Как написать сочинение

Содержание:

Составьте план сочинения

Совет, набивший всем оскомину с детства. Однако, как бы мы ни отрицали, следует признать: без четкого плана действительно ничего не работает. Как же он должен выглядеть?

  1. Вступление. Здесь можно рассказать детали из биографии автора или историю создания произведения, затронуть исторический контекст или упомянуть о других произведениях, повествующих о данной проблеме.
  2. Постановка проблемы. Плавно подведя вступление к этой части, обозначьте проблему, заявленную в теме сочинения и отображенную в произведении.
  3. Комментарий к проблеме. Здесь следует указать, какое место проблема занимает в тексте и в современном обществе.
  4. Позиция автора. Для того, чтобы осветить этот пункт, необходимо ознакомиться не только с литературной критикой, но и с историческими пособиями. Только полное понимание контекста поможет вам как можно точнее составить представление об авторе и его произведении.
  5. Собственное мнение. Здесь рекомендуется выразить ваш взгляд на данную проблему. Однако не стоит посвящать этой части сочинения слишком много места и времени.
  6. Литературные аргументы. Вспоминаем произведения со схожей проблематикой, выстраиваем связи и логические цепочки.
  7. Заключение. Обобщаем сказанное и подводим итоги.

Как писать сочинение ЕГЭ по литературе 2021

Сочинение по литературе позволяет ученику проявить себя творчески, поделиться своим видением мира. Но чтобы справиться с этим заданием, необходимо соблюдать определенные правила. Ваша работа должна быть не только творческой, но и:

Структурированной. Это очень важный критерий

Неважно, насколько хорош текст, если у сочинения нет четкой структуры (какой, мы расскажем ниже), высокий балл вы не получите.

Аргументированной. В работе должно быть от 3 до 5 аргументов, взятых из литературных произведений

Если это сочинение по лирике, то анализ должен затронуть не менее 3 стихотворений.

Соответствующей авторской точке зрения. Вы должны показать, что поняли замысел автора правильно.

Грамотной. Стоит следить не только за грамматическими и пунктуационными ошибками, но и за качеством речи. Избавиться от ошибок поможет опыт в написании и редактировании текстов во время подготовки.

План написания

Сочинение по литературе должно соответствовать определенному плану. В какой-то степени его нужно подогнать под шаблон, чтобы оно соответствовало критериям оценивания. Действуйте согласно нашему алгоритму:

  1. В теме сочинения выделите ключевые слова, в которых, как вам кажется, скрывается основной смысл.
  2. Сформулируйте позицию относительно темы и запишите ее в черновик. Она будет отправной точкой.
  3. Попробуйте занять позицию оппонента и доказать ему свою правоту, приведя аргументы.
  4. Вспомните примеры из литературных произведений, которые подтверждают верность вашей позиции.
  5. Выстройте логический план доказательств и изложите его в черновике.
  6. Сравните исходную позицию с мыслями, которые пришли после рассуждения. Они лягут в основу заключения.
  7. Отредактируйте орфографию, пунктуацию и речевые ошибки.

Этот алгоритм поможет отметить самые важные моменты в работе.

Структура

Любой хороший текст должен быть структурированным. А уж тем более это касается сочинения по литературе

Очень важно четко следовать плану работы, чтобы сделать текст лаконичным и выверенным. Идеальное сочинение должно включать все пункты этого плана:

Вступление. С него начинается работа. В этой части нужно выдвинуть тезис и сформулировать главный вопрос

Обратите внимание, правильно ли определено ключевое слово в теме и отражено ли оно во вступлении.

Основная часть. Продумайте корректный переход от вступления к основной части, чтобы текст выглядел гармонично

Далее начинайте рассуждать и анализировать. Доказывая свою позицию, старайтесь обращаться к цитатам.

Заключение. Итог всего вышесказанного. Здесь вы должны дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

Шаблонные фразы и клише

Клише украшают далеко не каждый текст, но как раз в написании сочинения по литературе они могут очень помочь. Импровизации школьников в переходах от вступления к основной части не всегда заканчиваются успехом. Не стоит придумывать что-то новое и экспериментировать, когда вы уже находитесь на экзамене. Ваша главная задача — написать качественный, аргументированный текст с доказательством своей точки зрения. А нестандартные решения лучше оставить профессиональным писателям.

Не стесняйтесь заучить шаблонные фразы — в критический момент они придут на выручку и помогут написать отличную работу. Приведем пример универсальных клише, которые можно использовать:

  • Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с…
  • Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: «…»
  • Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:…
  • В заключение хочу подчеркнуть, что… Об этом нужно помнить каждому из нас…
  • В анализируемом тексте (ФИО автора) затронута проблема…

Объем

Рекомендованное количество слов в сочинении — от 350. Тексты, объем которых менее 250 слов, не проверяются.

Вступление должно занимать около 60-70 слов, основная часть — 250 слов, заключение — примерно 60-70. Максимальный объем не устанавливается, но советуем не увлекаться. Не стоит делать сочинение слишком длинным: так вы рискуете написать много лишней информации и уйти от темы.

Подготовительный этап

Как известно, в школьном курсе литературы есть несколько произведений, в которых раскрывается сразу несколько тем. Опытные педагоги рекомендуют по каждому написать краткое содержание, чтобы затем использовать его для тренировки. Таким образом учащиеся смогут запомнить основные детали. Книги, которые уже не один год используются на экзамене:

  • Преступление и наказание.
  • Капитанская дочка.
  • Гроза.
  • Евгений Онегин.
  • Обломов.
  • Война и мир.
  • Тарас Бульба.
  • Отцы и дети.
  • Горе от ума.
  • Герой нашего времени.

Композиция должна состоять из 4 абзацев – вступление, минимум два конкретных аргумента на основе литературных произведений, заключение. Смысловую нагрузку необходимо распределить следующим образом: на 1 и 4 абзац приходится не более 75 слов, 2 и 3 должны состоять из 100 слов.

Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

План

Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.

I. Вступление

  1. ….
  2. ….

II. Аргументация

    1. ….

II. Аргументация

III. Заключение

Пример:

17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)

I. Вступление

  1. Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
  2. Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
  3. Если они вновь обретают смысл, что получают?
  4. Нашедший — обретает покой  , герой мечущийся получает только тревогу.
  5. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.

II. Аргументация

  1. Андрей Болконский из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
  2. Смысл жизни Андрея до Аустерлица
  3. Что произошло с внутренним миром Андрея после Аустерлицкого сражения (обесценивание прежнего идеала жизни, начало поисков нового)
  4. Дальнейшие поиски гармонии (встреча с Пьером, Наташа Ростова, еще одно свидание с Безуховым) (развитие тезиса)
  5. Смерть Болконского — удалось ли найти ему смысл? Каков он? Получил ли он покой, гармонию?

II. Аргументация (у нас нет второй аргументации, поскольку в задании указано «на примере одного произведения».

III. Заключение

  1. Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)

Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.

Направления

Не путайте направления и темы сочинения. Сами темы вы узнаете только на экзамене. Например, в прошлом году были темы «В чём заключается рыцарское отношение к женщине» по направлению «Он и она» и «Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует» по направлению «Надежда и отчаяние». Тем будет пять по числу направлений.

Забвению не подлежит

Здесь необходимо поразмышлять о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки, культуры, которые повлияли на развитие общества и цивилизации в целом.

Я и другие

В этой теме подумайте о взаимоотношениях личности и общества. Эта тема позволит максимально выразить свою позицию, своё мнение. В основу сочинения можно положить рассуждения о причинах возникновения конфликтов и способах их избежать. В качестве аргументов используйте и произведения, и примеры из собственного опыта.

Время перемен

Ваша задача — подумать и написать о меняющемся мире, вспомнить, как было раньше, а как сейчас, сравнить прошлое и настоящее. Напишите о своём отношении к современности, оцените происходящее в историческом контексте. Можно поразмышлять о том, как формируется мировоззрение. Для примеров в этом направлении хорошо подойдут мемуары, публицистика.

Разговор с собой

В этом направлении затрагивайте важные для всех вопросы: что значит быть собой, любить и принимать себя, в чём смысл жизни, зачем понимать свои и чужие поступки

Здесь же можно затронуть тему, почему важно сохранять внутреннюю цельность, быть стойким и не хандрить, и, наоборот, чем опасно слишком легкомысленное отношение к жизни

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Вы должны охватить такие темы, как запросы современного человека, его культурные ценности

Опишите, что важно для нынешнего поколения, для вас лично. Подумайте, какие черты, на ваш взгляд, присутствуют у человечества XXI века

Сочинение-описание

Три основных формы сочинения, которые считаются классическими, – это повествование, описание и рассуждение. В сочинении-описании обычно сначала учащийся раскрывает общее впечатление о том или ином явлении, а затем описывает его основные признаки. Последовательность изложения этих фактов свободна. Она может определяться отношением школьника к данным характеристикам. Ключевым фактором для успешного написания такого сочинения является правильный выбор художественно-изобразительных инструментов.

Как писать сочинение по литературе, если преподаватель задал работу в данном жанре? Прежде всего, необходимо придерживаться основного плана:

  1. Сначала необходимо описать общее впечатление о каком-либо явлении.
  2. Затем дать характеристику отдельно взятым признакам или деталям.
  3. Описать собственное отношение к описанному.

Основные требования

Любое сочинение состоит из трех частей

Любая письменная работа должна состоять из трех смысловых частей: введение, основная часть, заключение.

Каждая из них играет очень важную роль в сочинении.

Цель работы и ее краткое описание формулируется во введении. В основной части уже полностью раскрывается тема и идея.

В заключении ученик пишет краткий вывод о проделанной работе.

С правой стороны страницы следует писать эпиграф и не заключать его в кавычки. Он кратко повествует о замысле автора и является не обязательным для вашего сочинения.

Но если правильно и красиво его написать, это только улучшит ваше сочинение.

Нужно соблюдать структуру сочинения, а именно не забывать о титульном листе, развернутом плане работы, самом сочинении и списке использованной литературы.

План пишется сразу после эпиграфа посередине страницы. После слова «план» следует ставить точку. План также, как и сочинение, состоит из трех смысловых частей, которые нумеруются римскими цифрами.

Все использованные в работе высказывания и цитаты других исследователей должны в обязательном порядке обозначаться сносками. Нельзя переписывать страницы из других работ, присваивая тем самым их себе.

Для этого и нужно делать сноски, а также при оформлении самих цитат руководствоваться правилами пунктуации русского языка.

Сочинение подается в печатном виде с соблюдением всех норм: размер шрифта – 14, интервал между строками – 1,5, шрифт – Times New Roman.

Готовое эссе на тему «Дружба»

Никто не может похвастаться тем, что у него нет друзей, и он счастлив по-настоящему. Такого не может быть по той причине, что человек испытывает счастье только относительно кого-то, находящегося рядом с ним.

Ведь если ты один на всей планете, то никто тебя не порадует, никто не скажет доброго слова, не обнимет крепко и не улыбнется.

А ведь это и есть настоящее счастье, когда ты кому-то нужен, для кого-то ты являешься другом.

Сегодня проблема дружбы как никогда актуальна, ведь многие закрылись в своих комнатах, изолировались от внешнего мира наедине с собой.

Поэтому я хочу поразмышлять о том, как дружить, когда друг далеко.

Один исследователь выразился, что дружба является главным ключиком к счастью.

Жить без друзей невозможно. Интересно, что другом может быть кто угодно, будь то человек или животное.

В чем же основное качество друга?

Главное, что друг может тебя выслушать и понять. Ну или даже если не понять, то просто даст тебе возможность выразиться, поделиться своими чувствами и эмоциями.

Друг никогда не будет перебивать тебя и навязывать свою точку зрения. Потому что он уважает твои взгляды и твое мнение. Даже если он с этим не согласен.

Друг просто скажет, как бы он лично поступил в той или иной ситуации. И сделает он это по-доброму, не на повышенных томах.

Когда я мог общаться с одноклассниками, я даже не замечал, как у меня много друзей. Мы просто общались, куда-то вместе ходили.

А сейчас, когда мы далеко друг от друга, я понял, что дружба для меня очень важна.

Получается, что дружба для меня это то, что делает меня личностью.

Основная часть в сочинении-рассуждении

В этой части необходимо доказать свою точку зрения, убедить чтеца в правильности своих суждений. Здесь не стесняйся (но и не переборщи) употреблять вводные слова и словосочетания: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь и так далее. Можешь связывать предложения при помощи конструкций: «Достаточно привести такой пример…», «Подтверждением сказанному может служить тот факт, что…», «Предположим…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…» и подобные. Для доказательств используй личный опыт, примеры из литературы и жизни, данные статистики, мнение авторитетных персон и так далее. Желательно, чтобы основная часть сочинения составляла ⅔ всего объёма работы.

Например: «Я согласен с утверждением, ведь также безгранично люблю свою маму и желаю ей самого лучшего. Знаю, что никогда не найду человека, который будет так бескорыстно любить меня. Благодаря той атмосфере, которую создают мамы в семье, мы увереннее идём в этот огромный мир и несём в него то, что она воспитала в нас. Об этом писали и продолжают писать тысячи поэтов. Они превозносят материнскую любовь, ласку, руки, сердце. В идеале должно быть именно так в каждой семье. Но если брать глобально, то, к сожалению, не все матери готовы делиться лаской с детьми и вообще воспитывать их. Я говорю о тех случаях, когда сыновей и дочерей оставляют в детских домах, или чего хуже — в урнах. Когда …»

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Рекомендации по составлению плана

Советуем сделать еще несколько «узелков на память», которые сослужат хорошую службу при написании плана:

  1. Перед составлением плана нужно вникнуть в тему и подумать, какой ключевой тезис выдвинуть (если он не заявлен темой) и какие аргументы для его доказательства или опровержения есть в произведении.

  2. Не нужно делать слишком детальный план, в нем стоит отобразить только основные моменты.
  3. Не всегда получается сразу придумать название для заключительной части, так как она выплывает из содержания. Можно обозначить этот пункт плана словом «выводы».
  4. Заключительный пункт можно сформулировать на основе ключевого тезиса. Например, к тезису «Существует ли женская дружба (по роману…)?» можно составить заключительный пункт «В чем секрет женской дружбы».
  5. Предпочтительнее для сочинения рассуждения сложный план, так как он точно отображает структуру рассуждения.

При оформлении сложного плана можно использовать римские и арабские цифры (образец сверху) или арабские цифры (для пунктов) и маленькие буквы со скобками (для подпунктов).

Признаки эссе

1

Небольшой объём

Вообще, конечно, каких-то определённых границ в плане объёма для эссе нет. Но рекомендуется писать эссе, что и делается практически всегда, объёмом от трёх до семи страниц печатного текста (компьютерного). Но, к примеру, во многих университетах России разрешается писать эссе объёмом до десяти страниц (машинописный текст), а в Гарвардской школе бизнеса эссе вообще пишут лишь на двух страницах.

2

Конкретика темы и субъективность трактовки

В любом эссе всегда присутствует конкретная тема. Поэтому эссе по определению не может рассматривать обширные темы, содержать большое количество идей и должно отражать и развивать только одну мысль или отвечать на один вопрос.

3

Свободная композиция

В эссе не должно присутствовать абсолютно никаких формальных рамок. Зачастую многие работы в жанре эссе построены отнюдь не на законах логики, а подчинены неким произвольным ассоциациям и могут даже быть выстроены по принципу «Всё наоборот».

4

Непринуждённость повествования

Работая над эссе, автор обязательно должен придерживаться доверительной манеры общения с читателем, избегать сложных, излишне строгих, неясных формулировок, а также свободно владеть темой, уметь показать её с разных ракурсов, чтобы предъявить читателю разносторонний взгляд на рассматриваемую проблему, которая станет основой его будущих размышлений.

5

Использование парадоксов

Во многих случаях эссе рассчитано на то, чтобы вызвать у читателя удивление. Некоторые специалисты даже считают это условие обязательным. Отправной точкой для размышлений читателя может стать какой-либо афоризм, парадокс, яркое высказывание, способное столкнуть друг с другом две взаимоисключающие мысли (утверждения) и т.п.

6

Смысловая целостность

Это как раз один из парадоксов эссе: отличающееся свободной композицией и субъективностью изложения произведение наряду с этим обладает внутренней смысловой целостностью, т.е. согласованностью основных тезисов и утверждений автора, гармонией ассоциаций и аргументов и непротиворечивостью суждений.

7

Ориентация на разговорную речь

Эссе должно быть ориентировано на понятную каждому человеку разговорную речь, но не должно содержать шаблонных фраз и выражений, легкомысленной окраски, сленга или жаргона. Повествование должно быть простым, но воспринимаемым достаточно серьёзно.

Отличительные признаки

Как понять, что перед нами эссе:

есть определенный вопрос или тема. Из текста не следует, что разбирается сразу несколько вопросов — в противном случае это уже сочинение;

автор делится собственными соображениями и впечатлениями по отдельному поводу, не претендует на истинность и единственно правильную и полную точку зрения;

в тексте есть новый субъективный взгляд на вещи

Не важно, к какому типу относится работа: философскому, историко-биографическому, публицистическому и др.;

акцент на личности автора, его чувствах, мыслях и мировосприятии. Не столько важно, кем является автор, сколько то, что он думает.

Основные требования к сочинению

Для начала следует рассмотреть обязательные правила составления сочинения. Их следует соблюдать как основу, тогда успех текста гарантирован:

  • Соответствие выбранной теме. Не должно быть отступления от заданной сначала проблематики. Нельзя писать вводную часть, например, о пользе медоносных пчёл для человека, а закончить загрязнением воздуха на планете.
  • Логика мысли и рассуждений. Мысль на протяжении всего текста должна быть последовательна, прослеживаться причинно-следственная связь, сохраняться композиция сочинения, состоящая из введения, основной части и заключения.
  • Единая стилистика. Не должно быть несколько стилей в одном сочинение. Нельзя употреблять сленг, просторечные высказывания, если того не требует тематика.
  • Доказательность мысли. Любой тезис, выдвигаемый в тексте, должен быть подтверждён литературным аргументом, с указанием автора и названия используемого произведения.

Составьте план сочинения

Совет, набивший всем оскомину с детства. Однако, как бы мы ни отрицали, следует признать: без четкого плана действительно ничего не работает. Как же он должен выглядеть?

  1. Вступление. Здесь можно рассказать детали из биографии автора или историю создания произведения, затронуть исторический контекст или упомянуть о других произведениях, повествующих о данной проблеме.
  2. Постановка проблемы. Плавно подведя вступление к этой части, обозначьте проблему, заявленную в теме сочинения и отображенную в произведении.
  3. Комментарий к проблеме. Здесь следует указать, какое место проблема занимает в тексте и в современном обществе.
  4. Позиция автора. Для того, чтобы осветить этот пункт, необходимо ознакомиться не только с литературной критикой, но и с историческими пособиями. Только полное понимание контекста поможет вам как можно точнее составить представление об авторе и его произведении.
  5. Собственное мнение. Здесь рекомендуется выразить ваш взгляд на данную проблему. Однако не стоит посвящать этой части сочинения слишком много места и времени.
  6. Литературные аргументы. Вспоминаем произведения со схожей проблематикой, выстраиваем связи и логические цепочки.
  7. Заключение. Обобщаем сказанное и подводим итоги.

Критерии оценивания, или как получить незачёт

Чтобы получить зачёт за всё сочинение, необходимо получить зачёт по трём критериям: «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» — в обязательном порядке, а также по одному из других критериев.

Соответствие теме

Здесь проверяют содержание сочинения. Главное — отвечать на вопрос, поставленный в теме, размышлять над проблемой, обозначенной во вступлении.

Незачёт ставится, если сочинение не соответствует теме, нет ответа на поставленный вопрос, нет ясной цели высказывания.

Типичные ошибки

  • Непонимание формулировки темы и, как следствие, — несостоятельная аргументация.
  • Нарушение логики, перескакивание с темы на тему.
  • Неумение сформулировать главную мысль, выдвинуть тезис.

Аргументация. Привлечение литературного материала

Этот критерий позволяет оценить, умеете ли вы строить рассуждение и доказывать свою позицию. Кроме того, так проверяют ваш литературный багаж. Для аргументации используйте художественные произведения, публицистику, мемуары, научную литературу и даже устное народное творчество, за исключением малых форм. Можно брать как отечественных, так и зарубежных авторов.

Требуется не менее двух аргументов. Они могут быть из одного произведения.

Незачёт ставится, если:

  • аргументов нет или они не подтверждают ваш тезис;
  • в аргументе существенно искажается содержание текста;
  • аргумент не подтверждён конкретными примерами, есть только упоминание произведения.

Типичные ошибки

Фактические ошибки — искажение содержания произведения, неправильные исторические даты или имена героев и т. п.

Композиция и логика рассуждения

Здесь оценивается, насколько хорошо вы умеете выстраивать свои мысли.

Незачёт ставится, если:

  • части сочинения не связаны друг с другом;
  • в предложениях допущены логические ошибки;
  • отсутствует тезисно-доказательная часть;
  • вы доказываете несуществующий тезис;
  • вы перескакиваете с мысли на мысль.

Типичные ошибки

  • Отсутствие смысловых связей между частями сочинения.
  • Отсутствие связи между вступлением и заключением. Внимательно следите, чтобы тезис из начала сочинения имел вывод в конце.

Качество письменной речи

Этот критерий оценивает, насколько хорошо вы умеете излагать свои мысли письменно.

Незачёт ставится, если:

  • есть речевые ошибки;
  • вы не понимаете лексическую сочетаемость слов;
  • употребляете слова не в том значении.

Типичные ошибки

  • Неправильно употреблённые слова, например, не в том значении.
  • Обильное использование канцеляризмов, речевых штампов.
  • Неуместное использование эмоционально окрашенных слов или синтаксических конструкций. Например, слова «ужасный», «замечательный», множество вопросительных или восклицательных знаков, многоточий.
  • Немотивированное использование просторечных или устаревших слов.
  • Использование слов-паразитов.
  • Смешение лексики разных исторических эпох.
  • Плеоназмы: употребление лишних слов.
  • Тавтология: повторение или двойное употребление близких по смыслу слов, однокоренных слов.
  • Необоснованный пропуск слова.
  • Неправильный порядок слов, который приводит к неверному пониманию предложения.

Незачёт ставится, если на 100 слов допущено более 5 ошибок любого вида — и пунктуационных, и орфографических.

Вывод

Вывод — итог ваших рассуждений. Он не требует большего объема и представляет собой перефразированное собственное мнение.

Клише

  1. Подводя итог всему вышесказанному, стоит обязательно отметить, что…
  2. Все вышесказанное даёт возможность сделать следующие выводы:
  3. Хочется верить, что читатели задумаются над данной проблемой…изменят мнение по поводу…
  4. Таким образом, мы делаем вывод о том, что…

Пример

Таким образом, моральная стойкость и человечность в трудных ситуациях — важнейшие человеческие качества, поистине достойные уважения.

Структура сочинения-рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис.2. Аргумент 1 + пример + комментарий.3. Аргумент 2 + пример + комментарий.4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему…

В предложении № … автор говорит о том, что… (или)

3. Аргумент 2

4. Заключение

Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 9.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла». 

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с  детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом

Структура сочинения (задание 9.2)

  1. Вступление. Рассуждение о смысле высказывания
  2. Первый пример и его роль в тексте
  3. Второй пример и его роль в тексте
  4. Вывод

Вступление

Действительно…

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Основная часть

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .

Пример можно найти в предложении № …

Рассмотрим предложение… В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Заключение

Таким образом, итак, в заключение, как видим…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что…

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

  • https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/08/09/rechevye-klishe-dlya-sochineniya-ege
  • https://4ege.ru/russkiy/3001-rechevye-klishe-po-russkomu-yazyku-k-sochineniyu.html
  • https://shkolnaiapora.ru/sochinenie/klishe-dlya-itogovogo-sochineniya
  • https://litrekon.ru/podgotovka/k-ege/klishe-i-shablony-dlya-sochineniya/
  • https://www.prodlenka.org/stati-obr/blog-uchitelja/2231-klishe-dlya-napisaniya-sochineniya-oge—2020-92-i-93

Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей:

I. Вступление – формулировка темы. Вступление занимает первый абзац. Оно должно быть чётким и лаконичным.II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения. Основная часть состоит и четырёх абзацев, в которых вы приводите примеры из литературных произведений, рассуждаете по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис – литературный аргумент- мини-вывод.III. Заключение – обобщение ваших мыслей. Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению. Предлагаем вашему вниманию клише, которые помогут последовательно изложить мысли в сочинении.

Часть сочинения Клише Вступление С давних времён люди задумывались над вопросом … Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …? Для чего нужно…? (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль). Я считаю, что… На мой взгляд, …. Переход от вступления к основной части Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы. Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы. В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы. Основная часть Тезис Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, … Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы. Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) … Аргумент Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) … Вспомним произведение (название и ФИО автора) ..

Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) … Автор повествует о … Писатель описывает… Писатель рассказывает о … В этом произведении в центре стоит… Главный герой (героиня) … Мини-вывод Автор считает, что… Поэт думает, что… Писатель обращает внимание читателя (на что?) … Автор акцентирует внимание (на чём?), детально описывая (кого? что?) … Переход ко второму литературному примеру Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора) Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения)

Заключение Таким образом, можно сделать вывод: … Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать… Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что… В заключение хочется отметить… В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно … Мне бы хотелось верить, что… Хотелось бы, чтобы люди задумались… Давайте будем….

Для примера обратимся к теме, предложенной для написания учащимся в 2017 году.

Одна из тем звучала следующим образом: «Какой поступок можно назвать бесчестным?»Для начала следует написать план сочинения.I. Вступление.Тема сочинения представлена в форме вопроса, поэтому начать свою работу в данном случае легче всего именно с постановки этого вопроса. Например: Какой поступок можно назвать бесчестным? Я считаю, что каждый из нас хотя бы раз задумывался над этим вопросом. На мой взгляд, бесчестным поступком можно считать … (далее следует мысль, которую в дальнейшем вам необходимо будет доказать). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.II. Основная часть.Сначала вам необходимо определить, какие художественные произведения подходят для доказательства темы. Можно обратиться к примерам из произведений школьной программы – «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Затем следует написать тезисный план основной части сочинения. Он должен выглядеть примерно так: А) Честь и бесчестие в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Дуэль Петра Гринёва и Швабрина. Б) Захват Белогорской крепости Пугачёвым. Измена Швабрина. В) Честь и бесчестие в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Взаимоотношения Печорина и Грушницкого. Г) Дуэль Печорина и Грушницкого.III. Заключение.В последнем пункте своего сочинения вы резюмируете свои мысли, можно воспользоваться одним из клише, процитировать чьи-то мудрые слова и построить на них заключительные размышления. Например, можно обратиться к следующим словам: «Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер) «Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец». (У. Шекспир)После написания плана сочинения приступайте непосредственно к написанию самой работы. Не забывайте о критериях проверки сочинения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector