Тифлопедагогика

История тифлопедагогики

В. А. Феоктистова пишет:

Н. Н. Малофеев так описывает деятельность В. Гаюи:

Во второй половине XIX века на необходимость активного участия общества в организации образования детей с нарушениями зрения указывают Г. Г. Дикгоф, А. И. Скребицкий. Г. Г. Дикгофу и К. К. Гроту удаётся то, что не удалось В. Гаюи в начале века:

Ряд известных тифлопедагогов отмечает необходимость общественного образования слепых. Указывая, что для слепого образование имеет ключевое значение, К. Ф. Лейко пишет: «Только рациональное воспитание и обучение могут сделать слепого гармонически зрелой личностью, способной к практическому выполнению своего гражданского назначения»; А. Н. Колубовский пишет о необходимости решения обществом проблемы образования слепых: «… обучение для слепого нужнее, чем для зрячего, и всеобщее обучение слепых является одной из ближайших задач, которые в настоящее время должны ставить себе правительство и общество».

Учреждения для слепых объединялись под руководством Попечительства о слепых. На рубеже XIX—XX веков в него входили 47 заведений, среди которых 24 училища для слепых детей, а также мастерские для обучения взрослых слепых в Санкт-Петербурге. М. Рейх отмечает: «Во всех 24 губернских училищах ведомства Попечительства воспитывалось и обучалось в 1889 г. — 653 детей». Как и в учреждениях для глухонемых, слепых обучают доступным им ремёслам, что позволяет им в дальнейшем адаптироваться к жизни. Для решения этих задач в училищах организованы ремесленные классы и ремесленные мастерские. После выхода слепых из учебных заведений Попечительство участвует в их социальной адаптации. Оно «… по выходе же слепцов из этих заведений, поддерживает их в новой трудовой жизни, устраивает особые общежития, организуя сбыт изготовленных слепыми изделий и оказывая материальную поддержку тем из них, которые по болезни или другим уважительным причинам не могут зарабатывать на своё пропитание»

До революции были созданы предпосылки для создания системы обучения и воспитания слепых детей.

В советский период была создана дифференцированная система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Были написаны фундаментальные работы по тифлопедагогике:

  • Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности;
  • Муратов Р. С. Компенсация и коррекция дефекта зрения при помощи технических средств в процессе школьного обучения слепых и слабовидящих;
  • Касаткин Л. Ф. Формирование двигательных функций у слепых детей и пути преодоления недостатков физического развития в процессе школьного обучения;
  • Моргулис И. С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых;
  • Агеев Е. Д. Организационно-педагогические основы социально трудовой реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения;
  • Ермаков В. П. Научные основы обучения слепых и слабовидящих учащихся специальной графике и её роль в подготовке к трудовой деятельности;
  • Семёнов Л. А. Педагогические основы совершенствования физического воспитания слепых школьников.

Из истории тифлопедагогики

Первым педагогом, который начал создавать специальную систему обучения слепых детей, стал француз Валентин Гаюи (1745 — 1822 гг.). Сегодня он считается основоположником тифлопедагогики.

Сторонник Просвещения, друг великого энциклопедиста Дени Дидро, Гаюи в разрез устоявшемуся мнению считал незрячих людей полноценными членами общества. Они могут и должны учиться и работать, как и все остальные, полагал педагог. 

В 1784 г. Гаюи на личные средства открыл в Париже первую в мире школу для слепых детей. Он еще до Брайля придумал специальный шрифт для незрячих. Также он создал первую типографию, которая печатала книги для слепых.

В начале XIX века Гаюи по приглашению российского императора Александра Первого приезжает в Россию. В 1807 г. была основан Санкт-Петербургский институт рабочих слепых, в котором незрячие дети обучались наукам и ремеслам. В старости Гаюи вернулся на родину, но его дело продолжилось. Школы для слепых в России продолжили открываться.

Но как часть государственной системы образования учебные заведения для слепых и слабовидящих стали развиваться уже в советское время.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Актуальность профессии

По данным Международного агентства по профилактике слепоты, во всем мире от нарушений зрения страдают 19 млн детей. Из них 1,4 млн слепы необратимо.

В России, по опубликованным в СМИ данным, примерно 200 тыс. детей и подростков с с ограниченными возможностями по зрению. Около 15% из них полностью слепые, остальные — слабовидящие.

Такие дети не могут осваивать программы обычных школ и детсадов из-за своих физических ограничений. С другой стороны, незрячие и слабовидящие дети нуждаются в освоении особых навыков, которые можно сформировать только в особой среде и со специально обученными педагогами.

В российской образовательной системе для обучения и адаптации слепых и слабовидящих детей созданы:

  • специализированные коррекционные школы, школы-интернаты и детские сады;
  • коррекционные классы или группы при обычных школах или детсадах;
  • психолого-медикопедагогических консультации;
  • реабилитационные центры.

Во всех этих учебных заведениях работают специалисты-тифлопедаги. Кроме того, в услугах таких учителей нуждаются семьи, которые предпочитают обучать ребенка и адаптировать его к социальной среде индивидуально.

К сожалению, специальный учебные заведения и центры есть только в городах, прежде всего крупных. То есть, тифлопедагогам за пределами мегаполисов найти работу бывает нелегко.

-выявить уровень представлений о современных концепциях развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

-определить уровень знаний об основных тенденциях и процессах, происходящих в области образования детей с проблемами в развитии;

— оценить компетентность об основных методах исследования и проектирования процесса воспитания детей с проблемами в развитии в разных типах учебных заведений;

— определить уровень знаний о методиках обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

— выявить уровень подготовленности к использованию технологий коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

— оценить информированность о методах исследования и коррекции психического развития детей с проблемами в развитии.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*. 
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости). 

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.

Коррекционная работа

Коррекционные занятия — это самая важная часть работы педагога. Цель этой деятельности — научить детей учиться, самостоятельно ориентироваться в пространстве, играть, выполнять посильную работу.

Для этого тифлопедагог учит получать информацию об окружающем пространстве посредством слуха, обоняния и осязания. Слабовидящие дети обучаются пользоваться своим ослабленными зрением. Затем, ребята практикуются в умении использовать получаемую ими информацию в повседневной жизни и учебе.

Есть несколько видов (предметов) коррекционных занятия для слепых и слабовидящих детей:

  1. Развитие зрения и зрительного восприятия. Дети учатся распознавать предметы и их признаки, насколько позволяет зрение.
  2. Развитие осязания и мелкой моторики — направлено на обучение пользоваться своими руками и получать максимум информации посредством осязания.
  3. Ориентировка в пространстве — обучение чувствовать себя и свое тело в пространстве, понимать расстояния, находить и определять предметы вокруг себя и т.д. Затем — ориентироваться по специальным схемам.
  4. Социально-бытовая ориентировка. Дети обучаются различать и пользоваться бытовыми предметами, посильно трудиться. Также в курс входит культура общения и поведения.
  5. Предметно-практическая деятельность — лепка, конструирование, работа с бумагой, затем и более сложные виды деятельности.

Также тифлопедагог может проводить для ребят и другие занятия: например, по развитию мимики и пантомимики, ритмике.

Должен иметь представление:

– о закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка;

– о содержании основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида и особенностей психического развития при разных видах дизонтогенеза;

4 стр., 1556 слов

Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями

… уровень притязаний. ГЛАВА II. Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями 2.1. Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с … сохранными анализаторами. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) …

– о современных методиках и технологиях диагностики, образования и реабилитации, в том числе информационных, лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Владеть навыками:

– оценки образовательных процессов и систем, педагогических технологий и инновационных процессов в сфере общего и специального образования;

– осуществления сравнительного анализа педагогических теорий и концепций в области специальной педагогики;

– научного изложения мысли, выстраивания аргументированной системы доказательств при обсуждении профессиональных проблем;

– работы с разными источниками информации;

– иллюстрирования теоретических знаний примерами из практики;

– проектирования педагогического процесса, ориентированного на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования методов психолого-педагогической диагностики, теории педагогического проектирования.

Где получить образование

Получить профессию тифлопедагога можно в крупных педагогических вузах страны, хотя не во всех. Однако существуют курсы переподготовки по этой специальности — очные и в формате дистанционного обучения, в том числе онлайн. Если у вас уже есть высшее педагогическое образование, в особенности дефектологическое, то подобные курсы — отличная возможность получить еще одну специальность. 

А вот со смежными специальностями, как тифлосурдопедагог (работает со слепоглухими детьми) и тифлосурдопереводчик гораздо сложнее. Так, последнюю из этих профессий на 2018 год в России можно получить только НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» (Москва).

Качества, необходимые тифлопедагогу

Тифлопедагог — это еще и особый склад личности. Одного интеллекта и желания работать тут мало. Профессиональному тифлопедагогу следует обладать такими качествами:

  • любовь к детям
  • толерантность
  • доброта
  • целеустремленность
  • терпение
  • стрессоустойчивость

Последнее качество ценят почти все работодатели, но в этом случае оно действительно необходимо. Учительская работа учителем сама по себе очень стрессовая, а работа дефектологов, в том числе тифлопедагогов — еще в большей степени. Общение с «особенными» детьми забирает много сил и эмоций, а результаты труда становятся видны через многие месяцы и годы работы. Выдержать это под силу не каждому.

Также тифлопедагогу желательно быть хорошим психологом, ведь ему придется находить и осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. 

Но, с другой стороны, тифлопедагоги точно не относятся к тем людям, которые тратят жизнь по пустякам. Помогать слабовидящим и незрячим детям полноценно жить, открывать их таланты — это прекрасная миссия.

Этиология нарушений речи.Представления об этиологии речевых расстройств (в историческом аспекте).

Эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в развитии речи — основа для изучения этиологии речевых расстройств. Внутренние и внешние причины возникновения речевых нарушений, причины биологические и социально-психологические, органические и функциональные, центральные и периферические.

Взаимодействие и взаимообусловленность причин, лежащих в основе речевой патологии. Зависимость развития речевой деятельности ребенка от степени зрелости его центральной нервной системы, от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром. Пренатальные, натальные и постнатальные, наследственные факторы в этиологии речевых нарушений. «Первичные» и «вторичные» речевые расстройства.

Чем занимаются тифлопедагоги

В специализированных садиках и школах для слепых и слабовидящих детей тифлопедагогу отводится центральная роль. Именно он определяет направление образовательного процесса и координирует работу различных специалистов.

Работа тифлопедагога строится по нескольким направлениям:

  • Обследования детей. Тифлопедагог изучает документы и результаты медицинских обследований каждого ребенка, общается с самим воспитанником/школьником. На основании этого педагог определяет направления и глубину работы, которую предстоит провести. А также проводит анализ результатов уже проделанного, если обследование не первое.
  • Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. На этих занятиях тифлопедагог по специальным методикам обучает детей получать информацию доступными им средствами. Кроме того, ребята учатся читать точечный шрифт Брайля, получают другие важные навыки. С детьми, у которых сохранено зрение, ведутся уроки по развитию зрительного восприятия.
  • Участие в методической работе дошкольного учреждения. Тифлопедагог посещает общеобразовательные занятия и мероприятия — так он видит, насколько эффективна его собственная работа. Также он дает рекомендации воспитателям и учителям, обучает их специфическим приемам работы.
  • Работа с родителями. Тифлопедагог консультирует родителей по всем вопросам обучения и социальной адаптации детей. Он учит правильно помогать детям и поддерживать в семье климат, необходимый для воспитания слабовидящего или слепого ребенка 

Где может работать тифлопедагог?

У тифлопедагога широкие возможности для трудоустройства: учитель-дефектолог специальных и общеобразовательных дошкольных учреждений (пункты коррекционо-педагогической помощи), специальных и общеобразовательных школ (пункты коррекционо-педагогической помощи), центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Тифлопедагог может осуществлять реабилитацию поздноослепших и работать в специальных реабилитационных центрах для взрослых.

Выпускающая кафедра: кафедра коррекционно-развивающих технологий

Заведующий кафедрой: Павлович Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector