Клиническая (медицинская) психология

Содержание:

Результат прохождения курса обучения клинической психологии:

По итогу прохождения дистанционной программы профессиональной переподготовки на клинического психолога:

  • Вы становитесь квалифицированным клиническим психологом, компетентным в вопросах психологического консультирования и психотерапии.
  • Вам понятны основы психофизиологии, нейропсихологии, патопсихологии, психопатологии, невропатологии, анатомическое строение центральной нервной системы человека.
  • Вы способны оказывать профессиональную психологическую помощь в экстремальных ситуациях и состояниях;
  • Вы подготовлены в вопросах гештальт-терапии в клинической психологии, НЛП и транзактного анализа, обучены применять данные знания на практике.

Особенности профессии

Клинические психологи чаще всего взаимодействуют с людьми, которые испытывают сложности в вопросах, связанных с адаптацией, самореализацией, становлением личности. Эти процессы зависят от социального, духовного и физического состояния пациента. Клинические психологи используют следующие методы:

  • беседы, наблюдение;
  • психофизические, анамнестические, биографические, экспериментально-психологические методы;
  • изучение продуктов деятельности и творчества.

Клинический психолог в вузе изучает целый комплекс естественнонаучных дисциплин, а также анатомию ЦНС, нейропсихологию и нейрофизиологию, психодиагностику и т. д. Дипломированные специалисты выполняют следующие виды работ:

  • сбор анамнеза, выполнение психодиагностики;
  • разработка мер, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния пациента;
  • оказание помощи в самоидентификации, социальной адаптации, налаживании внутрисемейных отношений;
  • подготовка схемы медикаментозного лечения при необходимости;
  • проведение психологической экспертизы;
  • социальная деятельность в рамках помощи незащищенным слоям населения: дети, инвалиды и т. д.;
  • составление заключений по итогам выполненной работы.

Они работают с разными группами людей. Оказывают помощь пациентам, которые перенесли психологическую травму, страдают от приобретенных или врожденных заболеваний, испытывают потребность в социальной адаптации, например, после отбывания наказания в тюрьме

Обратите внимание на то, что клинические психологи не работают с тяжелыми психическими состояниями: шизофрения, биполярное аффективное расстройство и другие

Практики, исследовательские и другие проекты:

Виды практик:

учебно-ознакомительная, производственная, педагогическая, научно-исследовательская и квалификационная (индивидуальная и групповая супервизия)

Базы практик:

  • ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М.Бехтерева»
  • ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А.Алмазова»
  • СПбГБУЗ «Психиатрическая больница №1 им. П.П.Кащенко» и другие психиатрические больницы города
  • СПбГБУЗ «Городская наркологическая больница»
  • ООО «Центр Клинической неврологии»
  • СПБГБУЗ «Психоневрологический диспансер №1»
  • СПбГБУЗ «Городская больница Святого Великомученика Георгия» и другие взрослые и детские соматические клиники
  • СПбГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»
  • СПбГБУ «Кризисный центр помощи женщинам»
  • СПбГБУ Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»
  • СПбГБУ Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт»
  • Городские центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
  • СЗФКУ «Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
  • ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта»
  • ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П.Павлова»
  • ЧОУ ДПО Институт психотерапии и консультирования «Гармония» и др.

Основные направления научно-исследовательской деятельности

  • современные проблемы психосоматики и психоонкологии
  • адаптация личности и семьи к соматическим и психическим заболеваниям
  • профилактика саморазрушающего (суицидального и зависимого) поведения подростков
  • изучение адаптивных ресурсов человека, снижающих риск криминального поведения
  • изучение личности преступника и криминальной агрессии
  • современные проблемы судебно-психологической экспертизы
  • профилактика ВИЧ-инфекции
  • изучение развития детей в учреждениях и семьях замещающего типа
  • изучение психологических факторов экстремизма и фанатизма
  • исследование психологических проблем адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ (с разработкой психологических основ переговорного процесса в кризисных ситуациях)
  • современные проблемы психологического сопровождения спортсменов

Особенности профессии

Психотерапия – это система воздействия на пациента психологическими средствами. Психотерапия разделяется на медицинскую и немедицинскую. Врач-психотерапевт занимается медицинской психотерапией. Немедицинская относится к работе психолога.

И тот, и другой применяют психические (психологические) технологии. Но чем же тогда психотерапевт отличается от психолога? Тем, что психотерапевт – это врач, и он занимается именно лечением, т.е. работает с болезнями. Тогда как психолог не имеет медицинского образования. Он занимается душевными проблемами, не связанными с психическими патологиями.

В психиатрических клиниках работают также патопсихологии. Но их задача – помощь в диагностике заболевания и в выборе направления лечения. Непосредственно лечением они не занимаются.

В психиатрических клиниках психотерапевт работает в сотрудничестве с психиатром и патопсихологом. (Подробнее о психиатрии см. статью «Врач-психиатр»). В некоторых случаях для лечения больного лекарства не нужны или же эффект от их применения нужно развить с помощью психотерапии. Психотерапия используется также на этапе выхода из болезни (этап реабилитации) и для её профилактики.   Когда психиатр определяет стратегию лечения, врач-психотерапевт приступает к своей части работы.

Надо сказать, что часто психотерапией занимаются сами психиатры. В отличие от психологов, они имеют право назначать лекарства. Но для проведения ещё и психотерапии, они проходят специальную подготовку, т.к. без глубокого понимания психотерапевтических методов хороших результатов не добиться. Дело в том, что профессия психотерапевт выходит за пределы медицины: в ней очень большое место занимает гуманитарная составляющая. Психотерапию нельзя свести к набору технологий, т.к. она предполагает эмоциональный контакт между врачом и больным. Психотерапевт, сопереживая своему пациенту, создаёт благоприятный настрой. Иными словами, врач-психотерапевт включается в процесс личностно.

В психотерапии существует большое количество методов. Это и гипноз, и аутотренинг, и поведенческая тренировка, и рациональный, и личностно-ориентированный методы.

Гипноз проводится с помощью внушения (суггестии), поэтому метод называют также гипносуггестивной психотерапией. Его используют для внушения убеждений, улучшающих эмоциональное состояние пациента.

Аутогенная тренировка отчасти напоминает гипноз, но здесь ведущую роль играет сам пациент.  Он под руководством психотерапевта учится проводить психическую саморегуляцию:  силой воображения устранять болезненные переживания.

Поведенческая психотерапия помогает избавиться от неправильного (патологического) поведения. Точенее, от неправильных поведенческих привычек. В рациональной психотерапии используются логические аргументы, чтобы объяснить больному, почему какие-то из его убеждений ошибочны. При этом врач использует и эмоциональное воздействие, и внушение.

Личностно-ориентированная психотерапия помогает пациенту разобраться в себе: увидеть, какие именно переживания стали причиной психического нарушения.

Есть и другие методы работы (арт-терапия, сказкотерапия, телесно ориентированная терапия, гештальд и пр.). Психотерапевт подбирает нужные методики индивидуально. В любом случае успех лечения возможен, только если пациент доверяет своему врачу. И это доверие укрепляется, когда терапия даёт хорошие результаты.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра)*.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

Направления обучения

Анонс программ (127)

Безопасность жизнедеятельности в социальной сфере (24)

Хит!

Бухгалтерский учет (30)

Государственная служба и юриспруденция (19)

Дефектология (58)

Хит!

Дизайн (9)

Документоведение и делопроизводство (9)

Дошкольное образование (68)

Хит!

Индустрия красоты (4)

Культура и искусство (16)

Хит!

Логопедия (44)

Хит!

Маркетинг и продажи (3)

Менеджмент и управленческие компетенции (33)

Начальное образование (20)

Охрана труда и жизнедеятельности (2)

Педагогика (23)

Педагогика дополнительного образования (39)

Педагогика профессионального образования (17)

Предметная подготовка учителей (62)

Психология (79)

Хит!

Сельское хозяйство (11)

Социальная работа (14)

Управление персоналом и кадровое делопроизводство (18)

Физическая культура и спорт (38)

Экономика и финансы (8)

Программа переподготовки по медицинской психологии с углубленным изучением методов психотерапии и психокоррекции

Программа ставит перед собой цель подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих системными знаниями в областях психиатрии, медицинской психологии, психотерапии и владеющих практическими навыками  психологической диагностики, психотерапии и психокоррекции.  Во время обучения на программе переподготовки слушатели сдают теоретические зачеты, выполняют практические задания, отрабатывают профессиональные навыки. Программа переподготовки включает практические блоки, обязательные для посещения. Медицинские психологи – выпускники Института им. В.М. Бехтерева востребованы и ценятся государственными медицинскими учреждениями и частными медицинскими центрами.

Занятия проводят высококвалифицированные специалисты – профильные доктора и кандидаты наук, имеющие большой опыт научно-исследовательской, преподавательской и практической деятельности в области психотерапии и  медицинской психологии. 

Форма программы – очно-заочная. Программа переподготовки состоит из 6 очных циклов и длится 2 года (3 цикла в год). Продолжительность очного цикла – 2 недели (144 уч.часа). Общий объем подготовки 2718 уч. часов.

Результат обучения:

  • Вы становитесь квалифицированным клиническим психологом, компетентным в вопросах нейропсихологии, патопсихологии, психосоматики и психотерапии.
  • Вам понятны основы психофизиологии, психопатологии, невропатологии, анатомическое строение центральной нервной системы человека.
  • Вы способны оказывать профессиональную психологическую помощь в экстремальных ситуациях и состояниях, идентифицировать проявления психиатрических заболеваний.
  • Вы подготовлены в вопросах гештальт-терапии в клинической психологии, НЛП и транзактного анализа, обучены применять данные знания на практике.

Цели и задачи курса

Основная цель программы обучения – приобретение Слушателями базовых знаний, относящихся к области медицинской психологии, овладение соответствующими навыками.

Вы изучите основы психиатрии и патопсихологии, особенности и признаки наиболее распространенных психических заболеваний. Приобретёте знания о строении и функционировании центральной нервной системы, получите представление о нарушениях поведения, – предполагается рассмотрение различных видов аддикций. Преподаватели расскажут вам о диагностике в работе клинического психолога и основных направлениях психотерапии (транзактный анализ, гештальт-терапия).

С какими проблемами обращаются к клиническому психологу

Вобщем-то клинический психолог способен справиться с любой проблемой психологической направленности.Уровень подготовки дает возможность решать широкий спектр проблем, связанных с психическим здоровьем.

С какими же проблемами обращаются клиенты к клиническим психологам чаще всего 

Прежде всего это:

  • Депрессивные состояния: потеря смысла существования, упадническое настроение, хроническая апатия и неспособность к получению удовольствия;

  • Состояние тревоги: раздражительность, не проходящего беспокойства, панические атаки и беспричинный страх;

  • Нарушения сна: снижение его качества, бессонница либо, наоборот, постоянное сонное состояние;

  • Проблемы в сексуальной сфере: снижение потенции, трудности с достижением оргазма и т.п.;

  • стенические сбои: потеря энергии, падение уровня работоспособности, хроническая усталость, чрезмерная утомляемость.

Цели и задачи программы обучения клинической психологии

Целью курса на клинического психолога является подготовка клинических психологов, владеющих основами психотерапии и ориентированных на практическую деятельность. В ходе дистанционнного обучения будет реализован ряд задач: изучить анатомию ЦНС, основы нейропсихологии, психофизиологии, психопатологии и иных смежных дисциплин, рассмотреть вопросы психологического консультирования. Будут даны знания о патологиях психического развития детей и подростков и методах их диагностики, а также особенностях экстремальных ситуаций. Также на курсе подготовки клинических психологов вам предстоит изучить основы психосоматики, гештальт-терапии, НЛП, будет организован ряд практикумов.

Программа даст ответы на вопросы:

  • Какие компетенции необходимы клиническому психологу в области психофизиологии, нейропсихологии, патопсихологии, невропатологии, психопатологии и анатомии центральной нервной системы?
  • Как проводить психологические консультации?
  • Какие методы диагностики психического развития применяются в современной клинической психологии?
  • Как организовать поддержку в экстремальных ситуациях?
  • Что такое психосоматика?
  • Каковы возможности гештальт-терапии, НЛП, транзактного анализа в клинической психологии?

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра)*.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

Методы обучения

Дистанционное обучение – относительно новый способ получения высшего и дополнительного профессионального образования по психологии. В настоящее время обучение «на расстоянии» становится всё более популярным среди желающих пройти профессиональную переподготовку. Основное преимущество методов удалённого обучения – их доступность для широкого круга слушателей. Программа реализуется посредством компьютерных технологий – используются различные электронные пособия, проводятся вебинары, организована поддержка персонального педагога – тьютора. Благодаря этому слушатели легко усваивают материал и приобретают необходимые профессиональные компетенции.

Методики

Отличительная черта психиатрии – гуманитарная составляющая, которая помогает получить эмоциональный контакт с пациентом, создает особую, личностную связь. Этого удается достичь с помощью различных методик:

  1. Поведенческая психотерапия – специалист внушает и эмоционально воздействует на пациента, приводя логические аргументы, что убеждения последнего ошибочны.
  2. Личностно-ориентированная психотерапия позволяет разобраться, какие именно переживания стали толчком к нарушениям психики.
  3. Гипноз или гипносуггестивная психотерапия – внушает новые убеждения, позволяет проникнуть очень глубоко в подсознательное.
  4. Аутогенная тренировка – под руководством специалиста пациент силой воображения устраняет болезненные переживания.
  5. Гештальт-терапия, основанная на саморегуляции психики. В ней используется несколько техник – завершение ситуации (гештальта), перенос и контрперенос и др.

Существуют и другие методы психотерапии: телесно ориентированная, клиент–центрированная, игровая, экзистенциальная, арт-терапия, психоанализ и т. д. Специалист подбирает подходящую для каждого пациента индивидуально.

РГПУ имени А.И. Герцена

Этот вуз был основан в Санкт-Петербурге в 1797 году и считается одним из лидирующих педагогических высших учебных заведений в нашей стране. Он известен также большим количеством фундаментальных и прикладных исследований, которые проводятся в рамках нескольких десятков научных школ.

Научная школа, сформировавшаяся на базе Кафедры клинической психологии и психологической помощи, специализируется на методологии клинико-психологических исследований и решении практических задач, причем усиленное внимание уделяется изучению адаптации человека к любым нестандартным условиям жизнедеятельности. Будущих клинических психологов учат оказывать людям специализированную психологическую помощь, участвовать в реабилитации пациентов с психическими расстройствами, корректировать нарушения психического развития

В учебной деятельности участвуют такие высококвалифицированные специалисты, как Анатолий Алехин, Елена Вакнин, Людмила Ватаева и другие. Выпускники факультета работают в учреждениях здравоохранения, образования, в силовых структурах, центрах социальной защиты населения.

Требования к Слушателям:

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра)*.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

*программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи.

РНИМУ имени Н.И. Пирогова

Это один из крупнейших медицинских вузов не только нашей страны, но и всей Европы. Расположенный в Москве, он включает в себя 135 учебных кафедр, а количество студентов, проходящих обучение в РНИМУ им. Пирогова одновременно, превышает 9000 человек. Преподавателей здесь тоже очень много: более 1200 только в штате.

Кафедра клинической психологии здесь относится к Психолого-социальному факультету и появилась, как и в большинстве вузов, не так давно: в 2003 году.  Специалистов на этой кафедре обучают по трем основным направлениям: клинико-психологическая помощь семье и ребенку; диагностика и психотерапия в рамках патопсихологии; нейропсихологическая реабилитация и обучение, направленное на коррекцию и развитие психических функций. На кафедре также ведется научно-исследовательская деятельность и проводится обучение аспирантов.

В РНИМУ им. Пирогова преподают такие опытные профессора, как Вадим Негребецкий, Александр Сабельников, Павел Сутягин, Марина Костюченко и многие другие. Здесь учились Леонид Рошаль, Вера Сидельникова, Николай Анисимов, Галина Чекарева и т.д.

Где можно выучиться на психотерапевта?

Как уже отмечалось выше, в психотерапии есть два направления — медицинское и немедицинское. В связи с этим есть несколько вариантов приобретения необходимой профессии.

Чтобы стать немедицинским психотерапевтом, достаточно закончить высшее учебное заведение по специальности «Психолог», а после получить дополнительное профессиональное образование по направлению «Психотерапия».

Важно помнить, что ни одни курсы по переквалификации или дополнительной подготовки не дают право немедицинскому психотерапевту работать в качестве медицинского. Поэтому необходимо изначально четко определиться с выбранным направлением и местом учебы

Факультет психологии активно представлен в педагогических, социальных и гуманитарных вузах. В зависимости от университета и кафедры различаются учебные планы, возможны различия в требуемых для поступления предметах. Например, где-то необходимы русский язык, математика и биология, а некоторые вузы требуют еще и английский язык. Но, в целом, требования для поступления схожие.

При желании стать именно медицинским психотерапевтом, нужно понимать, что это в первую очередь — врач, который должен иметь профильное образование, полученное в специализированном учебном заведении. Иными словами, для освоения этой профессии необходимо после 11 класса поступить в медицинский вуз на направления:

  • «Лечебное дело»;

  • «Педиатрия».

После завершения основного обучения поступить в ординатуру на направление «Психиатрия», а уже по окончании двухлетнего профильного обучения пройти дополнительную подготовку по «Психотерапии».

Психотерапевт может проходить обучение дистанционно по любым направлениям, которые помогут его деятельности, но получить профессию «Психотерапевт» онлайн или на курсах — невозможно.

История появления и определение

В начале своего развития как науки психология ставила перед собой задачу изучения «нормального» сознания, оставляя отклонения от нормы развивавшимся параллельно неврологии и психиатрии, в рамках которых велось исследование пациентов в лечебницах для душевнобольных. В этих заведениях, однако, многочисленные пациенты с хроническими проблемами, как правило, содержались в очень тяжёлых условиях, не располагающих к научной работе.

Лайтнер Уитмер

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века

Отец французской психологии Теодюль Рибо в начале своей деятельности уделял большое внимание психопатологии, хотя его ученикам приходилось, чтобы заниматься ею, получать дипломы психиатров или неврологов. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались И

Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры.
Первая психологическая лаборатория в Российской Империи была основана В. М. Бехтеревым в  г. при психиатрической клинике Казанского университета. В США в XIX веке исследовательскую лабораторию при Нью-Йоркском патологическом институте основал ученик психолога Уильяма Джеймса Борис Сайдис, а в Восточной лечебнице для душевобольных в Иллинойсе аналогичную лабораторию создал Уильям Крон.

Термин «клиническая психология» был введён в 1907 году американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение. Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:

Уитмер открыл собственную психологическую клинику в 1896 году при Пенсильванском университете. В 1907 году благодаря его усилиям начал издаваться первый в истории специализированный журнал по клинической психологии — The Psychological Clinic. Используя подход Уитмера, американские психологи начали создавать новые психологические клиники, а в 1917 году появилась первая организация клинических психологов — Американская ассоциация клинической психологии. Немецкая школа клинической психологии сформировалась в середине XX века, в её основу легли достижения экспериментальной психологии, начало которой было положено в 1890-х годах.

В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева. Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector