Топ лучших военных вузов россии в 2021 году

Основная история[править | править код]

Советская историяправить | править код

Постановлением Совета Министров СССР от 10 октября 1957 года на базе Лепельского военно-пехотного училища в качестве среднего военно-учебного заведения было создано Череповецкое военное училище связи.

В 1970 году постановлением Правительства СССР Череповецкое военное училище связи было переквалифицировано в высшее военно-командное училище связи со сроком обучения четыре года. Череповецкое высшее военно-командное училище связи так же занималось и подготовкой кадров для военной разведки.

В 1974 году Череповецкое высшее военно-командное училище связи было переименовано в высшее военное инженерное училище радиоэлектроники и начало готовить инженерно-офицерский состав с высшим военным и специальным образованием. Срок обучения в училище был увеличен до пяти лет. Структура училища на тот период состояла из двух основных факультетов (командного и инженерного) и семнадцати специальных и общеобразовательных кафедр.

Постсоветская и новейшая историяправить | править код

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1998 года Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники было преобразовано в Военный инженерный институт радиоэлектроники. С 2009 года военно-инженерный институт начал входить в состав Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского в качестве его филиала.

5 февраля 2014 года Постановлением Правительства Российской Федерации военно-инженерный институт был выведен из состава Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского став обособленным отдельным высшим учебным заведением получив наименование Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники. 13 сентября 2017 года «за заслуги в обеспечении безопасности государства, укреплении его обороноспособности и подготовке квалифицированных военных кадров» Указом Президента России высшее военное инженерное училище радиоэлектроники было награждено Орденом Жукова.

Приказом министра обороны России генерала армии С. К. Шойгу от 8 мая 2020 года высшее военное инженерное училище радиоэлектроники было переименовано в Военный университет радиоэлектроники. За весь период существования военно-учебного заведения, его офицерами-выпускниками стали около четырнадцати тысяч пятьсот человек. Тридцать два выпускника были удостоены генеральского звания, один офицер был удостоен звания Герой России.

История наименованийправить | править код

  • 1957 — Череповецкое военное училище связи
  • 1970 — Череповецкое высшее военное командное училище связи
  • 1974 — Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники
  • 1998 — Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники
  • 2014 — Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники
  • 2020 — Военный университет радиоэлектроники

Основные вступительные испытания

Прием в обычные ссузы, как правило, ведется по среднему баллу аттестата с учетом ОГЭ. Когда речь идет о поступлении в военные техникумы и колледжи после 9 класса, правила обычно оказываются более жесткими. Некоторые училища подобного профиля тоже довольствуются аттестатами и результатами ОГЭ абитуриентов, но многие все же проводят собственные внутренние экзамены. По каким предметам – зависит от специализации учреждения. Как правило, вступительные испытания включают в себя общеобразовательные предметы и дисциплины, которые являются профильными для выбранной специальности.

Но одного этого для поступления в военное училище недостаточно. Также потребуется пройти следующее:

  1. Сдачу нормативов физической подготовки. Это обязательно для всех абитуриентов, независимо от того, чему именно они будут обучаться (для девушек этот пункт также обязателен, хотя нормативы для них обычно легче). Единого перечня физических испытаний для всех военных училищ нет – лучше узнавать точный список либо на сайте выбранного учреждения, либо позвонив в него. Обычно поступающих проверяют на скорость, силу и выносливость. Соответственно, в число нормативов может быть включен бег на короткие и средние дистанции, подтягивания.
  2. Прохождение психологического тестирования. Оно тоже обязательно, и направлено на то, чтобы отсеивать кандидатов, которые не подходят для обучения в военном учреждении по своим психологическим особенностям.
  3. Прохождение внутреннего творческого экзамена. Это понадобится в том случае, если ты соберешься поступать в военно-музыкальное училище. В таких образовательных учреждениях не учат игре на инструментах «с нуля»: приходя в них, ты уже должен хорошо знать нотную грамоту, основы музыкальной теории, владеть игрой на одном инструменте. И все это будет проверяться в рамках вступительных испытаний.

Кроме того, в перечне документов, необходимых для поступления в военное училище, всегда значится медицинская справка, страховой полис и тому подобные бумаги. Существует целый ряд заболеваний и патологий, при которых абитуриент считается не пригодным для получения образования в военном учреждении (это примерно тот же перечень, что и для обычной службы в армии). Это могут быть проблемы со зрением, слухом, наличие злокачественных новообразований, эпилепсия, психические расстройства и т.д. Если у кандидата диагностирован какой-то из этих недугов, то его не примут в военное училище даже при достаточном потенциале для успешного прохождения вступительных испытаний.

И еще один немаловажный момент: в приемную комиссию понадобится представить характеристику из той школы, в которой ты обучался. Более того, военный ссуз имеет право потребовать из нее все твое портфолио, с информацией об успехах в учебе и внеклассной деятельности. Поэтому крайне желательно, чтобы во всем этом не было записей, способных сильно опорочить твою репутацию.

Инженерно-саперные войска

Саперная армия вошла в одну из организаций инженерных войск в то время, когда началась Отечественная война. Их задача заключалась в том, чтобы своевременно проводить строительство тыловых рубежей для обороны, строить и ремонтировать автомобильные дороги, мосты, а также проводить подготовку инженерных частей для фронта.

Инженерно-саперные войска приглашались для проведения разминирования местности в районе действующего фронта. Эти войска принесли огромный вклад в инженерную подготовку обороны не только Москвы, но и других, не менее важных городов.

Первая и третья саперные армии вместе с жителями под Москвой соорудили следующее:

  • было возведено больше 3700 огневых сооружений;
  • были прорыты противотанковые рвы, которые простирались на 325 километров;
  • обустроено больше 1300 километров лесных завалов.

Саперная армия – это основная база, где происходит накапливание военных для прохождения подготовки в инженерную часть армейского и фронтового подчинения. Из этой базы более 150 000 человек пополнили фронтовые соединения, а также стрелковые.

Исторический экскурс

О том, что первые танки изготовили и применили на поле боя англичане в 1915 году (битва наСомме) знают, наверное, все, кто интересуется историей военной техники. Именно от английского словаTank– бак, цистерна, емкость, произошло название бронированной машины и укрепилось в языке всех ведущих производителей этого вооружения.

Попытки развития собственных проектов бронированных машин предпринимались в те же годы и в Российской Империи. Первыми считаются опытные образцы: «Вездеход» — А.А.Пороховщикова, «Танк Менделеева» — В.Д. Менделеева — сына великого ученого, самый известный и нелепый «танк» в истории — «Царь-Танк» Н.Лебеденко, и десятки других проектов русских инженеров, ни один из которых не был принят на вооружение.

Первые боевые машины русской армии, появившиеся в 1917 году – импортные танкиRenaultFT-17, поставленные союзниками по Антанте. Позднее, в годы Гражданской войны в войска Белой армии поставлялись английские танкиMark-III иMark-IV. Сборка первых отечественных танков была осуществлена уже после завершения Гражданской войны из деталей трофейных французских танков, захваченных во время боев с белогвардейцами. Позднее во Франции была приобретена лицензия и оборудование. Всего было выпущено 15 таких танков, объединенных общим названием: «Борец за свободу товарищ Ленин». Каждому танку присваивалось собственное имя. Первому, собранному вручную, было присвоено название «Парижская коммуна».

Первый танк отечественной конструкции Т-18 был создан в 1925-1927 годах. В основу была положена конструкция все того жеRenaultFT-17. Производство продолжалось до конца 1931 года, когда он был заменен более совершенным танком Т-26. Танк Т-18 послужил платформой для разработки новых образцов боевой техники, которой в те годы не было ни у одной, даже самой передовой в техническом отношении державы.

Были созданы:

  • «телетанк» — радиоуправляемая боевая машина без экипажа;
  • химический и огнеметный танки – в те годы не существовало запрета на применение боевых отравляющих веществ, поэтому советские конструкторы разработали и установили в танке приборТДП-3, способный распылять боевые ОВ или ставить дымовые завесы;
  • транспортеры для артиллерийских орудий;
  • инженерные машины:мостоукладчик, бурильную установку, траншеекопатель.

Революция в отечественном танкостроении связана с разработкой танка Т-34, которая была завершена в 1940 году. Этот танк, в техническом отношении, обогнал все известные зарубежные модели средних танков и стал основным боевым танком Советской Армии. Великую Отечественную войну Советский Союз  завершил, имея в арсенале модели, по всем показателям превосходящие танки союзников и не уступающие танкам противника.

К концу 80-х годов прошлого века, СССР обладал самыми мощными по численности и качественным характеристикам танковыми войсками в мире. В настоящее время по количеству бронетехники Россия занимает I место в мире, почти вдвое обгоняя по количеству основных боевых танков США и Китай.

Список лучших военных учебных заведений РФ

Кадеты

Кадеты начинают свою воинскую карьеру в раннем возрасте (4-5 класс), после занятий в военном училище, ребята идут домой.

Список лучших кадетских школ РФ (только для детей-сирот и детей военнослужащих):

  • Зенитно-ракетное (Оренбург);
  • Краснодарское;
  • Ставропольское;
  • Севастопольское;
  • Владивостокское;
  • Тюменское.

Суворовцы

Суворовцы отличаются от кадетов тем, что эти молодые ребята, окончившие 8 или 9 класс, живут в казарменных условиях, далеко от дома.

Критерии при поступлении схожи как для кадетов, так и для суворовцев и нахимовцев. Список самых известных суворовских училищ:

  • Екатеринбургское;
  • Санкт-Петербургское;
  • Московское;
  • Тверское;
  • Ульяновское;
  • Казанское.

Нахимовцы

Нахимовцы – курсанты военно-морского училища.

Учится в подобном заведении невероятно престижно.

После его окончания, специалисты среднего звена поступают в ВУЗы без экзаменов.

Лучшим учебным заведением известным во всей России является Нахимовское училище в Санкт-Петербурге.

Воздушно-космические силы

Этот вид вооруженных сил образован 1 августа 2020 г.

В его состав включены следующие рода войск:

  • военно-воздушные силы;
  • космические войска;
  • войска ПВО-ПРО.

Военно-воздушные силы

Военно-воздушные силы (ВВС) предназначены для:

  • отражения агрессии в воздушной сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны и группировок войск (сил);
  • поражения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения;
  • авиационного обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.

Космические войска

Космические войска решают широкий спектр задач, основными из которых являются:

  • наблюдение за космическими объектами и выявление угроз России в космосе и из космоса, а при необходимости — парирование таких угроз;
  • обеспечение высших звеньев управления достоверной информацией об обнаружении стартов баллистических ракет и предупреждение о ракетном нападении;
  • осуществление запусков космических аппаратов на орбиты, управление спутниковыми системами военного и двойного (военного и гражданского) назначения в полете и применение отдельных из них в интересах обеспечения войск (сил) Российской Федерации необходимой информацией;
  • поддержание в установленном составе и готовности к применению спутниковых систем военного и двойного назначения, средств их запуска и управления и ряд других задач.

Войска ПВО-ПРО

Войска противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО-ПРО) обеспечивают защиту воздушно-космического пространства Российской Федерации.

Они решают широкий круг задач, основными из которых являются:

  • отражение агрессии в воздушно-космической сфере и защита от ударов средств воздушно-космического нападения противника пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, группировок войск (сил), административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны;
  • поражение головных частей баллистических ракет вероятного противника, атакующих важные государственные объекты.

История КВТКУ

Дата создания училища – 22 февраля 1919 года. В этот день были основаны 1-е Казанские мусульманские пехотные командные курсы. Уже через два месяца ученики этих курсов были отправлены на Восточный фронт. Однако, боевые заслуги не сыграли роли в дальнейшей судьбе и в связи с сокращением численности вооруженных сил в России, пехотные курсы были расформированы в декабре 1922 года.

Спустя год, на базе расформированного учебного заведения была основана татаро-башкирская командная школа, через шесть лет она получила название Казанское пехотное училище им. Верховного Совета Татарской АССР. Обучать танкистов это образовательное заведение стало только в 1941. За успешное освоение новой техники и качественную подготовку кадров, в 1943 и 1944 году училище было награждено Боевым Красным знаменем и орденом Боевого Красного Знамени.

Начиная с 1966 года, училище стало обучать специалистов по программам высшего военного образования. Вплоть до 2004 году, оно входило в состав Челябинского танкового института, затем, до 2017 в академию Вооруженных Сил РФ. Только после 2017 года стало существовать как автономное высшее учебное заведение.

В феврале 2019 года, в честь столетия с момента основания учебного заведения, ему было вручен орден Жукова. Эту почетную награду начальнику училища и его курсантам передал Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Вступительные испытания в военные училища

Источник изображения: www.menswork.ru

Прием во все военные учебные заведения осуществляется на конкурсной основе. Абитуриенты кадетских корпусов, школ иучилищ сдают вступительные экзамены по общеобразовательным предметам. Как правило, это испытания по русскому языку и математике. Но могут быть и дополнительные экзамены по физике и информатике (в зависимости от профиля кадетской школы). При чем абитуриентов могут принимать по результатам ОГЭ по соответствующим предметам. Например, для поступления в Кадетский корпус при Академии гражданской защиты МЧС необходимо предоставить результаты ОГЭ по русскому языку, математике, физике и информатике.

Поступающие в военно-музыкальное училище сдают вступительные испытания творческой направленности, а именно, музыкальный инструмент (практически), сольфеджио (письменно и устно), элементарную теорию музыки (письменно и устно). Испытания по музыкальным дисциплинам проводятся в объеме образовательной программы детской музыкальной школы.

Также будущие суворовцы и нахимовцы обязательно проходят психологическое тестирование. По результатам тестирования приемная комиссия определяет готовность кандидата к обучению в военном образовательном учреждении.

Многие усиленно готовятся к вступительным испытаниям по общеобразовательным предметам, и практически не уделяют внимания сдаче нормативов физподготовки. Во всех военных училищах, даже музыкального профиля, абитуриенты сдают экзамен по физической культуре: это оценка уровня силовой, скоростно-силовой подготовленности и общей выносливости. По итогам испытания в курсанты отбирает наиболее подготовленных кандидатов. Например, 10 и больше подтягиваний на высокой перекладине, спринт на 60 метров за 9 секунд, кросс на 2 км за 9 минут оценивается на «отлично».

Куда поступать?

Начать военное образование можно в кадетском корпусе, военно-музыкальном, нахимовском или суворовском училище. В большинстве случаев классы с такой направленностью начинают формировать после окончания начальной школы. Зачисление туда после 9 класса возможно только при наличии свободных мест.

Поступать в суворовское училище при МВД можно восьмиклассникам на первый курс или выпускникам базовой школы — на второй.

Количество мест для поступающих меняется ежегодно. За такой информацией лучше следить непосредственно на сайтах учебных заведений. 

Предлагаем вашему вниманию список военных училищ России, куда могут поступать мальчики в 2020 году:

  • Москва и Московская область: Московское военно-музыкальное училище им. генерал-лейтенанта В. М. Халилова, Кадетский пожарно-спасательный корпус Академии гражданской защиты МЧС России.
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область: Кадетская школа IT-технологий Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного, Кадетская спортивная школа Военного института физической культуры, Санкт-Петербургское суворовское училище МВД, Первый пограничный кадетский корпус ФСБ, Первый пограничный кадетский военный корпус ФСБ.
  • Новочеркасск (Ростовская область): Новочеркасское суворовское училище МВД.
  • Чита (Забайкальский край): Читинское суворовское училище МВД.
  • Елабуга (Республика Татарстан): Елабужское суворовское военное училище МВД.
  • Грозный (Чеченская Республика): Грозненское суворовское военное училище МВД.
  • Красноярск (Красноярский край): Красноярский Кадетский Корпус им. А.И. Лебедя.
  • Республика Башкирия: Башкирский кадетский корпус Приволжского федерального округа им. А.В. Доставалова.
  • Краснодар (Краснодарский край): Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С. М. Штеменко.
  • Иваново (Ивановская область): Кадетский пожарно-спасательный корпус Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России.
  • Воронеж (Воронежская область): Кадетская инженерная школа при Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.
  • Кемерово (Кемеровская область): Губернаторская кадетская школа-интернат МЧС.

А этот список составлен для девочек, которые хотят попробовать свои силы в военном деле:

  • Санкт-Петербург: Кронштадтский морской кадетский военный корпус, Нахимовское военно-морское училище, Санкт-Петербургский кадетский корпус (состоит из когда-то самостоятельных Военно-космического кадетского корпуса, Ракетно-артиллерийского корпуса и Кадетского корпуса железнодорожных войск), Санкт-Петербургское суворовское военное училище.
  • Екатеринбург (Свердловская область): Екатеринбургское суворовское военное училище.
  • Казань (Республика Татарстан): Казанское суворовское военное училище.
  • Кемерово (Кемеровская область): Кадетский корпус радиоэлектроники.

В высшие учебные заведения военного профиля можно поступать только после 11 класса.

Для учащихся 9 класса большую роль играет средний балл аттестата, его учитывает приемная комиссия.

Стипендия

Обеспечение военнослужащих денежным довольствием происходит на основании приказа Министра обороны РФ № 2700 от 30.12.2011.

Согласно нему, размер выплат различается:

  1. Для военных, проходящих службу по контракту:
    • в должности курсанта – 7 000 рублей;
    • в должности рядового – 5 000 рублей.
  1. Для военных, проходящих службу по призыву – 2 000 рублей.
  2. Надбавка по результатам завершения учебной сессии:
    • 25% для отличников;
    • 15% для «хорошистов»;
    • 5% для завершивших сессию с оценками «удовлетворенно».

Всем курсантам выплачивается материальная помощь, приуроченная к отбытию на летние каникулы (для компенсации проезда). Размер помощи – 12 000 рублей. Все выплаты и стипендии перечисляются обучающимся на банковскую карту, в период с 10 по 20 число каждого месяца.

Использование танков в боевых действиях

Родоначальниками разработки тактики применения танков на поле боя являются англичане и французы. Только они в период I Мировой войны имели на вооружении боевые машины и успели применить их в реальных боевых действиях. Заложили основу планирования операций с их участием

Подробную картину развития оперативного искусства применения танков дал в своей книге «Внимание, танки!» немецкий генерал-оберстГ.Гудериан, командовавший во время II мировой войны танковыми войсками, участвовавшими в захвате Польши, Бельгии, Франции и войне с СССР

Не смотря на непримиримую позицию по отношению к Советскому союзу и верность идеям нацизма, сохраненным им до самой смерти, его исторический труд, описывающий становление и развитие танковых сил, начиная с самых первых шагов, и заканчивая обобщением опыта применения «таковых клиньев» на Восточном фронте, до сих пор является мировым бестселлером. Он не утратил значения в теории тактики применения танков на поле боя.

В Советском союзе первые наставления о применении танков в бою появились в конце 20-х годов ХХ века и были построены исключительно на теоретических посылках. Практического опыта участия в боях танкисты не имели. Впервые опробовать танки в условиях реального боя представилась возможность в 1936 году в Испании, где принимали участие в качестве «советников» советские танкисты на собственной технике. Более расширенные выводы были сделаны после вооруженных конфликтов на озере Хасан и рекеХолхин-Гол в 1938-39 годах, где Красная армия впервые массированно применила танки для вытеснения японских войск с захваченной монгольской территории. Эта танковая операция чуть не стоила свободы будущему маршалу Г.К. Жукову, командовавшему войсками 1-й Армейской группы на Дальнем Востоке.

Провальной для танковых войск, не имевших опыта участия в крупных операциях, явилась Советско-финская война 1940 года. Крупные потери понесли танковые войска Красной армии, превосходившие по численности войска Германии, на первом этапе ВОВ. Из-за низкого качества подготовки командного состава и отсутствия действенной тактики применения боевых машин на поле боя.

Полномасштабное и грамотное планирование крупных операций и использование танков в качестве ударной силы сухопутных  войск началось только к середине 1943 года, во время подготовки к Курской битве. После решающего сражения II мировой войны тактика применения танковых войск постоянно совершенствовалась. Большой вклад в ее разработку внесли знаменитые полководцы-танкисты: М.Е.Катуков, С.И. Богданов, Д.Д.Лелюшенко, П.С.Рыбалко, П.А. Ротмистров.

Инженерные войска в России

Предшественником саперных подразделений во времена Московского государства была так называемая Посошная рать. Она представляла собой ополчение, которое собиралось во время военных походов или для выполнения тех или иных работ.

Центральная власть давала указания воеводам собирать с территорий определенное количество молодых и здоровых мужчин, желательно обладающих необходимыми навыками в строительстве. Посошная рать содержалась населением. Она привлекалась к строительству дорог, крепостей, наведению переправ, снабжению основного войска. При этом посошные люди были вооружены и могли принимать участие и непосредственно в боевых действиях.

Инженерные подразделения европейского типа появились в России в период царствования Петра I. При нем были открыты две инженерные школы и сформированы две первые саперные роты. В Табели о рангах, который также появился во время первого российского императора, саперные офицеры стояли на один чин выше кавалерийских и пехотных.

В 1817 году в составе российской гвардии появился Саперный батальон, шефом которого стал будущий император Николай I. В дни восстания декабристов ему была доверена охрана Зимнего дворца. Сам же Николай I всю жизнь любил надевать мундир инженерных войск.

Инженерные войска считались элитой армии

Инженерные войска, имевшие в своем составе наибольшее количество грамотных и хорошо образованных специалистов, стало проводником инноваций и новшеств в российской армии. В 1870 году саперами стали телеграфисты и железнодорожники. Каждый железнодорожный батальон имел четыре роты: две из них занимались строительством путей, а две – эксплуатацией и обслуживанием техники.

Телеграф сыграл важную роль во время русско-турецкой войны, что привело к его быстрому распространению. Телеграфными парками также заведовало инженерное ведомство.

В конце XIX российские военные инженеры освоили еще две новых направления – голубиную почту и воздухоплавание. Во время маневров 1903 года была проверена возможность применения воздушных шаров для ведения разведки и корректировки артиллерийского огня. Признав результаты удовлетворительными, было принято решение о развертывании 65 шаров в крепостях на западной границе империи. В 1909 году инженерное ведомство выступило с инициативой о покупке нескольких аэропланов для военных целей.

Российские военные инженеры были инициаторами создания автомобильных войск. Еще в 1876 году штабс-капитан Маевский предложил проект автомобиля с паровым двигателем. Однако из-за громоздкости и ненадежности силовой установки ему было отказано. В 1908 году инженерное ведомство на военных учениях провело испытания нескольких автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Никакой миноискатель не заменит чуткий собачий нос

Саперы принимали самое активное участие в русско-японской войне. Если в начале конфликта в военной группировке на Дальнем Востоке насчитывалось около 2,8 тыс. саперов, то к его завершению их количество выросло до 21 тыс. человек.

В ходе ПМВ в отдельные рода войск выделилась автомобильные части и авиация. Общая численность инженерных подразделений к 1916 году увеличилась вдвое. В 1917 году она составляла 6% от общей численности российской армии.

Формирование инженерных войск РККА было завершено к 1929 году. Саперы принимали активное участие во всех значимых сражениях Великой Отечественной войны, а в 1942 году было сформировано десять саперных армий.

В 50-70 годы прошлого века развитие советских инженерных войск шло на основе опыта, полученного во время войны. В середине 80-х годов была проведена реорганизация – в состав фронта была включена штурмовая инженерная бригада.

Предыстория

Инженерная академия в Петербурге

Основная статья: Николаевское инженерное училище

Главное инженерное училище было создано 24 ноября (6 декабря) 1819 года указом Александра I. Оно помещалось в Санкт-Петербурге в Михайловском замке, который был переименован в замок Инженерный. В 1855 году офицерские классы училища были преобразованы в Инженерную академию в составе Императорской военной академии. С 27 сентября (9 октября) 1867 года стала самостоятельной Николаевской инженерной академией. Академия была закрыта после начала Первой мировой войны в 1914 году.

В Николаевской инженерной академии в Санкт-Петербурге срок обучения составлял 2 или 3 года. В академию принимались офицеры до чина штабс-капитана или гвардейского поручика. Выпускники получали звание военного инженера. В Санкт-Петербурге с 1835 года учился писатель Д. В. Григорович, в 1839—1843 годах — Ф. М. Достоевский. В 1848 году окончил И. М. Сеченов, в 1866 году — П. Н. Яблочков. Среди преподавателей Санкт-Петербургской Николаевской инженерной академии — Д. И. Менделеев, Ц. А. Кюи, А.3.Теляковский, М. В. Остроградский, Ф. Ф. Эвальд, Н. А. Воскресенский.

Военно-инженерное образование в СССР (1917-1932)

Военно-инженерная академия в Петрограде была воссоздана в ноябре 1917 года. Через 6 лет в результате объединения с Электротехнической академией создана Военная академия инженерных войск и электротехники, а ещё через 2 года в результате объединения с Артиллерийской академией в Ленинграде создана Военно-техническая академия, в составе которой имелся инженерный факультет.

В 1932 году Инженерный факультет академии был перемещён в Москву, однако через 7 лет адмирал Н. Г. Кузнецов вернул морской инженерный факультет в Ленинград.

На правопреемство в отношении Николаевской инженерной академии претендуют как Военный инженерно-технический университет в Петербурге, так и Военный институт инженерных войск в Москве (бывшая академия имени Куйбышева). Петербуржцы ссылаются на то, что 10 июня 1939 года было подписано постановление Комитета Обороны при СНК СССР, и издан приказ Наркома ВМФ о образовании в Ленинграде Высшего военно-морского инженерно-строительного училища РККВМФ, куда был возвращён морской инженерный факультет академии и присоединена отделённая часть Политехнического института — Ленинградский институт инженеров промышленного строительства.

Список вузов

Морские вузы есть во многих регионах страны. В общей сложности их более 40. Не так много, как учебных заведений, занимающихся подготовкой юристов и экономистов. Этому есть вполне объективные причины – меньшая привлекательность профессии для абитуриентов и сложная техническая база, которой должен быть оснащен университет для нормальной организации процесса обучения.

Список, представленный в таблице, отображает территориальный разброс учреждений с количеством бюджетных мест на текущий набор и стоимостью платного обучения.

Город Название морского вуза Количество бюджетных мест Стоимость 1 курса, руб.
Архангельск АГТУ – Архангельский государственный технический университет 62 170 000
Владивосток ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет 67* 270 000
Петропавловск-Камчатский КамчатГТУ – Камчатский государственный университет 50 305 000
Севастополь СевГУ – Севастопольский государственный университет 141 162 000 / 256 000 **
Казань КНИТУ – Казанский национальный исследовательский технологический университет им. А. Н. Туполева 15 190 239
Северодвинск САФУ (Севмашвтуз) – Институт судостроения и морской арктической техники (филиал Северного Арктического федерального университета им. Ломоносова) 75 239 850
Санкт-Петербург СПбГМТУ – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет 550 236 200
Санкт-Петербург РГГМУ – Российский государственный гидрометеорологический университет 40 239 000
Калининград КГТУ – Калининградский государственный технический университет 45 182 200 / 126 300 / 126 300 ***
Нижний Новгород НГТУ – Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева 66 187 950
Новосибирск СГУВТ – Сибирский государственный университет водного транспорта 332 127 000 / 261 000****
Калининград БГАРФ – Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота 260 174 700
Мурманск МГТУ – Мурманский государственный технический университет 9 262 000
Нижний Новгород ВГУВТ – Волжский государственный университет водного транспорта 32 165 000 / 300 000 ****
Новороссийск ГМУ – Государственный морской университет им. адмирала Ф. Ф. Ушакова 90 185 000 / 176 900 ****

* 40 бюджетных мест выделяется по квоте от Министерства обороны, обучение в этом случае осуществляется на базе военного учебного центра ДВФУ.

** 162 000 – стоимость обучения по направлению 26.03.02, остальные специальности – 256 000 рублей.

*** 182 200 – для специальности 26.03.02, остальные (26.05.06 и 26.05.07) – 126 300.

**** Минимум – это год обучения управлению водным транспортом и кораблестроению, остальные специальности (26.05.05, 26.05.06, 26.05.07) дороже.

Большинство вузов проводит внушительный набор на бюджетные места. Это связано с высокой востребованностью специалистов этой отрасли в экономике.

Учитывая серьезные расценки на платное обучение, многие морские институты России предоставляют скидки. В частности, в АГТУ базовая цена может быть снижена для абитуриентов, имеющих высокие баллы ЕГЭ (на 30 % тем, у кого более 200 баллов по трем предметам, 25 % – поступающим с результатами в диапазоне 170–199 и 20% – набравшим на экзаменах от 130 до 169 баллов).

Многие морские вузы России имеют филиалы в других городах. К примеру, можно освоить профессию моряка в отделениях ВГУВТ в Перми или Астрахани. Абитуриенты, проживающие в Якутске или Омске, могут поступить в филиал СГУВТ, открытый в этих регионах. Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова, расположенный в Ростове-на-Дону, – структурное подразделение университета им. Ушакова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector