Огэ по информатике (2021)
Содержание:
Какой язык программирования выбрать
Задачи на ОГЭ по информатике даются на 5 языках: Basic, Pascal, C/C++, Python, «КуМир». На экзамене нужно суметь прочитать задачу хотя бы на одном из них.
Basic — устаревший язык и сегодня редко используется для разработки приложений.
«КуМир» — школьный алгоритмический язык академика А. П. Ершова. К этому языку порой относятся с презрением, но для обучения он очень неплох: команды пишутся на русском, что выделяет его из ряда остальных языков и делает более понятным для начинающих. Далёкий от информатики человек поймёт «КуМир» сразу, а первую программу на этом языке напишет уже через неделю.
Pascal разработал швейцарский преподаватель Никлаус Вирт. Если «КуМир» создавался и остаётся обучающим, то Pascal попытались превратить в профессиональный язык. Разработчики двигаются в двух направлениях: язык Delphy и язык Pascal ABC, но сегодня они не популярны. Чтобы легче находить обучающие материалы и единомышленников, лучше выбирать удобный, практичный и популярный язык программирования.
Python — популярный и зрелый язык, который появился в 1991 году. Он умеренно сложен для начального обучения и при этом даёт богатые возможности профессиональным разработчикам.
С++ категорически не подходит для начального обучения. Это популярный, универсальный, современный, развивающийся язык (есть стандарты 2011, 2014, 2017 года), но весьма сложный для школьников.
Так какой язык выбрать
Basic и Pascal — уже непопулярны, С++ сложен для новичка. Остаются Python и «КуМир». Python можно выучить с расчётом на использование в будущем. При этом «КуМир» проще других для изучения и его возможностей достаточно, чтобы сдать ОГЭ.
Поэтому советуем изучать «КуМир» или Python. Если же школьник уже знает Basic, и кроме сдачи ОГЭ у него цели нет, другой язык можно не учить.
Объяснение 1 задания ОГЭ по информатике
1-е задание: «Количественные параметры информационных объектов»
Уровень сложности — базовый,
Максимальный балл — 1,
Примерное время выполнения — 3 минуты.
Объем памяти текстовых данных
- Основная формула для решения 1 задания ОГЭ по информатике:
- Iоб — объем сообщения
- k — количество символов в сообщении
- i — количество бит для хранения 1-го символа
-
Кроме того, может пригодиться формула Хартли:
- N – количество равновероятностных событий,
- i – количество информации (бит) об одном таком событии (минимальное целое число)
- Для решения 1 задания ОГЭ необходимо знать степени двойки:
2 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 210 | 211 |
1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | 256 | 512 | 1024 | 2048 |
Единицы измерения количества информации:
1 Кбайт (килобайт) = | 210 байт = | 1024 байта |
1 Мбайт (мегабайт) = | 210 Кбайт = | 1024 Кбайта |
1 Гбайт (гигабайт) = | 210 Мбайт = | 1024 Мбайта |
1 Тбайт (терабайт) = | 240 байта = | 1024 Гбайта |
1 Пбайт (петабайт) = | 250 байта = | 1024 Тбайта |
Скорость передачи информации
* до 2020 г — это задание № 15 ОГЭ
- Перечислим основные формулы, которые необходимо знать при решении 1 задания ОГЭ, связанного со скоростью передачи информации.
- Скорость передачи информации определяется по формуле:
- измеряется в бит/с
- V — скорость передачи данных
- I — объем (размер) передаваемого файла (сообщения)
- t — время, за которое передается файл (сообщение)
Найдем производные формулы.
Формула нахождения размера (объема) передаваемого файла:
I — размер файла (или объем информации)
V — скорость передачи информации
t — время передачи
* Вместо обозначения скорости V иногда используется q
* Вместо обозначения объема сообщения I иногда используется Q
Формула нахождения времени, требуемого для передачи файла:
t — время передачи
I — размер файла (или объем информации)
V — скорость передачи информации
Для верного вычисления обычно необходимо все значения переводить в следующие единицы измерения:t — секунды (с)I — бит
Пропорциональные зависимости в формулах
В заданиях на нахождение скорости передачи информации или размера файла часто необходимо учитывать пропорциональную зависимость:
-
При увеличении скорости передачи информации (V) в определенное количество раз, время передачи (t) уменьшится в такое же количество раз (при неизменном размере файла).
И наоборот: при уменьшении скорости передачи информации в определенное количество раз, время передачи увеличится в такое же количество раз (при неизменном размере файла).Пример:
V (скорость) была 4 бит/с
t (время) = 2 c
V стала 2 бит/с (уменьшилась в 2 раза)Чему равно t?
Так как V уменьшилась в 2 раза, то t увеличится в 2 раза
Ответ: t = 2*2 = 4 с -
При увеличении скорости передачи информации (V) в определенное количество раз, количество передаваемой информации (I) может быть увеличено в такое же количество раз (при неизменном времени).
И наоборот: при уменьшении скорости передачи информации (V) в определенное количество раз, количество передаваемой информации (I), которое может быть передано, уменьшится в такое же количество раз (при неизменном времени).Пример:
V (скорость) была 4 бит/с
I (размер) = 16 бит
V стала 2 бит/с (уменьшилась в 2 раза)Файл какого размера можно передать, т.е. I = ?
Так как V уменьшилась в 2 раза, то и I уменьшится в 2 раза
Ответ: I = 16/2 = 8 бит
Как выработать стратегию подготовки
Чтобы выработать общую стратегию подготовки, нужно понимать свою цель. Если ученик выбрал ОГЭ как один из несложных предметов — это один план действий. Если школьник хочет глубже изучить информационные технологии — стратегия будет другой.
Стратегия «сдать и забыть»
Подготовиться и сдать ОГЭ по информатике можно без лишних усилий, если ученик не планирует сдавать ЕГЭ по этому предмету или учится в физмат школе. Таким ребятам достаточно прорешать демоверсии КИМов на сайте ФИПИ за последние пять лет и посмотреть видеоразборы заданий, которые выложены в открытом доступе.
Стратегия «изучить и сдать»
Тем, кто увлечён компьютерами и программированием, советуем не просто готовиться к экзамену, а изучать информационные технологии с преподавателем. Расскажем о достоинствах полноценного обучения на примере курса «Фоксфорда».
Информатика включает разные разделы: программирование, алгоритмы, алгебру логики, системы счисления и графы (в школе их называют моделями). Курс подготовки к ОГЭ по информатике в «Фоксфорде» построен так, чтобы ребятам не надоели однотипные задачи экзамена. Мы не повторяем школьный учебник и не скованы федеральной программой, поэтому можем на занятиях писать игры на «КуМире», а для создания анимации падающего тела использовать знания по геометрии и физике. При работе же на языке Python мы не всегда используем готовые библиотеки, а пишем их своими руками. Ученики могут сами испытать удивительное чувство, когда картинки вращаются и шарики летают по их собственному замыслу.
Постепенно мы осваиваем все необходимые темы и подготавливаем почву для отработки заданий ОГЭ. В результате наши ученики знают предмет и умеют решать задачи, которые входят в экзамен.
Школьник не знает, что ему понадобится в вузе и затем на работе, но преподаватель должен его подготовить
На ОГЭ нужно далеко не всё, но немного позже ученики смогут оценить важность знаний и навыков из курса информатики.
Стратегия самостоятельного обучения
Готовиться только к ОГЭ — значит получить разорванное представление о предмете.
Не готовиться к экзамену, а изучать информатику тоже неправильно: будет обидно знать, но не добрать баллов, потому что не набил руку на заданиях.
Увлечённым и самостоятельным школьникам рекомендуем пособия Константина Полякова. Он доктор технических наук, преподаватель из Санкт-Петербурга и разработчик методических материалов по информатике. Его учебники составляют полный пятилетний курс информатики для 7–11 классов. Помимо основных учебников, К. Ю. Поляков написал ещё 4 методички для факультатива по программированию на языке Python.
В дополнение к базовому курсу полезно и интересно заняться программированием компьютерных игр или олимпиадным программированием. Опыт разработки игр и приложений пригодится и после сдачи экзаменов — умелые программисты востребованы во всём мире.
Как устроен экзамен
Экзамен длится 2,5 часа. Работа состоит из двух частей:
- первая — в форме теста. В ней 18 задач, за каждую можно получить 1 балл вне зависимости от сложности;
- вторая — 2 задания, которые выполняются на компьютере и оцениваются максимум в 2 балла. К ним допускают после того, как школьник выполнит первую часть экзамена.
Задания усложняются от первого к последнему, поэтому лучше решать их по порядку. В контрольно-измерительных материалах (КИМ) есть место для решения, которое можно использовать как черновик: написать, зачеркнуть и исправить. После чего окончательный ответ нужно переписать в бланк.
Во второй части в последнем задании № 20 дают два варианта задачи на выбор. Можно решить обе задачи: эксперты засчитают тот ответ, за который школьник набрал больше баллов. Обе задачи среднего уровня сложности, но вариант 20.1 легче — нужно составить программу для робота на русском алгоритмическом языке «КуМир». Времени на ОГЭ достаточно, так что в качестве запасного варианта советуем решить и задачу 20.2.
Демонстрационный вариант задания 20.1
Демонстрационный вариант задания 20.1
Демонстрационный вариант задания 20.1
Демонстрационный вариант задания 20.2
Во второй части ОГЭ можно не только решать, но и проверять своё решение на компьютере — этим нужно непременно пользоваться. После каждых двух строчек кода стоит «прогнать» программу и посмотреть, куда двигается робот.
Полчаса из общего времени на экзамене нужно заложить на перепроверку и запись ответов из черновика в бланк.