Московская олимпиада школьников: как, когда и кто может участвовать?

Какие предметные олимпиады входят в МОШ?

Сейчас в составе МОШ проходят 29 самостоятельных олимпиад по разным предметам. Приводим все олимпиады и их уровень в «Перечне олимпиад» (если не указан уровень, олимпиада не включена в Перечень и льгот не дает).

1. Московская математическая олимпиада — уровень 1

2. Московская олимпиада по физике — уровень 1

3. Московская олимпиада по химии — уровень 1

4. Московская олимпиада по информатике (младшие классы) — уровень 1

5. Московская олимпиада по информатике (старшие классы) — уровень 1

6. Московская олимпиада по географии — уровень 1

7. Традиционная олимпиада по лингвистике — уровень 1

8. Московская астрономическая олимпиада — уровень 1

9. Московская филологическая олимпиада — уровень 2

10. Московская олимпиада по экономике — уровень 2

11. Московская олимпиада по истории — уровень 2

12. Московская олимпиада по обществознанию — уровень 2

13. Московская олимпиада по праву — уровень 2

14. Московская олимпиада по генетике — уровень 3

15. Московская олимпиада по робототехнике — уровень 3

16. Московская олимпиада по изобразительному искусству — уровень 2

17. Московская олимпиада по финансовой грамотности — уровень 3

18. Московская олимпиада по истории искусств — уровень 1

19. Московская олимпиада по комплексной безопасности (кадетская олимпиада)

20. Московская олимпиада по экологии

21. Московская предпрофессиональная олимпиада: инженерно-конструкторский профиль — уровень 3

22. Московская предпрофессиональная олимпиада: информационно-технологический профиль — уровень 3

23. Московская предпрофессиональная олимпиада: аэрокосмический профиль — уровень 3

24. Московская предпрофессиональная олимпиада: технологический профиль — уровень 3

25. Московская предпрофессиональная олимпиада: биотехнологический профиль — уровень 3

26. Московская предпрофессиональная олимпиада: научно-технологический профиль — уровень 3

27. Московская предпрофессиональная олимпиада: социально-экономический профиль — уровень 3

28. Московская предпрофессиональная олимпиада: профиль «Исследования и технологии в экстремальных условиях» — уровень 3

29. Московская олимпиада по функциональной грамотности

Участие, а тем более победа в каждой из них очень престижны. Они дают преимущества выпускнику при поступлении в вуз и повышают рейтинг школы.

Заключительный этап в 11 классе

Если вы выступаете за 11 класс, то заключительный этап для вас состоит из двух туров.

При определении победителей и призёров работает правило суммы (сравните его с правилом произведения на ММО):

Дипломы МОШ по физике в 11 классе присуждаются по сумме баллов, полученных на первом и втором турах.

На первом туре предлагается пять задач с общей суммой баллов S1. На втором туре предлагается тоже пять задач с общей суммой баллов S2. Итого на двух турах разыгрывается сумма баллов S = S1 + S2.

В таблице приведены суммы баллов и границы дипломов за последние годы (в формате «1 степень/2 степень/3 степень» или «победитель/призёр» — в зависимости от того, какой формат имел место в данном году).

Год S = S1 + S2 Границы
2020 120 = 48 + 72 70/54/37
2019 120 = 48 + 72 81/62/51
2018 125 = 50 + 75 85/40
2017 125 = 50 + 75 100/75/60

Обратите внимание, какая низкая граница призёров была на  олимпиадах 2018 и 2020 годов: 40/125 и 37/120, менее трети от общей суммы! Уж очень трудными оказались задачи, и школьники в целом решали их плохо. У многих опустились руки после первого тура и возникли сомнения, стоит ли вообще идти на второй

Как видим, обязательно нужно идти и сражаться до конца! Если вы неважно написали первый тур, то это вполне может означать, что и большинство его так написало, а значит — для вас ничего не потеряно и всё решится на втором туре. Поэтому рекомендации по оформлению решений в точности те же, что и выше для 7–10 классов

Пишите всё существенное вне зависимости от того, удаётся ли довести задачу до конца! Помните, что любое продвижение может быть по критериям оценено некоторым (пусть, возможно, и небольшим) количеством баллов (например: Записано выражение для КПД цикла через работы на изотермах — 1 балл); может случиться, что именно этот лишний балл и даст вам желанный диплом

Поэтому рекомендации по оформлению решений в точности те же, что и выше для 7–10 классов. Пишите всё существенное вне зависимости от того, удаётся ли довести задачу до конца! Помните, что любое продвижение может быть по критериям оценено некоторым (пусть, возможно, и небольшим) количеством баллов (например: Записано выражение для КПД цикла через работы на изотермах — 1 балл); может случиться, что именно этот лишний балл и даст вам желанный диплом.

Нетрудно видеть, что правило суммы позволяет получить диплом МОШ по физике по итогам одного лишь второго тура (а в 2020 году можно было даже стать победителем, придя только на второй тур). Это непросто, конечно, но любопытно само наличие такой возможности! Для сравнения заметим, что более жёсткое правило произведения на ММО полностью исключает подобный исход: произведение числа решённых задач за оба дня там окажется равным нулю.

В 2018/19 году появилось отличное новшество: пятая задача вариантов первого тура и второго тура давалась «в формате межнара», как на APhO или IPhO: краткое вводное описание явления или устройства, и далее по пунктам — задания, развивающие тему. С целью адаптации школьников к этому формату был проведён (заблаговременно в декабре) тренировочный тур для 11 класса.

Как готовиться к МОШ? Мнение победителей

Виктория Журавлева, победитель МОШ и олимпиадный тренер по географии

По моему мнению, ВсОШ сложнее, чем МОШ. Задание в МОШ более творческие, часто требуют не столько знания конкретных фактов (хотя и их безусловно тоже), сколько использования простой логики и понимания базовых физико-географических и социально-экономических основ.

Сложно, на мой взгляд, выучить культурные аспекты, например, есть задание, где нужно назвать по картинкам здания театров в мире. И вы либо их видели и знаете, либо задание будет решено в ноль баллов. Также могут возникнуть трудности с попаданием в критерии при решении как раз сугубо аналитических заданий, когда в тексте нужно описать разницу, последствия, причины: тут главное говорить четко и по делу, а бывает много воды, и ученики уходят от главного вопроса.

Из географических тем обязательно повторяйте природные зоны, климатодиаграммы, геоморфологию, вспомните значимые события, которые были 50, 100, 150, 200 лет назад. Например, может быть задание про Антарктиду в годовщину ее открытия. Стоит обязательно повторить основные особенности населения и хозяйства России и мира, посмотреть разные карты в Национальном атласе России и повторить номенклатуру.

Но в целом творчески решать задания, помнить, что любое задание решаемо. И главное — получать удовольствие. Это была моя любимая олимпиада и, наверное, именно интерес к ней, а не желание победить, помогли мне стать ее трехкратным победителем и призером.

Анна Кирст, победитель МОШ по обществознанию

Всеросс по обществознанию отличается от МОШ форматом заданий. На ВсОШ работа с текстом, письменный и устный кейсы, а также тест. МОШ в свою очередь включает в себя одновременную работу с текстом и видеороликом, что представляет огромную сложность для участников. В целом на МОШ задания более объёмные, времени почти не хватает. Ещё одно отличие: на МОШ необходимо гораздо меньше знаний, всё строится на логике. Я выиграла МОШ с количеством знаний примерно класса пятого-шестого, так как в школе пренебрегала этим предметом.

Что можно посоветовать участникам? Практика! Практика! Практика! Чтобы подготовиться к МОШ, надо решать задания прошлых лет. Если времени не хватает, просто просмотрите задания и решения, поймите, что от вас хотят. Чтобы стать абсолютным победителем в своём классе, мне достаточно было и этого, но все люди разные. Ни в коем случае нельзя зубрить много философов, социологов и т.п. (особенно ночью перед олимпиадой), они вам вообще не пригодятся, поберегите их для Всеросса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector