Естественно-научные специальности в вузах

Содержание:

Примеры прикладной системы знаний

Пример

Нити ДНК уникальны в каждом человеке и находятся в наших клетках, где дают команды, необходимые для жизнедеятельности всего организма. Во время репликации ДНК, они делают новые копии незадолго до деления клетки. На их основе учеными были разработаны методики, позволяющие выявить генетические заболевания, установить отцовство или же определить преступника.

Пример

Атомные проекты. Когда перед учеными ставится задача создать ядерное оружие, в руках заказчика она выглядит как бизнес-проект. Для выполнения задания подбираются кадры, определяются сроки и объем финансирования, ставятся определенные задачи, которые приведут к необходимому результату. Также создаются специализированные институты, в промышленности организуются предприятия, которые занимаются сырьем, материалами и оборудованием для достижения конечного изделия.

Взаимодействие дисциплин между собой

Разумеется, ни одна дисциплина не может существовать изолированно от других. Все они находятся в тесном гармоничном взаимодействии друг с другом, формируя единый комплекс. Так, например, знания по биологии были бы невозможны без использования технических средств, сконструированных на основах физики.

При этом превращения внутри живых существ изучить невозможно без знаний по химии, ведь каждый организм — это целая фабрика реакций, происходящих с колоссальной скоростью.

Взаимосвязь естественных наук прослеживалась всегда. Исторически сложилось так, что развитие одной из них влекло за собой интенсивный рост и накопление знаний в другой. Как только стали осваиваться новые земли, открываться острова, участки суши, так сразу получили развитие и зоология, и ботаника. Ведь новые места обитания были заселены (пусть и не все) неизвестными ранее представителями рода человеческого. Таким образом, тесно связались воедино география и биология.

Если говорить об астрономии и смежных с ней дисциплинах, то невозможно не отметить тот факт, что развивались они благодаря научным открытиям в области физики, химии. Конструирование телескопа во многом определило успехи в данной области.

Подобных примеров можно привести массу. Все они иллюстрируют тесную взаимосвязь между всеми естественными дисциплинами, составляющими одну огромную группу. Ниже рассмотрим методы естественных наук.

Прежде чем остановиться на методах исследования, которыми пользуются рассматриваемые науки, следует обозначить объекты их изучения. Ими являются:

Каждый из этих объектов имеет свои особенности, и для их изучения необходимо подбирать тот или иной метод. Среди таковых, как правило, выделяют следующие:

  1. Наблюдение — один из самых простых, эффективных и древних способов познать мир.
  2. Эксперимент — основа химических наук, большинства биологических и физических дисциплин. Позволяет получить результат и по нему сделать вывод о теоретической основе.
  3. Сравнение — данный метод основан на использовании исторически накопленных знаний по тому или иному вопросу и сравнении их с полученными результатами. На основании анализа делается вывод о новшестве, качестве и прочих характеристиках объекта.
  4. Анализ. Данный метод может включать в себя математическое моделирование, систематику, обобщение, результативность. Чаще всего является итоговым после ряда других исследований.
  5. Измерение — используется для оценки параметров конкретных объектов живой и неживой природы.

Также существуют самые последние, современные методы исследований, которые применяются в физике, химии, медицине, биохимии и генной инженерии, генетике и прочих важных науках. Это:

Конечно, это далеко не полный список. Существует множество самых различных приспособлений для работы в каждой области научного знания. Ко всему необходим индивидуальный подход, а значит, формируется свой комплекс методик, подбирается аппаратура и оборудование.

Таксономия опасностей. Таксономия: наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов.

Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.

Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока находится в стадии разработки.

Некоторые примеры таксономии:

По происхождению различают 6 групп опасностей:

  • природные;
  • техногенные;
  • антропогенные;
  • экологические;
  • социальные;
  • биологические;

P по характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп:

  • механические;
  • физические;
  • химические;
  • биологические;
  • психофизиологические;

P по времени появления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные;

P по локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой и космосом;

P по вызываемым последствиям: утомления, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.;

P по приносимому ущербу:

  • социальный;
  • технический;
  • экологический;
  • экономический;

P по структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых;

P по реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это – острые (колющие, режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.

4.Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяются на потенциальные, реальные, реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия.

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в утверждении, что жизнедеятельность человека потенциально опасна. Оно представляет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы.

При этом любое новое и позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на объект защиты (человека); она координирована в пространстве и во времени.

Реализованная опасность – факт воздействия реальной опасности на человека и (или) среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям.

Реализованные опасности принято разделять на происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Происшествие – событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.

Чрезвычайные происшествия (ЧП) – событие, происходящее обычно кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Авария – происшествия в технической системе, при котором восстановления технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

Стихийное бедствие – происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшие к разрушению биосферы, к гибели или потере здоровья людей.

История естествознания

Можно считать, что естествознание зародилось в дописьменных человеческих сообществах. Ещё в те времена люди, наблюдая за природой, создавали знания о поведении животных, полезности растений в качестве продуктов питания и лекарств. Эта информация передавалась из поколения в поколение.

Доаристотелева эпоха

Подобные примитивные познания уступили более систематизированным исследованиям и выводам приблизительно в месопотамских и древнеегипетских культурах. Там появляются первые письменные свидетельства о естественной философии.

Традиция научного исследования характерна также для Древнего Китая, где даосские алхимики и философы экспериментировали с эликсирами для продления жизни.

Богатое наследие оставили народы древней индийской культуры. Некоторые понимания ими природы отражены в Ведах. Этот набор священных текстов описывает концепцию постоянно расширяющейся и трансформирующейся Вселенной.

Древнегреческие мыслители приблизили естественную философию к дисциплине о причинно-следственных связях в природе с элементами мифологии между 600 и 400 г. до н. э.

Некоторые открытия и гипотезы учёных античного мира поражают своей современностью:

  • VI век до н. э. — философ Фалес из Милета объясняет землетрясение не божественной деятельностью, а как событие физического мира.
  • V век до н. э. — Левкипп высказал идею о том, что мир состоит из неделимых частиц.
  • IV век до н. э. — Аристотелем пишется большой труд «История животных», не потерявший влияние на научную мысль даже в XVI веке. Ему принадлежат также труды по физике и метеорологии.

Аристотель по праву считается отцом науки благодаря тому, что первый осознал важность эмпирического знания. Он применял свои методы практически ко всему, от поэзии и политики до астрономии

Школу познания античного философа можно суммировать следующими принципами:

  • Изучение чужого опыта.
  • Поиски общего согласия по вопросу.
  • Систематическое исследование фактов, даже тех, которые частично относятся к предмету.

От философии к естествознанию

Труды Аристотеля и другая греческая натурфилософия достигли Европы приблизительно в середине XII века. Эти работы стали изучаться в новых университетах, несмотря на запреты церкви. В позднем Средневековье публикуются первые классификации наук на основе греческой и арабской философии, среди которых появилось в названиях естествознание.

Изобретение печатного станка в XV веке, микроскопа и телескопа коренным образом повлияло на эволюцию научных знаний об окружающем мире. Аристотелева философия отошла на второй план, уступив новым методам исследования. Природу учёные стали рассматривать как механизм, который для понимания следует разобрать на части. Одним из главных достижений научной революции XVII века стало повсеместное использование научного метода для изучения природы, что и сформировало базу естественных наук в том виде, в котором они существует в настоящее время.

Историческое прошлое

Космический календарь представляет собой метод визуализации хронологии Вселенной , шелушение ее текущий возраст 13,8 млрд лет до одного года , с тем чтобы помочь его интуитивно в педагогических целях.

Первым , кому приписали работу учителем естествознания в британской государственной школе, был Уильям Шарп , который оставил работу в школе регби в 1850 году после включения естественных наук в учебную программу. Говорят, что компания Sharp создала модель преподавания естественных наук в британской государственной школьной системе.

Британская академия для содействия развитию науки (БААС) опубликовала отчет , в 1867 году , призывающий к учению «чистой науки» и подготовки «научной привычки ума.» Движение прогрессивного образования поддерживало идеологию умственного воспитания через науки. BAAS отдельно выделил предпрофессиональную подготовку в сфере среднего естественнонаучного образования. Таким образом можно было подготовить будущих членов BAAS.

Первоначальное развитие преподавания естественных наук тормозилось нехваткой квалифицированных учителей. Одним из ключевых событий было основание в 1870 году первого Лондонского школьного совета , на котором обсуждалась школьная программа; другим было открытие курсов для обеспечения страны подготовленными учителями естественных наук. В обоих случаях влияние . Джон Тиндалл также оказал влияние на преподавание физических наук.

В Соединенных Штатах естественнонаучное образование представляло собой набор предметов до его стандартизации в 1890-х годах. Учебная программа по естествознанию возникла постепенно после продолжительных дебатов между двумя идеологиями, гражданской наукой и предпрофессиональной подготовкой. В результате конференции тридцати ведущих преподавателей средних школ и колледжей во Флориде Национальная ассоциация образования в 1892 году учредила Комитет десяти, который имел право организовывать будущие собрания и назначать предметные комитеты по основным предметам, преподаваемым в средних школах. Комитет состоял из десяти преподавателей и возглавлялся Чарльзом Элиотом из Гарвардского университета. Комитет десяти назначил девять комитетов конференций: Latin ; Греческий ; Английский ; Другие современные языки ; Математика ; История ; Гражданское правительство и политическая экономия ; физика, астрономия и химия; естественная история; и география. Каждый комитет состоял из десяти ведущих специалистов из колледжей, обычных и средних школ. Отчеты комитетов были представлены Комитету десяти, который собирался в течение четырех дней в Нью-Йорке для создания всеобъемлющего отчета. В 1894 году NEA опубликовало результаты работы этих комитетов конференции.

Согласно Комитету десяти, цель средней школы заключалась в том, чтобы подготовить всех учеников к успешным жизненным достижениям, способствуя их благополучию и благу общества. Другой целью было подготовить некоторых студентов к успешной учебе в колледже.

Этот комитет поддержал подход к гражданской науке, направленный на умственную тренировку, и отказался от результатов научных исследований при поступлении в колледж. BAAS поддержала их более долгую модель в Великобритании. Учебная программа США была охарактеризована следующим образом:

  • Элементарная наука должна сосредоточиться на простых явлениях природы (изучение природы) посредством экспериментов, проводимых «в полевых условиях».
  • Вторичные науки должны быть сосредоточены на лабораторных работах и ​​подготовленных комитетом списках конкретных экспериментов.
  • Обучение фактам и принципам
  • Подготовка к колледжу

Формат совместной психологической подготовки и предпрофессиональной подготовки неизменно доминировал в учебной программе с момента ее создания до настоящего времени. Однако движение за включение гуманистического подхода, такого как включение искусства (STEAM) , науки, технологий, образования в области общества и окружающей среды, набирает обороты и реализуется более широко в конце 20-го века. В отчетах Американской академии развития науки (AAAS), включая проект 2061, и Национального комитета по стандартам и оценке естественнонаучного образования подробно изложены цели естественнонаучного образования, которые увязывают науку в классе с практическими приложениями и социальными последствиями.

Основные типы наук

Все науки, кроме математики и философии, можно разделить на три типа:

  1. Естественные науки
  2. Общественные (социальные) науки
  3. Гуманитарные науки

Математика и философия относятся к мета-наукам.

1. Естественные науки

Естественные науки изучают окружающую природу, которая может существовать без человека, а также и такую природу, которая может существовать и без разумной деятельности человека.

Например, композитные материалы изучают естественные науки, хотя композитные материалы искусственно создают люди. В естественной природе такие материалы могут никогда не встречаться. Но если все люди
исчезнут, то композитные материалы могут остаться существовать без наличия людей. Поэтому композитные материалы изучают естественные науки.

Или, например, такая естественная наука, как анатомия изучает устройство человеческого тела, так как тело человека появилось до того, как человечество стало разумным и тело человека останется таким же,
если человек потеряет разум.

Все естественные науки делятся на два класса:

  • Фундаментальные
  • Прикладные

Фундаментальные естественные науки

Фундаментальные естественные науки делятся на два вида:

  • Общие фундаментальные естественные науки
  • Фундаментальные естественные науки о Земле

Кроме этих двух видов фундаментальных естественных наук, иногда выделяют в отдельный вид науки, которые специализируются не на изучении планеты Земля, а на изучении конкретных космических объектов.
Например, селенография специализируется на изучении Луны, а петрография изучает метеориты.

Общие фундаментальные естественные науки

Общие фундаментальные естественные науки, это самые общие науки о природе. К этим наукам относятся такие науки, как физика, химия, астрономия, биология и подобные им.

Разумеется, к общим фундаментальным наукам относятся и все разделы этих наук, и все пересечения и стыковки этих наук. Например, ботаника, зоология, астрофизика, биофизика, космология, космогония,
биохимия, анатомия, квантовая физика, термодинамика, механика и т.п.

Фундаментальные естественные науки о Земле

Фундаментальные естественные науки о Земле это те же самые общие фундаментальные естественные науки, которые специализируются на изучении планеты Земля. Это такие науки, как география, геология,
океанография, океанология, вулканология, климатология, метеорология и т.п.

Прикладные естественные науки

Прикладные естественные науки, это такие естественные науки, которые имеют непосредственное применение человеком на практике. Открытия и выводы фундаментальных естественных наук могут на практике нигде
не применяться. Например, наши знания о черных дырах нигде на практике нами не применяются. Порой проходят десятилетия или даже столетия прежде чем фундаментальные знания найдут какое-то практическое
применение. А прикладные естественные науки заняты решением непосредственных практических задач.

В основном, это разные технические науки. Но не только. К прикладным естественным наукам относятся и такие науки, как медицина и гигиена.

2. Социальные (общественные) науки

Социальные науки, это науки о человеческом обществе.

Человеческое общество не может существовать без разумной деятельности человека. Если человек перестанет быть разумным, то человеческое общество, в отличие от человеческого тела, сразу же деградирует.
Поэтому науки, изучающие общество, не относятся к естественным наукам.

Примерами общественных наук являются такие науки, как экономика, история, социология, правоведение, юриспруденция, политология, политэкономика, экономическая география и т.п.

3. Гуманитарные науки

Гуманитарные науки, это науки о внутреннем мире человека и его духовной культуре.

Примерами гуманитарных наук являются такие науки, как этика, эстетика, культурология, искусствоведение, литературоведение, история искусства и т.п.

Например, такая наука, как экология находится на стыке социальных и естественных наук. А наука психология находится на стыке социальных и гуманитарных наук.

Законы и теории

Бытует мнение, что если учёные находят доказательства, поддерживающие гипотезу, последняя становится теорией, а в случае, когда теория верна, на её основании пишется закон. Это не совсем так. На самом деле факты, гипотезы, теории и законы — лишь отдельные инструменты научного метода. Они могут развиваться, но это не означает, что они обязательно переходят в новое качество. Упрощённо разница между терминами выглядит так:

  • Закон — это описание наблюдаемого явления. Он не объясняет, почему явление существует или что его вызывает.
  • Гипотезой называют ограниченное, предположительное объяснение феномена.
  • Теория представляет собой логическую, систематическую внятную трактовку явления и его причин.

Кроме того, если какая-то закономерность становится законом, это не означает, что ситуация не изменится из-за будущих исследований. Использование определения закона у неспециалистов и учёных заметно отличается.

Научные законы не абсолютны, они могут иметь исключения, способны быть опровергнуты или получить развитие с течением времени.

Факты и законы работают на эмпирической, наблюдательной основе. Теории оперируют закономерностями на концептуальном уровне и зиждятся на логике, а не на наблюдениях. По аналогии с плохими и хорошими формальными объяснениями, теории также различаются по качеству. Наиболее важные критерии их оценки сводятся к следующему перечню:

  • Логическая непротиворечивость. Теоретические построения, граничные условия и допущения согласуются друг с другом.
  • Прогностическая сила. Насколько хорошо она предсказывает реальность.
  • Опровергаемость. Гарантия эмпирической проверяемости.
  • Экономичность. Объяснение сложного явления не должно быть за счёт неоправданного добавления новых конструкций.

С учётом того факта, что теории и наблюдения являются двумя столпами естествознания, научные исследования, соответственно, ведутся на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом. Первый касается разработки абстрактных понятий о явлении и соотношениях между этими понятиями. Эмпирический уровень предполагает проверку концепций на достоверность действительным наблюдениям. Благодаря такому подходу теории совершенствуются в своём соответствии реальности.

Отрасли и дисциплины

Естествознание можно разделить на две большие группы: физические дисциплины и изучающие живые объекты. Их также можно классифицировать в зависимости от назначения. Так называемые чистые науки объясняют самые основные объекты и законы, их регулирующие.

Прикладные применяют фундаментальные теоретические знания для узких практических целей. Например, медицина ставит своей задачей излечение человеческих недугов на основе биологии.

Список естественных наук, которые считают основными, выглядит так:

  • Физика. Фокусируется на свойствах и взаимодействии материи, энергии, пространства и времени. В общем рассматривается как фундаментальная система знаний, тесно связанная с математикой и логикой. Формулирование теорий о законах, управляющих Вселенной, характерно для этого комплекса естественных знаний с древних времён.
  • Химия. В её интересы входит состав, структура и свойства веществ и изменение их результате реакций. Экспериментальная дисциплина, тесно связанная с остальной частью естествознания. Возникла из алхимии — сочетания эзотерики и физических экспериментов. Систематизация произошла после создания периодической таблицы и внедрения атомной теории вместе с разработкой исследователями фундаментального понимания форм материи.
  • Биология. занимается изучением живых существ, их происхождения, эволюции и особенностей. Имеет дело с характеристиками и классификацией организмов, взаимодействием видов друг с другом и окружающей средой. Такие разделы, как ботаника, зоология и медицина, появились с первыми цивилизациями. Микробиология берёт начало с XVII века вместе с открытием микроскопа. Ключевые события в развитии науки связаны также с появлением теорий эволюции, применением методов, характерных для физики и химии на клеточном и молекулярном уровне. Делится на разделы в зависимости от масштаба изучения: жизни от молекулярной до экологии.
  • География. Наука, описывающая происхождение, развитие и нынешнее состояние Земли. Объединяет комплекс методов познания о планете от картографии до метеопрогнозов. Включает в себя такие важные разделы, как океанография, геология, почвоведение, палеонтология. Хотя минералы и руды были предметами интереса на протяжении всей человеческой цивилизации, научное развитие знание о строении Земли приобрело лишь в XVIII веке.
  • Астрономия. Учение о небесных телах, их движении и явлениях, с ними связанных. Одна из самых древних дисциплин. Использует в качестве инструмента понимания процессов в небе физику и математические методы. Граничит с философскими вопросами о происхождении и будущем Вселенной. Ключевой фактор развития — появление и совершенствование телескопов.

Многие достижения, определяющие современную цивилизацию, есть результат знаний и технологий, порождённых исследованиями в области естественных наук.

Прогресс естествознания позволил человечеству победить неизлечимые в прошлом болезни, извлечь из недр Земли необходимые ресурсы, обеспечить население продуктами питания и совершить научно-техническую революцию.

Соотношение фундаментального и прикладного

Некоторые ученые отказываются разделять дисциплины на прикладные и фундаментальные. Проблема состоит в том, что любая научная сфера начинается не с практики, а с теории. И только на конечном этапе своего развития она может превратиться в прикладную область.

Любая наука при формировании проходит два этапа. На первом новые знания аккумулируются до определённого уровня. И только после его достижения наступает второй этап. Уже на нём человек на основе полученной информации, результатов исследований и знаний может заниматься практической деятельностью. То есть в этом случае он формирует свои умения и применяет их в конкретной отрасли.

Сама теория, согласно которой новые знания относятся к фундаментальной группе, а практическое использование к прикладной, не совсем верна. Дело в том, что в некоторых случаях происходит замена итогов и целей. Иногда бывает, что прикладные исследования позволяют получить новые знания. А ранее неизвестные технологии становятся основой фундаментальных знаний.

Основное отличие двух составляющих — это свойства их результатов. Если во время прикладных исследований ученые могут спрогнозировать итоги, то при фундаментальных — нет. В первом случае испытания проводятся в связи с ожиданиями людей, а во втором устоявшиеся теории могут разрушаться. Но при этом возникают гораздо более ценные знания и умения.

Развитие науки

В современном мире существует определенная классификация наук, которая делит их на четыре вида:

  • математические;

  • естественные;

  • технические;

  • гуманитарные.

В свою очередь технические и естественные относятся к точным наукам, они могут быть фундаментальными (направленными на познание) и прикладными (направленными на решение практических проблем) одновременно. 

Кроме этих видов существуют еще и отрасли наук, которые имеют свой определенный, особенный научный предмет. Например, отраслью естественной науки могут быть анатомия или молекулярная химия.

Наука, как и все остальное, развивалась поэтапно. Рассмотрим, что происходило на каждом из этапов развития науки.

Первый этап развития науки — математика

В эпоху античности были получены многие математические знания. Прежде всего они применялись для описания природы и ее различных процессов. 

Одной из таких наук, продвигающих математику, являлась астрономия, точные вычисления были необходимы ей для создания правдивой схемы расположения планет и предсказания затмений. В то же время были совершены попытки вычисления размеров планет и расстояний между ними. 

Также математика применялась для описания физических процессов, были созданы первые модели и открыты основные законы физики. Но все это были лишь теории, не подкрепленные экспериментальным опытом.

Второй этап развития науки — естествознание

Основная задача развития естествознания заключалась в соединении математического описания природных явлений и процессов с экспериментальными исследованиями. 

Естествознание как наука зародилось в эпоху Ренессанса и породило метод экспериментального изучения природы, что послужило проверкой и подтверждением истинности суждений науки.

Третий этап развития науки — гуманитарные и технические науки

В конце 18-го века началось активное развитие научно-технического прогресса. Начали появляться технические сооружения, способные облегчить труд множества граждан и в разы увеличить прибыль производителей. 

Тем самым в обществе появляется новая сфера для изучения, так называемая техносфера, т. е. искусственно созданная человеком. 

Примерно в то же время начинают активно развиваться и гуманитарные науки, которые направлены на изучение внутреннего, духовного мира человека, его взаимоотношений с социумом и культуры.

Современный этап развития науки

На современном этапе развития на место небольших групп ученых пришла так называемая большая наука, в которой задействована огромная масса людей. Научные исследования выходят на новый более качественный уровень. С использованием современных технологий ученым удается делать все более грандиозные и удивительные открытия.

С появлением современных технологий наука шагнула на много шагов вперед. Все это грозит переходом науки в новейшее состояние и значительными изменениями жизни в целом.

Задачи дисциплин

И прикладные, и фундаментальные науки служат человеку для решения его проблем и удовлетворения потребностей. То есть люди формируют свои задачи в виде социального заказа общества. Хотя на практике всё происходит несколько иначе.

Прикладные науки не могут развиваться без фундаментальных, между ними возникает тесная, практически генетическая связь. И задачи первых обусловлены постоянным развитием вторых. А это значит, что они выполняют одни и те же функции:

  • открытие неизвестных фактов;
  • систематизация полученных знаний;
  • формулировка законов и открытий;
  • формирование теории.

Хотя эти задачи выполняют оба вида дисциплин, прикладные преследуют другие цели. Они необходимы для разработки и использования в производстве новых технологий. А также с их помощью люди проектируют разные приспособления и устройства, исследуют влияние процессов на объекты и вещества. Расширение списка дисциплин будет продолжаться до тех пор, пока на планете существует человек и сама наука.

Прикладные и фундаментальные задачи строятся вокруг общества и человека. Исследование обусловлено самим объектом, результаты напрямую зависят от него. Развитие дисциплин возможно на основе и практической составляющей, и теоретической. Первый вариант распространён больше, так как охватывает разные отрасли наук. А во втором другой фундамент — закономерности, обобщение, гипотезы и абстракции.

Человек получает новые знания благодаря теоретическим основаниям, а затем применяет их на практике. Он сам заставляет науку развиваться и продвигается в изучении разных дисциплин всё дальше. Разделить все знания на несколько групп довольно сложно, ведь у некоторых из них есть общие признаки. Но всё же одни направлены только на удовлетворение теоретических потребностей, а другие позволяют человеку выполнять свои обязанности.

Фундаментальные представления науки

Фундаментом для науки являются следующие элементы:

Идеалы и нормы

Идеалы и нормы являются теми самыми основами, в которых выражаются представления о целях науки и способах их достижения.

Существует два вида установок: познавательная и социальная. Познавательные идеалы заключаются в том, что научные знания должны быть аргументированы и подкреплены доказательствами. 

Социальные заключаются в понимании роли науки для общества и в коммуникативных связях между учеными, сообществами ученых и самим социумом.

Научная картина мира

Научная картина мира является упорядоченной системой собранных воедино знаний из разных областей наук, напоминающая большой пазл, состоящий из научных представлений о природе, обществе и человеке.

Философские основания

Это система методов, посредством которых научные открытия постепенно вливаются в уже существующую картину мира и становятся приемлемыми для обыденного общественного сознания. 

Необходимость в таком процессе обусловлена тем, что на определенном историческом этапе развития общество может выражать враждебность по отношению к науке, т. е. оно не в состоянии принять какие-то факты, а философия позволяет научным открытиям постепенно влиться в мировоззренческие установки людей.

Что изучают естественные науки?

Естественные науки описывают и объясняют закономерности природы. Физика изучает общие природные закономерности и причины явлений, а также пытается как можно более точно описать окружающий мир. Физические закономерности являются основой всех других естественных наук. Химия – это естественная наука, изучающая вещества и их превращения в другие вещества; происходящие с веществами изменения описываются при помощи физических закономерностей. Биология является естественной наукой, изучающей живую природу. Живые организмы состоят из веществ и находятся под воздействием окружающей среды, поэтому для понимания происходящих с ними изменений необходимы знания из химии и физики.

К основным направлениям естественных наук принадлежат химия, физика, биология и география, которые тесно переплетены между собой.

Биохимики изучают проходящие в организмах химические процессы.

Электрохимикам важно понимать физические закономерности.

Геофизики используют не только знания из геологии, но и физики.

Подумай!

  • Какие естественные науки ты можешь назвать?
  • Назови приспособления, которые делают повседневную жизнь более удобной.

  • Живая природа
  • Вещест­ва и их превра­щения в другие вещест­ва
  • Общие природ­ные законо­мернос­ти

Seotud sisu

Muud tegevused

  • Kopeeri link
  • Teata veast

Социальные науки

Социальные науки — это отрасль науки, посвященная изучению обществ и взаимоотношений между людьми внутри этих обществ. Этот термин ранее использовался для обозначения области социологии , изначальной «науки об обществе», созданной в 19 веке. Помимо социологии, в настоящее время он охватывает широкий спектр академических дисциплин , включая антропологию , археологию , экономику , географию человека , лингвистику , политологию и психологию .

Позитивистские социологи используют методы, сходные с методами естественных наук, в качестве инструментов для понимания общества и, таким образом, определяют науку в ее более строгом современном смысле . Интерпретивисты- социологи, напротив, могут использовать социальную критику или символическую интерпретацию вместо того, чтобы строить эмпирически опровергаемые теории, и, таким образом, рассматривать науку в ее более широком смысле. В современной академической практике исследователи часто бывают эклектичными , используют несколько методологий (например, комбинируют количественные и качественные исследования ). Термин « социальные исследования » также приобрел определенную степень автономии, поскольку практики и специалисты различных дисциплин разделяют его цели и методы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector