Как написать рецензию на курсовую работу? примеры, образцы
Содержание:
- Рецензент: когда, кто, зачем
- Примеры рецензий
- Действие первое: составляется черновик, где анализируются основные характеристики фильма
- В чем разница между отзывом и рецензией на диплом
- Советы по написанию рецензии
- Кого лучше выбрать в рецензенты
- Требования к рецензии
- Рецензия на дипломную работу, что это такое
- Пример структуры рецензии
- Оформление и объем
- Шаблонные фразы и клише
Рецензент: когда, кто, зачем
Если итог обучения по образовательной программе предусматривает написание ВКР — выпускной квалификационной работы (обычно ее называют дипломом), то предпоследний этап выполнения работы – получение отзыва и рецензии.
Защита диплома — последний бой каждого студента
После – только защита.
Отзыв пишет научный руководитель, это его «головная боль». Тут студенту можно не беспокоиться.
А вот с рецензией могут быть проблемы.
Чтобы это событие не застало врасплох, необходимо ознакомиться с «Положением о ВКР» или другим аналогичным документом.
Где его взять? Нужно спросить у своего научного руководителя.
В этом документе прописано, когда выпускная работа должна быть передана рецензенту для изучения. Обычно это происходит за 2-3 недели до дня защиты.
Так в жизнь студента приходит рецензент. Кто же это?
Рецензент – человек, функция которого – проанализировать и оценить выпускную работу.
Зачем? На основании анализа рецензент высказывает мнение о возможности допуска ВКР к защите и рекомендации по присвоению выпускнику соответствующей квалификации.
Таким образом, на последней стадии обучения выпускник знакомится с человеком, который будет участвовать в принятии решения: быть или не быть студенту квалифицированным специалистом.
Примеры рецензий
Ниже мы с вами рассмотрим некоторые примеры рецензий. Будут как удачные, так и неудачные варианты.
Стоит сразу сказать, что сайт кинопоиска очень хорошо подойдет в качестве ресурса с примерами. Однако тут материалы самые разные. Здесь не только рецензии, но отзывы и школьные сочинения из серии «я плакал от счастья».
Как тут отбирать?
Во-первых, вы уже знаете критерии хороших рецензий. Во-вторых, здесь есть подсказка. Под каждым материалом имеется строка полезности.
Полезность рецензии
Оценки оставляют обычные пользователи, которые выбирают, будут они смотреть данный фильм по рецензии или нет. Это и есть критерии работы. Была ли критика полезна читателю.
Конечно же, те работы, которые максимум набрали «Да», заслуживают внимание. Если много «Нет» или вообще, нет оценок, то это плохо
Значит у людей такой материал не вызвал интереса.
Плохой пример рецензии на книгу
Разбираем плохой пример рецензии на третью книгу о Гарри Поттере — Узник Азкабана. Кликните по картинке для увеличения.
Пример рецензии на книгу о Поттере
Посмотрите, сколько словесного мусора во втором предложении.
Местоимение лучше опускать, так как это сорняк. «Лично для меня» — тут и так понятно, кто автор и что это для него.
Вот это сочинение очень восторженной пятиклассницы! Но давайте же посмотрим на данный текст, как на рецензию.
Что мы видим?
Помимо огромного количества грамматических ошибок, мы видим попытку пересказа сюжета. Вообще, книга была не про это. То есть даже сюжет пересказать не удалось.
Тут есть знакомство с новыми героями, которые появляются в третьей книге. Есть краткий пересказ сюжета. Также имеются эмоции.
Книга наполнена добротой!
Ну конечно. Что это за доброта такая, где половину героев убили? Да, приключения там есть. Атмосфера тоже есть. Но она далеко не замечательная.
Чего нет?
Нет оценки книги. Не по ее выразительности. Не в контексте других книг о Поттере. Попытка была, но она не удалась.
Но это не самое главное.
Что автор этой книги хотел нам сказать? Для чего он ее написал? Почему эти события происходят с Гарри Поттером на третьем курсе? К чему все это было сделано? Какую роль занимает данная книга во всей серии?
На эти вопросы не даны ответы.
Вы скажите: «Ну, хорошо. Писал ребенок и ему простительно». Давайте тогда посмотрим материалы, написанные взрослыми.
Плохая рецензия на фильм
Давайте теперь разберем, как была плохо написана рецензия на фильм про Судью Дредда. Какие ошибки допустил автор.
Рецензия на фильм про Судью Дредда
Вот тут есть попытка оценки в контексте. Как оценка в контексте предыдущего фильма, так и комиксов, которые автор не читал. Но не будем скептически относится к комиксам. Просто это первоисточник для данного сюжета.
Чего нет?
Нет представления, о чем произведение. Если не смотрели фильм 1995-ого года, то новой картиной явно не заинтересуетесь. Ведь из данной рецензии ничего не понятно.
Наверняка, фильм был не про многоэтажку, в которой идут перестрелки. То есть там была какая-то мысль. Какая? Был какой-то герой. Какой?
Кто такой Судья Дредд? Чем он занимается? Для чего это было снято и о чем? Вот этого всего в тексте нет.
Хороший пример
Давайте посмотрим на хороший пример рецензии. Начнем с критики, написанной Авдотьи Смирновой.
Рекомендую ее книгу «С мороза». В ней помимо разных журналистских работ автора, также собраны и рецензии. Там целый раздел книги посвящен обзорам на книжные новинки.
Это прекрасная подборка примеров!
Другой вопрос, что это высший пилотаж. Это не значит, что, прочитав ее рецензии, мы обидимся и ничего писать не будем.
Нет! Но почитать все же стоит.
Как и все грамотные, начитанные и интеллигентные люди, у Авдотьи Смирновой очень странный язык. Оценки часто у нее резкие. Но это не значит, что вам нужно писать именно в таком стиле. Тем не менее, давайте посмотрим.
Рецензия от Авдотьи Смирновой
В начале можно заметить оценку в контексте. Оценку не только произведений Марининой. Там также идет ссылка на фильм «Семь» и живопись Босха. Это еще раз доказывает подкованность и начитанность критика.
Конечно же, получилась очень ехидная статья.
Возможно, что некоторые не согласятся с автором. Но читать такую рецензию интересно. Любуешься еще и языком рецензента. И сразу интересно, что там Маринина написала. Возникает желание прочитать.
Здесь нет пересказа сюжета. Но есть намеки на него. Есть оценка в контексте, а также характеров героев. Присутствует оценка языка (средств выразительности). Есть вопросы и ответы на них. Поэтому это интересно.
Хорошая рецензия на книгу
Еще одна хорошая рецензия на книгу «Новое литературное обозрение». Автор тоже Смирнова.
Рецензия на книгу Новое литературное обозрение
Конечно же, в конце идет такой едкий юмор. Но тем не менее, это повод задуматься.
Действие первое: составляется черновик, где анализируются основные характеристики фильма
Чтобы составить рецензию на спектакль или кинофильм, для начала нужно набросать черновой вариант, чтобы потом не редактировать опубликованный отклик в интернете. Чтобы быть компетентным в теме, автору будущей рецензии нужно выполнить следующие действия:
- нужно знать предмет обсуждения, поэтому для начала просмотрите фильм, а лучше пару раз;
- после первого просмотра тезисно отмечайте впечатления от фильма, ведь только свежее впечатление формирует характер отзыва;
- далее просмотрите подробную информацию о фильме, кто режиссер, сценарист, какие актеры были задействованы, какими актерскими регалиями они обладают;
- перед написанием рецензии можно просмотреть уже имеющиеся отзывы и критику о фильме, чтобы вдохновиться, но при этом не повторяться;
- отдельным списком нужно отметить для себя, какая музыка и саундтреки сопровождали фильм.
После того, как была проведена такая подготовка к написанию чернового варианта рецензии, можно приступать к ее непосредственному составлению. Для этого рассматриваются поэтапно несколько важных пунктов, описываемых в положительном или негативно ключе.
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Сценарий картины
Половина успеха фильма или 100% провала – это сценарий к нему. В ходе написания и проработки сценария работает обычно сразу несколько специалистов
Автору в рецензии нужно уделить внимание нескольким пунктам:
- последовательность событий и их логика;
- насколько были завершены сцены;
- присутствует ли кульминация и насколько она яркая;
- какие характеры у героев киноленты, как развиваются характеры каждого из них по мере развития событий;
- насколько интересны и грамотно составленные диалоги в фильме.
Писать отзывы касательно сценария и указанных пунктов можно сразу после просмотра фильма, а в ходе просмотра делать пометки в черновом варианте. Профессиональные критики советуют «переспать» с впечатлениями и эмоциями, а на свежую голову писать отклик.
Режиссура
Всем процессом съемок руководит режиссер, он также может корректировать сценарий и подбирать актеров. Поэтому в рецензии обязательно нужно указать, насколько режиссеру удалось реализовать сценарий фильма. А чтобы оценить его, как специалиста в своем деле, лучше заранее ознакомиться с предыдущими его работами, какие фильмы стали успешными, а какие неудачными.
Благодаря знакомству с деятельностью режиссера в прошлом, можно глубже оценить его способности и режиссуру в принципе. Чтобы действительно оценить режиссуру отдельно от сценария и других элементов, фильм нужно посмотреть минимум дважды. Некоторые профессиональные критики для оценки новой киноленты просматривают ее несколько раз подряд.
Игра актеров
Перед просмотром фильма, на который в дальнейшем будет написана рецензия, важно ознакомиться с актерским составом, кто какую роль будет играть. А о самых главных актерах нужно составить краткую биографию, то есть, в каких успешных фильмах и ролях они засветились, а может, сыграли провальные роли
Знакомясь с актерами и их деятельность в прошлом, можно примерно понимать, насколько успешно и гармонично им удалось влиться в новые роли. В черновом варианте рецензии нужно отметить амплуа актеров, подчеркнуть актерские регалии, оценить, насколько зритель может верить их игре и т. п.
Работа оператора
Работа режиссера и работа оператора – это два отельных творческих процесса. Режиссер управляет, командует и ставит задачи перед оператором, а его функция заключается в воплощении всего этого
Чтобы оценить работу оператора обратить внимание можно на несколько моментов:
- гармоничность и красота планов;
- впечатление от визуального ряда в киноленте;
- манера съемки оператора в этой картине и других известных фильмах.
Музыка
Всегда успешные нашумевшие киноленты обращают много внимание вокруг своего музыкального сопровождения. А некоторые саундтреки становятся настоящими гимнами кинолент
Каждый режиссер знает, что музыкальное сопровождение картин и сюжетов составляет 50% впечатления от происходящего на экране.
Автору рецензии нужно будет оценить, насколько музыка подходит под характер событий и жанра фильма, насколько треки передают настроение, которое посылает зрителю режиссер и актеры. В рецензии хорошо будет, если треки будут указаны точно с указанием исполнителя и дорожек, чтобы читатели смогли получить максимум полезной информации.
Спецэффекты
При составлении рецензии на кино проще всего оценивать спецэффекты, грим и костюмы. Но что интересно, большинство рецензентов допускают ошибки как раз на моменте спецэффектов и костюмов, не понимая задумки режиссера
При оценке спецэффектов важно сопоставлять возможности и желания создателей киноленты
В чем разница между отзывом и рецензией на диплом
Отзыв на дипломную работу пишется научным руководителем и внешним рецензентом в виде рецензии.
Рецензия на дипломную работу представляет собой краткую характеристику диплома руководителем и рекомендованную оценку.
Рецензия на диплом должна быть написана лаконичным языком и занимать 1-2 листа печатного текста.
Отзыв на диплом пишется в виде краткой оценки содержания дипломной, объемом около 1,5-2 страниц А4.
Основное отличие отзыва и рецензии на дипломную работу заключается в структуре изложения материала. Отзыв на диплом больше сосредоточен на описании содержания, а рецензия на диплом имеет аналитическую направленность.
Советы по написанию рецензии
Перед приведением пары советов по написанию рецензии, мы хотим напомнить читателю статьи, что рецензия – один из самых важных документов, который понадобится во время защиты диплома
Поэтому в этом документе необходимо рассмотреть не только основные плюсы работы, но и указать на е возможные недостатки.
Однако подходить к описанию минусов тоже нужно с осторожностью. Минусы не должны быть существенными и препятствовать созданию положительного впечатления о дипломе
К примеру, в качестве недочетов, указываемых в рецензии, можно использовать такой вариант: «автор дипломной работы слишком глубоко погрузился в рассмотрении второй главы проекта» либо «в приложении содержится какой-то лишний документ».
Бывают также случаи, когда студенту не позволяет написать рецензию самостоятельно и этим занимается сам руководитель проекта. Для него это обычное дело, он имеет огромный опыт, а значит напишет текст рецензии правильно и грамотно. Также руководитель научной работы знает обо всех особенностях составления этой бумаги, которые применяются для конкретного высшего учебного заведения.
Кого лучше выбрать в рецензенты
Рецензия зачитывается на защите дипломного проекта.
Так как заключение рецензента влияет на итоговую оценку, о своих взаимоотношениях с рецензентом лучше побеспокоиться заранее.
Внутренний рецензент
По договорённости с научным руководителем студент может предложить кандидатуру.
Поэтому во время обучения, особенно на последних курсах, желательно мониторить профессорско-преподавательский состав для принятия оптимального решения по выбору кандидатуры.
Студенту рекомендуется принимать активное участие в поиске рецензента
Этому помогут:
- опрос студентов старших курсов;
- рекомендации научного руководителя и других преподавателей;
- посещение процедур защиты выпускных проектов;
- репутация студента.
Касательно последнего пункта. О репутации нужно помнить всегда: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».
Поэтому намеренное выстраивание экологичных отношений с окружающей средой полезно для обеих сторон.
Внешний рецензент
Мониторинг также не помешает. Здесь забота о репутации более важна, потому что любой рецензент – потенциальный работодатель.
Преимущество внешнего рецензента в том, что он является потенциальным работодателем
Основные трудности, с которыми обучающийся может столкнуться при взаимодействии с рецензентами:
- загруженный график работы, внезапные командировки;
- неумение / нежелание писать рецензии;
- отсутствие научной степени;
- индивидуальные особенности: забывчивость, необязательность, рассеянность.
Из этого следует, что лучше иметь на примете несколько рецензентов.
И, если в итоге на дипломный проект будут получены несколько рецензий, – это бонус!
Требования к рецензии
По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.
Содержание и стиль
Рецензия на статью должна включать:
- Тезисный анализ ее содержания.
- Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
- Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
- Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
- Обоснованную критику недостатков статьи.
- Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.
В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.
В рецензии на статью недопустимы:
- Банальный пересказ текста.
- Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
- Отклонения от стандартов научного стиля речи.
- Высказывания от первого лица.
Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.
При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:
- в статье автора…;
- значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
- автор пишет о проблеме…;
- изучив статью…;
- в рецензируемой работе…;
- работа посвящена актуальной теме…;
- в статье подробно раскрыта проблема…;
- автор высказал неординарную точку зрения на…;
- в статье на первый план выдвинуто…;
- автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
- автор проявил умение анализировать…;
- работа проведена на высоком научном уровне…;
- точка зрения автора подкреплена…;
- статья – пример глубокой проработки темы…;
- написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
- в статье автор точно расставляет акценты на…
- безусловная заслуга автора состоит в…;
- автор изучил большой объем фактического материала…;
- статью отличает доказательность…;
- из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
- утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
- автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
- автор статьи углубляет наше представление о…;
- выводы работы убедительно подтверждаются…;
- к недостаткам статьи следует отнести…
Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью
В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.
План
В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:
- Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
- Актуальность темы.
- Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
- Оценка значимости проведенного исследования.
- Недостатки работы.
- Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.
Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.
Рецензия на дипломную работу, что это такое
Рецензия для дипломной работы — это документ, содержащий обзор и оценку Вашей диссертации. Без рецензии Вы не сможете защитить свою дипломную работу. В рецензии содержится краткий анализ Вашей дипломной работы, степень ее соответствия существующим требованиям Вашей дипломной работы, подробное описание ее сильных и слабых сторон. Само собой разумеется, что для успешной сдачи дипломной работы необходимо написать положительный отзыв и создать положительное впечатление на членов аттестационной комиссии.
В этом случае нет необходимости отчаиваться — рецензия носит только рекомендательный характер. Мнение, выраженное в нем, может не совпадать с мнением научного руководителя. В этом случае дипломная работа имеет право на защиту, присутствие научного руководителя, и рецензента является обязательным, а студенту предоставляется возможность защищать свою дипломную работу.
Кто может быть рецензентом
Рецензентами могут быть специалисты, работающие в организациях с большим практическим опытом в соответствующих областях деятельности и являющиеся специалистами по вопросам, рассматриваемым в их дипломных работах. В число рецензентов могут также входить специалисты из соответствующих научных учреждений и преподаватели других университетов, имеющие ученую степень.
Требования к оформлению рецензий
Дипломная работа представляется на рецензирование после того, как её изучит научный руководитель. Рецензия готовится в любой форме и состоит из 1-2 страниц машинописного текста, напечатанного на одной из сторон работы. Если рецензия не может быть сделана в машинописной форме, она может быть написана от руки.
Требования к содержанию рецензий
В рецензии на дипломную работу должна быть ее характеристика по следующим разделам:
- Соответствие содержания дипломной работы заявленной теме.
- Соответствие дипломной работы основной цели — проверке знаний и подготовленности студента к самостоятельной работе по своей специальности.
- Актуальность темы дипломной работы.
- Полнота, глубина и обоснованность решений поставленных задач.
- Профессионализм изложения студентом материала, качество иллюстративного материала.
- Достоинства и недостатки работы.
- Знание студентом новейших разработок в выбранном им направлении.
- Возможности практического использования дипломной работы или ее отдельных положений.
- Соответствие работы предъявляемым требованиям.
- Другие вопросы по усмотрению рецензента.
- Оценка работы (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Каждое из положений рецензии должно быть доказано и основано на материалах дипломной работы. При необходимости рецензент может обратиться к положениям дипломной работы для подтверждения обоснованности своих выводов.
В рецензии должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место работы и должность рецензента, а также ученая степень и ученое звание рецензента. Собственноручная подпись рецензента должна быть заверена печатью организации, в которой работает рецензент.
После получения рецензии на дипломную работу исправления в данную работу не допускаются. Студенту необходимо ознакомиться с содержанием рецензии перед защитой дипломной работы, чтобы иметь возможность ответить на эти замечания во время защиты диссертации.
Пример структуры рецензии
Обычно кафедра выдаёт преподавателям готовые образец и бланк рецензии на курсовую работу. Их можно просмотреть на бумажном носителе или скачать в электронном виде с сайта университета. Если приведённой информации вам недостаточно, прочтите инструкцию о том, как правильно пишется рецензия.
Актуальность тематики
В первой части следует указать, насколько тема значима для практики, и была ли ранее освещена в других исследованиях. Можно кратко упомянуть фамилии учёных, которые занимались изучением аналогичных или смежных вопросов.
Пример первой части: «Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в России сохраняются негативные тенденции в сфере незаконного оборота наркотических средств. Ситуация представляет угрозу для здоровья населения, экономики государства и правопорядка».
Краткая характеристика содержания
Во второй части документа указываются количество глав и параграфов, использованных источников, приложений, графических материалов. То есть, полная структура курсовой.
Также в характеристике следует лаконично отразить следующие моменты:
- предмет, цели и задачи исследования;
- основные выводы автора по каждому разделу.
Завершить вторую часть можно выводом о том, насколько логично и последовательно студент изложил материал
Перед сдачей документа важно проверить, соответствуют ли наименования перечисленных в рецензии глав и параграфов с теми, которые реально присутствуют в курсовой
Пример отрывка текста из характеристики: «В рецензируемой работе студентом А. разработано программное обеспечение по прогнозируемой структуре инвестиционного портфеля. В главе 1 приводятся основные понятия финансового рынка и виды ценных бумаг. В главе 2 … В главе 3 … Затем описанные алгоритмы реализованы на полученных данных.»
Практическая значимость проекта
Студент удачно защитит написанную курсовую, если его работа обладает научной новизной и состоит не только из абстрактных рассуждений. Поэтому обязательно укажите, где можно использовать полученные выводы на практике.
Пример текста: «Практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные студентом тезисы можно использовать в школьном курсе «Обществознание».
Анализ положительных сторон и недостатков
Анализ и оценка сильных и слабых сторон – самая трудная часть работы, особенно если рецензию пишет сам студент
При их перечислении важно избегать субъективизма
Таблица 1 «Преимущества и недостатки курсовой: что можно указать в рецензии»
+ | — |
Полнота изучения (глубокое исследование) теоретических аспектов темы, сбора эмпирической базы | Неполная (нерепрезентативная) выборка |
Чёткость и логичность изложения материала | Малое количество источников литературы |
Реализация полученных выводов на практике | Ошибки в математических расчётах |
Научная новизна | Недостаточная освещённость вопроса |
Использование объективной и правильной методики расчётов | Отсутствие или малое количество графических материалов, приложений |
Соблюдение студентом всех требований к оформлению курсовой | Стилистические погрешности |
Успешная реализация сложных методов исследования (тестирования, анкетирования, системного анализа) | Опечатки в тексте |
Высокая заинтересованность студента в изучении темы | Несоблюдение ряда требований к оформлению |
Самостоятельность учащегося в принятии проектных решений | Недостоверность приведённых фактов (цифр) |
Демонстрация отличных знаний по дисциплине | Нелогичность отдельных выводов |
В конце следует подвести итог, смог ли студент достичь поставленных целей и решить задачи курсовой работы. Рецензент также вправе дать рекомендации о том, как исправить недочёты.
Рекомендация оценки
В заключении документа содержится вывод о том, на каком уровне студент провёл исследование. А далее выставляется предварительная оценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
Оформление и объем
Нет единого ГОСТа, утверждающего форму отзыва на курсовую работу. Вуз вправе самостоятельно регламентировать оформление бланка, в таком случае он будет доступен на кафедре, либо у научного руководителя.
Пример бланка отзыва на курсовую
Различаются бланки по форме. Это может быть таблица или свободная форма
Стандартный объем отзыва – 1-2 листа, напечатанных шрифтом Times New Roman, 12 или 14 кегль, межстрочный интервал 1,5.
Обязательно нужно указать:
- наименование учебного заведения;
- наименование факультета, группы и кафедры, по заданию которой пишется исследование;
- название работы;
- ФИО студента;
- ФИО и подпись научного руководителя.
Шаблонные фразы и клише
В научной сфере сложился определенный набор стандартных фраз, применяющихся в рецензиях разных типов. Вот некоторые из этих фраз:
- «Курсовая работа посвящена анализу проблемы…»;
- «В исследовании решается вопрос…»;
- «Автор освещает проблему…»;
- «Для раскрытия темы были проанализированы труды таких ученых, как…»;
- «С точкой зрения, представленной в работе, нельзя не согласиться, потому что…»;
- «Курсовая работа отвечает предъявляемым требованиям и заслуживает оценки «отлично»…» (как вариант, тут может стоять «хорошо» или «удовлетворительно»).
При этом следует избегать расплывчатых и неопределенных выражений без конкретизации:
- «Автор выбрал интересную тему…»;
- «Было проанализировано много источников…»;
- «Проделана важная работа…»;
- «Некоторые предложения имеют практическое значение…».