«ректора» или «ректоры»: как пишется слово?

Почему важно не только направление, но и отдел?

 Важно: два разных факультета в одном и том же университете могут проводить курсы с одинаковым названием, которые существенно различаются.  Например: область компьютерных наук может управляться физическим факультетом и математическим факультетом. Из-за принадлежности к факультету, первые могут читать лекции по информатике с большим упором на физические предметы, а вторые – на математический аспект

 Например: область компьютерных наук может управляться физическим факультетом и математическим факультетом. Из-за принадлежности к факультету, первые могут читать лекции по информатике с большим упором на физические предметы, а вторые – на математический аспект.

 Направление информатики на факультете медицинских наук, в свою очередь, будет выглядеть совсем по-другому, где, вероятно, будут представлены все вопросы с точки зрения вспомогательных методов лечения.Что такое студенческое правительство?

 В средних школах есть учреждения, называемые студенческими советами, которые на практике ничего не делают – о них мало кто знает.

 Иная ситуация, когда вы учитесь, где студенты выбирают своих представителей на выборах. Эти представители формируют студенческое самоуправление.

 Местное правительство избирается на уровне факультета, и его задачи: помощь студентам в случае возникновения проблем, ведение переговоров и сотрудничество с администрацией факультета, реализация идей и улучшений, организация мероприятий (например, лекции для волонтеров, дни открытых дверей и т. Д.).

 Поэтому, если у вас есть какие-либо проблемы, лучше всего сначала связаться с самоуправлением студентов факультета, где вы сможете найти сверстников, готовых помочь.

Как стать ректором

Возглавить университет или институт можно несколькими способами:

  • быть избранным конференцией или общим собранием педагогов, научных и других сотрудников и студентов заведения;
  • получить это назначение от учредителя вуза;
  • быть назначенным Президентом страны;
  • быть назначенным Правительством Российской Федерации (для федеральных вузов).

Чаще всего ректоры получают свою должность первым способом. Каждый, кто желает стать участником выборов, подаёт необходимые документы:

  • заявление о том, что он намерен поучаствовать в выборах;
  • протоколы заседаний коллективов учебного заведения, которые выдвигают кандидатуру и поддерживают её;
  • автобиографию с перечислением научных достижений и трудов;
  • другие важные бумаги, необходимые по мнению кандидата.

Ещё до выборов каждый претендент обязательно должен пройти аттестацию в Комиссии по аттестации кандидатов.

Обязанности

Ректор отвечает за осуществление всех видов деятельности в учебном заведении. В его обязанности входит:

  • руководство образовательной и научной сферами вуза;
  • управление финансовыми операциями;
  • ведение административно-хозяйственных дел;
  • определение задач развития университета;
  • разработка структуры вуза;
  • утверждение педагогического состава и штата других работников;
  • организация и руководство деятельностью ректората, учёного совета, научно-исследовательской и учебной отраслей;
  • издание приказов;
  • создание приёмной и государственной аттестационной комиссии;
  • составление ежегодных отчётов для учёного совета;
  • планирование деятельности учреждения на будущий год;
  • представление своего вуза на мероприятиях государственного уровня.

Ректор обладает обширными познаниями в своей научной отрасли и педагогике. Ему также необходимы знания менеджмента и экономики. Руководитель вуза должен хорошо разбираться в законах и правовых нормативах, которые касаются высшего и послевузовского образования.
Ректор лично отвечает за качество образования выпускников, ведение научной деятельности сотрудниками и финансовую стабильность всего учебного заведения.

Личностные качества ректора

Личностные качества ректора высшего учебного заведения влияют на его возможность грамотно организовать работу вуза. Специалист данного профиля должен быть:

  • стрессоустойчивым;

  • коммуникабельным;

  • ответственным;

  • требовательным.

Помимо этого ректор должен обладать аналитическим складом ума, уметь одновременно решать множество разноплановых задач, иметь организаторские способности, владеть грамотной устной и письменной речью.

Ректор часто выступает на различных конференциях и собраниях, и является главным представителем своего вуза. Поэтому специалист данного профиля должен иметь опыт выступлений и ораторские способности.

Кто может работать ректором

Должность ректора является избирательной (подробные правила, как проходят выборы ректора, прописаны в уставе высшего учебного заведения). К кандидату выдвигаются следующие требования:

  • высшее образование (педагогическое или в сфере «экономики», «управления»);
  • опыт работы более 5 лет в должности педагога или руководителя;

  • звание доцента (старшего научного руководителя) или наличие ученой степени кандидата наук;

  • ректор избирается на срок 5 лет, поэтому возраст кандидата не должен превышать 65 лет (в некоторых случаях ограничения определяются возрастом 70 лет).

Помимо этого ректор высшего учебного заведения должен обладать следующими знаниями:

  • государственных образовательных стандартов;

  • педагогики, включая знания современных научных достижений в этой области;

  • психологии;

  • теории и методов управления высшим учебным заведением;

  • экономики, социологии;

  • законодательной базы, необходимой для заключения договоров и пр.

Таким образом, чтобы получить должность ректора, необходимо соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату.

Реализованные проекты (координация)

  • Координация стратегического партнерства между ВГУ и ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»;
  • Координация стратегического партнерства между ВГУ и Концерном «Созвездие» (структура ГК «Ростех»);
  • Создание Центра китайского языка и культуры при ВГУ;
  • Проекты «Оксфордского Российского Фонда» в Воронеже;
  • Партнерство между ВГУ и компаниями «Прайсвотерхаус Куперс» и «КПМГ»;
  • Разработана и внедрена в практику ВГУ система мониторинга кадровых потребностей бизнес-сообщества Воронежской области;
  • При активном участии Ендовицкого Д.А. подписаны соглашения о сотрудничестве с университетами США, Европы и Китая, на базе которых реализуются программы двойных дипломов, стажировки преподавателей и студентов ВГУ;
  • Ендовицкий Д.А. инициировал и организовал общественно-профессиональную сертификацию ВГУ в Торгово-Промышленной Палате РФ;
  • Инициатор и организатор Ассоциации вузов Черноземья;
  • Организатор запуска в 2016 г. программы двойных дипломов в магистратуре «Бизнес в России» совместно с Университетом Короля Хауна Карлоса (Мадрид, Испания);
  • Под руководством Ендовицкого Д.А. осуществлены масштабные работы по модернизации имущественного комплекса ВГУ (построен корпус экономического факультета ВГУ площадью 7600 кв. м.; построено студенческое общежитие квартирного типа на 330 мест; построен учебно-тренировочный плавательный бассейн; осуществлена глубокая модернизация и капитальный ремонт Концертного зала ВГУ на 630 мест);
  • Возглавил проектную команду, которая подготовила заявку на конкурс приоритетного проекта «Вузу как центры пространства создания инноваций», в результате ВГУ получил статус Центра инновационного, технологического и социального развития;
  • Под руководством Ендовицкого Д.А. ВГУ вошел в состав Консорциума опорных университетов ГК «Росатом».

Порядок избрания

Существует несколько способов смены ректора университета или института. Он может быть избран на заседании, организованном Ученым советом в соответствии с уставом учреждения. Подготовительную работу ведет специальная комиссия. Кандидатуры на место руководителя обязательно согласуются с аттестационной коллегией Министерства науки и высшего образования РФ. Затем проходит голосование. На собрании по выборам ректора претендент должен набрать не менее, чем две трети голосов присутствующих. Если это произошло, то далее кандидатуру утверждает Минобрнауки или учредитель учебного заведения, если вуз частный. Если ни один из претендентов не набрал достаточного количества голосов, назначается второй тур.

Наделить ректора полномочиями могут в Правительстве России, если речь идет об учебном заведении федерального уровня. Кроме того, право назначения имеет лично Президент страны. Например, действующие руководители МГУ и Санкт-Петербургского госуниверситета заняли свои посты именно по инициативе главы государства. Назначать ректора вправе и учредитель коммерческого вуза.

Процедура и порядок избрания прописаны в ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Должность ректора – одна из вершин карьерного роста для преподавателя университета или института. Как правило, на это место претендуют педагоги с многолетним стажем, которые заслужили огромное доверие в коллективе высшего учебного заведения. Ведь руководитель – лицо альма-матер, обязанный достойно представлять вуз как в своей стране, так и за ее пределами.

Ответственность

Ректор несет ответственность за:

4.1. За руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

4.2. За нарушение устава образовательной организации.

4.3. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с .

Руководитель кадровой службы

Согласовано:

С инструкцией ознакомлен:

К чему готовиться

Изменения, внесенные в законодательство в части управления научными и образовательными учреждениями, назревали давно.Еще с советских времен сохранилась традиция назначения на должности руководителей учреждений наиболее заслуженных, достигших в своей профессиональной деятельности высоких результатов деятелей образования и науки. Однако в течение последних 30 лет для руководителей учреждений все чаще принципиально важными становятся иные знания и умения. Они должны хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве, обладать определенными экономическими и юридическими знаниями, уметь отстаивать интересы учреждения в судебных органах и т.п. Приобретение таких навыков и знаний требует много времени. Поэтому руководители учреждений вынуждены разрываться между «двумя стульями»: или заниматься администрированием, или продолжать вести педагогическую и научную деятельность. К сожалению, совместить эти два направления деятельности практически невозможно. Поэтому, учтя опыт последних лет, законодателем принято решение о разделении управленческих функций на административную и профессиональную.Теперь административной работой продолжит заниматься руководитель учреждения. Он же как должностное лицо будет руководить трудовым коллективом, формировать кадровый состав и определять трудовые функции работников, применение мер поощрения или наложения дисциплинарных взысканий, управлять и распоряжаться имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, нести ответственность за финансовое положение учреждения и т.д. Такой руководитель будет нести, в частности, административную ответственность в случае совершения административных правонарушений в финансово-хозяйственной деятельности учреждения.В полномочия научного руководителя или президента вуза будут входить решение Все полномочия таких руководителей еще предстоит определить ученым советам учреждений и указать их в уставах учреждений.Согласно Закону № 157-ФЗ трудовые договоры с руководителями организаций должны быть приведены в соответствие с требованиями статей 332.1 и 336.2 в течение 30 дней со дня вступления в силу данного закона (то есть до 31 июля 2020 г.)

При этом уставы научных и образовательных организаций высшего образования должны быть приведены в соответствие с требованиями ТК РФ до 31 декабря 2021 г.Обратите внимание! Согласно статье 3 Закона № 159-ФЗ уставы государственных и муниципальных научных организаций, государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования применяют в части, не противоречащей статьям 5 и 7 Закона № 127-ФЗ и статье 51 Закона № 273-ФЗ.Другими словами, независимо от того, что указано в уставах научных и образовательных учреждений в настоящий момент, такие учреждения обязаны руководствоваться последними изменениями в законодательстве. При этом учреждения должны привести свои уставы в соответствие с указанными нормами в срок до 31 декабря 2021 г.К сожалению, пока не ясно, как будут выстраивать отношения административный руководитель учреждения и научный руководитель; ректор вуза и его президент

Возможно, что будет применен принцип «двух ключей», который нужно будет предусмотреть в уставе учреждения. Такой принцип означает принятие управленческих решений только при наличии согласия обоих руководителей. Насколько эффективной будет такая модель управления учреждениями образования и науки – покажет время.

Майер Георгий Владимирович

Президент

 1948 года рождения, окончил физический факультет ТГУ в 1971 г., доктор физико-математических наук, профессор. 

  • председатель Совета ректоров вузов Томской области;
  • президент ассоциации «Сибирский открытый университет».

Награды и звания:

  • орден «За заслуги перед Отечеством», IV степени (2009);
  • орден Почета (2004);
  • почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (2000); 
  • лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (2002);
  • лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2013);
  • почетный профессор Шеньянского политехнического университета (Китай);
  • почетный профессор Ховдского государственного университета (Монголия);
  • почетный профессор Семипалатинского государственного университета (Казахстан).

В 1971–1993 гг. работал в СФТИ при ТГУ, в 1993 г. назначен на должность проректора ТГУ по научной работе, в 1995–2013 гг. ректор Томского государственного университета, с 2013 г. избран президентом ТГУ.  

Прием граждан по личным вопросам: последняя пятница каждого месяца с 15:00 до 16:30. Тел. 8 (3822) 529-499.

Дёмин Виктор Валентинович

Первый проректор 

Окончил радиофизический факультет ТГУ в 1980 г., кандидат физико-математических наук, доцент.

Прием граждан по личным вопросам: первый понедельник каждого месяца с 14:30 до 15:30. 

Луков Евгений Викторович

Проректор по образовательной деятельности 

Окончил исторический факультет в 1996 г. , кандидат исторических наук, доцент.

Прием граждан по личным вопросам: первый понедельник каждого месяца с 14:30 до 15:30. 

Ворожцов Александр Борисович

Проректор по научной и инновационной деятельности Окончил физико-технический факультет ТГУ в 1976 г., 
доктор физико-математических наук, профессор.

Прием граждан по личным вопросам: первая пятница каждого месяца с 16:00 до 17:00.

Рыкун Артем Юрьевич

Проректор по международным связямОкончил философский факультет ТГУ в 1989 г.,
доктор социологических наук, профессор.

Прием граждан по личным вопросам: последняя пятница каждого месяца с 16:00 до 18:00.

Змеев Олег Алексеевич

Проректор по цифровой трансформацииОкончил факультет прикладной математики и кибернетики ТГУ в 1993 г.,
доктор физико-математических наук, профессор. 

Прием граждан по личным вопросам: первый четверг каждого месяца с 10:30 до 12:00.

Кулижский Сергей Павлинович

Проректор по социальным вопросамОкончил биолого-почвенный факультет ТГУ в 1988 г., доктор биологических наук, профессор.
Депутат Думы города Томска.

Прием граждан по личным вопросам: первая среда каждого месяцас 10:00 до 11:30.

Андриенко Владимир Борисович

Проректор по административно-хозяйственной работе и строительству   Окончил ТГАСУ по специальности «Промышленное и гражданское строительство» в 1992 г.

Прием граждан по личным вопросам: первый вторник каждого месяца с 16:00 до 17:00.

Чугунов Евгений Вячеславович 

Начальник управления – проректор по безопасностиОкончил Томский политехнический университет в 1994 г., Томский государственный университет по специальности «Юриспруденция» в 2002 г.

Прием граждан по личным вопросам: третий четверг каждого месяца с 16:00 до 17:30.

 

Общая информация

Родился 3 декабря 1970 г. в г. Воронеж;
В 1988 году окончил среднюю школу № 29 г. Воронежа (аттестат о среднем образовании А № 464062);
В 1993 году окончил экономический факультет Воронежского государственного университета, квалификация «экономист», специальность «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности» (диплом ЦВ № 443734, регистрационный номер 10603);
Присуждена ученая степень кандидата экономических наук 27.10.1995 г. (диплом кандидата наук КТ № 014310);
Присвоено ученое звание доцента по кафедре бухгалтерского учета, анализа и аудита 22.04.1998 г. (аттестат доцента ДЦ № 007980);
Ученая степень доктора экономических наук присуждена 20.10.2000 г. (диплом доктора наук ДК № 005168);
Ученое звание профессора по кафедре экономического анализа и аудита присвоено 19.06.2002 г. (аттестат профессора ПР № 007504);
С 1999 г. по 2011 г. – заведующий кафедрой экономического анализа и аудита Воронежского государственного университета (ВГУ);
С 2006 г. по 2011 г. – проректор ВГУ по экономическому развитию и инновациям;
С 2011 г. по н.в. – ректор ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»;
Председатель Совета по защите докторских диссертаций по специальности 08.00.12 — Бухгалтерский учет, статистика (c 2002 г. по н.в.).

Требования к кандидатам

Специалист, претендующий на пост ректора университета, обязан соответствовать определенным условиям. Он должен иметь высшее образование в сфере управления, экономики или педагогики, а также ученую степень. Согласно правилам, достаточно кандидатской, однако у докторов наук со званием профессора, члена-корреспондента или академика будет преимущество. Кроме того, потенциальный глава вуза должен иметь как минимум пятилетний стаж работы в качестве педагога или управленца, четко знать государственные образовательные стандарты, методы руководства вузом, законы и нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность высшего учебного заведения. Существует и ограничение по возрасту – не старше 65 лет. Все эти правила описаны в квалификационных требованиях к работе ректора вуза.

Австралия

Термин «ректор» необычен в австралийских академических учреждениях. Исполнительному главе австралийского университета традиционно присваивалось британское звание вице-канцлера, хотя в последнее время был принят и американский президентский срок. Термин «ректор» используется некоторыми академическими учреждениями, такими как жилой колледж Мельбурнского университета, Колледж Ньюман; частная школа для мальчиков Xavier College; и жилой колледж Сиднейского университета, Колледж Святого Иоанна (бенедиктинский).

Титул ректора иногда используется для обозначения главы подчиненного и географически отдельного кампуса университета. Например, исполнительный руководитель Академии сил обороны Австралии в Канберре, которая является кампусом Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее, является ректором, как и глава Кэрнсского кампуса Университета Джеймса Кука , базирующегося в Таунсвилле.

Общественная работа

  • Вице-президент, Член Правления Российского союза ректоров (с 2018 г. по н.в.);
  • Член Российского совета олимпиад школьников (приказ министра науки и высшего образования № 393 от 19.06.2019);
  • Депутат Воронежской областной Думы VI и VII созывов (с 13.09.2015 по н.в.), Председатель Комитета Воронежской областной Думы по образованию, науке и молодежной политике;
  • Председатель Совета ректоров вузов Воронежской области (с 2011 г. по н.в.);
  • Председатель Ассоциации вузов Центра России (с 2013 г. по н.в.);
  • Действительный член Академии военных наук (№ 01-1640, 24.03.2018 г.);
  • Член Общественной палаты Воронежской области (с 2011 по 2015 гг.);
  • Руководитель информационного центра московского издательского дома «Финансы и кредит» в г. Воронеже;
  • Председатель регионального экспертного Совета Воронежской области по проведению конкурса проектов Российского фонда фундаментальных исследований;
  • Заместитель главного редактора научно-практического журнала «Экономический анализ: теория и практика»;
  • Член Координационного совета по области образования «Науки об обществе» при Минобрнауки России;
  • Член Аттестационной комиссии Минобрнауки России (с 2013 г. по н.в.);
  • Председатель Общественного совета при Управлении ФНС по Воронежской области;
  • Председатель Общественного совета при ГУ МВД по Воронежской области (с 04.10.2016 г. по н.в.);
  • Член Общественного совета при Следственном управлении Следственного комитета РФ по Воронежской области;
  • Заместитель секретаря по проектной работе, Член Президиума Политсовета воронежского регионального отделения Партии «Единая Россия»;
  • Член Экономического совета при Правительстве Воронежской области;
  • Член Межведомственной рабочей группы по организации производства импортозамещающей продукции и реализации стабилизационных мероприятий в отдельных отраслях экономики Воронежской области (Распоряжение Правительства Воронежской области от 16.03.2016 № 115-р);
  • Член Совета по информационной политике в сфере профилактики терроризма и экстремизма при губернаторе Воронежской области;
  • Член Экспертного Совета по дебюрократизации в сферах образования и науки при Комитете Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке (с 2019 г. по н.в.).

Примечания

  1. утверждён Постановлением Совнаркома СССР от 5 сентября 1938 года № 972.
  2. утверждено постановлением Совета Министров СССР от 21 марта 1961 года «Об утверждении положения о высших учебных заведениях СССР».
  3. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования». — № 1 н. — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), 22.12.2010.
  4. , с. 616.

Общие положения

1.1. Руководитель ВУЗа (далее — ректор) относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность ректора принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики, а также ученую степень и ученое звание и стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.

1.3. На должность ректора в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Ректор должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных организаций;

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— приоритетные направления развития научной деятельности в Российской Федерации;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— методические и нормативные документы, касающиеся сферы подготовки специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования;

— основы налогового, экономического и экологического, трудового законодательства;

— научные достижения и передовой опыт зарубежных образовательных организаций в области высшего профессионального и дополнительного профессионального образования;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Ректор [избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации/назначается на должность учредителем образовательной организации].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector