Мотивация детей

Как же это сделать? Переходим от слов к практике

Очень хорошо помогают разобраться в вопросе “как мотивировать подростка на учебу” советы психолога. Для начала, всем родителям необходимо уяснить, что принуждения и шантаж оказывают противоположный эффект. Хотя, эти инструменты воспитания используются в семье чаще всего: “закончишь четверть с тройками, не куплю телефон”. Только вот учеба «из-под палки» всегда не интересна и вызывает бурный внутренний протест. Прежде, чем приступить к мотивации, вспомните, как часто вы давили на подростка и не воспринимает ли он вас как угрозу. Если это уже произошло, в первую очередь, надо снова вернуть доверие, иначе все старания будут напрасны.

Итак, действуем по шагам:

Завоевываем доверие собственного ребенка. Добиться этого непросто, особенно, если ребенок привык к постоянным угрозам и нотациям. Попробуйте ненавязчиво побеседовать и расспросить о предметах, которые его интересуют и почему. Ни в коем случае не навязывайте свое мнение. Просто слушайте. Ребенок должен увидеть, что вы на его стороне и не станете переубеждать.
Узнаем хобби и интересы, даже если совершенно нет на это времени

Не зря обращаем ваше внимание на нехватку времени. Мы привыкли, что дети растут и учатся сами по себе

Время, когда вы с удовольствием болтали обо всем на свете со своим розовощеким малышом, прошло. Но вам придется его снова найти для своего ребенка. Увлечения подростка легко привязать к школьным предметам – информатике, английскому, литературе и т.д. Необходимо небрежно подкидывать информацию о вещах, которые его интересуют. Ребенок проводит много времени за компьютером? Так и расскажите ему, кто и как создает эти игры, сколько на этом зарабатывает и что для этого необходимо знать, если ваше чадо вдруг захочет стать великим программистом. Подобную логическую цепочку можно выстроить на основе любого хобби подростка.
Показать на собственном примере. Дети – это отражение родителей. Если мать с отцом постоянно обучаются и совершенствуются, сын или дочь подсознательно будут тянуться за ними. Ребенок полюбит сам процесс обучения, а не бессмысленную зубрежку и «потому что надо учиться». Расскажите ему, что вы видели и где были, покажите ваш восторг от познания и упомяните, благодаря чему вы этого достигли. Все это в скором времени даст свои плоды.
Знания получают не только в стенах школы. Наша образовательная система не совершенна. Учеба представляет собой постоянный контроль и нагрузку различными знаниями с бесчисленными требованиями. Невозможно знать в идеале все предметы. Ищите вместе с ребенком способы факультативного образования: без выставления оценок и домашних заданий. Запишите подростка в кружки по его интересам. К примеру, в школу робототехники и моделизма, заодно появится любовь к физике и математике.
Прививайте самостоятельность. Это способность нести ответственность за свои поступки. Донесите до ребенка, что ответственность будет нести только он, а не вы. В ситуации, когда есть прямая угроза его здоровью и жизни, то родителям необходимо вмешаться. Однако такой угрозой не являются плохие оценки в аттестате. Подросток должен осознать, что нежелание учиться может привести к тому, что он не поступит в институт, а то и вовсе останется на второй год. И в этом случае лишь он будет виноват.
Примените трудотерапию. К этому можно прибегнуть только в сложных ситуациях. Если подросток абсолютно ничем не интересуется и ленится, лишите его карманных денег и на время каникул устройте на работу с небольшой зарплатой. Например, продавцом в ларьке мороженого, курьером, расклейщиком объявлений. Пусть ощутит всю «прелесть» восьмичасового рабочего дня и маленькой зарплаты. Объясните, что из-за того, что он не хочет учиться, рискует всю жизнь заниматься низкоквалифицированным трудом и считать копейки.

Подобные советы психолога помогут вам правильно мотивировать подростка на учебу. Главное, запаситесь терпением, так как результат сразу себя не покажет. Не давите и не ругайте ребенка. А как разговаривать, если нервов не хватает?!

Хочу и надо – меж двух огней

Получается, что такой простой вопрос: «Как помочь ребенку хорошо учиться?» — на самом деле связан с жизнеполагающими темами про счастье и волю, поиск своего дела, свободу и границы. И как раз тема свободы и границ дает еще несколько важных и конкретных ключей к успеху.

И в детской, и во взрослой жизни есть два берега: Хочу и Надо. Если высадиться на один из этих берегов и помахать ручкой другому, то можно смело прощаться с покоем и надеждами на счастье. Единственный выход – соединять их мостом. С одной стороны, ребенку необходимо привить ответственность и дисциплину, чтобы он освоил важные для жизни навыки, учился взаимодействовать с людьми, получил аттестат и профессию, в конце концов. И был жив-здоров. С другой стороны, на ребенка нельзя слишком давить, чтобы он не закрылся, не впал в уныние от избытка обязанностей, а мог дышать вполне свободно и выбирать те дела, которые делают его счастливым и значимым.

Мера дисциплинарных воздействий подбирается индивидуально, с учетом возможностей и привычек каждой семьи: одного ребенка нужно хвалить и подталкивать, другого выслушивать и заманивать, — честная родительская интуиция и любовь пополам с уважением делают свое дело. Но существуют также вполне рабочие методы, которые помогают укрепить самостоятельность, ответственность и удовольствие от учебы, даже если речь идет о нелюбимой алгебре. Конечно, в итоге ребенок не примется целовать учебник, но его знания и уверенность в себе могут заметно подрасти.

7 необычных, но работающих методов

Подарить мотивацию малышу не так сложно. Особенно если подойти к этому вопросу креативно. Как это сделать? Применяйте следующие методы.

  1. Планирование

Создавая план по достижению цели и разбивая огромную миссию на маленькие шажки, ребенку будет проще сориентироваться в задачах. К тому же, восприятие большой задачи будет хуже, к ней будет сложно подойти. Другое дело — небольшие ступени к вершине желаемого. Сам план можно оформить креативно на ватмане совместно с детьми.

  1. Личный пример

Дети всегда зеркалят родителей. Можно сколько угодно говорить о необходимости делать шаги для достижения желаемого, но если реальные действия родителей расходятся со словами, увы, чуда не случится

Поэтому так важно показать и рассказывать о собственных успехах и способах их достичь

  1. Корректное подбадривание

Настойчивость можно взрастить благодаря подбадриванию

Но важно помнить, что необходимо поощрять ребенка делать то, что ему плохо удается. Родители могут мотивировать отпрыска попытаться сделать то, в чем он получил плохой результат

  1. Ценность

Взрослые обязаны по достоинству оценивать усилия чада на пути к успеху. Благодарность должна стать привычным явлением в семье. Независимо от того, что именно сделал малыш, он достоин того, чтобы его похлопали по плечу и сказали, как ценно то, что он выполнил.

  1. Из заданий в соревнования

Известно, что соревнуясь, человек автоматически стремится к победе. К тому же, скучные задания с меньшим интересом воспринимаются мозгом, чем квесты. Игровая форма целей является более доступной формой для восприятия детей.

  1. Выбор и последствия

Ничто так не мотивирует расти над собой, как одержанный контроль над ситуацией. Можно начать с малого, например, с выбора одежды. Но давая свободу, напомните, что какой-то из вариантов развития событий может обернуться трагедией. Более того, дети склонны охотнее выполнять то, что они избрали самостоятельно.

  1. В поисках веселья

В занятия можно включать элементы игры и развлечения. Если мозгу малыша весело, то он готов к активной работе. Поэтому можно применять викторины, лото, гонки по скорости достижения цели.

Ключевая задача взрослого — вырастить уверенного в себе человека, способного брать ответственность за свои поступки и добиваться желаемого. Для этого необходимо взращивать внутреннюю мотивацию.

Оксана Селендеева, основатель CODDY

Мотивировать детей нужно своим примером. Родители — это образец для ребенка, зеркало, в которое он постоянно смотрит. Даже то, что мы называем процессом воспитания, обычно не требуется: дети просто повторяют жизненные принципы, привычки, ограничения и стремления мам и пап. 

Мотивируя мою дочь Нику учиться и не лениться, я всегда привожу в пример себя, мужа, ее дядю, которым она восхищается, а также одиннадцатилетнего двоюродного брата, отличника и олимпиадника. Я хочу, чтобы Ника уже в детстве научилась быть решительной и не бояться сложных ситуаций. Когда у нее возникают какие-то трудности, я всегда прошу ее не сдаваться, объясняю, что в жизни подобных препятствий будет много, учу принципу «дорогу осилит идущий».

Также я считаю важным поощрять ребенка, демонстрировать, что ты гордишься его достижениями. Когда моя четырехлетняя дочь показывает свои рисунки, я, естественно, понимаю, что это не Сальвадор Дали, но всегда нахожу в них интересные моменты и отмечаю их.

Кстати, если один рисунок слишком похож на другой, и я не вижу прогресса, то не стесняюсь сказать ей и об этом. Так у Ники развивается критическое мышление: она не ждет восторженной похвалы, демонстрируя мне копию рисунка, который я когда-то оценила, а находит новые способы меня заинтересовать и удивить.

К сожалению, бывают случаи, когда мой ребенок категорически отказывается что-то делать, и мне приходится идти на шантаж вроде: «Если ты устанавливаешь свои правила, то и я буду устанавливать свои — мультиков не будет». Мне неприятно это делать, но, увы, такой «кнут» иногда случается.

Что касается «пряников» и поощрений, если Ника чего-то хочет, а мы с мужем не против, то даем просто так. «Сделала что-то хорошее — на тебе конфетку» — не наша история. Мы стараемся не превращать дочь в собаку Павлова и просто ее любим.

Как мотивировать ребенка заниматься спортом

Специалисты оценивают обстановку, выясняя, действительно ли желание заниматься спортом является не методом воплощения несбывшихся планов родителей.

Основная часть рекомендаций специалистов сводится к нижеследующим советам профессионалов:

помочь ребенку определиться с предпочтительным видом спорта, опираясь на его способности, физическую развитость и финансовые возможности семьи (последний пункт важен ввиду требующихся затрат на соответствующее спортивное оборудование, снаряжение и так далее);
совместно с маленьким членом семьи поехать в магазин за покупкой спортивной формы, доверив ему право последнего голоса;
посещать всей семьей спортивные мероприятия, соревнования по выбранному виду спорта, акцентируя внимание ребенка на силу и выносливость профессиональных участников;
убедить будущего спортсмена, что от неудач в начатом деле его не станут меньше уважать или любить родные или друзья;
на собственном примере доказывать важность спорта в жизни каждого человека (для здоровья, внешнего вида, развития внутренних качеств и так далее).

Наглядные примеры мотивации дошкольников

При развитии мотивации в дошкольном возрасте действия родителей не обязательно должны быть направлены на само обучение. Например, развить усидчивость у дошкольника можно с помощью игр, а применять полученный навык он будет в учебе.

Несколько примеров того, как родители могут влиять на ребенка и стимулировать деятельность, к которой он изначально испытывает неприязнь.

Трудовая деятельность

Наверное, каждый родитель согласится, как тяжело приобщить ребенка к чистоте и порядку и особенно к самому процессу уборки. Но все может измениться, если переключиться на игру. Например, игрушкам можно помочь добраться до своих домиков (расставить по полкам или сложить их в ящик). Подключить ребенка к настоящей уборке можно посредством личного примера и путем постановки перед ним несложных задач, в которых он будет выступать помощником.

Мало детей смогут отказаться от «взрослого» поступка — протереть пыль или вымыть небольшой участок пола. Задача родителя — поблагодарить, похвалить ребенка и дать понять, что без него справиться с задачей было бы сложнее

Важно воздержаться от критики ребенка, если он что-то сделал не так — это навсегда отобьет у него желание наводить чистоту

Нелюбимые блюда

Дети еще не понимают пользы продуктов, поэтому хотят есть только вкусное. Накормить ребенка, например, кашей, часто становится непосильной задачей для родителей. Но и тут на помощь придет мотивация. И вариантов здесь много — от интересного оформления самого блюда до использования увлекательных рассказов и сказок в процессе еды. Нужно проявить фантазию и подать ребенку блюдо, которое будет оформлено необычно и привлекательно. Это вызовет у ребенка желание съесть все предложенное.

Еще один способ накормить ребенка тем, что ему не нравится, — включить его воображение. Можно представить ему блюдо не как еду, а как армию полезных солдатиков, которые хотят оберегать его здоровье, силу (для мальчиков) и красоту (для девочек). Но попасть внутрь и приступить к работе они могут, только если сам малыш поможет им, т.е. съест. Чем красочнее и интереснее будет представлен процесс, тем эффективнее такой метод.

Игра в школу

Психологи считают, что по мере развития человека как личности, он проходит несколько стадий. Из них выделяют три основных, привязанных к различной деятельности: игровую, учебную и трудовую. Поэтому, если ребёнок ещё только в младшей школе, но ему уже туда не хочется, скорее всего, причина одна. Он морально не готов к школьному обучению, у него преобладает игровая деятельность. Помочь ему повзрослеть можно разными способами.

«Детей настраивать на школьное обучение необходимо заранее. И это должны делать не только вы, но и другие родственники и даже знакомые. В данном случае очень полезны обсуждения воспоминаний о школе, естественно положительные воспоминания. Подарки, связанные со школой, покупка различных принадлежностей, формы и т. д. Подготавливайте для него место, где он будет учить уроки: его индивидуальный письменный стол, стул. Советуйтесь с ребенком, выбирайте вместе с ним. Организуйте это как игру, как подготовку к игре, к празднику», – рассказывает практикующий психолог Нина Кротова.

Ребёнка, только что выпустившегося из детского садика, мотивировать на школьное обучение гораздо проще, чем того, кто уже давно не первоклашка. В последнем случае придётся постараться, чтобы найти причину, по которой школа его не устраивает.

Как простимулировать ребенка к изучению английского

Чтобы развить интерес к изучению иностранного, можно воспользоваться следующими наставлениями психологов:

  • у него наверняка есть любимые фильмы, мультфильмы, которые он с удовольствием смотрит. Можно найти их на английском языке, и предложить ему посмотреть их в оригинале. Такой же прием возможно применить и по отношению к книгам;
  • стараться не высказываться при школьнике в таком ключе, что «я всю жизнь прожил, не зная английского – и ничего…». Наоборот, можно сказать, что вы не знаете иностранный язык, но сожалеете об этом, так как не можете попробовать себя в новой, современной профессии, в которой без английского делать нечего;
  • ставьте перед учащимся цели, соответствующие его возрасту. Ученику младших классов понятнее будет осознать пользу от знания иностранного языка, если вы скажете, что это поможет ему читать самые новые сказки и смотреть интересные мультики, которые еще не успели перевести на русский. Подростка заинтересует возможность поездки в языковой лагерь за рубеж, а также то, что, зная английский, он сможет понимать, о чем поют любимые исполнители, что рассказывают о себе известные личности в интервью и т.п.

Подбираем учителей

Ключевым моментом является подбор педагога. Если есть возможность, заранее узнайте о квалифицированном учителе, который сможет мотивировать на учебу, давать хорошие знания и помогать в освоении нового материала.

Грамотный педагог проводит занятия в игровой форме. Ему видно, когда пропадает мотивация у детей. И ему хватит навыков и знаний, чтобы изменить ситуацию и дать мотивацию.

Мотивация к учебе не сразу может появиться. Родители должны набраться терпения, помогая воспитаннику обрести себя. Выстраивайте доверительные отношения между вами и ребенком. Нельзя бить, кричать, унижать детей. Применения насилия от взрослых может способствовать проявлению отклонений, задержке физического и нервно-психических расстройств. Будьте другом для своего малыша, а не надзирателем.

Что влияет на мотивацию ребенка к учебе?

Интерес. Дайте понять, что на каждом школьном занятии ему расскажут нужную и полезную информацию.

Восприятие. Кто-то лучше воспринимает информацию через зрение, кто-то — на слух. Мы все разные. Поэтому родителям стоит понаблюдать за ребенком. Возможно, совместные занятия принесут большие плоды.

Эмоции. Один из типов мотивации — эмоциональная. Эта часть психики ребенка еще недостаточно устойчива. В этом случае задачей родителей будет поддержать малыша в стремлении к получению новых знаний.

Какие ошибки можно совершить, пытаясь заставить ребенка учиться хорошо?

Если ребенку говорить, что из него не выйдет ничего путного, этим самым можно его запрограммировать на неудачи не только в школе, но и на всю жизнь. Это снижает его самооценку. Делает его зажатым и замкнутым.
Запугивание. С этим еще сложнее. Находясь в стрессе, ребенок не сможет ни нормально воспринимать информацию, ни грамотно ее анализировать.
Подарки за оценки. Метод таит в себе массу недостатков. Во-первых, привычка получать подарки разовьется очень быстро. В итоге ребенок будет стараться только в том случае, если вы пообещаете выполнить то или иное его желание. Во-вторых, в этом случае ребенок настраивается не на учебу, то есть получение новых знаний, а именно на получение подарков.
Постоянный успех. В этом случае возникает риск, что ребенок будет делать все для того, чтобы получить статус в обществе и его одобрение, забыв об эмоциональной стороне вопроса.
Множество дополнительных секций и кружков

Дети достаточно быстро устают, когда им требуется постоянно держать свое внимание в тонусе и постоянно получать новую информацию. Не планируйте график ребенка максимально плотно

У него просто не будет времени отдохнуть.

Чтобы малыш хорошо учился в школе, попробуйте прорабатывать школьные знания в виде игры. Рифмуйте школьные правила, превращая их в веселые стихи. Повторяйте упражнения в игровой форме, вызывайте соревновательный дух.

Поддерживайте увлечения ребенка. Не навязывайте то, что любите вы. Пусть малыш сам определится с тем, что интересно ему наиболее всего.

Если награды, то — маленькие. Не завышайте планку в вознаграждениях и делайте подарки слишком часто.

Интересуйтесь знаниями ребенка, а не его оценками. После дня в школе, поинтересуйтесь, что нового ребенок узнал за сегодня. Обсудите, как он может применить полученные знания на практике. Оценка — вещь субъективная, поэтому старайтесь не делать упор на пятерках.

Ребенок быстро бросает учебу

Бывают случаи, когда ребенок в целом проявляет интерес к занятиям, но не может долго заниматься одним предметом. Родители не понимают, куда пропадает его мотивация и что делать, чтобы ее вернуть.

Ребенок постоянно отвлекается и не может сконцентрироваться

Одна из возможных причин — проблемы с концентрацией внимания. Возможно, у ребенка есть отклонения неврологического плана, и его стоит показать специалисту. Если никаких проблем не обнаружится, можно обратиться к методикам, увеличивающим объем памяти и концентрацию внимания. Например, поиграть в «найди пять отличий», «найди предмет» и учить собирать пазлы.

Ребенок бросает факультативы

Он просит записать его на уроки китайского, в спортивную секцию или художественную школу, а через месяц все бросает и перестает заниматься. Среди самых распространенных причин — растущая со временем нагрузка и страх потерпеть неудачу. В любом из этих вариантов с ребенком стоит поговорить, поддержать его и сказать, что он со всем справится. Прибавить ему уверенности в себе. Сказать, что все сталкиваются с трудностями, а их преодоление — важная часть взросления. Если подходить к нему со словами: «мы все оплатили, ты обязан заниматься» — это только увеличит стресс. Если ребенок изначально просил записать его на факультатив, значит в нем есть интерес к занятиям. Его нужно возродить через поддержку и понимание.

Как правильно мотивировать своего ребенка

Во многом именно родители способны повысить мотивацию своего ребенка к учебе или к другим видам деятельности

Для того, чтобы справиться с этой непростой задачей, важно придерживаться нескольких тезисов при общении со своими детьми:

«Давай я тебе помогу». Существует множество повседневных дел, с которыми детям трудно или неинтересно справляться самим. Если вместе выполнять какие-либо задачи, то и время пролетит незаметно, и трудиться будет легче. Занимаясь делами вместе с ребенком, родитель повышает его мотивацию к труду.
«Ты молодец». Нужно почаще хвалить своих детей за их успехи. Взрослые слишком часто не замечают, как много усилий приходится прикладывать современным школьникам, чтобы хорошо учиться или добиваться новых высот в спорте и творчестве. Одобрение старших показывает, что старания были замечены и оценены по достоинству.
«Сделай уроки до вечера». Пожелания относительно распорядка дня могут различаться у детей и взрослых. Иногда родители хотят, чтобы ребенок делал уроки днем, а ему хочется в это время погулять. Нужно позволять детям самостоятельно планировать свой день, но так, чтобы они вовремя успевали закончить все свои повседневные дела.
«Сегодня твоя очередь»

Важно организовать быт так, чтобы обязанности по дому распределялись справедливо. Так, например, если в семье есть двое и более детей школьного возраста, то нужно разделить между ними повседневные задачи и составить график выноса мусора или мытья посуды

Это позволит избежать ссор и конфликтов из-за домашних дел.
«Со временем ты научишься». Важно показать ребенку, что придется долго тренироваться перед тем, как у него получится играть на гитаре, быстро читать или побеждать соперников в спортивных состязаниях. Успех – дело времени.
«В следующий раз обязательно получится». Нередко случается так, что ребенок ранее прилагал много усилий для того, чтобы добиться определенного результата, но разочаровался, когда у него ничего не получилось. В этом случае важно поддержать его и рассказать, что далеко не все получается с первого раза. Иногда нужно предпринять несколько попыток, чтобы добиться успеха. Нельзя опускать руки из-за первых неудач.

Часто причиной, по которой у малышей нет мотивации к какой-либо деятельности, является страх неудачи

В этом случае важно оказать поддержку и объяснить, что у ребенка обязательно получится добиться желаемого результата, если он приложит достаточно усилий. Возможно, что не с первой попытки, но со временем он сможет добиться успеха в своем начинании

Защита и понимание – именно это важно получать от близких людей, чтобы не бояться трудностей и раз за разом радовать родителей своими достижениями.

Психотип «лидер»

«Лидеров» в мире очень мало, всего 10% от населения Земли. Такой ребенок может пойти по головам, лишь бы достичь своей цели. Это для него смысл жизни. Он долго концентрируется на одной задаче, но всегда идет до конца. Ему нет дела до чужого мнения и критики. Он спокоен, старается исправить все ошибки и идет напролом. Умеет пользоваться ресурсами других людей. «Лидер» никогда не будет делать то, что ему невыгодно.

Рекомендации

В обучении «лидеру» нужно ставить четкие цели. Мотивирующей фразой для него будет: «Ты победишь, ты самый сильный!»

Такой ребенок будет слушать только того, кто для него является авторитетом. Поэтому в общении с ним нужно делать ссылки на важных для него людей, приводить аргументы.

Чтобы смягчить его чрезмерную напористость, постарайтесь совершать вместе хорошие поступки: «Давай сделаем доброе дело, покормим птичек». Скорректировать характер «лидера» позволяют и занятия творчеством.

В заключение стоит подчеркнуть, что в чистом виде психотипы, как правило, не встречаются. Чаще всего один тип нервной системы является основным и 2–3 – добавочными. И все же, определив главные черты, свойственные ребенку, поняв, что именно его побуждает к действию, а что отпугивает, можно выстроить правильную стратегию взаимодействия и мотивировать школьника на учебу.

Какой может быть мотивация?

В психологии принято выделять внутреннюю мотивацию и внешнюю. В первом случае человека подталкивают внутренние мотивы, например, стремление повысить самооценку и поверить в свои силы, доказать себе свои способности, почувствовать себя сильным и нужным, а также желание развиваться и становиться более многогранной и интересной личностью.

Внешняя мотивация – это внешние факторы. К примеру, взрослые работают, чтобы отправиться в путешествие, приобрести что-то, улучшить жилищные условия и так далее. Для ребёнка же внешними мотивами могут быть благосклонное отношение родителей и отсутствие наказания, покупка желаемой вещи и так далее.

Очевидно, что более простым вариантом является мотивация внешняя, ведь такие мотивы чётко осознаваемы и реальны. Но если использовать только этот способ, то можно вырастить меркантильного человека, который во всём будет искать выгоду и пользу. А внутренние мотивы позволят ребёнку стать полноценной личностью и добиться успеха в жизни, ведь он научится ставить цели и достигать их, развиваться и совершенствоваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector