Профессиональная ориентация школьников

Особенности тестов для людей разного возраста

Чем младше ребёнок, тем меньше конкретики содержат вопросы теста.

Опросники для 5–7 классов позволяют выявить общие склонности и тип мышления (технарь или гуманитарий).

Больше подробностей включают в себя методики для 8–9 классов: они полезны, если ученик решил поступать в колледж и получать среднее специальное образование.

Наиболее конкретизированы тесты для 10–11 классов: ученик осознанно выберет род занятий и желаемый вуз. Абитуриенты и студенты смогут определить не только конкретный вид деятельности, но и более узкую специализацию внутри своей профессии.

Профориентационные тесты полезны для молодых специалистов с высшим образованием, взрослых людей, решивших сменить профессию или получить второе высшее образование. Жизненные обстоятельства могут измениться в любой момент: экономический кризис, потеря здоровья, другие трудности могут вынудить человека уйти из своей сферы и искать другую работу. В этой сложной ситуации могут помочь профориентационные опросники.

Плюсы и минусы онлайн-тестов

Наверное, многие хотя бы раз видели в интернете профориентационные онлайн-тесты. Казалось бы, вот оно решение – всего за несколько минут можно получить конкретный ответ на свой вопрос о смене профессии. Среди их преимуществ выделяют:

  • возможность прохождения теста в удобном месте (дом, работа, кафе);
  • выбор времени (хоть глубокой ночью, главное – бесперебойное интернет-соединение);
  • результат теста можно получить мгновенно после его завершения (он выводится на экран сразу или высылается на указанный заранее ящик электронной почты).

Помимо плюсов, онлайн-тесты обладают и несколькими существенными недостатками:

  • слишком большое количество тестов создает проблему с выбором лучшего;
  • некоторые профориентационные тесты оказываются платными (сперва вы проходите их, а в финале перед вами появляется оповещение о необходимости оплатить получение результатов);
  • многие тесты рассчитаны на школьников и не годятся для взрослых, потому что не учитывают значимые факторы: имеющийся опыт работы, возраст и жизненную ситуацию.

Проходим тесты, находим свое место

Различные исследования по профессиям проходить нужно, но выбирать методики надо тщательно. Обычно при этом учитывают год составления, образование авторов, наполненность и информативность заданий и результатов. Мы предлагаем всем школьникам пройти несколько тестов.

«Активизирующая профориентационная методика»

Составил тест Николай Пряжников, доктор педагогических наук и профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Всего в тесте 34 вопроса. На каждый из них нужно ответить, выставив определенное количество баллов. После данные проанализирует педагог и объяснит вам результат.

Плюсы:

  • Большой выбор профессий.
  • Тщательная проработка пожеланий школьника.
  • Быстрый результат.

Минусы:

  • Мало современных и востребованных профессий.
  • Есть странные ответы, например: квартирный вор.
  • Тест не учитывает личностные характеристики и таланты, только пожелания и настроение тестируемого.

«Матрица выбора профессии»

Эта методика создана Московским областным центром профориентации молодежи. Разработкой занималась Г. В. Резапкина, старший научный сотрудник Академии социального управления. Галина Владимировна – профессиональный консультант по выбору профессий и специальностей.

Тест скорее похож на увлекательную игру. Ответьте на 20 вопросов (по 10 в двух частях теста) и сведите результаты каждой части в специальной матрице. В точке их пересечения находится ваша будущая профессия.

Плюсы:

  • Интересно проходить тест.
  • Быстрый результат.

Минусы:

  • Расплывчатый и неточный результат.
  • Не учитываются какие-либо характеристики, кроме пожеланий тестируемого.
  • Нет современных профессий.

Тест на профориентацию Дж. Холланда (Голланда)

Тест создан в середине прошлого века, состоит из 43 пар профессий. При прохождении вам нужно выбрать понравившуюся специальность из пары. После получения результатов можно определить тип личности, а на основе этого результата уже подобрать будущие занятия.

Плюсы:

  • Интересный результат, много информации.
  • Более точный выбор по сравнению с предыдущими тестами.
  • До сих пор применяют в Европе на собеседовании в высших учебных заведениях и во время приема на работу.

Минусы:

  • Нет современных профессий.
  • Редко применяется для профориентации в России.

Методика определения типа будущей профессии: тест ДДО Е. А. Климова

Создан в середине прошлого века профессором, психофизиологом, доктором психологических наук, академиком АПН СССР Евгением Александровичем Климовым. Популярный тест, который обычно используют во время исследований в школах или Центрах занятости. Методика определяет психотип личности, а по нему рекомендует лучшие профессии для школьника.

Плюсы:

  • Легко найти в сети.
  • Быстрый результат.

Минусы:

  • Ответы очевидны. Тест со 2–3-го вопроса начинает сам «подводить» тестируемого к определенной специализации.
  • Все профессии смешаны. Создатель методики хотел получить точный результат, но не смог связать все результаты в рамках направления или специализации.

Вывод:

Ни один из популярных тестов по профориентации не даст точного результата, но пройти их стоит все. Так вы получите список возможных профессий и направлений обучения, которые подходят вам по темпераменту, интересам и увлечениям. Эта информация даст возможность приступить к следующему шагу в выборе своего жизненного пути.

Экскурсии на производство – хороший тест на профориентацию

Тест Климова на предмет деятельности

Что определяет: предмет деятельности

Количество вопросов: 20

Время прохождения: 20 минут

Результаты: сразу после прохождения теста

Тест на профориентацию по методике Евгения Климова нацелен на то, чтобы определить, какой предмет деятельности тебе ближе всего. Может быть, это природа? Техника? Знаковая система? Художественный образ? Или тебе больше всего подходит работать с людьми? Пройди тест онлайн и узнай ответ. Вместе со своим типом ты получишь список рекомендованных специальностей, а среди них, вполне вероятно, окажется твоя будущая профессия, с которой у тебя сложатся хорошие и долговечные отношения.

Основные методы профориентации школьников

  1. Информационный. К такому методу можно отнести профессиограмму, представляющую собой краткие описания различных профессий. Однако трудно назвать такой метод успешным, ведь он с трудом воспринимается учениками и требует поиска все же более компактного и увлекательного описания.
  2. Реклама и агитация. Такой метод может быть успешным в том случае, ели реклама будет достаточно привлекательной для школьников, а информация, предоставленная в ней – полностью достоверной. В таком случае именно реклама может помочь зародить интерес к определенному высшему учебному заведению, показать реальную актуальность данной профессии, а также заставить ученика заняться самоанализом и саморазвитием с целью поступить туда, куда он задумал.
  3. Экскурсии на предприятия. Это самый наглядный способ ознакомления с будущей профессией. Но даже здесь есть свои нюансы: экскурсии могут быть эффективными лишь при условии подбора действительно квалифицированного экскурсовода или ведущего, который сможет пояснить детям все детали и нюансы того или иного производства.
  4. Справочная литература и познавательные лекции. Второе имеет более сильное влияние, нежели первое. Но литература также должна находиться в школе в достаточном количестве.
  5. Использование СМИ. Это может быть достаточно эффективным методом, но при условии учета специфики средств массовой информации.

Типичные ошибки выбора профессии

История моего хорошего знакомого (назовем его Л.) — отличный способ разобраться с тем, что в профориентации может пойти не так. 

В школе Л. увлекался историей, хотя гораздо больше ему нравились исторические романы, нежели реальные факты. Но в институт он поступил на истфак: он же будет вместе с друзьями археологом!

Эта история закончилась довольно грустно. Учиться на историческом факультете Л. оказалось неинтересно и сложно, а к третьему курсу он уже точно знал, что археологом не будет — в отличие от многих своих друзей. Л. с трудом закончил бакалавриат, а потом стал менеджером по продажам в IT-компании, где работает уже несколько лет. Ему не очень нравится его работа, но он обещает найти что-то другое «когда-нибудь обязательно».

Какова же мораль сей басни? 

Суть профориентации

Как правило, впервые таким поиском мы занимаемся накануне окончания школы. В идеале в этом выпускникам помогают сами школы: они организуют встречи с представителями разных профессий, проводят классные часы и тестирования. Все это должно помочь выпускникам разобраться в своих склонностях и узнать, где их можно применить. 

Чтобы этот этап профориентации работал как надо, в него, конечно, стоит включиться родителям. Представим, что в вашей жизни так и произошло. Что же дальше? 

А дальше профориентация выходит за рамки обязательных мероприятий и становится делом вашей инициативы. В вузе или колледже, например, вы будете проходить практику на производстве, но оставаться там работать или нет — ваш выбор. 

Важность профориентации

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений. Ещё хуже, когда под давлением необходимости определения с необходимыми ЕГЭ основными помощниками в решении проблемы профессиональной ориентации отдельного человека становятся желания окружающих (например, друзей или родителей), настроение или впечатления от недавно увиденной профессии без осознания всех предъявляемых ею требований и слабым представлением о специальности в целом. Подавляющее большинство ошибок при выборе профессии с подробным описанием и путями их решения разобраны в нашем материале «Типичные ошибки выбора профессии», а сейчас давайте сосредоточимся на вопросе актуальности профориентации в целом.

На самом деле проблема выбора профессии и профориентация как таковая возникли относительно недавно. На протяжении многих веков у детей практически не было другого выбора, кроме как продолжать ремесло родителей за исключением, может быть, службы в армии, внезапно сложившихся обстоятельств или социальных потрясений, которые значительно изменяли структуру общества и делали часть профессий устаревшими и ненужными. Классовое и сословное разделение загоняли подавляющую часть населения в узкие рамки, практически не оставляя выбора. Тот факт, что множество родителей стараются сделать выбор за своих детей и сделать их продолжателями своего ремесла, является, вместе с искренним желанием помочь, небольшим отголоском тех времён.

Современное определение профориентации состоит из четырёх основных направлений:

Профессиональная ориентация как источник информации о рынке труда, настоящем и планируемым спросе на те или иные профессии, их требования к знаниям, навыкам и физическим возможностям человека. Сюда же относится информирования о различных программах обучения в средне специальных и высших учебных заведениях.

Профессиональное ориентирование и консультирование, где с использованием обширного инструментария (профориентационные тесты, литература, наблюдение, консультация и прочие) диагностируются наиболее развитые навыки и интересы каждого конкретного человека и сопоставляются с предъявляемыми требованиями к профессиям. Происходит выработка рекомендаций и возможных путей получения подходящего образования и наиболее полной самореализации в трудовой деятельности.

Профессиональный отбор делает окончательные выводы о возможности человека работать на той или иной специальности и его пригодности к осуществлению трудовой деятельности в разных направлениях.

Профессиональная адаптация, в свою очередь, занимается процессами приспособления человека к условиям, требованиям и содержанию выбранной им профессии.

Более подробно о том, что такое профориентация в целом, её функции, виды и краткую историю развития профориентационной работы в России можно ознакомиться в материале «Что такое профориентация».

Профориентация в России

Направление по профориентации в России к сожалению на данный момент не развивается в должном темпе. Подготовка взрослого населения проводится только при центрах занятости и чаще всего она представлена как дополнительная услуга.

В рамках школы консультация учащихся может проводиться «по желанию» администрации, если находятся ответственные учителя, которые берут на себя организацию мероприятий по выявлению подростковой предпрофессиональной ориентации. Они могут проходить в виде популярных психологических тестов, экскурсионных поездок на профильные предприятия, электронных презентаций особенностей тех или иных специальностей, научных конференций с приглашением специалистов–знатоков своего дела.

Профориентация школьников – неотъемлемая часть учебного процесса

Тем, кто продолжает задаваться вопросом, что такое профориентация, кто ею должен заниматься, стоит сказать следующее. Это не только работа школы, института, будущих работодателей, но и ответственное дело родителей. Оно заключается не только в должном воспитании, но и помощи в отборе необходимой информации касательно потенциального труда.

Кому необходима профориентация

Из-за общепринятого ошибочного мнения считается, что профориентация необходима только школьникам и выпускникам. Но на самом деле данным вопросом должен заинтересоваться любой работник, которому крайне некомфортно находиться на своем рабочем месте. Также пройти консультацию специалиста рекомендуется тем, кто потерял работу или не может ее найти.

Что дает профориентация

Благодаря успешно проведенному профессиональному ориентированию происходит переоценка следующих аспектов человеческого характера:

  • формируется уверенная жизненная позиция и адекватное отношение к окружающему миру;
  • крепнет мотивационная составляющая, побуждающая заниматься тем или иным делом;
  • уточняются профессиональные предпочтения, осознаются существующие возможности;
  • приходит осознание своей «нужности» в данное время и в данном месте.

Профориентационная работа в школе

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.Цель профориентационной работы в школе:
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.Задачи профориентационной работы:
— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
— Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
— Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— Представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
— Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.Направления и формы профориентационной работы в школе:
— Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
— Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.Работа с учащимися:
— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
— Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
— Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
— Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.Работа с родителями:
— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.Перспективы профориентационной работы:
— Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
— Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
— Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
— Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
— Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
— Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
— Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
— Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

Функции профориентации

Как у любой системы, у профориентации есть несколько функций. Что это за функции и как они работают? Если коротко, то примерно так: 

  • Диагностическая. Главная цель — определить ваши склонности и таланты, сильные и слабые стороны. Инструменты — тестирования, опросы, консультации, исследования; 
  • Организационная. Здесь основное направление — это организация передачи знаний, опыта, навыков и впечатлений между разными поколениями и категориями людей;
  • Информационная. Ее основные формы — это ярмарки вакансий, дни открытых дверей и онлайн-мероприятия, главная цель которых — дать максимум цифр и фактов участникам профориентации;
  • Профилактическая. Основная задача этой функции — предотвратить неправильный выбор профессий и исключить тех самых «летунов», которые находятся в постоянном поиске и вечных профессиональных метаниях. 

Тест Голланда на профессиональный тип личности

Что определяет: профессиональный тип личности

Количество вопросов: 42

Время прохождения: 20 минут

Результаты: сразу после прохождения теста

Тест Джона Голланда (Холланда) на профессиональные типы личности поможет тебе узнать свои склонности и выбрать профессию согласно психотипу. Тебе будет предложено 42 пары профессй, из каждой тебе нужно будет выбрать только одну

Важно: оценивать необходимо не престиж, а содержание работы, то есть насколько её выполнение тебе интересно. По итогу теста ты узнаешь свой профессиональный тип личности — артистический, исследовательский, социальный, предпринимательский, систематический или реалистический — и получишь список подходящих тебе профессий

Эффективные тесты на профориентацию.

Когда человек уже имеет представление об основных видах деятельности, о главных направлениях, наиболее полезно ему будет пройти тесты, которые помогут с выбором будущей профессии.
 
На нашем сайте можно пройти онлайн тест на профориентацию, который поможет определить профессию, деятельность по которой будет успешной и приносящей удовольствие.
 
Также этот тест поможет:

Увидеть свой характер, его слабые и сильные стороны.
 
Узнать о скрытых талантах, о которых вы можете даже не подозревать.
 
И даже взглянуть на себя со стороны, чтобы получить представление о том, как вас видят окружающие.

Успешного выбора!
 
 

Интерактивные методы профориентации

Одним из современных методов оказания помощи при выборе профессии является интерактивный метод. Он подразумевает под собой некую взаимную деятельность. Такие методы представляют собой моделирование самых различных жизненных ситуаций с дальнейшим совместным решением проблем. Благодаря им можно создать атмосферу сотрудничества, выработать определенные ценности у подростков, а также сформировать некие навыки и умения.

К интерактивным методам относятся деловые игры, различные тренинги по данной тематике. Также к ним можно отнести проект по профориентации и т.д. Именно они позволяют современному подростку более полно узнать о профессиях и, к тому же, с помощью игровой формы узнать обо всех нюансах и тонкостях той или иной профессиональной деятельности.

Профориентационный тренинг

Это один из самых эффективных активных методов профессиональной работы со школьниками. Помимо того, что сего помощью учащийся может получить всю необходимую информацию по теме, он также позволяет на месте выявить проблемные стороны в процессе выбора, найти пути и решения, а также просто развить коммуникативные навыки.

Профориентационный тренинг представляет собой использование совокупности самых разных, но наиболее эффективных методов, среди которых психотерапевтический, обучающий и психокоррекционный. Такой тренинг направлен на самопознание, на развитие профессиональных навыков и коммуникативных умений.

Протестируй себя правильно: попробуй сам

Сейчас у выпускников и школьников больше возможностей, чем, например, у выпускников 2000-х годов, потому что многие организации предлагают экскурсии на производство и даже интересные курсы введения в профессию.

Рассмотрите вариант прохождения профессионального курса по выбору профессии. Например, один из курсов от Smart Course. Компания специализируется на погружении в профессиональную среду, помощи в выборе будущей карьеры, развитии уже существующей. Выпускникам подойдут:

Система Выбор.

Это пятинедельная программа для школьников 12–17 лет, которая включает в себя консультации со специалистами, диалоги с психологами, общение с представителями выбранной профессии и погружение в будущую специальность.

Кому подойдет

Если вы еще не определились со своим будущим, то «Система Выбор» поможет найти свой путь, увидеть профессиональную сферу изнутри и попробовать себя в ней. Вы научитесь смотреть на любую проблему под нужным углом и получите правильную мотивацию.

Тренинги по Навыкам XXI века.

Интересные занятия, позволяющие овладеть soft skills – навыками, которые обязательно понадобятся подростку в будущем. В школе такие знания не дают, поскольку школьная программа не такая гибкая и обширная.

Кому подойдет:

Любому подростку, который хочет получить новый толчок в саморазвитии и узнать больше, без «воды» и устаревших методик.

Итак, тесты по профориентации нужны для того, чтобы определиться со своими желаниями. Однако выбирать профессию нужно «в поле», поговорив со специалистами или погрузившись в выбранную сферу. Возможностей для этого множество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector