Что, собственно, делает дирижёр

Германия

Город Оркестр Дирижер Национальность
Бамберг Бамбергский симфонический оркестр Якуб Хруша Чешский
Берлин Берлинский филармонический оркестр Кирилл Петренко русский
Берлин Симфонический оркестр Берлинского радио Владимир Юровский русский
Берлин Немецкий симфонический оркестр Берлина Робин Тиччати Британский
Берлин Концертхаусорчестер Берлин Кристоф Эшенбах Немецкий
Берлин Staatskapelle Berlin Даниэль Баренбойм Израильский
Бремен Deutsche Kammerphilharmonie Bremen Пааво Ярви эстонский
Кёльн Gürzenich Orchestra Кельн Франсуа-Ксавье Рот Французский
Кёльн WDR Funkhausorchester Уэйн Маршалл Британский
Кёльн Симфонический оркестр WDR Кёльн Кристиан Макелару румынский
Дортмунд Дортмундерский филармонический оркестр Габриэль Фельц Немецкий
Дрезден Дрезденский филармонический оркестр Марек Яновски Польский
Дрезден Государственная капелла Дрездена Кристиан Тилеманн Немецкий
Эссен Эссенская филармония Томаш Нетополь Чешский
Франкфурт Frankfurter Opern- und Museumsorchester Себастьян Вайгле Немецкий
Франкфурт hr-Sinfonieorchester Андрес Ороско-Эстрада Колумбиец
Галле Staatskapelle Halle (должность вакантна)
Гамбург Гамбургер Симфоникер Сильвен Камбрелинг Французский
Гамбург Симфонический оркестр NDR Алан Гилберт Американец
Ганновер НДР Радиофилармония Эндрю Манце Британский
Гейдельберг Филармонический оркестр Гейдельберга Элиас Гранди Немецкий
Херфорд Нордвестдойче филармония Ив Абель Канадский
Hilchenbach Филармония Südwestfalen Чарльз Оливьери-Манро Мальтийский
Йена Jenaer Philharmonie Саймон Гауденц Швейцарский
Карлсруэ Badische Staatskapelle Джастин Браун Британский
Кобленц Государственный оркестр Рейнской филармонии Гарри Уокер Британский
Констанц Südwestdeutsche Philharmonie Konstanz Ари Расилайнен Финский
Людвигсхафен-на-Рейне Государственная филармония Рейнланд-Пфальц Майкл Фрэнсис Британский
Лейпциг Лейпцигский оркестр Гевандхаус Андрис Нельсонс латышский язык
Лейпциг Симфонический оркестр MDR Leipzig Radio Деннис Рассел Дэвис Американец
Любек Филармонический оркестр Hansestadt Lübeck Рюсукэ Нумаджири Японский
Мюнхен Симфонический оркестр Баварского радио Сэр Саймон Рэттл (назначен, вступает в силу с 2023 г.) Британский
Мюнхен Баварский государственный оркестр Кирилл Петренко русский
Мюнхен Мюнхенский камерный оркестр Александр Либрейх Немецкий
Мюнхен Мюнхенский филармонический оркестр Валерий Гергиев русский
Мюнхен Оркестр Мюнхенского радио Иван Репушич хорватский
Мюнхен Мюнхенский симфонический оркестр Кевин Джон Эдусей Немецкий
Нюрнберг Нюрнбергский симфонический оркестр Кахчун Вонг Сингапурский
Recklinghausen Neue Philharmonie Westfalen Расмус Бауманн Немецкий
Штутгарт Штутгартский филармонический оркестр Дэн Эттингер Израильский
Веймар Staatskapelle Weimar Доминик Бейкирх
Вупперталь Sinfonieorchesters Wuppertal Джулия Джонс Британский

Обязанности на работе

Поговорим о том, что делает дирижер на своем рабочем месте. К его основным функциям можно отнести:

  • подбор репертуара с учетом специализации коллектива, запросов публики и способностей каждого инструменталиста или вокалиста;
  • распределение партий музыкального произведения и контроль над их изучением;
  • составление плана репетиций и их проведение;
  • мониторинг чистоты звучания каждого инструмента и его исправности;
  • обеспечение взаимодействия всех музыкантов с целью слаженного звучания;
  • управление процессом исполнения композиции с помощью особых знаков, подаваемых мимикой, руками и пальцами.

Совместно с руководителем коллектива дирижеру приходится выполнять и ряд административных функций, например подбор новых хористов или инструментальных исполнителей вместо выбывших сотрудников. Также он принимает активное участие в формировании концертной программы, графика выступлений и гастролей.

Как понять классику?

— Красноярск не является центром мировой культуры и моды. Может ли средний красноярец оценить масштаб того, что происходит в городе в эти десять дней?

— Я не согласен. После Универсиады Красноярск уже нельзя считать городом «на отшибе», это центральный город, доказавший свои возможности. И фестиваль совершенно естественно вытекает из всемирной Универсиады, а самим фактом проведения превращает Красноярск в один из мировых центров культуры! Да и вообще, посмотрите: школа живописи красноярская — уникальна, и точек, где живопись находится на таком высочайшем уровне, в мире очень мало, поверьте; если мы говорим о культурном пространстве в Красноярске, оно очень насыщенно – и театры, драматические, музыкальные, и филармония, в которой 15 высококлассных коллективов.

Статья по теме

Услышав Диму, скрипачка уронила смычок. Казус на репетиции «Пиковой дамы»

Нужно ли это публике? А у нас всегда только два пути — либо опускаться до уровня самого необразованного, потакать его прихотям, либо поднимать людей до уровня идеально образованного человека. Мы либо постоянно, каждый день стремимся к идеалу, либо падаем в грязь. По-другому никак.

— Многие жители края не понимают классическую музыку. А как этому научиться? Обычному, среднему человеку почти без музыкального слуха?

— Это беда глобальная, заключается в том, что человечество в конце 20-го века начало терять способность воспринимать информацию через тональный звук. Вся история гуманоидов шла в плане звуковой передачи информации двумя параллельными путями. Первый – языковой. Если мы говорим о поэзии – это звуковая ритмическая, и в общем уже музыкальная информация. А если мы говорим о музыкальном звуке – это ещё более ёмкая абстрактная передача информации. Мы одним звуком можем передать и эмоциональные краски, и чёткую конкретную информацию. Для обучения этому существуют программные произведения. Все люди отличают мажор от минора, печально или весело, песню от танца. Эта информация понятна практически всем, независимо от языков, на которых люди разговаривают.

Но Арнольд Шёнберг — в качестве эксперимента, я подчёркиваю! – сто лет назад стал писать атональную и 12-титоновую музыку, и зашёл очень далеко. Замечательный педагог, он, к сожалению, воспитал огромное количество композиторов, которые стали писать такую музыку. Идти по этому пути гораздо проще и легче, это упрощение универсального музыкального языка.

Голос, покоривший мир. Петь для него было, как дышать
Подробнее

А то, что эти направления заняли одни из ведущих позиций в мире – в этом есть элемент политики. На Западе даже профессиональные музыковеды и музыканты вам чётко скажут, что исполнять Шостаковича и Прокофьева неправильно, потому что эти композиторы заключили договор с коммунистами. Так же и творчество некоторых немецких артистов – вот знаменитого немецкого дирижёра просто сгноили в Америке, несмотря на то, что он не был членом нацистской партии, более того, спасал людей. И когда после войны он попал в Чикаго – его там просто съели.  И он умер, как говорят «от разбитого сердца».

— То есть политика и политкорректность дирижируют даже исполнительским искусством?

— Конечно. Меня как-то спросили в Германии, в чём я вижу феномен знаменитого Берлинского филармонического оркестра? И я ответил – когда Клампер руководил оркестром, ему дали возможность через музыкантов спасать людей. Каждый музыкант, доказавший свою высокую квалификацию в оркестре, мог спасти восемь членов своей семьи. Уровень оркестра, и до того высокий – вырос неимоверно. Корреспонденту моя точка зрения не понравилась. Но, к сожалению, это правда — репрессии, политкорректность, экстремизм рождают иносказательность. Есть в этом парадокс — когда нужно говорить иносказательным, эзоповым, более абстрактным языком – искусство зачастую выигрывает. Однажды корреспондент «Нью-Йорк Таймс» спросил Шостаковича: «Что сделать, чтобы на Западе искусство расцвело так же, как в Советском Союзе?» и композитор ответил: «Его нужно запретить». Я не за то, чтобы были репрессии – я сейчас объясняю один из механизмов творчества. А любой творческий человек умеет управлять этими механизмами сам.

Опустела без тебя земля. Каким запомнился поклонникам Дмитрий Хворостовский
Подробнее

Интерпретация

Профессия дирижера состоит в воплощении в жизнь партитуры. Для этого в качестве инструмента он использует свое собственное понимание произведения и выражает его посредством индивидуального языка жестов. Он как бы «лепит» музыкальную линию, подчеркивает нюансы и отдельные музыкальные элементы, управляя музыкантами, и, по сути, многое создает заново. Эти процессы, как правило, выражаются левой рукой. В то время как у всех дирижеров есть некоторые общие жесты, большинство величайших из них обладают собственным уникальным стилем. К примеру, Фуртвенглер в некоторые моменты спонтанно производил довольно странные движения. Валерий Гергиев шевелил пальцами, выражая характер музыки, сам он объяснял эту манеру тем, что был пианистом.

«Затянутая сзади прищепкой футболка». Иван Ургант раскрыл свои бьюти-секреты

Восстанавливаем гормоны: доказана огромная польза от пения в душе

Компания Addlink представила самый быстрый накопитель addlink S95

Перспективы профессии

Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Леонард Бернстайн

Американский дирижер Леонард Бернстайн (1918-1990), родился в семье еврейских иммигрантов. Музыкальное образование началось для Леонарда еще в детстве, он учился играть на фортепиано. Однако постепенно мальчик приобщился к дирижированию, и в 1939 году у него состоялся дебют — юный Бернстайн исполнил с небольшим оркестром композицию собственного сочинения под названием The Birds.

Благодаря высокому профессионализму Леонард Бернстайн быстро приобрел популярность и уже в молодые годы возглавил Нью-Йоркский филармонический оркестр. Будучи всесторонним творческим человеком, дирижер занимался литературой. Его перу принадлежит около десятка книг, посвященных музыке.

История профессии

Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.

Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.

В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.

Какими профессиональными навыками должен обладать?

Для того чтобы быть профессиональным дирижером, необходимо иметь следующие навыки:

  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • развитую интуицию и врожденную музыкальность;
  • в совершенстве знать нотную грамоту;
  • отличную память;
  • пальцы должны быть хорошо развиты;
  • хорошую координацию движений;
  • обязательным является получение академического музыкального образования;
  • хорошее знание не только технических характеристик, но и истории создания и использования инструментов;
  • обладать лидерскими качествами;
  • быть хорошим организатором;
  • допускается использовать свой собственный стиль управления коллективом;
  • должна быть обширная подборка музыкального репертуара;
  • очень хорошо помогает наличие творческой фантазии;
  • не помешает наличие такого навыка, как коммуникабельность.

Павел Коган

Наиболее известный российский дирижер, который уже более сорока лет дарит миру свое искусство. Его популярность беспрецедентна. Имя маэстро в списке десяти величайших современных дирижеров. Родился музыкант в семье прославленных скрипачей, Леонида Когана и Елизаветы Гилельс. С 1989 года является бессменным художественным руководителем, а также Главным дирижером МГАСО (Московского государственного симфонического оркестра). Одновременно представляет Россию в крупных музыкальных центрах Америки.

Павел Коган выступает по всему миру с лучшими симфоническими оркестрами, его искусство считается непревзойденным. Маэстро является лауреатом Государственной премии России, носит звание «Народный артист России». Также Павел Коган обладает множеством наград, среди которых Орден «За заслуги перед Отечеством» и Орден Искусств.

Какие задачи могут решаться при проведении урока на тему «Волшебная палочка дирижера»

С цели и задач урока начинается любое планирование. Определив содержательную сторону, педагог сможет легче контролировать освоение учебного материала и формирование необходимых компетенций, которые развиваются в ходе одного учебного занятия или целого цикла.

Основная цель, указываемая при методической разработке урока «Волшебная палочка дирижера», – это формирование целостного представления у школьников о чем-то одном из следующего списка:

  • видах оркестра;
  • симфоническом оркестре и его основных инструментах;
  • деятельности дирижера;
  • театре оперы и балета и т. п.

Задачи ориентированы на развитие компетенций учащихся и варьируются в зависимости от содержательности урока:

  • Создать углубленное представление о роли волшебной палочки дирижера в опере и балете (симфоническом оркестре или видах оркестра).
  • Раскрыть место и роль дирижера в классической музыке.
  • Познакомить с историей дирижирования и дирижерской палочки.
  • Представить функции волшебной палочки дирижера в оркестре.
  • Показать значение профессии через знакомство со знаменитыми дирижерами мира.
  • Познакомить учащихся с азами дирижирования.

Эти вариативные задачи дополняются другими, исходящими из прочих этапов урока (например пения, нотной грамоты или повторения материала предыдущих уроков).

Рассмотренная тема безгранична и не вмещается в один учебный час. Роль дирижера настолько многогранна, что рассказать, показать и объяснить это за один урок практически невозможно. Углубить тему можно на смежных с ней уроках («Образы борьбы и победы в искусстве»), а также при проведении внеурочных и внеклассных занятий, например при посещении живых концертов симфонической музыки, оперных и балетных спектаклей.

От Древней Греции до наших дней

Задолго до Тосканини, Фуртвенглера, фон Караяна и Бернстайна их работу выполнял уже Ферекид из Патр, известный в Древней Греции как «Задаватель ритма». Согласно историческим источникам, еще в 709 г. до н.э. он управлял группой из восьмисот музыкантов золотым жезлом, поднимая и опуская его и добиваясь, чтобы музыканты «начинали одновременно» и «все могли держаться вместе».

Функции дирижера изменились за последние тысячу с лишним лет, но профессия эта по-прежнему окутана определенной мистической аурой. И в самом деле, вызывает удивление способность одного человека, держащего в руке лишь деревянную палочку, обеспечивать слаженное звучание иногда сотен инструментов.

Как получается, что звуки, изливающиеся в результате этого таинственного танца у пульта, иногда вызывают возвышенный восторг, охватывающий слушателей, которые потом всю жизнь не могут забыть охвативших их чувств?

Чистящее средство, которое можно сделать дома: нужны сода и масло апельсина

Фотограф показывает, как создает фото, снимая обычных людей в обычных местах

Как питаться правильно и не впасть в депрессию: советы специалистов

Это великая тайна искусства, и полностью разгадать ее, слава Богу, невозможно.

Если проводить более приземленные аналогии, то дирижер — это музыкальный эквивалент менеджера спортивной команды. Никогда нельзя в точности оценить, что он делает, — но всегда понятно, какого результата он добивается. Оркестр, в принципе, может обойтись без дирижера, но все же в большинстве случаев предпочитают играть под его руководством. Так что, собственно, он делает? Вот некоторые из множества вещей, которыми дирижер сознательно или бессознательно занимается за пультом.

Дирижеры

Монахиня как дирижер с камертоном

До 20 века женщины, занимавшие руководящие должности в музыкальной сфере, в основном ограничивались содержанием музыки в монастырях , детских домах и школах.

Богослов Петрус Абелардус (1079–1142) в своем 8-м письме к настоятельнице Элоизе пишет о солистке («Кантрикс»), которая руководит хором и нотами, дает уроки музыки и распределяет места в хоре.

В конце 16-го века болонский патриций Эрколе Боттригари сообщил о концерте в Ферраре, на котором монахиня и маэстра концерта Виттория Рафаэлла Алеотти дирижировала своим ансамблем с отполированным коллективом.

В Венеции есть сообщения о женщинах, занимающихся музыкой в благотворительных учреждениях (ospedali) с 16 века . Figlie ди Коро (хоры дочери) получила несколько лет уроков музыки в пении, два инструментов и обучение в контрапункте , басе и композиции в детских домов . Управлял, среди прочего, маэстра ди коро (хормейстер). Маэстре стали опытными музыкантами с 35 лет. Концерты в Ospedali привлекали всех путешественников в Италию в 18 веке. Публичные выступления исполняли исключительно женщины.

Педагог 1907 года по классу скрипки, в то время как руководил школой пения.

Газета для получения высшего образования в Германии 1876 г. сообщила в 1876 году о высшем учебном заведении для женщин в Ашаффенбурге, которая делится на высшую школу для девочек и семинар для женщин — учителей . Предметы в музыке: пение, фортепиано и скрипка. Однако игре на фортепиано обучали только по запросу, а игре на скрипке обучали в необходимом для этого учреждении.

— Газета о высшем образовании в Германии от 4 февраля 1876 г.

Жозефина Вайнлих как дирижер

Жозефина Вайнлих в 1868 году основала первый европейский женский оркестр, который под ее руководством гастролировал по Европе и США до 1879 года. В концертном туре по инициативе мужа в Лиссабоне она несколько месяцев руководила местным оркестром. В течение одного сезона 1879 года она также возглавила оркестр Лиссабонского театра Сан-Карлос.

Когда Надя Буланже дирижировала Бостонским симфоническим оркестром в 1938 году , она ворвалась в традиционно мужскую сферу. В Германии одной из первых женщин-дирижёров оркестра была Гортензия фон Гельмини в 1970-х годах . В ХХ и ХХI веках число женщин-дирижеров значительно увеличилось. Австралийка Симона Янг была, среди прочего, главным дирижером Гамбургской государственной оперы с 2005 по 2015 год .

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

Примечания

  1. 12345678 Рацер, 1975, с. 252.
  2. Beaussant P. Lully ou Le Musicien du Soleil. — Paris: Gallimard/Théâtre des Champs-Élysées, 1992. — P. 789.
  3. Рацер, 1975, с. 252—253.
  4. 123456 Рацер, 1975, с. 253.
  5. 123Паршин А. А. Аутентизм: вопросы и ответы // Музыкальное искусство барокко. Сборник 37. — М.: МГК, 2003. — С. 221—233. Архивировано 14 октября 2013 года.
  6. Штейнпресс Б. С. Антонио Сальери в легенде и действительности // Очерки и этюды. — М.: Советский композитор, 1979. — С. 137.
  7. Кириллина Л. В. Бетховени и Сальери // Старинная музыка : журнал. — 2000. — № 2 (8). — С. 15—16.
  8. Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. — М.: Музыка, 1987. — С. 67.
  9. Бэлза И. Ф. Мысливечек // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17.
  10. Адорно, 1999, с. 99.
  11. 12 Гинзбург, 1975, с. 614—615.
  12. Вейнгартнер. Дирижёр, 1975, с. 184.
  13. Гинзбург, 1975, с. 187.
  14. 12345 Рацер, 1975, с. 254.
  15. Корабельникова Л. З. Рубинштейн Н. Г. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  16. Гинзбург, 1975, с. 164.
  17. Корабельникова Л. З. Сафонов В. И. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  18. Адорно, 1999, с. 95.
  19. 12 Рацер, 1975, с. 255.
  20. 12Ямпольский И. М. Персимфанс // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  21. Гинзбург, 1975, с. 186.
  22. Гинзбург, 1975, с. 381—390.
  23. Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 167—176.
  24. Вагнер Р. Отчёт об исполнении Девятой симфонии Бетховена в Дрездене в 1846 году. — Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 135—137.
  25. Гинзбург, 1975, с. 390—391.
  26. Гинзбург, 1975, с. 391—392.
  27. Гинзбург, 1975, с. 186—187.
  28. Гинзбург, 1975, с. 389.
  29. 12 Аутентичное исполнительство // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2005. — Т. 2. — С. 496—497.
  30. Бруно Вальтер, 1975, с. 324.
  31. 12345 Рацер, 1975, с. 255.
  32. Бруно Вальтер, 1975, с. 318.
  33. Гинзбург, 1975, с. 7.
  34. Давтян А. О. Исторические анекдоты. — ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 165. — 304 с.
  35. 123 Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 177.
  36. Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 176.
  37. 12 Гинзбург, 1975, с. 6.
  38. Poulet Christian. Jane Evrard(неопр.) . Сайт ристиана Пуле. Дата обращения 17 сентября 2020.
  39. Дударова В. Б. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2.

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2018 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

Перспективы профессии

Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Будущая профессия

От мастерства дирижера зависит качество звучания оркестра и хора. Именно взмах дирижерской палочки превращает отдельных музыкантов в единый организм, звучание которого стимулирует реакцию у слушателей. Профессионализм дирижера во многом зависит от музыкального слуха, памяти, чувства ритма, терпения, целеустремленности, сильной воли, развитого воображения, педагогических способностей и ряда иных уникальных личностных качеств. Музыканты чувствуют малейшие нюансы настроения дирижера, от его руководства зависит то, что услышит аудитория. Он может создать шедевр из любого музыкального произведения, а может уничтожить любой шедевр безграмотным руководством. Профессия безумно интересная, увлекательная, но и чрезвычайно сложная, требующая полной отдачи сил.

Вильгельм Фуртвенглер (Wilhelm Furtwangler) (1896-1954)

Это, вероятно, один из величайших дирижёров первой половины XX столетия. Среди других прославленных гениев дирижерского искусства прошлого Вильгельм Фуртвенглер по праву должен занимать одно из первых мест.

С его кончиной ушла из музыкального мира личность невероятного масштаба, артист, смыслом всего существования которого было умножение красоты и гармонии классической музыки.

Фуртвенглер владел уникальной и многим современникам не понятной техникой дирижирования. На сохранившихся видеозаписях видно, что во время выступления он совершает довольно странные и иногда неуклюжие движения, как будто он находился в своеобразном трансе.

Его жесты могут показаться несколько расходящимися представленным музыкальным ритмом. Однако несмотря на эту необычную методу управления оркестром, а может быть — благодаря ему, музыканты под его руководством действительно оказывались под гипнозом.

Его лучшие исполнения самые удачные выступления были наполнены глубоким и полным звуком, парением мелодической линии и всплесками эмоциональных кульминаций, базирующихся на вполне логичной трактовке материала.

Профессиональные навыки дирижёра

Для того, что бы более точно объяснить, какие требования предъявляются к профессионализму дирижёра, предлагаем ознакомиться с перечнем, который мы приготовили для вас.

  • Необходимо иметь дар от природы и быть обладателем идеального музыкального слуха и конечно чувством ритма и такта;
  • Быть интуитивно развитым;
  • Иметь музыкальное образование;
  • Иметь гибкие кисти и пальцы рук;
  • Обладать качествами лидера;
  • Не просто любить музыку, а быть по-настоящему творческим человеком;
  • Уметь составлять сценарий концерта и разделять роли между участниками оркестра или хора;
  • Быть коммуникабельным и дисциплинированным человеком.

Самопожертвование

Искусство дирижирования оркестром требует многолетней практики, непрерывного совершенствования, которое выливается в бесконечные репетиции. Некоторые известные дирижеры отличаются особым творческим упорством, граничащим с самопожертвованием, когда личная жизнь отодвигается на второй план и остается только музыка. Впрочем, подобная ситуация идет на пользу искусству.

Наиболее известные дирижеры связаны контрактами с определенными музыкальными коллективами, и это дает им возможность достичь высокого уровня исполнения музыкальных произведений. При этом необходимо всеобщее взаимопонимание, которое впоследствии послужит залогом успешной концертной деятельности.

Юрий Башмет

Вот человек со счастливой судьбой. Он, как Юрий Гагарин, — первый. Конечно, его не возят на лимузине с открытым верхом по улицам нашей столицы и всех прочих столиц мира, не называют его именем улицы и площади. Впрочем… Его именем называют музыкальные школы, а восторженные поклонники во всем мире положили к его ногам, наверное, миллион алых роз — а то и больше.

Знал ли он, когда во Львовской центральной музыкальной школе переводился со скрипки на альт, что прославит этот до сих пор считавшийся незатейливым инструмент? А виноваты во всем Beatles. Можно сказать, они подарили миру и альт, и Башмета. Как любой подросток, он увлекся — да настолько, что сколотил собственную группу и тайком от родителей выступал на праздниках. А потом не знал, как признаться, что у него припрятана пачка купюр крупного достоинства, в то время как мама за месяц тратила одну.

Секреты альтиста

Юрий Башмет

2010

66 мин

После Львовской ЦМШ он поступил в Московскую консерваторию, поехал на первый зарубежный конкурс — замахнулся сразу на престижный ARD в Мюнхене (а других-то по альту и не было) и выиграл! Думаете, здесь началась его карьера? Только не на родине. В Большом зале Консерватории он сыграл сольно тогда, когда его альт прозвучал уже в Нью-Йорке, Токио и на европейских сценах. В Москве соблюдали субординацию: «Как мы вам дадим зал, когда у нас в штате заслуженные и народные?» (То, что они были артистами оркестра, значения не имело.)

Не хотите выпускать с сольными программами? Создам оркестр. За «Солистами Москвы» поклонники и поклонницы ездили по всей России, это был один из лучших камерных оркестров СССР. А дальше — звук альта расслышали композиторы, по счастливой случайности (XX век!) искавшие новые средства выразительности. Они сотворили себе и публике кумира, стали писать новые и новые опусы для альта. Сегодня количество посвященных ему сочинений исчисляется десятками, а композиторский азарт все не останавливается: каждый хочет написать для Башмета.

Юрий Башмет сегодня руководит двумя оркестрами («Солисты Москвы» и «Новая Россия»), возглавляет несколько фестивалей (самый известный из них — Зимний, в Сочи), много времени отдает работе с детьми: организует мастер-классы и занимается юношеским симфоническим оркестром, где играют, конечно, лучшие из лучших.

Юрий Темирканов. Фотография: Александр Куров / ТАСС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector