Критерии оценивания сочинения на егэ 2021 от фипи
Содержание:
- Сколько баллов нужно для поступления в вуз
- Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ
- Критерии оценивания по заданиям математика (профильный уровень)
- Что проверяется на экзамене
- Структура КИМ
- Оценивание грамотности
- Сколько баллов нужно для поступления в вуз
- Оценивание тестовой части
- Оценивание сочинения
- Часть № 1
Сколько баллов нужно для поступления в вуз
Для получения школьного аттестата достаточно набрать 11 первичных баллов на экзамене по физике, что даст в пересчете 36 тестовых. Это будет тройка по привычной системе оценивания.
Поступление в вузы – это отдельный разговор. Рособрнадзором утверждены минимальные тестовые баллы, которые позволяют подавать документы в заведения высшего образования на бакалавриат и специалитет. По физике этот показатель равен 36 баллам, как и для получения аттестата. Однако на практике стать студентом даже небольшого регионального вуза с такой оценкой просто нереально, если вы только не относитесь к числу абитуриентов из льготных категорий или целевиков.
Каждый университет устанавливает свои проходные баллы, поэтому перед подачей документов школьнику желательно просмотреть сайты вузов с подходящими специальностями и выбрать тот из них, в котором его результаты ЕГЭ будут конкурентоспособны. К тому же, не стоит забывать о том, что при поступлении учитывается суммарный результат нескольких дисциплин.
Так, например, ученик может иметь очень высокий показатель по физике, но отставать по математике и русскому языку, и по сумме баллов уступить тем абитуриентам, которые хуже знают основную дисциплину, но компенсируют это за счет других предметов.
Однако даже при достижении минимального показателя, установленного вузом, нет никаких гарантий, что удастся поступить. Очень многое зависит от престижа университета и конкретной специальности, количества поданных документов от абитуриентов и числа бюджетных мест. Кроме того, некоторые учебные заведения могут добавлять до 10 баллов за достижения в других сферах деятельности (творчестве, спорте, волонтерстве, победах в олимпиадах), поэтому иногда даже 100 баллов на ЕГЭ может не хватить.
Для примера рассмотрим табличку, показывающую, насколько сложно поступить в разные вузы страны на отдельные специальности, где приемной комиссии необходимо предоставить результат ЕГЭ по физике.
Название вуза | Специальность | Минимальный балл по предмету | Проходной балл на бюджет (средний за 1 предмет) |
---|---|---|---|
НИЯУ МИФИ | Прикладные математика и физика | 66 | 95 |
МГТУ им. Н.Э.Баумана | Техническая физика | 40 | 81 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого | Механика и математическое моделирование | 45 | 81,3 |
Теплоэнергетика и теплотехника | 40 | 64,7 | |
Томский государственный архитектурно-строительный университет | Строительство | 40 | 59 |
Уфимский государственный нефтяной технический университет | Геология нефти и газа | 40 | 69,3 |
Как видим, чтобы поступить на бюджет, нужно сдать ЕГЭ по физике с высоким показателем. Для поступления на платную основу проходной балл, конечно, будет ниже, однако в любом случае он заметно превышает минимальный порог. К примеру, если в Санкт-Петербургский политехнический университет на бюджет по программе «Механика и математическое моделирование» нужно набрать свыше 80 баллов в среднем за один предмет, то на платное отделение – больше 65 баллов, и это при минимальном утвержденном показателе 45 баллов.
Не так много выпускников школ выбирает для сдачи экзамена этот сложный предмет, поэтому проходной балл по физике может стать решающим при поступлении в престижный университет. Следовательно, только системная подготовка на протяжении всего учебного года и ориентация на выполнение максимально сложных заданий помогут добиться высокого результата. А с дипломом хорошего вуза вполне можно рассчитывать на рабочее место, позволяющее реализовать свой потенциал и достойно зарабатывать.
Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ
К1. Формулировка проблем исходного текста.
Проблема – вопрос, над которым размышляет автор
Важно не путать понятия «тема» и «проблема» (проблема конкретнее), выбрать главную проблему и не ставить перед собой несколько вопросов. Сформулируй главный проблемный вопрос, а всё твоё сочинение-рассуждение будет ответом на него
За этот критерий можно получить 1 балл, но он очень важен. Если ты неверно сформулировал проблему, то потеряешь целых 8 баллов по всем содержательным критериям 1 – 4.
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
За этот критерий теперь можно получить целых 5 баллов! Здесь важно показать свои умения анализировать предложенный текст. Комментарий — это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте
Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации или на конкретные размышления автора.
Комментарий должен содержать несколько важных элементов: два примера-иллюстрации из текста (то, что позволит нам понять смысл прочитанного), пояснения к этим иллюстрациям (что хотел сказать автор этими примерами) и смысловую связь между ними (как приведенные ситуации связаны между собой: противопоставлены, дополняют друг друга, поясняют и т.п.)
К3. Отражение позиции автора исходного текста.
Твоя задача – в паре предложений сказать, в чем заключается позиция автора. Как он сам относится к тому, о чём пишет? Здесь можно пересказать или процитировать вывод, к которому приходит автор текста – его можно найти в конце.
К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.
1 балл вы не получите только в том случае, если формально выразите согласие или несогласие с автором (лучше с автором согласиться, в противном случае будет сложно обосновать). Обосновать
свое отношение можно любым способом: привести пример из жизни/истории/кино/литературы. Будет достаточно всего несколько предложений.
Во втором блоке внимание уделяется речевому оформлению сочинения на ЕГЭ по русскому языку, то есть его форме. К5
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Твоё сочинение должно быть последовательным, логичным – чтобы достичь этого, нужно правильно разделить его на абзацы. Для этого заранее продумай композицию.
K6. Точность и выразительность речи.
Твоя задача – продемонстрировать точность формулировок и их разнообразие. Если твои предложения будут построены одинаково, а слова в них будут постоянно повторяться, это повлияет на оценку.
В третий блок входят критерии, проверяющие грамотность.
K7. Соблюдение орфографических норм.
K8. Соблюдение пунктуационных норм.
По 3 балла за критерии 7 и 8 можно получить только при полном отсутствии орфографических ошибок
K9. Соблюдение языковых норм.
2 балла ставится при отсутствии грамматических ошибок. Если сомневаешься в правильности выбранной формы слова, то замени его на синоним или перефразируй предложение.
K10. Соблюдение речевых норм.
Убедись в том, что смысл каждого предложения понятен. Если 2 балла получить не удастся, то за критерий 6 получить максимальный балл невозможно
K11. Соблюдение этических норм.
Убедись, что твои выражения корректны и нейтральны, тогда 1 балл у тебя в кармане
К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.
Проверь факты – правильно ли ты указал фамилии героев и авторов в комментарии или собственной позиции, не перепутал ли год исторического события? Ты уверен в достоверности приводимых научных данных? Если не допустишь фактических ошибок, то получишь 1 балл
Критерии оценивания по заданиям математика (профильный уровень)
Задания 1 — 12 | Каждое из заданий с 1 по 12 считается выполненным верно, если экзаменуемый предоставил ответ в виде целого числа либо конечной десятичной дроби. Каждое правильно выполненное задание оценивается на 1 балл. |
Задание 13 | Получены верные ответы в обоих пунктах с развернутым решением – 2 балла. Получен правильный ответ в пункте а или б, либо получены неправильные ответы из-за вычислительной ошибки, но имеется корректная последовательность всех шагов решения двух пунктов а и б – 1 балл. Решение задения не верно – 0 баллов. |
Задание 14 | Обоснованно получены верные ответы в пунктах а и б – 2 балла. Выполнен только один из пунктов – а или б – 1 балл. Решение не соответствует ни одному из критериев, приведённых выше – 0 баллов. |
Задание 15 | Получен правильный ответ с последовательным и аргументированным решением – 2 балла. Обоснованно получен ответ, отличающийся от правильного (не верно указаны скобки ( или [, пропущен 0 в ответе), либо получен неправильный ответ из-за вычислительной ошибки, но имеется правильная последовательность этапов решения задания – 1 балл. Решение задачи не верное – 0 баллов. |
Задание 16 | Имеется правильное доказательство утверждения пункта «а», и аргументированно получен правильный ответ в пункте «б» – 3 балла. Получен правильный ответ в пункте «б», либо имеется верное доказательство утверждения пункта «а», и при аргументированном решении пункта «б» получен неправильный ответ из-за арифметической ошибки – 2 балла. Имеется верное доказательство утверждения пункта «а»,либо при обоснованном решении пункта б получен неверный ответ из-за арифметической ошибки, либо обоснованно получен верный ответ в пункте «б» с использованием утверждения пункта «а», при этом пункт «а» не выполнен – 1 балл. Решение задачи не верное – 0 баллов. |
Задание 17 | Аргументированно получен правильный ответ – 3 балла Правильно построена математическая модель, решение сведено к анализу данной модели и получен результат:
Верно построена математическая модель, решение сведено к |
Задание 18 | Аргументированно получен правильный ответ – 4 балла. С помощью правильного рассуждения получено множество значений «а», отличающееся от искомого конечным числом точек – 3 балла. С помощью правильного рассуждения получена часть промежутка либо включены граничные точки – 2 балла. Правильно получена хотя бы одна граничная точка искомого множества значений «а» – 1 балл. Решение не соответствует ни одному из критериев, приведённых выше – 0 баллов. |
Задание 19 | Правильно получены все перечисленные результаты
оценки – 4 балла. |
Что проверяется на экзамене
Что именно одиннадцатикласснику необходимо знать на экзамене? Как разобраться в огромном объеме материала, пройденного за несколько лет в школе? Как не пропустить что-то важное? Ответы на эти вопросы можно найти в кодификаторе. В документе перечислены только те элементы содержания, которые точно будут присутствовать в КИМ и проверяться
Специалисты рекомендуют строить свою подготовку к ЕГЭ именно по темам, перечисленным в кодификаторе. Это поможет систематизировать знания и наработать навыки, необходимые для успешного прохождения испытания.
Кроме обширных теоретических познаний, от школьника требуется владение определенными практическими навыками. Среди них – правила оказания первой помощи, выращивание растений и уход за животными, профилактика различных заболеваний.
Структура КИМ
Структура и содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ периодически меняется, поэтому школьнику, во избежание недоразумений, важно при подготовке использовать актуальную версию документа. Лучше ориентироваться на официальный портал Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), где всегда содержится самая свежая информация
Так, проект КИМ на следующий год сначала размещается для обсуждения и внесения предложений, а ближе к концу осени публикуется окончательный вариант.
Проект спецификации КИМ по биологии на 2021 год состоит из 28 заданий, которые разделены на две части:
- В первой – 21 упражнение базового и повышенного уровня трудности, среди которых есть задания на установление соответствия и последовательности биологических явлений и процессов, множественный выбор из предложенных вариантов, дополнение недостающих данных в таблице или схеме, решение биологических задач. Ответы даются в виде словосочетания или слова, последовательности цифр или числа.
- Во вторую часть включено 7 заданий, предполагающих развернутый ответ. Они рассчитаны на одиннадцатиклассников с высоким уровнем подготовки по предмету.
Задачи первой части проверяют основные компетенции школьников, такие как владение символикой и терминологией, понимание сущности основных закономерностей, процессов и явлений в биологии, теорий, правил и гипотез. Так же для их выполнения требуется:
- знание строения человеческого организма, правил гигиены и здорового образа жизни, экологических моментов и способов изучения природы;
- навык распознавания по рисункам, графикам и описанию биологических объектов, а также решения задач;
- умение устанавливать взаимосвязи, выявлять сходства и различия, классифицировать, сравнивать, составлять схемы.
Задания второй части направлены на умение оперировать биологическими понятиями, обосновывать явления и процессы, систематизировать, анализировать, разбираться в причинно-следственных связях. Учащийся должен уметь применять на практике полученные в школе знания, прогнозировать и оценивать процессы, решать задачи, аргументировано формулировать ответ.
Все задания КИМ разработаны для комплексной оценки знаний и умений учеников. Они охватывают 7 основных содержательных блоков, причем каждому из них посвящено примерно равное количество упражнений – от 4 до 5. Они касаются организма и клетки как биологических систем, анатомии и здоровья человека, многообразия органического мира, эволюции живой природы и закономерностей развития экосистем. 2 задания посвящены методам познания и биологии как науке. При этом следует отметить, что во второй части КИМ все 7 заданий с развернутым ответом посвящены разным разделам дисциплины.
Оценивание грамотности
Грамотность является важным и во многом решающим критерием при проверке работы
Если вы претендуете на высокий балл, обязательно уделите внимание правилам грамматики и речевому оформлению работы. Критерии оценки грамотности выглядят так:
Критерий | Требования | Баллы (максимум) |
Орфографическое оформление | По всем критериям максимальный балл выставляется при отсутствии каких-либо ошибок. В критериях 1 и 3 допускается один негрубый недочет, в критериях 2 и 4 позволительно ошибиться два раза. | 2 |
Пунктуационное оформление | 2 | |
Грамматическое оформление | 2 | |
Речевое оформление | 2 | |
Фактическое содержание | 2 | |
ИТОГО | 10 |
Сколько баллов нужно для поступления в вуз
В соответствии с приведенной выше таблицей, 16 первичных баллов на ЕГЭ по биологии соответствуют 36 тестовым баллам. Достижение этого показателя гарантирует одиннадцатикласснику получение аттестата о среднем образовании. Правда, с такими результатами перспективы выпускника получить высшее образование невелики, если он не относится к льготной категории абитуриентов.
При этом следует помнить, что пороговый и проходной балл – это абсолютно разные вещи. Для подачи документов в приемную комиссию указаны необходимые параметры по каждому предмету отдельно, а проходной балл формируется по результатам нескольких дисциплин (обычно трех), которые нужно сдавать на конкретную специальность. При этом по всем трем предметам нужно преодолеть минимальный порог.
Определить проходной балл наперед невозможно, поскольку его величина станет известна только после того, как будет зачислен последний абитуриент с самым низким результатом, дающим право быть студентом. Его показатель и станет проходным баллом. Ежегодно эта цифра меняется в зависимости от популярности вуза и специальности, количества поданных заявлений и уровня результатов соискателей бюджетных мест. Поэтому старшеклассникам лучше ориентироваться на средний балл за предыдущие годы.
Есть еще один момент, на который стоит обратить внимание. Это дополнительные баллы и привилегии для абитуриентов с особыми достижениями
Среди них можно особо отметить победы и призовые места во всероссийских и региональных олимпиадах, спортивные и творческие успехи, волонтерскую деятельность. Чтобы для вас не стало сюрпризом, что студенческий билет выдали не вам, а другому соискателю, набравшему меньше баллов на ЕГЭ, необходимо заранее изучить все условия поступления в интересующие вузы.
В некоторых медвузах при зачислении учитываются не только результаты ЕГЭ. В них практикуются внутренние вступительные испытания, которые могут заметно поменять расклад сил среди абитуриентов.
Название вуза | Специальность | Минимальный балл по предмету | Проходной балл на бюджет (средний за 1 предмет |
---|---|---|---|
Санкт-Петербургский государственный университет | Лечебное дело | 55 | 90,3 |
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова | Медицинская биохимия | 54 | 92,7 |
Фармация | 45 | 82,7 | |
Московский государственный гуманитарно-экономический университет | Психология и педагогика инклюзивного образования | 40 | 41,7 |
Дальневосточный федеральный университет | Лечебное дело | 40 | 69,7 |
Уральский федеральный университет имени Б.Н. Ельцина | Биология | 55 | 71,7 |
Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева | Биология | 40 | 51,7 |
Как видно из таблички, на медицинских специальностях конкуренция между абитуриентами очень высока. Хотя в столичных университетах проходной балл зачастую зашкаливает за 90, однако и там есть направления, где можно попытаться «проскочить» и с показателем поменьше. Это хорошо видно на примере Первого МГМУ им. Сеченова, где средний балл на фармацию сразу на 10 пунктов ниже, чем на лечебное дело.
В других вузах, где требуется ЕГЭ по биологии, ситуация несколько легче. В лесной, экологической отрасли, в психологии и педагогике конкурс не такой большой, хотя минимальных баллов для поступления все равно будет недостаточно. Если у выпускника есть предчувствие, что тестовых баллов в избранный университет может не хватить, то лучше пересмотреть свои планы и подать документы на менее востребованную специальность или же в вуз попроще. Сейчас достаточно хорошие знания дают и многие региональные университеты.
Учитывая высокий конкурс в медицинские вузы, старшеклассникам нужно упорно работать над тем, чтобы получить максимально высокие баллы на ЕГЭ по биологии, и при этом не забывать о других предметах, которые также нужны для преодоления проходного барьера. Для достижения необходимого уровня знаний и навыков следует задолго до испытания организовать системную подготовку с привлечением всех материалов ФИПИ и дополнительных источников информации.
Оценивание тестовой части
Тестовая часть представлена 7 заданиями, проверяющими полученные за период обучения навыки грамматического анализа текста. Рассмотрим подробнее каждое из них.
Задание | Балл | |
Задание 2. Синтаксический анализ текста | В задании представлен небольшой текст, который требуется проанализировать с точки зрения синтаксиса. Это может быть определение грамматической основы предложения, видов придаточной части сложноподчиненного предложения, второстепенных членов предложения или осложняющих конструкций. | 1 |
Задание 3. Пунктуационный анализ текста | Требуется повести пунктуационный анализ предложенного текста: определить, где нужен обозначенный в задании знак препинания (запятая, тире, двоеточие), а где нет. | 1 |
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания | Задание проверяет умение анализировать словосочетание с точки зрения синтаксиса: определять главное и зависимое слов, вид связи слов, умение перестраивать словосочетание. | 1 |
Задание 5. Орфографический анализ | Данное задание требует отличное знание всех правил орфографии, которые изучались на протяжении всего периода обучения в школе. | 1 |
Задание 6. Анализ содержания текста | Чтобы выполнить это задание, нужно внимательно прочитать текст и понять его содержание. Из предложенных утверждений нужно выбрать те, которые соответствуют тексту. | 1 |
Задание 7. Анализ средств выразительности | Требуется определить предложения, в которых используется указанное в задании средство выразительности речи. | 1 |
Задание 8. Лексический анализ текста | В этом задании нужно найти в тексте указанное в задании слово. Это может быть как троп, так и синоним, антоним. Или же в задании указано значение слова, которое нужно найти в определенных предложениях. | 1 |
ИТОГО | 7 |
Оценивание сочинения
Задание 9 тоже носит творческий характер и требует умения выражать свои мысли и строить рассуждение. В задании 9 есть три варианта сочинения, и выпускник может выбрать абсолютно любое. Критерии оценки каждого немного отличаются друг от друга, однако имеют одинаковую структуру. Мы обобщили их и представили в одной таблице, чтобы у вас сложилось общее представление об оценке сочинения-рассуждения.
Оно оценивается по следующим критериям:
Критерий | Баллы (максимум) | |
Тезис | Не зависимо от того, как сформулировано задание, от вас требуется одно: четкое выполнение указанных в нем рекомендаций. В 9.1 следует провести лингвистический анализ текста с расшифровкой термина и указанием его роли, в 9.2 ответить на поставленный в задании вопрос по содержанию текста, 9.3 нужно расшифровать и прокомментировать предложенное понятие | 2 |
Аргументы | Каждый тезис требует подтверждения. При доказательстве сформулированных в первом абзаце мыслей не забудьте подкрепить их примерами, желательно обращаться к тексту. | 3 |
Логичность | Написанный вами текст должен быть понятен и не содержать логических неточностей. Не забудьте об абзацах. | 2 |
Композиция | В работе должны присутствовать все структурные компоненты текста типа рассуждения | 2 |
ИТОГО | 9 |
Часть № 1
В каждом из тестовых заданий первой части КИМов на экзамене проверяется умение выпускника применять то или иное правило русского языка.
- В задании № 1 от экзаменующегося требуется найти главную информацию, изложенную в небольшом тексте научного типа. За правильный выбор ответа из предложенных тезисов ученик получит только 1 балл.
- В задании № 2 выпускник продолжит анализировать научный текст, с которым он работал в первом задании. Но теперь понадобятся знания частей речи, используемых как средства связи в текстах. За правильный ответ выпускник добавит в свою копилку еще 1 балл.
- В задании № 3 выпускник снова будет работать с научным текстом, состоящим из 3-4 предложений, который был предложен в первом и втором заданиях. От выпускника потребуется знание лексического значения слова, использованного в анализируемом фрагменте, и работа со словарной статьей, которая приведена в задании. (1 балл.)
- В задании № 4 экзаменующийся должен продемонстрировать свои орфоэпические знания, найдя ошибку в словах с расставленным ударением (1 балл).
- В заданиях под № 5 и 6 снова понадобится использовать знания по теме «Лексика», исправив ошибку в употреблении слова и отредактировав предложение. (По одному баллу.)
- В задании № 7 выпускник поработает с образованием грамматических форм (единственное/множественное число, согласование, сравнительная степень, падежи) различных частей речи. (1 балл.)
Отдельно о восьмом задании
Его называют «дорогостоящим», так как за полный правильный ответ выпускник зарабатывает 5 баллов. Что нужно сделать? Правильно определить тип грамматических ошибок в предложениях правого столбика и соотнести их с категорией, указанной в левом столбце.
5 видов ошибок надо найти в 9 предложениях (скрин неполный).
За каждое верно классифицированное нарушение грамматики предложения дается 1 балл.
Задания с 9 по 15 – на знание орфограмм, с 16 по 21 – пунктуационных правил. Ответы на 22–26 вопросы покажут, насколько выпускник владеет навыками работы с текстом – разбирается ли в художественных тропах, умеет ли определять тип повествования и соотносить предложенные тезисы с содержанием анализируемого отрывка произведения. Задания № 16 и 26 тоже относятся к «дорогим», так как оцениваются в два и четыре балла соответственно.
4 балла за 26 задание можно заработать, если правильно определить все термины, которые должны соответствовать средствам выразительности, которые использованы в анализируемом тексте.
Это могут быть, например, фразеологизм, эпитет, метафора, парцелляция. За каждое правильно указанное соответствие выпускник получит по 1 баллу.