Технологии дистанционного обучения

Содержание:

Формирование информационной среды

В состав программно-аппаратных комплексов требуется включить (установить) программное обеспечение, которое необходимо для осуществления учебного процесса:

  • общего назначения: операционная система (системы), офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический, видео- и аудиоредакторы);
  • учебного назначения: интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды и др.

Должна быть создана программная система дистанционного обучения. При этом разработчики образовательных программ (авторы, веб-дизайнер, программист, художник, методисты) совместно формируют и размещают содержательный контент.

В свою очередь, педагогический работник выбирает из имеющихся или создает нужные для обучения ресурсы и задания. То есть планирует свою педагогическую деятельность. А обучающиеся – выполняют задания, предусмотренные образовательной программой. При необходимости они могут обратиться за помощью к педагогу.

Все результаты обучения сохраняются в информационной среде. Ведь на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогов.

Дистанционное обучение невозможно вести без использования специальной системы. Однако не все учреждения имеют необходимых штатных специалистов. В этом случае можно использовать доступ к системе, предоставляемый сторонней организацией (на основании договора).

При этом необходимо учитывать, что такая система обязана соответствовать ряду требований:

  • разработчик курса должен иметь полный контроль над ним (изменение настроек, правка содержания, обучение);
  • педагог должен обладать возможностью организации обучения, но без изменения содержания всего курса (Если педагогу необходимо внести какие-то изменения в обучающий курс, например добавить индивидуальные задания для студента, он должен обратиться к его разработчику).
  • должна быть обеспечена возможность загрузки курсов;
  • рекомендуется включить в образовательную программу набор различных элементов (например, ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, построения схем и др.);
  • должно быть обеспечено удобство редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;
  • оценку работы обучающихся можно проводить разными способами – с возможностью создания собственных шкал для анализа результатов обучения по критериям;
  • все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок;
  • нужна встроенная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая наблюдать участие в курсе как в целом, так и детально по каждому его элементу;
  • должна быть интегрирована электронная почта, позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии педагогических работников и другую учебную информацию.

Кроме того, информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте.  

Важно запомнить

Для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в штате учреждения необходимо иметь программиста и веб-дизайнера. Это поможет повысить уровень и качество предоставляемых услуг обучающимся

Сами же преподаватели обязаны уметь использовать информационно-коммуникационные технологии.

Недостатки

Несмотря на явные плюсы, дистанционные технологии имеют и некоторые минусы:

  1. Недостаточная мотивация обучающихся. При использовании дистанционных технологий требуется более строгий контроль деятельности ребенка.
  2. Неспособность (в силу возраста) грамотно организовать работу. В связи с этим перед преподавателем стоит задача разработать детальную образовательную программу.
  3. Необходимость посещения учебного заведения для проверки знаний.

Кроме этого, обучающийся может столкнуться с различными техническими сложностями: медленной скоростью Интернета, сбоями в сети или ПК и пр.

Для достижения максимального образовательного эффекта необходимо создать благоприятную атмосферу. Во многом формирование психологического климата зависит от педагога. Преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, выстраивать взаимодействие на принципах взаимного уважения и сотрудничества.

Дистанционное обучение

Итак, дистанционное обучение – это учебный процесс, во время которого учащиеся и преподаватели находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют с помощью ИТС, главным образом интернета. Совместная работа может быть организована в разных формах.

Синхронно

Это онлайн-обучение в режиме реального времени, когда студенты (ученики) и преподаватели контактируют «здесь и сейчас». То есть в прямом эфире разбирается материал, проводится опрос, беседа, практикум, лабораторная и т. д. В таком формате проходят онлайновые трансляции, вебинары с прямой связью в чатах, конференции в Skype, Zoom и других мессенджерах и на образовательных платформах. 

Асинхронно

Для этого вида онлайн-обучения используют заранее составленные курсы. В них могут входить записи лекций, видеоматериалы, презентации, текстовые файлы, ссылки на дополнительные материалы из открытого интернета, обучающие задания и контрольные тесты. 

Дистанционное обучение, проходящее асинхронно, бывает двух типов:

  1. Автоматизированное – полностью самостоятельное, без участия преподавателя: студент изучает все материалы, сдает тесты с автопроверкой и получает сертификат об окончании курса или проходит в его следующий модуль – и так до полного завершения программы. По такому принципу построена учеба на многих сайтах дистанционного обучения.
  2. С поддержкой тьютора – в этом случае на определенных этапах самостоятельного дистанционного обучения студентов поддерживает и контролирует преподаватель: он проверяет домашние задания, разъясняет сложные места курса в общем чате учебной группы или на специальном форуме. Обычно в таком формате занятия проходят в специализированных системах дистанционного обучения – СДО, они есть у большинства вузов и крупных компаний, занимающихся онлайн-образованием. Еще один вариант платформ для асинхронного электронного обучения в крупных образовательных организациях и компаниях сферы EdTech – LMS (Learning Management System), то есть системы управления обучением.

Смешанно

Такой формат называется blended learning. У смешанного дистанционного обучения тоже может быть два типа.

  1. Синхрон + асинхрон. Комбинация синхронного и асинхронного дистанционного обучения. В программах такого типа сочетаются онлайновые занятия, проходящие по расписанию, и самостоятельная работа с цифровым контентом в удобное для студента время.
  2. Онлайн + офлайн. Сочетание дистанционного электронного обучения и обычных занятий в аудиториях. Часть курса изучается через интернет, часть – лично в учебном заведении.

По второму принципу разрабатываются многие очно-заочные или заочные программы в вузах, колледжах и на курсах повышения квалификации или профпереподготовки.

Blended learning постоянно развивается, уже появились его новые формы. Например, занятия могут проводиться одновременно для студентов, собравшихся в аудитории, и для слушателей, подключившихся к онлайн-трансляции с домашних компьютеров или из аудитории в другом вузе – своеобразный телемост. Больше того, те, у кого не получилось присутствовать онлайн, могут изучить запись вебинара и все дополнительные материалы в системе дистанционного обучения.

В целом в современных реалиях дистанционное обучение предполагает обязательное использование интернета, который дает возможность применять в электронной среде самые разные дистанционные образовательные технологии.

Модели обучения

Учреждение, которое реализует программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, может выбрать следующие модели (Рекомендации № 06-381).

Полностью дистанционное обучение

Такая модель подразумевает использование режима, при котором образовательная программа осваивается полностью удаленно.

Соответственно все общение с педагогом происходит дистанционно.

Данный вариант помогает обеспечить доступность общего образования:

  • для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также для тех, кто не может регулярно посещать образовательные учреждения;
  • для учащихся, временно находящихся в другом городе (причинами может быть длительная командировка родителей, участие в спортивных соревнованиях, творческих, интеллектуальных конкурсах и др.).

Частичное использование дистанционных технологий

При частичном использовании дистанционных технологий образовательная программа реализуется путем чередования очных занятий с дистанционными.

Данный вариант может быть применим, например:

  • при изучении отдельных тем курса (для дифференцированного или индивидуального обучения, для слабых или, наоборот, очень сильных учащихся);
  • для обеспечения продолжения образовательного процесса в условиях введения в учреждении карантина или невозможности посещения занятий по причине погодных явлений. 

Технологии видеоконференсвязи

От мобильного телефона до сети Итернет, мир строится на самых современных технологиях. Благодаря широкополосным и цифровым сетям связи, сегодня видеоконференцсвязь дает возможность использовать атмосферу реального присутсвия в помещении, которая позволяет преподавателямнести новые знания, читать вводные лекции, проводить консультации в режиме реального времен.

Использование технологии видеоконференцсвязи дает ключ к эффективному дистанционному образованию. Посредством видеоконференцсвязи преподаватель может знакомить студентов и новыми компьютерными технологиями, обращая внимания на реакции программ и учащихся.

Проведение занятий в режиме он-лайн со студентами в сети Интернет — лекции, семинары, коллоквиумы и сдачу зачетов и экзаменов для группы или для каждого ученика персонально, загружая в сеть учебные материалы, вопросники и экзамены.

Максимальное приближение ощущения присутствия преподавателя и учеников в одной аудитории с использованием технологии высокой четкости High Definition (HD). Управление всеми устройствами в аудитории от проектора до климатической системы нажатием пальца на интерактивном экране.

Методы радио- и телекоммуникации

Радиосвязь – традиционный вид дистанционного обучения, который в наше время используется не как единственный канал обмена информацией, а в комплексе с остальными формами.

К преимуществам радиотрансляций при реализации программ удаленного образования можно отнести их доступность широкой аудитории. Недостаток применения этой технологии состоит в том, что она не может гарантировать достаточную мотивацию к учебе и требует высокой самоорганизации учащегося.

Телевидение как отдельный вид дистанционного обучения тоже проигрывает таким более продвинутым вариантам, как видеоконференции. Однако благодаря визуальному контакту с учащимся или аудиторией этот метод очевидно эффективнее, чем радиотрансляции.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что инновационные виды дистанционного образования практически полностью вытеснили радио и телевидение, а их использование оправданно только при изучении иностранных языков посредством просмотра прямых включений новостных передач и live-репортажей.

Любой вид дистанционного обучения предполагает контроль знаний. В основном он проводится с помощью тестов, так как такой способ не требует присутствия учащегося в учебном заведении, а при грамотном составлении проверочных заданий отражает реальные знания студентов программы.

Типология онлайн-образования

Онлайн-образование является сравнительно молодой отраслью, взрывной рост которой начался в 2011-2012 годах. Уже сейчас существуют десятки различных способов типологизировать онлайн-образование. Основным типом онлайн-образования являются так называемые MOOCS – массовые открытые онлайн-курсы с интерактивным участием, предназначенные для неограниченного количества слушателей. Также можно выделить следующие критерии типологизации игроков в области онлайн-образования:

  • По стоимости: бесплатные, платные и freemium. В рамках последней модели сам процесс обучения является бесплатным, а сдача экзамена или получение сертификата о пройденном курсе – платной услугой.
  • По времени: fixed time и open schedule. В рамках первой модели курс доступен только в определенный период времени (час, день, неделя, месяц), во втором случае курс доступен всегда.
  • По авторству курсов: пользовательские курсы и профессиональные. В рамках пользовательских курсов размещается информация от пользователей (обычно в форме видеороликов). Профессиональная модель предполагает, что весь процесс создания курса, включая видеосъемку, компания берет на себя.
  • По количеству слушателей: без ограничения и с ограничением (обычно, не более 50 слушателей).
  • По процессу обучения: курсы без сопровождения и курсы с сопровождением. В рамках первой модели предлагаются только односторонняя передача информации, вторая модель подразумевает общение преподавателя со студентами, в т.ч. проверку полученных знаний.

Опыт Дистанционного обучения

Заочная форма обучения достаточно эффективно работала у нас в стране с использованием бумажных учебников и пособий и очной сдачей зачетов и экзаменов.

Прием экзаменов вполне можно проводить с помощью
видеоконференцсвязи, а прием зачетов — с помощью тестирования знаний через Интернет.

Российский опыт дистанционного обучения с использованием бумажных учебников в СГУ показывает, что заочная форма может обеспечить обучение десятков тысяч человек.

Обучение проводится самостоятельно по бумажным учебникам, а контроль знаний на очных сессиях либо через Интернет опросами по разделам учебников — ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНО.

Практически все 100% студентов и школьников при использовании бумажных учебников и тестирования знаний через Интернет получали исключительно оценки «ХОРОШО» и «ОТЛИЧНО».

Плюсы дистанционных образовательных технологий

Следует отметить, что внедрение дистанционных технологий в школьную программу проходит не без существенных накладок. Часто родители жалуются на сбои программных продуктов, применяемых для организации конференций с учащимися во время проведения урока в онлайн. Были даже казусы, когда во время конференцсвязи со школьниками по дисциплине «Основы православной культуры», когда десятки школьников слушали своего преподавателя, злоумышленники запустили в эфир ролик с фильмом для взрослой публики. Также было много менее нашумевших моментов, так как учителя порой не успевали просмотреть материал, который давали детям.

Даже некоторые публицисты полагают, что коронавирус был придуман, чтобы «под шумок» быстро перейти на дистанционное образование, на что в иных условиях потребовалось бы много лет.

Определение

Дистанционные образовательные технологии – это методы и способы осуществления педагогической деятельности, предполагающие применение информационно-телекоммуникационных систем. Отличительной их чертой является то, что используются они при опосредованном (на расстоянии) либо не полностью опосредованном взаимодействии педагога и ребенка.

При реализации образовательных технологий дистанционного обучения основу процесса составляет контролируемая и целенаправленная самостоятельная работа обучающегося. Он может получать знания в любом удобном для него месте, по индивидуальному расписанию, при наличии комплекта специальных средств, согласовав возможность взаимодействия с педагогом.

Дистанционные технологии и электронное образование, аргументы «за»

Одни говорят, что ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ должны полностью подменить традиционные формы обучения, а другие говорят, что это приведет к катастрофе системы образования и деградирует привычный уклад обучения на всех уровнях образования.

Позиция Совета Федерации

Между тем, в Совете Федерации заявили о том, что надо оперативно решить вопрос о законодательном оформлении статуса электронного образования и дистанционных технологий. В частности, Валентина Матвиенко отметила, что вспышка коронавируса дала хороший импульс к развитию школьного и вузовского образования за счет применения дистанционных образовательных технологий. По ее мнению, будущее за системой дистанционного обучения. Кроме того, Матвиенко считает, что дистанционное обучение не должно рассматриваться в качестве резервного или временного ресурса. Судя по всему, дистанционные технологии существенно расширят свое присутствие в образовательной системе.

Позиция Минпросвещения

А Минпросвещения, в лице его руководителя Сергея Кравцова, заявило, что оно находится на низком старте, чтобы вплотную заняться проявлением законодательной инициативы по созданию системы правового регулирования системы дистанционного образования. По мнению Кравцова, ситуация со вспышкой коронавируса, вынудила перейти на дистанционное образование, следовательно, надо это узаконить. Он также сказал, что дистанционка значительно расширит потенциальные возможности учеников.

Найдено научных статей по теме — 15

ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

Сластя С.Д.

Данная статья посвящена актуальности дистанционного обучения персонала в нашей стране, технологиям дистанционного управления. Так же в статье рассматриваются основные проблемы дистанционного обучения и способы их решения.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА

Кальда В.Э.

Статья посвящена роли дистанционных технологий в обучении персонала. В статье раскрывается понятие дистанционного обучения, история возникновения понятия. Приводится зарубежный опыт дистанционного обучения.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА

Передельский П.А.

В данной работе на основе всестороннего исследования научной литературы за последние годы анализируются дистанционные технологии в обучении персонала.

Путимцева Кристина Михайловна

Данная статья анализирует практику развития современного образования на основе применения системы дистанционного обучения в рамках реализации как программ переобучения специалистов, так и программы инклюзивного образования.

Дистанционное обучение: форма, технология, средство

Шаров Василий Сергеевич

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования дистанционному обучению. Основная задача статьи обосновать и аргументировать дистанционное обучение как новую форму обучения.

Технология разработки курса дистанционного обучения

Тимофеева Г. А.

В статье описываются особенности дистанционного обучения и построения модульных курсов дистанционного обучения с учетом этих особенностей.

Дистанционные образовательные технологии в обучении

Медникова Оксана Васильевна

ДОТ предполагает непрерывность применения персонального компьютера в течение всего периода обучения, поэтому на начальном этапе студенты получают необходимые знания по работе с операционными системами, развивают умения и навыки по

Технология разработки системы дистанционного обучения

Дмитренко Т. А., Деркач Т. Н., Дмитренко А. А.

Рассматриваются актуальные вопросы внедрения в учебный процесс дистанционной формы обучения.

Технологии дистанционного обучения-глазами современника

Богданова Диана Александровна

В статье на фоне истории развития дистанционного обучения рассматриваются примеры деятельности на различных дистанционных курсах (из личного опыта обучения автора).

Дистанционные технологии обучения: проблемы и перспективы

Денисова Неля Ивановна, Морозова Татьяна Дмитриевна, Ковалева Галина Викторовна

Реализуемая при помощи дидактических приемов интерактивность дистанционных технологий обучения позволяет организовать продуктивное взаимодействие преподавателя и студентов в межсессионное время, что, в свою очередь, существенно по

Опыт внедрения дистанционных технологий обучения в ТТИ ЮФУ

Тарасенко Ольга Серажутдиновна

Образование – это путь в будущее. Перед современным обществом стоит одна из важнейших задач: создание перспективной системы образования, способной подготовить население к жизни в новых условиях цивилизации.

Образовательные технологии открытого дистанционного обучения

Девтерова Зурета Руслановна

В статье раскрыты принципы организации процесса дистанционного обучения, позволяющие создать специальную среду в любом географическом пункте и обусловленные дидактическими задачами высшей школы.

Проблемы выпускника дистанционной формы обучения и пути преодоления

По той же консервативной формуле, оказывающей сопротивление любому прогрессу, общество сформировало стереотип, согласно которому диплом, полученный в результате дистанционного обучения «ненастоящий», потому что он не «выстрадан» традиционным способом. Отсюда возникает сложность с дальнейшим трудоустройством и возможностью в принципе доказать уровень своей квалификации.

Здесь надо отметить, что трудоустройство молодого специалиста, без опыта работы, всегда проблематично, даже после получения высшего образования в условиях стационара. Поэтому выстраивание отношений с будущим работодателем зависит не от формы обучения, а от уровня подготовленности молодого специалиста.

Обладателю «дистанционного» диплома важно донести до потенциального работодателя те преимущества, которые выгодно отличают его от обладателя «традиционного» диплома. А именно, выпускники виртуального ВУЗа отличаются:

  • наличием высокого уровня самодисциплины,
  • полным самоконтролем и чувством ответственности за свое будущее,
  • пониманием, что учеба необходима, прежде всего, ему самому, для дальнейшего карьерного роста.

Можно также отметить, что студент, обучающийся дистанционно, получает одновременно уроки целеустремленности и опыт самоорганизации, а эти качества – залог успешной карьеры.

Помните, что в нашей стране принято «встречать по одежке». Поэтому, если претендент на должность демонстрирует уверенность в своих силах, то шансы у выпускника стационара и у того, кто получил высшее образование, не покидая родного города – совершенно равны. Подтверждать уровень своих знаний на практике, все равно, придется в одинаковых условиях, и «дорогу осилит идущий».

Общие сведения

Дистанционные образовательные технологии — это образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей на расстоянии, предусматривающие взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Функции учителя Цифровой школы:

  • Формирование системы ценностей сетевого общества
  • Создание мотивации к поиску, познанию
  • Навигация в потоках информации
  • Автоматизация образовательного процесса и удаленное учение
  • Работа с открытыми образовательными ресурсами
  • Сетевая безопасность
  • Организация и управление совместной деятельностью обучающихся (проектная деятельность)

Перечень компетенций ученика

  • Компетенция ценностного выбора
  • Компетенция планирования и организации деятельности
  • Компетенция осуществления деятельности
  • Компетенция самоуправления и саморазвития
  • Компетенция оценки и учета последствий эффективной деятельности

Актуальные проблемы системы

Необходимость в модернизации обуславливается тем, что образовательный процесс все меньше стал удовлетворять ожиданиям и потребностям общества. Существовавшая ранее педагогическая система, в течение многих десятилетий успешно готовившая высококвалифицированные кадры, сегодня не может обеспечить уровень, необходимый в современном мире. Переориентация на новые результаты предполагает значительные изменения структуры и содержания педагогического процесса.

В стандартах нового поколения особое внимание уделяется необходимости формирования у учащихся метаумений, т. е

общих навыков, востребованных в различных сферах. Главная образовательная задача для любого современного педагога — научить ребенка самостоятельно перерабатывать полученную информацию и развивать свои творческие таланты без посторонней помощи. Такой подход позволят подготовить детей к жизни в стремительно изменяющемся мире.

Веб-уроки

Это дистанционные семинары, конференции и другие формы учебной деятельности, которые проводятся с использованием телекоммуникационных средств и прочих ресурсов Интернета. Обычно для организации веб-занятий применяются форумы. Они представляют собой один из видов совместной работы учащихся по изучению определенной тематики, разбору проблемы. В ходе обсуждения слушатели делают записи на сайте, доступные к прочтению и комментированию остальными участниками курса.

Большим плюсом веб-уроков признана возможность многодневного (а не только доступного в ходе краткосрочного сеанса связи) общения учеников и преподавателей и асинхронный характер взаимодействия: записи на сайте можно читать и оставлять в любое удобное время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector