Тифлопедагогика
Содержание:
- История тифлопедагогики
- Из истории тифлопедагогики
- Свежие записи
- Актуальность профессии
- -выявить уровень представлений о современных концепциях развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- Требования к Слушателям:
- Коррекционная работа
- Должен иметь представление:
- Где получить образование
- Качества, необходимые тифлопедагогу
- Этиология нарушений речи.Представления об этиологии речевых расстройств (в историческом аспекте).
- Чем занимаются тифлопедагоги
- Где может работать тифлопедагог?
История тифлопедагогики
В. А. Феоктистова пишет:
Н. Н. Малофеев так описывает деятельность В. Гаюи:
Во второй половине XIX века на необходимость активного участия общества в организации образования детей с нарушениями зрения указывают Г. Г. Дикгоф, А. И. Скребицкий. Г. Г. Дикгофу и К. К. Гроту удаётся то, что не удалось В. Гаюи в начале века:
Ряд известных тифлопедагогов отмечает необходимость общественного образования слепых. Указывая, что для слепого образование имеет ключевое значение, К. Ф. Лейко пишет: «Только рациональное воспитание и обучение могут сделать слепого гармонически зрелой личностью, способной к практическому выполнению своего гражданского назначения»; А. Н. Колубовский пишет о необходимости решения обществом проблемы образования слепых: «… обучение для слепого нужнее, чем для зрячего, и всеобщее обучение слепых является одной из ближайших задач, которые в настоящее время должны ставить себе правительство и общество».
Учреждения для слепых объединялись под руководством Попечительства о слепых. На рубеже XIX—XX веков в него входили 47 заведений, среди которых 24 училища для слепых детей, а также мастерские для обучения взрослых слепых в Санкт-Петербурге. М. Рейх отмечает: «Во всех 24 губернских училищах ведомства Попечительства воспитывалось и обучалось в 1889 г. — 653 детей». Как и в учреждениях для глухонемых, слепых обучают доступным им ремёслам, что позволяет им в дальнейшем адаптироваться к жизни. Для решения этих задач в училищах организованы ремесленные классы и ремесленные мастерские. После выхода слепых из учебных заведений Попечительство участвует в их социальной адаптации. Оно «… по выходе же слепцов из этих заведений, поддерживает их в новой трудовой жизни, устраивает особые общежития, организуя сбыт изготовленных слепыми изделий и оказывая материальную поддержку тем из них, которые по болезни или другим уважительным причинам не могут зарабатывать на своё пропитание»
До революции были созданы предпосылки для создания системы обучения и воспитания слепых детей.
В советский период была создана дифференцированная система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Были написаны фундаментальные работы по тифлопедагогике:
- Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности;
- Муратов Р. С. Компенсация и коррекция дефекта зрения при помощи технических средств в процессе школьного обучения слепых и слабовидящих;
- Касаткин Л. Ф. Формирование двигательных функций у слепых детей и пути преодоления недостатков физического развития в процессе школьного обучения;
- Моргулис И. С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых;
- Агеев Е. Д. Организационно-педагогические основы социально трудовой реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения;
- Ермаков В. П. Научные основы обучения слепых и слабовидящих учащихся специальной графике и её роль в подготовке к трудовой деятельности;
- Семёнов Л. А. Педагогические основы совершенствования физического воспитания слепых школьников.
Из истории тифлопедагогики
Первым педагогом, который начал создавать специальную систему обучения слепых детей, стал француз Валентин Гаюи (1745 — 1822 гг.). Сегодня он считается основоположником тифлопедагогики.
Сторонник Просвещения, друг великого энциклопедиста Дени Дидро, Гаюи в разрез устоявшемуся мнению считал незрячих людей полноценными членами общества. Они могут и должны учиться и работать, как и все остальные, полагал педагог.
В 1784 г. Гаюи на личные средства открыл в Париже первую в мире школу для слепых детей. Он еще до Брайля придумал специальный шрифт для незрячих. Также он создал первую типографию, которая печатала книги для слепых.
В начале XIX века Гаюи по приглашению российского императора Александра Первого приезжает в Россию. В 1807 г. была основан Санкт-Петербургский институт рабочих слепых, в котором незрячие дети обучались наукам и ремеслам. В старости Гаюи вернулся на родину, но его дело продолжилось. Школы для слепых в России продолжили открываться.
Но как часть государственной системы образования учебные заведения для слепых и слабовидящих стали развиваться уже в советское время.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Актуальность профессии
По данным Международного агентства по профилактике слепоты, во всем мире от нарушений зрения страдают 19 млн детей. Из них 1,4 млн слепы необратимо.
В России, по опубликованным в СМИ данным, примерно 200 тыс. детей и подростков с с ограниченными возможностями по зрению. Около 15% из них полностью слепые, остальные — слабовидящие.
Такие дети не могут осваивать программы обычных школ и детсадов из-за своих физических ограничений. С другой стороны, незрячие и слабовидящие дети нуждаются в освоении особых навыков, которые можно сформировать только в особой среде и со специально обученными педагогами.
В российской образовательной системе для обучения и адаптации слепых и слабовидящих детей созданы:
- специализированные коррекционные школы, школы-интернаты и детские сады;
- коррекционные классы или группы при обычных школах или детсадах;
- психолого-медикопедагогических консультации;
- реабилитационные центры.
Во всех этих учебных заведениях работают специалисты-тифлопедаги. Кроме того, в услугах таких учителей нуждаются семьи, которые предпочитают обучать ребенка и адаптировать его к социальной среде индивидуально.
К сожалению, специальный учебные заведения и центры есть только в городах, прежде всего крупных. То есть, тифлопедагогам за пределами мегаполисов найти работу бывает нелегко.
-выявить уровень представлений о современных концепциях развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
-определить уровень знаний об основных тенденциях и процессах, происходящих в области образования детей с проблемами в развитии;
— оценить компетентность об основных методах исследования и проектирования процесса воспитания детей с проблемами в развитии в разных типах учебных заведений;
— определить уровень знаний о методиках обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
— выявить уровень подготовленности к использованию технологий коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
— оценить информированность о методах исследования и коррекции психического развития детей с проблемами в развитии.
Требования к Слушателям:
Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
- Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*.
- Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
- Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
- Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
- Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.
Коррекционная работа
Коррекционные занятия — это самая важная часть работы педагога. Цель этой деятельности — научить детей учиться, самостоятельно ориентироваться в пространстве, играть, выполнять посильную работу.
Для этого тифлопедагог учит получать информацию об окружающем пространстве посредством слуха, обоняния и осязания. Слабовидящие дети обучаются пользоваться своим ослабленными зрением. Затем, ребята практикуются в умении использовать получаемую ими информацию в повседневной жизни и учебе.
Есть несколько видов (предметов) коррекционных занятия для слепых и слабовидящих детей:
- Развитие зрения и зрительного восприятия. Дети учатся распознавать предметы и их признаки, насколько позволяет зрение.
- Развитие осязания и мелкой моторики — направлено на обучение пользоваться своими руками и получать максимум информации посредством осязания.
- Ориентировка в пространстве — обучение чувствовать себя и свое тело в пространстве, понимать расстояния, находить и определять предметы вокруг себя и т.д. Затем — ориентироваться по специальным схемам.
- Социально-бытовая ориентировка. Дети обучаются различать и пользоваться бытовыми предметами, посильно трудиться. Также в курс входит культура общения и поведения.
- Предметно-практическая деятельность — лепка, конструирование, работа с бумагой, затем и более сложные виды деятельности.
Также тифлопедагог может проводить для ребят и другие занятия: например, по развитию мимики и пантомимики, ритмике.
Должен иметь представление:
– о закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка;
– о содержании основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида и особенностей психического развития при разных видах дизонтогенеза;
4 стр., 1556 слов
Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями
… уровень притязаний. ГЛАВА II. Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями 2.1. Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с … сохранными анализаторами. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) …
– о современных методиках и технологиях диагностики, образования и реабилитации, в том числе информационных, лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Владеть навыками:
– оценки образовательных процессов и систем, педагогических технологий и инновационных процессов в сфере общего и специального образования;
– осуществления сравнительного анализа педагогических теорий и концепций в области специальной педагогики;
– научного изложения мысли, выстраивания аргументированной системы доказательств при обсуждении профессиональных проблем;
– работы с разными источниками информации;
– иллюстрирования теоретических знаний примерами из практики;
– проектирования педагогического процесса, ориентированного на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования методов психолого-педагогической диагностики, теории педагогического проектирования.
Где получить образование
Получить профессию тифлопедагога можно в крупных педагогических вузах страны, хотя не во всех. Однако существуют курсы переподготовки по этой специальности — очные и в формате дистанционного обучения, в том числе онлайн. Если у вас уже есть высшее педагогическое образование, в особенности дефектологическое, то подобные курсы — отличная возможность получить еще одну специальность.
А вот со смежными специальностями, как тифлосурдопедагог (работает со слепоглухими детьми) и тифлосурдопереводчик гораздо сложнее. Так, последнюю из этих профессий на 2018 год в России можно получить только НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» (Москва).
Качества, необходимые тифлопедагогу
Тифлопедагог — это еще и особый склад личности. Одного интеллекта и желания работать тут мало. Профессиональному тифлопедагогу следует обладать такими качествами:
- любовь к детям
- толерантность
- доброта
- целеустремленность
- терпение
- стрессоустойчивость
Последнее качество ценят почти все работодатели, но в этом случае оно действительно необходимо. Учительская работа учителем сама по себе очень стрессовая, а работа дефектологов, в том числе тифлопедагогов — еще в большей степени. Общение с «особенными» детьми забирает много сил и эмоций, а результаты труда становятся видны через многие месяцы и годы работы. Выдержать это под силу не каждому.
Также тифлопедагогу желательно быть хорошим психологом, ведь ему придется находить и осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Но, с другой стороны, тифлопедагоги точно не относятся к тем людям, которые тратят жизнь по пустякам. Помогать слабовидящим и незрячим детям полноценно жить, открывать их таланты — это прекрасная миссия.
Этиология нарушений речи.Представления об этиологии речевых расстройств (в историческом аспекте).
Эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в развитии речи — основа для изучения этиологии речевых расстройств. Внутренние и внешние причины возникновения речевых нарушений, причины биологические и социально-психологические, органические и функциональные, центральные и периферические.
Взаимодействие и взаимообусловленность причин, лежащих в основе речевой патологии. Зависимость развития речевой деятельности ребенка от степени зрелости его центральной нервной системы, от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром. Пренатальные, натальные и постнатальные, наследственные факторы в этиологии речевых нарушений. «Первичные» и «вторичные» речевые расстройства.
Чем занимаются тифлопедагоги
В специализированных садиках и школах для слепых и слабовидящих детей тифлопедагогу отводится центральная роль. Именно он определяет направление образовательного процесса и координирует работу различных специалистов.
Работа тифлопедагога строится по нескольким направлениям:
- Обследования детей. Тифлопедагог изучает документы и результаты медицинских обследований каждого ребенка, общается с самим воспитанником/школьником. На основании этого педагог определяет направления и глубину работы, которую предстоит провести. А также проводит анализ результатов уже проделанного, если обследование не первое.
- Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. На этих занятиях тифлопедагог по специальным методикам обучает детей получать информацию доступными им средствами. Кроме того, ребята учатся читать точечный шрифт Брайля, получают другие важные навыки. С детьми, у которых сохранено зрение, ведутся уроки по развитию зрительного восприятия.
- Участие в методической работе дошкольного учреждения. Тифлопедагог посещает общеобразовательные занятия и мероприятия — так он видит, насколько эффективна его собственная работа. Также он дает рекомендации воспитателям и учителям, обучает их специфическим приемам работы.
- Работа с родителями. Тифлопедагог консультирует родителей по всем вопросам обучения и социальной адаптации детей. Он учит правильно помогать детям и поддерживать в семье климат, необходимый для воспитания слабовидящего или слепого ребенка
Где может работать тифлопедагог?
У тифлопедагога широкие возможности для трудоустройства: учитель-дефектолог специальных и общеобразовательных дошкольных учреждений (пункты коррекционо-педагогической помощи), специальных и общеобразовательных школ (пункты коррекционо-педагогической помощи), центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Тифлопедагог может осуществлять реабилитацию поздноослепших и работать в специальных реабилитационных центрах для взрослых.
Выпускающая кафедра: кафедра коррекционно-развивающих технологий
Заведующий кафедрой: Павлович Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент