Слова и фразы клише для сочинения егэ по русскому языку

Выражение авторской позиции

Для того, чтобы суметь выразить мнение автора, нужно понять, что он хотел сказать своим читателем своим произведением, как он расценивает ту или иную ситуацию и поведение героев.

Все эти вопросы должны быть по смыслу связаны с описываемой проблемой. Автор может напрямую в тексте призывать читателя к различным действиям либо раздумьям. Либо это может быть выражено в скрытой форме, завуалировано.

Чтобы это понять, вам нужно уметь видеть авторский посыл, понимать иронию и различные метафоры. Это сделать труднее, но, если вы научитесь видеть и понимать авторскую позицию, выражая это в своем сочинении, ваши баллы за работу будут заслуженно высокими.

Комментарий

  • Объем: 5-12 предложений;
  • Цель: Угодить новым требованиям … ой, то есть объяснить текст, дать оценку найденной проблеме и доказать цитатами и пересказом, что она имеет место быть;
  • Суть: Кратко передать содержание текста и его логическую связь с выделенной проблемой;
  • Баллы: 0-5.

Важно! Проверяющие покарают Вас нулем баллов, если Вы припишите автору то, чего он не имел в виду. Это называется «фактическая ошибка»

Также избегайте объемного и неуместного цитирования, пишите от себя (этим грешат даже примеры эссе на ФИПИ, будьте бдительны). Выделите из текста только те аспекты, которые связаны с Вашей темой. Убедите читателя, что она реально там есть.

Что писать?

Сформулируйте характеристику Вашей проблемы (актуальность, глубину, социальную или государственную важность, новизну или традиционность, многообразие взглядов на нее, оригинальность авторской подачи, способы привлечения внимания к теме и т.д.);
Подкрепите сказанное примером-иллюстрацией из приведенного текста, пересказав те эпизоды, которые аргументируют и доказывают Ваше утверждение. Можно «бахнуть» цитату, но скромную, не увлекайтесь.
Обдумайте следующий пример и его целесообразность

Напишите предложение, которое поможет Вам перейти в выражению новой собственной мысли. Это и есть связка, она как бы связывает Ваш текст воедино.
Напишите второй пример из приведенного текста. Он тоже должен раскрывать какую-то грань проблемы.
Сочините подводку к авторской позиции, чтобы она не с неба падала в Ваше сочинение, а сама на ум просилась. Эта вакханалия нужна для того, чтобы убедить проверяющего, будто все эти малопонятные и тесные пункты – свободное выражение Вашей мысли.

Структура:

  1. Логическая связка;
  2. Пример-иллюстрация из текста;
  3. Значение примера;
  4. Логическая связка;
  5. Пример-иллюстрация из текста;
  6. Значение примера;
  7. Логическая связка (1-2 предложения);

Топ-3 ошибки:

  1. Вместо комментария ученик пишет изложение или вовсе переписывает текст;
  2. Вместо исходной проблемы в комментарии всплывает другая;
  3. «Автор» подменяется «рассказчиком» и наоборот. В художественном тексте повествование может идти из уст одного из героев, а выпускник считает его, вымышленного персонажа, живым писателем, и строит так свою речь.

Клише:

Пример (по тексту Каверина): (связка) Автор раскрывает проблему на примере фронтовой истории о двух разведчиках, один из которых принимает самое тяжелое решение в своей жизни – идет на самопожертвование ради победы над захватчиком родной земли. (пример) Главный герой даже обманывает своего напарника: берет в руку две длинные спички, чтобы тот обязательно вытащил длинную и тем самым предоставил ему, Тумику, выполнить поставленную задачу – взорвать себя, уничтожив вражескую батарею. На это ему помогли решиться воспоминания о близких людях, на безопасность которых посягнули оккупанты. Вспоминая отца, друга, девушку, он осознал свой долг перед ними и своей отчизной. (значение) Любовь к близким и родным вдохновила солдата на самопожертвование (связка) В то же время герой понял, что именно он, а не Корнев, должен идти на смерть. (пример) Как? Причина в том, что у друга была жена с маленьким ребенком. Тумик пожалел тех далеких и незнакомых людей, которые с трудом выживали без кормильца, а, потеряв его, и вовсе останутся одинокими посреди разрухи и бедствий военного времени. (значение) Значит, бойцу для принятия такого решения нужна не только любовь к ближним, но и великодушие, которое граничит с самоотречением. (связка) Описывая эти эпизоды, автор показывает, что решение о самопожертвовании дается ценой невероятного напряжения воли и принятия на себя тяжелых нравственных обязательств по отношению к другу, у которого семья, к командиру, который просит о подвиге, к родственникам и близким, которые верят в него.

Вступление

Как начать сочинение?

  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
  • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
  • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
  • На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
  • Порассуждать об эпохе, вспомнить факты из биографии писателя, кратко поговорить глобально о поднятой теме.

Клише для вступления в сочинении:

  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…

Собственное мнение

Собственное мнение — это согласие или опровержение позиции автора

Внимание! Несогласие зачастую ведет к нарушению этики и потери баллов. Недостаточно заявить формально: «Я согласен/не согласен»

Обоснованием служит подтверждение Вашей мысли. Почему вы так считаете? Можно приводить один литературный аргумент (но его все равно не засчитают как отдельный элемент эссе! Зато Ваша позиция точно будет доказана).

Клише

  1. Не могу не согласиться с писателем, поскольку…
  2. Я согласен с автором текста и тоже считаю:
  3. Я также считаю, что…И потому разделяю позицию автора…
  4. Подводя итог, нельзя не согласиться с автором в том, что…
  5. Я солидарен с автором в том, что… , так как…

Пример

Я тоже согласна с этой точкой зрения и также убеждена: в жизни нужно всегда уметь преодолевать трудности достойно и сохранять при этом человеческое достоинство и моральные ценности мирного времени. Так считают многие писатели. К примеру, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» продемонстрировал отзывчивость и силу духа Наташи Ростовой, которая предпочла пожертвовать имуществом семьи, лишь бы спасти раненых солдат и офицеров. Несмотря на опасность и грозящие семье испытания, героиня сделала выбор в пользу человечности на войне и спасла людей.

План, как писать сочинение ЕГЭ на высокие баллы

Здесь я хочу дать несколько советов, которыми пользуюсь сама — думаю, они вам пригодятся.

1. Подготовьте знания по предмету

Не обязательно учить все, но важно иметь представление, как и о чем писать текст. Все остальное можно отработать на практике

2. Ознакомьтесь со структурой сочинения

Стоит ли говорить о таких элементарных вещах? Позиция автора, комментарий, проблема, аргументы… На деле многие ученики этого не знают. Проблема еще и в том, что разные учителя учат оформлять по-разному. Если вы путаетесь, обязательно загляните на сайт ФИПИ

Еще важно знать критерии: за что вам снимут баллы, а за что сразу поставят «ноль»

3. Изучите чужие работы

Оставляйте в закладках те сочинения, которые пригодятся вам как шаблон. Не путайте это с клише. Клише помогут составить сочинение, но не научат писать и запоминать информацию.

Практика всегда полезна! Но иногда мы просто не способны проанализировать, чего не хватает нашим работам. Непонятно, почему не получается выделить проблему, позицию автора, написать комментарий и аргументы. Читая разные сочинения, мы находим для себя новые идеи. Видим, как пишет другой человек, сравниваем это со своим текстом. 

Я выделю несколько плюсов, почему вам обязательно следует изучать чужие работы.

Вы получаете новые знания, ведь сочинение можно воспринимать как некий анализ темы или произведения. Если вы понимаете, что не напишите сочинение по какому-то конкретному вопросу, обратитесь к чужой работе. Естественно, я говорю о хороших сочинениях, написанных на максимальный балл.

Где найти такие работы? Я думаю, у вас есть знакомые, которые пишут сочинения на максимальный балл. Попросите у них тетради, в которых выставлены оценки и написаны комментарии учителя. Еще полезно заходить на сайты с сочинениями. Там эксперты ЕГЭ также оценивают работы учеников. Кстати, одно образцовое сочинение ждет вас в конце статьи! Можете начинать подготовку, как только дочитаете.

Просматривая чужие сочинения, вы узнаете новые методы. Хорошо иметь в голове шаблон, но всегда полезно увидеть, как пишет другой человек.

Не игнорируйте сочинения с ошибками. Проверяя работы, учитель пишет, за что снижает баллы. Интересно, что разные ученики часто допускают похожие ошибки. Если вы узнаете, что другие делают не так, вы это запомните и исправите. Вспоминаем притчу: «Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак не учится вообще».  

4. Не забывайте о практике

Иногда приступить к сочинению гораздо труднее, чем написать его. При подготовке я тоже часто откладываю сочинения.

Когда я пишу на проверку, обычно выделяю два метода написания. Если не знаю, что писать, я просматриваю весь материал по данной теме. Иногда сложно понять, что от тебя хотят увидеть, поэтому обязательно смотри другие сочинения. Это не будет считаться списыванием или несамостоятельной работой (конечно в том случае, если ты не списываешь все). Ты просто смотришь материал по непонятной тебе теме, а значит, изучаешь её. 

Но! Многие при подготовке все время пользуются материалами. И здесь я использую второй метод. Если тема попалась несложная, я обращаюсь только к своим знаниям. Именно так при проверке текста можно понять, что я выучила, а что нужно повторить.

Моя тетрадь с сочинениями

Вступление

В нем же и формулируем проблему. Как это сделать?

  • Внимательно читаем текст.
  • Формулируем несколько вопросов по содержанию текста (используем разные вопросительные местоимения: что/кто/какой/как и т.п.).
  • Начинаем абзац с 2-3 вопросов по тексту, желательно, чтобы они не имели отношения к главной проблеме.
  • Формулируем основную проблему.

Клише

…? …? …?Эти и другие вопросы ставит/поднимает в своем тексте (имя автора), однако наиболее детально автор рассматривает проблему…
Автор данного текста поднимает проблему…
В приведённом отрывке центральной я бы назвал проблему…
Текст (имя автора) заставил меня задуматься над такой проблемой, как..
Проблема … сильнее всего привлекает внимание автора…

Пример

Что такое война? Какое влияние оказывает она на людей? Почему подростки нуждаются в помощи с выбором дальнейшего жизненного пути? Эти и многие другие вопросы задает в своём тексте Галина Галлер. Однако наиболее детально она рассматривает проблему стойкости человека в трудных ситуациях.

План

Для того чтобы на сто процентов подготовиться к написанию сочинения (эссе) по русскому языку, необходимо четко представлять себе план будущей работы.

1. Вступление. Начать свое эссе можно с подходящей к затронутой теме цитаты: при этом ее можно взять из предоставленного текста или же из других источников (газет, журналов, литературы). Вместо цитаты допустимо использование риторического вопроса, отражающего в себе основную суть поднятой проблемы. Во вступлении вы также можете написать общую информацию по теме или воспользоваться авторитетным мнением. Если вам известен автор статьи, то у вас есть возможность рассказать интересные факты из его биографии, раскрыть его жизненные взгляды и позиции. Помните, что структура сочинения на ЕГЭ по русскому требует краткого вступления, состоящего из 3-4 предложений. Оно должно иметь смысловую связь с основной частью и выводом вашего эссе и плавно подводить читателя к постановке главной проблематики текста.

2. Определение и постановка основной проблемы статьи

Очень важно правильно понять главную тему текста: если вы допустите здесь ошибку, вы поставите под угрозу всю вашу работу. Не путайте понятия «проблема текста» и «отношение автора к этой проблеме»

Проанализируйте статью и выявите связь поднятой темы с современным социумом. Помните, что автор рассматривает конкретный случай, ваша же задача – увеличить масштабы описываемой ситуации до размеров всего человечества. Если вы сможете сформулировать проблематику в одном риторическом вопросе, то это станет только плюсом вашего сочинения по русскому. Для того чтобы четко структурировать свои мысли и правильно донести их до читателя, воспользуйтесь на ЕГЭ речевыми клише.

3. Следующим пунктом схемы сочинения является ваш комментарий к затронутой теме. В данной части работы вам необходимо объяснить проблему статьи. Простое изложение или цитирование текста не допускается. Здесь вам следует поразмышлять об актуальности поднятой темы. Можно применить мысли других авторитетных личностей, которые уже высказывали свое мнение по заданному вопросу. Если у вас имеется своя точка зрения, приведите ее в эссе, аргументируя рассуждения собственным опытом

В своей работе вам стоит отметить детали, на которых автор заостряет особое внимание, и дать свой комментарий к приведенным тезисам. Основной целью данной части сочинения является отражение идей писателя в интерпретации экзаменуемого

Конечно, вы можете приводить подходящие цитаты из текста, но слишком увлекаться ими не стоит. Для более четкой передачи своих пояснений, используйте стандартные речевые шаблоны.

4. Отражение авторской позиции. Здесь вы должны раскрыть выводы писателя, к которым он приходит на основании своих рассуждений о поднятой проблеме. Чтобы правильно определить точку зрения автора, вам необходимо задать следующие вопросы: для чего он написал свою статью? что он хотел донести до читателя? какова авторская оценка описываемой ситуации? Позиция повествователя может быть открытой и явно призывать читателя к определенным действиям. Но часто его мнение завуалировано сложными метафорическими оборотами и иронией, поэтому вам нужно найти срытый смысл и отразить его в своей работе. Для оформления данного раздела, воспользуйтесь речевыми клише.

5. Ваша точка зрения и ее аргументация. В этой части недостаточно выразить свою поддержку автору или несогласие с его мнением. Здесь вы должны предоставить доказательства в пользу идеи писателя либо же против его тезисов. Если вы согласны с позицией повествователя, то вам необходимо привести два аргумента в защиту его позиции: при этом в качестве доказательств нужно использовать не цитаты из текста, а доводы из собственного опыта и литературы. Не нужно повторять мысли автора, отраженные в тексте: вам требуется сформулировать свое личное мнение. Если же вы выступаете против позиции писателя, вам нужно укрепить свои рассуждения соответствующими аргументами и постараться изменить точку зрения читателя по поводу поднятой проблемы. В работе вам помогут нижеприведенные клише.

6. Заключение. Завершающая часть сочинения должна иметь логическую связь с основным разделом и заключать в себе обобщенный вывод. Оформить заключение можно с помощью:

  1. Подведения итога главных идей автора.
  2. Риторического вопроса, заключающего в себе основную суть вашего вывода.
  3. Призыва к читателю, нацеленного на побуждение к какому-либо действию или переоценку отношения к затронутой теме.
  4. Цитаты из текста, которая четко отражает точку зрения автора и подводит итог всей статьи.

Воспользуйтесь следующими речевыми шаблонами для оформления заключения.

Аргументы

Аргументы должны быть:

  1. Точными.
  2. Развёрнутыми и убедительными.
  3. Доказывать вашу точку зрения.

Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример

Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя

Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

Клише для аргументов:

Жизненный опыт: часто приходиться сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного… Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме… Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…

АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Аргументами являются:

  • факты (свидетельства очевидцев, даты, место и обстоятельства событий, участники событий)
  • биография (жизнь) исторических деятелей, деятелей науки, известных людей
  • положения официальных документов
  • общественные законы
  • законы природы
  • статистические данные
  • научные данные
  • авторитетное мнение известного человека (учёного, писателя, политического деятеля)
  • ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
  • народная мудрость (пословицы, поговорки)
  • примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
  • собственные наблюдения и выводы
  • примеры из жизни окружающих людей

Комментарий к проблеме

В качестве комментария можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений.

Требования к комментариям:

Написать 2 примера, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать частичное цитирование с пояснением

Важно!!! Не нужно вставлять объемные цитаты. Используйте только главную часть

Выделить смысловую связь между приемами: причинно-следственную, противительная или другие связи в тексте. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария нужно их проанализировать, дать свою оценку происходящему. Соответствие заявленной проблеме. 0 баллов ставится в комментарии если: Допущена одна неточность, комментарий оценивается в 0 баллов. Комментарий не написан. Комментарий написан без опоры на текст. В комментарии присутствуют фактические ошибки.

Ошибки в комментариях:

  • Комментарий не полностью основывается на тексте.
  • Плохой пример комментария.
  • Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом.

В комментарии не должно быть:

  • Пересказа исходного текста или его части. Рассуждений по поводу всех проблем текста. Комментариев о действиях героев текста.
  • Избегать повторов слова «проблема».
  • Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости…».

Как писать комментарий?

  1. Нужно внимательно прочитать текст.
  2. Для публицистических текстов: выделите для себя предложение, в котором заложен основной смысл, который хотел донести автор, затем задайте к нему вопрос. Это и будет проблема, поставленная автором.
  3. Для художественных текстов: читайте «между строк»: что хотел сказать автор? Если поставить проблему сложно, внимательно всмотритесь в ключевые слова и попробуйте по ним определить мысль автора.

Клише для комментария:

Автор считает (что?) Автор отмечает важность (чего?) Автор рассказывает (о чём?) Автор размышляет (о чём?) Автор обращает внимание на (что?) Автор подчеркивает (что?) Автор раскрывает проблему на примере Автор делает акцент на том, что Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)… Вопрос о…. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)… Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

Что ФИПИ хотят увидеть в сочинении?

В этом сочинении, согласно ФИПИ, от вас требуется:

  1. Найти и поставить одну из правильных проблем приведённого в КИМе текста.
  2. Написать два комментария: пример + их пояснение + смысловая связь между ними.
  3. Написать позицию автора данного текста.
  4. Написать своё отношение к словам автора и пояснить его.
  5. Написать не меньше 150 слов.
  6. Не увлекать чрезмерным цитированием.

Максимальный балл за – 24.

Но при этом сочинение не должно:

  1. Являться полностью пересказанным или переписанным текстом.
  2. Быть написанным по тексту не из КИМа или по неправильной проблеме.

При несоблюдении двух этих пунктов вся ваша работа оценивается в 0 баллов.

Бонус! Транскрипция сочинения 2020 года на максимальный балл

Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2020 года на максимальный балл

Какова роль искусства на войне? Именно над этим вопросом задумывается известный русский советский писатель Константин Георгиевич Паустовский.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор рассказывает о советских людях, которые бесстрашно сражались в годы войны на свою Родину. В их числе были актеры и музыканты, которые днем воевали на фронте и работали в тылу (предложения 7,8), а ночью «устраивали концерты» и «разыгрывали спектакли»

Откуда они брали силы на всё это? Из истории, рассказанной К.Г. Паустовским, мы можем для себя понять, что именно искусство служило для них источников энергии, вдохновляющей на ночные представления, которые так нужны были уставшим от войны людям. Но главный акцент автор делает на скрипаче Егорове, который смог сыграть мелодию Чуковского на изуродованном инструменте так, что казалось, «от нее томительного напева… разорвется, не выдержит сердце». Тем самым Паустовский показывает нам, насколько важна сила искусства, какое влияние оно способно оказать на людей.

Позиция автора ясна: искусство способно творить с людьми невероятные вещи: оно дает им силы даже в самые трудные минуты жизни, даруя веру в себя.

Я полностью согласна с мнением К.Г. Паустовского. Роль искусства на войне огромна. Именно оно (искусство) поднимало дух бойцов и работников тыла в годы Великой Отечественной войны. Музыка, поэзия, театр давали людям силы и дарили надежду на светлое будущее. Советская армия победила благодаря «Ленинградской симфонии», «Смуглянке», стихам Ахматовой и многим другим произведениям искусства, которые поднимали дух советскому народу, побуждая его на подвиги. Все это навсегда останется в нашей памяти.

Подводя итог всему вышесказанному, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть, что искусство – это неотъемлемая составляющая в годы войны, так как именно в нем таятся жизненные запасы энергии, так сильно необходимые людям.

Научим решать ЕГЭ на сотку.

Записывайся на пробный урок

Записаться бесплатно

Еще одно сочинение на максимальный балл

Что можно назвать настоящим шедевром?

Отвечая на этот вопрос, К.Г. Паустовский рассуждает о литературном гении Лермонтова. По мнению автора, поэт оставил потомкам множество стихотворных и прозаических шедевров, наполненных «жаром души», каждую строчку которых любит не одно поколение. Читатель понимает, что истинные шедевры остаются в сердцах людей надолго, «почти навсегда», рождают новые мысли, образы, чувства, духовно обогащают.

Однако, по мысли автора, шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. К.Г

Паустовский обращает внимание читателя на описание осенних пейзажей, отмечая детали окружающего мира: «каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью». Таким образом, люди окружены шедеврами, которые осветляют жизнь, рождают высокие стремления и открывают «величайшее хранилище сокровищ» — землю

К. Г. Паустовский убежден: шедевр – это совершенное творение природы и человеческого гения, в котором заключается то, что никогда не может примелькаться – «совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на все, что нас окружает».

Я согласна с мнением писателя. Думаю, что настоящий шедевр открывает новые грани личности человека, вызывает изумление и радость, напоминает о том, как прекрасна жизнь. Так, в очерке Г.И. Успенского «Выпрямила» главный герой ощущает на себе воздействие силы скульптуры Венеры Милосской. Это великое произведение мирового искусства оказалось способно «выпрямить» скомканную человеческую душу, подарить давно забытое ощущение счастья, поэтому статую можно считать истинным шедевром.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что шедевры наполняют жизнь человека, содержат в себе то, что может сделать его счастливее.

Что полезнее: слушать или записывать?

Моторная память отлично помогает при подготовке. Многие учителя говорили мне, что информация запомнится лучше всего, если я буду писать текст. Я всегда думала, что мне проще анализировать информацию на слух. Но проблема оказалась не в том, что я ничего не запоминала при письме, а в том, что я неправильно использовала моторную память.

Что лучше: слушать и смотреть или записывать информацию? И то и другое отлично срабатывает

Но важно различать ситуации, когда мы запоминаем при письме, а когда делаем простой конспект

Вспомните, как вас заставляли писать конспекты со скоростью света, когда учитель объясняет тему. Вопрос: запомните ли вы хоть что-нибудь, пытаясь слушать его и параллельно с этим писать? Конечно, нет — в этом проблема школьной подготовки.

Конспекты — это отдельная вещь, где ты пишешь, чтобы потом посмотреть и вспомнить весь материал. Лучший способ при подготовке: послушать учителя, понять информацию, а потом записать нужный материал в тетрадь. Так часто делают на профессиональных курсах.

Предварительный просмотр:

Речевые клише (конструкции) для сочинения ЕГЭ

Композиция сочинения

Содержание части сочинения

Возможные конструкции

Проблема, поставленная автором (К1)

Вопрос, над которым размышляет автор и заставляет задуматься

Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой …
В центре внимания автора текста проблема…
!Или: сначала проблема в виде вопроса, а затем клише. Например, Что такое прощение? Прощение – это способность силы или слабости ?Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор.
Проблемный вопрос.
Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО)

Комментарий к проблеме.
2 примера-иллюстрации из текста, которые важны для понимания текста (К2)
!!!Комментарий не пересказ

На каком материале он раскрывает проблему (какие примеры, поступки, события, факты)

На чьи мнения ссылается? Какие изречения, высказывания использует?
 1 пример + пояснение
2 пример + пояснение
Связка между примерами

Примеры-иллюстрации:
Проблема раскрывается автором на примере…
Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
Автор обращает внимание автора на…
Не случайно автор изображает (кого, что?)…
Поступок героя свидетельствует о том, что…
В качестве примера автор рассматривает…
Особого внимания заслуживает высказывание…
Автор неслучайно приводит слова (кого)…
В центре внимания автора случай…

Герой говорит: «цитата»
Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
Пояснение к примерам:
Автор рассуждает о том, что…
Писатель убеждает читателя в том, что…
Этот пример показывает, что…
Этот пример убедительно доказывает, что…
Эти события помогают понять…
Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить как…

Автор отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…
Писатель хочет сказать, что…
Эти события автор описывает для того, чтобы…
Слова героя позволяют понять…
Связка между примерами
Для сравнения автор обращается к …
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…
Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Несмотря  очевидную правоту героя, автор думает иначе…

Объясняя причину поступка героя, автор приводит…
Противопоставляя эти примеры (героев)…
Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Авторская позиция (К3)

Ответ на проблемный вопрос
!Отсылка к проблеме. Все крутится вокруг проблемы.
Что такое прощение?(проблема-вопрос)
Автор считает, что прощение – это(ответ)

Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу о том, что..
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
!!!Цитата из текста, где явно звучит вывод автора

Отношение к позиции автора по проблеме и его обоснование (К4)

Мой ответ на этот вопрос + обоснование (опора на общеизвестные факты истории, общечеловеческие ценности, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)

Отношение к позиции автора по проблеме:
Я согласен с мнением автора.
Нельзя не согласиться с мнением автора.
Безусловно, автор прав.
Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
Я полностью разделяю мнение автора.
Обоснование своей позиции:
Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
Нужно вспомнить тот научный факт, который еще раз подтверждает…
Когда-то я впервые услышал о том, что…
Известный писатель/спортсмен/общественный деятель/политик об этом говорил так…
Нельзя не вспомнить героя известного романа/фильма..

Вывод

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector