Школьный психолог

Зачем нужен школьный психолог?

Чем именно должен заниматься психолог в школе, часто не понимают не только родители, но и сам педагогический коллектив. Я думаю, каждый школьный психолог сталкивался с ситуацией, когда учитель приводил к нему «непослушного» ученика с ожиданиями, что он в кратчайшие сроки сделает из «хулигана» послушного, спокойного и примерного ученика. 

Что же входит в компетенцию школьного психолога:

  • диагностика;
  • просветительская деятельность (объяснять, что такое психология, зачем нужна, чем конкретно занимаются на уроках психологии);
  • рекомендации педагогам касательно формирования учебного процесса, учитывая индивидуальные особенности ребенка или класса в целом;
  • рекомендации ученикам по результатам тестирования или по их индивидуальному запросу;
  • консультативная работа по запросу школьников;
  • рекомендации родителям;
  • информационная работа — информировать родителей и учителей о психологических особенностях детей разного возраста;
  • профориентационная работа — исследование способностей школьников;
  • тренинговая работа — групповая работа по раскрытию внутреннего потенциала, саморазвитию, пониманию себя.

Есть много обидных стереотипов о психологах в школе, которые часто формируют сами же учителя. Вот некоторые из них:

  • психологи в школах ничем не заняты;
  • ничего не умеют толкового и полезного;
  • если есть проблемные ученики — это ответственность только психолога;
  • школьными психологами работают только молодые девушки после института, а потом уходят в декрет.

Мне очень хочется встать на защиту школьных психологов, которых часто бросают в школу без какой либо поддержки и разъяснения их зоны ответственности.

Даже личный кабинет есть не у всех и считается скорее роскошью, чем необходимостью. Я, например, все два года своей школьной карьеры просидела в музее войны и каждый раз перед 9 мая получала от директора приказ вынести все свои вещи оттуда. 

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра)*.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

Пример педагогической ситуации и ее анализ

Ученики первого класса на продленке играли в подвижную игру. Мальчик и девочка случайно столкнулись друг с другом. Девочка побежала к учительнице жаловаться, что он ее стукнул. Учительница подозвала к себе мальчика и сказала, чтобы он извинился перед девочкой, потому что обижать других нельзя. Мальчик отказался, тогда педагог в качестве наказания сказала сесть на скамейку. Ребенок, обидевшись, ни с кем не играл, пока не пришла его мама.

Анализ: в данном случае педагог не смогла эффективно решить проблему. Она не стала вникать в суть ситуации, не выслушав другого участника конфликта. Как ей лучше было поступить?

  1. Нужно было выслушать мальчика.
  2. Объяснить детям, что никто не виноват – это была случайность. И еще раз проговорить технику безопасности во время подвижных игр.
  3. Чтобы принять объективное решение опросить других детей.

Это был пример краткого анализа педагогической ситуации.

Родители: не хотят и боятся

Не так уж редко среди родителей обсуждается тема «А что он может?». От обесценивающего полюса «да ничего не может» до всемогущего «очень многое». Казалось бы, услуги школьного психолога для родителей бесплатны, так пользуйся! Задай свои вопросы, получи ответы. Сходи, в конце концов, познакомься и составь свое мнение не о психологах «вообще», а о конкретном человеке на конкретном месте. Но почему-то до сих пор бесплатное считается синонимом низкокачественного. А это вовсе не так! Множество моих коллег не просто компетентны, а большие умницы, непрерывно совершенствующие свою подготовку и любящие свое дело.

Родители, по моему опыту, делятся на три основные категории:

1. Партнеры. Они не боятся психолога, разговаривают с ним на равных из позиции совместной помощи ребенку. Часто они сами обращаются к специалисту. Запрос может быть и проблемный, и просто информационный («расскажите, как вы его видите»), и развивающий («как действовать, чтобы проявить способности; научить отвечать у доски; лучше находить общий язык с одноклассниками»). Работать с такими родителями – одно удовольствие, и прогресс у ребенка отмечается всегда и достаточно быстро. Иногда они приходят по приглашению психолога, но также хорошо идут на контакт.

2. Слушатели. Эти родители никогда не приходят сами

Иногда не хотят «выносить сор из избы»; некоторые слишком заняты или беспечны, чтобы обратить внимание на проблему; другие считают, что пока их не вызвали, все в порядке. Их контакт с психологом формальный, они слушают, могут даже записать рекомендации

Но, как показывает развитие ситуации, скорее всего их не применяют. Именно такие слушатели утверждают, что они «ходили к психологу, но он не смог помочь».

3. Бегуны. Сколько ни приглашай, они не приходят. Иногда раз за разом записываясь и не появляясь, иногда просто игнорируя. В случае серьезной ситуации с ними можно познакомиться только на педсовете. Своим коллегам я настоятельно рекомендую хранить свидетельства того, что эти родители были неоднократно приглашены на консультацию, которая могла бы помочь.

Виды профессиональной деятельности психолога

Психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее можно разделить на два основных направления: научную и практическую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессиональной деятельности. Основная цель научной психологии заключается в познании психологии людей научными методами. Основная цель практической психологии заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь конкретным людям или группам людей. Можно выделить три основные вида профессиональной деятельности психологов:

2 стр., 889 слов

Деятельность психологической службы вуза

… знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики, формирование установки на будущую деятельность. На этом этапе работы деятельность психологической службы может быть … психолога позволит сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным. Другое направление ориентировано на работу со студентами: выявление студентов с низким уровнем адаптации к условиям обучения в вузе …

— научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей.)

— практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика).

— обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим образованием людей).

Научно-исследовательская работа в области фундаментальной и прикладной психологии – один из наиболее распространенных и престижных типов деятельности профессиональных психологов. Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетах и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследования служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и институтов. Для проведения научно-исследовательских работ по актуальной психологической тематике могут присуждаться гранты научных фондов, которые обеспечивают финансирование соответствующей деятельности ученых.

В научно-познавательном психолого-педагогическом исследовании в основном добываются знания, которые обогащают соответствующую науку, но не всегда находят практическое применение, а в прикладных психолого-педагогических исследованиях выдвигаются и научно проверяются гипотезы предположения, практическая реализация которых должна дать существенный учебно-воспитательный эффект. Основными признаками любого экспериментального психолого-педагогического исследования является следующее:

Наличие проблемы, т. е

актуального и жизненно важного вопроса, который требует решения

Наличие гипотезы, как должна быть решена проблема.

Подготовка и проведения научного эксперимента для проверки гипотезы.

Практическая значимость определяется тем, насколько найденное решение проблемы позволит изменить реальное состояние дел в лучшую сторону.

Обязанности

Несмотря на то что функции и профстандарт педагога-психолога зависят от сферы деятельности и специализации учреждения, в котором он работает, многие пункты должностных инструкций одинаково справедливы и для специалистов кризисных центров, и для работников учебных заведений.

Ниже представлен основной круг обязанностей штатного психолога средней общеобразовательной школы.

Педагог-психолог обязан проводить работу по сохранению психического и коммуникативного благополучия учеников и действовать согласно Конвенции по охране прав ребёнка.

Специалист должен анализировать внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на развитие личности каждого отдельно взятого ученика, а также принимать меры по оказанию ему психологической помощи.

Педагог обязан проводить исследовательскую работу по оценке психоэмоционального состояния детей, составлять психолого-педагогические заключения и вовремя выявлять отклонения.

Школьный психолог должен оказывать психологическую поддержку творчески одарённым ученикам и способствовать раскрытию творческого потенциала у других детей.

Специалист обязан вести документацию согласно установленным формам и по первому требованию предъявлять её контролирующим органам.

Педагог должен помогать ученикам находить выход из любых конфликтных ситуаций и учить разбираться со своими внутренними проблемами.

Помимо помощи детям, психолог обязан давать профессиональные консультации другим педагогам школы, а также родителям учеников.

Психолог должен организовывать и проводить различные социально-психологические тренинги, опросы и тестирования, а также проводить занятия по профилактике социальной дезадаптации.

При необходимости специалист должен разрабатывать и адаптировать под каждого конкретного ученика развивающие и коррекционные программы, направленные на работу с детьми с задержкой психического развития.

Обязанностью педагога-психолога является выявление детей, относящихся к группе риска, в которую входят ученики, не имеющие друзей, школьники со слабой эмоциональной устойчивостью, любители конфликтов и игроманы

Даже незначительное отклонение в поведении ученика служит сигналом к началу разъяснительной, профилактической и коррекционной работы с самим ребёнком и его родителями.

Важной функцией школьного психолога является выявление и наблюдение за детьми с отклонениями поведения, которые проявляются в гиперактивности, чрезмерной тревожности, излишней стеснительности, агрессии, наличии постоянных страхов и дефиците внимания. В более серьёзных случаях, таких как отставание в развитии, трудности в усвоении программы и затруднённое мышление, психолог обязан поставить родителей и администрацию школы в известность и совместно с другими педагогами начать работу с учеником по индивидуальной программе. Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение

Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение.

Педагог-психолог обязан отслеживать успеваемость каждого ученика и при её резком снижении пригласить на беседу преподавателя и ребёнка. При обнаружении конфликта между учителем и учеником, психолог должен оперативно отреагировать и предпринять все меры к выравниванию ситуации.

В круг обязанностей школьного психолога входит проведение внеклассных мероприятий с целью выявления явных лидеров и скрытых конфликтов между детьми. Для диагностики отношений в коллективе специалист придумывает командные игры и внимательно наблюдает за поведением детей. При выявлении враждующих сторон психолог создаёт такую ситуацию, при которой оба участника конфликта оказываются в одной команде и вынуждены сотрудничать.

Таким образом, круг обязанностей педагога-психолога не ограничивается работой с трудными детьми, а включает в себя коррекционно-развивающую, аналитическую, консультационную, просветительскую деятельность, а также диагностику и психологическую профилактику. Педагог обязан составлять ежегодные планы по каждому виду деятельности и включать их в рабочую программу согласно требованиям закона «Об образовании». В программу должны входить меры по выявлению неблагополучных семей, находящихся в зоне социального риска, а также планирование работы с родителями учеников с целью наблюдения за воспитанием детей в семьях.

Оплата труда

Карьера

Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела. Защитив докторскую диссертацию, можно стать доктором психологии.

Профессиональные знания:

  • умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования;
  • знание истории и современных задач науки «психология»;
  • осознание основных методов профессии;
  • специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека;
  • владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы;
  • знание основ психодиагностики и психологического консультирования;
  • иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях.

Самоанализ опыта работы и постоянное самосовершенствование помогают психологу добиться высоких результатов в профильной сфере.

Известные психологи

Одним из самых известных и знаменитых психологов считается Дейл Карнеги. Он написал множество книг, эссе, статей и лекций. Его работы активно используются не только профессионалами, но и рядовыми гражданами, которые стараются упорядочить свою жизнь и постичь собственное «я». Лидия Ильинична Божевич — наша соотечественница, которая жила и работала в начале прошлого века, посвятила свою жизнь изучению тайн человеческой души. Получив знание профессора психология, Лидия Ильинична продолжала упорные исследования в области психология и посвятила этой теме множество трудов. Сегодня они применяются в качестве учебных пособий на многих психологических факультетах.

Перечень мировых знаменитостей, которые посвятили свою жизнь психологии очень обширен и продолжает расти. Это доказывает популярность и актуальность профессии «психолог» во все времена. Ведь человеческая душа — это до сих пор до конца неизученный и таинственный объект.

Возможности и карьерный рост

Работа психолога в школе – интересная и творческая, но она также очень тяжелая и ответственная

Важно иметь такие черты личности, как энтузиазм, усидчивость, дисциплинированность, внимательность, умение слушать и слышать человека, беспристрастие, умение ладить с людьми. Добиться роста по карьерной лестнице будет сложно, зато можно стать настоящим профессионалом в своей области, развиваться в выбранном направлении, изучать новые методы работы

Профессия сегодня востребована и у выпускников психолого-педагогических вузов есть много вариантов для реализации своего профессионального потенциала. Детский психолог может работать не только в государственных школах, но и в частных учебных заведениях, на курсах. Также некоторые специалисты успешно занимаются частной практикой, открывая собственный офис, психологическую службу.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Проведение внеклассных мероприятий

Внеклассное мероприятие, в зависимости от его специфики, может иметь разные цели. Педагог-психолог подбирает такие задания или игры, которые могут дать необходимую информацию о детях. В этом случае целью мероприятия будет диагностика, выявление проблемных ситуаций в коллективе, наблюдение за общением детей. Для этой цели подойдут командные задания. Ребята сразу определят несколько лидеров, которые будут возглавлять команды.

Если дети уже знакомы друг с другом, но наблюдаются конфликтные ситуации между определенными представителями класса, тогда целью внеклассного мероприятия будет сплочение коллектива, формирование дружеских и доверительных отношений между учащимися. В этом случае участники конфликта должны оказаться в одной команде. Необходимо создать такую ситуацию, которая подтолкнет детей к сотрудничеству.

Программа педагога-психолога в школе должна включать разные мероприятия. Проводятся они на протяжении всего учебного года во всех классах.

Диагноз ставит только врач

Начнём с того, что диагноз – понятие сугубо медицинское. Поэтому даже если школьный психолог заподозрит у ребёнка какие-то отклонения, он не имеет права ставить диагнозы. Потому что он хоть и психолог, но педагог, а не врач.

Врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, директор клиники неврозов Жибек Жолдасова рассказала, каким образом детям ставят диагнозы. Выяснилось, что процесс обследования долгий, сложный и очень серьёзный. И без дополнительного оборудования не обойтись.

«В психиатрии имеются четыре достоверных метода обследования, – рассказала Жибек Жолдасова. – Три из них – инструментальные. Первый – компьютерная или магнитно-резонансная томограмма головного мозга. Второй – электроэнцефалограмма, которая показывает качество работы головного мозга, то есть как мозг вырабатывает электрические импульсы. Третий метод исследования – ультразвуковая допплерография сосудов головы и шеи, чтобы посмотреть, как снабжается кровью головной мозг».

И лишь четвёртый метод обследования проводится психологами. Во время экспериментально-психологическое обследования описывается полностью личностный статус, его основные характеристики. Но даже психолог, который проводит экспериментально-психологический тест, не имеет права ставить диагноз. Психолог может выявить только особенности личности, а в рамках ли это какого-то диагноза либо в рамках особенностей ребёнка, – это определяет только врач.

Но если всё же врач поставил диагноз, ни в коем случае не стоит отчаиваться.

«В Казахстане есть довольно хорошая реабилитационная программа для детей-аутистов, созданная фондом «Асыл Мирас». Конечно, если есть необходимость, то назначается какое-то минимальное медикаментозное лечение. Но если малыш уже начал учёбу в общеобразовательной школе, то лучше всего его там и оставить. Знакомая обстановка и люди могут помочь ребёнку реабилитироваться. И только в том случае, если ребёнок абсолютно не продуктивен в общем классе, но хорошо работает один на один с педагогом, может быть, тогда имеет смыл думать о домашнем обучении или каких-то других специализированных методах обучения. Аутизм невозможно вылечить, но его можно довольно успешно компенсировать», – рассказала Жибек Жолдасова.

И не стоит забывать, что кроме аутизма существует ещё множество психических заболеваний, у ребёнка может быть выявлено любое из них. По словам Жибек Жолдасовой, в последнее время участились случаи невротических состояний среди школьников. Но это заболевание лечится довольно легко, и ничего страшного в нём нет.

Есть множество диагнозов, которые может поставить психиатр. Это умственная отсталость. Есть ранние формы шизофрении, у детей также бывают психотические состояния с бредом и галлюцинациями. Существуют также органические расстройства – это осложнения после менингитов, энцефалитов, травм головы. Они могут вызвать повреждение головного мозга, что ведёт к каким-то психическим расстройствам.

Первый и самый важный совет психиатра родителям: быть внимательными к своему ребёнку. Любое вовремя выявленное заболевание легче вылечить, чем запущенное.

А бывает и такое, что ребёнок оказывается намного умнее специалиста / Скриншот Facebook

Цели и задачи деятельности педагога

Основная цель деятельности педагога-психолога в рамках социально – педагогической и психологической службы (СППС) учреждения образования – повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Для достижения этой цели педагогами-психологами учреждений образования решаются следующие задачи:

  • изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
  • пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;
  • реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;
  • своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;
  • ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних;
  • содействие в приобретении обучающимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;
  • оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;
  • создание психологических условий для реализации образовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.).

Документация по воспитательной работе → График работы занятий по внеурочной деятельности

Начальная школа → Технологическая карта по математике 1 класс

Начальная школа → Программа ВД для первого класса «Мои первые проекты»

Положения → Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

school-one.ru

Основные методы работы психолога в школе

Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Но школа это огромный социальный институт. Работая с детьми, психолог проводит консультации с педагогами и родителями.

Рассмотрим основные методы работы психолога в школе.

Кроме уроков психологии, в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа

Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу

Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка).

Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога, составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д.

Консультирование в школе играет не последнюю роль.

Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого — всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.

Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение).

Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.

От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может разобраться в причинах неуспеваемости, агрессивности детей. Вот тут возникает тесная связь с родителями, которым необходимо идти на контакт с психологом. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители?

Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может помочь родителям в выборе и направить к другому специалисту.

Как и в любом учреждении, психолог имеет свои должностные обязанности:

1. Педагог-психолог должен знать: Конституцию Р.Ф. Законы РФ, решения правительства РФ.

2. Педагог-психолог утверждается на должность и освобождается от должности директором школы.

13 стр., 6427 слов

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

… nbsp;          Психологические особенности детей: Дети знают, что люди осуждают пьянство, винят их в том, … и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, … 1).  Какие бывают неблагополучные семьи 2).  Какие бывают дети со своими психологическими      и психопатологическими проблемами, …

3. Педагог-психолог непосредственно подчиняется директору школы, замдиректора по воспитательной работе.

Начинать надо с учителей…

И прежде всего, с начальной школы. Требования к педагогу начальной школы выше, условия работы тяжелее. Но педучилища не дают понимания того, какими сейчас бывают дети, с какими видами сложного поведения придётся работать.

Например, гиперактивность. Гиперактивный ребенок с прекрасно развитым интеллектом легко овладевает знаниями, но в то же время доводит учительницу до белого каления. Не владея никакими методиками, она пытается увещевать родителей. Родители воспринимают это как то, что она хочет переложить на них свою вину (что часто не лишено оснований). Любой анализ или диагностика приводит к расследованию. И тут мы уже переходим в область медицины и начинаем «лечить больной орган». А надо менять ситуацию в целом.

Школьные психологи должны стать тренерами педагогов.

Это не сложней, чем работать с детьми. Более того, если у специалиста с детьми получается, значит и со взрослыми дело пойдет. Но не наоборот.

Когда я обучаю бизнес-тренеров, я советую им хотя бы один раз в год на два часа приходить в школу и проводить игру с детьми. После детей уже никакие советы директоров не страшны.

Посмотри на ребёнка

Ну а если сомнения в адекватности ребёнка всё же возникли, родители сами в состоянии провести наипростейший тест. Попросите малыша нарисовать «лесную школу». Сделать выводы из результата очень просто и логично. Но есть одно существенное «но», которое, по всей видимости, не учла молодая психолог, которая в начале нашего рассказа поставила мальчишке аутизм.

«При проведении теста с ребёнком необходимо общаться, – рассказала Ирина Казанцева. – Спрашивать – а кто это? А что он делает? А почему ты нарисовал именно его? А почему учитель в школе именно такой? А где здесь ты? Выводы сделать очень просто. Если на рисунке изображено всё что угодно, кроме учебного процесса, – у ребёнка нет мотивации к учёбе. Если ваш малыш изобразил себя маленьким на фоне больших хищных зверей-одноклассников – значит, он их боится и чувствует себя изгоем. Если же хищником изображён учитель – всё серьёзно, он боится своего учителя».

Это называется проективная методика. Примерно таким же образом проводится тест на отношения в семье. Попросите малыша нарисовать свою семью. Расположение членов семьи на картинке скажет само за себя. Несколько клеточек тетрадного листа могут означать целую пропасть между, казалось бы, любящим родителем и ребёнком.

Немаловажную роль играет цветовая гамма рисунка. Тёмные грустные цвета говорят о тревожности ребёнка. Стоит выяснить, что его беспокоит. Но для начала проверьте: может все разноцветные карандаши в доме сломаны или потерялись и остался один коричневый, им и приходится рисовать бедному маленькому художнику.

Ещё один очень важный тест: изобразить несуществующее животное. Во время рисования задайте малышу вопросы, которые вас волнуют. Как это животное ведёт себя, когда его обижают? Любят ли его мама и папа? Куда он любит ходить с родителями?

Чаще всего этих трёх тестов достаточно для определения общего психоэмоционального состояния ребёнка. Если некоторые моменты вас встревожили – подойдите к школьному психологу. Он сам проведёт несколько тестов, а если ваши опасения подтвердятся – направит вас к нужным специалистам. Возможно, что проблему можно решить всего лишь сменой деятельности во внеурочное время.

Но бывает такое, когда психолог, наблюдая за детьми, выделил вашего ребёнка и отследил тревожные сигналы. Первым и главным сигналом для любого учителя и психолога является ярко выраженное агрессивное поведение.

Если ребёнок постоянно сидит тихонько в углу и читает – это тоже ненормально. До подросткового возраста малыш просто обязан бегать, кричать, много и шумно играть, придумывать игры или быть вовлечённым в игры других детей. Кстати, враньё – это тоже норма. Маленький человек учится жить в социуме, и главное – правильно объяснить ему, что можно делать, а что нет. И ни в коем случае родители не должны сами при ребёнке обманывать или совершать какие-то непорядочные поступки. Если у ребёнка упала успеваемость, и на уроке математики он «устал», а после звонка стремится побегать по стенам и потолку – пора бить тревогу.

Здесь психолог работает в связке с учителем. А если всё серьёзно, к делу приступает психиатр.

Ребёнок – это личность. Выясните, может ему просто не понравился специалист / Скриншот Facebook

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector