Концепция развития дополнительного образования

Цели

Вовлечь как можно больше детей и подростков в работу кружков, секций и курсов – так была обозначена основная цель проекта. К концу 2020 года три четверти российских детей должны быть охвачены допобразованием в кружках, работающих при школах и садиках, в специальных центрах, домах творчества и частных компаниях.

Проект предусматривает создание целевой модели управления дополнительным образованием на основе современных организационно-экономических механизмов. Для этого было введено персонифицированное финансирование, по которому средства на оплату кружков государство в определенном объеме выделяет на каждого ребенка. В регионах создаются крупные «узлы» дополнительного образования, так называемые модельные центры. Они координируют работу всех детских кружков, помогают им ресурсами, методическими материалами, повышают квалификацию преподавателей и в целом помогают наладить эффективное использование ресурсной базы и кадров.

Для обеспечения доступности дополнительного образования должен быть создан общероссийский навигатор, который сосредоточит данные о программах дополнительного образования – где и чему можно учиться, на каких условиях. Сайт нужен прежде всего для информирования родителей о доступных направлениях образования, в том числе и для детей из сельской местности, одаренных учеников, школьников с ограниченными возможностями здоровья. Можно выбрать свой муниципалитет, увидеть все кружки и построить индивидуальную образовательную стратегию для каждого ребенка.

Вторая цель проекта – максимальное развитие естественно-научного и технического направления в дополнительном образовании. Многие модельные центры создаются на базе детских технопарков «Кванториум», их финансирование стало приоритетным. В глубинке действуют мобильные технопарки.

Направления деятельности «Кванториумов». Инфографика АСИ (Агентства стратегических инициатив)

Одновременно ставились цели обновить содержание дополнительного образования, организовать независимую оценку его качества, уточнить понятие внеурочной деятельности, разработать профстандарты для педагогов.

Механизмы развития ДОД согласно Концепции

Государственная Концепция дополнительного образования предусматривает:

  • формирование положительного имиджа дополнительного образования в СМИ;
  • создание условий для кооперации между различными учреждениями;
  • сотрудничество государства, бизнеса и общества в вопросах улучшения качества образования;
  • формирование конкурентной среды, которая будет способствовать актуализации программ обучения;
  • учреждение ведомств, контролирующих систему дополнительного образования;
  • разработку единого регламента проверки уровня достижений в различных программах;
  • построение финансовой системы, обеспечивающей доступ каждому ребенку к интересующим его образовательным программам;
  • должное обеспечение права доступа граждан к актуальной и полной информации;
  • поддержку и реализацию специализированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями, из необеспеченных семей и других категорий, требующих от общества и государства особого подхода.

Также Концепция развития дополнительного образования гарантирует доступность программ и определяет основные пути их совершенствования:

  • выделение материальных ресурсов для поддержки уже действующих программ;
  • создание доступных информационных сервисов, которые смогут удовлетворять требования всех желающих получить индивидуальное обучение;
  • реализация информационной кампании для мотивации учащихся к занятиям.

Концепция дополнительного образования будет реализована в несколько этапов: первый намечен на 2014-2017 годы, второй — на период с 2018 по 2020 год.

На завершающей ступени Концепция предполагает изучение результатов реализации образовательных программ на территории РФ и дальнейшее развитие инфраструктуры ДОД.

Похожие термины:

  • вид дополнительного образования, направленный на развитие личности ребенка, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуаль

  • образовательное учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы, предназначенное для развития мотивации личности к познанию и творчеству, для реализации программ и услуг в инт

  • – тип образовательных учреждений, основная цель которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности,

  • учреждение образования, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в с

  • опыт самоопределения в содержании образовательной деятельности, педагогических технологиях и методиках; показатель системной определенности педагогического процесса в учреждении.

  • согласованное упорядочение различных видов деятельности (педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающей и других), осуществляемой субъекта

  • тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах

  • технический нормативный правовой акт, определяет цель и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля, уровни их изучен

  • учреждения дополнительного образования, находящиеся на бюджете Министерства общего и профессионального образования РФ. К ним относятся: Всероссийский экспериментальный «Школьный театр» , Заочна

  • определяет особенности получения дополнительного образования детей и молодежи одаренными учащимися, учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития, а также учащимися, которые

  • апробируется в учреждении образования, реализующем образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.

  • средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщение его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, средство возведен

  • целенаправленная деятельность, объединяющая людей, рационально организующая их усилия на достижение общих результатов (целей).

  • Осуществляется по следующим профилям: 1.1. техническому; 1.2. спортивно-техническому; 1.3. туристско-краеведческому; 1.4. эколого-биологическому; 1.5. физкультурно-спортивному; 1.6. художественному; 1.7. соци

Результаты

Уже по итогам 2018 года достигнуты многие поставленные в 2016 году цели. В разных регионах открыто 89 «Кванториумов», в которых учатся 80 тысяч человек.

Открываются мобильные технопарки, IT-кубы, центры выявления и поддержки одаренных детей. В 2018 году выдано 400 тысяч сертификатов на персонифицированное финансирование.

С 2019 года эстафету развития допобразования принял федеральный проект «Успех каждого ребенка». Его главная цель – создание эффективной системы выявления и развития способностей детей, которая поможет каждому учащемуся найти себя и осознанно подойти к выбору будущей профессии.

Проект «Доступное дополнительное образование» в течение двух лет был главным каналом финансирования сферы. Правительство выделяло деньги на оборудование, инфраструктуру и средства обучения, особенно для технических и естественно-научных кружков. Значительный результат – создание и совершенствование федерального навигатора по дополнительным образовательным программам. На завершающем, шестом, этапе проекта в 2021 году предусмотрена разработка плана сопровождения и развития его результатов на период до 2025 года.

С полной версией паспорта проекта «Доступное дополнительное образование для детей» можно ознакомиться на сайте Правительства РФ.

Основные характеристики

Стратегия развития дополнительного образования до 2020 года охватывает широкий спектр вопросов, направленных на повышение статуса и авторитета дополнительного образования. Главные аспекты стратегии касаются:

  • личностно-развивающего потенциала;
  • конкурентных преимуществ перед другими образовательными формами;
  • уникализации программ ДО.

Личностно-развивающий потенциал

Это принципиально новый подход к учебному процессу в целом и ребенку как индивидууму. Он достигается благодаря комплексному подходу, включающему:

  • Добровольный выбор учащимся учебной программы, интенсивности ее изучения, преподавателя.
  • Возможности экспериментировать с содержанием программ ДО, формами их подачи, оценкой итоговых результатов.
  • Введение в учебный процесс социального взаимодействия и практики. Это может быть волонтерская деятельность и любая другая социальная практика.
  • Тесную взаимосвязь образовательного процесса и жизни. Сегодня некоторые составляющие учебного процесса – теория, оторванная от реальности.
  • Объединение учащихся разных возрастов в группы. Это станет новым социальным и культурным опытом, улучшит коммуникацию разных возрастных групп.
  • Право на собственный опыт детей и подростков, приобретаемый методом проб и ошибок.

Конкурентные преимущества

У концептуального ДО есть конкурентных преимуществ перед существующим формальным подходом к образовательным программам. Среди основных плюсов следует выделить:

  • Свободу выбора.
  • Его индивидуальность.
  • Доступность интересующей информации каждому желающему.
  • Глобальные знания в выбранной отрасли.
  • Оперативную адаптацию программ к изменениям в мире и обществе. Она достигается за счет вариативности их содержания.
  • Персонализацию обучения.

Авторы Концепции уделили много внимания именно персонализации программ, личностным правам ребенка. Без этого не получится создать оптимальные условия для социализации и адаптации подрастающего поколения, удовлетворить их интеллектуальные и эстетические интересы.

Стратегия развития образования от 2020 до 2025 года: видео

  • Пятидневка в школах в 2019-2020 году
  • Отменят ли ЕГЭ в 2020 году
  • Запись в 1 класс на 2019-2020 год
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector