Структура дипломной работы в 2021 году

Содержание:

Почему важно различать объект и предмет исследования

Точное формулирование объекта и предмета исследования является одним из самых сложных аспектов написания введения к курсовой или дипломной работе

Это связано, в первую очередь, с тем, что преподаватели в вузах редко уделяют должное внимание правилам и принципам оформления исследовательских работ. В результате студенты не до конца понимают, что именно от них требуется

При этом ошибки, которые, по мнению научного руководителя или аттестационной комиссии, допустил студент, обычно оказывают серьезное влияние на итоговую оценку

Поэтому важно научиться различать объект и предмет исследования, а также понять, как они соотносятся и как взаимосвязаны. 

Какие существуют методы

Есть 2 большие категории методов:

  1. Общие. Их можно применять в любой отрасли и науке, при любой теме исследования;
  2. Частные. Они используются в определенной сфере.

Общенаучные методы

Общенаучные используются давно и подходят для любых теоретических разработок и практических экспериментальных проектов. С их помощью вы можете обработать источники информации, документы, данные, полученные эмпирическим путем, статистические сведения.

Рассмотрим несколько универсальных вариантов. Их можно разделить на теоретические и эмпирические.

Теоретические

 

Метод

В чем заключается

1

Анализ

Объект раскладывают на части, а затем последовательно описывают. Вначале характеризуют частные положения, а затем, опираясь на них, изучают основные принципы

Очень важно детально рассматривать и разбирать факты и явления.

2

Синтез

Здесь важно характеризовать объект исследования путем описания связей и зависимостей каждой из его частей. Главный принцип — обобщение и соединение.

3

Сравнение

Здесь предполагается, что вы будете сопоставлять предметы или явления и искать их сходства и различия.

4

Индукция

Предполагает изучение частных фактов и положений, которые приводят к общей мысли

Чтобы сделать заключение о качестве или признаках какого-то множества, не нужно изучать все множество. Достаточно изучить какую-то показательную их часть.

5

Дедукция

Работает противоположным индукции способом. Есть какая-то общая мысль, и чтобы ее изучить, нужно вывести из нее частные положения.

6

Аналогия

В его основе лежит перенос известных сведений о предмете на пока не изученные предметы.

7

Конкретизация

Объекты рассматриваются и изучаются в реальных условиях существования.

8

Абстрагирование

У каждого объекта есть основные и второстепенные признаки, свойства, качества. Абстрагирование исключает второстепенные, чтобы сконцентрироваться на основных.

9

Моделирование

Явлению или предмету ищут аналог, но обязательно с отличительными признаками оригинала.

10

Классификация

Суть его в том, чтобы распределить предметы и явления по группам. В качестве критерия распределения нужно брать общий признак или отдельный показатель.

11

Системный анализ

Объект или предмет оцениваются как система. Учитываются все факторы, которые на них влияют.

А теперь обратимся к эмпирическим

 

Метод

В чем заключается

1

Формализация

Это когда вы передаете структуру или сущность объекта знаками: схемами, формулами и математическими символами.

2

Эксперимент

Создаются искусственные условия, в которые помещается объект. В ходе его нахождения в этих условиях фиксируются результаты. Перед началом эксперимента не забудьте составить четкий план.

3

Наблюдение

Данные об объекте изучения собираются с помощью различных органов чувств. Чтобы данным можно было доверять, позаботьтесь о выполнении всех необходимых для этого условий.

4

Изучение док-ов

Это дополнительный способ узнать больше о предмете, получить ранее неизвестную информацию.

5

Измерение

Суть измерения — получение различных цифровых данных, выражающих различные качества объекта исследования.

6

Опрос

То же, что интервью и анкетирование. Характерен для гуманитарных дисциплин. Проводится устно или письменно.

Частные методы

Частные — это те методики, которые характерны для отдельной специальности. Обычно они прописываются в методических рекомендациях, учебных пособиях и находятся на кафедре или у научного руководителя. Именно с их помощью получают наиболее качественные данные.

Рассмотрим 3 дисциплины и характерные для каждой из них методы.

Экономика. Исследовать эту дисциплину лучше всего с помощью:

  • анализа (нормативного, позитивного, статического и др.);
  • экономико-математического моделирования;
  • построения экономических гипотез.

Филология. Лучше поддается исследованию при помощи:

  • анализа (мотивного, дистрибутивного, дискурсного и др.);
  • лингвистического эксперимента;
  • дихотомии;
  • контент-анализа;
  • трансформационного синтеза и анализа;
  • лексикографической статистики и др.

Педагогика и психология. Изучается легче, если:

  • изучать результаты творчества учеников;
  • брать интервью, организовывать беседы;
  • создавать включенное наблюдение;
  • организовывать тестирование и анкетирование и др.

Как написать объект и предмет

Введение отражает суть исследования. Для оформления одного из главных разделов дипломной работы следует руководствоваться методическими указаниями конкретного учебного заведения. Структура вводной части содержит следующие аспекты:

  • актуальность темы;
  • цель;
  • задачи;
  • объект;
  • предмет.

Объем текста с описанием объекта и предмета дипломной работы, как правило, составляет половину страницы формата А4 печатного текста. Допускается оформление данного блока вводной части в виде отдельного пункта с подзаголовками «Объект/предмет дипломной работы». Также можно выделить тематический материал с помощью обособленных абзацев. В первую очередь следует обозначить объект исследования, а затем — предмет.

Некоторые студенты стараются написать введение с указанием основных параметров работы, включая объект и предмет, до того, как сформирована основная часть диплома. Однако в процессе научных изысканий может оказаться, что исследование выходит за рамки, установленные в самом начале работы. В этом случае придется исправлять вводную часть. Наиболее эффективным решением станет составление плана, согласование его с научным руководителем, написание основных глав дипломной работы, составление введения на основе имеющихся данных.

Шаблонные фразы и клише

Грамотно сформулировать и изложить мысли студентам при написании дипломного проекта помогут стандартные фразы. Речевые клише используются повсеместно для того, чтобы облегчить процесс написания текста и структурировать логику работы. Вот несколько примеров фраз, которые целесообразно использовать при написании вводной части диплома, включая описание объекта и предмета исследования:

На начальных этапах исследование интересно по нескольким причинам…;
Первостепенное значение для достижения цели дипломной работы имеет…;
Изучение..

служит исходным моментом в исследовании…;
В качестве исходного пункта в аналитической части работы обоснованно используется …;
Основные концептуальные положения теории позволили исследовать…;
Новая область изысканий представлена…;
Предмет исследования привлекает внимание в аспекте проблематики дипломной работы по причине…;
Предметы работы наиболее эффективно отражают специфику объекта исследования…. Взяв на вооружение грамотно сформулированные клише, студенту будет намного проще изложить свои мысли научным языком

Грамотная формулировка информации позволит максимально точно донести суть дипломного проекта до аттестационной комиссии. Такой критерий, как четкое и лаконичное изложение проблематики, целей, задач, объекта и предмета, служит залогом успешной защиты диплома

Взяв на вооружение грамотно сформулированные клише, студенту будет намного проще изложить свои мысли научным языком. Грамотная формулировка информации позволит максимально точно донести суть дипломного проекта до аттестационной комиссии. Такой критерий, как четкое и лаконичное изложение проблематики, целей, задач, объекта и предмета, служит залогом успешной защиты диплома.

Понятие о предмете работы

Предмет курсовой – это сфера науки, которую затрагивает работа, а именно конкретный путь изучения темы без лишних действий и информации. Если объектом курсовой считается тема исследования и все то, что студент будет описывать и рассматривать в написании курсовой, то предметом является более конкретное понятие. Объект – это то, что планируется изучать, а предмет – часть исследования. Чтобы понимать, как выделить предмет, возьмем пример жизни студента. Предметом студенческой жизни может считаться:

  • учеба в ВУЗе;
  • работа;
  • питание в кафетерии;
  • развлечение в заведениях;
  • домашние хлопоты.

Исходя из этого, можно понимать, как определить предмет и объект в любом деле, кроме курсовой работы. Объект – это кусочек жизни студента, очерченный границами и рамками какой-то тематики, предмет – это любая часть объекта. Отсюда можно сделать вывод, что определение объекта – самый сложный этап, если студент не очертит рамки объекта, впоследствии могут возникнуть трудности с формулировкой предмета.

Основные ошибки при написании

Тщательно проверьте, чтобы все обязательные элементы введения в нем присутствовали, не повторяя друг друга. Чтобы не возникло путаницы, внимательно изучите различие цели и задач, объекта и предмета, темы и цели, актуальности и цели.

Второй важный момент – не пишите лишнего. Помните, что введение не повторяет основную часть, а описывает исследование, дает ему методологическую характеристику. Содержание глав отображено буквально в 2-3 предложениях. 

В-третьих, обратите особое внимание на оформление текста, сверьте каждую точку, прописную букву, каждую мелочь вплоть до количества строк на последнем листе (текст должен выглядеть красиво). Помните, именно введение будет представлять всю вашу работу, по нему судят о качестве дипломного проекта в целом

Если введение оформлено неправильно, диплом получает жирный минус и отправляется на доработку. 

Об объекте и предмете исследования

Тема дипломной работы, как правило, предлагается научным руководителем. Обычно ее можно уточнять или править. Если такая возможность есть, необходимо ею воспользоваться.

Тема должна содержать цель, определять объект и ориентироваться на то, что именно составляет предмет исследования.

Как только тема сформулирована, цель поставлена, объект выбран и определен предмет, любая отсылка сродни «мы это не изучали или не проходили» неприемлема.

Дипломник, как космический корабль, выбрав орбиту, не может ее покинуть. По физическим законам это невозможно, а если есть сомнения, следует их развеять и в работе над исследованием больше ни на что не отвлекаться.

По общему мнению, которое разделяет дипломная комиссия, объект — это пространство, а предмет — это точка зрения или область в этом пространстве. Цель формулируется в пределах точки зрения и области, составляющих предмет исследования. Обычно она состоит из нескольких взаимосвязанных задач.

Цель и задачи исследования должны характеризоваться актуальностью и уникальностью.

Частные научные методы исследования в дипломе

Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала, сбора и обработки информации, проведения экспериментов.

Пример частных методов исследования в дипломной работе

Экономика Педагогика, психология Филология
  • Анализ: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический.
  • Экономико-математическое моделирование.
  • Метод финансовых коэффициентов.
  • Сценарный метод прогнозирования экономических явлений.
  • Метод единства исторического и логического.
  • Построение экономических гипотез.
  • Метод «при прочих равных условиях».
  • Изучение продуктов творчества учеников.
  • Интервью.
  • Беседа.
  • Изучения групповой дифференциации.
  • Включенное наблюдение.
  • Педагогические контрольные испытания (тестирование).
  • Анкетирование (опрос).
  • Ранжирование.
  • Шкалирование.
  • Регистрация.
  • Анализ: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический.
  • Лингвистический эксперимент.
  • Биографический метод.
  • Контент-анализ.
  • Лексикографическая статистика.
  • Дифференциальный анализ оппозиций.
  • Нарративный метод.
  • Дихотомия.
  • Трансформационный синтез и анализ.
  • «Конкретное литературоведение».
  • Семиотический метод.

Пример описания методов исследования в ВКР

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам, чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности, что может повлечь за собой неверные выводы. Поэтому при перечислении использованных в дипломной работе методов, особенно частных, желательно обосновать их выбор – уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования.

Особые требования

Чтобы правильно написать введение для диплома, надо обязательно провести анализ источников исследования. Обычно он сводится к краткому (5–15 предложений) резюме уже имеющихся в науке наработок других авторов и к выводу о недостаточной изученности предмета или о необходимости подхода к решению проблемы с использованием современных методологий.

Если в требованиях кафедры (как правило, это касается дисциплин, связанных с экономикой, маркетингом, социологией) значится подробный анализ, то в него сначала включается блок с рассмотрением источников первичной информации, которые подразделяются на внешние и внутренние. Затем отдельно пишется обзор научных исследований. Оценка материалов внутри групп проводится по хронологическому принципу.

Введение в диплом не должно содержать прямых цитат из основной части и детальных справочных сведений: определений, подробной характеристики объекта исследования и т. д.

Актуальность дипломной работы

Поскольку вам в первую очередь нужно будет обосновать актуальность своей работы, разберёмся, что же это такое.

Актуальность – это современность и жизненность рассматриваемой темы. Обосновывая актуальность, вы должны привести аргументы в пользу того, почему ваше исследование необходимо, показать, что исследование представляет интерес для современного общества.

Если вам сложно определить актуальность выбранной темы самостоятельно, попросите помощи у научного руководителя: он подскажет в каком направлении нужно мыслить.

Описание актуальности темы ВКР может занять пол страницы или более, но старайтесь не расписывать этот момент слишком пространно.

Как оформить рисунки в дипломе?

Графики и диаграммы тоже оформляют по определённым правилам.

  1. Рисунки тоже все нумеруются и озаглавливаются, но, в отличии от таблиц, номер и подпись ставится под рисунком.
  2. Графики и диаграммы оформляют в одном стиле и в одной цветовой гамме. Например, если вы первую диаграмму привели плоскую, вам не стоит вторую делать объёмную.
  3. На графиках и диаграммах нет смысла размещать много плохо читаемого текста. Лучше по возможности сократить текст, а информацию вынести в описание или в Приложение.
  4. Диаграммы и графики не должны быть слишком мелкими – на них будет невозможно что-то рассмотреть. Но и делать излишне крупные рисунки, чтобы «растянуть» объем работы, не следует: преподаватель, скорее всего, попросит вас исправить это.
  5. Рисунки лучше выравнивать по центру страницы.

Если в практической части накопилось слишком много материала, часть его следует вынести в Приложения. Не забудьте сделать на это ссылку в тексте.

В целом же правильно оформленное исследование может вызвать приятный отклик у проверяющих работу. Поэтому не ленитесь и поработайте над его оформлением.

Этапы введения для дипломной работы

Изложите общую тему и дайте некоторую предысторию
Предоставите обзор литературы по теме
Определите термины и объем темы
Опишите текущую ситуацию
Оцените текущую ситуацию (преимущества / недостатки) и выявите пробелы
Определите важность предлагаемого исследования
Сформулируйте проблему / вопросы исследования
Укажите цели и / или задачи исследования
Сформулируйте гипотезы
Обозначьте порядок информации
Опишите методологию

Топ 5 советов по написанию введения для дипломной работы

Определите своих читателей

Прежде чем даже начать свое первое предложение, задайте себе вопрос, кто ваши читатели. Ваш первый и самый важный читатель — это ваш преподаватель, оценивающий вашу работу, и люди, в конечном итоге ответственные за получение вами диплома. Вы также должны учитывать читателей вашей дипломной работы, которые не являются специалистами в своей области. Написание для них простым языком поможет вам быть максимально ясным для понимания ими, что сделает вашу тему более понятной для них.

Захватите читателя и привлеките его внимание

Первое предложение имеет решающее значение. Оглядываясь назад на свое собственное исследование, сколько статей вы пропустили только потому, что, прочитав первые несколько предложений, они не смогли привлечь ваше внимание? Обычно начинают с вопроса или цитаты, но эти типы крючков стали использоваться слишком часто. Лучший способ начать свое вступление — это широкое и интересное предложение, которое плавно переходит в ваш аргумент. Кроме того, если начать с более широкого заявления, это понравится более широкой аудитории. Подумайте, для кого эта тема предназначена, а затем подумайте о чем-нибудь, что привлечет их внимание. Составьте список того, что интересно по вашей теме. Есть ли какие-либо текущие события, к которым он относится, или связанные с ним споры, которые могут быть интересны для вашего представления? Начните с широкого, а затем сузьте до конкретной темы и ваших мыслей в тексте

Предоставьте соответствующую информацию

Хорошее введение также должно содержать достаточно справочной информации, чтобы читатель мог понять смысл и аргументы. Объем необходимой справочной информации будет зависеть от темы. Информации должно быть достаточно, чтобы не тратить на нее слишком много времени в основной части диссертации, но не настолько, чтобы она стала неинтересной.

Дайте читателю общее представление

Сообщите читателю, какова цель исследования. Обязательно укажите следующие моменты:

  • Кратко опишите мотивацию вашего исследования (если вы еще не сделали этого в первом предложении)
  • Опишите тему и объем вашего исследования
  • Объясните практическую значимость вашего исследования
  • Объясните научную ситуацию, связанную с вашей темой — вы можете включить наиболее важные научные статьи и кратко объяснить их и то, как они связаны с вашим исследованием

Предварительно просмотрите ключевые моменты

Введение в вашу дипломную работу должно предвосхитить то, что будет дальше, и заинтересовать читателя достаточным пониманием ключевых моментов, но все же оставьте лучшее для основной части. В то время как основная часть вашего смысла объясняет основной аргумент, вы можете перейти к его изложению, кратко упомянув несколько основных вспомогательных деталей.

Часто задаваемые вопросы при написании введения для дипломной работы

В чем секрет написания отличного введения к дипломной работе?

Не существует единого способа написать введение, которое всегда будет работать для каждой темы, но эти советы помогут вам написать отличное введение:

Определите свою читательскую аудиторию
Привлечь внимание читателя
Предоставьте соответствующую информацию
Предварительно ознакомьтесь с ключевыми моментами

Объект исследования в дипломной работе

Определившись с предметом исследования, студент должен перейти к объекту дипломной работы. В восприятии большинства учащихся объект и предмет – это очень близкие по смыслу понятия. Однако подобное восприятие данных элементов введения в корне неверно. В качестве объекта исследования рассматривается та часть практики или научного знания, которая подлежит изучению.

При этом всегда нужно помнить, что объект и предмет как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования всегда находится в границах объекта.

В качестве объекта исследования могут выступать, например:

  1. индивиды, социальные группы, социальные институты, включенные в социально-культурную деятельность;
  2. явления и процессы духовной жизни, связанные с вовлечением отдельных людей или разных групп населения в мир культуры;
  3. правовые институты, правовые явления;
  4. экономические явления, экономические процессы и т.д. и т.п.

Например, тема дипломной работы – «Совершенствование управления основным капиталом предприятия торговли города (на примере ООО «Весна»)». Предмет исследования – экономические отношения, связанные с движением основного капитала организации. Объект исследования – основной капитал ООО «Весна».

Еще больше примеров формулировки объекта исследования в дипломной работе представлено в таблице ниже.

Тема дипломной работы

Формулировка объекта исследования

1

Управление государственной собственностью на примере Департамента городского имущества г. Москвы

Объект исследования – это Департамент городского имущества г. Москвы.

2

Условия содержания осужденных в исправительных учреждениях и правила их поведения

Объектом исследования являются проблемы организационно – правовых отношений, возникающих в сфере осуществления надзора за осужденными в исправительных колониях Федеральной службы исполнения наказаний РФ.

3

Понятие, содержание и юридическое значение гражданской дееспособности физических лиц

Объектом научного анализа настоящей работы являются дееспособность физических лиц.

4

Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд

Объект исследования – особенности размещения государственного заказа таможенными органами

5

Игра в обучении детей младшего школьного возраста изобразительной деятельности

Объект исследования – игровые методы на уроках ИЗО в младшей школе.

Таким образом, правильно написанное введение – это большой шаг к отличной оценке на защите. Введение не считается написанным корректно, если в нем отсутствует правильное определение предмета и объекта исследования.

Отличие объекта от предмета исследования

Разницу между объектом и предметом исследования проще всего понять через их соотношение. Как научные категории данные понятия соотносятся как общее (объект) и частное (предмет). Иными словами, их взаимосвязь заключается в том, что предмет является одной из составляющих частей объекта. Объект, будучи категорией более широкой, может включать в себя несколько предметов, то есть в рамках одной и той же проблемы можно выделить различные аспекты и исследовать каждый из них в отдельности.

Например, если объектом является внешняя политика России, то в качестве предмета такого исследования могут выступать ее энергетический, торгово-экономический или разоруженческий аспекты. Более того, каждый из этих аспектов может представлять из себя самостоятельное поле для исследования, то есть быть объектом. В таком случае формулировка предмета исследования будет значительно уже: например, «влияние российско-арабских отношений на энергетическую политику России».

Что такое объект дипломной работы

Суть понятия «объект дипломной работы» проще всего сформулировать с опорой на общепринятое для всех отраслей научного знания и повседневной жизни значение слова «объект». В самом широком смысле оно подразумевает часть действительности, на которую направлена предметно-практическая, познавательная деятельность любого субъекта. Применительно к ВКР понятие сужается.

Объект дипломной работы – это явление, предмет, факт, событие, лицо, социальная группа, разные стороны и характеристики которых будут исследованы в связи с тем, что автором выявлена требующая решения определенная проблема в их состоянии или функционировании.

Объектом в дипломе могут быть:

  • сфера знаний, научное направление, учение, теория и т. д.;
  • социальные и правовые институты;
  • процессы и явления интеллектуальной или духовной жизни общества;
  • экономические законы, тенденции;
  • конкретные предприятия, инновационные материалы, методики работы, программное обеспечение и т. д.

Объект намечает границы, в которых проводится исследование, указывает узкую сферу определенной отрасли знаний, к которой относится тема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector