Структура, пример и оформление научно-исследовательской работы

Содержание:

Алгоритм проектирования

Как делать исследовательскую работу? Данная деятельность осуществляется по определенному алгоритму. Остановимся на этом вопросе подробнее. Сначала необходимо выбрать тему планируемого исследования. Она должна быть не только актуальной, но и интересной, понятной для самого экспериментатора. Чтобы выяснить, как делать научно-исследовательскую работу, обратимся к рекомендациям, которые даны ФГОС второго поколения. По новым стандартам любая работа должна быть актуальной, содержать цель, задачи исследования. Кроме того, важен предварительный анализ рассматриваемой проблемы, постановка на основе полученной информации гипотезы исследования.

Далеко не все школьники знают, как делать исследовательскую работу, поэтому особое значение имеет надежная поддержка школьника педагогом-наставником. Вместе они должны спланировать, разработать последовательность действий в ходе исследований, подобрать подходящую методику. После того как факты, доказательства, наблюдения будут накоплены, можно приступать к их обработке

Важно усвоить, как делать исследовательскую работу, как правильно ее оформить, представить публике. В случае выявления противоречий, недочетов завершающим этапом станет их устранение

Подробнее остановимся на основных шагах написания самостоятельного проекта.

Оформление статей из сборников – примеры

При оформлении статей из сборников указываются город, в котором издан сборник, издательство, страницы, на которых расположена статья в сборнике. Но при оформлении сборника существуют и свои нюансы, для лучшего их понимания рассмотрим оформление статьи из сборника поэтапно, в качестве примера будем оформлять данную статью (она уже оформлена по требованиям):

Пример правильно оформленной статьи из сборника:

Гильмутдинов А.Р. Влияние физических параметров мяча на проявление эффекта Магнуса в различных видах спорта // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. – Казань: ПГАФКСиТ, 2018. – С. 292-294.

Оформление каждой структурной части статьи из сборника:

  • Гильмутдинов А.Р. – фамилия и инициалы автора (авторов) в именительном падеже, авторы указываются через запятую.
  • Влияние физических параметров мяча на проявление эффекта Магнуса в различных видах спорта – название статьи, указывается полностью, без кавычек с первой прописной.
  • Две косые черты (//) – ставятся для того, чтобы отделить название статьи от названия сборника.
  • Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма – название сборника, указывается полностью, без кавычек, с прописной буквы.
  • Материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (материалы VI Всероссийской научно-практической конференции) – после названия статьи ставится двоеточие и записывается название конференции со строчной буквы в сокращенном варианте.
  • – Казань: – город, в котором был издан сборник, перед городом ставится дефис, при необходимости название города приводится в сокращенном варианте, после города ставится двоеточие.
  • ПГАФКСиТ, – место издания (издательство), после издательства ставится запятая.
  • 2018. – год издания сборника, записывается без слова (год), после года ставится точка.
  • – С. 292-294. – страницы, на которых расположена статья, обязательно перед страницами проставляется знак тире, далее заглавная буква «С», после которой ставится точка и указываются номера страниц через тире, в конце также приводится точка.

Дополнительные элементы в заключении проектной работы

Помимо перечисленных элементов в некоторых положениях, по написанию проектных работ встречаются следующие:

Что было наиболее интересным и запоминающимся при написании проектной работы – в данном структурном элементе заключения автору проектной работы необходимо описать, что для него было наиболее интересным при написании работы и что он запомнил, также желательно указать, что вызвало наибольшие трудности при подготовке проектной работы.

Всё ли из задуманного получилось, если не получилось, то, что именно и в чём состояли трудности – необходимо описать, что из намеченного перед началом работы над проектной работой не было сделано, указать с чем это связано.

Что хотелось бы пожелать, желающим изучать такую же тему проекта как у автора – автор работы должен составить пожелание (обращение) к школьникам и студентам, решившим взять для написания проекта похожую тему, в нём необходимо отразить, что можно изучить более детально, на что обратить внимание, а какие аспекты выбранной темы уже достаточно изучены.

Полностью ли исчерпан интерес к теме у автора проектной работы – описывается собственное отношение автора проектной работы к теме исследования, будет ли он продолжать изучать выбранную тему или же его интерес за время написания проектной работы к выбранной теме угас, если да то, что стало причиной этому.

Данные элементы в заключение включать желательно лишь при наличии такого требования в пособии или методических указаниях. Ещё одним отличием данных частей заключения является то, что они должны быть написаны от первого лица – автор высказывает собственное мнение.

Оформление книг (учебные пособия, учебники, монографии)

При оформлении книг, таких как учебники, монографии, учебные пособия, необходимо указывать набор определенных характеристик книги, по которым, при необходимости, можно найти указанную книгу:

Фамилия имя и отчество автора (авторов), при этом фамилия указывается полностью, имя и отчество – инициалами, авторы перечисляются через запятую. Если авторов более 3-х, то отмечают первых 3-х, затем пишется «и др.».
Название книги – пишется полностью, с первой прописной, без кавычек.
Тип книги – после названия книги ставится двоеточие (:) и указывается тип книги:

  • учебник;
  • монография;
  • учебное пособие (в списке литературы сокращается: учеб. пособие).

Место издания (город), перед которым ставится тире (–), некоторые города необходимо сокращать:

  • Москва (М.);
  • Ленинград (Л.);
  • Санкт-Петербург (СПб.);
  • Нижний Новгород (Н. Новгород);
  • Ростов-на-Дону (Ростов н/Д.).

Более никакие города не сокращаются, их необходимо писать полностью.

Издательство – после города, в котором была издана книга, ставится двоеточие и указывается издательство, оно пишется с большой буквы, по возможности, название издательства сокращается до аббревиатуры, например:

  • Кубанский государственный университет (КубГУ);
  • Агентство международных исследований (АМИ).

Год издания – после издательства ставится запятая, указывается год, когда была издана книга.
Количество страниц – после года ставится точка, затем тире и указывается общее количество страниц в книге, затем ставится буква «с.», обозначающая количество страниц.

Основные элементы при оформлении книг в проектной работы

Дополнительными элементами при оформлении книги могут быть:

  • том (указывается после названия книги, если есть переводчик или книга издана под редакцией, то после данных элементов);
  • переводчик (указывается после названия книги, например, / Пер. с англ. О.П. Бокова, инициалы переводчика указываются перед фамилией);
  • под редакцией (указывается после названия книги, например, / Под ред. И.В. Светловой, инициалы переводчика указываются перед фамилией).

Оформление полученных результатов

Теперь поговорим о том, как делать заключение в исследовательской работе. Результаты проведенных расчетов должны быть оформлены в виде таблиц, к каждой из них прилагается вывод. В заключении школьник отмечает соответствие полученных в ходе работы итогов с гипотезой, поставленной им в начале своей деятельности. Юный исследователь должен показать в итоге свою позицию относительно тех результатов, которые ним были получены.

Например, заключение может иметь следующий вид:

«Гипотеза, поставленная в работе, подтвердилась полностью. При проведении экспериментальной части работы удалось методом йодометрии вычислить количественное содержание аскорбиновой кислоты в исследуемых образцах чая. Полученные результаты свидетельствуют о том, что Иван-чай по праву можно считать «кладовой» витамина С».

Оформление результатов научного исследования

Для большей наглядности результаты опытов, данные экспериментов и наблюдений лучше всего отобразить графически. Использование графиков, схем, диаграмм, гистограмм и таблиц позволяет быстро оценить и сравнить нужные величины. Графический материал должен дополнять текст работы, иметь сквозную нумерацию и письменное пояснение к каждому объекту.

При подготовке научной статьи или диссертации графический материал часто компонуют и оформляют в отдельное приложение. Иллюстративный материал к научной работе часто ложится в основу презентации для ее защиты.

Общие рекомендации к оформлению

От оформления результатов научного исследования во многом зависит эффект, который произведет работа на ее читателя или слушателя (преподавателя, студента, аспиранта, рецензента, сотрудника НИИ, ученого, разработчика). Оно должно отвечать следующим требованиям:

  • грамотность (стилистическая, орфографическая, пунктуационная);
  • достоверность, точность формулировок и четкость структуры;
  • наглядность, выраженная схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками, прочими изображениями;
  • доступность изложения материала для лиц, являющихся потенциальными пользователями предложенных идей и методов.

Желательно избегать длинных предложений и сложных оборотов. Обязательно объясняйте профессиональные термины, которые могут быть непонятны читателю.

Допускается использование только общепринятых сокращений. При необходимости введения специфических сокращений они расшифровываются автором (исследователем) в специальном перечне.

Порядок оформления работы

Как должна быть построена исследовательская работа?

  • На титульном листе указывается ее название, информация об авторе, научном руководителе, место выполнения исследования.
  • Далее идет оглавление, в котором перечисляются все разделы, подразделы, приложения, библиографический список.
  • Во введении, объем которого не должен превышать двух страниц, указывается актуальность работы, ее цель, задачи, объект, предмет исследования, гипотеза.
  • Далее идет литературный обзор, подбор методики, экспериментальная часть.
  • Завершающим разделом исследовательской работы является заключение.
  • Обязательным является наличие списка литературы, ссылки на которые присутствуют в самой работе.
  • Каждое приложение размещают на отдельном листе, указывают его название. Поля зависят от требований того конкурса или конференции, на которых представляется работа.

Актуальность исследований и проектов

В качестве одного из возможных путей формирования позитивного отношения к повышению интеллектуального уровня федеральные государственные стандарты второго поколения рассматривают проекты и исследования. Необязательно быть именитым ученым для того, что проводить собственные эксперименты. Школьники под руководством опытного наставника вполне могут делать свои первые научные открытия, обучаясь в начальной школе, среднем или старшем звене.

Современное общество предъявляет собственные требования к уровню подготовки выпускников. Одним из таковых является их способность к самостоятельности, реализации творческих способностей, критичности мышления, полноценной работы с информационными источниками.

Оформление паспорта проектной работы выполненного как обычный текст

Данный способ оформления паспорта проектной работы предполагает представление паспорта проектной работы, как один из разделов проекта, что предполагает его единообразное с ними оформление.

Особенности оформления паспорта проектной работы как обычный текст:

  1. Поля должны соответствовать полям в работе.
  2. Размер шрифта, интервал могут отличаться (если объём паспорта превышает 3 страницы):
  • интервал может быть 1 (одинарный);
  • размер шрифта можно уменьшить до 12 pt.

Страницы не нумеруются.
Названия структурных элементов паспорта необходимо выделить полужирным начертанием.
Курсив и подчёркивание для выделения текста не применяются, так же, как и выделение цветами (цвет текста только чёрный).

Представим поэтапное оформление паспорта проектной работы, выполненного как обычный текст:

  1. Оформление заголовка (названия) такое же как у заголовков введения, заключения, списка использованных источников и приложений, которые присутствуют в работе т.е. оформление заголовка паспорта должно в точности соответствовать оформлению указанных ранее заголовков структурных элементов проекта.

Стандартное оформление заголовка паспорта проектной работы:

  • шрифт: Times New Roman;
  • размер: 14 pt;
  • интервал: перед и после 0 pt, межстрочный 1,5;
  • начертание: необходимо выделить полужирным, курсив и подчёркивание не применяется;
  • выравнивание текста: по центру;
  • регистр букв: прописные (заглавные);
  • переносы в тексте: запрещены.

Оформление основного текста паспорта работы.

Текст в паспорте проектной работы, выполненном как обычный текст оформляется с теми же требованиями, которые предъявляются ко всему проекту.

Как оформляется текст проектной работы можно ознакомиться на странице: «Как оформить проектную работу».

Значимость самостоятельных исследований

Индивидуальные исследования стимулируют деятельность, направленную на решение проблемы. Для того чтобы сделать научно-исследовательскую работу, ребята используют знания из различных научных областей. Выполнение экспериментов позволяет объединять практические действия с академическими знаниями. У каждого человека есть возможность в ходе такой деятельности реализовать свои возможности, использовать свой опыт и знания, показать другим людям собственную компетентность. В процессе этого осуществляется взаимодействие учителя и юных ученых, привлекаются консультанты из разных сфер деятельности.

Как должна выглядеть научно-исследовательская работа

Но общие обязательные требования прописаны в ГОСТе 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления (с Поправкой)».

В зависимости от типа НИР будет меняться и ее структура. 

В течение периода обучения в обязательном порядке выполняются следующие виды научных работ:

  • Курсовая работа.
  • Дипломная (выпускная квалификационная) работа.
  • ФГОС некоторых специальностей и направлений подготовки предусматривает выполнение научно-исследовательской работы.

В таблице представлены ключевые структурные элементы содержания научных работ.

Таблица 1. Сравнительная характеристика структуры научных работ в зависимости от их типа

Курсовая работа 

Дипломная (ВКР) работа

Научно-исследовательская работа

Титульный лист

   

список исполнителей с перечнем должностей

 

Реферат

 

задание к дипломной работе (план-график выполнения)

 
   

термины и определения;

   

сокращения и обозначения (необязательный пункт);

Введение

Основная часть*

*(включает от 3 до 6-7 вопросов);

*состоит из 3 глав

 

Заключение;

Список использованных источников

Приложения**

** может не быть

   

Очевидно, что в зависимости от типа научного труда ее структура несколько меняется, но есть и общие элементы.

Понять, что перед нами отлично выполненная научная работа можно по следующим признакам:

Правильная и злободневная тема работы – понятно сформулированная, соответствующая определенной области знаний, представляющая определенный интерес в текущее время.
Исключительность научных изысканий – никто прежде не должен производить именно таких же исследований, именно таких же расчетов, иначе в представленном труде нет ни смысла, ни ценности.
Важность и своевременность – в НИР должно быть ясно и однозначно прописано, для чего необходимо решать проблему, обозначенную в актуальности, что это даст обществу, экономике, предприятию или людям.
Приемлемый объем – определяется типом НИР, ее сложностью и уровнем исполнения.
Правильная формулировка целей и задач – это обязательная часть введения любой научной работы; если это написано правильно, то велика вероятность того, что и конечный итог будет на высоком уровне.
Иллюстративное сопровождение – по содержанию рисунков и таблиц можно сразу понять, каков уровень проекта; интересные схемы, небанальные таблицы говорят о том, что автор ответственно подошел к своему труду, сделал проект понятным и ярким. 
Развернутая основная часть – даны все теоретические понятия исследования, приведен и обоснован инструментарий, раскрыт порядок расчетов и даны их результаты, проведен полный анализ ситуации, сделаны выводы и даны рекомендации.
Последовательность работы – логика изложения материала ясна и понятна, теория обосновывает практику, сначала приведен инструментарий, потом показано, как он применяется, далее проводится анализ недостатков и рекомендации по их устранению.
Вычитанное и выверенное заключение – содержит основные выводы и рекомендации, прочитав заключение, становится понятной суть работы, оно хорошо структурировано и может служить основой для доклада при презентации результатов труда.
Обширный список использованных источников – отражает всю панораму поисков и работы автора, включает разнообразные актуальные издания как на бумажных носителях, так и электронные.

Методика и материал исследования

Пример оформления научно-исследовательской работы в этой части содержит указание на район, где собирались данные, даты сбора материалов, сведения о том, кем проводилось наблюдение, перечисляются его объекты. Если речь идет об экспериментальной работе, следует обязательно указать место ее проведения.

Под методами исследования подразумеваются те способы и приемы, к которым прибегает автор в своей работе. Они зависят от поставленных задач и выступают в качестве инструментов в деле добывания фактического материала. Среди таковых можно выделить методы, относящиеся к общим (в виде наблюдения, сравнения, измерения, моделирования, синтеза, анализа, эксперимента, анкетирования, тестирования, интервьюирования) и другим (частного характера), которые применяются при лишении лишь узкого круга задач.

Чем отличаются метод и методика? Эти понятия вы встретите в любом примере оформления исследовательской работы. Последняя касается проведения диагностики и способов обработки данных, а также поясняет результат. Если методика — не авторская (описание ее содержится в имеющейся литературе), подробного изложения сути не требуется. Достаточно ограничиться ссылкой на соответствующий источник. В случае же внесения в нее изменений они должны быть подробно описаны с обоснованием данной необходимости. То же самое относится и к целиком оригинальной методике.

Подробный анализ наполнения каждой главы

На первом титульном листе указываются данные об авторе и научном руководители (ФИО, место учебы или работы, регалии), тема работы, дату и время ее написания. Тема – это лицо работы, краткое и содержательное. Обычно не более 7-10 слов, выражающих основную идею или главнейший вывод.

Например, «Полноценный завтрак повышает успеваемость у школьников в течении дня».

В введении обозначается важность и актуальность научной работы. Автор доказывает, то его исследования своевременны, имеют значение для науки и пригодны к использованию для развития или улучшения определенных условий

Здесь же формулируется объект и предмет исследования, разводятся персоны и явления, процессы. Прослеживаются их связи. Дается список и характеристики используемых методов, методик и процедур.

Например, цель: проверить как полноценный завтрак влияет на успеваемость школьников в течении учебного дня. Задачи:1. Провести опрос среди школьников и выяснить какое количество завтракает, чем. 2. Разделить учеников на две контрольные группы и четко объяснить им правило исследования. 3. Обработать результаты, сравнив успеваемость двух групп в течении контрольного периода. 4. Подтвердить выводы мнениями докторов, педагогов и других значимых людей.

Основная часть раскрывает выбранную тему и максимально проясняет все моменты исследования. Количество глав чаще всего равно количеству задач. В каждой раскрывается отдельный вопрос и описывается результат кратко. Более полная информация находится в приложениях. Здесь описываются условия проведения исследования, методики выборки результатов и способы формирования благоприятной среды для этого.

Как наполнить смыслом научно-исследовательскую работу?

Отдельно можно выделить обязательные главы или части. «характеристика места исследования»- описание учебного или общественного заведения, черты или особенности (возраст, мировоззрения, субкультура), объединяющие все группы учащихся, участвующих в экспериментах. «Материал для исследования» — это, как бы цинично не звучало – люди, научные данные по теме и результаты. Все требует детально описания и объяснения, почему выбраны именно они, чем хороши.

Обязательный навык исследователя – умение работать с литературой по изучаемой теме, которая доказывается грамотным анализом, подборкой цитат. Как правило эта глава становится последней, подтверждающей полученные результаты или просто проясняющей, какие законы медицины, науки и прочего обеспечили такие результаты.

Заключение, своеобразная выжимка всей нелегкой работы. Здесь делаются выводы и подводится итоги выводов может быть несколько, согласно количеству задач или этапов исследования. В них формулируются открытия или достижения, выявленные в ходе работы. Итог же бывает только один, он подтверждает цель и раскрывает ее.

Например: данное исследование подтвердило, что школьники получавшие полноценный завтрак (каша, омлет с овощами и мясом, большой бутерброд с сыром, мясом и стакан чаю и прочее) учились в течении всего учебного дня более успешно, получали высокие оценки, отвечали внимательно. Группа же, отказавшаяся от завтрака полностью или большею частью, (только чай, кусок колбасы, газировка) отвлекались на уроках, были рассеяны, хуже усваивали материал и получили больше неудовлетворительных оценок.

В заключении же автор может дать рекомендации читателям или ответственным лицам, исходя из полученных результатов. Отдельной главой заключения могут быть выделены, так называемые, побочные результаты. Это открытые закономерности или процессы, которые тесно взаимосвязан с изучаемыми и скрыто влияющие на чистоту результата. Так при изучении завтрака может быть выявлена самая оптимальная еда, половые различия в выборе завтрака, роль сладкого, колебания настроения в зависимости от степени насыщения и голода.

В списке литературы указываются все упомянутые или процитированные источники с выходными данными, допускается использование интернет ресурсов, с указанием точных ссылок.

Требования к тезисам

Остановимся на вопросе о том, как делать тезисы по исследовательской работе. В них должна быть отражена основная мысль исследования. Помимо сведений об авторе, научном руководителе, в них указывают цель, задачи, особенности работы, ее актуальность, а также отмечают те результаты, которых удалось достигнуть, выделяются перспективы продолжения работы.

В качестве примера приведем выдержку из тезисов, связанных с количественным определением содержания аскорбиновой кислоты в Иван-чае.

  • Автор провел сравнительный анализ органолептических характеристик и количественного содержания аскорбиновой кислоты в черном чае и Иван-чае, выявил основные преимущества «русского» напитка перед иностранным.
  • Методы, использованные автором: литературный образ, йодометрия (титриметрический анализ), статистическая обработка результатов.
  • Результаты работы. Удалось провести сравнительный анализ органолептических и химических свойств Иван-чая и классического индийского напитка, выявить их сходные и отличительные параметры, подтвердить поставленную гипотезу.
  • Заключение и возможные пути развития. Учитывая суровые климатические особенности нашего региона, актуальным является употребление населением продуктов с повышенным содержанием витамина С. Иван-чай по праву можно считать «кладовой» витамина С, напитком, позволяющим укреплять иммунитет, улучшать процессы кроветворения, уменьшать интоксикацию при онкологических заболеваниях.

3.Определение гипотезы.

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
    * быть проверяемой;
    * содержать предположение;
    * быть логически непротиворечивой;
    * соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так как…»; «при условии что…», т. е

такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей

Как должна выглядеть научно-исследовательская работа

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:

  1. Грамотно сформулированная тема – не слишком обширная область, интересная и востребованная в текущее время.
  2. Оптимальный объем – зависит от уровня сложности проекта, школьникам будет достаточно 20-30 страниц, студентам 50-100 страниц.
  3. Уникальность материала – ранее ни один из авторов и специалистов не должен проводить такое же исследование, иначе в нем нет никакого смысла и ценности.
  4. Высокая актуальность – Нир четко выражает значимость темы, зачем автор взялся за разрешение определенной проблемы.
  5. Наличие целей и задач – если они прописаны и понятны, становится интересной и сама работа учащегося.
  6. Проработанная основная часть – здесь раскрыта тема и проблема внутри нее, промежуточные результаты исследования, эксперименты, опыты и наблюдения, предварительные прогнозы и выводы.
  7. Логичность работы – весь материал теории и практики структурирован и идет в правильной последовательности.
  8. Проработанное заключение – автор приводит заключения и вывод по проделанной деятельности, указывает преимущества своего проекта, предлагает рекомендации и дальнейшие пути в решении задач.
  9. Достаточный библиографический список – здесь представлены правдоподобные, свежие и авторитетные источники информации.
  10. Наличие наглядных материалов – все графики, таблицы, схемы, диаграммы и иллюстрации помогают в защите проекта, делают проект понятным для читателя и аудитории слушателей.

Пример НИР для студентов

Научно исследовательская работа пример для студентов:

Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.

Образец НИР для школьников

Научно исследовательская работа пример для школьников:

Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector