Как пишется слово естественно научный цикл

История естествознания

Можно считать, что естествознание зародилось в дописьменных человеческих сообществах. Ещё в те времена люди, наблюдая за природой, создавали знания о поведении животных, полезности растений в качестве продуктов питания и лекарств. Эта информация передавалась из поколения в поколение.

Доаристотелева эпоха

Подобные примитивные познания уступили более систематизированным исследованиям и выводам приблизительно в месопотамских и древнеегипетских культурах. Там появляются первые письменные свидетельства о естественной философии.

Традиция научного исследования характерна также для Древнего Китая, где даосские алхимики и философы экспериментировали с эликсирами для продления жизни.

Богатое наследие оставили народы древней индийской культуры. Некоторые понимания ими природы отражены в Ведах. Этот набор священных текстов описывает концепцию постоянно расширяющейся и трансформирующейся Вселенной.

Древнегреческие мыслители приблизили естественную философию к дисциплине о причинно-следственных связях в природе с элементами мифологии между 600 и 400 г. до н. э.

Некоторые открытия и гипотезы учёных античного мира поражают своей современностью:

  • VI век до н. э. — философ Фалес из Милета объясняет землетрясение не божественной деятельностью, а как событие физического мира.
  • V век до н. э. — Левкипп высказал идею о том, что мир состоит из неделимых частиц.
  • IV век до н. э. — Аристотелем пишется большой труд «История животных», не потерявший влияние на научную мысль даже в XVI веке. Ему принадлежат также труды по физике и метеорологии.

Аристотель по праву считается отцом науки благодаря тому, что первый осознал важность эмпирического знания. Он применял свои методы практически ко всему, от поэзии и политики до астрономии

Школу познания античного философа можно суммировать следующими принципами:

  • Изучение чужого опыта.
  • Поиски общего согласия по вопросу.
  • Систематическое исследование фактов, даже тех, которые частично относятся к предмету.

От философии к естествознанию

Труды Аристотеля и другая греческая натурфилософия достигли Европы приблизительно в середине XII века. Эти работы стали изучаться в новых университетах, несмотря на запреты церкви. В позднем Средневековье публикуются первые классификации наук на основе греческой и арабской философии, среди которых появилось в названиях естествознание.

Изобретение печатного станка в XV веке, микроскопа и телескопа коренным образом повлияло на эволюцию научных знаний об окружающем мире. Аристотелева философия отошла на второй план, уступив новым методам исследования. Природу учёные стали рассматривать как механизм, который для понимания следует разобрать на части. Одним из главных достижений научной революции XVII века стало повсеместное использование научного метода для изучения природы, что и сформировало базу естественных наук в том виде, в котором они существует в настоящее время.

Естествознание это

Естествознание – система наук о природе, включающая естественную, техногенную и информационную среду. При этом созданная в ходе развития цивилизации среда принято называть техногенной.

Возникло понятие ʼʼнаукаʼʼ.

Наука –составляющая культуры, система знаний, сформированная на рациональной методологической основе.

Основу структуры современного естествознания составляют пять естественнонаучных отраслей, изучающих природу на качественно различных уровнях ее организации. Отрасль представляет собой систему наук – фундаментальных и прикладных, исследующих определенные формы движения материи. При этом фундаментальные науки имеют основной целью получение знаний, а прикладные – возможности применения знаний.

Под формой движения подразумевается специфический способ существования материального объекта – субстрата (носителя) этой формы. Каждая форма охватывает достаточно широкую область явлений, которые обладают качественным единством и подчиняются общим законам.

Первый самый низкий уровень организации природы – физические системы, ᴛ.ᴇ. физические объекты разного масштаба от элементарных частиц до Вселенной. Οʜᴎ являются субстратами физической формы движения материи. Отрасль, изучающая материю на этом уровне, – физика. В нее входят фундаментальные (механика, квантовая механика, термодинамика, электродинамика, оптика, кристаллофизика, астрофизика, космология и др.) и прикладные (прикладная механика, электротехника, теплотехника, гидравлика, астронавтика и др.) науки.

Второй уровень организации – химические системы, ᴛ.ᴇ. системы молекул разной сложности (от простых неорганических соединений до сложнейших по составу и структуре органических полимеров и биополимеров). На этом уровне реализуется химическая форма движения материи. Соответствующая отрасль наук – химия. Она также включает фундаментальные (неорганическая, органическая химия и др.) и прикладные (аналитическая, коллоидная химия и др.) науки. Кроме этого, имеются науки, объединяющие физические и химические формы движения материи (физическая химия, химическая физика и др.).

Третий уровень – геологические системы, планета Земля. Форма движения – геологическая. Отрасль наук – геология. Здесь также имеют место фундаментальные науки (тектоника, геодинамика) и прикладные (геокриология, разведка месторождений полезных ископаемых и др.).

Четвертый уровень – живые биологические системы. Форма движения – биологическая. Отрасль наук – биология. Примеры фундаментальных наук в этой отрасли – ботаника, зоология, анатомия, цитология, физиология; прикладные – медицинская биология, ветеринария и др.

Имеются смежные науки: биофизика, биохимия, рудная микробиология и др.

Пятый уровень – разумные или психологические системы, организация высшей нервной деятельности. Форма движения материи – психологическая. Отрасль естествознания – психология. Это молодая отрасль, формирование которой началось в конце XIХ века.

Вне сферы естественнонаучных отраслей находится самый высокий уровень организации – социальный. Ему соответствует социальная форма движения материи. Она реализуется в социальных системах, включающих в себя не только собственно общество, но и геобиологическую среду, в которой оно развивается. Следовательно, граница между естественнонаучной и социальной гуманитарной научной сферой условна. По этой причине естествознание открытая система, связанная с другой открытой системой – гуманитарными науками (социологией, историей, теоретической экономикой и др.).

Отрасли естествознания связаны разветвленной сетью смежных наук: фундаментальных (физхимия, биофизика, биохимия. Геофизика, геохимия, биогеохимия и др.) и прикладных (почвоведение, агрономия, материаловедение и др.).

Все науки, входящие в естествознание, излагаются на ʼʼязыках наукиʼʼ, которые также являются отраслями наук: логика, математика, информатика.

Сегодня формируются науки, изучающие системы и системность на любом уровне организации природы, при любой форме движения материи – от физической до социальной. Это кибернетика, термодинамика сильно неравновесных систем, синергетика. Синергетика — сфера научных знаний о сложных самоорганизующихся системах, к примеру, экосистема, геотехническая система и т.д.

Научный метод

Современные естественнонаучные дисциплины часто называют точными из-за интенсивного использования ими объективных количественных данных и опору на математику.

В отличие от них, общественные науки, такие как психология, социология и антропология, в большей степени полагаются на нечисловые оценки и, как правило, оперируют менее определёнными выводами. Формальные дисциплины, к которым относят математику и статистику, в более значительной степени оперируют количественными категориями, но, как правило, не включают в себя изучение природных явлений.

Основой всех естественных наук является научный метод — важнейший компонент современного естествознания, служащий фундаментом для анализа и объективной интерпретации исследований. Применение его предполагает цикл из формирования обоснованного предположения относительно эксперимента, изучения одной или группы переменных в качестве результата. Если предположение не соответствует выводам из опытов, оно исключается в пользу следующего.

Некоторые ключевые моменты, характерные для научного метода:

  • Предположение должно быть проверяемым.
  • Исследования включают в себя дедуктивные и индуктивные рассуждения.
  • Эксперименты содержат зависимые от условий переменные.
  • Опыты должны быть воспроизводимы с получением аналогичных, если не идентичных результатов.

Любую отрасль естествознания, которая сформирована без научного метода, нельзя назвать наукой. Например, теологические идеи невозможно проверить независимыми наблюдателями с использованием воспроизводимых опытов.

Правописание слова

Несмотря на то, что слово естественно довольно обиходное и употребляется в речи часто, оно, на самом деле, не такое простое, как кажется. Потому что в зависимости от смысла фразы, где употребляется, оно может быть разными частями речи.

  • Во-первых, оно может выступать наречием образа действия, в случае если отвечает на вопрос «как?», «каким образом?». В этом случае наречие является членом предложения (обстоятельством) и имеет смысл «непринуждённо» или «так, как и положено». Например: «По подиуму всегда нужно двигаться естественно, словно перед вами нет публики, словно зрители — это всего лишь картонные куклы, которым до вас нет совершенного никакого дела».
  • Во-вторых, оно может быть кратким прилагательным, в случае если отвечает на вопрос «каково?». Тогда в предложении оно играет роль сказуемого и имеет смысл «нормально». Например: «Лаять на кошек для всех собак – вполне естественно».
  • В-третьих, оно может быть вводным словом и, соответственно, не быть членом предложения. Такие предложения имеют утвердительное значение, а вводное слово не имеет собственного вопроса. Удаление слова из предложения не меняет смысла предложения. Например: «Осенью, естественно, в Питере часто идёт прохладный моросящий дождь. который ужасно не нравится нашему преподавателю по истории и культуре стран изучаемых языков».
  • В-четвёртых, иногда слово может употребляться вообще само по себе в качестве утвердительной частицы как части речи. Эта частица обычно выступает междометием, как правило, утвердительным вместо ответа «да». Например: «Слышь, Васька, а ты пойдёшь сегодня на лекцию по генной инженерии? – Естественно!»

Однако какой бы частью речи естественно ни являлось, пишется оно всегда одинаково. Согласно правилу правописания наречий с окончанием на «о/е»,  букв Н в них пишется столько же, сколько в прилагательном, от которого они произошли.

В данном случае исходным словом было прилагательное «естественный». Оно, в свою очередь, при помощи суффикса «-енн-» произошло от существительного «естество», то есть «природа». Отсюда – удвоенная согласная и в нужном нам слове естественно.

Что же до пунктуации, то обязательными запятыми мы выделяем только вводное слово. В других ситуациях – только в случае, если оно находится с начала или конца вводной конструкции или деепричастного оборота.

Примеры предложений

  1. Семья росла и так же естественно росли расходы на питание.
  2. На вопрос матери, собирается ли она замуж за Игоря Савушкина, Елена раздражённо воскликнула: «Естественно!»
  3. Восьмиклассник Олег не сделал ни одной «домашки» за неделю, за что, естественно, получил заслуженную двойку.
  4. В этом синем твидовом пиджаке Пётр Евграфович выглядел так неестественно и скованно, что Ире вдруг стало его так жалко.
  5. Люди становятся всё злее и злее, и поэтому совершенно естественно, что мир стоит на грани развала.
  6. Ничего удивительного, что листья с деревьев уже облетели: для осени это совершенно естественно.
  7. Если ты будешь на вечеринке у Гошки вести себя так же естественно, как и нынешним утром, то точно станешь душой нашей компании!

Законы и теории

Бытует мнение, что если учёные находят доказательства, поддерживающие гипотезу, последняя становится теорией, а в случае, когда теория верна, на её основании пишется закон. Это не совсем так. На самом деле факты, гипотезы, теории и законы — лишь отдельные инструменты научного метода. Они могут развиваться, но это не означает, что они обязательно переходят в новое качество. Упрощённо разница между терминами выглядит так:

  • Закон — это описание наблюдаемого явления. Он не объясняет, почему явление существует или что его вызывает.
  • Гипотезой называют ограниченное, предположительное объяснение феномена.
  • Теория представляет собой логическую, систематическую внятную трактовку явления и его причин.

Кроме того, если какая-то закономерность становится законом, это не означает, что ситуация не изменится из-за будущих исследований. Использование определения закона у неспециалистов и учёных заметно отличается.

Научные законы не абсолютны, они могут иметь исключения, способны быть опровергнуты или получить развитие с течением времени.

Факты и законы работают на эмпирической, наблюдательной основе. Теории оперируют закономерностями на концептуальном уровне и зиждятся на логике, а не на наблюдениях. По аналогии с плохими и хорошими формальными объяснениями, теории также различаются по качеству. Наиболее важные критерии их оценки сводятся к следующему перечню:

  • Логическая непротиворечивость. Теоретические построения, граничные условия и допущения согласуются друг с другом.
  • Прогностическая сила. Насколько хорошо она предсказывает реальность.
  • Опровергаемость. Гарантия эмпирической проверяемости.
  • Экономичность. Объяснение сложного явления не должно быть за счёт неоправданного добавления новых конструкций.

С учётом того факта, что теории и наблюдения являются двумя столпами естествознания, научные исследования, соответственно, ведутся на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом. Первый касается разработки абстрактных понятий о явлении и соотношениях между этими понятиями. Эмпирический уровень предполагает проверку концепций на достоверность действительным наблюдениям. Благодаря такому подходу теории совершенствуются в своём соответствии реальности.

Какие специальности в вузах основываются на естественных науках?

В  о перечне направлений подготовки высшего образования можно найти очень много направлений, которые доступны поступающим в бакалавриат: 

Первый раздел — математика и естественные науки. В нем большая группа специальностей под названием: физика и астрономия. В нее входят: 

  • Прикладные математика и физика (03.03.01)
  • Физика (03.03.02)
  • Радиофизика (03.03.03)

В этом же разделе есть химия, куда входят: 

  • Химия (04.03.01)
  • Химия, физика и механика материалов (04.03.02)

Здесь же находятся и науки о земле:

  • Геология (05.03.01)
  • География (05.03.02)
  • Картография и геоинформатика (05.03.03)
  • Гидрометеорология (05.03.04)
  • Прикладная гидрометеорология (05.03.05)
  • Экология и природопользование (05.03.06)

Биологические науки:

  • Биология (06.03.01)
  • Почвоведение (06.03.02)

Следующий отдел, связанный с естественными науками — сельское, лесное и рыбное хозяйство. В него входят:

  • Лесное дело (35.03.01)
  • Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств (35.03.02)
  • Агрохимия и агропочвоведение (35.03.03)
  • Агрономия (35.03.04)
  • Садоводство (35.03.05)
  • Агроинженерия (35.03.06)
  • Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (35.03.07)
  • Водные биоресурсы и аквакультура (35.03.08)
  • Промышленное рыболовство (35.03.09)
  • Ландшафтная архитектура (35.03.10)
  • Гидромелиорация (35.03.11)       

Конечно, к естественным наукам относят и те, которые связаны с животным миром. Здесь будут интересны направления, которые входят в раздел ветеринарии и зоотехнии:

  • Ветеринарно-санитарная экспертиза (36.03.01)
  • Зоотехния (36.03.02)

На стыке естественных и точных наук находятся некоторые направления, которые входят в большой блок специальностей: инженерное дело, технологии и технические науки. Здесь особенно интересны:

Электроника, радиотехника и системы связи:

  • Радиотехника (11.03.01)
  • Инфокоммуникационные технологии и системы связи (11.03.02)
  • Конструирование и технология электронных средств (11.03.03)
  • Электроника и наноэлектроника (11.03.04)

Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии:

  • Приборостроение (12.03.01)
  • Оптотехника (12.03.02)
  • Фотоника и оптоинформатика (12.03.03)
  • Биотехнические системы и технологии (12.03.04)
  • Лазерная техника и лазерные технологии (12.03.05)  

Ядерная энергетика и технологии:

  • Ядерная энергетика и теплофизика (14.03.01)
  • Ядерные физика и технологии (14.03.02)

Физико-технические науки и технологии:

  • Техническая физика (16.03.01)
  • Высокотехнологические плазменные и энергетические установки (16.03.02)
  • Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения (16.03.03)

Химические технологии:

  • Химическая технология (18.03.01)
  • Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии (18.03.02)

Промышленная экология и биотехнологии:

  • Биотехнология (19.03.01)
  • Продукты питания из растительного сырья (19.03.02)
  • Продукты питания животного происхождения (19.03.03)   
  • Технология продукции и организация общественного питания (19.03.04)

Таким образом, на данный момент представлено очень много интересных специальностей в разных сферах. Какие-то из очень узконаправленные, а какие-то совмещают в себе сразу несколько естественных наук. К примеру, физику и химию.

Цели и особенности

Наукой называется совокупность систематических действий, направленных на получение и организацию знаний о различных типах явлений, их объяснение. Основная задача естествознания — сформулировать законы, способные предсказать происходящее в окружающем мире. Отсюда вытекает стремление учёных исключить неопределённости, упрощая изучаемые явления. Основные признаки, которыми характеризуются естественные науки, можно представить следующим списком:

  • Детерминированность. Сосредоточение на причинно-следственных объяснениях.
  • Широкое использование экспериментов и математических моделей.
  • Преобладание количественных методов.
  • Объективность. Убеждения исследователей имеют слабое или не оказывают вообще никакого влияния на процесс или выводы.
  • Воспроизводимость и надёжность результатов.
  • Возможность экспериментальной проверки или опровержения.
  • Стремление к обнаружению более общих принципов устройства мира.

Развитие естественных наук тесно связано с технологическим прогрессом. Отсутствие тех или иных технических возможностей может быть непреодолимым препятствием для анализа природных явлений.

Например, без инструментов наблюдения, таких как телескоп и микроскоп, учёные не смогли бы провести важнейшие исследования в области астрономии и микробиологии.

Важно понимать, что знания об окружающем мире несовершенны и даже бывают довольно далеки от истины. Теории, на которых базируются естественные науки, представляют собой лишь объяснение какого-либо явления

В зависимости от того, в какой степени они согласуются с реальностью, определяется их качество.

Прогресс естествознания происходит благодаря улучшению наблюдений с помощью более точных инструментов и обогащению информационной базы для логических рассуждений.

Примеры предложений

  • Если вы хотите в полной мере разобраться о построении мира – вам придется обратиться к естественно-научным дисциплинам.
  • Естественно-научная конференция о жизнеспособности нашей планеты была основана на данных, полученных со спутников.
  • Книги, основанные на естественно-научных исследованиях, лишены каких-либо эмоций, поэтому их сложно воспринимать.
  • Его книга была основана на естественно-научных предположениях, что сделало ее популярнее прошлой.

Как неправильно писать

Ранее словосочетание считалось правильно писать слитно. Этому способствовало то, что есть соединительная буква «о» между двумя синтаксическими единицами. Но с 2006 года и на данный момент такое употребление словосочетания будет ошибкой.

Также неверно, если писать раздельно.

Как правильно пишется

Когда мы слышим два различных слова, которые мы можем произнести поодиночке и каждому мы можем дать свое отдельное значение – нам хочется писать их раздельно. Но все же, вопреки всем нашим ожиданиям, данное прилагательное пишется через дефис. До 2006 года слово “естественнонаучный” писалось однозначно слитно и многие люди до сих пор, по старинке, хотят именно так писать. И все правила орфографии говорят о том, что данное словосочетание должно писаться слитно.

Но вопреки всем нашим ожиданиям “естественно-научный” с 2006 года надобно писать через дефис, также как словосочетание “естественно-исторический”.   К такому написанию пришли из-за того, что словоформа получается слишком длинной, если писать слитно. Современные толковые словари уже используют новое написание.

Заключение

Русский язык невероятный богат. Разнообразие слов велико и также велико словообразование. Мы можем использовать фразы для описания всего что мы видим, чувствуем и во что верим, даже не задумываясь про их правильную передачу на бумагу. Но все же приходит в жизни каждого из нас такой момент, когда приходится грамотно заполнить документацию, написать доклад, оформить письмо. Мы используем как простые синтаксические единицы, так и сложные лексемы. Вот в такие мгновения нам очень хочется написать без ошибок как слова, употребляемые в ежедневном обиходе, так и сложные словосочетания.

Наша статья раскрыла вам все секреты по написанию сложной лексемы «естественно-научный». Надеемся, что вышеприведенные правила и примеры помогут вам грамотно писать и использовать данное слово.

Заключение

Русский язык невероятный богат. Разнообразие слов велико и также велико словообразование. Мы можем использовать фразы для описания всего что мы видим, чувствуем и во что верим, даже не задумываясь про их правильную передачу на бумагу. Но все же приходит в жизни каждого из нас такой момент, когда приходится грамотно заполнить документацию, написать доклад, оформить письмо. Мы используем как простые синтаксические единицы, так и сложные лексемы. Вот в такие мгновения нам очень хочется написать без ошибок как слова, употребляемые в ежедневном обиходе, так и сложные словосочетания.

Наша статья раскрыла вам все секреты по написанию сложной лексемы «естественно-научный». Надеемся, что вышеприведенные правила и примеры помогут вам грамотно писать и использовать данное слово.

Источник статьи: https://pishetsya.ru/orfografiya/estestvenno-nauchnyj-ili-estestvennonauchnyj-kak-pravilno-pisat-slozhnoe-prilagatelnoe

Заключение

Русский язык невероятный богат. Разнообразие слов велико и также велико словообразование. Мы можем использовать фразы для описания всего что мы видим, чувствуем и во что верим, даже не задумываясь про их правильную передачу на бумагу. Но все же приходит в жизни каждого из нас такой момент, когда приходится грамотно заполнить документацию, написать доклад, оформить письмо. Мы используем как простые синтаксические единицы, так и сложные лексемы. Вот в такие мгновения нам очень хочется написать без ошибок как слова, употребляемые в ежедневном обиходе, так и сложные словосочетания.

Наша статья раскрыла вам все секреты по написанию сложной лексемы «естественно-научный». Надеемся, что вышеприведенные правила и примеры помогут вам грамотно писать и использовать данное слово.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector