Стеклодувное мастерство

Содержание:

Выдул черта — стал мастером. Как я работаю уличным стеклодувом

ript>

Есть стеклодувы-аппаратурщики, изготавливающие приборы и аппараты для химических лабораторий. Есть стеклодувы, которые изготавливают на газовой горелке небольшую стеклянную пластику. То есть различные скульптуры из стекла.

Температура пламени горелки достигает 2000 градусов

Мой основной инструмент — газовая горелка. Их у меня две. А еще нож, пинцеты, подкатки, подрезки, игла. Я обычно работаю со знаменитым богемским стеклом — получаю полуфабрикат из Чехии. Иногда из Италии.

Основной инструмент стеклодува — горелка

У стеклодувов-аппаратурщиков одно из условий разрядных норм — это умение изготовить какую-либо фигуру из стекла. Обычно почему-то делают чертей. Умеешь выдуть черта — ты стеклодув.

Я тоже с них начинал. Сперва делал их просто так, потом помещал внутри графина. А потом потихоньку взялся за другие работы — цветы, зверей, аистов.

Обычно почему-то делают чертей. Умеешь выдуть черта — ты стеклодув, не можешь — увы

Стеклодувы обычно начинают с чертей, а заканчивают ангелами

Как я стал стеклодувом

В конце 60-х годов моя семья переехала в Таджикистан. Отец был назначен одним из руководителей азотно-тукового завода в городке Калининабад. По предложению отца пошел учиться на стеклодува в заводскую стеклодувную мастерскую. Выучиться не успел, призвали в армию.

После армии продолжил обучаться мастерству самостоятельно. Для этого из республиканской библиотеки выписал редкий, по сути, букинистический учебник С. Ф. Веселовского «Стеклодувное дело», изданный в 1952 году.

За день, бывало, во время обучения разбивал по ведру стекла

Когда в Таджикистане вспыхнула гражданская война, я с женой и детьми вернулся в Калининград. Я стал сотрудничать с разными химическими лабораториями, сделал огромное количество стеклянной аппаратуры. А когда они закрылись, перешел на «художественное стекло».

Я знаю, как рождается волшебство

Почему я работаю на улице

На улице работаю, чтобы показать людям стеклодувное искусство. Это что-то вроде спектакля, когда шумит горелка и буквально на глазах получается маленький шедевр, законченная фигура или композиция. Людей от этого зрелища не оторвать.

Однажды маленький мальчик попросил сделать ему котопса. Я не знал, кто это. Он объяснил, что это персонаж его любимого мультфильма. Со слов мальчишки я сделал этого котопса. Надо было видеть восхищенные глаза ребенка!

Дети часто просят сделать их любимых мультипликационных героев

В другой раз иностранный турист подошел ко мне со словами: «А вы можете меня чем-нибудь удивить?» Я изготовил на скорость необычную мышку за 3 минуты 25 секунд. Он был в полном восторге и дал мне какие-то огромные по тем временам деньги. Я их ему вернул со словами: «Это того не стоит». Но он все равно настоял, чтобы я взял хотя бы половину.

Обучение мастерству стеклодува стоит 30-35 тысяч рублей в месяц

Во время самоизоляции я сделал коллекцию, которую назвал «Моя Пандемия» стеклянные кубки со скульптурами бога Гермеса, петушка, Петрушки, бригантины, ангела, рыбки.

В середине «нулевых» в Москве на передаче «Поле чудес» я в студии выдувал стеклянный герб России. А потом Якубович прилетел в Калининград и попросил меня прямо на площади изготовить ему самогонный аппарат.

Дело нехитрое: за свою работу на предприятиях МинХимПрома СССР, я много таких затейливых аппаратов сделал. Даже написал на аппарате раскаленным стеклом «Якубовичу».

Образцы моего «художественного стекла»

Про будущее профессии

Ученики, к сожалению, остались в СССР, когда государство давало возможность обучать такому ремеслу. Сейчас это практически невозможно. Тому есть две причины. Стеклодувному делу надо учиться долго — не меньше 5-7 лет. Поэтому к концу курса в лучшем случае остается процентов пять от тех, кто начинал.

А еще это достаточно дорого: 30-35 тысяч рублей в месяц надо на одного ученика, причем только на газ и другие расходные материалы.Тем более что долгое и дорогое обучение не гарантирует того, что полученные навыки пригодятся. Ведь наш заработок, как у любых других художников, нестабильный и зависит от того, куда и как получится сбывать свою продукцию.

Одна надежда: тот, кто хочет чего-то добиться в нашем деле и проявит упорство, сможет и сам стать мастером-стеклодувом. Мне ведь это удалось.

Текст: Сергей Пономарев

Фото и видео из личного архива Юрия Леньшина

5 вопросов стеклодуву

19 Ноября 2018

ПЯТЬ ВОПРОСОВ СТЕКЛОДУВУ. 

Ребята из детской школы искусств познакомились 

с одной из необычных творческих профессий.

Настоящим открытием для них стала профессия стеклодува, о которой юные художники многое узнали в студии Татьяны Тунис. Экскурсию по мастерской проводил сам мастер, которая рассказала о том, из чего получают стекло, особенностях ремесла, этапах производства и важных качествах, которые необходимы желающим приобщится к этому непростому, но очень интересному делу.

— Начнем по порядку. Как получать стекло?

— Основными компонентами стекла являются: кварцевый песок и сода.

— Кто такой стеклодув, в чем особенности профессии?

— Стеклодув – это мастер, создающий изделия из разогретой стеклянной массы путём выдувания. Как указывает название профессии, стеклодув выдувает стекло через специальную трубку, создавая всевозможные полые предметы: посуду, шары, предметы интерьера и пр. Однако этим ремесло стеклодува не исчерпывается, о чём свидетельствует большое количество инструментов, которыми он пользуется для формирования изделия: ножницы разных форм, щипцы, стеклодувная трубка, газовая горелка и другие приспособления. Надо отметить, что профессия стеклодува не прощает ошибок, эта работа вынуждает быть особенно собранным и надевать экипировку согласно технике безопасности, поскольку мастер находится близко к огню и раскаленному стеклу. На примере декоративного шара «Марбл» и элементом арт-объекта люстры «Медузы» детей познакомили с этапами производства.

— В чем заключаются эти этапы?

— Ребятам объяснили, что процесс начинается с варки стекломассы. Одни стеклодувы варят ее самостоятельно, а некоторые используют готовую. Для того, чтобы процесс производства был более быстрым и безопасным, используется застывшая стекломасса. Она попадают в тигельную печь более чем на 12 часов, при температуре 1100 градусов по Цельсию. Когда стекломасса расплавилась до нужной консистенции и вязкости, мастер подготавливает все инструменты к работе. Стеклодувная труба — это основной инструмент. Ее  перед использованием лучше продуть, чтобы отверстие не было засорено. Наматывается первый слой стекла, выглядит эта масса, как раскаленное тесто, далее прокатывается

Формовка стекла начинается на катальном столе, здесь важно получить форму пули, но, достигнув ее надо продолжать катать стеклодувную трубку, чтобы с нее не стекла стекломасса. Далее выдувается первый пузырь

Чтобы получить на выходе цветной шедевр, мастера используют так называемую фритту – дробленое цветное стекло. В нашем случае выбор цвета для нового произведения искусства лег на детей, что очень их обрадовало. После набора нужных цветов вся эта масса плавится в печи. Затем алгоритм повторяется до тех пор, пока мастер не достигнет нужных размеров и формы будущего изделия. Далее он ловко жонглирует стеклодувной трубой и использует специальные ножницы для предания нужной формы. Вытянуть форму можно до двух метров, главное, чтобы хватало печи отжига, в которой осуществляется последний этап производства стеклодувных изделий. 

— Где применять свое ремесло?

— Поскольку сейчас многие промышленные процессы полностью автоматизированы, стеклодувы в первую очередь нужны там, где делается ставка на нестандартность и креативность. Мастера могут специализироваться на разных изделиях, начиная от стеклянных приборов для лабораторий заканчивая эксклюзивными произведениями искусства. 

— Какие качества нужны для этой профессии?

— Профессия стеклодува немыслима без способности к кропотливому труду. Необходимы глазомер, хорошая координация движений, художественный вкус, креативность, физическая выносливость и стрессоустойчивость. Философия стеклодувного дела очень близка к философии жизни, главный принцип не торопиться и четко знать, что ты хочешь получить в итоге. Сотворить из стекла можно все, на сколько позволяет фантазия и опыт. Главное, не ограничивать себя традиционно-установленными формами.

Подготовила П.А. Никифорова, преподаватель отделения «Изобразительное искусство 

(газета «Арамильские вести» №57 от 14.11.2018)

Трудоустройство

Окончив профильное учебное заведение, выпускники получают дипломы по специальности «мастер-изготовитель деталей и изделий из стекла», после чего им необходимо выбрать, кем и где в дальнейшем они будут работать. Такие специалисты требуются на всех предприятиях стекольной промышленности. Они принимают непосредственное участие в технологическом процессе производства стеклоизделий.

Кварцеплавильщик

К должностным обязанностям кварцеплавильщика относятся:

  • подготовка плавильной установки;
  • засыпка кристаллита;
  • создание «приманок»;
  • заполнение технического журнала;
  • регулировка технологического режима;
  • крепление теплозащитного муфеля.

Выдувальщик стеклоизделий

В должностные обязанности выдувальщика стеклоизделий входят:

  • подготовка стекломассы;
  • выдувание стеклоизделий;
  • закатывание баночек;
  • работа с катальником и на плитке;
  • охлаждение готовой продукции.

Стеклодув 

К должностным обязанностям стеклодува относятся:

  • спайка стеклоизделий с металлическими элементами;
  • работа с газокислородной горелкой;
  • производство газоразрядных трубок;
  • производство креплений для ртутно-кварцевой лампы;
  • удаление дефектов на кварцевом стекле;
  • отжиг стеклоизделий;
  • рифление и резка.

Все сотрудники предприятий стекольной промышленности должны хорошо знать:

  • правила работы на плавильных установках;
  • марки используемой стекломассы;
  • производственную технологию;
  • правила чтения чертежей;
  • свойства используемых материалов;
  • конструкцию вспомогательных аппаратов и приборов;
  • правила работы с контрольно-измерительной аппаратурой;
  • способы выявления причин возникновения брака;
  • методы регулировки пламени горелок;
  • конструкцию плавильных машин;
  • назначение «приманок» и подложек;
  • правила укатки баночек;
  • методы предупреждения кривизны;
  • действующие государственные стандарты;
  • способы дозировки стекломассы.

Все работники предприятий стекольной промышленности получают высокие заработные платы и имеют возможность карьерного роста. Любой работник всегда может пойти на курсы повышения квалификации и получить более высокий разряд.

9.1 Сущность стеклодувного способа изготовления художественных изделий из стекла

Стеклодувное искусство — это
искусство пластики малых форм, когда материалом в руках скульптора является
стекло, разогреваемое до пластичного состояния в пламени настольной газовой
горелки.

Стеклодувное искусство развилось на основе стеклодувной
техники  , которая широко применяется на предприятиях и в лабораториях для
изготовления различной аппаратуры, приборов и их деталей из стекла.

За последние годы стеклодувная техника шагнула далеко
вперед. С одной стороны, разработаны новые стекла, обладающие рядом
уникальных свойств, появились всевозможпые станки и приспособления,
позволяющие выполнять сложнейшие операции, с другой — значительно повысилось
мастерство и квалификация стеклодувов  . В настоящее время стеклодувное
искусство сформировалось как самостоятельный вид художественного творчества,
в то же время оно является и традиционным видом народного творчества.

Пластические виды и формы стеклодувных произведений разнообразны.
Это скульптура малых форм, декоративные сосуды, украшения и др. В истории
художественного стеклоделия в нашей стране и за рубежом известны случаи,
когда творческие биографии художников были сформированы только в рамках
стеклодувного искусства.

Особое значение имеет овладение ос-

новами мастерства стеклодувного искусства, студентами
художественно-промышленных вузов, специализирующихся в области
художественного стекла. Приобретенный при этом опыт помогает в дальнейшем в
творческой деятельности молодых художников. Стеклодувное искусство позволяет
сформировать у студента представление о пластике вещи, выполненной из стекла.
Стеклодувное искусство — одно из средств художественного моделирования в
стекле, причем можно моделировать в уменьшенном масштабе не только формы
сосудов, но также и приемы их художественной обработки, например приемы
гутного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: Выполнение художественных изделий из стекла

Стеклодувную
трубку.
Только с 1900 г. нашли способ получать плоское стекло непосредственно из
расплава, а около 1920 г. этот процесс был механизирован.

Такой способ, когда стекломасса расплавляется в
небольших горшках или тиглях
Особой отраслью стекольной промышленности является стеклодувное дело.

Первые два способа применяют чаще всего при
выработке недорогих сувениров. Ручное выдувание в формы с помощью стеклодувной
трубки позволяет создавать…

К пустотелым изделиям относят посуду, промышленное
стекло, строительные стеклоблоки и изделия медицинского назначения, которые стеклодувы
выдувают с…

В ремесленном производстве: изобретение прозрачного
стекла и развитие стеклодувного дела
Общей кризис рабовладельческого способа производства.

Наконец, в середине I в. до н. э. был открыт способ
изготовления дутого стекла, на основе которого развилось стеклодувное
ремесло.

Эти приборы изготавливают в стеклодувных
мастерских по чертежам, имеющимся в
Важным преимуществом способа отбора проб на зерненые сорбенты является
его…

Способ изготовления стекла с применением жаровни

Второй способ изготовления стекла в домашних условиях – это жаровня на древесном угле. Давайте и в данном случае разберем все пошагово.

Оборудование для работы

Для начала нужно смастерить печь. Отлично для этого подойдет гриль для барбекю

Важно, чтобы он отапливался древесным углем. В данном случае для того, чтобы расплавить кварцевый песок в стекло используется тепло, которое вырабатывает уголь при сжигании

Опять-таки, стоимость данного материала не слишком высокая. Находятся они в широкой доступности.

Однако в данном методе могут быть небольшие препятствия. Даже если имеются очень высокие цифры температуры, не всегда можно расплавить его с легкостью. Для этого перед началом процесса нужно добавить в песок известь, буру или стиральную соду. Количество добавок не должно превышать ⅓-¼ от объема песка.

Форматирование стекла

Для выдува стекла подготовьте длинную полую металлическую трубку. Для того чтобы вылить стекло, необходима форма. Она должна быть плотной и не должна расплавиться от горячего стекла. Используйте, например, графит.

Меры безопасности:

  1. Возле рабочей зоны расположите большой объем песка и огнетушитель.
  2. Всю работу необходимо выполнять вне помещения.
  3. Пол должен быть бетонным, например.
  4. В момент варки стекла находитесь подальше от гриля, для того чтобы защитить себя и свою одежду от высоких температур.
  5. Не забудьте надеть защитную одежду. Это — огнестойкая одежда, рукавицы для печей, высокопрочный фартук поверх одежды, и обязательно сварочную маску.
  6. Также в данном способе вам понадобится пылесос. Он будет выполнять роль поддува угля. Располагаем его следующим образом: относим корпус на достаточное расстояние. Шланг фиксируем к вентиляционному отверстию, которое расположено снизу. Возможно, его придется изогнуть, чтобы придать необходимую форму. Фиксировать же можно к одной из ножек гриля. Шланг должен быть закреплен прочно и не двигаться.

Порядок работы:

На внутреннюю поверхность гриля выложите древесный уголь. Положить его необходимо в два, а то и три раза больше, чем для запекания мяса. Хорошо, если он будет наполнен практически до краев.

  • В середину чаши расположите чугунную емкость или тигель с песком.
  • Внимательно изучите упаковку от используемого угля. Разожгите его подходящим способом. Есть уголь который поджигается непосредственно сам, а есть материал, для которого используется жидкость для разжигания. Подождите, пока пламя равномерно распространится.
  • Ждите, пока уголь будет готов к дальнейшей работе. Готовность углей можно определить по цвету. Они будут оранжевыми.
  • Следующим шагом включите пылесос. Это необходимо для того, чтобы уголь продувался.
  • Если же температура не достигла желаемой цифры, то нужно проверить расположение шланга в вентиляционном отверстии.
  • Все необходимое для расплавления песка уже выполнено. Завершающим действием будет извлечение емкости со стеклом из гриля. Здесь тоже нужно быть очень аккуратным. Используйте длинный металлический инструмент.
  • Далее выполняйте со стеклом все свои задумки.

Напоследок предлагаем вам еще несколько советов по изготовлению стекла в домашних условиях:

Вместо специального кварцевого песка может быть использован пляжный песок. Он должен быть самым белым, однородным и тонким. Однако качество такого стекла не всегда будет нужным.

Образование

На данный момент наше государство может предложить огромное количество учебных заведений I-II уровня аккредитации, которые подготавливают специалистов по специальности отдельщика и резчика стекла. В зависимости от личностных требований, например, удаленности от дома, будущий студент может выбрать заведение, где будет учиться и постигать данную профессию. Поступить в такое заведение могут выпускники не только 11 классов, но и 9. От того, имеет абитуриент полное среднее образование или базовое, зависит срок обучения данной специальности. СПО, приобретаемое на базе учебных заведений I-II уровня аккредитации, позволит получить 3 разряд в профессии отдельщика и резчика стекла.

Выпускники профессионально-технических училищ будут уметь:

  • отделывать горячие сложные предметы из материала и различные выдувные виды посуды;
  • разворачивать горячий стеклянный лист и вырезать из него при помощи специальных приборов и инструментов нужные фигуры;
  • оплавлять изделия в печи;
  • разрезать лист материала на специальном оборудовании или вручную;
  • разрезать стекло c высокой температурой или охлажденное на полуавтоматических станках для резки;
  • осуществлять работу с различными видами контрольно-измерительной аппаратуры, которая могла бы использоваться резчиком, а также отдельщиком;
  • определять величину температуры, при которой происходит плавление данного вида материала;
  • контролировать качество резки;
  • устранять различные возникшие неполадки в функционировании различных специальных приборов.

В профессионально-технических учебных заведениях для такой специальности, как отдельщик и резчик стекла, есть ряд изучаемых предметов. Колледж может предложить:

  • основы безопасности жизни и труда;
  • основы ведения учета материалов и технологий общих работ слесаря;
  • технические измерения и основы стандартизации;
  • основы техники и механики;
  • черчение в технике;
  • охрана труда;
  • основы технологий по отделке изделий из стекла;
  • основы технологии резки;
  • устройство, основные виды и правила по эксплуатации оборудования для резки материала.

Особенности профессии

Как указывает название профессии, стеклодув выдувает стекло через специальную трубку, создавая всевозможные полые предметы: посуду, шары и пр.

Однако этим ремесло стеклодува не исчерпывается, о чём свидетельствует большое количество инструментов, которыми он пользуется для формирования изделия: ножницы разных форм, щипцы, гладилка, сошки, металлический косарик.

Стекло плавят в стекловаренной печи или с помощью газовой горелки. Техники выдувания могут применяться разные.

Ручное выдувание в формы позволяет создавать изделия, схожие одно с другим. Например, лабораторные колбы. Стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки расплавленное стекло, выдувает пузырь и начинает формовать его, постоянно вращая трубочку и формует стекло в деревянных или металлических формах.

Свободное выдувание заключается в свободном формовании изделия. Стеклянные предметы, выполненные путём свободного выдувания, называют также гутным стеклом (иногда называют гутенским, от немецкого hutte — гута, стеклодувная мастерская). Через труббку выдувается расплавленный шар. Его подправляют деревянными брусками, щипцами. То, что получилось, снимают с трубки и помещают на железный стержень («понтий» ) и продолжают обработку. При необходимости мастер раскрывает верх или раскатывают нижнюю часть, вытягивает, гнёт, режет вязкое стекло с помощью специальных инструментов.

Нет двух совершенно одинаковых предметов, выполненных таким образом. Для них характерны тонкие стенки и прозрачность.

Прессовыдувание. Будущее изделие сначала формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде — воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными. Но этот способ позволяет создать на них рельефные украшения.

Итак, изделие сформировано.

Дальше – отжиг. Так называют нагревание до 530–580°С с последующим медленным охлаждением. При быстром и неравномерном охлаждении после формования в стекле возникают остаточные напряжения, которые со временем приведут к тому, что изделие разрушится само собой, без видимых причин. Отжиг позволяет уменьшить эти остаточные напряжения и сделать стекло долговечным.

Как говорят сами стеклодувы, стекло – это живая субстанция. И только мастерство может сделать его послушным.

Оплата труда

Важные качества

Профессия стеклодува немыслима без способности к кропотливому труду. Необходимы глазомер, хорошая координация движений, художественный вкус, креативность и так называемое чувство расплавленного стекла. Также нужна физическая выносливость. Проблемы сердечнососудистой системы, гипертония, болезни легких, астма, высокая степень близорукости – это противопоказания к работе стеклодува.

Знания и навыки

Стеклодув должен знать свойства стекломассы, понимать технологию производства стекла, устройство выдувной трубки, уметь пользоваться ею и другими инструментами. Он должен владеть способами выдувания, уметь дозировать стекломассу. Многие навыки приходят только с опытом. Например, умение по виду пламени горелки определять, достаточна ли температура для расплавления стекла.

§ 217. Стеклодув 6-го разряда

Характеристика работ. Изготовление особо сложных изделий и деталей различной конфигурации из кварцевого и простого стекла выдуванием. Выполнение нескольких наружных и внутренних спаев. Сварка толстостенных изделий из кварцевого стекла с применением штабика и одновременной проваркой и формовкой свариваемого изделия двумя газокислородными горелками. Выполнение нескольких внутренних спаев. Изготовление мигающих газоразрядных прозрачных трубок, покрытых люминофором. Регулирование пламени горелок.

Должен знать: технологию изготовления особо сложных изделий из кварцевого и простого стекла; устройство оборудования для обработки изделий из кварцевого стекла; правила чтения чертежей и эскизов; состав и свойства стекла различных марок и спаиваемых с ними металлов; коэффициенты расширения стекла различных марок; виды и причины брака, методы его предупреждения и устранения.

Примеры работ.

1. Аппараты для определения углерода в железе — изготовление.

2. Волометры и фотоэлементы с приемными окнами любых кристаллов — монтаж.

3. Детали на комплект для определения удельных поверхностей пористых и порошкообразных тел (аппарат Дерягина) — изготовление.

4. Изделия и сувениры уникальные художественные — изготовление.

5. Колбы для электровакуумных приборов, опытные, сложные, с количеством отростков свыше 2 — изготовление.

6. Краны высоковакуумные, шлифы — изготовление.

7. Лампы спиральные с внутренними холодильниками — изготовление.

8. Микрокапилляры — изготовление с впаями в них различных металлов и полупроводников.

9. Насосы диффузионные СДП и насос СДН-1 — изготовление.

10. Ножки анодные изобара высоковольтных тиротронов — изготовление.

11. Перегородки внутренние в трубах, отделяющих бисер от катода, — впай.

12. Приборы для исследования процессов изотопного обмена между амальгамами металлов и растворами их солей — изготовление.

13. Приборы физические и химические, аппаратура из кварцевого стекла, детали к аппаратам микроанализа — изготовление.

14. Приборы электровакуумные (источников, приемников, ионов, масс, спектрометров) — впаивание диодной системы ВЭУ.

15. Протезы глазные — изготовление с применением 6 и более «скруток».

16. Протезы глазные особо сложные — изготовление по рецепту врача.

17. Реакторы для диффузионных установок со шлифом и отводами — изготовление.

18. Реакторы для эпитаксиальных процессов — изготовление на станке.

19. Реакторы профильного сечения с фланцевым уплотнением — изготовление.

20. Системы вакуумные, позволяющие вести катодное распыление металлов при проточном газе (кислород), — изготовление.

21. Системы наполнения инертными газами оборудования — ремонт.

22. Соединения шаровые диаметром свыше 60 мм для сборки и разборки вакуумных систем — изготовление.

23. Сосуды Дьюара шаровые емкостью свыше 2,5 л — изготовление.

24. Сосуды поглотительные с шаровой и цилиндрической воронками газоанализатора ГОУ (Вюрца — Штролейна) — изготовление.

25. Трубки для определения углерода и водорода со шлифом — изготовление.

26. Трубки для сожжения легколетучих соединений — изготовление.

27. Установки специальные для заполнения любыми газами (аргон, азот, гелий и др.) — изготовление.

28. Фигуры из трубок с плавным переходом по диаметру — изготовление.

29. Фигуры сложные объемного исполнения в нескольких плоскостях, объемные спирали — изготовление.

Особенности профессии

Функциональные обязанности витражиста зависят от техники выполнения витража. Но главной особенностью профессии витражиста является владение мастерством обработки стекла от гравировки и резки до обжига и скрепления паяльником.

Основные виды работ:

  • создание эскизов витражей;
  • подбор совместно с заказчиком техники исполнения;
  • подбор стекол по цветам рисунка;
  • вырезание и изготовление по чертежам и шаблонам деталей из стекла;
  • нанесение узора способом гравирования или травления;
  • загрузка в печи разрисованных стекол для обжига;
  • изготовление форм для отлива толстого стекла;
  • скрепление электропаяльником составных частей;
  • монтаж и установка витражей на месте;
  • армирование витражей свинцовой, латунной, медной или стальной лентой.

Музеи

Выставка на стекольном заводе Канберры , Австралия

Исторические коллекции стекольного искусства можно найти в общих музеях. Современные произведения искусства из стекла можно увидеть в специализированных музеях стекла и музеях современного искусства. К ним относятся Музей Крайслера в Норфолке, штат Вирджиния , Музей стекла в Такоме, Художественный музей Метрополитен, Художественный музей Толедо и Музей стекла Корнинга в Корнинге, штат Нью-Йорк , в котором находится крупнейшая в мире коллекция произведений искусства из стекла и стекла. история, более 45 000 предметов в его коллекции. В Музее изящных искусств в Бостоне есть стеклянная скульптура высотой 42,5 футов (13,0 м), Lime Green Icicle Tower , работы Дейла Чихули. В феврале 2000 года открылся Музей витражей Смита , расположенный на военно-морском пирсе Чикаго , как первый музей в Америке, посвященный исключительно витражам. В музее представлены работы Луи Комфорта Тиффани и Джона Лафаржа , и он открыт ежедневно бесплатно для публики. Национальный центр стекла Великобритании расположен в городе Сандерленд, штат Тайн-энд-Уир .

Модели Blaschka

Часть коллекции Гарвардских стеклянных цветов.

Среди лучших — и, возможно, наиболее детализированных — примеров стеклянного искусства — Стеклянные морские существа и их младшие ботанические кузены Стеклянные цветы , научно точные модели морских беспозвоночных и различные образцы растений, созданные знаменитыми чешскими лэмпворками Леопольдом и Рудольфом Блашкой с 1863 по 1936. Стеклянные цветы — уникальная коллекция, созданная для Гарвардского музея естествознания и хранящаяся только в нем , а стеклянные беспозвоночные находятся в коллекциях по всему миру. Учитывая непревзойденную анатомическую безупречность обоих, многие полагают, что у Блашки был секретный метод работы с лампами, который они никогда не раскрывали. Это, однако, неправда, как отмечал сам Леопольд в письме 1889 года Мэри Ли Уэр (покровительнице «Стеклянных цветов»):

Образец моделей беспозвоночных Blaschka

В течение всей своей совместной жизни Леопольд и Рудольф создали до десяти тысяч стеклянных моделей морских беспозвоночных, плюс 4400 ботанических — стеклянных цветов. Слухи о секретных методах частично связаны с тем фактом, что семейное прикосновение, как описал его Леопольд, умерло вместе с бездетным Рудольфом, а это означает, что стеклянное искусство Blaschka перестало производиться в середине 20-го века. Тем не менее, их работы и сегодня остаются источником вдохновения для стеклодувов: «Стеклянные цветы» являются одними из самых популярных экспонатов Гарварда, а модели беспозвоночных запоминаются и заново открываются повсюду.

Оплата труда

Оплата труда витражиста производится, как правило, после сдачи выполненного объема работ и составляет в настоящий момент от 20 тыс. рублей и более за 1 кв. метр витража в зависимости от витражной техники. Зарплата и регулярность заработка витражиста зависит от многих факторов. Важнейший из них – известность в определенных кругах и признание.

Интересные факты

Существуют различные техники витражного искусства:

Классический (наборный) витраж – самый древний способ витражной техники, при которой отдельные куски цветных стекол, вырезанных по рисунку, соединяют между собой профилем из свинца, меди или латуни. В местах стыков профили спаивают между собой, в результате чего образуется единая композиция. Роспись в данном случае выполняется специальными красками с обжигом, она не выгорает и не стирается на протяжении многих лет.

Псевдовитраж — современный способ создания витража, когда на матированное стекло наносятся специальные прозрачные витражные краски с помощью аэрографа, а затем с помощью самоклеящихся полос свинца создается иллюзия витража классического, спаянного из кусков разноцветного стекла.

Тиффани – паяный витраж, получивший свое название в честь Луиса Комфорта Тиффани — американского художника и ювелира, который изобрел этот способ в XIX веке. Он заключается в том, что каждый кусочек стекла оборачивается по краю в медную фольгу. Затем эти кусочки выкладываются на шаблоне в единую композицию и спаиваются между собой припоем, после чего витраж покрывается патиной. Витражное изображение получается изящным и тонким. Отдельные элементы можно делать вогнутыми или выпуклыми, тогда и витраж получится объемным.

Фьюзинг – это процесс спекания стекла в печи при температуре 800 °C. В результате такой высокотемпературной обработки витраж не имеет металлических соединений между стеклами, так как отдельные элементы становятся одним целым. Цветное стекло во время термообработки буквально вплавляется друг в друга.

3D-витражи — это витражные стеклопакеты со встроенным третьим стеклом.

Фотовитраж – это такая техника, при которой рисунок печатается на прозрачной пленке с клеевой основой и затем наклеивается на обычное или акриловое стекло. Стыки деталей проклеиваются свинцовой лентой, имитирующей паяный шов или свинцовый профиль.

Заливные (контурные) витражи – самый распространенный способ, наполовину автоматизированный. Контур на стекло наносит специальный принтер большого формата. Когда контур полностью высохнет, сегменты рисунка с помощью кисточки или аэрографа заполняются жидкими красками или лаком. Готовый рисунок обжигается или высушивается.

Пленочный витраж — это имитация техники «тиффани», которая выполняется с помощью витражной пленки и свинцовой ленты. Детали витража вырезаются из пленки и наклеиваются на обычное стекло.

Кастинг или «Муранское стекло». В этой технике используются специальные металлические формы с рельефными углублениями, в которые заливается расплавленное стекло. Сверху готовый витраж покрывается прозрачным стеклом.

Пескоструйная обработка стекла — это современная технология, в которой стекло матируется мощной струей сжатого воздуха или специальной жидкостью с частичками абразивного материала.

Художественная стеклянная мозаика – древняя техника, известная с античных времен Древней Греции, когда мастера составляли сложные композиции из морской гальки разных цветов и размеров. В настоящее время используются кусочки стекла для мозаики.

Витражная роспись стекла – это ручная роспись по стеклу витражными красками.

Фотопечать на стекле — нанесение изображения на стекло с помощью ультрафиолетовой печати.

Художественное моллирование – техника формования стекла по определенному рельефу или заготовленной матрице.

Гравировка на стекле производится путем нарушения или модификации структуры стеклянной поверхности. Есть несколько методов: шлифование, гранение, резание, выстукивание, а также лазерная гравировка.

Фацетный витраж – это обработка с лицевой стороны кромки стеклянной поверхности, то есть получение скошенной боковой грани на участке стекла или зеркала. Преломляясь через эту грань, как сквозь призму, солнечный свет распадается на радугу и придает особую изысканность витражу и интерьеру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector