Наука. основные особенности научного мышления. естественные и социально-гуманитарные науки

Содержание:

Для чего нужна биология?

Знаменитый датский ученый Нильс Бор сказал однажды: если двадцатое столетие было веком физики, то двадцать первое станет веком биологии. Но сегодня мы уже можем убедиться в правоте великого мыслителя.

С помощью биологии можно решить множество различных задач, стоящих перед человечеством. Например:

  • создать новые супер-урожайные культуры растений и суперпродуктивные породы животных, чтобы навсегда избавить человечество от голода;
  • разработать новые методики лечения болезней, которые исцеляли бы весь организм, а не один больной орган;
  • продлить человеческую жизнь;
  • отодвинуть срок старения организма;
  • решить проблему загрязнения окружающей среды.

Пчела на цветке

Но нет никакого сомнения, что это только часть задач, которые стоят перед биологией сегодня.

Точно так же, как в начале двадцатого века нельзя было представить, какую проблему создадут для современной нам медицины антибиотики, так и мы не можем вообразить, какие проблемы будет решать биология в конце этого века.

Поэтому единственное, что можно сказать – человечество ждут новые великие открытия и потрясающие знания.

Когнитивная экономика

Как правило, экономика не связана с традиционными научными дисциплинами, но это может измениться из-за тесного взаимодействия всех научных отраслей. Эту дисциплину часто путают с поведенческой экономикой (изучением нашего поведения в контексте экономических решений). Когнитивная же экономика — это наука о том, как мы думаем. Ли Колдуэлл, автор блога об этой дисциплине, пишет о ней:

Иными словами, учёные начинают свои исследования на низшем, упрощённом уровне, и формируют микромодели принципов принятия решений для разработки модели масштабного экономического поведения. Часто эта научная дисциплина взаимодействует со смежными областями, например, вычислительной экономикой или когнитивной наукой.

Особенности фундаментальных и прикладных наук

Различие фундаментальных и прикладных знаний считается относительным. Первая из них является базой для второй. Это означает, что фундаментальные пополняют либо изменяют знания о закономерностях функционирования и развития природы и общества, а прикладные открывают способы и пути исследования научных идей на практике. Они взаимосвязаны, и, значит, дополняют друг друга.  

Фундаментальные знания нацелены на познание объективных законов мира, которые существуют самостоятельно от людей. Целью прикладных дисциплин является разработка способов применения полученных фундаментальной наукой умений для удовлетворения потребностей людей.

В словаре Даля

ж. учение, выучка, обучение. Жизнь наука, она учит опытом.
Отдать кого, пойти, или взять кого в науку. Не для муки, для науки. Кнут
не мука, вперед наука. Наука — не мука (не бука). Наука учит только
умного. Дураку наука, что ребенку огонь. Не шубу секу, молодой науку даю
(дружка бьет кнутом по шубе); | чему учать или учатся; всякое ремесло,
умение и знание; но в высшем значении зовут так не один только навык, а
разумное и связное знание: полное и порядочное собрание опытных и
умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное, последовательное
изложение любой отрасли, ветви сведений. Математика наука обширная, сама
распадающаяся на многие частные науки. Науковый, научный, до науки
относящийся. Научное образованье, на науке основанное. Научный взгляд,
образ мыслей, суждения ученого. Опыт нередко спорит с наукой
(умозрительной) и научными сведениями. Научать, научить кого чему;
учить, обучать, наставлять, вразумлять, направлять, руководить;
показывать, объяснять, как что делать или понимать; передавать сведения,
знания, умение свое. Он научил меня и грамоте, и ремеслу. Упрямого не
научишь. Научи-ка черепаху петли выметывать, а зайца нырять. Не учили,
покуда поперек лавочки укладывался, а во всю вытянулся, не научишь.
Научи, как быть тут, дай ума! Что скоро скучит, то скоро научит. Многому
научишь, сам без хлеба будешь. | Получать, подстрекать, побуждать и
поощрять к дурному, вредному или наущать, наустить (от уста?), уговорить
сделать кому вред или что дурное, напр. ложное показание перед судом;
подучить, подустить. Его научали даже поджечь дом. Меня научили показать
на него. Не верь лукавым наущениям. Научаться, научиться, учить себя и |
быть научаему; перенимать что словом и делом у другого. Где ты научился
грамоте, шалостям? В школах дети научаются всему худому. Прислуга
наущается мошенниками, которые и называют это захороводить людей.
Научение ср. окончат. наука, научка ж. наук м. стар. а инде и ныне,
действ. по глаг. на ть и на ся. Науком и конь возит. В словах наук и
навык видим замечательное сближение. Делать что по научке, по наущению,
будучи подущену, по подговору к чему-либо. Научка об. вологодск.
выученный знанию, ремеслу; человек, знающий какое-либо ремесло. Научник
м. педант в науке, ученый школяр, человек с тесным и односторонним
научным взглядом. Научень м. пск. ученик, отданний в науку, на выучку, в
учение чему.

Основные типы наук

Все науки, кроме математики и философии, можно разделить на три типа:

  1. Естественные науки
  2. Общественные (социальные) науки
  3. Гуманитарные науки

Математика и философия относятся к мета-наукам.

1. Естественные науки

Естественные науки изучают окружающую природу, которая может существовать без человека, а также и такую природу, которая может существовать и без разумной деятельности человека.

Например, композитные материалы изучают естественные науки, хотя композитные материалы искусственно создают люди. В естественной природе такие материалы могут никогда не встречаться. Но если все люди
исчезнут, то композитные материалы могут остаться существовать без наличия людей. Поэтому композитные материалы изучают естественные науки.

Или, например, такая естественная наука, как анатомия изучает устройство человеческого тела, так как тело человека появилось до того, как человечество стало разумным и тело человека останется таким же,
если человек потеряет разум.

Все естественные науки делятся на два класса:

  • Фундаментальные
  • Прикладные

Фундаментальные естественные науки

Фундаментальные естественные науки делятся на два вида:

  • Общие фундаментальные естественные науки
  • Фундаментальные естественные науки о Земле

Кроме этих двух видов фундаментальных естественных наук, иногда выделяют в отдельный вид науки, которые специализируются не на изучении планеты Земля, а на изучении конкретных космических объектов.
Например, селенография специализируется на изучении Луны, а петрография изучает метеориты.

Общие фундаментальные естественные науки

Общие фундаментальные естественные науки, это самые общие науки о природе. К этим наукам относятся такие науки, как физика, химия, астрономия, биология и подобные им.

Разумеется, к общим фундаментальным наукам относятся и все разделы этих наук, и все пересечения и стыковки этих наук. Например, ботаника, зоология, астрофизика, биофизика, космология, космогония,
биохимия, анатомия, квантовая физика, термодинамика, механика и т.п.

Фундаментальные естественные науки о Земле

Фундаментальные естественные науки о Земле это те же самые общие фундаментальные естественные науки, которые специализируются на изучении планеты Земля. Это такие науки, как география, геология,
океанография, океанология, вулканология, климатология, метеорология и т.п.

Прикладные естественные науки

Прикладные естественные науки, это такие естественные науки, которые имеют непосредственное применение человеком на практике. Открытия и выводы фундаментальных естественных наук могут на практике нигде
не применяться. Например, наши знания о черных дырах нигде на практике нами не применяются. Порой проходят десятилетия или даже столетия прежде чем фундаментальные знания найдут какое-то практическое
применение. А прикладные естественные науки заняты решением непосредственных практических задач.

В основном, это разные технические науки. Но не только. К прикладным естественным наукам относятся и такие науки, как медицина и гигиена.

2. Социальные (общественные) науки

Социальные науки, это науки о человеческом обществе.

Человеческое общество не может существовать без разумной деятельности человека. Если человек перестанет быть разумным, то человеческое общество, в отличие от человеческого тела, сразу же деградирует.
Поэтому науки, изучающие общество, не относятся к естественным наукам.

Примерами общественных наук являются такие науки, как экономика, история, социология, правоведение, юриспруденция, политология, политэкономика, экономическая география и т.п.

3. Гуманитарные науки

Гуманитарные науки, это науки о внутреннем мире человека и его духовной культуре.

Примерами гуманитарных наук являются такие науки, как этика, эстетика, культурология, искусствоведение, литературоведение, история искусства и т.п.

Например, такая наука, как экология находится на стыке социальных и естественных наук. А наука психология находится на стыке социальных и гуманитарных наук.

Недостатки профессии ученый

Одним из самых больших препятствий на пути к получению профессии – тяжелое и долгое обучение. Если в большинстве других специальностей студенты ВУЗов достаточно быстро трудоустраиваются и имеют относительно ясные перспективы, то будущие ученые долгое время живут в неопределенности. Так, получить высшую степень им удается не ранее чем к 35 годам.

Еще одним камнем преткновения является необходимость оплачивать публикации своих статей в научных изданиях, без которых нельзя получить степень. То есть, при отсутствии возможности получать высокую зарплату, будущему ученому нужно тратить собственные средства, ради признания его труда научным сообществом.

За последние годы престижность профессии значительно снизилась. Несмотря на то, что стране по-прежнему нужны ученые, немногие готовы посвятить свою жизнь науке. Отчасти это объясняется плохими условиями труда. Работа в НИИ и других государственных учреждениях не приносит большого дохода. Кроме того, для проведения исследований требуется финансирование, с получением которого всегда возникают сложности.

Средства

Средства популяризации науки — источники научно-популярных знаний. Наиболее эффективным средством популяризации науки являются СМИ. Благодаря многомиллионным читателям, слушателям и зрителям, наука проникает в широкие массы людей.

В Новое время популяризаторы стали использовать ещё одно средство — научно-популярную лекцию. Научно-популярная лекция обладает двумя важными особенностями — интерактивностью и получением научно-популярной информации напрямую в реальном времени, а не в записи, как в других средствах.

Среди других средств популяризации одним из наиболее распространённых является научно-популярная литература. Она включает в себя не только книги о науке, предназначенные для широкого круга читателей, но и научно-популярные журналы. Научно-популярный журнал обычно содержит новости науки, научно-популярные статьи, колонку интересных фактов и фоторепортажи. В таком журнале содержится много иллюстраций, таблиц, ссылок, интересных фактов. Все статьи выдержаны в научно-популярном стиле. Статьи этих журналов пишут не только журналисты, но и учёные со степенями. Например, рубрику «Планетарий» в журнале «Вокруг Света» зачастую ведут кандидаты и доктора физико-математических наук.

Самое старое из средств — научно-популярная литература — не просто популяризирует науку, но и заставляет читателя задуматься о какой-то проблеме, задействуют возможности развлекательной математики, например, предлагают решить математическую головоломку. Научно-популярные телеканалы и телепередачи, радиостанции, радиопередачи и фильмы предоставляют зрителю в основном развлекательную информацию (компьютерные анимации, занимательные эксперименты, инсценировки и т. д.).

Интернет — средство, позволившее соединить в себе все предыдущие средства, и более того, сделать их интерактивными. Пользователь Интернета может прокомментировать информацию или даже внести в неё изменения (например, в случае, если используется технология вики).

Задачи дисциплин

И прикладные, и фундаментальные науки служат человеку для решения его проблем и удовлетворения потребностей. То есть люди формируют свои задачи в виде социального заказа общества. Хотя на практике всё происходит несколько иначе.

Прикладные науки не могут развиваться без фундаментальных, между ними возникает тесная, практически генетическая связь. И задачи первых обусловлены постоянным развитием вторых. А это значит, что они выполняют одни и те же функции:

  • открытие неизвестных фактов;
  • систематизация полученных знаний;
  • формулировка законов и открытий;
  • формирование теории.

Хотя эти задачи выполняют оба вида дисциплин, прикладные преследуют другие цели. Они необходимы для разработки и использования в производстве новых технологий. А также с их помощью люди проектируют разные приспособления и устройства, исследуют влияние процессов на объекты и вещества. Расширение списка дисциплин будет продолжаться до тех пор, пока на планете существует человек и сама наука.

Прикладные и фундаментальные задачи строятся вокруг общества и человека. Исследование обусловлено самим объектом, результаты напрямую зависят от него. Развитие дисциплин возможно на основе и практической составляющей, и теоретической. Первый вариант распространён больше, так как охватывает разные отрасли наук. А во втором другой фундамент — закономерности, обобщение, гипотезы и абстракции.

Человек получает новые знания благодаря теоретическим основаниям, а затем применяет их на практике. Он сам заставляет науку развиваться и продвигается в изучении разных дисциплин всё дальше. Разделить все знания на несколько групп довольно сложно, ведь у некоторых из них есть общие признаки. Но всё же одни направлены только на удовлетворение теоретических потребностей, а другие позволяют человеку выполнять свои обязанности.

Что такое фундаментальные и прикладные системы знаний

Все частные науки объединяются в две группы: фундаментальные и прикладные.

Определение

Фундаментальные науки — это система знаний о глубоких свойствах объективной реальности. Такие науки создают теории, которые объясняют все процессы, происходящие в нашем мире.

Фундаментальные, в свою очередь, подразделяются на:

  • математические;
  • естественные;
  • гуманитарные.

Определение

Прикладные науки — свод знаний, в которых исследования имеют практическую ориентацию. Они обеспечивают разработку новых технологий, т.е. алгоритмов действий для получения желаемого результата.

К таким наукам относятся технические, медицина, педагогика. Также в структуру прикладных наук входят:

  • естественные;
  • технические;
  • социальные;
  • гуманитарные.

П

  • Пазиграфия
  • Палеоантропология
  • Палеобиология
  • Палеоботаника
  • Палеогеография
  • Палеография
  • Палеозоология
  • Палеоклиматология
  • Палеология
  • Палеонтология
  • Палеоокеанология
  • Палеопатология
  • Палеофитология
  • Палинология
  • Папирология
  • Паразитология
  • Парапсихология
  • Парниководство
  • Патогистология
  • Патология
  • Патопсихология
  • Патофизиология
  • Патрология
  • Педология
  • Пенетрометрия
  • Периметрия
  • Петрография
  • Петрология
  • Петрофизика
  • Петрохимия
  • Пиелография
  • Пиктография
  • Пирамидология
  • Пирометрия
  • Планетография
  • Планетология
  • Планиметрия
  • Плетизмография
  • Плодоводство
  • Плодоовощеводство
  • Пневмография
  • Полеводство
  • Полигонометрия
  • Полиграфия
  • Политология
  • Полярография
  • Помология
  • Порнография
  • Почвоведение
  • Приматология
  • Проктология
  • Протеомика
  • Протистология
  • Протозоология
  • Псефология
  • Психоидеология
  • Психология
  • Психометрия
  • Психопатология
  • Психосоциология
  • Психофармакология
  • Психофизиология
  • Птеридология
  • Птицеводство
  • Пульмонология
  • Пчеловодство
  • Пьезометрия

Определение понятия науки

За всю историю своего существования человечество находится в постоянном движении. Процесс поиска является вечным двигателем, он устремляет людей к разработке разных методов познания окружающего мира. И одним из подобных способов стала наука. С ее помощью люди смогли познакомиться с окружающей средой, познать основные методы бытия и законы развития.

Получая новую информацию, человек расширяет свои возможности. Он способен изучать и изменять окружающую реальность. Сама суть науки заключается в систематизации и создании новой информации, а также исследовании ее с разных сторон. А понятие составляет особую систему из многочисленных элементов, которые связаны одной методологией.

Основные функции науки

Функции науки делятся на категории в зависимости от сферы и способа применения научных знаний и задач, которые они решают.

Познавательная

Познавательная функция науки является ее основным предназначением. Ее главнейшие признаки:

  1. Познание окружающего мира, его законов и явлений, закономерностей.
  2. Теоретическое постижение мира. 
  3. Рациональное объяснение наблюдаемых явлений и процессов. 
  4. Производство нового научного знания на основе познавательно-прогностической деятельности.

Мировоззренческая

Мировоззренческая функция тесно связана с предыдущей. Главной целью являются:

  1. Разработка специфического научного мировоззрения и основанной на научных знаниях целостной картины мира.
  2. Изучение отношения человека к миру с точки зрения рационализма. 
  3. Доказательство научного представления о мире. 

Здесь ученые наряду с философами вырабатывают мировоззренческие постулаты и ценностные ориентиры для человека.

Производственная

Производственная функция находится на стыке науки и производства. Она помогает внедрить инновационные разработки, новые технологические процессы взамен устаревших, новые формы организации производства. Наука превращается в своего рода производительную силу, которая разрабатывает и внедряет новые идеи.

Культурная

Проявление культурной функции науки заключается большей частью в продвижении и популяризации идей образования и саморазвития. Научные достижения положительно влияют на структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, формы и методы обучения. Мало того, наука и сама по себе является культурным феноменом общества. Эта функция реализуется через просветительную деятельность ученых, современную систему образования, публицистику и средства массовой информации.

Культурная функция науки раскрывает себя как процесс формирования личностных качеств человека. Научное знание в современной жизни является одной из основ формирования мировоззрения общества, оно стало неотъемлемой частью социальной среды, служащей становлению и развитию личности.

Общественная

Наука оказывает огромное влияние на общественную жизнь, на развитие экономики и социальное управление обществом. Общественную (или социальную) функцию науки можно раскрыть через ее участие в процессах социального развития общества, в формировании социальных институтов, оказывающих влияние на поведение людей через устанавливаемые ими правила.

Примеры таких социальных институтов:

  • семья;
  • школа;
  • религия;
  • различные общественные организации;
  • государство.

Мета-науки

Существуют две мета-науки, философия и математика. Мета-науки изучают нематериальные сущности и одновременно разрабатывают методы исследования для других наук.

Философия занимается изучением качественных отношений и сущностей. Поэтому философия разрабатывает для других наук качественные методы исследования.

Математика занимается изучением количественных и пространственных отношений и сущностей. Соответственно, математика разрабатывает для всех других наук количественные и пространственные методы
исследования.

И философия и математика в качестве основного научного метода используют дедуктивный метод. То есть на базе небольшого количества недоказуемых предложений путем логических рассуждений строится некоторая
абстрактная модель. И изначально бывает даже неизвестно, найдет ли эта модель хоть какое-то применение на практике или же останется только красивой игрушкой для ума. Но в любом случае дедуктивный метод
познания для этих наук является адекватным методом познания. Поэтому нет никаких оснований не считать философию и математику полноценными науками.

Философия и математика были самыми первыми науками в истории человечества. Причем, математика возникла из чисто практических потребностей человека. А философия, наоборот, возникла из чисто абстрактных
потребностей человека, очень оторванных от реальной практической жизни.

Попытка философии заняться чем-то более практичным привела к тому, что некоторые разделы философии стали на столько развитыми, что эти разделы философии стали отпочковываться от философии. Эти
отделившиеся от философии разделы и превратились в обычные науки. Для их разработки уже не требовались знания в области философии.

Первыми от философии отпочковались естественные науки. Затем, пришло время отделяться от философии социальным наукам. Самыми последними от философии отделились гуманитарные науки.

Собственно говоря, гуманитарные науки до сих пор находятся в процессе отделения от философии и поэтому их связь с философией всё ещё очень сильна. Философия гораздо сильнее влияет на гуманитарные науки,
чем на социальные. И философия практически совсем не оказывает никакого влияния на естественные науки. Многие современные философы известны своими работами в гуманитарных науках. А люди, далёкие от науки,
обычно, ошибочно относят философию к гуманитарным наукам.

С математикой ситуация прямо противоположная. По мере того, как науки отделяются от философии, они всё более и более математизируются. Гуманитарные науки позже всех других наук отделились от философии и
поэтому математизация гуманитарных наук еще не наступила. Общественные науки уже достаточно математизированы, особенно экономика. Но самыми математизированными являются естественные науки, так как они
раньше всех других наук отделились от философии.

Теоретическая механика и квантовая теория поля сейчас выглядят как какой-нибудь раздел математики. Многие физики-теоретики имеют неплохое математическое образование и совершают открытия в области
математики. Люди, далёкие от науки, обычно, ошибочно относят математику к естественным наукам.

Сообщество популярной науки

Ряд организаций занимается популяризацией науки: Американская Ассоциация содействия развитию науки, Фонд Династия, Фонд Ричарда Докинза в поддержку разума и науки.

Ряд премий присуждается за популяризацию науки, среди них — Премия Калинги, Премия Майкла Фарадея, Премия «Просветитель».

Функцию популяризации российской науки за рубежом выполняет Россотрудничество. Путем проведения мероприятий научно-просветительского характера при участии партнеров из числа российских и иностранных научных организаций и фондов, организация добивается продвижения российской науки и распространения ее за границей.

Виды науки

Впервые классификацию науки по различным видам провел Аристотель. Он поделил их на теоретические, практические и творческие. В современном мире науки принято делить на:

  • естественные;
  • технические;
  • гуманитарные;
  • общественные. 

Естественные

Естественные науки — это науки о явлениях природы, ее объектах, о происходящих в ней процессах, о человеке как субъекте природы. Сюда относится математика, физика, химия, общая биология, анатомия, география, геология астрономия. Они отвечают за накопленные знания и опыт человечества. Одним из главных методов исследования в естественных науках является экспериментальная деятельность человека. Все знания проверяются либо опытным путем, либо с помощью строгих, логически выверенных доказательств.

Технические

Технические (инженерные) науки — науки, изучающие главным образом явления, имеющие отношение к развитию технического прогресса. К ним можно отнести архитектуру, информатику, механику, электротехнику, агрономию.

Они выполняют функцию практического применения естественно-научных знаний, а также отвечают за разработку технологий, создание и развитие техники. В свою очередь, результаты прикладной технической деятельности на практике доказывают или опровергают теоретические знания. 

Гуманитарные

Гуманитарные науки — это науки, изучающие человека и его взаимодействие с обществом. В отличие от естественных, в них имеет значение не столько точное описание происходящих событий, сколько их ясное понимание и объяснение произошедшего. Важнейшую роль здесь играет понятие правды и присутствие нравственной оценки события.

К гуманитарным наукам относят:

  • культурологию;
  • политологию;
  • лингвистику;
  • филологию;
  • психологию;
  • этнографию;
  • религиоведение;
  • антропологию;
  • литературоведение;
  • искусствознание;
  • отдельные разделы философии;
  • частично исторические науки.

Общественные

Общественные науки — это науки, исследующие закономерности развития природы, человеческого общества, мышления человека, изучающие экономические, исторические, социальные и культурные вопросы.

Происходящие в обществе процессы имеют более сильное влияние на развитие этих наук, чем на естественные или технические.

На первом месте здесь стоит комплекс философских дисциплин (логика и диалектика), а также обществознание. К общественным наукам относятся:

  • социология;
  • история;
  • юриспруденция;
  • политология;
  • педагогика;
  • риторика;
  • социальная география;
  • экономика;
  • большая часть гуманитарных наук.

Гуманитарные и общественные науки по своему содержанию тесно связаны друг с другом, имеют общие черты, поэтому их часто объединяют.

О карьере учёного

Чтобы правильно построить карьеру, нужно грамотно планировать своё будущее. Профессиональный вес учёного определяется несколькими факторами.

Во-первых, это научные статьи и сообщения. Их желательно публиковать в англоязычных журналах — сейчас они котируются намного выше, чем российские. У каждого учёного есть индекс его популярности и активности — индекс Хирша. Его величина зависит, в том числе и от цитируемости статей, соавтором которых он является.

Во-вторых, это участие в научных конференциях, проектах и исследованиях, полученные гранты и патенты на изобретения

Чем более перспективным и актуальным направлением вы занимаетесь, тем больше шансов обратить на себя внимание научного сообщества, получить государственное финансирование и значительно продвинуться в своих исследованиях

В-третьих, это учёная степень. Работать в лаборатории можно и без неё, но чтобы получить хорошую работу в институте, выступать на значимых международных конференциях или регулярно получать государственные гранты, требуются регалии и научная степень в первую очередь.

Сейчас я учусь в аспирантуре, готовлюсь защитить диссертацию и стать кандидатом биологических наук. Это ступень, которую я пропустила после окончания вуза. Лучше сразу поступать в аспирантуру — учиться после большого перерыва труднее

Это важно ещё и потому, что сейчас в нашей стране есть программы поддержки молодых учёных. Чем раньше вы защититесь, тем больше возможностей для участия в грантах и проектах у вас будет

Ступени карьерной лестницы учёного в научно-исследовательском институте:

Позиция Как достичь
студент / лаборант обучение в вузе
аспирант / специалист обучение в магистратуре
младший научный сотрудник (м.н.с.) кандидат наук либо 3 года стажа
научный сотрудник (н.с.) кандидат наук либо 5 лет стажа
старший научный сотрудник (с.н.с.) кандидат наук либо 10 лет стажа
ведущий научный сотрудник (в.н.с.) доктор либо кандидат наук
главный научный сотрудник (г.н.с.) доктор наук

Нил Деграсс Тайсон — автор ряда книг и фильмов, ведущий популярных передач по астрономии

А ещё директор планетария Хейдена Американского музея естественной истории в Нью-Йорке и бывший президент Планетарного общества. Нил Деграсс Тайсон также был одним из активистов, благодаря которым Плутон получил статус карликовой планеты.

О Вселенной.«Да, у Вселенной было начало. Да, Вселенная продолжает развиваться. И да, каждый атом в нашем теле возник либо в момент Большого взрыва, либо в термоядерном котле тяжёлых звёзд. Мы не просто живём во Вселенной, мы — её часть. Мы рождены ею. Можно даже сказать, Вселенная дала нам силы додуматься до этого — и это мы только начали».

О поиске.«Проблема, которую обычно осознают только в зрелом возрасте, в том, что когда ищешь такие вещи, как любовь, смысл, мотивация, это подразумевает, что они прячутся где-то за деревом или под камнем. Самые успешные люди понимают, что в жизни они сами создают свою любовь, сами наделяют вещи смыслом, сами рождают мотивацию».

О научном сообществе. «Наука — кооперативный проект, растянутый на многие поколения. Это факел, передающийся от учителя к ученику, — сообщество разумов, уходящее в прошлое до времён античности и устремляющееся до самых звёзд».

Примеры прикладной системы знаний

Пример

Нити ДНК уникальны в каждом человеке и находятся в наших клетках, где дают команды, необходимые для жизнедеятельности всего организма. Во время репликации ДНК, они делают новые копии незадолго до деления клетки. На их основе учеными были разработаны методики, позволяющие выявить генетические заболевания, установить отцовство или же определить преступника.

Пример

Атомные проекты. Когда перед учеными ставится задача создать ядерное оружие, в руках заказчика она выглядит как бизнес-проект. Для выполнения задания подбираются кадры, определяются сроки и объем финансирования, ставятся определенные задачи, которые приведут к необходимому результату. Также создаются специализированные институты, в промышленности организуются предприятия, которые занимаются сырьем, материалами и оборудованием для достижения конечного изделия.

Цели и особенности

Наукой называется совокупность систематических действий, направленных на получение и организацию знаний о различных типах явлений, их объяснение. Основная задача естествознания — сформулировать законы, способные предсказать происходящее в окружающем мире. Отсюда вытекает стремление учёных исключить неопределённости, упрощая изучаемые явления. Основные признаки, которыми характеризуются естественные науки, можно представить следующим списком:

  • Детерминированность. Сосредоточение на причинно-следственных объяснениях.
  • Широкое использование экспериментов и математических моделей.
  • Преобладание количественных методов.
  • Объективность. Убеждения исследователей имеют слабое или не оказывают вообще никакого влияния на процесс или выводы.
  • Воспроизводимость и надёжность результатов.
  • Возможность экспериментальной проверки или опровержения.
  • Стремление к обнаружению более общих принципов устройства мира.

Развитие естественных наук тесно связано с технологическим прогрессом. Отсутствие тех или иных технических возможностей может быть непреодолимым препятствием для анализа природных явлений.

Например, без инструментов наблюдения, таких как телескоп и микроскоп, учёные не смогли бы провести важнейшие исследования в области астрономии и микробиологии.

Важно понимать, что знания об окружающем мире несовершенны и даже бывают довольно далеки от истины. Теории, на которых базируются естественные науки, представляют собой лишь объяснение какого-либо явления

В зависимости от того, в какой степени они согласуются с реальностью, определяется их качество.

Прогресс естествознания происходит благодаря улучшению наблюдений с помощью более точных инструментов и обогащению информационной базы для логических рассуждений.

Отрасли фундаментальных наук о жизни

  • Биология — научное изучение жизни
  • Анатомия — изучение формы и функций растений, животных и других организмов или, в частности, людей.
  • Астробиология — исследование образования и присутствия жизни во Вселенной.
  • Бактериология — исследование бактерий
  • Биотехнология — исследование сочетания живого организма и технологий.
  • Биохимия — изучение химических реакций, необходимых для существования и функционирования жизни, обычно на клеточном уровне.
  • Биоинформатика — разработка методов или программных инструментов для хранения, извлечения, организации и анализа биологических данных с целью получения полезных биологических знаний.
  • Биолингвистика — изучение биологии и эволюции языка.
  • Биологическая антропология — изучение людей, нечеловеческих приматов и гоминидов. Также известна как физическая антропология.
  • Биологическая океанография — изучение жизни в Мировом океане и их взаимодействия с окружающей средой.
  • Биомеханика — изучение механики живых существ
  • Биофизика — изучение биологических процессов с применением теорий и методов, которые традиционно использовались в физических науках.
  • Ботаника — изучение растений
  • Клеточная биология (цитология) — изучение клетки как целостной единицы, а также молекулярных и химических взаимодействий, происходящих внутри живой клетки.
  • Биология развития — изучение процессов, посредством которых формируется организм, от зиготы до полной структуры.
  • Экология — изучение взаимодействия живых организмов друг с другом и с неживыми элементами окружающей их среды.
  • Энзимология — изучение ферментов
  • Этология — изучение поведения
  • Эволюционная биология — изучение происхождения и происхождения видов с течением времени
  • Эволюционная биология развития — изучение эволюции развития, включая его молекулярный контроль.
  • Генетика — изучение генов и наследственности
  • Гистология — исследование тканей
  • Иммунология — исследование иммунной системы
  • Микробиология — изучение микроскопических организмов (микроорганизмов) и их взаимодействия с другими живыми организмами.
  • Молекулярная биология — изучение биологии и биологических функций на молекулярном уровне, некоторые пересекаются с биохимией, генетикой и микробиологией.
  • Неврология — исследование нервной системы
  • Палеонтология — изучение доисторических организмов
  • Патология — исследование причин и следствий болезни или травмы
  • Фармакология — изучение действия лекарств
  • Психология — изучение водорослей
  • Физиология — изучение функционирования живых организмов, а также органов и частей живых организмов.
  • Популяционная биология — изучение групп организмов того же вида.
  • Квантовая биология — изучение квантовых явлений в организмах
  • Структурная биология — раздел молекулярной биологии , биохимии и биофизики, связанный с молекулярной структурой биологических макромолекул.
  • Синтетическая биология — разработка и создание новых биологических объектов, таких как ферменты, генетические цепи и клетки, или реконструкция существующих биологических систем (LY).
  • Системная биология — изучение интеграции и зависимостей различных компонентов в биологической системе с особым акцентом на роли метаболических путей и клеточных сигнальных стратегий в физиологии.
  • Теоретическая биология — использование абстракций и математических моделей для изучения биологических явлений.
  • Токсикология — природа, эффекты и обнаружение ядов
  • Вирусология — изучение вирусов, таких как субмикроскопические, паразитические частицы генетического материала, содержащиеся в белковой оболочке, и вирусоподобных агентов.
  • Зоология — изучение животных
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector