Новые образовательные технологии
Содержание:
- Новые педагогические технологии в системе образования
- Как используют искусственный интеллект в образовании
- Структура
- Какими бывают технологии дистанционного обучения?
- Перспективы развития технологий дистанционного обучения
- Чего ждать в ближайшем будущем
- Опыт применения активных методов обучения
- Использование
- Инновационные подходы в современном образовании
- Классификация
- Зачем сегодня учиться?
- Прогноз развития образования
- В качестве послесловия
- Необходимость трансформации образования
- Современные образовательные технологии
- Понятие
- Использование кейс-стади
- Наука, медицина, производство, школы: где и как используют виртуальную и дополненную реальность
- Бонус
Новые педагогические технологии в системе образования
Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.
Проектная работа
Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.
В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.
Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.
Игровое технологии
Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.
В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.
Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных – «Сoursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.
Интерактивные технологии
Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.
Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.
Портфолио
Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.
Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.
Как используют искусственный интеллект в образовании
Одна из самых популярных технологий, используемых в образовании, — искусственный интеллект. Согласно , расходы на применение искусственного интеллекта в образовании выросли с 0,8 до 6,1 млрд долларов за 2015–2018 годы.
Персонализация обучения — основное преимущество искусственного интеллекта.
Один из успешных примеров применения — китайский стартап Yuanfudao. Компания предлагает различные онлайн-курсы для школьников, на текущий момент у проекта более 200 млн пользователей. Приложение для помощи с домашними заданиями, разработанное на основе искусственного интеллекта, сканирует задание, распознаёт проблему и предлагает наиболее подходящее решение.
Интеграцию искусственного интеллекта и машинного обучения активно применяет языковой сервис Duolingo. Это позволяет персонифицировать весь образовательный процесс от предварительного тестирования до адаптации уроков под индивидуальный прогресс и динамику развития отдельных языковых навыков.
Российский образовательный стартап MyBuddy.ai создал виртуального репетитора английского языка с искусственным интеллектом. Приложение помогает детям практиковать разговорную речь, общаясь с виртуальным мультикаплиционным персонажем, точно так же, как ребёнок общается с репетитором.
Структура
Ключевым аспектом образовательной технологии является целостность педагогической деятельности, которая подразумевает конкретное структурное обоснование. В структуру технологии входят три основных компонента:
- Концептуальный — это основа образовательной технологии, ее первостепенные положения и установки и методологическая база.
- Содержательный — это суть учебного материала, его содержание и способы изложения.
- Процессуальный — это все методы и приемы образовательного процесса, которые педагог определяет, исходя из требований определенной стадии обучения.
Основной частью структуры является концептуальный аспект, освоив который, преподаватель может вводить образовательные технологии в процесс обучения, приспосабливая их к актуальным требованиям педагогической деятельности.
Какими бывают технологии дистанционного обучения?
Технологии дистанционного обучения различаются по многим факторам, таким как:
- способ доставки учебного материала от преподавателя ученику
- способ связи между учеником и преподавателем
- интерактивность уроков
- наличие или отсутствие индивидуального подхода к студенту
- обучение по общему расписанию или выстраивание своего собственного
- способ контроля усвоения знаний
- и другие
На основе этих критериев в наше время выделяют три вида технологий дистанционного обучения:
Кейс-технология
Кейс-технология – это передача учащемуся готового набора учебно-методического материала для самостоятельного изучения. Это старейший вид дистанционного обучения, но он все еще пользуется спросом, особенно при заочном обучении в вузе. Обратная связь осуществляется через проверку контрольной работы преподавателем или консультантом и повторной ее отправкой студенту.
Из его плюсов – малое отличие методического подхода от традиционного обучения, из-за чего существует много эффективных способов скомпоновать курс.
Из минусов – если учебные материалы передаются на физических носителях – в виде книг, CD-дисков, флеш-накопителей – стоимость обучения для преподавателя растет прямо пропорционально количеству учеников. Кроме этого у такого вида дистанционного обучения очень низкая интерактивность, что значительно снижает его качество.
ТВ-технология
ТВ-технология – это дистанционное обучение посредством телевидения. Студенты получают видеоуроки в хорошем качестве через свой телевизор. Такого рода дистанционное обучение было популярно во второй половине прошлого века и сильно повлияло на развитие e-learning – интерактивного вида обучения с использованием большого количества мультимедиа.
Из плюсов такого вида обучения – доступность и интерактивность, хорошее качество передачи изображения.
Минусы – зависимость от расписания уроков для студентов и высокая цена создания и запуска такого обучения для автора курса.
Сетевая технология
Сетевая технология – это дистанционное обучение, при котором ученик получает доступ к урокам через Интернет или локальную сеть. Относительно новая технология дистанционного обучения, которая стала трендом и заняла большую часть рынка обучения за последние годы.
У нее больше плюсов, чем минусов. Например, возможность связи и получения обратной связи от преподавателя, высокая интерактивность, обучение в удобное время, простой доступ к материалу и его разнообразие. Также техническая простота создания и доступа к этой технологии делает ее цену выгодной для учащихся.
Минусы – это необходимость иметь минимальную компьютерную грамотность и доступ в Интернет для студента и преподавателя.
Перспективы развития технологий дистанционного обучения
За последние 20 лет самым перспективным видом дистанционного обучения стало онлайн-обучение. То, что у большинства людей есть компьютер или гаджет с доступом в Интернет, делает его отличной средой для образования.
К техническим перспективам развития относится снижение цены на гаджеты и развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Последние уже нашли свое применение в корпоративном обучении крупных корпораций, таких как РЖД и Газпром. Возможность изучить внутреннее строение и процессы работы с помощью дополненной или виртуальной реальности помогает сотрудникам получить необходимый опыт работы с отсутствием рисков. Кроме этого, технологии позволяют создавать тренажеры, которые помогают оттачивать практические навыки в том, в чем раньше на расстоянии было невозможно.
Мобильное обучение делает получение знаний более доступным и удобным для пользователей. А система микрообучения позволяет быстро получить нужный навык или информацию, просто пройдя короткий урок. Она переводит обучение в такой же удобный способ поиска необходимого, как поиск в Интернете, но с качественно лучшими результатами.
Также сохраняется тренд на использование e-learning – системы обучения, построенной на разнообразном и доступном для понимания мультимедиа-материале и работе с тренажерами и автоматическими тестами для закрепления материала. Из этой статьи (статья про илернинг) вы можете узнать больше о e-learning.
Системы геймификации обучения – введение в них элементов игры – это новый тренд, который уже доказал свою эффективность как в обучении детей, так и взрослых, как в любительских курсах, так и в сложном корпоративном обучении. Прочитайте эту статью, чтобы узнать больше о выгоде от игрофикации своего курса и способах это сделать. (статья про геймфификацию)
В программном обеспечении за последние годы тоже возникли серьезные изменения. Все больше онлайн-педагогов и владельцев компаний переводят свое обучение в Интернет. В связи с этим платформы для его размещения и системы дистанционного обучения – СДО – развиваются семимильными шагами. На данный момент современные СДО очень просты в управлении, поддерживают множество форматов учебных материалов и уроков, автоматизируют рутинные процессы и оптимизируют обучение для преподавателя и студента.
Чего ждать в ближайшем будущем
Очевидно, что сейчас преимуществами высоких технологий в образовании пользуются в первую очередь корпорации, промышленные предприятия, медицинские учреждения и языковые онлайн-школы. Однако с каждым годом я наблюдаю всё больше и больше удачных разработок, в основе которых лежат самые разнообразные области знаний и целевые аудитории.
Я с оптимизмом смотрю в будущее образования и могу прогнозировать, что мы увидим проникновение высоких технологий в общеобразовательные программы в ближайшие 5–10 лет. Технологии послужат на благо учащихся всех возрастов — от дошкольников до пенсионеров.
Безусловно, для внедрения новых технологий в образование потребуется соответствующее понимание со стороны государства. Очевидно, что инновационные технологии позволят обучаться более эффективно и осваивать необходимые навыки в сжатые сроки, а значит, будет развиваться человеческий капитал и сохраняться профессиональное и творческое долголетие.
Опыт применения активных методов обучения
В основном современные образовательные технологии применяют в частных бизнес-школах. Именно для них были разработаны три базовые деловые игры, имитирующие движение финансов.
Игра как метод обучения
- первая игра – на уровне государственных финансов,
- вторая игра – на уровне финансов фирмы
- третья – финансов домохозяйства.
Почему мы начали именно с финансового управления? Потому что именно деньги стоят в центре всех управленческих решений в условиях рынка. Именно денежные оценки, выгоды являются определяющими, когда управленец решает, брать ли на работу нового служащего или внедрять новую технологию.
Что дают деловые игры
В деловых играх от участников требуется принимать конкретные решения, вырабатывать стратегию и тактику своего поведения, проводить расчеты финансовых результатов. При этом выигрывают самые гибкие, смекалистые и самостоятельно мыслящие игроки и команды.
Опыт показал, что деловые игры проходят на высоком эмоциональном подъеме, позволяют участникам «быстро схватывать» суть жизненных реалий, активно проявлять себя в игровом пространстве, испытывать на себе множество ролей. Другими словами, игры тренируют компетенции делового лидерства.
Использование
Сегодня все современные педагоги обучаются обширному арсеналу образовательных технологий и методов, применяемых в системе обучения. Необходимость во внедрении и использовании технологий обуславливается следующими показателями:
- неудовлетворительные показатели обучаемости;
- введение новой системы обучения;
- потребность в пересмотре структуры образовательного процесса;
- неспособность традиционного образования охватить все сферы современного образования;
- реформации в сфере подготовки преподавателей;
- изменения государственной структуры образования (введение ЕГЭ, ГИА).
Залогом эффективного использования образовательных технологий является активная взаимосвязь педагога с учащимися, сформированная для достижения конкретной цели. В рамках этой парадигмы необходимо учитывать следующие условия:
- глубокая индивидуализация и личностный подход к учащемуся;
- обсуждение актуальных вопросов в режиме мозгового штурма, специализированных играх, эссе, семинарах;
- проведение рефлексии;
- систематическое моделирование ситуаций успеха;
- создание атмосферы сотворчества, взаимодействия;
- отказ от требований и наказаний.
Инновационные подходы в современном образовании
Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.
Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.
В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:
Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
Компетентностный подход – новый для российской школы
Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.
Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию
Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.
Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.
Классификация
В современной литературе представлено множество классификаций образовательных технологий, отвечающих различным условиям систематизации. Приведем наиболее известную и общую классификацию, принадлежащую знаменитому автору по педагогике Г. К. Селевко, который выделял 6 категорий классификации:
- Уровень применения:
- общепедагогические;
- предметные;
- модульные.
2. Философская основа:
- материализм и идеализм;
- наука и религия;
- гуманизм;
- прагматизм и т. д.
3. Ведущий фактор психического развития:
- биогенные технологии;
- социогенные;
- психогенные;
- идеалистские.
4. Научная концепция усвоения опыта:
- гештальттехнологии;
- развивающие;
- бихевиористские и т. д.
5. Характер содержания и структуры:
- обучающие;
- воспитывающие;
- индивидуальные;
- групповые и т. д.
6. Организационные формы:
- классно-урочные;
- альтернативные;
- академические и т. д.
Федеральное государственное образование стандартов (ФГОС) классифицирует образовательные технологии по следующим видам:
- Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предполагает активную информатизацию образовательного процесса, использование современных инструментов управления и организации обучения (открытый доступ к информации в Интернете, электронные гаджеты для учебы и т. д.).
- Формирование критического мышления направлено на развитие навыков самостоятельного и оригинального мышления (анализ учебного материала, обсуждение прочитанного, творческая работа с информацией и т. д.).
- Проектная технология направлена на стимулирование интереса у учащихся через практическую реализацию теории. Во время проектной работы учащиеся пробуют принимать самостоятельные решения и самостоятельно получать необходимые знания.
- Технология проблемного обучения заключается в моделировании преподавателем проблемных вопросов, взятых из жизни. Для их решения учащимся нужно проявлять инициативу и осваивать навыки командной работы.
- Здоровьесберегающая технология обеспечивает безопасность образовательного процесса и создает условия для укрепления здоровья учащихся (положительный психологический климат, санитарные нормы и т. д.).
- Игровая технология преимущественно применяется в начальной школе, придавая процессу обучения развлекательную форму (развивающие игры, творческие упражнения и т. д.).
- Модульная технология основана на разделении учебного материала по блокам для систематизации обучения.
- Технология мастерских подразумевает творческую работу педагога с учащимися для постепенной передачи способов действия, а не понятийной базы.
- Кейс-технология основана на методе обсуждения отдельных вопросов из всего учебного модуля, во время обсуждения которых формируется знания о курсе в целом.
- Технология интегрированного обучения предполагает внедрение различных образовательных техник при подаче учебного материала (активное использование ИКТ, интеграция разных предметов)
- Педагогика сотрудничества — это личностно ориентированный подход, который предполагает индивидуализацию преподавания.
- Технология уровневой дифференциации предполагает выбор учебной программы и способа подачи, исходя из индивидуальных характеристик и требования учащихся.
Зачем сегодня учиться?
Итак, следующие положения покажут вам главные тенденции в области образования в современной жизни:
Тенденция 1
Как уже отмечалось ранее, обучение превратится в рутину, что сделает нашу интеллектуальную жизнь более насыщенной и динамичной.
Сами подумайте, технологический прогресс набирает обороты, появляются новые сферы деятельности, меняются приоритетные области развития, многие профессии вымирают, появляются новые, и мы к этим условиям стремительно меняющегося общества вынуждены подстраиваться. Вы, наверное, и сами заметили, как буквально за пять лет ваши ежедневные действия стали более «цифровыми». Предлагаем вам подумать об этих изменениях и предположить, какие грядут дальше.
Тенденция 2
Образование станет пожизненным. По сравнению с прошлым, когда большая часть обучения приходилась на возрастной период с 6 по 25 лет, в будущем получать образование будет необходимо на протяжении всей жизни. И плохие (хотя, надеемся, для кого-то и хорошие) новости: это не будет зависеть от вашего желания. Если вы не будете подпитывать знаниями себя в быстро меняющихся условиях, вы просто окажетесь за бортом жизненных событий. Поэтому образовывайтесь!
Тенденция 3
Так как появляются новые сферы знаний, появляются и новые образовательные технологии. От формата обычных лекций образование переходит к проектным и проблемно-ориентированным методам. Это означает, что работа во время обучения сегодня становится более открытой, увеличивается поле взаимодействия преподавателей и учеников, также учеников между собой. Работа в команде, рассмотрение кейсов, создание целых проектов по решению тех или иных вопросов – вот что актуально сегодня.
Это, кстати, меняет и систему контроля обучающихся. Вместо тестирования, контрольных работ студентам чаще предлагается защита проекта, выступление с какой-то идеей по решению проблемы. Если вы – студент, возможно, в вашем вузе уже практикуются такие методики.
Тенденция 4
Внедрение в образовательную среду интерактивных методов серьезно меняет процесс получения знаний. Современный школьник (студент, любой обучающийся) лучше воспринимает визуальную информацию с использованием онлайн-среды. Вместо того, чтобы полтора часа слушать лекцию преподавателя, студент предпочтет посмотреть видеоролик на YouTube, узнает практически такой же объем информации в неформальной и интересной обстановке, а объяснение какого-то материала без презентации обучающимся становится менее интересным.
Тенденция 5
Глобализация проникла совершенно во все сферы, включая образование. Отсюда следует, что особое значение приобретает способность воспринимать и принимать новшества, изучать языки, быть мобильным, терпеливым по отношению к другим культурам.
Отсюда также следует расширение конкуренции на рынке труда. Помните, что вашими конкурентами становятся не только национальные специалисты, но и зарубежные кандидаты. Поэтому продолжайте развиваться, повышайте свои шансы в рядах рабочей силы.
Давайте теперь конкретнее рассмотрим, что предлагается педагогическим обществом для создания более увлекательной и эффективной обстановки на занятии.
Прогноз развития образования
Образование будущего должно базироваться на активных методах обучения. Они развивают воображение обучающихся при поиске оптимальных решений, «выходов из тупика». Информационный бум и нарастание сложности управляемых систем также содействуют развитию инновационных технологий обучения. Активные методы обучения связанных с тренировкой мозга, быстрой генерацией идей и поиска решения проблем. Согласитесь, что всегда лучше «прочувствовать» возможности и угрозы сначала в виртуальном мире, чем делать ошибки сразу в реальной жизни. Тем более, что цена ошибки в экономических решениях все время возрастает и имеет «эффект мультипликации». А это означает, что результат влияет не только на лицо, принимающее решение, но и на весь коллектив бизнес-структуры.
В усиление аргументации тезиса об образовании будущего приведем несколько замечательных высказываний известных людей:
Сейчас его высказывание становится особенно актуальным. Именно тренировка мозга принимать оптимальные решения становится решающим фактором конкурентоспособности управленца, а не просто возможности запоминать огромные массивы информации.
Игровые подходы в образовании позволяют получать знания легко и мотивированно. Учение с увлечением гораздо эффективнее дисциплинарных подходов.
Проигрывая в аудитории различные деловые сценарии, человек приобретает опыт, но без тех негативных последствий, которые могли бы сопровождать его в реальной жизни. Пусть лучше учащиеся делают ошибки при обучении, чтобы не делать их в реальной практике. В пользу активных методов познания свидетельствует и так называемый Парадокс Питера:
Следовательно, прогнозируя усиление активных методов обучения в образовательном процессе будущего, мы находимся на правильном пути.
А вы хотите научиться разрабатывать деловые игры и кейсы?
Поделиться с друзьями
В качестве послесловия
Дистанционное обучение за 300 лет прошло историю развития от курсов, рассылаемых через газету, до целых школ, вмещающихся в телефон. Вместе с техникой развивались педагогические и методологические процессы, чтобы обучение на расстоянии смогло стать прямым конкурентом традиционных уроков. Конечно, некоторым навыкам невозможно обучить без постоянной практики и обратной связи от эксперта, но подавляющее большинство обучающих курсов отлично передаются и на дистанцию. Это стало возможным благодаря развитию технологий дистанционного обучения.
В самой распространенной классификации выделяют три технологии: кейсовая, ТВ и сетевая. Каждая из них решает какие-то отдельные задачи лучше остальных, поэтому нужно знать их сильные и слабые стороны, чтобы выбрать подходящую.Самой перспективной технологией дистанционного обучения является сетевая. Простота и удобство доступа к ней, постоянное развитие, небольшая цена и простота в использования делают ее доступной для большинства. Максимальной эффективности сетевые технологии дистанционного обучения достигают при использовании СДО, поэтому перед тем, как запускать свой онлайн-курс, изучите рынок систем и выберите оптимальную для вас.
Необходимость трансформации образования
В настоящее время высшая школа переживает определённый кризис. Это связано с необходимостью трансформации образования в сторону большей адаптации к современной жизни. Стремительно меняются требования к выпускникам, возрастают требования к преподавателям и к технологиям обучения. В современном обществе идут процессы глобализации и информатизации, растёт ценность знаний и творчества, происходит стирание границ в деловом и интеллектуальном общении. Все это диктует необходимость изменения традиционных технологий и методов образования в сторону современных моделей.
На рынке труда растёт востребованность людей интеллектуальных, гибких и творческих. Необходимы сотрудники, способные «успешно играть» по любым правилам, применять нестандартные подходы и креативное мышление. Они должны быть нацелены на непрерывное самообучение и самовыражение, быстрое осмысление и продуктивное применение огромных объёмов информации. Как писал известный футурист Элвин Тоффлер, «сегодня чтобы выжить, чтобы предотвратить то, что мы называем «шоком будущего», человек должен стать бесконечно более адаптивным и способным, чем когда- либо».
Современные образовательные технологии
Инновационные требования к педагогике формируют современный процесс обучения, основанный на активном использовании образовательных технологий.
К современным образовательным технологиям обычно относят:
- Дистанционное обучение — беспрерывное взаимодействие преподавателя и учащихся в онлайн-режиме.
- Развивающее обучение — использование потенциальных талантов учащихся для развития в них качеств, необходимых для самостоятельного обучения.
- Проблемное обучение — это технология, при которой преподаватель дает лишь часть материала, чтобы путем решения проблем и обсуждений вместе с учащимися освоить весь материал на практике.
- Разноуровневое обучение — поддержка и вовлечение в рабочий процесс педагогом и слабых, и сильных учеников.
- Групповое обучение — развитие навыков работы в команде.
- Здоровьесберегающие технологии — чередование умственной и физической деятельности.
- Технология обучения в сотрудничестве — преподаватель строит подачу материала, опираясь на особенности учащихся.
- Игровое обучение — материал подается в виде игры.
Понятие
Образовательная технология — это совокупность методов и средств, используемых в последовательном формировании познавательного процесса и структуры взаимодействия учащихся и педагога. Технологичность образовательной системы предполагает полный контроль педагогического процесса, основанный на четкой концепции, обозначенной цели и конкретно заданных задачах, методологии и средствах обучения.
Понятие «технология обучения» стало широко употребляться под влиянием процессов техногенной модернизации, которые стремительно распространялись в Европе и США начала 20 века. В 70-х гг. было введено понятие «педагогическая технология», до недавнего времени считающееся идентичным «образовательной технологии». Но в последнее десятилетие в научной литературе их употребление стало обособленным:
- под педагогической технологией обычно подразумевают и обучение, и воспитание;
- образовательная технология также охватывает обучение и воспитание, но при употреблении понятия чаще всего акцент делается на организационном процессе обучения.
Становление и распространение образовательных технологий обусловлено следующими причинами:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- Ориентация на индивидуализацию образовательного процесса, необходимость в формировании гуманистической основы педагогического процесса.
- Кризис системы традиционного образования, которое перестало отвечать современным требованиям педагогики.
- Потребность в новых формах организации учебного процесса и взаимодействия педагога и учащихся.
Использование кейс-стади
Также были опробованы такие активные методы обучения, как кейс-стади. Кейсы – это конкретные проблемные ситуации в бизнесе, прописанные на одной странице Их можно решать разными способами
Важно выбрать и обосновать (защитить) самое эффективное решение. Деловые ситуации предоставлены самими бизнесменами, которые приходят в бизнес-школы на обучение или консультации
Обширный материал для создания кейсов содержится также в средствах массовой информации. Практика показала, что метод кейс-стади заставляет студентов мыслить творчески, показывает многообразие возможных решений, учит рассуждать и импровизировать в режиме «А что, если…».
Таким образом, опыт применения активных методов образования показал, что повышается эффективность формирования таких навыков управленцев, как:
- поиск и поддержка лучших идей по разрешению проблемных ситуаций,
- создание управленческой команды,
- налаживание грамотных коммуникаций и другое.
Наука, медицина, производство, школы: где и как используют виртуальную и дополненную реальность
VR и AR также активно внедряются в образовательные процессы. Развитию иммерсивного обучения благоприятствует техническая оснащённость потребителей: , что к концу 2020 году в мире будет работать почти 1,5 млрд поддерживающих AR смартфонов, а к 2023-му — 3,4 млрд.
VR и AR пока наиболее распространены в сегменте корпоративного обучения и, конечно, представляют наибольшую ценность в науке, медицине, производстве — там, где при отработке навыков в реальности слишком высока цена ошибки. Вот несколько удачных примеров.
Медицинский стартап EchoPixel разработал технологию иммерсивной томографии: при помощи аппарата для УЗИ, 3D-очков и особого дисплея врачи воспроизводят трёхмерную голограмму тела пациента или отдельного органа:
Система может служить и для безопасной учебной отработки врачебного вмешательства в организм больного.
EchoPixel сравнивает средневековые и современные методы обучения врачей
Российский проект NOE-VR предлагает первый в мире офтальмологический образовательный VR-симулятор с использованием технологий искусственного интеллекта. Симулятор создаёт анатомически точную модель глазного яблока в виртуальной реальности. На неё можно накладывать любые болезни глаз в разных стадиях, учиться их диагностировать и лечить. Включив хирургический модуль, пользователь получает возможность проводить операции.
Бонус
Напоследок хотелось бы привести примеры гаджетов, способных внести серьезные изменения в процесс обучения. Давайте посмотрим на этот список:
- Ручка Phree (способна писать на любой поверхности, синхронизируясь с вашим гаджетом, на котором и будет появляться выведенный текст).
- Virtuali-Tee (футболка, визуализирующая все внутренние органы, если её надеть и навести на неё камеру гаждета).
- Arduino Coding Kit (электронный конструктор на базе платы Adruino, позволяющий программировать ваши идеи).
Вот такие новшества появляются у современных детей. Торопитесь и вы осваивать эти технологии образования, которые станут повседневностью уже в недалеком будущем.
Желаем вам успехов!