают не более 500 человек.
  • «Низкая зарплата» — неправда! Зарплата у пилотов более чем приличная, и возрастает пропорционально профессиональному росту. Даже второй пилот может получать вскоре после выпуска из училища около 200 тыс. руб. Кроме того, есть приятные бонусы: длинный отпуск, ранний выход на пенсию, хороший соцпакет и большие скидки на авиабилеты для семьи. А еще есть отличные возможности работы за рубежом: во многих авиакомпаниях с удовольствием берут на работу российских пилотов.
  • «Самолеты падают, это опасно» — а если сравнить с автоавариями? На дорогах и за рулем автомобилей на земле случается неисчислимо больше несчастных случаев. Управлять автомобилем намного опаснее, чем самолетом, но из-за этого никто не отказывается от вождения автомобиля.

Кроме того, во многих летных академиях есть военные кафедры, что избавляет выпускника от службы в армии.

Какие знания нужны пилоту?

Даже короткие курсы обучения летчиков-любителей включают несколько сотен часов теоретической подготовки. Что же касается пилотов аэробусов, то им приходится учиться как минимум год, поскольку профессиональное управление воздушным судном требует освоения множества дисциплин и предметов. В их числе:

  • Основные нормативные документы российского и международного воздушного права, регламентирующие работу пилотов гражданской авиации;
  • Законы аэродинамики, физические основы полета, особенности поведения лайнера на разных скоростях и высотах при разных параметрах среды;
  • Основные элементы конструкции самолета и его двигателей, правила эксплуатации, штатные и предельные летные характеристики судна;
  • Особенности влияния температуры, влажности, распределения веса, других взлетных и посадочных характеристик на управление самолетом;
  • Правила проверки исправности авиалайнера и бортового оборудования, алгоритмы проведения предполетной подготовки;
  • Методы планирования маршрута при совершении полетов над жилыми районами, в пространствах с интенсивным воздушным движением;
  • Физические основы динамики взлета, набора высоты, горизонтального движения, снижения и посадки с учетом характеристик воздушного судна;
  • Правила работы с бортовыми приборами и органами управления, индикаторами и датчиками, системой автоматического управления полетом;
  • Авиационные коды и термины, правила ведения радиообмена с наземными службами и порядок действий при отказе систем связи;
  • Принципы навигации, особенности использования электронных систем и бумажных карт, планирование маршрутов большой протяженности;
  • Основы авиационной метеорологии, правила чтения погодных карт и прогнозов, методы облета зон с неблагоприятными условиями;
  • Алгоритмы действий экипажа при полете и посадке в чрезвычайных условиях, при потере устойчивости судна или при отказе силовых агрегатов;
  • Правила и особенности воздушной перевозки гражданских лиц, а также различных по весу и степени опасности грузов;
  • Английский язык с уклоном в авиационную терминологию на уровне, позволяющем свободно общаться с наземными службами;
  • Правила оказания помощи при травмах, обострениях заболеваний и психологических срывах у пассажиров и членов экипажа.

Летные училища военной авиации России

Образовательных заведений, которые занимаются подготовкой военных летчиков, в России немного.

Абитуриентам, которые желают поступать в военные летные училища России, стоит сначала рассмотреть, чем отличается военная авиация от гражданской.

Гражданская авиация предназначена для осуществления транспортных перевозок населения и грузов и носит коммерческий характер. Военная авиация является государственной и используется в оборонительных целях либо для выполнения боевых задач и перебрасывания войск и технического вооружения. Летные училища военной авиации России подготавливают кадры для транспортной, истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации.

Филиалы Московского ГТУ ГА

Филиал Московского ГТУ ГА в Иркутске готовит специалистов в сфере обслуживания авиационных систем, комплексов и эксплуатации летательной техники. В его состав входит Центр по повышению квалификации персонала и переподготовки кадров.

Ростовский филиал ведет подготовку специалистов по технической эксплуатации двигателей и летательной техники, пилотажно-навигационных комплексов и авиационных электрических систем, транспортного радиооборудования.

Авиационный технический колледж в Егорьевске осуществляет подготовку технических кадров для гражданской авиации. На базе колледжа основано отделение для иностранных студентов подготовительного направления, где они могут освоить русский язык и некоторые общие дисциплины.

В состав Московского ГТУ ГА также входят авиационные колледжи в г. Рыльске , Иркутске, Кирсанове и Троицке.

Что необходимо для поступления?

После определения с выбором учебного заведения возникают вопросы: как подготовиться к поступлению, какие существуют критерии отбора, и какие документы необходимы для этого?

Главным требованием для будущих летчиков является здоровье. Они должны быть в отличной физической форме, иметь стопроцентное зрение, крепкую нервную систему и стрессоустойчивость. Более того, если вдруг в процессе учебы состояние здоровья курсанта ухудшится, его могут отчислить.

При поступлении необходимо:

  • предоставить предусмотренные законодательством медицинские справки;
  • пройти специальную медкомиссию при самом учебном заведении;
  • пройти собеседование с психологами на выявление профпригодности;
  • сдать нормативы по физической подготовке.

Абитуриенту летного училища необходимо сдать такие ЕГЭ:

  • русский язык,
  • математика,
  • физика.

Из документов для поступления необходимо предоставить:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении;
  • оригинал документов об образовании;
  • военный билет;
  • выданное военкоматом предписание (для поступающих в военное училище);
  • заявление;
  • автобиография;
  • характеристика;
  • медицинская справка, установленного образца;
  • копии документов, удостоверяющих личность;
  • фотографии 3×4 (от 4 до 10 шт.).

Для военных летчиков выдвигаются более жесткие требования, чем для гражданских. Они предусмотрены специальным приказом №455 МО России, вот их краткий перечень:

  • стопроцентное зрение и правильное цветоощущение;
  • артериальное давление в пределах 105-130 на 60-80 мм рт. ст.;
  • масса тела с индексом не менее 19;
  • рост в пределах 160-186 см;
  • длина ног от 80 см;
  • длина рук от 76 см;
  • в положении сидя рост должен находиться в пределах 80-97 см.

Как видим, требования достаточно жесткие не только к состоянию здоровья, но и к физическим параметрам, что значительно усложняет поступление в военное летное училище.

Как стать пилотом самолета в гражданской авиации

Управление летательными аппаратами относится к разделу «техническая эксплуатация», значит получать высшее образование необязательно — достаточно и среднего специального. Но такие специалисты получают наименьший доход.

Желающих выучиться на пилота всегда много, поэтому отбор на пилота очень строгий. Пилот гражданской авиации после вуза или ссуза должен иметь:

  • Отличное здоровье. Особенно это касается вестибулярного аппарата, зрения, моторики рук, мышечной реакции и сердечно-сосудистой системы.
  • Моральная стойкость и психическая стабильность;
  • Быстрая реакция, умение просчитывать действия и работать в чрезвычайной ситуации;
  • Высокий уровень интеллекта и аналитическое мышление.

Категории гражданских пилотов

Гражданская авиация привлекает карьерными перспективами, высокой зарплатой и возможностью путешествовать. Но получить профессию гражданского пилота непросто.

Во-первых, требуется отучиться в летном училище. Только в этом случае можно рассчитывать на работу в крупной авиакомпании. Во-вторых, получить летную лицензию международного образца. По ним все гражданские пилоты делятся на три большие категории:

  1. PPL. Эта лицензия выдается частным летчикам, управляющими одномоторными самолетами. Таких же пилотов платно готовят частные авиашколы;
  2. CPL. Лицензия для коммерческих пилотов, которые управляют легкими воздушными судами. Они имеют право перевозить пассажиров, доставлять небольшие грузы, участвовать в тренировках парашютистов;
  3. ATPL. Лицензия для линейных пилотов. Ее стремятся получить все гражданские летчики — с этой лицензией можно водить многотонные пассажирские лайнеры даже по международным маршрутам.

Третий тип лицензии требуется авиакомпаниям при приеме на работу

. Есть частные перевозчики, которым подходит лицензия CPL. В России такие летчики водят самолеты Ан-2 или сходные по габаритам иностранные аналоги.

Обучение в летном училище предполагает изучение теории и многочасовую практику на специальных тренажерах. Главное для пилота – это количество налетанного времени. Выпускник по нормативам должен налетать не менее 150 часов.

Но даже с лицензией ATPL нужно пройти дополнительные курсы, чтобы переучиться на определенную марку авиалайнера. Курсы всегда платные, проводятся за счет авиакомпании, а деньги на обучение пилот выплачивает путем удержаний из зарплаты.

Перед поступлением в вуз на пилота гражданской авиации нужно сдать медицинскую комиссию. Можно не получить лицензию, если выпускные тесты написаны безукоризненно, но со здоровьем были небольшие проблемы. Медосмотры — норма в профессии пилота, так как их проходят перед каждым вылетом.

Пилот гражданской авиации, закончивший обучение в России, должен знать авиационный английский язык на высоком уровне — это обязательно для получения команд от диспетчерских служб.

Каковы условия поступления?

Поступление в образовательное учреждение осуществляется на конкурсной основе. Для поступления в училище родителем абитуриента (или его законным представителям) необходимо подать документы с 15 апреля по 31 мая, бумаги можно направить по почте или принести лично.

Дети, которые были признаны негодными к обучению по результатам медицинского осмотра к вступительным испытаниям не допускаются.

Список поступивших опубликовывается в августе на сайте Минобороны РФ.

Какие нужны документы?

Все предоставляемые документы на ребенка должны быть собраны в папке-скоросшивателе. В ней должны быть предоставлены такие бумаги, как:

  1. Заявление от родителей на имя начальника училища.
  2. Самостоятельно написанное заявление абитуриента на имя начальника училища.
  3. Нотариально заверенная копия свидетельства о рождении.
  4. Самостоятельно написанная абитуриентом автобиография.
  5. Перечень документов из школы (на каждом документе должна быть гербовая печать):
    • копия личного дела (за все годы обучение), на каждой странице должна быть подпись классного руководителя и директора;
    • выписка из табеля с оценками за первые три четверти, и с текущими оценками за четвертую, должна быть подписана классным руководителем и директором;
    • педагогическая и психологическая характеристики, подписанные директором и психологом.
  1. Четыре фотографии 3х4.
  2. Выписка из домовой книги (выдает МФЦ).
  3. Нотариально заверенные копии паспортов родителей.
  4. Справки с места работы родителей.
  5. Антропометрические сведения о ребенке: рост и вес, обхват груди, талии, бёдер и головы, размер одежды и обуви (на отдельном листе с подписью родителей).
  6. Согласие родителей на обработку личных данных.
  7. Перечень медицинских документов:
    • копия полиса ОМС;
    • копия карты по форме №026/у-2000 с печатью;
    • новая карта по форме №026/у-2000 с результатами предварительного медицинского осмотра;
    • заключение о принадлежности ребенка к медицинской группе для занятий физкультурой;
    • выписка из истории развития ребенка по форме №112/у, с отметками о хронических заболеваниях, аллергиях;
    • справка из наркологического, психоневрологического и противотуберкулезного диспансеров;
    • копия сертификата о вакцинации по форме №156/у-93, с печатью (должны быть все прививки по возрасту).
  1. Документы, подтверждающие право ребенка на преимущества при поступлении (свидетельства о смерти, справки с места службы родителей и пр.)
  2. Документы, подтверждающие особые личные качества ребенка: копии грамот, дипломов, наград и пр. (должны быть заверены печатью и подписью директора школы или иных образовательных учреждений).

Медицинский осмотр

Предварительный медицинский осмотр должен включать посещение таких специалистов, как:

  • педиатр;
  • невролог;
  • хирург;
  • стоматолог;
  • травматолог-ортопед;
  • офтальмолог;
  • оториноларинголог;
  • психиатр;
  • уролог-андролог.

Кроме того, должны быть предоставлены сведения о прохождении следующих анализов и процедур:

  • ОАК и ОАМ;
  • данные об уровне сахара в крови;
  • анализ кала на паразитов;
  • УЗИ брюшной полости, сердца, щитовидной железы, органов репродуктивной сферы.

Какие нужно сдать экзамены?

Вступительные испытания в Московское суворовское училище производятся с 1 по 13 июля, и состоят из:

  1. Тестирования по общеобразовательным предметам:
    • русскому языку;
    • математике;
    • иностранному языку.
  2. Собеседования с психологом.
  3. Сдача нормативов по физической культуре.

По всем общеобразовательным предметам абитуриент должен получить не менее пяти баллов.

Нормативы при поступлении

Нормативы по физической культуре для поступления в училище выглядят следующим образом:

Название упражнения Единицы измерения Нормативы
Отлично Хорошо Удовлетворительно
Подтягивание Количество раз 5 4 3
Бег на 60 метров секунда 10,5 11 11,5
Бег на километр минуты 4,30 4,45 5,20

Абитуриенты, получившие два балла за сдачу нормативов, к дальнейшим испытаниям не допускаются.

ЕАТК

лицензия № 0312 от 11 сентября 2012 года
свидетельство о государственной аккредитации № 0675 от 8 июля 2013 года

История подготовки военных летчиков в подмосковном Егорьевске ведет начало с 1918 года, когда сюда перевели народные летные курсы, получившие название Егорьевской школы авиации рабочих и крестьян РСФСР. Лишь к середине лета 1947 года Совет Министров СССР изданным распоряжением официально закрепил статус учреждения, осуществляющего профессиональное образование летного состава.

С 1991 года училище переведено на расширенную программу с переименованием в Егорьевский авиационный технический колледж имени В.П. Чкалова, являющийся с ноября 2011 года структурным подразделением «Московского государственного технического университета гражданской авиации».

О колледже

На данный момент подготовка курсантов ведется по семи направлениям цикловыми комиссиями следующего профиля:

  1. Устройство и аэродинамика двигателей и летательных устройств;
  2. Навигационные приборы и пилотажное оборудование;
  3. Техническая обслуживание двигателей и летательных конструкций;
  4. Хранение и транспортировка топлива и масел;
  5. Авиационный спец-автотранспорт;
  6. Естественнонаучные и технические дисциплины;
  7. Химмотология;
  8. Правовые, экономико-гуманитарные и лингвистические дисциплины;
  9. Физическое воспитание.

Образовательный процесс кроме двух специальностей ведется лишь на дневной форме обучения. Длительность подготовки при поступлении на базе 9 классов составляет 46 месяцев, после 11 классов – 34 месяца. По инженерным направлениям выпускникам присваивается квалификационный уровень техника.

Дополнительные услуги

Кроме этого, проводятся курсы повышения квалификации для сотрудников служб ГСМ:

  • Авиатехники;
  • Кладовщики;
  • Лаборанты.

А также, аварийно-спасательная подготовка экипажей лайнеров гражданской авиации на базе плавательного бассейна. Оплата за проживание в общежитии составляет 400 рублей в месяц. Заведение располагает 17 исследовательскими кабинетами с современными тренажерами, узкоспециализированными моделями для изучения поведения самолетов иностранного производства Airbus A380 и Boeing 737. Авиационно-технический комплекс, состоящий из ТУ-154, АН-24, Як-42, Ан-2, позволяет готовить курсантов, способных решать широкий спектр задач во время полета.

Форма обучения: Очная, Заочная

Вид обучения: Платное, Бесплатное

Стоимость обучения: 280000 – 326000 рублей в год

Обучение производится на базе 9 или 11 классов

Курсы: повышения квалификации для сотрудников служб ГСМ
аварийно-спасательная подготовка экипажей лайнеров гражданской авиации

Дни открытых дверей: 8 октября 2015 года

Курирующий ВУЗ: Московский государственный технический университет гражданской авиации

Специальности:

Экзаменационные предметы:

русский язык, математика

Узнать подробнее про обучение в авиационном колледже

Дополнительно

К неотъемлемой части обучения будущих пилотов малой авиации относятся занятия спортом. Для этих целей в летном училище построена спортивная площадка с волейбольной сеткой и турниками, работает тренажерный зал, оборудованный всеми необходимыми приспособлениями.

Обратиться за квалифицированной медицинской помощью учащиеся могут в медпункт, оборудованный специально для этих целей. Кроме того, здесь можно пройти комиссию при поступлении. В кабинетах и самолетах обязательно предусмотрены аптечки для оказания первой помощи.

Аудитории, в которых проводится обучение, оснащены наглядными пособиями и проекторами, при необходимости используется компьютерный класс. Что касается трудоустройства после окончания вуза, ответственность за него лежит на самих выпускниках, поскольку училище не оказывает в этом никакой протекции.

Какие предметы нужно сдавать на пилота гражданской авиации?

Несколько лет назад возможностей для обучения на пилота гражданской авиации было намного больше. Выпускники школ и взрослые люди могли учиться не только в вузах и ссузах, но и пройти ускоренную подготовку на курсах.

Часто это означало, что никаких предметов и экзаменов сдавать, чтобы стать пилотом не требовалось, достаточно было соответствовать профессии физически. Сегодня в России такой возможности нет.

В целях безопасности полетов, единственным условием обучения на пилота в нашей стране является поступление в одно из специализированных учебных заведений.

Их на данный момент всего 5; 2 имеют статус вуза и 3 находятся в статусе училища:

  • Ульяновский институт гражданской авиации им. Бугаева
  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
  • Сасовское летное училище
  • Краснокутское летное училище
  • Бугурусланское летное училище

Какие экзамены нужно сдавать на пилота?

Для поступления на пилота гражданской авиации в училище после 9 класса, на ОГЭ нужно предоставить на конкурс аттестат с максимально хорошими оценками. Тройки по техническим дисциплинам недопустимы.

То же самое можно сказать и о тех, кто поступает после 11. Основные предметы, которые нужно сдавать на пилота гражданской авиации будут связаны с русским, математикой и физикой.

Победителей выберут по сумме баллов ЕГЭ, всех остальных отсекут. При этом, сдача на пилота только лишь этих предметов – еще не гарантия поступления.

Помимо экзаменов, сдавать на пилота потребуется и физические нормативы, нужно будет также получить заключение от психиатра и психолога, терапевта, окулиста, хирурга и почти каждого врача. Шанс поступить есть только если набрать высокие баллы и получить положительное заключение ВЛЭК (медкомиссии).

Если хотя бы одно из условий не выполнено, кандидат не дотягивает до нужных норм, в приеме откажут. Если в процессе учебы здоровье ухудшится, студента также исключат.

Список

Желающим пойти учиться в летные училища военной авиации России, нужно быть готовым к получению высшего военного образования – с присвоением начального звания «лейтенант» по его окончании – и возможностью пройти обучение в следующих военных лётных училищах, являющихся факультетами Воронежского единого Центра ВВС:

  • Краснодарский факультет боевого управления авиацией (по специальности «организация воздушного движения и эксплуатация воздушных судов») – с расположением аэродромов в Краснодаре, Тихорецке, Котельниково, Кущевской;
  • Армавирский факультет истребительной авиации (по специальности «применение авиационных комплексов истребительной авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Майкопе и Армавире;
  • Борисоглебский факультет штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации (по специальности «применение авиационных комплексов штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Мичуринске и Борисоглебске;
  • Балашовский факультет военно-транспортной и дальней авиации (по специальности «применение авиационных комплексов военно-транспортной и дальней авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Ртищево и Балашове;
  • Сызраньский факультет армейской авиации (по специальности «применение авиационных комплексов армейской авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Соколе (Саратов) и Троекуровке (Сызрань);
  • Челябинский факультет подготовки штурманов (по специальности «применение и лётная эксплуатация навигационных авиационных комплексов для всех видов авиации») – с расположением аэродрома в Шаголе (Челябинск).

Во избежание следования по «ложному» пути добавим, что следующие военные училища, сведения о которых всё ещё встречаются в том или ином виде в печатных СМИ или электронных изданиях, РАСФОРМИРОВАНЫ или перепрофилированы не позднее 2009 года:

  • Ейское военно-авиационное училище (расформировано полностью);
  • Ставропольское военно-авиационное училище (перебазировано непосредственно в Воронеж);
  • Курганское военно-авиационное училище (перепрофилировано в Курганский пограничный институт,  переданный в структуру ФСБ РФ).

Для желающих же получить-таки именно специальность «лётная эксплуатация летательных аппаратов» приведём список действующих ССУЗов гражданской авиации:

  • лётно-технический колледж (г.Омск);
  • лётно-техническое училище (г.Калуга);
  • лётное училище (г.Сасово, Рязанская обл.);
  • лётное училище (г.Краснокут, Ульяновская обл.);
  • лётное училище (г.Бугуруслан, Оренбургская обл.).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector