Методы исследования в курсовой работе и как их выбрать

Другая методология

Академик А.Я.Флиер выделял несколько иную систему методов, используемых при написании дипломных работ. По его мнению, все методы разделяются на гуманитарные и социально-научные.

Гуманитарные методологии

  • Историческая — описывает историю культуры в соответствии с принципом выстраивания линейной хронологической последовательности ее событий и явлений.
  • Герменевтическая — исследует культуру посредством раскрытия (дешифровки) изначальных смыслов культурных явлений, заложенных в них при создании.
  • Феноменологическая — трактует исторические факты культуры с точки зрения их явности наблюдателю и ищущая в них смыслы, актуальные вне исторического контекста.
  • Историко-психологическая — изучает историческую динамику культуры с точки зрения выявления в ней устойчивых стадиальных (цивилизационных) типов социально обусловленного сознания и состояния психики.
  • Культурный символизм и постструктурализм — эклектическая методология, интерпретирующая материал в контекстуальных рамках, устанавливаемых по различным основаниям самими авторами исследований, и трактующая его как неизбежно неполный в своей символико-смысловой познаваемости.

Социально-научные методологии

  • Эволюционизм — исследование истории культуры с позиций признания ее прогрессивного развития путем поэтапного усложнения ее структур (ответвления эволюционизма;формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).
  • Циклические и волновые модели культурной динамики — описание культур как отдельных «самодостаточных организмов» (цивилизаций) и происходящих в них процессов как замкнутых циклов или повторяющихся волновых движений.
  • Структурный функционализм — интерпретация культурно-исторических процессов как функциональных, решающих какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.
  • Структурализм — описание культурно-исторических объектов с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализ структуры культуры как системы знаков.
  • Пограничные методологии, определяющие новые проблемные области культурно-исторической науки, постмодернизм.

Детально о теоретических методах

Представление общей основной картины в нужном случае — непродуктивное занятие. Логичнее станет писать конкретнее и начать исследование/обзор каждого способа анализа по отдельности.

Аналогия

Первая ассоциация с названием метода исследования — нужно предлагаемое сравнить при ведении сопоставления. За основу студент и преподаватель берут научный анализ двух объектов с определенными точками пересечения в универсальных характеристиках. Взаимоисключающие по основным параметрам предметы/явления в подобном случае не рассматриваются.

При оценке эффективности метода “аналогии” нельзя причислять его к носителю стопроцентной информации. Рекомендуется использовать универсальный способ при отсутствии доступа к нужному объекту. Приведем простой пример. Во время работы над проектом по палеонтологии объектом исследования преподаватель определил мамонта или смилодона (саблезубую кошку). В экстренном случае не обойтись без метода аналогии с похожими на них современными животными. Тема становится довольно интересна. Студент в выигрыше, и преподаватель доволен.

Абстрагирование

Общий универсальный объект исследования обладает множеством основных свойств и качеств. В рамках одной темы анализ всех характеристик не понадобится. Иначе работа, конкретная область изучения и научный проект в целом превратятся в “мозаику” из разных фактов.

Каждый из них по отдельности останется достоверным элементом, но из общей картины способен выпасть. Студент должен выбрать основное качество объекта, которое имеет непосредственное отношение к проекту.

Возьмем в качестве примера научный проект на тему “Литература начала XX века в призме изменений последующего столетия”. Без применения метода “абстрагирования” ваша курсовая работа превратится в диссертацию из нескольких томов.

Останавливаемся на основных стилях, течениях, известных литературных школах того периода. Не помешает обозначить размышления известных личностей с наиболее интересными их наработками. В сторону студент убирает описание/анализ изданий, виды печати литературы и прочие ненужные факты.

Обобщение

Определения одного объекта может не хватить для полного раскрытия темы курсовой

Речь не идет об игнорировании важного метода — “абстрагирования”. Достаточно заняться формированием крупных групп по основным и схожим признакам

Далее общий научный процесс систематизации немного усложняется. Необходимо правильно подойти к обобщению. При индуктивном варианте конкретное свойство расширяется в пределах одной группы. Анализ “свеклы” студент переводит в изучение “корнеплодов”.

При аналитическом обобщении ранее универсальная индукция устраняется. Основной процесс происходит в рамках логической цепочки “одно суждение — другое”. Работает исключительно мысль без возможности применить основные знания на практике. Не составит труда изучить свеклу в реальности. Безнадежнее обстоит работа с планетой Марс в контексте непосредственного изучения нужного небесного тела.

Синтез

Разделить объект/явление на основные важные составляющие — не краткосрочный процесс. Не меньше времени займет синтез, при котором компоненты соединяют в единое целое. Без глубинного анализа создать общую картину целостного объекта невозможно даже специалисту.

Представим себе общеобразовательное заведение как объект наблюдения. Перед студентом поставлена задача — обрисовать в общих чертах сложившуюся в его стенах ситуацию. Родители должны знать, в каких условиях предстоит обучаться ребенку.

Вникать в сложные цифры и проводить анализ по понятной причине станут единицы из них. Зато родителей заинтересует структура учебного заведения и анализ основного штата сотрудников. Сколько среди преподавателей заслуженных педагогов, какие зоны комфорта находятся на территории учреждения. И с помощью синтеза складывается общее впечатление от универсального объекта.

Конкретно о практических методах

От теории пришло время обратиться к действенным способам и использовать их на практике. Без доказательной базы они не имеют эффективности.

Наблюдение

Студенту не рекомендуется игнорировать эффективный научный анализ исследовательской работы. Преимущества наблюдения за выбранным объектом:

  1. Доступность. Каждый студент в любое время имеет возможность понаблюдать за нужным ему фактором. Финансовые затраты практичный метод за собой не повлечет. Нужны только зрение, слух и наличие некоторого жизненного опыта.
  2. Универсальность. Тандем наблюдения с экспериментом и беседой делает исследование достойным внимания преподавателя проектом.
  3. Полезность. В основном процессе изучения нужной цели реально обнаружить интересные сведения о ней. Каждый человек наделен собственным субъективным отношением к разным факторам. Универсальным видением действительности нужно воспользоваться и прислушаться к мнение других людей.

Разновидности наблюдения:

  1. Прямое (стороннее/активное). Сложно обозначить степень наибольшей эффективности озвученных двух способов. Все зависит от темы исследования. Иногда лучше понаблюдать в одиночку, в некоторых случаях — в составе команды единомышленников.
  2. Косвенное. Некоторые скептики называют универсальный научный метод использованием плодов чужого труда. От откровенного плагиата косвенное наблюдение отличается умением выбрать главное в чужих наработках. Далее студент движется в своем авторском направлении.
  3. Самонаблюдение. Задание такого рода обычно поступает от преподавателя. Необходимо заняться анализом собственного восприятия окружающего мира. Иногда преподаватель оглашает нужные и жесткие временные рамки самонаблюдения.

Активация чувственного познания, развитие мышления, речи при наблюдении помогут выпускнику ВУЗА в дальнейшем использовать их на практике. Выстраивать успешную карьеру станет легче.

Эксперимент

Ставку на универсальный общий научный метод при написании курсовой работы делать не рекомендуется. Не годится эксперимент для проекта такого масштаба. Зато без него не обойтись при написании фундаментальной научной разработки.

Не имеет смысла использовать принцип повторяемости для небольшого количества курсовых работ за время обучения в ВУЗе. Одноразовый эксперимент без дальнейшего метода сравнения разных показателей одного процесса научной ценности не имеет.

Моделирование

Метод моделирования включает в себя эффект имитации. Возьмем за основу образ с четкой структурой. При написании курсовой работы нужно использовать его макет (копию, мини-модель).

Метод распределяют по трем принципам:

Предметность

В полном объеме объект не рассматривают
Достаточно уделить пристальное внимание его важной составляющей.

Знаковость. Саму мини-копию в нужном случае воспроизводить не нужно
В ход идут чертежи, схемы и формулы.

Осмысленность

Создается она на основе операций виртуального или мысленного характера (алгоритмов, компьютерного программирования).

Стандартным способом анализ моделирования назвать нельзя. Его используют при написании курсовых с изучением новейших технологий.

Интервью (беседа)

Речь не идет об идентичных методах исследования. Во время беседы возникают спонтанные моменты, когда приходится импровизировать на универсальном уровне. В интервью все вопросы заранее подготавливаются. От регламента обычно собеседники не отходят.

Интервью требует четкого ответа опрашиваемого, чего не скажешь о беседе. Выбор одной из двух разновидностей общения зависит от первоначально поставленной цели. Некоторые курсовые работы по гуманитарным дисциплинам подразумевают непринужденность беседы между заинтересованными в контакте сторонами.

Опрос

При опросе реально задействовать большое количество людей

Важно узнать их субъективное мнение по той или иной проблеме. Для экономии времени студент предлагает аудитории несколько вариантов ответа

Люди заинтересуются, если ни один из них не совпадает с их личной позицией. Сработает эффект противоречия.

Опрос при задействовании анкеты производят в письменной форме. В иных случаях достаточно самому фиксировать полученные данные. При оформлении курсовой опрос преподносится на обозрение преподавателей в виде таблицы или диаграммы.

Так что же можно и нужно брать в качестве научной основы?

Итак, для того, чтобы выбрать научную основу, нужно, чтобы эта основа была «железобетонной». Это не означает «общепризнанной», ибо в науке существуют и революционные открытия, и постоянная оглядка на существующие авторитеты как раз может науку и тормозить. Но очень часто основанием могут являться научные знания, которые включают в себя используемый понятийный аппарат. Как правило, он уже разработан, и в своих исследованиях ученые так или иначе используют термины и понятия, которые имеют общепринятый смысл в науке. Не лишним является как раз указание, кто именно разработал подобную формулировку, и затем исследователь либо следует этим формулировкам, либо их уточняет в своем исследовании применительно к какой-либо ситуации или проблеме.

То есть следует помнить, что то, что кажется само собой разумеющимся и не вызывает вопросов, возможно когда-то было революционным и уж точно разработано кем-то. А знать своих предшественников в науке – это необходимость для любого ученого.

Это также касается теоретических гипотез и концепций, которые уже были доказаны ранее в чьих-то уже проведенных научных исследованиях. Если что-то уже доказано в науке, то оно уже может быть использовано в качестве научной основы.

Все мы знаем из геометрии о системе исходных допущений, аксиом, постулатов, из которых впоследствии выводятся следствия и теоремы. Подобное движение и происходит в науке, только со временем уже доказанные «теоремы» могут стать основой для дальнейшего исследования, если они пройдут проверку на практике и окажутся достоверным знанием.

Количественные исследования

Данный вид исследования характеризуется тем, что собранные данные обычно выражаются в цифрах и графиках для подтверждения теорий и предположений. Собранные данные являются фактической информацией по теме. В рамках данного метода фактическая информация может быть собрана различными способами:

Опросы. Опросы состоят из списка вопросов с многовариантными ответами или рейтинга, которые могут задаваться лично, по телефону или через Интернет. В своем докладе, прежде чем представить полученные данные, Автор может ознакомить читателей со следующей информацией:

–когда и где проводился опрос;

–сколько времени потребовалось участникам, чтобы ответить на вопросы;

–количество ответивших, и т. д.

Кроме того, Автор может включить форму анкеты в приложение к своей работе, чтобы читатель мог точно знать, какие данные были собраны.

  • Эксперименты. В данном случае тестирование для получения данных проводится в контролируемой среде. Этот тип данных используется для ситуаций, в которых переменные контролируются и управляются для установления причинно-следственных связей. Целесообразно будет включить в доклад полную информацию о том, как проводится эксперимент (например, между субъектами или внутри субъекта), какие инструменты, методы и процедуры использует Автор для проведения теста.
  • Существующие данные. Идёт сбор данных для исследования из существующих источников (например, публикации или архивные данные). После того как данные были представлены в докладе, необходимо предоставить информацию об источнике, каким образом изначально были получены данные, и какие критерии использовались Автором для выбора диапазона дат.
  • Наблюдение. Предполагает наблюдение за людьми в их естественной среде, где переменные не могут контролироваться.
  • Контент-анализ (анализ содержания). Предполагает систематическую регистрацию наличия определённых слов или текстов для анализа моделей общения.

В количественные исследования можно включить следующую информацию:

  • как были подготовлены данные;
  • программное обеспечение, используемое для анализа данных (например, Stata или SPSS);
  • использованные статистические методы (например, регрессионный анализ).

Пример количественного исследовательского подхода.

Рассмотрим такой сценарий. Автор опрашивает около 300 студентов в своём университете и задаёт им вопросы типа: «Как Вы оцените профессиональные навыки своего преподавателя по шкале от 1 до 5?»

Исследователь может выполнить статистический анализ данных и сделать следующий вывод: «В среднем студенты оценили профессиональные навыки своих преподавателей на 4.4 балла».

Что такое теоретические методы исследования

В научной практике используются различные методы, которые относятся к двум противоположным группам – теоретической и эмпирической.

Методы исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические

Теоретические методы на рациональном уровне познания помогают объяснить аспекты определенных явлений (причины их существования, свойства и признаки явлений, взаимосвязь с другими объектами и прочее).

Теоретические методы основываются на трех китах умственной деятельности: понятие, суждение, умозаключение.

Данные термины известны нам как основные понятия логики.

Эмпирические методы основываются на познании чувственном (человеческое представление, восприятие, ощущение).

Для реализации эмпирических методов проводят наблюдения, эксперименты, сравнивают отдельные явления.

Эмпирическое познание, как правило, основывается на теории, а результаты эмпирических методов стают полем для теоретической работы, ведь любые результаты требуют осмысления.

Поэтому можно смело заявить, что теоретические и эмпирические методы взаимодополняют друг друга.

Все теоретические методы делятся на методы-приемы и методы-подходы. Первые представляют собой конкретные алгоритмы действий или правила, а вторые – включают множество приемов, указывают на общий способ решения проблемы.

Основные методы исследования

Изучение литературы и других источников информации

Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.

Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.

2. Наблюдение

Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.

Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

3. Опрос

беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

4. Анкетирование

Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

5. Эксперимент

Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!

6. Анализ текста

Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

Советы по использованию метода анализа для научных исследований

После проработки данных для анализа составьте план дальнейшей деятельности, указав в нем аспекты, которые требуется разобрать.

В плане желательно отметить, на каких аспектах нужно обострить внимание, а какие можно описать лаконичнее. Любой анализ начинается с детального, основательного изучения объекта или его отдельного аспекта

Любой анализ начинается с детального, основательного изучения объекта или его отдельного аспекта.

Полноценное использование сравнительного приема возможно только на основе детального изучения всех объектов, подлежащих сравнению.

Выбранную тактику анализа (см. выше) нельзя менять до конца разбора, иначе потеряется логика исследования;

Анализ должен содержать выводы, очень важно проследить, чтобы они не противоречили предыдущим рассуждениям автора. На первый взгляд метод анализа может показаться достаточно сложным для использования, на самом деле он очень удобный, главное – понять принципы построения разборов

На первый взгляд метод анализа может показаться достаточно сложным для использования, на самом деле он очень удобный, главное – понять принципы построения разборов.

В этом видео вы узнаете о других методах научного исследования:

Варианты использования методологии

При выборе приёмов исследования необходимо отталкиваться от темы научного проекта, а также его целей и задач. Теоретические и практические средства должны соответствовать содержанию исследовательской работы. Расшифровывать и прописывать классификационную принадлежность методов не требуется. Также не надо приписывать лишние приёмы, поскольку преподаватель может поинтересоваться, зачем и где они использовались.

Примеры методов исследования в курсовой работе:

  • Педагогика. В курсовом проекте был использован анализ теоретической базы, классификация, аналогия и обобщение полученных результатов. Практическая часть включала методы наблюдения, описания и опроса.
  • Психология. Главными методами этой работы были классификация и сравнительный анализ. Для практической части использовались способы наблюдения, анкетирования, опроса и анализа полученной информации.
  • Юриспруденция. Методологическая основа курсовой работы включает: анализ, аналогию, классификацию и обобщение полученных данных. Частнонаучная методология состоит из сравнительно-правового и технико-юридического метода, а также нормативно-правового анализа.
  • Лингвистика. Методологическая база включает сравнительно-языковой и сравнительный анализ, классификацию, синтез научных концепций и гипотезу.
  • История. Для раскрытия темы этой работы использовались методы сравнительно-исторического анализа, изучения архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервью ветеранов Великой Отечественной войны и обобщения.
  • Экономика и финансы. В курсовом исследовании использовались следующие методы: анализ, синтез и классификация полученной информации, библиографический анализ и экономические расчёты.
  • Математические дисциплины. Методологическая основа научного проекта включает классификацию, сравнение, синтез, обобщение, математическое моделирование, функциональный анализ и методику дифференциальных уравнений.
  • Информационные технологии. Для курсового проекта применялись научный анализ, классификация, сравнение, обобщение и дедукция. Из специальных методов использовались компьютерное моделирование, системный анализ и информационно-аналитические технологии.

Максимально точные результаты можно получить только с правильно подобранными методами. Они должны соответствовать объекту и предмету исследования, задачам и собранным данным. А также необходимо, чтобы используемые приёмы были научно обоснованными и взаимосвязанными друг с другом. Когда методы соответствуют логике рассмотрения, они дают новые и надёжные результаты для научного исследования.

Тип переплета

Выбор вида переплета книги во многом зависит от заявленной цели и аудитории, на которую она ориентирована. Например, книга, предназначенная для ребенка, должна быть достаточно прочной, то есть иметь твердую обложку и плотные листы. На выбор переплета для книги, рассчитанной на взрослого читателя, в основном влияет частота будущего ее использования и фактор престижности.

Сегодня в книжной печати существует девять типов переплета, каждый из которых имеет свои нюансы при изготовлении книг. Четыре из них относятся к брошюрам и книгам в мягкой обложке, а остальные пять – к изданиям в твердом переплете.

Для журналов, каталогов в большинстве случаев используют клеевое бесшвейное скрепление (КБС). Основным плюсом данного способа является его универсальность и невысокая стоимость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector