Информация о дополнительном образовании

Содержание:

Что такое ДПО?

ДПО расшифровывается как дополнительное профессиональное образование. Профессиональным оно называется потому, что охватывает знания и навыки, необходимые для выполнения трудовых обязанностей. Такое обучение повышает квалификацию сотрудников, а значит, напрямую влияет на эффективность работы предприятия.

Главное условие зачисления в организации, предлагающие прохождение курсов дополнительного профессионального образования, – диплом среднего специального либо высшего учебного заведения. Т.е. чтобы совершенствовать умения по специальности, необходимо сначала ее получить. Так, например, поступление на курс повышения квалификации предполагает наличие у абитуриента образования по данному профилю: на курсы экономиста можно поступить с экономическим образованием, повышать квалификацию учителя может специалист с дипломом педагога.

Отличительной особенностью центров ДПО является факт их обязательного лицензирования. Кроме того, поскольку такие организации функционируют под контролем Министерства образования, учебные планы всех курсов должны соответствовать квалификационным требованиям, а также профессиональным стандартам.

Дополнительное профессиональное образование онлайн

Сегодняшнее развитие технологий предоставляет широкие возможности для дистанционного образования, в том числе и дополнительного. Преимущества такого способа трудно переоценить: соискателю не нужно выезжать к месту учебы — достаточно иметь компьютер, подключенный к интернету. Каждый учащийся может выбрать наиболее удобный для себя график занятий. Во многих случаях обучение предлагается полностью или частично бесплатно.

Однако существует ряд специальностей, по которым дистанционное образование невозможно в принципе — например, медицина. А вот изучить (усовершенствовать) иностранный язык или освоить проведение успешных операций на финансовых биржах вроде «Форекса» вполне реально.

Дополнительное образование детей

Общество признало недостатки и ограниченность всеобщего школьного обучения, которое в силу формата не может выявить и максимально развить индивидуальные задатки каждого ребенка. Именно поэтому и возникает необходимость в сверхурочном образовании.

Система дополнительного образования детей предполагает:

  • формирование благоприятных условий для развития ребенка;
  • выявление природных способностей и творческого потенциала и целенаправленное их развитие;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование чувства патриотизма;
  • стимуляцию исследовательской активности учащихся;
  • укрепление самодисциплины и самоорганизации;
  • повышение самооценки в процессе достижения результата;
  • профилактику асоциального поведения в обществе;
  • повышение нравственной и интеллектуальной культуры личности;
  • воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и принятие ЗОЖ.

Модель

Дополнительное образование должно быть общедоступным, эффективным и на фоне внедрения новых направлений в обучении обеспечивать сохранение накопленного опыта и традиций.

Согласно ФГОС модель дополнительного образования внеурочной деятельности должна поддерживать следующие цели и задачи:

  • формирование благоприятной среды для создания всероссийского образовательного пространства;
  • учет интересов и индивидуальных потребностей детей при составлении программ;
  • обеспечение условий для привлечения большего количества учащихся;
  • гармоничная интеграция дополнительного и основного образования;
  • создание обстановки для эффективной реализации приобретенных знаний и навыков;
  • подготовка к дальнейшему образованию;
  • развитие навыков самоконтроля и самообразования.

Дополнительное обучение реализуется с помощью кружков, спецкурсов, различных секций, экскурсий, групп продленного дня.

Где пройти обучение

Ознакомьтесь с нашими программами подготовки педагогов дополнительного образования и выберите ту, которая подходит вам. В частности, мы можем предложить:

Преподавание курса «Шахматы» в общем и дополнительном образовании

340 часов (2 мес.)

Квалификация: Педагог дополнительного образования

12500 руб. 6639 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Руководитель хореографического коллектива. Традиционные и инновационные методики развития творческих способностей детей

340 часов (3 мес.)

Квалификация: Руководитель хореографического коллектива

12500 руб. 6639 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Преподавание изобразительного (ИЗО) и декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в дополнительном и общем образовании с учетом требований ФГТ и ФГОС

620 часов (5 мес.)

Квалификация: Преподаватель изобразительного и декоративно-прикладного искусства

17100 руб. 10472 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Руководитель театрального коллектива. Современные подходы к постановке спектакля для детей и взрослых

340 часов (3 мес.)

Квалификация: Руководитель театрального коллектива

12500 руб. 6639 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Преподавание народных художественных промыслов в дополнительном и общем образовании

340 часов (2 мес.)

Квалификация: Педагог дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства

12500 руб. 6639 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Преподавание музыкальных дисциплин в организациях дополнительного образования

340 часов (2 мес.)

Квалификация: Преподаватель музыкальных дисциплин

12500 руб. 6639 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Преподавание вокала: развитие певческого голоса с использованием современных методик обучения вокальному искусству

108 часов (1.5 мес.)

7100 руб. 3294 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Курсы длятся в среднем от 1,5 до 5 месяцев и проходят полностью дистанционно*. Это значит, что вам никуда не придется приезжать — даже диплом или удостоверение после прохождения обучения вам вышлют почтой. Изучать материалы и сдавать практические задания можно в удобное для вас время, поэтому обучение вы сможете сочетать с работой.

Разбираемся, что такое ПФДО (Персонифицированное финансирование дополнительного образования)

Система персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО) только внедряется в нашем регионе. Но уже сейчас полезно узнать, как это будет.

 Что такое сертификат ПФДО? Сертификат дополнительного образования – официальное подтверждение возможности ребенка обучаться в кружках и секциях дополнительного образования за счет средств государства. Сам сертификат не материален и важным является лишь то, что ребенок внесен в реестр. Сертификат — инструмент реализации «права» детей на получение бесплатного дополнительного образования. 

Как его использовать? Сертификат — именной. ПФДО нужен для того, чтобы выбирать кружки и секции по любой программе, включенной в общерегиональный навигатор ПФДО. Бюджетные организации зачисляют детей при наличии сертификата, частные организации вправе также принимать сертификаты в качестве оплаты по договорам на сертифицированные программы, при условии наличия у частной организации лицензии на дополнительные образовательные программы. Получая сертификат, вы получаете доступ в личный кабинет системы https://33.pfdo.ru, где зарегистрированы организации, прошедшие независимую экспертизу (сертификацию) программ.После прохождения процедуры регистрации в региональном навигаторе дополнительного образования (навигатор.образование33.рф) каждому ребенку от 5 до 18 лет выдается персональный (именной) электронный сертификат дополнительного образования. Далее если ребенок выбирает программу из реестра значимых программ, реестра иных образовательных программ, то его сертификат дополнительного образования приобретает статус сертификата учета. Данный сертификат гарантирует получение бесплатного дополнительного образования за счет средств муниципального бюджета. Если же ребенок выбирает программы из реестра сертифицированных программ, то его сертификат приобретает статус сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования. Данный сертификат позволяет получить либо бесплатное дополнительное образование (номинал сертификата покрывает стоимость обучения), либо снижение стоимости обучения на платных дополнительных программах, прошедших сертификацию. Получив сертификат дополнительного образования, ребенок может быть зачислен сразу на несколько программ: на две сертифицированные программы ПФДО, на три значимые программы (в учреждениях дополнительного образования) и на три иные образовательные программы (кружки и секции в образовательных организациях). Итого одновременно ребенок сможет посещать до восьми программ. В течение всего времени использования сертификата (с 5-ти до 18-ти лет) ребенок может менять программы (выбирать любые кружки и секции) на свое усмотрение.Город Владимир входит в программу ПФДО с 1 сентября 2021 года. На этот момент каждый ребенок от 5-ти до 18-ти лет будет иметь сертификат на дополнительное образование. С 1 декабря 2020 года началась регистрация родителей (законных представителей) или детей, достигших 14 лет, на региональном навигаторе дополнительного образования для получения сертификатов. В дальнейшем для зачисления ребенка на программы дополнительного образования в муниципальные образовательные учреждения необходимо будет предоставлять сертификат в данные образовательные учреждения.  

Материальная база

Для организации системы дополнительного образования в основном используется база учебного учреждения: кабинеты, литература, инвентарь. Не все заведения обладают достаточными ресурсами для углубленного изучения предметов и внеклассных занятий.

Поэтому в школе существует платное дополнительное образование, которое подразумевает фиксированную стоимость посещения. В нее входят оплата услуг педагога, оборудование и аренда помещений, если занятия проходят вне учебного учреждения.

Некоторые школы выходят из ситуации, организуя условно-бесплатное внеклассное обучение, которое подразумевает сбор финансовых или материальных средств, необходимых для приобретения дополнительного оборудования, инвентаря или литературы.

https://www.shutterstock.com/ru/g/Irina+Malina/sets/260561224

На какие подвиды делится?

Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.

Дополнительное проф. образование доступно только для ограниченного круга лиц, а доп. образование для взрослых и несовершеннолетних — для всех.

По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.

К нормативному сроку обучения по дополнительным профессиональным программам установлены конкретные требования. К программам дополнительного образования взрослых и детей — нет.

Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.

Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.

Понятие квалификации и профессионального стандарта

В новых экономических условиях развития России очевидна необходимость правового регулирования подготовки и дополнительного профессионального образования работников, поскольку в постсоветский период система подготовки и переподготовки кадров была основательно расшатана. Это не могло не отразиться на квалификации кадров, в то время как одним из основных факторов обеспечения нормального функционирования любого предприятия, учреждения или организации является наличие квалифицированных кадров. Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» в ТК РФ введена новая ст. 195.1, которая закрепляет понятия квалификации работника и профессионального стандарта. В соответствии с указанной статьей квалификация работника определяется как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт — как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт представляет собой инструмент, который влияет на подбор квалифицированных кадров и учитывается при установлении и поддержании баланса их спроса и предложения через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований.

Профессиональные стандарты в отличие от других способов описания требований к специалисту имеют комплексный характер и раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания). Структура описания деятельности в профессиональных стандартах предполагает использование сочетаний требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту, что позволяет обеспечить преемственность профессиональных стандартов, с одной стороны, и образовательных стандартов и программ — с другой.

Таким образом, использование профессиональных стандартов устанавливает согласованные требования к качеству труда, производительности, повышению качества подготовки работников в системе профессионального образования, развитию обучения на производстве, повышению уровня квалификации действующих работников.

Для субъектов трудовых отношений профессиональные стандарты носят рекомендательный характер и могут быть использованы работодателем для определения конкретной трудовой функции работника.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов устанавливает Правительство РФ. Для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников при подготовке профессиональных стандартов применяются уровни квалификации, разработанные Минтрудом РФ. При этом на начальном этапе формирования национальной системы квалификаций сохраняет действие применяемая в настоящее время система квалификационных справочников (ЕТКС — по профессиям рабочих, ЕКС — по должностям служащих).

Для чего нужно дополнительное образование?

Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей

В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить. Развитие – вот главное направление любой внеурочной деятельности

Возможности дополнительного образования огромны. Перечислим лишь некоторые из них:

  • В небольшом коллективе собираются единомышленники – дети, объединенные общей деятельностью. Здесь пропагандируются общечеловеческие ценности, уважается стремление к выражению себя, поощряется любое проявление активности, самостоятельности и творчества.

  • Дополнительное образование всегда направлено на личность, учитывая его уровень и способности. Оно сугубо индивидуально: даже в группе детей перед каждым ставятся свои задачи.

  • Дополнительное образование имеет большой потенциал и способно реализовать любые потребности:

    • художественные;
    • физкультурно-спортивные;
    • военно-патриотические;
    • социально-педагогические;
    • культурологические;
    • технические.
  • Дополнительное образование способствует профилактике асоциального поведения детей и подростков, обеспечивая занятость в свободное время.

  • Дополнительное образование систематизирует интересы ребенка, ориентируя его на будущую профессиональную деятельность.

  • Дополнительное образование способствует социализации детей.

Школа дает ребенку общее образование, а многогранному развитию личности способствует именно дополнительное.

На заметку

Учителя, педагоги-организаторы, тренеры и преподаватели различных кружков, которые интересуются вопросами ДОД, на портале «Дополнительное образование детей» могут получить всю необходимую информацию.

Информационный сайт дополнительного образования детей — настоящий кладезь всех необходимых сведений о внешкольном обучении и воспитании. Здесь можно найти рекомендации по организации ДОД, методические материалы, а также труды заслуженных педагогов.

Родителям портал дополнительного образования детей поможет выбрать направление занятий, которое будет способствовать полноценному и гармоничному развитию личности ребенка.

Виды дополнительного профессионального образования

Различают два основных вида ДПО:

  • повышение квалификации,
  • профессиональная переподготовка.

Повышение квалификации

Эта форма ДПО предусматривает углубление знаний в рамках специальности, которую человек уже получил. По окончании программы необходимо пройти государственную аттестацию, после чего выдается диплом установленного образца.

Профессиональная переподготовка

Позволяет получить дополнительную специальность на базе имеющегося образования; в отличие от повышения квалификации, переподготовку могут проходить и студенты 3-4-го курса вуза. После итоговой аттестации выдается диплом о получении дополнительной квалификации.

Важно!

Стоимость ДПО зависит от выбранного учебного заведения и длительности курса.

Где получить

Топ-5 мест Москвы, где можно пройти дополнительное профессиональное обучение:

  • МГИМО — программа ДПО включает Школу бизнеса и международных компетенций, курсы иностранных языков, МВА и второе высшее образование (магистратуру);
  • Высшая школа психологии — вуз, в котором возможно повысить квалификацию практикующему специалисту и получить профессию на базе другого образования;
  • Городской центр дополнительного профессионального образования — здесь можно обучиться фотоискусству, дизайну, бухгалтерии;
  • МГГУ им. М. А. Шолохова — в вузе работают курсы повышения компетенций и полной переквалификации студентов и профессионалов;
  • Институт развития дополнительного образования — здесь есть возможность получить дистанционно специальность менеджера, бухгалтера или юриста.

Направленности

Программы этого подвида имеют обязательный атрибут — направленность дополнительного образования. Что такое направленность? Какие направленности предусмотрены действующим законодательством? Раньше это называлось областью дополнительного образования. Теперь, когда нормативная правовая база подверглась обновлению, это называется направленностью. Всего их 6: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая и техническая. Направленности, по которым работает образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно должны быть указаны в его уставе.

Как получить дополнительное профессиональное образование — 5 простых шагов

Обучение будет эффективным, если его правильно организовать.

Как это сделать, читайте в моей пошаговой инструкции.

Шаг 1. Выбираем программу образования

Все обучающие программы составляют с учетом существующих профессиональных и образовательных стандартов, а также утвержденных квалификационных требований. Осваивают их как непрерывно, так и поэтапно. Способ прописывается в договоре.

Выбирая программу, обращайте внимание на:

  • её продолжительность;
  • форму обучения;
  • стоимость курсов;
  • вид документа, получаемого по окончанию;
  • график учебы;
  • наличие лицензии у обучающей компании.

От этих факторов зависит качество получаемого допобразования и возможность в дальнейшем достичь цели обучения.

Шаг 2. Подаем заявку и оплачиваем обучение

Есть несколько способов подачи заявки в зависимости от выбранной формы обучения и местонахождения обучающей фирмы.

Если выбрали учебный центр в городе вашего проживания, подавайте документы и оформляйте заявку непосредственно в офисе. Там же вам выдадут всю необходимую документацию.

В остальных случаях пользуйтесь формой, размещенной на сайте обучающей компании.

После получения заявки с вами свяжется менеджер, курирующий курс. Он уточнит детали и вышлет на ваш е-майл подробные инструкции и квитанцию (счет или реквизиты) для оплаты обучения.

Общий перечень документов для поступления:

  • паспорт;
  • документ о высшем или средне-специальном образовании;
  • трудовая книжка;
  • документ о смене фамилии (если таковая была);
  • студенческий билет или справка из деканата (для обучающихся).

Точный перечень узнавайте в учебном центре. Все документы представляются в виде заверенных копий.

Разброс цен на дополнительное профессиональное образование весьма широк: от 3500 руб. и до нескольких сот тысяч рублей. Стоимость зависит от сроков обучения, программы, престижности обучающей компании и т.д.

Шаг 3. Проходим обучение

Порядок обучения зависит от выбранной формы. Если вы получаете дополнительное образование с отрывом от производства, то все занятия проводятся на базе обучающей организации по разработанному и утвержденному графику.

Если учитесь без отрыва от производства, то материалы располагаются в специальной образовательной среде на сайте учебного учреждения. Логин и пароль выдают каждому студенту лично.

Срок обучения зависит от его вида.

Сроки дополнительного образования:

Вид Сроки обучения
1 Повышение квалификации до 72ч. — краткосрочное

от 72 до 100 ч. -тематическое

свыше 100 ч. — длительное

2 Профпереподготовка обучение свыше 500 ауд.ч.
обучение свыше 1000 ауд.ч.

Шаг 4. Сдаем экзамены

Обучение завершает итоговая аттестация. Она проводится в разных формах.

Формы итогового испытания:

  • устный экзамен;
  • письменная работа;
  • тестирование.

Обучающая организация выбирает форму аттестации самостоятельно, сведения указываются в программе или договоре.

Шаг 5. Получаем диплом

При успешном прохождении итоговой аттестации обучающийся получает удостоверение, если было пройдено повышение квалификации, или диплом при профпереподготовке.

Какие бывают виды дополнительного профессионального образования?

ДПО в РФ регулируется законом «Об образовании». В нем представлена четкая классификация такого обучения по видам.

Существует 2 вида ДПО:

  • повышение квалификации;
  • профессиональная переподготовка.

Некоторые специалисты выделяют третий вид — стажировка. Однако вышеупомянутым законом стажировка к отдельному виду не относится, а рассматривается как практическая составляющая повышения квалификации и профпереподготовки.

Рассмотрим каждый из видов более подробно.

Вид 1. Повышение квалификации

Итак, повышение квалификации — это актуализация профессиональных навыков и компетенций специалистов, повышение их профессионального уровня.

Повышение квалификации требуется в следующих случаях:

  • необходимо «освежить» знания и навыки после длительного перерыва в работе (декрет, служба в Армии, продолжительная болезнь и пр.);
  • расширение должностных обязанностей, для исполнения которых недостаточно имеющихся профессиональных компетенций;
  • участились случаи травматизма на рабочем месте по вине персонала;
  • сотрудник желает повысить разряд/категорию.

Вид 2. Профессиональная переподготовка

Теперь разберёмся с профпереподготовкой.

Рассмотрим случай из жизни.

Разумеется, это только наиболее распространенные причины, когда может потребоваться обучение персонала подобного рода. На практике их гораздо больше.

Этапы и функции дополнительного образования в школах

Немаловажное место в обеспечении успешного функционирования системы ДО занимает грамотный менеджмент. Управление – это не столько приказы администрации учителям и детям, сколько взаимодействие всех сторон, при котором каждая выступает как субъект и объект управленческого процесса одновременно

Обычно система дополнительного образования в школе содержит 4 этапа развития:

  1. Диагностический и информационный — изучение интересов, пожеланий и потребностей учеников.
  2. Методический — преподаватели вовремя оказывают поддержку учащимся в процессе выбора предстоящей деятельности.
  3. Организационный — единомышленники объединяются в секции, кружки и прочие компании по интересам.
  4. Аналитический — отслеживаются результаты, закрепляются успехи, осуществляется текущее контролирование образовательного процесса, выявляются перспективы, учитываются и максимально используются возможности независимых факторов.

Школьное дополнительное обучение отличается от внешкольного и проявляется:

  • в четко спланированном использовании учеником свободного от классных занятий времени для всестороннего развития собственных возможностей;
  • вольном выборе вектора деятельности, преподавателя, программы обучения;
  • возможности смены вида ДО, педагога и коллектива;
  • творческой составляющей учебного процесса, проходящего на основе обучающих программ;
  • личностных взаимоотношениях в системе педагог — ученик — сотворчество, индивидуальный подход к каждому ребенку и сотрудничество;
  • получении профессиональной подготовки.

Все эти особенности служат основой для определения функций школьного дополнительного обучения:

  1. Образовательная. Обучение деток по программам для получения ими ранее неизвестных сведений.
  2. Воспитательная. Обогащение культурной среды общеобразовательной организации, формирование школьной культуры, а на ее основе обсуждение конкретных нравственных перспектив. Ненавязчивость воспитательного процесса с целью приобщения школьников к культуре.
  3. Креативная. Создание мобильной системы, способной помочь в реализации личностных творческих задатков.
  4. Интеграционная. Формирование цельного внутришкольного учебного пространства.
  5. Социализационная. Приобретение социального опыта, освоение уроков по воспроизводству связей с социумом, обретение необходимым для повседневной жизни индивидуальных качеств.
  6. Самореализационная. Самоопределение в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, преодоление и проживание успешных ситуаций, саморазвитие личности.

Занятость учеников на внеклассных занятиях способствует разрешению ряда задач. Наиболее значимые:

  • Профилактика беспризорности и безнадзорности.
  • Отвлечение от приобретения вредных привычек.
  • Предупреждение правонарушений.
  • Расширение границ познания, интересов учеников и развитие их способностей.
  • Обучение ранее неизвестным видам профессиональной деятельности.
  • Формирование сплоченного коллектива школы.

Суть дополнительного профессионального обучения

Программы ДО подразумевают наличие у студентов дипломов о начальном, среднем специальном или высшем профессиональном образовании. Цель обучения заключается в совершенствовании приобретенных знаний и навыков, повышении деловых качеств либо в переквалификации для трудовой деятельности в новой сфере.

Как правило, дополнительное образование платно, исключение составляют случаи, когда работодатель заинтересован в повышении квалификационного уровня сотрудника и оплачивает его обучение.

Современная система дополнительного профессионального образования учитывает новые социальные тенденции, когда студенты предпочитают не те высшие учебные заведения, которые предлагают желаемую специальность, а те, куда есть шанс поступить. В результате многие выпускники вузов уходят из профессии и обращаются к системе дополнительного образования для взрослых с целью переквалификации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector