Журфак спбгу
Содержание:
- Осознание: как изменилось мнение студентов
- Здание
- Учебная и внеучебная деятельность
- Преподаватели
- Мнение изнутри: как преподаватели относятся к востребованности журналистики
- Преимущества образования
- Реальность: как обстоят дела у выпускников, которые пошли работать по профессии
- Ожидание: что думают абитуриенты
Осознание: как изменилось мнение студентов
«Я не знала, чего ожидать от этого места, я не представляла, чему нас тут будут учить и что мы вообще будем делать. Моя мама до сих пор не понимает и иногда спрашивает: «Чему вас там, на журфаке, могут учить целых четыре года?». Представления о работе были поверхностные. Оказалось, что всё намного разнообразнее и сложнее. Я не разочаровалась в решении поступать на журфак и своим положением на данный момент я довольна.
Мнение по поводу профессии поменялось, причём не только у меня, но и у моих родителей. Оно перестало быть резко негативным, потому что как я, так и они поняли: журналисты бывают разные. Есть те, кто заслуживает такого пренебрежительного отношения, а есть и достойные представители профессии.
Хочу ли я остаться в профессии? Пожалуй, да. Особенно сейчас, когда я начала работать. Занимаюсь парой медиапроектов, плюс пишу статьи для одного не очень популярного портала. Нравится сам процесс, нравится видеть свои тексты на сайтах и, конечно, нравится получать зарплату».
— Екатерина О., студентка третьего курса ВШЖиМК СПбГУ
Здание
В настоящее время институт располагается на 1-й линии Васильевского острова, дом № 26. До начала XX века на этом месте находился особняк, в котором проживали преподаватели университета и Академии художеств. В 1913—1915 годах по проекту техника М. Ф. Переулочного на участке был построен доходный дом, которым владел известный деятель русского флота, вице-адмирал А. Г. фон Нидермиллер. После революции в нижних этажах здания размещался рабочий кинематограф «Мысль». В 1920-е гг. здесь также располагался Василеостровский филиал отделения рабфака университета. С 1974 г. здание занимал факультет журналистики ЛГУ (СПбГУ).
Здание бывшего доходного дома А. Г. фон Нидермиллера является памятником архитектуры, выявленным объектом культурного наследия народов РФ.
Учебная и внеучебная деятельность
Институт является ведущим российским центром подготовки по образовательным программам «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью». В бакалавриате, магистратуре и аспирантуре обучается свыше тысячи человек, включая многочисленных иностранных граждан. Регулярно проводятся международные и всероссийские научные конференции.
Ежегодно в Институте проводятся всероссийские и международные конкурсы: Проба пера, Масс-Медиа Перспектива, PolitPRpro, Медиакарьера, Фестиваль малой прессы.
В Институте функционируют профессиональные и творческие площадки для студентов. Среди них — учебно-образовательный портал «Первая линия», учебная газета, учебно-образовательный пресс-центр, Киноклуб и Арт-клуб. Перед студентами регулярно выступают практики медиасферы с мастер-классами и организуют мастерские.
Преподаватели
Дми́трий Петро́вич Гавра— профессор, российский социолог и политолог, доктор социологических наук. Зведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций.
Читаемые курсы и мастер-классы:
- Тренинг для топ-менеджмента организаций и компаний: взаимодействие со СМИ, телевизионное поведение и кризисные коммуникации;
- Теория и практика связей с общественностью;
- Политические коммуникации и политический PR;
- Имиджмейкинг в политике и бизнесе.
- Теория коммуникации;
- PR–кампании;
- Коммуникативные технологии.
- Креативные технологии в PR и рекламе;
- Кризисные коммуникации и кризисный PR;
- Консалтинг в связях с общественностью;
- Политические технологии;
- Социология общественного мнения;
- Методология и методика изучения общественного мнения;
- Методика и техника социологических исследований;
- Методика и техника политических исследований;
- Общая социология;
- Методика и техника проведения избирательных кампаний.
Илья Анатольевич Быков — профессор СПбГУ, доктор политических наук, российский политолог.
Читаемые курсы:
- Телекоммуникационные и компьютерные технологии в рекламе и связях с общественностью
- Связи с общественностью в политической сфере
Сфера деятельности:
- Политическая коммуникация
- Политический PR в России и за рубежом
- Цифровая политика
Имеет более 120 публикаций.
Людмила Владимировна Балахонская- доцент, кандидат филологических наук.
Читаемые курсы:
- Основы теории и практики связей с общественностью;
- Введение в специальность;
- Коммуникационный практикум;
- Теория и практика связей с общественностью в коммерческой сфере;
- Письменные коммуникации в рекламе и связях с общественностью;
- Теория и практика письменных коммуникаций в бизнесе и политике;
- Спичрайтинг;
- PR-текст;
- Речевое воздействие в рекламе;
- Язык и стиль современной рекламы;
- Реклама в коммуникационном процессе;
- Основы рекламоведения.
Мнение изнутри: как преподаватели относятся к востребованности журналистики
«В эту сферу пришло новое поколение «Y». Оно уже не хочет работать в условиях, в которых были мы: иметь чёткий график, сидеть в офисе с девяти утра до шести вечера. Теперь, когда люди выбирают себе профессию, им хочется другого: постоянного притока новых впечатлений, свободного перемещения в пространстве и бесконечного общения с людьми. Думаю, именно этим обусловлен такой конкурс на журналистику.
Также происходит активное популяризаторство этой профессии благодаря блогерам и известным телеведущим. Многие знают ведущих «Орла и Решки», Елену Летучую, того же Дудя. Знаем ли мы так же хорошо самых известных в стране кондитеров, водопроводчиков или врачей? Журналисты — публичные люди, и много абитуриентов тоже хотят быть известными.
Однако «лайта» в журналистике нет. Не получается просто ездить по миру и говорить с интересными людьми — не с этого начинается эта профессия. Тебя никто не знает, перед тобой не распахивают двери. Всё, что ты можешь на первых порах, — расшифровывать чужие записи интервью и ходить на скучные пресс-конференции. Путь в эту профессию такой же сложный, как в медицину.
Есть ещё один интересный нюанс: когда девушки поступают на факультет журналистики, они удивляются, что у нас очень мало парней. Я всегда говорю: когда из профессии уходят деньги — из неё уходят мужчины. Парней так мало, потому что журналистика сейчас не денежная специальность. Когда я училась, у нас был курс из 75 человек: 25 парней и 50 девчонок. И это первый раз, когда был такой девичий курс. Курс старше нас был 50 на 50, а когда учился мой отец, парней было больше, и зарабатывали люди гораздо больше«.
— Инна Т., преподаватель ВШЖиМК СПбГУ
Преимущества образования
Главное преимущество получения образования на факультете СПбГУ — тесное взаимодействие с работодателями разного уровня. Это позволяет приглашать их читать лекции студентам, а также организовать производственные практики студентов в престижных медиакомпаниях. Компании-партнеры, предоставляющие места для производственной практики студентов факультета:
- Пятый канал.
- Радио «Зенит».
- Холдинг ВГТРК и другие.
Стоит также отметить, что программы бакалавриата и магистратуры факультета основаны на научных достижениях Петербургского университета, что позволяет студентам систематизировать полученные знания в рамках современного знания о развитии медиа и коммуникаций.
Все студенты, выпускаемые со степенью бакалавра, кроме того, получают необходимые знания английского языка на уровне B2.
Реальность: как обстоят дела у выпускников, которые пошли работать по профессии
«Ещё до журфака я была в профессии, но это было на таком детском уровне, что рядом не стояло с тем, что я увидела на факультете. Тут я поняла: чтобы добиться успеха, нужно обладать рядом психологических качеств, которых у меня не было (настойчивость, пронырливость). Нам никто не объяснял, как их развить, нас просто бросали как котят в воду — идите делайте материал.
На третьем курсе я поняла, что журналистика — это не моё. Но меня никто бы не понял в семье, если бы я вдруг с одними пятерками отчислилась. Поэтому я решила остаться и доучиться, планируя после защиты диплома осесть в каком-нибудь офисе, перекладывая бумажки.
От этой участи меня спасла дипломная работа — я выбрала кафедру радиожурналистики, которая отличалась от моего профиля. Там я успокоилась и поняла, что никто не запрещает журналистам быть интеллигентными, воспитанными, красиво писать. Что журналистика — это не всегда чернуха.
Затем я пошла на новую для меня кафедру медиалингвистики в магистратуру, потом в аспирантуру. Параллельно меня нашло место работы «моей мечты» — там мне не надо было бегать за хамоватыми чиновниками, выпрашивая комментарий. Я поняла, что журналистика разная. Я жалею, что слишком много рефлексировала во время обучения. Надо было просто брать и делать — идти и искать «своё» СМИ».
— Анастасия И., выпускника ВШЖиМК СПбГУ
Немного статистики: по результатам опроса, проведённого среди обучающихся старших курсов ВШЖиМК, оказалось, что 30% опрошенных не собираются связывать свою будущую профессиональную деятельность с журналистикой. Основными аргументами против для них стали отсутствие открытых вакансий и низкая заработная плата. Более четверти опрошенных заявили, что за период обучения разочаровались в выбранной специальности и решили сменить сферу деятельности.
Текст: Мария Белковец, Екатерина Колганова, Анастасия Пахомова
Фото —
Ожидание: что думают абитуриенты
«Я здесь, потому что журналистика — это моё. Благодаря этой специальности я смогу завести интересные знакомства и побывать в разных странах. Допускаю, что обучение здесь может не совпасть с моими ожиданиями. В любом случае, я думаю, что без работы не останусь, потому что журналистика предполагает знания в разных областях: обществознании, литературе, языках. Уверена: с этими навыками человек не пропадёт.
Я планирую идти на тележурналистику. Буду пробовать всё, что только можно, чтобы пробить себе дорогу. В идеале я бы хотела работать в военной журналистике или освещать происшествия, катастрофы, аварии«.
— Татьяна П.
«Я хочу стать журналистом, потому что эта профессия предполагает множество перспектив: общение с классными людьми, возможность личностного развития по мере выполнения рабочих задач. В идеале я хотела бы быть телеведущей в передаче про путешествия. Мне нравится развлекательный формат: что-то вроде «Орла и решки». Также я не против поработать в новостях на «Первом канале», это престижно.
На 90% уверена, что мне здесь понравится, ведь у меня уже есть опыт в журналистике, и я могу себе представить, что это такое. С учётом того, что я могу писать разные статьи, снимать репортажи, работать фотографом, не думаю, что останусь без работы«.
— София Л.
«Журналистика — сложная профессия. Сейчас она так популярна, что вероятность пробиться невелика. Не знаю, моё это или нет. Если разочаруюсь, то из кожи вон лезть не буду. А если профессия понравится, но не будет получаться из-за того, что мало усилий прикладываю, то буду стараться больше, чтобы добиться цели.
Главным преимуществом работы журналиста считаю возможность путешествовать. Мне не нравится жить в каком-то определённом месте, ведь и в маленьких, и в больших городах есть свои минусы. Вообще считаю, что в жизни должно быть меньше постоянного, в том числе это касается твоего местоположения: жизнь должна течь, а не застаиваться на одном месте. Журналистика этому способствует. Финансовая сторона профессии для меня вторична, ведь когда работа тебе нравится, интерес стоит выше экономических показателей.
Ещё я хотела бы помогать людям общий язык: сейчас много межнациональных конфликтов, которые нужно преодолеть. Именно журналистика может помочь людям больше общаться друг с другом«.
— Анна Х.